УИД 66RS0006-01-2021-004837-93
Дело № 2а-4787/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10.11.2021 город Екатеринбург
Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе судьи Хабаровой О.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Орджоникидзевского района города Екатеринбурга обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с требованиями о признании информации, размещенной на сайте «ВКонтакте» по Интернет-адресу: < данные изъяты > информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование требований указано, что в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» прокуратурой установлено, что на сайте «ВКонтакте» по Интернет-адресу: < данные изъяты > создана общедоступная социальная группа «Община КНВР Пензенского Региона СССР», которая содержит публикации экстремистского характера. В свободном доступе на главной странице группы «Община КНВР Курганского Региона СССР» по интернет-адресу: < данные изъяты > размещен текст: «Восстановим государственные органы нашей страны СССР, не дадим Иностранной Управляющей компании «Российская Федерация» производить геноцид граждан СССР/РСФСР на собственно земле! Законодательные основы Общины Коренных Народов Руси Башкирского региона: -Декларация ООН «О правах коренных народов», -Всеобщая Декларация «О Правах Человека» ООН, - Пакт ООН «О политических правах и свободах», - Конвенция «О предупреждении преступлений геноцид и ответственности за него» ООН, - Европейская Хартия местного самоуправления. –Декрет о Земле о 26.10.2017; Декрет о Мире от 26.10.2017, Закон Коренных Народов Великой Руси РСФСР/СССР». Специалистом экспертного подразделения УФСБ России по Свердловской области проведено лингвистическое исследование данного теста. Согласно заключению специалиста № 426 от 23.10.2019, в тексте, начинающемся со слов: «Восстановим государственные органы нашей страны СССР…» и заканчивающемся словами: «…Европейская Хартия местного самоуправления», содержится: -информация, направленная на возбуждение ненависти и вражды по отношению к представителям государственной власти в современной России; - отрицательнее эмоциональные оценки по отношению к представителям власти в современной России. Вход на интернет-страницу свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса не требуется. Ознакомиться с содержанием страницы и скопировать материалы в электронном виде может каждый интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют. Действующее законодательство запрещает распространении информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Поэтому в силу положений Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на данной интернет-странице содержится информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.
Определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предоставление срока для возражений и доказательств направлено административному истцу и заинтересованному лицу Управлению Роскомнадзора по Уральскому Федеральному округу, о чем имеются уведомления о вручении.
Извещение о времени и месте рассмотрения административного дела размещено на интернет-портале Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» в порядке, установленном Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. В ходе рассмотрения дела лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, не установлено.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации (часть 1). Административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика (часть 2).
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании частей 1-3, пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Орджоникидзевского района города Екатеринбурга в ходе проверки исполнения законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности в телекоммуникационной сети «Интернет», 08.09.2021 произведен осмотр сайта «ВКонтакте» по Интернет-адресу: < данные изъяты >, на главной странице группы «Община КНВР Курганского Региона СССР» по интернет-адресу: < данные изъяты > размещен текст: «Восстановим государственные органы нашей страны СССР, не дадим Иностранной Управляющей компании «Российская Федерация» производить геноцид граждан СССР/РСФСР на собственно земле! Законодательные основы Общины Коренных Народов Руси Башкирского региона: -Декларация ООН «О правах коренных народов», -Всеобщая Декларация «О Правах Человека» ООН, - Пакт ООН «О политических правах и свободах», - Конвенция «О предупреждении преступлений геноцид и ответственности за него» ООН, - Европейская Хартия местного самоуправления».
В материалы дела представлен рапорт помощника прокурора от 08.09.2021, скриншоты Интернет-страниц сайта < данные изъяты > где размещена информация экстремистского характера.
Специалистом экспертного подразделения УФСБ России по Свердловской области проведено лингвистическое исследование теrста. начинающегося со слов «Восстановим государственные органы нашей страны СССР…» и заканчивающемся словами: «…Европейская Хартия местного самоуправления», содержится: -информация, направленная на возбуждение ненависти и вражды по отношению к представителям государственной власти в современной России; - отрицательнее эмоциональные оценки по отношению к представителям власти в современной России.
Согласно заключению специалиста < № > от 23.10.2019, в тексте содержится: - информация, направленная на возбуждение ненависти и вражды по отношению к представителям государственной власти в современной России; - отрицательнее эмоциональные оценки по отношению к представителям власти в современной России.
Статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
В соответствие с п. 1 ст. 1 ФЗ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», под экстремистской деятельностью подразумевается: насильственное изменение конституционного троя и нарушение целостности РФ, воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений ил иных объединений и организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения, возбуждении социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии, публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массово распространения.
Таким образом, информация, содержащаяся на сайте с адресом < данные изъяты >, находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, содержит информацию экстремистского характера, за которую статьей 282 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность. Следовательно, признание указанной информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации, необходимо для последующего ограничения доступа к этому сайту в установленном действующим законодательством порядке.
При таких обстоятельствах суд находит требование прокурора Орджоникидзевского района города Екатеринбурга о признании информации, размещенной на сайте «ВКонтакте» по Интернет-адресу: < данные изъяты > информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Орджоникидзевского района города Екатеринбурга удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайте «ВКонтакте» по Интернет-адресу: < данные изъяты > текст, начинающийся со слов: «Восстановим государственные органы нашей страны СССР…» и заканчивающемся словами: «…Европейская Хартия местного самоуправления», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение суда является основанием для включения указателей страницы сайта в сети «Интернет» < данные изъяты > в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья (подпись) О.В. Хабарова