НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область) от 12.07.2022 № 2А-2821/2022

Мотивированное решение составлено 12.07.2022

66RS0006-01-2022-001032-78

2а-2821/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28.06.2022

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Хабаровой О.В., при секретаре судебного заседания Тибатиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Арапова А. С. к Межрайонной ИФНС № 32 по Свердловской области, заместителю начальника инспекции Тропниковой Я. П., государственному налоговому инспектору Елькиной Е. В., главному государственному налоговому инспектору Вербенской О. В. о признании незаконным действий, решения об отказе в предоставлении налоговой льготы, требования об уплате транспортного налога, налогового уведомления, возложении обязанности,

установил:

Арапов А.С. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС № 32 по Свердловской области, заместителю начальника инспекции Тропниковой Я.П., государственному налоговому инспектору Елькиной Е.В., главному государственному налоговому инспектору Вербенской О.В. о признании незаконным действий, решения об отказе в предоставлении налоговой льготы по заявлению от 26.10.2020, требования об уплате транспортного налога (налогового уведомления < № > от 17.01.2022), требования < № > от 06.02.2020, возложении обязанности произвести необходимый перерасчет налоговых начислений, внести сведения о налоговых льготах.

В обоснование требований указано, что 03.02.2022 Арапов А.С. получил почтой письмо из налогового органа от 19.01.2022 «Об уточнении информации», подписанное заместителем начальника инспекции Тропниковой Я.П., исполнителем указана Елькина Е.В., из которого следует, что он является действующим сотрудником органов внутренних дел. Ему могла быть назначена пенсия по выслуге лет с 01.09.2015, но таким правом он не воспользовался. В порядке, установленном п. 9.4 ст. 85 Налогового Кодекса был направлен запрос о дате, с которой ему могла быть назначена пенсия в соответствие с законодательством Российской Федерации, действующим на 31.12.2018, в полученном ответе информация о том, что пенсия в соответствие с законодательством Российской Федерации, действующим на 31.12.2018, могла быть назначена, отсутствует в связи с чем, льгота ему не может быть предоставлена по пп.10 п. 1 ст. 407 Кодекса, ст. 4 Областного закона № 43-ОЗ от 29.11.2000 «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области», произведен перерасчет транспортного налога физических лиц, сформировано налоговое уведомление на сумму 1 006 руб. за 2020 < № > от 17.01.2022, который подлежит оплате в установленный законодательством срок, не позднее 01.12.2022. Арапову А.С. выставлено требование < № > по состоянию на 06.02.2020 в размере 1 876 руб.28 коп. по налогу на имущество физических лиц на 02.12.2019 и пени, исполнителем по которому указана Вербенская О.В. Считает действия сотрудников Инспекции незаконными, нарушающими права административного истца, поскольку Арапов А.С., действующий сотрудник УМВД Российской Федерации по г. Екатеринбургу, на основании п.п. 10.1 п. 1 ст. 407 НК Российской Федерации, имеет право на освобождение от уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц.

Арапов А.С. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, причины неявки не известны.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Арапова Ю.А. требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, дополнительно пояснила, что Арапов А.С. до 14.08.2018 имел в собственности 11/16 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: < адрес >. 10.11.2020 Арапов А.С. в Инспекцию подал заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц с 01.09.2015, предоставив справку от 26.10.2020 УМВД России по г. Екатеринбургу о стаже службы в органах внутренних дел. 15.12.2020 направил заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога в размере 2 012 руб. 23.12.2020 Инспекцией направлено сообщение о факте излишней уплаты налога < № > по транспортному налогу за 2017,2018 года налогу в размере 2021 руб., налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1004 руб. Сообщения о предоставлении льготы Арапову А.С. не направлялось, однако денежные средства были возвращены. После 2020 года налоговые уведомления не поступали в его адрес, был оформлен личный кабинет. Арапов А.С. как действующий сотрудник ОВД, имеющий стаж службы 26 лет, имеет право на получение налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц по двум основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 407 НК Российской Федерации: как военнослужащий по пп. 7; как физическое лицо, соответствующее условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на 31.12.2018 по пп. 10.1. Военнослужащие и сотрудники МВД, в том числе иных ведомств, все они приравнены в правах и обязанностях к военнослужащим, и то, что административный истец не воспользовался своим правом выхода на пенсию в данный момент, не лишает его права воспользоваться, данная норма применима к административному истцу. В п. 7 ст. 407 НК Российской Федерации указано, что и действующие и уволенные военнослужащие имеют право на льготу. В п. 10.1 ст. 407 НК Российской Федерации указано, что физические лица, соответствующие условиям необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31.12.2018, имеют право на льготу, именно этот пункт был принят во внимание при назначении льготы в ноябре 2020 года. После 29.01.2022 при входе в личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС России была указана сумма налоговой задолженности 3 162, 90 руб. Во вкладке «мои налоги» были указаны сведения о начислениях налога на имущество в сумме 1851 руб. и пени на сумму 305 руб. 90 коп., имелась ссылка от 17.01.2022 о получении налогового уведомления < № >, 12.03.2021 –получено требование от налогового органа < № >. На 27.06.2022 в личном кабинете налогоплательщика было обнаружено отсутствие задолженности. Считает, что должностное лицо МРИФНС № 32 по Свердловской области безосновательно и в нарушении установленного порядка назначила и провела проверку законности предоставления льготы Арапову А.С., пришла к неверным выводам и лишила истца законного права.

Представитель МРИФНС № 32 по Свердловской области Сысоева Е.С. в судебном заседании требования административного иска не признала по доводам, изложенным в отзыве на иск, пояснила, что 10.11.2020 Арапов А.С. обратился в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении налоговой льготы с приложением документа-справки, о том, что он имеет право выхода на пенсию по выслуге лет с 2015 года. Заявление сотрудником камеральной проверки было рассмотрено и была предоставлена льгота по транспортному налогу и налогу на имущество, кто – то из сотрудников Инспекции занес эту льготу в программу, произведен перерасчет за 2017-2019 года, однако, при проведении ежегодного и ежеквартального мониторинга налогоплательщиков было установлено, что предоставление льготы было не обоснованно и не законно, поскольку он является действующим сотрудником МВД, льготами он не может пользоваться, только после выхода его на пенсию, данные нормы закреплены в НК РФ и Законе Свердловской области, который регулирует транспортный налог. Налоговые проверки проводятся, только на основании поданных деклараций, иных проверок налоговый орган не проводит. Требование, которое вынесла сотрудник урегулирования задолженности Вербенская Е.В. от 06.02.2020 по налогу на имущество физических лиц < № > со сроком уплаты налога за 2018 год, который должен был быть оплачен налогоплательщиком до 02.12.2019, формируется в автоматическом режиме, является не актуальным, вынесено до предоставления административному истцу льготы в ноябре 2020. За 2019 год у налогоплательщика не имелось имущества, поэтому налог на имущество ему не начислен. Данное требование в настоящее время Инспекция Арапову А.С. не предъявляет. Елькина Е.В. является сотрудником камеральных проверок. Ежеквартально проводит мониторинг всех налогоплательщиков, если возникают сомнения, делаются запросы в ПФР, регистрирующие органы, изучаются документы, представленные налогоплательщиком, поскольку Арапов А.С. является действующим сотрудником МВД, пенсию не получает, было внесено изменение в программу и льгота была аннулирована в автоматическом режиме. Согласно скриншота со страницы с личного кабинета налогоплательщика, у Арапова А.С. задолженности на сегодняшний день по всем налогам не имеется. В личном кабинете налогоплательщика была техническая ошибка, сейчас все ошибки устранены, считает что налогоплательщик, являющийся действующим сотрудником МВД, не имеет льготы по транспортному налогу, налоговыми льготами может воспользоваться только после увольнения со службы.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, всесторонне исследовав представленных сторонами доказательства в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Арапов А.С. проходит действительную службу в органах внутренних дел с 01.09.1995 по настоящее время. Общий трудовой стаж на 14.02.2022 составляет двадцать шесть лет пять месяцев пять дней, из них двадцать шесть лет 04 месяцев пять дней в календарном исчислении –служба в органах внутренних дел. Имеет право выхода на пенсию по выслуге лет с 01.09.2015, что следует из справки начальника ОРЛС УМВД России по г. Екатеринбургу от 17.02.2022 (л.д. 33).

10.11.2020 Арапов А.С. в Налоговую инспекцию подал заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц с 01.09.2015, предоставив справку от 26.10.2020 УМВД России по г. Екатеринбургу о стаже службы в органах внутренних дел (л.д. 82,83,84).

15.12.2020 Арапов А.С. направил заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога в размере 2 012 руб. (л.д. 86).

23.12.2020 Инспекцией направлено Арапову А.С. сообщение о факте излишней уплаты налога < № > по транспортному налогу за 2017,2018 года налогу в размере 2021 руб., налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1004 руб. (л.д. 28).

24.12.2020 налоговой инспекцией направлено Арапову А.С. сообщение о факте излишней уплаты налога < № > по налогу на имущество физических лиц со сроком уплаты 21.05.2020 в размере 1,91 руб. (л.д. 90).

Согласно письма из налогового органа от 19.01.2022 «Об уточнении информации», подписанного заместителем начальника инспекции Тропниковой Я.П., исполнителем указана Елькина Е.В., Арапов А.С. на основании справки от 26.10.2020 < № > является действующим сотрудником органов внутренних дел. Ему могла быть назначена пенсия по выслуге лет с 01.09.2015, но таким правом он не воспользовался. В порядке, установленном п. 9.4 ст. 85 Налогового Кодекса был направлен запрос о дате, с которой ему могла быть назначена пенсия в соответствие с законодательством Российской Федерации, действующим на 31.12.2018, в полученном ответе информация о том, что пенсия в соответствие с законодательством Российской Федерации, действующим на 31.12.2018, могла быть назначена, отсутствует в связи с чем, льгота ему не может быть предоставлена по пп.10 п. 1 ст. 407 Кодекса, ст. 4 Областного закона № 43-ОЗ от 29.11.2000 «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области», произведен перерасчет транспортного налога физических лиц, сформировано налоговое уведомление на сумму 1 006 руб. за 2020 < № > от 17.01.2022, который подлежит оплате в установленный законодательством срок, не позднее 01.12.2022 (л.д. 18,19).

Как следует из налогового уведомления < № > от 17.01.2022, Арапову А.С. произведен перерасчет транспортного налога за 2020 год в размере 1 006 руб., срок уплаты установлен до 01.12.2022 (л.д. 22).

Из требования < № > по состоянию на 06.02.2020, следует, что исполнителем указана Вербенская О.В., у Арапова А.С. имеется задолженность по налогу на имущество в размере 1 851 руб., пени в размере 25 руб. 28 коп. (л.д. 23).

Судом установлено, что Араповым А.С. оспариваются: действия должностных лиц Межрайонной ИФНС № 32 по Свердловской области, заместителя начальника инспекции Тропниковой Я.П., подписавшей письмо об уточнении информации от 19.01.2022, государственного налогового инспектора Елькиной Е.В., являющейся исполнителем указанного письма, главного государственного налогового инспектора Вербенской О.В., являющейся исполнителем требования < № > от 06.02.2020; решение об отказе в предоставлении налоговой льготы по заявлению от 26.10.2020, налоговое уведомление < № > от 17.01.2022 о перерасчете транспортного налога за 2020 год, требование < № > от 06.02.2020 об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год.

На основании п. 1, п. 3. ст. 56 НК Российской Федерации, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно п. 1 ст. 399 НК Российской Федерации, налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Пунктом 1 ст. 407 НК Российской Федерации установлено, что право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.

Арапов А.С. не относится к категории лиц, указанных в пп. 7, 10, 10.1 п. 1 ст. 407 НК Российской Федерации Российской Федерации.

Круг лиц, относящихся к статусу военнослужащих, определен ст.2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствие с которым к военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

На основании ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что Арапов А.С. проходит службу в органах внутренних дел, имеет право выхода на пенсию по выслуге лет с 01.09.2015, на 26.10.2020 выслуга лет в календарном исчислении составляла 25 лет 00 месяцев 17 дней.

Арапов А.С. к числу граждан, имеющих статус военнослужащих, определенных в ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», не относится, военную службу не проходил. Служба в органах внутренних дел военной службой не является, регулировалась ранее Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в настоящее время Федеральным законом «О полиции».

Доводы административного иска о том, что Арапов А.С. в целях налогообложения может быть отнесен к категории военнослужащих либо лиц, приравненных к ним, не основаны на законе.

Распространение льготы по налогам на имущество физических лиц на сотрудников органов внутренних дел системы МВД России действующим законодательством не предусмотрено.

В силу положений ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» лица, проходившие службу в органах внутренних дел, приравнены по пенсионному обеспечению к лицам, проходившим военную службу.

Ссылка административного истца на абзац седьмой статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», раскрывающего понятие «военнослужащие», к которым относятся также граждане, проходившие службу в органах внутренних дел, как на лиц, на которых распространяется налоговая льгота, является не обоснованной, так как понятие «военнослужащие» в контексте комментируемой статьи носит расширительное толкование и применяется только к правоотношениям, возникающим в связи с государственным пенсионным обеспечением.

В соответствии с абзацем четвертым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел.

В силу пункта "б" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 этого закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Частью первой статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определено, что лицам, указанным в статье 1 этого закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что Арапов А.С. имеет право на пенсию по выслуге лет с 01.09.2015, но он этим правом не воспользовался, со службы не уволился, является действующим сотрудником ОВД.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года, право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, женщины, достигшие возраста 55 лет.

На основании письма Министерства финансов Российской Федерации от 06.03.20190 < № >, мужчины, достигшие возраста 60 лет, женщины, достигшие возраста 55 лет, соответствуют условиям, необходимым для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, и, следовательно, имеют право на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц, предусмотренную подпунктом 10.1 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно Письма Минтруда России от 18.12.2018 N 21-2/10/П-9349, при отнесении граждан к категории лиц предпенсионного возраста в целях предоставления налоговых льгот, под необходимыми условиями следует также понимать исключительно пенсионный возраст, необходимый для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года

Таким образом, главным критерием является именно возраст. В таком случае налоговыми льготами будут пользоваться мужчина, достигший возраста 60 лет, и женщина, достигшая возраста 55 лет (если они не относятся к категории лиц, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, или не являются государственными служащими).

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 209.06.2022, Арапов А.С. был собственником 11/16 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: < адрес >, до 14.08.2018.

Таким образом, Арапов А.С. не имел право на предоставление ему льготы на имущество физических лиц.

Транспортный налог относится к числу региональных налогов (статья 14 Налогового кодекса Российской Федерации), устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356 названного Кодекса). При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (абзац 3 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налогоплательщиками налога признаются на основании статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств) определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пункт 1 части 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации). На основании пункта 2 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1. и 2 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В силу статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Согласно пунктам 7, 8 части 1 статьи 4 Закона N 43-ОЗ освобождаются от уплаты транспортного налога, в частности: пенсионеры - за один зарегистрированный на них легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных включительно; инвалиды - за один зарегистрированный на них легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил включительно. Как указано в административном иске, Арапов А.С. является собственником автомобиля Киа Рио, г.р.з. < № >.

Таким образом, административный истец являлся в спорный период собственником транспортного средства с мощностью двигателя 107 лошадиных сил

Суд, проанализировав вышеприведенные нормы в их совокупности, приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для освобождения Арапова А.С. от уплаты транспортного средства на данный объект налогообложения не имеется.

На основании ст. 361.1 НК Российской Федерации, налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.

Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, исполняет его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного настоящим пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

В уведомлении о предоставлении налоговой льготы должны быть указаны основания предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения и периоды, применительно к которым предоставляется налоговая льгота. В сообщении об отказе от предоставления налоговой льготы должны быть указаны основания отказа от предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.

Формы заявлений налогоплательщиков - организаций и физических лиц о предоставлении налоговых льгот, порядок их заполнения, форматы представления таких заявлений в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Суд приходит к выводу, что Арапову А.С. не обоснованно была предоставлена налоговая льгота по его заявлению от 10.11.2020.

Согласно пункту 6 статьи 407 Кодекса физические лица, имеющие право на налоговые льготы по налогу, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы (далее - заявление), а также вправе представить документы, подтверждающие право на налоговую льготу.

Кодексом не установлена обязанность ежегодного представления заявления налогоплательщиком, а также предельный срок для представления заявления в налоговый орган.

Согласно пункту 6 статьи 407 Кодекса (в редакции Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ) в случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу

В целях реализации беззаявительного порядка предоставления налоговой льготы Кодексом введена обязанность Пенсионного фонда Российской Федерации ежегодно сообщать в ФНС России информацию о лицах, в отношении которых органами ПФР приняты решения о назначении пенсии, прекращении выплаты пенсии (пункт 9.4 статьи 85 Кодекса в редакции Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ, приказы ФНС России от 12.11.2019 N ММВ-7-21/567@, от 19.02.2021 N ЕД-7-21/152@).

Как следует из письма налоговой инспекции от 19.01.2022, в порядке, установленном п. 9.4 ст. 85 Налогового Кодекса был направлен запрос о дате, с которой Арапову А.С. могла быть назначена пенсия в соответствие с законодательством Российской Федерации, действующим на 31.12.2018, в полученном ответе информация о том, что пенсия в соответствие с законодательством Российской Федерации, действующим на 31.12.2018, могла быть назначена, отсутствует.

В связи с чем, налоговая инспекция пришла к выводу, что льгота Арапову А.С. не может быть предоставлена по пп.10 п. 1 ст. 407 Кодекса, ст. 4 Областного закона № 43-ОЗ от 29.11.2000 «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области», поскольку он не относится к указанной в законе категории граждан.

Суд считает данный вывод должностного лица Инспекции – заместителя начальника инспекции Тропниковой Я.П. обоснованным и мотивированным.

Доводы истца о том, что при отказе в предоставлении налоговой льготы ему должно было быть направлено не письмо об уточнении информации, а сообщение по форме КНД 1125162, утвержденной приложением к Приказу ФНС России от 12.11.2019 № ММВ -7-21/566, являются обоснованными, но в данном случае права административного истца не нарушаются направлением ему письма, поскольку оно мотивировано, указаны основания отказа в предоставлении льготы, указано на перерасчет транспортного налога за 2020 год, что сформировано налоговое уведомление от 17.01.2022 < № > на сумму 1006 руб., срок уплаты.

Таким образом, действия должностных лиц, заместителя начальника инспекции Тропниковой Я.П. и исполнителя государственного налогового инспектора Елькиной Е.В. не противоречат действующему законодательству и приняты в соответствии с должностными полномочиями, подтверждаемыми приказами о назначении на должность и должностными регламентами.

При таких обстоятельствах, требования Арапова А.С. о признании незаконными действий должностных лиц Инспекции заместителя начальника инспекции Тропниковой Я.П., подписавшей письмо об уточнении информации от 19.01.2022, государственного налогового инспектора Елькиной Е.В., являющейся исполнителем указанного письма, и решения об отказе в предоставлении налоговой льготы являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.

В силу статей 14, 15, абзаца третьего пункта 2 и пункта 2.1 статьи 52, абзаца второго пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Перерасчет сумм ранее исчисленных транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Направление налогового уведомления (об уплате транспортного налога) допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Как следует из налогового уведомления < № > от 17.01.2022 о перерасчете транспортного налога за 2020 год, Арапову А.С. начислен транспортный налог на автомобиль КИА РИО, < № > на сумму 1006 руб., срок уплаты до 01.12.2022.

В связи с тем, что Арапов А.С. не имел право на налоговую льготу, ему произведен перерасчет транспортного налога за 2020 год, направлено налоговое уведомление, при этом права Арапова А.С. не нарушаются, поскольку он обязан платить законно установленные налоги.

В связи с чем, требование административного иска о признании незаконным и отмене налогового уведомления < № > от 17.01.2022 удовлетворению не подлежит.

Согласно п.1. п. 2, п. 4, п. 6 ст. 69 НК Российской Федерации, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу п. 1 ст. 70 НК Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.

Требование < № > от 06.02.2020 об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1 851 руб., пени 25,28 руб., сформированное Вербенской О.В., является не актуальным, так как было сформировано до подачи заявления о предоставлении Арапову А.С. налоговой льготы. В настоящее время данное требование утратило свое значение, так Арапов А.С. был освобожден налоговым органом от уплаты налога в ноябре 2020 года.

Как следует из скриншота страницы личного кабинета налогоплательщика, требование < № > от 06.02.2020 об уплате налога на имущество физических лиц было получено 11.03.2021, на 27.06.2022 имеется сообщение об отсутствии у Арапова А.С. неоплаченных налогов и задолженности, что следует из приобщенных представителем истца документов.

Представитель налоговой инспекции также подтвердила, что в личном кабинете у Арапова А.С. отсутствует задолженность по налогам.

В связи с изложенным, права Арапова А.С. требованием < № > от 06.02.2020 об уплате налога на имущество физических лиц, не нарушаются, обязанности по оплате не возлагаются.

Административным истцом не приведены в иске доводы о том, чем нарушены его права, свободы и законные интересы, действиями должностных лиц Межрайонной ИФНС № 32 по Свердловской области.

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации, при недоказанности административным истцом нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав, свобод и законных интересов, требования административного истца удовлетворены быть не могут.

Таким образом, в нарушение ч. 11 ст. 226 КАС РФ административным истцом не представлены доказательства того, что в результате оспариваемых действий нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше нормы права, суд полагает, что отсутствует неправомерность оспариваемых действий административных ответчиков, совершенных в пределах их полномочий и с соблюдением требований действующего законодательства, отсутствуют нарушение прав истца, ввиду чего в удовлетворении административного искового заявления подлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 14, 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

требования административного искового заявления Арапова А. С. к Межрайонной ИФНС № 32 по Свердловской области, заместителю начальника инспекции Тропниковой Я. П., государственному налоговому инспектору Елькиной Е. В., главному государственному налоговому инспектору Вербенской О. В. о признании незаконным действий, решения об отказе в предоставлении налоговой льготы, требования об уплате транспортного налога, налогового уведомления, возложении обязанности, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья О.В. Хабарова