НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область) от 25.04.2018 № 12-92/2018

Дело №12-92/2018

Р Е Ш Е Н И Е

25 апреля 2018 года г. Магнитогорск

Судья Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области Чухонцевой Е.В.

при секретаре Кириковой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мамзиковой Ольги Викторовны на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области от 12 марта 2018 года,

У С Т А Н О В И Л:

18 января 2018 года государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок №1 Фоменко М.М., в отношении Мамзиковой О.В, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ (л.д. 2-4)

Постановлением по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 3 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска от 12 марта 2018 года Мамзикова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 300 рублей (л.д. 86-91).

Мамзиковой О.В. подана жалоба на указанное постановление (л.д. 94-96).

В обоснование доводов жалобы ссылается, что обжалуемое постановление является незаконным и подлежит полной отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению, поскольку при рассмотрении дела мировым судьей неправильно применены нормы действующего законодательства и не были исследованы по существу все юридически значимые обстоятельства дела. Считает, что мировым судьей неправильно применены нормы действующего законодательства и как следствие, сделан неправильный вывод о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Согласно п. 4 ст. 310 НК РФ налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода предоставляет информацию о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения. Согласно п.1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

В целях налогообложения прибыли налоговым агентом признается российская организация, выплачивающая доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в РФ, предусмотренные п. 1 ст. 309 НК РФ (п. 4 ст. 286, п. 1 ст. 310 НК РФ). Согласно п. 1.1. Приказа ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@ налоговый расчет о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов) составляется и представляется в соответствии со ст. 80, п. 1 ст. 289, а также п. 4 ст. 310 НК РФ налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций, выплачивающими иностранным организациям доходы от источников в Российской Федерации. В случае выплаты иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в РФ, дохода, не предусмотренного п. 1 ст. 309 НК РФ. объекта налогообложения по налогу на прибыль не возникает (ч. 2 ст. 247, ст. 309 НК РФ).

Соответственно, российская организация, выплачивающая такие доходы, не признается налоговым агентом в отношении указанных видов доходов и как следствие, у нее отсутствует обязанность по заполнению и представлению налогового расчета в отношении таких доходов. В случае если на основании п. 2 ст. 309 НК РФ на российскую организацию не возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога в отношении выплаченных иностранной организации доходов, у нее отсутствует обязанность по представлению сведений, указанных в п. 4 ст. 310 НК РФ. Указывает, что доход, выплаченный обществом иностранной компании, не предусмотрен п.1 ст.309 НК РФ, следовательно, объекта налогообложения по налогу на прибыль в данном случае не возникает, а ОАО «ММК-Метиз» в силу вышеуказанных норм не является налоговым агентом.

Согласно п. 2 ст. 309. НК РФ на ОАО «ММК-Метиз» в данном случае не возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога в отношении выплаченных иностранной организации доходов, у общества отсутствует обязанность по заполнению и представлению налогового расчета. Соответственно, должностное лицо Общества в полномочия которого входит обязанность по представлению сведений в налоговый орган не может быть привлечено к ответственности ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Считает, что судом при рассмотрении дела конкретные обстоятельства дела не сопоставлены с требованиями налогового законодательства об отсутствии у Общества обязанности, а как следствие у должностного лица Общества по предоставлению сведений в налоговый орган в силу п. 2 ст. 309 в связи с отсутствием в данном случае статуса налогового агента, соответственно, в ее действиях отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст 15.6 Ко АП РФ.

В связи с чем, просит постановление мирового судьи судебного участка № 3 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска от 12.03.2018г. по делу об административном правонарушении отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении (л.д. 94-96).

В судебном заседании лицо, привлеченное к административной ответственности, Мамзикова О.В., доводы жалобы поддержала.

Защитник Мамзиковой О.В. – Чернева О.А., действующая на основании устного заявления, занесенного в протокол судебного заседания, позицию Мамзиковой О.В., поддержала, полагала, что постановление мирового судьи судебного участка № 3 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска от 12 марта 2018 года необходимо отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении –государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок №1 Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области извещен, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, считает, что оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется исходя из следующего.

В соответствии с ч.1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

В судебном заседании установлено, 18 января 2018 года государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № 1 Фоменко М.М. составлен протокол № 247 в отношении ведущего бухгалтера группы налогового учета ОАО «ММК-Метиз» Мамзиковой О.В. по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ (л.д.2-4).

Как следует из указанного протокола Мамзикова О.В. нарушила сроки предоставления документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области, а именно срок представления налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за 4 месяца 2017 года – 29 мая 2017 года (л.д. 2-4).

В соответствии с п.п.4 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны предоставлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п.п.4 п.3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговый расчет составляется в отношении выплат, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, и предоставляется в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента по окончании соответствующего отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов ст. 289 НК РФ.

В соответствии с п.3 ст. 80 НК РФ, налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ, отнесенные к категории крупнейших, предоставляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленном государственными органами и органами местного самоуправления служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов и сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления т своевременность уплаты налогов и сборов.

Приказом ФНС России от 31 июля 2014 года № ММВ-7-6/398@ установлен порядок предоставления налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Приказом ФНС России от 24 декабря 2007 года № ММ-3-13/693@ утверждены форматы предоставления налоговых деклараций, расчетов (уточненных налоговых деклараций, расчетов) в электронном виде.

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью 2 НК РФ применительно к конкретному налогу (абз.5 п.1 ст. 80 НК РФ).

Статьей 285 НК РФ, установлены отчетные периоды.

Согласно п.1 ст. 289 НК РФ налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты.

Согласно п.3 ст. 289 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

В соответствии с п. 4 ст. 310 НК РФ налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для предоставления налоговых расчетов ст. 289 НК РФ, представляет информацию о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В ходе судебного заседания Мамзиковой О.В. – защитником Черневой О.А., утверждалось, что у ОАО «ММК-Метиз» отсутствовала обязанность по предоставлению налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержаний налогов за 4 месяца 2017 года.

Данные доводы были предметом исследования в ходе рассмотрения дела об административном правонарушения мировым судьей, указанным доводам дана надлежащая правая оценка, с которой судья второй инстанции соглашается. Иных оснований в жалобе не приведено.

Согласно п. 1 ст. 309 НК РФ перечислены виды доходов, полученных иностранной организацией, не связанные с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, и которые относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, на основании положения п. 1.1 ст. 309 НК РФ.

При этом п. 2 ст. 309 НК РФ предусмотрено, что доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 настоящего Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Следовательно, доходы иностранной организации, указанные в п. 2 ст. 309 НК РФ, в Российской Федерации налогом не облагаются, но при этом признаются доходами от источников в Российской Федерации, то есть расчет должен быть представлен в соответствии с Приказом ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7-3/115@.

<данные изъяты>

Предметом договора <данные изъяты> является оказание услуг ТОО «Торговый дом ММК-КАЗАХСТАН», связанных с транзитными железнодорожными перевозками грузов, следующих транзитом, а также экспортно-импортных грузов по территориям иностранных государств. При этом в соответствии с п. 1.1. Договора Агент (ТОО «Торговый дом ММК-КАЗАХСТАН») обязуется за вознаграждение, от своего имени, но за счет Принципала (ОАО «ММК-Метиз») выполнить услуги связанные с транзитными железнодорожными перевозками грузов, следующих транзитом, а также экспортно-импортных грузов по территориям иностранных государств. Из чего следует, что услуги оказывались на территории Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения по части 1 статьи 15.6 КоАП РФ образуют случаи непредставления, несвоевременного, неполного представления либо представления искаженных сведений (документов и информации) налогоплательщиками, за исключением указанных в ч. 2 настоящей статьи, но только в случаях, когда обязанность по представлению этими субъектами сведений в налоговые органы и порядок их предоставления прямо предусмотрены в НК РФ.

Установлено, что Мамзикова О.В. в силу своей должностной инструкции, имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ей не были приняты все зависящие от неё меры по их соблюдению.

Должностное лицо – Мамзикова О.В. обязана была предоставить указанную отчетность в налоговые органы.

В рамках проводимой проверки налоговым органом в отношении юридического лица, в случае обнаружения нарушений, налоговые органы вправе решать вопрос о привлечении к ответственности в том числе должностных лиц.

Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание назначено Мамзиковой О.В. в минимальном размере. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении допущено не было.

Срок привлечения к административной ответственности не истек. Постановление о привлечении Мамзиковой О.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка №3 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска от 12 марта 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении Мамзиковой Ольги Викторовны по ч.1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Мамзиковой Ольги Викторовны – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано в порядке надзора в соответствии со ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья: