НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область) от 28.09.2022 № 2А-3922/2022

УИД 66RS0006-01-2022-003973-82 Дело № 2а-3922/2022

Мотивированное решение суда изготовлено 28 сентября 2022 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2022 года город Екатеринбург

Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Курищевой Л.Ю.,

при секретаре судебного заседания Жутник Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогу на доходы физических лиц, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области (далее – МИФНС России № 32 по Свердловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности:

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 5 571 рубль 60 копеек (1 процент от дохода, превышающего 300 000 рублей), пени в размере 266 рублей 89 копеек;

по налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН), взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, за 2019 год в размере 26 024 рубля, в размере 19 519 рублей, пени в размере 1 480 рублей 33 копейки;

по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере 28 000 рублей, пени в размере 799 рублей 24 копейки;

пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 918 рублей 34 копейки;

пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 238 рублей 47 копеек;

пени за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД) за 2018-2019 годы в размере 750 рублей 69 копеек.

В обоснование требований указано, что ФИО1 с 12 сентября 2012 года по 05 августа 2020 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и состояла на налоговом учете в МИФНС России № 32 по Свердловской области. Административным ответчиком 28 апреля 2021 года представлена налоговая декларация по УСН за 2019 год, в которой исчислен налог к уплате в размере 26 024 рубля. По результатам камеральной проверки указанной декларации вынесено решение от 07 октября 2021 года о привлечении к штрафу по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 9 109 рублей, доначислен налог по УСН в размере 19 519 рублей. Кроме того, согласно указанной декларации по УСН и декларации по ЕНВД сумма полученного дохода за 2019 год составила 650 609 рублей, что превышает 300 000 рублей, поэтому сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исходя из 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей, составила 5 571 рубль 60 копеек. 19 октября 2021 года ФИО1 представила в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ за 2020 год с суммой полученного дохода в размере 5 816 250 рублей, из которой сумма налоговых вычетов составила 4 875 617 рублей, сумма налога к уплате с учетом удержанного с доходов налога составила 29 169 рублей (40 382 – 11 213). 28 декабря 2021 года уплачена сумма НДФЛ в размере 1 169 рублей, поэтому задолженность по НДФЛ составила 28 000 рублей. Кроме того, ФИО1 начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2020 год, ЕНВД. В связи с неуплатой страховых взносов за 2019 год, налога по УСН за 2019 год, НДФЛ за 2020 год административному ответчику были направлены требования об уплате задолженности по страховым взносам, налогам, пени. Поскольку задолженность уплачена не была, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены – в суд с настоящим административным иском.

Представитель административного истца МИФНС России № 32 по Свердловской области представил письменное ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, административный ответчик ФИО1 не явилась в судебное заседание, извещение направлено по адресу регистрации, конверт возвращен в суд по истечении срока хранения, что в силу статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о надлежащем извещении, также ответчик извещена телефонограммой и ознакомилась с материалами дела, с учетом данных о надлежащем извещении участвующих в деле лиц, суд рассмотрел дело в их отсутствие (л.д. 71, 74-77, 79).

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Порядок уплаты и взыскания страховых взносов регламентирован главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу положений статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Согласно пункту 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты (неполной уплаты) индивидуальным предпринимателем страховых взносов в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.

Согласно статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, который определяется в зависимости от дохода плательщика за расчетный период; а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

Так, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период (подпункт 1 пункта 1).

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года (подпункт 2 пункта 1).

Если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (пункт 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката.

Согласно статье 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.

Пунктом 6 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном настоящим пунктом. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Согласно пункту 1 статьи 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Согласно пункту 2 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, и иное не установлено настоящим пунктом и пунктами 2.1, 3 и 4 настоящей статьи. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 4 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 7 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам налогового периода индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 данной статьи).

В силу пункта 1 статьи 207, подпункта 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации с доходов от реализации физическими лицами недвижимого имущества в Российской Федерации подлежит уплате налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).

Пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации установлена налоговая ставка в размере 13 процентов.

В силу пункта 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

В силу пунктов 1, 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов, налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате страховых взносов, налогов.

За несвоевременную уплату налога, страховых взносов налогоплательщик обязан уплатить пени, размер которой определяется статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, страховых взносов, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, страховых взносов, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Материалами дело установлено, что ФИО1 в период с 12 сентября 2012 года по 05 августа 2020 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, 05 августа 2020 года деятельность прекращена в связи с принятием соответствующего решения (л.д. 16-19).

ФИО1 являлась плательщиком ЕНВД, осуществляла деятельность по розничной торговле в нестационарных торговых сетях, площадь которых не превышает 5 квадратных метров (код деятельности – 08) на основании заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД с 20 октября 2014 года, снята с учета в качестве плательщика ЕНВД 16 мая 2020 года.

Кроме того, ФИО1 применяла упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

28 апреля 2021 года административным ответчиком представлена декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2019 год, согласно которой ФИО1 получен доход в размере 2 602 435 рублей, из которого сумма произведенных расходов составила 1 951 826 рублей, сумма минимального налога, подлежащего уплате, составила 26 024 рубля (л.д. 20-22).

Согласно указанной декларации сумма дохода за 2019 год составила 650 609 рублей, исходя из расчета 2 602 435 (доход) - 1 951 826 (расходы).

Кроме того, административным ответчиком представлены налоговые декларации по ЕНВД:

за первый квартал 2019 года с указанием базовой доходности в размере 51 705 рублей, исходя из базовой доходности в месяц в размере 9 000 рублей и корректирующего коэффициента (1.915) (л.д. 23-26);

за второй квартал 2019 года с указанием базовой доходности в размере 51 436 рублей, исходя из базовой доходности в месяц в размере 9 000 рублей и корректирующего коэффициента (1.915) (л.д. 27-30);

за третий квартал 2019 года с указанием базовой доходности в размере 51 705 рублей, исходя из базовой доходности в месяц в размере 9 000 рублей и корректирующего коэффициента (1.915) (л.д. 31-34);

за четвертый квартал 2019 года с указанием базовой доходности в размере 51 705 рублей, исходя из базовой доходности в месяц в размере 9 000 рублей и корректирующего коэффициента (1.915) (л.д. 35-38).

Исходя из вышеуказанных представленных деклараций по ЕНВД, УСН за 2019 год, общая сумма дохода ФИО1 в 2019 году для расчета страховых взносов составила 857 160 рублей (650 609+51705+51436+51705+51705).

Согласно пункту 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход для расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование учитывается следующим образом, в частности для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса (подпункт 3); для плательщиков, уплачивающих налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 настоящего Кодекса (подпункт 4).

При этом, в силу подпункта 6 указанного пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации для плательщиков, применяющих более одного режима налогообложения, - облагаемые доходы от деятельности суммируются.

Положения налогового законодательства, устанавливающие порядок определения дохода для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, приведены выше.

Исходя из положений статьи 346.27 и пунктов 1, 2 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) объектом обложения единым налогом на вмененный доход признается вмененный доход, под которым понимается потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц: по виду предпринимательской деятельности в виде розничной торговли, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 квадратных метров, базовая доходность в месяц составляет 9 000 рублей (пункт 3 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 (устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор) и К2 (корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности). Коэффициент-дефлятор на 2019 год был установлен 1,915 (статья 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации, Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2018 № 595).

Поскольку сумма дохода за 2019 год ФИО1, применяющей два режима налогообложения в виде ЕНВД и УСН, превысила 300 000 рублей, налоговым органом ФИО1 исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1,0 процента суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, то есть 5 571 рубль 60 копеек ((857160-300000)*1%).

Поскольку ФИО1 налог по УСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование от дохода уплачены не были, налоговым органом 31 мая 2021 года через личный кабинет административному ответчику направлено требование < № > от 28 мая 2021 года об уплате налога в связи с применением УСН за 2019 год в размере 26 024 рубля, пени на эту недоимку в размере 1 480 рублей 33 копейки; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 5 571 рубль 60 копеек, пени по страховым взносам в размере 266 рублей 89 копеек; установлен срок для добровольного исполнения требования до 14 июля 2021 года (л.д. 39-42).

Вышеуказанное требование МИФНС России № 32 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке исполнено не было, что послужило основанием для обращения налогового органа 06 сентября 2021 года к мировому судье судебного участка № 4 Орджоникидзевского судебного района города Екатеринбурга с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 Орджоникидзевского судебного района города Екатеринбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 Орджоникидзевского судебного района города Екатеринбурга, от 22 февраля 2022 года судебный приказ от 13 сентября 2021 года по делу № 2а-2644/2021 о взыскании с ФИО1 вышеуказанных сумм задолженности за 2019 год по налогу по УСН, страховым взносам, пени отменен. На основании этого МИФНС России № 32 по Свердловской области 01 августа 2022 года обратилась в суд с настоящим административным иском в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кроме того, ФИО1 начислены пени за несвоевременную уплату ЕНВД за 2018-2019 годы, страховых взносов за 2020 год, через личный кабинет 06 июля 2021 года направлено требование < № > от 05 июля 2021 года об уплате пени по ЕНВД в размере 217 рублей 38 копеек и в размере 533 рубля 31 копейка; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 918 рублей 34 копейки, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 238 рублей 47 копеек; установлен срок для добровольного исполнения требования – до 23 июля 2021 года (л.д. 43-47).

19 октября 2021 года ФИО1 представлена налоговая декларация по НДФЛ за 2020 год, согласно которой ответчиком получен доход в 2020 году от продажи помещения в размере 5 186 250 рублей, сумма налоговых вычетов составила 4 875 617 рублей, налоговая база составила 310 633 рубля, сумма исчисленного налога - 40 382 рубля, из которой удержано из источника выплаты 11 213 рублей и подлежащая уплате сумма налога составила 29 169 рублей (л.д. 48-50).

В связи с неуплатой НДФЛ административному ответчику 19 ноября 2021 года через личный кабинет направлено требование < № > от 16 ноября 2021 года об уплате НДФЛ за 2020 год в размере 29 169 рублей, пени в размере 799 рублей 24 копейки; установлен срок для добровольного исполнения требования до 27 декабря 2021 года (л.д. 51-53).

28 декабря 2021 года уплачена сумма НДФЛ за 2020 год в размере 1 169 рублей, поэтому в административном иске заявлена сумма НДФЛ в размере 28 000 рублей (л.д. 54-55).

Кроме того, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной ответчиком 28 апреля 2021 года декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2019 год.

По результатам проверки составлен акт проверки от 11 августа 2021 года и вынесено решение < № > от 07 октября 2021 года, которым ФИО1 доначислен налог в связи с применением УСН за 2019 год в размере 19 519 рублей и она привлечена к штрафу за неуплату налога по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 9 109 рублей (л.д. 56-62).

В связи с неуплатой по указанному решению налога и штрафа административному ответчику через личный кабинет 11 декабря 2021 года направлено требование < № > от 07 декабря 2021 года об уплате налога по УСН за 2019 год в размере 19 519 рублей, штрафа в размере 9 109 рублей (л.д. 63-64).

Вышеуказанные требования МИФНС России № 32 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения налогового органа 10 февраля 2022 года к мировому судье судебного участка № 1 Орджоникидзевского судебного района города Екатеринбурга с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 Орджоникидзевского судебного района города Екатеринбурга от 29 апреля 2022 года судебный приказ от 17 февраля 2022 года по делу № 2а-786/2022 о взыскании с ФИО1 вышеуказанных сумм задолженности по НДФЛ за 2020 год, налогу по УСН за 2019 год, штрафу, пени отменен. На основании этого МИФНС России № 32 по Свердловской области 01 августа 2022 года обратилась в суд с настоящим административным иском в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Разрешая заявленные требования в части взыскания налога в связи с применением УСН за 2019 год в размере 19 519 рублей, штрафа в размере 9 109 рублей, начисленные по результатам камеральной налоговой проверки декларации, суд приходит к следующим выводам.

В силу пункта 14 статьи 101 и пункта 12 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации неизвещение либо ненадлежащее извещение лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа соответствующих материалов является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения и, следовательно, основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения, вынесенного в отсутствие этого лица по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля.

Такая позиция также изложена в пунктах 40-41 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

При рассмотрении дела установлено, что ФИО1 не была извещена о проведении камеральной налоговой проверки декларации в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год, приняты по результатам проверки акт от 11 августа 2021 года, решение от 07 октября 2021 года также ей не направлялись.

Данное нарушение является существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов проверки, следовательно, принятое решение < № > от 07 октября 2021 года о доначислении налога по УСН, привлечение к штрафу является недействительным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необоснованности доначисления ФИО1 налога в связи с применением УСН за 2019 год в размере 19 519 рублей, и назначении ей штрафа в размере 9 109 рублей, поскольку нарушены существенные условия процедуры проведения проверки, результаты которой признаны недействительными.

На основании изложенного требования административного искового заявления в части взыскания с ФИО1 налога в связи с применением УСН за 2019 год в размере 19 519 рублей, штрафа в размере 9 109 рублей удовлетворению не подлежат.

Разрешая заявленные требования в части взыскания пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2020 год, единого налога на вмененный доход за 2018-2019 годы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией.

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.

При разрешении заявленных требований о взыскании пени, налоговый орган должен доказать взыскана ли недоимка, на которую начислены пени, не утрачена ли возможность ее взыскания.

В соответствии с частью 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Принимая во внимание, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и производны от основного обязательства, в случае утраты возможности взыскания недоимки по налогам, утрачивается и возможность взыскания пени, начисленные на указанную недоимку, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.

Административному ответчику начислены пени за несвоевременную уплату ЕНВД за 2018-2019 годы в размере 750 рублей 69 копеек.

Вместе с тем, административным истцом не представлено доказательств принятия своевременных мер по взысканию с ФИО1 ЕНВД за 2018-2019 годы, не утрачена ли возможность взыскания этой недоимки.

Как следует из представленного расчета пени, суммы ЕНВД уплачены 14 марта 2019 года, 11 июня 2020 года.

Вместе с тем, из представленного расчета невозможно определить на какую сумму недоимки и за какой налоговый период начислены пени по ЕНВД.

При этом, требование об уплате пени по ЕНВД направлено только 05 июля 2021 года.

Налоговым органом не доказана обоснованность начисленных пени по ЕНВД.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для взыскания пени на недоимку по ЕНВД за 2018-2019 годы в размере 750 рублей 69 копеек не имеется, поскольку обоснованность указанных пени не доказана, требования иска в данной части удовлетворению не подлежат.

Кроме того, административному ответчику начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2020 год за период с 21 августа 2020 года по 04 июля 2021 года на обязательное пенсионное страхование в размере 918 рублей 34 копейки, на обязательное медицинское страхование в размере 238 рублей 47 копеек.

Материалами дела подтверждено, что вступившим в законную силу решением Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга от 08 сентября 2021 года по делу № 2а-3423/2021 с ФИО1 взыскана задолженность по страховым взносам за 2020 год на обязательное пенсионное страхование в размере 19 364 рубля 13 копеек, на обязательное медицинское страхование в размере 5 028 рублей 42 копейки (л.д. 113-123).

Поскольку страховые взносы за 2020 год административным ответчиком в установленный законом срок до 20 августа 2020 года (с учетом прекращения статуса индивидуального предпринимателя 05 августа 2020 года) не уплачены (л.д. 107-111), налоговым органом обоснованно начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2020 год за период с 21 августа 2020 года по 04 июля 2021 года.

Расчет пени по страховым взносам судом проверен и является верным (л.д. 46-47).

Срок для обращения в суд о взыскании пени по страховым взносам по требованию < № > от 05 июля 2021 года соблюден с учетом абзаца 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку общая сумма налога, подлежащая взысканию превысила 10 000 рублей при направлении требования от 16 ноября 2021 года < № >.

Судом проверен расчет страховых взносов за 2019 год, исходя из 1 процента суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, исходя из расчета: (857160-300000)*1%=5 571 рубль 60 копеек, и является правильным.

Пени, начисленные на указанную недоимку по страховым взносам, правильно рассчитаны в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, размер которых за период с 03 июля 202 года по 27 мая 2021 года составил 266 рублей 89 копеек, который судом проверен (л.д. 42).

Сумма налога в связи с применением УСН за 2019 год в размере 26 024 рубля, исходя из расчета: 2 602 435*1% является обоснованной, соответствует требованиям вышеизложенного правового регулирования и установленным обстоятельствам.

Пени, начисленные на недоимку по налогу по УСН, правильно рассчитаны в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, размер которых за период с 13 мая 2020 года по 27 мая 2021 года составил 1 480 рублей 33 копейки (л.д. 42).

Приведенный налоговым органом расчет пени является арифметически верным, соответствует действующему законодательству.

Взыскиваемая сумма НДФЛ за 2020 год в размере 28 000 рублей, исходя из расчета: (310633 руб. (налоговая база)*13% (налоговая ставка))-11213 руб. (удержано из источника выплаты)-1169 руб. (оплачено) является обоснованной, соответствует требованиям вышеизложенного правового регулирования и установленным обстоятельствам.

Пени, начисленные на недоимку по налогу по НДФЛ, правильно рассчитаны в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, размер которых за период с 16 июля 2021 года по 15 ноября 2021 года составил 799 рублей 24 копейки (л.д. 53).

Приведенный налоговым органом расчет пени является арифметически верным, соответствует действующему законодательству.

Проанализировав вышеизложенные правовые нормы и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что налоговым органом соблюден порядок направления требований, срок на обращение в суд соблюден, в связи с этим требования административного искового заявления подлежат удовлетворении в части взыскания с ФИО1 задолженности: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 5 571 рубль 60 копеек (1 процент от дохода, превышающего 300 000 рублей), пени в размере 266 рублей 89 копеек; по налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, за 2019 год в размере 26 024 рубля, пени в размере 1 480 рублей 33 копейки; по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере 28 000 рублей, пени в размере 799 рублей 24 копейки; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 918 рублей 34 копейки; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 238 рублей 47 копеек.

Административным ответчиком не представлено в суд доказательств, свидетельствующие об оплате указанной задолженности.

Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению частично.

При удовлетворении административного иска с административного ответчика в силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части требований в размере 2 098 рублей 97 копеек.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

требования административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогу на доходы физических лиц, пени удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, < дд.мм.гггг > года рождения, зарегистрированной по адресу: < адрес >, в доход соответствующего бюджета задолженность в размере 63 298 рублей 87 копеек, из которых задолженность: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 5 571 рубль 60 копеек; по налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год в размере 26 024 рубля; по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере 28 000 рублей; пени в размере 3 703 рубля 27 копеек.

В удовлетворении остальной части заявленных требований - отказать

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 098 рублей 97 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.

Судья (подпись) Л.Ю. Курищева