НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область) от 10.04.2019 № 2А-1231/19

Дело № 2а-1231/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2019 года Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Макаровой О.Б.,

при секретаре Масловой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Челябинской области к ФИО1о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 16 по Челябинской области (далее по тексту – МИФНС России № 16 по Челябинской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций. В обоснование иска указано, что административный ответчик стояла на налоговом учете в Межрайонной ИФНС № 16 по Челябинской области в качестве налогоплательщика страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование в период с <дата обезличена> года по <дата обезличена> года, однако по сроку <дата обезличена> задолженность по страховым взносам не погашена. Просит взыскать с ФИО1 страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с <дата обезличена> года: налог в размере 2 235 руб. 36 коп., пени в размере 10 руб. 97 коп. за период с <дата обезличена> по <дата обезличена>; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии: налог в размере 11 395 руб. 97 коп., пени в размере 55 руб. 94 коп. за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> (л.д. 3-4).

Представитель административного истца МИФН России № 16 по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил (л.д. 44).

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что предпринимательскую деятельность не осуществляла, доход не получала, находилась в декрете со вторым ребенком, в настоящее время находится в декрете с третьим ребенком.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившгося представителя административного истца.

Заслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность страхователей своевременно и в полном объеме уплачивать установленные страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов, закреплена в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральном законе от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего до 01.07.2017 года.

С 01 января 2017 года Федеральный закон N 212-ФЗ признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ), вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

С 01 января 2017 года вопросы уплаты страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).

Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: в т.ч. индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2011 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Согласно абзацу 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

Частью 5 статьи 432 НК РФ предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Согласно части 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 с <дата обезличена> года являлась индивидуальным предпринимателем, указанная деятельность прекращена <дата обезличена> года (л.д. 15-17)

Таким образом, индивидуальный предприниматель ФИО1 являлась плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в период с <дата обезличена> года по <дата обезличена> года.

Межрайонная ИФНС № 16 по Челябинской области исчислила налогоплательщику страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за период <дата обезличена> года по <дата обезличена> года в размере 11 395,97 руб. Данная сумма зафиксирована в требовании № <номер обезличен>, также на данную сумму рассчитана пеня в размере 55,94 руб. за период с <дата обезличена> по <дата обезличена>

Кроме того за указанный период ФИО1 были начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 2 235 руб. 36 коп. и в связи с несвоевременно уплатой указанных страховых взносов начислены пени в размере 10 руб. 97 коп. за период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, что отражено в требовании № <номер обезличен> (л.д. 8)

<дата обезличена> года в адрес административного ответчика направлено требование № <номер обезличен> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на <дата обезличена> года в общем размере 13 698 руб. 24 коп. Установлена обязанность погасить имеющуюся задолженность в срок до <дата обезличена> года (л.д. 8, 9-10).

Доказательств исполнения административным ответчиком требования в добровольном порядке в материалах дела не имеется.

В судебном заседании административный ответчик подтвердила, что до настоящего времени страховые взносы и пени она не оплатила.

Судом проверен расчет страховых взносов и пени, указанный расчет соответствует требованиям главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений.

Вместе с тем в судебном заседании административным ответчиком указано, что предпринимательскую деятельность она не осуществляла, находилась в декретном отпуске по уходу за ребенком.

Из копии паспорта ФИО2 следует, что на ее иждивении находятся сыновья А.А.К. ., <дата обезличена> года рождения, А.С.К. , <дата обезличена> года рождения.

Статьей 430 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2017 году) предусмотрено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.

Из системного анализа указанных выше норм права следует, что ФИО1 освобождена от уплаты страховых взносов за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> (до достижения ее ребенком А.С.К. возраста полутора лет).

За период с <дата обезличена> года по <дата обезличена> года ФИО1 обязана оплатить страховые взносы, при этом доводы, что она не осуществляла предпринимательскую деятельность и не получала доход, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм права.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях применительно к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, указал, что, учитывая цели обязательного пенсионного страхования и социально-правовую природу страховых взносов, их предназначение, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, оно направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из ее статьи 39 (часть 1), тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 1009-О-О и от 23 сентября 2010 года N 1189-0-0).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 12 апреля 2005 года N 164-О и в Определении от 12 мая 2005 года N 210-О, признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, то есть в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.

Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и других. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и тому подобного, равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

На основании изложенного, с административного ответчика подлежит взысканию задолженность за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> года по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с <дата обезличена> года в размере 1 100 руб. 61 коп., из расчета 76,50 руб. (6 дн. в <дата обезличена>) + 765,00 руб. (<дата обезличена> + 259,11 руб. (<дата обезличена>),

- пени в размере 5 руб. 40 коп. за период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, из расчета: 1 100,61 * 7,75% / 300 * 19 дн.;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 5 610 руб. 97 коп., из расчета 390,00 руб. (6 дн. в <дата обезличена>) + 3900,00 руб. (<дата обезличена>) + 1 320,97 руб. (21 дн. в <дата обезличена>),

- пени в размере 27 руб. 54 коп. за период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, из расчета: 5 610,97 * 7,75% / 300 * 19 дн.

В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного ответчика следует взыскать государственную пошлину в размере 400 руб. в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.114, 175, 178-180, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Челябинской области удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированной по адресу: <адрес обезличен> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Челябинской области задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с <дата обезличена> года: налог в размере 1 100 руб. 61 коп., пени в размере 5 руб. 40 коп. за период с <дата обезличена> по <дата обезличена>; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии: налог в размере 5 610 руб. 97 коп., пени в размере 27 руб. 54 коп. за период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, в остальной части требований отказать.

Взыскать с ФИО1в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.

Председательствующий: