НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область) от 31.08.2022 № 2А-3708/2022

66RS0006-01-2022-003564-48

2а-3708/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 31 августа 2022 года

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Агафоновой А. Е., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области к ВасИ. И. В. в лице законных представителей Рябовой Е. С., Васильева В. В. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ВасИ. И. В. в лице законных представителей Рябовой Е. С., Васильева В. В. о взыскании задолженности в размере 111 124 рублей 87 копеек, в том числе по земельному налогу за 2019 год в размере 101 975 рублей 96 копеек, пени – 131 рубля 70 копеек, по налогу на имущество за 2019 год в размере 9 007 рублей, пени – 10 рублей 21 копейки, указав, что ВасИ. И. В. имеет в собственности недвижимое имущество: здание керамического и растворного цеха, расположенное по адресу: Свердловская область, < адрес >, кадастровый < № >, дата регистрации права 16.08.2016; здание ремонтно-строительного цеха с лесопильным участком, расположенное по адресу: Свердловская область, < адрес >, кадастровый < № >, дата регистрации права 16.08.2016; железнодорожный тупик, расположенный по адресу: Свердловская область, < адрес >, кадастровый < № >, дата регистрации права 16.08.2016. Налоговым орган исчислен налог на имущество физических лиц за 2019 год.

Также ВасИ. И. В. имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, < адрес >, кадастровый < № >, дата регистрации права 16.08.2016. Инспекцией исчислен земельный налог за 2019 год.

Административному ответчику посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» было направлено налоговое уведомление < № > от 03.08.020 об уплате налогов. В указанный в уведомлении срок налоги в бюджет не уплачены. В связи с неуплатой налогов начислены пени за период с 02.12.2020 по 09.12.2020. В связи с неуплатой задолженности ответчику посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» было направлено требование < № > от 10.12.2020, срок уплаты по требованию установлен до 12.01.2021.

Согласно выписке из программного комплекса «АИС Налог-3 ПРОМ» о состоянии расчета с бюджетом налогоплательщика по земельному налогу, 25.04.2022 налоговым органом принято решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в размере 130427 рублей 04 копеек в счет погашения недоимки, из которой в счет погашения задолженности за 2019 год зачтена сумма в размере 14231 рубля 04 копеек, в связи с чем сумма задолженности по земельному налогу за 2019 год составляет 101975 рублей 96 копеек, пени – 131 рубль 70 копеек.

Инспекция своевременно обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. 25.03.2021 мировым судьей вынесен судебный приказ. 21.01.2022 мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л. д. 53), в письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает (л. д. 87).

Административный ответчик ВасИ. И. В., его законные представители Рябова Е. С., Васильев В. В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л. д. 74-79), о причинах неявки суд не уведомлен.

На основании определения от 31.08.2022, вынесенного с учетом положений ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола, в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы административных дел, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

На основании ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Согласно п. 3 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В соответствии с п. п. 1, 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

П. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено исчисление суммы налога на имущество физических лиц налоговыми органами.

В соответствии с п. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Судом установлено, что налоговое уведомление < № > от 03.08.2020 об уплате в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, земельного налога за 2019 год в размере 116 207 рублей, налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 9 007 рублей (л. д. 18-20) направлено истцом ответчику посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» и получено им 25.09.2020 (л. д. 21).

В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В материалах дела содержится представленное истцом требование < № > по состоянию на 10.12.2020 об уплате земельного налога за 2019 год в размере 116 207 рублей и пени в размере 131 рубля 70 копеек, налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 9 007 рублей и пени в размере 10 рублей 21 копейки со сроком исполнения до 12.01.2021 (л. д. 22-23). Данное требование направлено истцом ответчику посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» и получено им 10.12.2020 (л. д. 24).

В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно абз. 1, 3, 4 п. 1, абз. 1 п. 2, абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в юридически значимый период), в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В требовании установлен срок исполнения 12.01.2021, следовательно, заявление о взыскании указанной в нем недоимки, задолженности по пеням должно быть подано не позднее 12.07.2021.

Заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ВасИ. И. В. в лице его законного представителя Васильева В. В. задолженности по указанным налогам и пени, как следует из отметки на заявлении о вынесении судебного приказа, содержащегося в материалах административного дела №2а-619/2021, было направлено мировому судье 19.03.2021, то есть в пределах установленного шестимесячного срока;

25.03.2021 мировым судьей судебного участка №7 Орджоникидзевского судебного района г. Екатеринбурга вынесен судебный приказ;

21.01.2022 мировым судьей судебного участка №7 Орджоникидзевского судебного района г. Екатеринбурга вынесено определение об отмене судебного приказа от 25.03.2021 (л. д. 11-12);

административное исковое заявление подано в суд 07.07.2022 (л. д. 6-10), то есть в пределах установленного шестимесячного срока.

В силу абз. 1 п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

П. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В силу п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

На основании абз. 1 п. 1, п. 4 ст. 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

На основании п. 1 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Согласно п. 1 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Решением Думы Ачитского городского округа от 18.10.2007 №39 «Об установлении земельного налога на территории Ачитского городского округа» введены на территории Ачитского городского округа земельный налог, порядок уплаты и ставка налога на землю в следующих размерах от налоговой базы земельных участков: 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Как следует из выпискок из Единого государственного реестра недвижимости от 08.08.2022, земельный участок, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для производственных целей, площадью 28142 +/- 143,24 кв. м, кадастровый < № >, расположенный по адресу: Свердловская область, < адрес >, принадлежит с 16.08.2016 на праве собственности ВасИ. И. В.; кадастровая стоимость указанного земельного участка на 01.01.2019 составляет 7747137 рублей 33 копейки (л. д. 54-55, 56-57, 72). Таким образом, земельный налог за 2019 год составил 116 207 рублей (7747137 рублей х 1 доля х 1,5%).

Согласно выписке из программного комплекса «АИС Налог-3 Пром» о состоянии расчета с бюджетом налогоплательщика по земельному налогу, налогоплательщиком уплачен, в том числе в порядке зачета, земельный налог за 2016-2018 годы, 25.04.2022 в порядке зачета в счет погашения задолженности по земельному налогу за 2019 год учтена сумма в размере 14231 рубля 04 копеек, кроме того, 30.06.2022 уплачена сумма в размере 392 рублей 97 копеек (л. д. 26, 27-29, 81-83). Таким образом, взысканию подлежит земельный налог за 2019 год в размере 101582 рублей 99 копеек (116 207 рублей - 14231 рубль 04 копейки – 392 рубля 97 копеек).

В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу п. п. 1, 2 ст. 402, ст. 404 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в юридически значимый период) налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.

Решением Думы Ачитского городского округа от 26.11.2014 < № > «Об установлении на территории Ачитского городского округа налога на имущество физических лиц» (действовавшим до 01.01.2020) были установлены ставки налога на имущество физических лиц на территории Ачитского городского округа в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов).

В соответствии с указанным Решением, ставка налога при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, свыше 500000 рублей составляет 0,6%.

Выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 08.08.2022 подтверждается, что с ВасИ. И. В. с 16.08.2016 на праве собственности принадлежат:

Здание ремонтно-строительного цеха с лесопильным участком, кадастровый < № >, расположенное по адресу: Свердловская область, < адрес > (л. д. 60-61, 66-67, 70),

здание керамического и растворного цеха, кадастровый < № >, расположенное по адресу: Свердловская область, < адрес > (л. д. 58-59, 64-65, 71),

сооружение - железнодорожный тупик, кадастровый < № >, расположенное по адресу: Свердловская область, < адрес > (л. д. 62-63, 68-69, 73).

Таким образом, налог на имущество физических лиц за 2019 год, исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, составил в отношении здания с кадастровым номером < № > – 2713 рублей, в отношении здания с кадастровым номером < № > – 2713 рублей, в отношении сооружения (железнодорожный тупик) с кадастровым номером < № > – 3581 рубль, а всего – 9007 рублей.

Согласно выписке из программного комплекса «АИС Налог-3 Пром» о состоянии расчета с бюджетом налогоплательщика по налогу на имущество физических лиц, налог на имущество физических лиц за 2019 год не уплачен (л. д. 84-86).

На основании абз. 1 п. 3, п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.

Ставка рефинансирования с 02.12.2020 по 09.12.2020 составляла 4,25% годовых.

Пени за неуплату земельного налога за период с 02.12.2020 по 09.12.2020 составили: 116207 рублей х 4,25/300% х 8 дней = 131 рубль 70 копеек,

пени за неуплату налога на имущество физических лиц за период с 02.12.2020 по 09.12.2020 составили: 9007 рублей х 4,25/300% х 8 дней = 10 рублей 21 копейка.

Представленный истцом расчет задолженности по налогам и пени судом проверен и признан обоснованным, доказательств полной либо частичной уплаты налогов и пени, контррасчеты стороной ответчика суду не предоставлены, в связи с чем суммы указанных налогов и пени подлежат взысканию с ответчика.

Сообщением Отдела ЗАГС Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Управления записи актов гражданского состояния Свердловской области от 17.08.2022, родителями ВасИ. И. В., < дд.мм.гггг > года рождения, являются Васильев В. В. и Рябова Е. С. (л. д. 80).

Согласно п. 1 ст. 26 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

П. 2 ст. 27 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Родители являются законными представителями несовершеннолетнего в силу ст. ст. 26, 28 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации.

С учетом приведенных норм, а также ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.03.2008 №5-П, как собственности недвижимого имущества несовершеннолетние обязаны в силу Гражданского кодекса Российской Федерации нести бремя содержания принадлежащего им имущества (ст. 210), включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества (ст. 249), что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов.

В соответствии с ч. 1 ст. 111, ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям. Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Учитывая, что исковые требования удовлетворены частично (99,65%), с ответчика в лице законных представителей в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3410 рублей 39 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 16, 175-180, 290, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области к ВасИ. И. В. в лице законных представителей Рябовой Е. С., Васильева В. В. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени удовлетворить частично.

Взыскать с ВасИ. И. В., проживающего по адресу: < адрес >, в лице законных представителей Васильева В. В., проживающего по адресу: < адрес >, Рябовой Е. С., проживающей по адресу: < адрес >, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области сумму в размере 110 731 рубля 90 копеек, в том числе задолженность по земельному налогу за 2019 год в размере 101 582 рублей 99 копеек, пени – 131 рубля 70 копеек, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 9 007 рублей, пени – 10 рублей 21 копейки, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с ВасИ. И. В., проживающего по адресу: < адрес >, в лице законных представителей Васильева В. В., проживающего по адресу: < адрес >, Рябовой Е. С., проживающей по адресу: < адрес >, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 410 рублей 39 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Судья А. Е. Агафонова