НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область) от 02.10.2020 № 2А-3231/20

УИД 66RS0006-01-2020-003512-75 Дело № 2а-3231/2020

Мотивированное решение суда изготовлено 02 октября 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2020 года город Екатеринбург

Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Курищевой Л.Ю.,

при секретаре судебного заседания Онищенко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 24 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 24 по Свердловской области (далее - МИФНС России № 24 по Свердловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу за 2018 год в размере 392 498 рублей 99 копеек.

В обоснование требований административный истец указал, что ФИО1 в спорный период являлся плательщиком земельного налога, обязанность по уплате которого за 2018 год надлежащим образом налогоплательщиком не была исполнена, в связи с чем в его адрес было направлено требование об уплате налога. Поскольку требование об уплате платежа административным ответчиком исполнено не было, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - в суд с указанным административным иском.

В письменном отзыве на административное исковое заявление административный ответчик просит снизить размер задолженности по земельному налогу до 118 603 рубля, применив при расчете земельного налога кадастровую стоимость земельного участка, равной рыночной стоимости в размере 16 269 583 рубля, а также льготу, предусмотренную пунктами 3.2, 3.4 решения Думы Березовского городского округа № 92 от 24 октября 2013 года в отношении части земельного участка площадью 18 719 кв.м, на которой не осуществляется предпринимательская деятельность, так как в аренду передан земельный участок площадью 1 542 кв.м.

В судебном заседании представитель административного истца МИФНС России № 24 по Свердловской области ФИО2 требования административного иска поддержала в полном объеме, указав, что решение об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в налоговый орган предоставлено не было, перерасчет не сделали, оснований для применения льготы по решению Думы Березовского городского округа № 92 не имеется, что установлено апелляционным определением Свердловского областного суда от 20 февраля 2020 года.

Административный ответчик ФИО1, его представитель ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения требований административного иска по доводам письменного отзыва, настаивая на наличие оснований для применения льготы по пунктам 3.2, 3.4 решения Думы Березовского городского округа № 92 от 24 октября 2013 года, поскольку только часть земельного участка используется в предпринимательской деятельности по договору аренды.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регламентировано главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 286).

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база по земельному налогу определяется на основании статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 указанного Кодекса.

Решением Думы Березовского городского округа от 24 октября 2013 года № 92 «Об установлении земельного налога на территории Березовского городского округа» (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) установлены налоговые ставки в отношении земельных участков, расположенных на территории Березовского городского округа.

Земельный налог за 2018 год в соответствии со статьей 397 Налогового кодекса Российской Федерации подлежал уплате налогоплательщиком - физическим лицом на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, в срок в срок не позднее 1 декабря 2019 года.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

За несвоевременную уплату налога налогоплательщик обязан уплатить пени, размер которой определяется статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, ФИО1 с 25 января 2018 года является собственником земельного участка с кадастровым номером < № >, расположенного по адресу: <...> м. на восток от пересечения границы МО «г. Березовский» и дороги г. Березовский-Новосвердловская ТЭЦ, площадью 20261 кв.м. В связи с этим административный ответчик являлется плательщиком земельного налога.

На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России № 24 по Свердловской области ФИО1 был начислен земельный налог за 2018 год в размере 392 499 рублей, направлено налоговое уведомление от 15 августа 2019 года < № > об уплате налога в срок до 02 декабря 2019 года (л.д. 9-12).

В установленный законом срок ФИО1 обязанность по уплате налога надлежащим образом не исполнил, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом 29 декабря 2019 года в адрес ФИО1 через личный кабинет направлено требование от 19 декабря 2019 года < № > об уплате задолженности по земельному налогу в размере 392 498 рублей 99 копеек, пени на указанную недоимку в размере 1 350 рублей 85 копеек, предоставлен срок для добровольного исполнения до 21 января 2020 года (л.д. 13-14, 17).

Требование МИФНС России № 24 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке исполнено не было, что послужило основанием для обращения налогового органа 04 марта 2020 года к мировому судье судебного участка № 9 Орджоникидзевского судебного района Свердловской области с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка № 9 Орджоникидзевского судебного района Свердловской области от 24 апреля 2020 года судебный приказ от 06 марта 2020 года о взыскании с ФИО1 задолженности по земельному налогу за 2018 год, пени в вышеуказанном размере отменен. На основании этого МИФНС России № 24 по Свердловской области 19 августа 2020 года (согласно штемпелю на почтовом конверте) обратилась в суд с настоящим административным иском в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверяя расчет земельного налога за 2018 год, суд приходит к следующим выводам.

Согласно решения Думы Березовского городского округа от 24 октября 2013 года № 92 «Об установлении земельного налога на территории Березовского городского округа» в отношении земельных участков под производственными зданиями, строениями, сооружениями или приобретенные (предоставленные) для строительства указанных объектов устанавливается ставка земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости такого земельного участка.

Как следует из сведений Управления Росреестра по Свердловской области от 10 сентября 2020 года земельный участок с кадастровым номером < № > имеет вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; кадастровая стоимость указанного земельного участка, применяемая с 01 января 2018 года, составляет 16 269 583 рубля, утвержденная актом от 15 августа 2018 года < № >, сведения о которой внесены в ЕГРН 21 августа 2018 года.

В материалы дела представлено решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области от 15 августа 2018 года < № >, которым кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером < № > установлена в размере рыночной стоимости - 16 269 583 рубля.

В силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Таким образом, исходя из указанных положений, с учетом того, что заявление ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером < № >, на основании которого была установлена кадастровая стоимость данного земельного участка равной его рыночной, в комиссию было подано 27 июля 2018 года, данная кадастровая стоимость в размере 16 269 583 рубля для целей налогообложения подлежит применению, начиная с 01 января 2018 года.

На основании изложенного исчисленный налоговым органом земельный налог за 2018 год, подлежит перерасчету, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Комиссии.

При этом, налоговым органом при исчислении земельного налога за 2018 год применена налоговая льгота в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности.

При таких обстоятельствах, сумма исчисленного земельного налога за 2018 год составляет 217 082 рубля, исходя из следующего расчета: (16269583 (кадастровая стоимость) - (16269583/20261*600) (налоговый вычет)) *1,5%/12*11 (месяцев владения).

Проанализировав вышеизложенные правовые нормы и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что налоговым органом соблюден порядок и срок направления налогового уведомления, требования, срок на обращение в суд соблюден, в связи с этим с ФИО1 подлежит взысканию недоимка по земельному налогу за 2018 год в размере 217 082 рубля согласно произведенному судом перерасчету с учетом положений пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы административного ответчика о том, что в отношении указанного земельного участка подлежит применению налоговая льгота на основании пунктов 3.2, 3.4 решения Думы Березовского городского округа № 92 от 24 октября 2013 года являются несостоятельными.

Согласно пункту 3.2 решения Думы Березовского городского округа № 92 от 24 октября 2013 года предоставляется льгота по уплате налога в размере 50% за земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, и иные земельные участки, не используемые в предпринимательской деятельности

В силу статьи 3.4 указанного решения с юридических лиц и граждан, имеющих льготы по земельному налогу на основании указанного пункта 3 настоящего Решения, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование). При передаче в аренду (пользование) зданий и сооружений или их частей взимается земельный налог с площади земельного участка пропорционально доле в недвижимости, переданной в аренду (пользование).

Вместе с тем, оснований для применения налоговой льготы, установленной пунктом 3.2 решения Думы Березовского городского округа № 92 от 24 октября 2013 года, в отношении земельного участка 66:35:0221001:675 не имеется, поскольку вид разрешенного использования указанного земельного участка указывает на его использование только в предпринимательских целях. При этом, пункт 3.4 указанного решения также не подлежит применению в отношении спорного земельного участка, поскольку указанный пункт применяется в отношении только тех граждан, которые имеют льготы по земельному налогу на основании пункта 3 решения.

При этом, исходя из положений пункта 3 решения Думы Березовского городского округа № 92 от 24 октября 2013 года, льгота не предоставляется в отношении земельных участков, предоставленные для ведения предпринимательской деятельности.

Указанные обстоятельства об отсутствии оснований для применения льготы по уплате земельного налога за 2018 год на основании пунктов 3.2, 3.4 решения Думы Березовского городского округа № 92 от 24 октября 2013 года установлены вступившими в законную силу решением Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга от 14 октября 2019 года по делу № 2а-4387/2019 по иску ФИО1 об оспаривании решения МИФНС России № 24 по Свердловской области от 15 февраля 2019 года об отказе в предоставлении льготы по уплате земельного налога. Указанное решение оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 20 февраля 2020 года (№33а-2179/2020).

Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Поскольку обстоятельства об отсутствии оснований для применения льготы по уплате земельного налога за 2018 год в отношении земельного участка с кадастровым номером < № > на основании пунктов 3.2, 3.4 решения Думы Березовского городского округа № 92 от 24 октября 2013 года установлены вступившим в законную силу вышеназванным судебным актом, данные обстоятельства не доказываются вновь.

При удовлетворении административного иска с административного ответчика в силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 370 рублей 82 копейки. Получатель этой суммы определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

требования административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 24 по Свердловской области удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: < адрес >, в доход соответствующего бюджета недоимку по земельному налогу за 2018 год в размере 217 082 рубля.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 5 370 рублей 82 копейки.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.

Судья Л.Ю. Курищева