НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область) от 26.09.2022 № 2А-4279/2022

Мотивированное решение составлено 26.09.2022

УИД66RS0006-01-2022-004408-38

Дело № 2а-4279/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19.09.2022

Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе судьи Хабаровой О.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области к ВасИ. И. В., в лице законных представителей Васильева В. В., Рябовой Е. С., о взыскании задолженности по пени по налогу на имущество, пени по земельному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области (далее – МИФНС России № 32 по Свердловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ВасИ. И.В., < дд.мм.гггг > г.р., в лице законных представителей Васильева В.В., Рябовой Е.С., о взыскании задолженности пени по налогу на имущество за 2017 год в размере 1378 руб. 45 коп., 2018 год в размере 645 руб. 71 коп., пени по земельному налогу за 2017 год в размере 18943 руб. 03 коп., за 2018 год в размере 8 538 руб. 32 коп.

В обоснование требований указано, что ВасИ. И.В. в спорный период являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога, обязанность по уплате которого за 2017 и 2018 годы не была исполнена, в связи с чем, в его адрес было направлено требование об уплате налога и пени, начисленные на сумму недоимки по налогу. Поскольку требование об уплате платежа административным ответчиком исполнено не было, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены, в суд с указанным административным иском.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены были надлежащим образом заказной корреспонденцией, представитель административного истца Сысоева Е.С. просила рассмотреть дело в свое отсутствие, административному ответчику извещение направлено по адресу регистрации, конверт вернулся в суд по истечении срока хранения, что в силу статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о надлежащем извещении.

На основании изложенного, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регламентировано главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 286).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации регулируется главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации (статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации жилой дом, квартира (комната), расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), признаются объектами налогообложения.

В силу статьи 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Учитывая инвентаризационную стоимость объектов имущества, налоговую базу в силу ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации, ставки налогов, установленные на Решение Ачитской городской Думы от 26.11.2014 N 10/79 «Об установлении на территории Ачитского городского округа налога на имущество физических лиц» произведен расчет налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве собственности на каждый из таких объектов).

Согласно материалам административного дела, ВасИ. И.В., < дд.мм.гггг > г.р., является собственником объектов недвижимого имущества:

1) здание керамического и растворного цеха, расположенное по адресу: < адрес >, кадастровый < № >, площадью 660,5 кв.м, дата регистрации права 16.08.2016;

2) здание ремонтно-строительного цеха с лесопильным участком, назначение: нежилое, расположенное по адресу: < адрес >, кадастровый < № >, площадью 972,7 кв.м, дата регистрации права 16.08.2016;

3) железнодорожный тупик, расположенный по адресу: < адрес > Б, кадастровый < № >, площадью 85 кв.м, дата регистрации права 16.08.2016.

4) квартира, расположенная по адресу: < адрес >, кадастровый < № >, дата регистрации права 26.12. 2017.

Расчет налога на имущество физических лиц за 2017 год:

1) 424 513(налоговая база) х1 (доля) х 0,60 (налоговая ставка) х 12/12= 2547 руб.;

2) 424513 (налоговая база) х 1 (доля) х 0,60 (налоговая ставка) х 12/12 = 2547 руб.;

3) 560272 (налоговая база) х 1 (доля) х 0,60 (налоговая ставка) х 12/12 = 3362 руб.

Расчет налога на имущество физических лиц за 2018 год:

1) 441196 (налоговая база) х1 (доля) х 0,60 (налоговая ставка) х 12/12= 2647 руб.;

2) 441196 (налоговая база) х 1 (доля) х 0,60 (налоговая ставка) х 12/12 = 2647 руб.;

3) 582 290 (налоговая база) х 1 (доля) х 0,60 (налоговая ставка) х 12/12 = 3494 руб.

4) 2186214 (налоговая база) х 12 (доля в праве) х 1 (налоговая ставка) х12/12 = 8431 руб.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база по земельному налогу определяется на основании статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 указанного Кодекса.

Земельный налог в соответствии со статьей 397 Налогового кодекса Российской Федерации подлежал уплате налогоплательщиком - физическим лицом на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, в срок в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Согласно сведениям Росреестра, ВасИ. И.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: < адрес > Б, кадастровый < № >, площадью 28 142 кв.м, дата регистрации права 16.08.2016.

Инспекцией произведен расчет земельного налога на основании Решения Думы Ачитского городского округа от 18.10.2007 № 39 «Об установлении земельного налога на территории Ачитского городского округа».

Расчет земельного налога за 2017 год:

7747137 (налоговая база) х 1 (доля) х 1,5 (налоговая ставка) х 1 год = 116207 руб.

Расчет земельного налога за 2018 год:

7747137 (налоговая база) х 1 (доля) х 1,5 (налоговая ставка) х 1 год = 116207 руб.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствие с п. 4 ст. 52 НК Российской Федерации, ВасИ. И.В. направлено налоговое уведомление посредством сервиса «личный кабинет налогоплательщика», что следует из выписки из личного кабинета:

- < № > от 04.07.2018;

- < № > от 03.07.2019. В материалах дела отсутствует доказательства направления налогоплательщику данного уведомления (л.д. 19).

Неисполнение обязанности по уплате налогов явилось основанием для направления Инспекцией административному ответчику требования от 05.03.2021 < № > об уплате задолженности по пени по налогу на имущество, земельному налогу посредством сервиса «личный кабинет налогоплательщика», что следует из выписки из личного кабинета, предоставлен срок для добровольного исполнения до 05.04.2021.

В связи с неуплатой задолженности по налогам, налогоплательщику начислены пени: по налогу на имущество физических лиц за 2017 год за период с 19.12.2018 по 04.03.2021 в размере 1378 руб. 45 коп., по земельному налогу за 2017 год за период с 19.12.2018 по 04.03.2021 в размере 18 943 руб. 03 коп.; по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с 18.12.2019 по 04.03.2021 в размере 645 руб. 71 коп., по земельному налогу за 2018 год за период с 18.12.2018 по 04.03.2021 в размере 8 538 руб. 32 коп.

В отношении задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2017 год, инспекцией предпринимались меры к ее взысканию, по заявлению инспекции мировым судьей судебного участка № 7 Орджоникидзевского судебного района г. Екатеринбурга вынесен судебный приказ № 2а-675/2019 от 13.05.2019.

Определением мировым судьей судебного участка № 7 Орджоникидзевского судебного района г. Екатеринбурга от 17.12.2021 судебный приказ № 2а-675/2019 от 13.05.2019 отменен.

Как установлено судом, после отмены судебного приказа, Инспекция в суд не обращалась с иском о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2017 год.

В отношении задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2018 год, инспекцией предпринимались меры к ее взысканию, по заявлению инспекции мировым судьей судебного участка № 7 Орджоникидзевского судебного района г. Екатеринбурга вынесен судебный приказ № 2а-528/2020 от 20.02.2020, который исполнен Орджоникидзевским РОСП г. Екатеринбурга в полном объеме (исполнительное производство № 47663/20/66006-ИП от 25.05.2020 окончено 31.08.2021).

Требование инспекции административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнено не было, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - в суд с указанным административным исковым заявлением.

Проверяя сроки на обращение МИФНС России № 32 по Свердловской области в суд с требованиями о взыскании недоимки пени по налогу на имущество, по земельному налогу за 2017, 2018 годы, установленные в статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что налоговым органом пропущен срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением о взыскании с ВасИ. И.В. указанной задолженности пени.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд о взыскании обязательных платежей и санкций составляет шесть месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительным причинам срок на обращение в суд может быть восстановлен судом.

При этом указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.

Налоговому органу необходимо было обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа по требованию < № > до 05.10.2021.

Судом установлено и следует из материалов дела, что к мировому судье Инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ВасИ. И.В. задолженности пени за 2017, 2018 годы 28.04.2021.

Определением мирового судьи судебного участка № 7 Орджоникидзевского судебного района города Екатеринбурга от 23.09.2021 судебный приказ № 2а-966/2021 от 28.04.2021 о взыскании с ВасИ. И.В. недоимки пени по налогам за 2017, 2018 отменен.

В суд с настоящим административным иском Инспекция обратилась только 24.08.2022, с пропуском срока.

Ходатайство административным истцом о восстановлении пропущенного срока обращения в суд не заявлено, уважительные причины пропуска срока на обращение в суд с требованиями о взыскании недоимки пени отсутствуют, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для восстановления срока, поскольку никаких уважительных причин, препятствующих своевременному обращению налоговым органом не приведено и судом не установлено.

При этом следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О, согласно которой принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска сроков взыскания недоимки по налогам, сами по себе не свидетельствуют о невозможности своевременного обращения с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. У административного истца имелась реальная возможность обратиться в суд с заявлением о взыскании налогов, пени в установленные законом сроки, никаких исключительных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, не приведено и судом не установлено.

Суд отмечает, что восстановление срока на обращение в суд без каких-либо объективных оснований, препятствующих налоговому органу своевременно обратиться в суд, нарушает права налогоплательщика, который не может быть поставлен в ситуацию недопустимой неопределенности возможностью предъявления в любой момент требования о взыскании с него обязательных платежей и санкций.

Несоблюдение МИФНС России № 32 по Свердловской области установленных налоговым законодательством сроков обращения в суд с административным иском является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области к ВасИ. И. В., в лице законных представителей Васильева В. В., Рябовой Е. С., о взыскании задолженности пени по налогу на имущество физических лиц, пени по земельному налогу за 2017, 2018 годы отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.

Судья О.В. Хабарова