Мотивированное решение изготовлено 01.02.2024
66RS0006-01-2023-006587-16
№2а-852/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22.01.2024
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Хабаровой О.В., при секретаре судебного заседания Тибатиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области, Руководителю клиентской службы (на правах отдела) в г. Первоуральске ФИО2 о признании незаконными действия,
установил:
ФИО1 обратился в Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга с административным исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконными действия, выраженные в установлении срока ознакомления с выплатным делом ФИО3, до 31.12.2023, а также в установлении порядка снятия копии собственными техническими средствами без расшивки документов, сшитых в дело незаконными.
В обоснование требований указано, что решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 18.04.2023 по делу 2а-2667/2023 ФИО1 имеет право на ознакомление с данным выплатным делом. 12.10.2023 ФИО1 обратился через портал СФР с обращением в адрес СФР по Свердловской области с требованием выдачи закрытого архивного выплатного дела ФИО3 16.10.2023 он получил ответ от структурного подразделения СФР по Свердловской области - руководителя клиентской службы (на правах отдела) в г. Первоуральске ФИО2 с отказом передачи дела ему с указанием на то, что после 31.12.2023 дело будет уничтожено за истечением сроков хранения, с предложением ознакомиться с делом в клиентской службе (на правах отдела) по г. Первоуральску до 31.12.2023. Считает, что клиентской службы (на правах отдела) по г. Первоуральску предложены слишком короткие сроки ознакомления, после чего ответчик намерен уничтожить архивное дело, а также требование о снятии копий с архивного дела самостоятельно. ФИО1 пробовал реализовать данное право, однако копии, получаемые фотографированием на телефон, получаются недостаточного качества. На его требования расшить дело и снять с него сканы на оборудовании СФР ответчик не отвечает.
Определением судьи от 22.12.2023 к участию в деле привлечен в качестве административного соответчика руководитель клиентской службы (на правах отдела) в г. Первоуральске ФИО2
В судебное заседание административный истец не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом (л.д. 52).
Административные ответчики представитель ОПСФР по Свердловской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании требования административного иска не признала по доводам, изложенным в отзыве на иск (л.д. 55-57).
Административный соответчик руководитель клиентской службы (на правах отдела) в г. Первоуральске ФИО2 просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении иска отказать (л.д. 44).
Суд определил рассмотреть дело отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также согласно п. 4 ст. 9 КАС РФ - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Такой совокупности условий по данному делу не имеется.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 18.04.2023 по делу 2а-2667/2023, признан незаконным отказ в предоставлении выплатных дел ФИО1, выраженных в ответах клиентской службы (на правах отдела) в Сысертском и Арамильском городских округах ОПСФР по Свердловской области < № > от 09.03.2023 и ответе ОПСФР по Свердловской области < № > от 14.03.2023 (л.д. 21).
12.10.2023 ФИО1 обратился через портал СФР в адрес СФР по Свердловской области, указав, что 12.10.2023 по решению Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 18.04.2023 по делу 2а-2667/2023 он частично ознакомился с материалами закрытого выплатного дела ФИО3 в клиентской службе (на правах отдела) в г. Первоуральске. В виду большого размера дела, и ограниченности во времени, не успел ознакомиться полностью. В связи с истечением сроков хранения 20 лет просил не уничтожать данное дело до полного ознакомления с ним, в замен уничтожения передать ему выплатное дело в личный архив, как наследнику персональных данных (л.д. 95).
16.10.2023 на электронную почту ФИО1 получил ответ, подписанный руководителем клиентской службы (на правах отдела) в г. Первоуральске ФИО2 с указанием со ссылкой на Федеральный закон от 21.10.2004 3125 –ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», что действующим законодательством не предусмотрена выдача органом СФР копии пенсионного дела или выдачу самого архивного дела. Ему разъяснено, что он вправе ознакомиться с материалами пенсионного дела в оговоренные дату и время, в присутствии специалиста территориального органа СФР, ему будет предоставлено пенсионное дело для ознакомления и, при желании, изготовления копий документов из него самостоятельно, используя собственные технические средства – фотографирование, сканирование и пр. В соответствие со сроками хранения выплатных дел и документов о выплате о доставке страховой пенсии, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, выплатные дела для получателей страховой пенсии по старости, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению – 20 лет, начиная с даты прекращения выплаты соответствующей пенсии, ФИО1 просили полностью ознакомиться с архивным пенсионным делом ФИО3 в срок до 31.12.2023, так как следующем году архивное дело будет включено в реестр для уничтожения в связи с истечением сроков хранения (л.д. 95 оборот, 96).
Предметом оспаривания по данному делу является ответ от 16.10.2023 руководителя клиентской службы (на правах отдела) в г. Первоуральске ФИО2 в части установлении срока ознакомления с архивным выплатным делом ФИО3 до 31.12.2023, установления порядка снятия копии собственными техническими средствами без расшивки документов, сшитых в архивное выплатное дело.
В силу части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с положениями указанного Закона граждане имеют право обращаться лично в государственные органы (статья 2); при рассмотрении обращения государственным органом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5); обращение, поступившее в государственный орган в соответствии с компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (статья 9); государственный орган дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (статья 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения; срок может быть продлен (статья 12).
В соответствии с п. 19 ст. 3 Федерального закона N 125-ФЗ от 22.10.2004 «Об архивном деле в Российской Федерации», регулирующего отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства, пользователь архивными документами - государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации.
Таким образом, пользователем архивными документами, который в установленном законом порядке имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы, является лицо, обращающееся к архивным документам для получения и использования необходимой информации не иначе как на законных основаниях.
В соответствии с ч. ч. 1, 1.1 ст. 24, ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 125-ФЗ, пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы. Доступ к архивным документам обеспечивается: путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, в том числе в форме электронного документа; путем предоставления подлинников и (или) копий необходимых ему документов, в том числе в форме электронных документов; путем использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, с возможностью их копирования. Доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности. Пользователь архивными документами имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом,
Пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», выплатное дело - это комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 55 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 августа 2021 года N 545н, выплатное дело, сформированное на каждого пенсионера, хранится в территориальном органе Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту получения пенсии.
Статьей 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», предусмотрены обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе предоставлять бесплатно зарегистрированному лицу по его обращению сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета, частей индивидуального лицевого счета, включая информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, о сумме средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии зарегистрированного лица, включая информацию о сумме дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, не подлежащего передаче в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, или сумме убытка, не подлежащего гарантийному восполнению в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, а также раздела «Сведения о трудовой деятельности» по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при личном обращении зарегистрированного лица в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в форме электронного документа, порядок оформления которого устанавливается Правительством Российской Федерации, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04 августа 1983 года N 9779-X «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан», установлено, что государственные и общественные предприятия, учреждения и организации выдают по заявлениям граждан копии документов, исходящих от этих предприятий, учреждений и организаций, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан. Копии документов выдаются на бланках предприятий, учреждений и организаций. В таком же порядке предприятия, учреждения и организации могут выдавать копии имеющихся у них документов, исходящих от других предприятий, учреждений и организаций, от которых получить непосредственно копии этих документов затруднительно или невозможно. В случаях, когда документы были исполнены на бланках, при изготовлении копий воспроизводятся реквизиты бланков.
Из названных нормативных правовых актов следует, что пользователь архивным делом вправе ознакомиться с документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, в том числе с материалами выплатного дела, однако пенсионным и иным законодательством не предусмотрено право указанного лица получить копию всего выплатного дела и соответственно обязанность пенсионного органа по выдаче ему копии пенсионного дела.
Материалы выплатного дела не относятся к исходящим документам пенсионного органа, а являются сформированным в дело комплектом документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачивается пенсия.
Право истца на ознакомление с документами, содержащимися в выплатном деле, ответчиком не оспаривалось, клиентская служба (на правах отдела) в г. Первоуральске предоставляло ФИО1 возможность ознакомления с архивным выплатным делом, которой он воспользовался 12.10.2023, что следует из текста его обращения от 16.10.2023, однако истец указал, что ввиду большого размера дела, он не успел с ним ознакомиться полностью, поэтому просил не уничтожать выплатное дело до его полного ознакомления с ним, настаивал на выдаче ему всего выплатного дела вместо уничтожения.
Однако такая обязанность нормативными правовыми актами не предусмотрена, как и не предусмотрена расшивка выплатного дела для снятия с него копий. Принцип «что не запрещено, то разрешено» не применим в отношении пенсионных правоотношений.
Доводы административного истца о несогласии с определением клиентской службой (на правах отдела) в г. Первоуральске сроков ознакомления с выплатным делом ФИО3 до 31.12.2023 в связи с большим объем архивного выплатного дела, судом во внимание не принимаются, ввиду следующего.
На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частями 1 и 1.1 статьи 23 настоящего Федерального закона. В силу п.2, п. 3 Приказа Минтруда России от 03.09.2014 N 602н (ред. от 15.12.2022) «Об утверждении Положения о сроках хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению», выплатные дела, документы о выплате и доставке пенсий, а также дела об отказе в назначении соответствующей пенсии хранятся на бумажных носителях или в электронной форме в территориальном органе Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Выплатные дела хранятся: выплатные дела получателей страховой пенсии по старости, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению - 20 лет начиная с даты прекращения выплаты соответствующей пенсии.
Как следует из копии свидетельства о смерти, ФИО3 умерла 01.12.1990 (л.д. 93).
Следовательно, срок хранения выплатного дела ФИО3, составляющий 20 лет, окончился еще в 2010 году, в связи с чем, выплатное дело не подлежит дальнейшему хранению, подлежит уничтожению в 2024 году, о чем было сообщено ФИО1 в ответе на его обращение.
Представителем административного ответчика суду на обозрение был представлен макет выплатного дела ФИО3, состоящего всего из 31 листа, из которых 19 листов составляет информация, касающаяся личности ФИО3, 12 листов – внутренние документы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, которые производятся исключительно для служебного пользования и не выдаются по запросу граждан, поэтому ссылка ФИО1 на большой объем выплатного дела является не обоснованными.
Доводы административного истца о несогласии с порядком снятии копии собственными техническими средствами, также не может быть приняты во внимание судом в обоснование незаконности действий ОСФР по Свердловской области, поскольку в обращении от 16.10.2023 ФИО1 ставился вопрос не о предоставлении ему копий документов, а об ознакомлении с выплатным делом.
Как указано в ответе руководителя клиентской службы (на правах отдела) в г. Первоуральске ФИО2 от 16.10.2023, ФИО1 может ознакомиться с выплатным делом, а при желании, изготовить копии документов из него самостоятельно, используя собственные технические средства – фотографирование, сканирование и пр.
Кроме того, документы, касающиеся ФИО3, находящиеся в архивном выплатном деле на 19 листах в виде цветных сканов были направлены ФИО1 по его запросу 20.12.2023 (л.д. 58, 59, 63-84).
С учетом изложенного и приняв во внимание предоставление ответчиком возможности истцу ознакомиться с материалами выплатного дела, суд приходит к выводу о том, что действиями Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области права истца не нарушены, оспариваемый ФИО1 ответ принят уполномоченным должностным лицом в установленном порядке и в предусмотренный срок, в нем содержится указание на основание принятого решения, и ссылки на законы.
При этом согласно разъяснениям, изложенным в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
В данном случае, вопросы организации работы территориального органа СФР относятся непосредственно к компетенции руководства административного ответчика, в которую суд не уполномочен вмешиваться, осуществляя судебный контроль, суд оценивает законностью принятых в результате деятельности органа СФР решений, действий (бездействия).
Административным истцом не приведены в иске доводы о том, чем нарушены его права, свободы и законные интересы, действием (бездействием) административных ответчиков.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации, при недоказанности административным истцом нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав, свобод и законных интересов, требования административного истца удовлетворены быть не могут.
Таким образом, в нарушение ч. 11 ст. 226 КАС РФ административным истцом не представлены доказательства того, что в результате оспариваемых действий нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Признание судом лишь факта незаконности действий административных ответчиков противоречить целям и задачам административного судопроизводства о восстановлении нарушенных прав.
При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше нормы права, суд полагает, что отсутствует неправомерность оспариваемых действий административных ответчиков, совершенных в пределах их полномочий и с соблюдением требований действующего законодательства, отсутствуют нарушение прав истца, ввиду чего в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 14, 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования административного искового заявления ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области, Руководителю клиентской службы (на правах отдела) в г. Первоуральске ФИО2 о признании незаконными действия, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья О.В. Хабарова