Дело № 2-1061/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 декабря 2015 года п. Копьёво
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия
в составе судьи Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия Гладких Р.А.,
при секретаре судебного заседания Соликовой А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ананьина В.Н. к Администрации ... района Республики Хакасия о признании постановления об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии незаконным и о взыскании недоплаченной ежемесячной доплаты к государственной пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Ананьин В.Н. обратился в суд с иском к Администрации ... района Республики Хакасия о признании незаконным постановления Администрации ... района Республики Хакасия от 20 декабря 1999 года № 404 «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии» и о взыскании недополученной ежемесячной доплаты к государственной пенсии в размере ... за период с ../../.. года по ../../.. года.
В обоснование исковых требований Ананьин В.Н. указал на то, что с ../../.. года ему была назначена трудовая пенсия. До назначения трудовой пенсии он замещал должность заместителя главы Администрации ... района Республики Хакасия. В связи с этим на основании постановления Администрации ... района Республики Хакасия от 20 декабря 1999 года № 404 ему с ../../.. года была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии из расчета 80 процентов денежного содержания. Однако в последующем в законодательство, регулирующее порядок предоставления социальных гарантий лицам, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы, были внесены изменения, в соответствии с которыми ежемесячная доплата к государственной пенсии составила 75 процентов денежного содержания. В связи с этим размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии уменьшился, что противоречит требованиям Закона Республики Хакасия «О государственной службе Республики Хакасия».
В ходе судебного разбирательства истец Ананьин В.Н. изменил основания иска и указал на то, что на основании постановления Администрации ... района Республики Хакасия от 20 декабря 1999 года № 404 с ../../.. года ему была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии из расчета 80 процентов должностного оклада, тогда как законодательством, которое действовало к моменту установления доплаты к пенсии, было предусмотрено установление ежемесячной доплаты к государственной пенсии из расчета 80 процентов месячного денежного содержания, а не должностного оклада. Поскольку в состав денежного содержания включается не только должностной оклад, но и надбавки к должностному окладу, премии и другие выплаты, следовательно, размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии ответчиком был определен неправильно. В последующем в законодательство, регулирующее порядок предоставления социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности государственной гражданской службы Республики Хакасия, были внесены изменения, в соответствии с которыми ежемесячная доплата к государственной пенсии составила 75 процентов месячного денежного содержания. В связи с этим размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии уменьшился, что противоречит требованиям Закона Республики Хакасия «О государственной службе Республики Хакасия».
В связи с этим в период рассмотрения гражданского дела истец Ананьин В.Н. увеличил размер исковых требований и просил взыскать с Администрации ... района Республики Хакасия недополученную ежемесячную доплату к государственной пенсии из расчета 80 процентов месячного денежного содержания за период с ../../.. года по ../../.. года в размере ....
В судебном заседании истец Ананьин В.Н. исковые требования поддержал и сообщил аналогичные обстоятельства.
Представитель Администрации ... района Республики Хакасия Назаренко Л.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и сообщила, что до назначения трудовой пенсии Ананьин В.Н. замещал должность заместителя главы Администрации ... района Республики Хакасия. С ../../.. года на основании постановления Администрации ... района Республики Хакасия от 20 декабря 1999 года № 404 ему была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии из расчета 80 процентов должностного оклада, что соответствовало требованиям законодательства, действовавшего к моменту установления ежемесячной доплаты к пенсии. В последующем в законодательство, регулирующее порядок предоставления социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности государственной гражданской службы Республики Хакасия, были внесены изменения, в соответствии с которыми размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии не мог превышать 75 процентов денежного содержания и 1,8 должностного оклада. Однако размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии истца в связи с внесенными в законодательство изменениями фактически не уменьшался, поскольку с момента установления истцу доплаты к пенсии был ограничен 80 процентами должностного оклада.
Кроме того, представитель Администрации ... района Республики Хакасия Назаренко Л.В. представила письменное заявление об истечении срока исковой давности по предъявленным истцом исковым требованиям.
В письменных возражениях истец Ананьин В.Н. указал на то, что к возникшим между сторонами правоотношениям нормы права, предусматривающие трехлетний срок исковой давности, применению не подлежат.
Выслушав объяснения истца и представителя ответчица, исследовав приобщенные к делу документы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Как было установлено в судебном заседании и сторонами не оспаривалось, с ../../.. года Ананьину В.Н. была назначена трудовая пенсия. До назначения трудовой пенсии он замещал государственную должность государственной гражданской службы Республики Хакасия – заместителя главы Администрации ... района Республики Хакасия. В связи с этим на основании постановления Администрации ... района Республики Хакасия от 20 декабря 1999 года № 404 с ../../.. года Ананьеву В.Н. была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии. Стаж государственной службы Ананьева В.Н., дающий право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, составлял более ... лет.
Из приобщенных к делу документов следует, что размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии Ананьева В.Н. в период с ../../.. года по ../../.. года был ограничен 80 процентами должностного оклада, а с ../../.. года был ограничен 75 процентами месячного денежного содержания.
Истец Ананьин В.Н. в своих объяснениях утверждал, что законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия, которое действовало к моменту установления доплаты к пенсии, было предусмотрено установление ежемесячной доплаты к пенсии из расчета 80 процентов денежного содержания, а не должностного оклада.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.1995 № 854 (в редакции от 16.08.1995) «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» было предусмотрено установление ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих. При этом ежемесячная доплата к государственной пенсии федеральным государственным служащим была установлена при наличии соответствующего стажа в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты не могла превышать 80 процентов месячного денежного содержания.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 13.01.1996 N 37 и Указа Президента Российской Федерации от 15.06.1999 N 755 в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» были внесены изменения, в соответствии с которыми ежемесячная доплата к государственной пенсии лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих, была установлена в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты не могла превышать 75 процентов месячного денежного содержания федерального государственного служащего. При этом размер месячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется ежемесячная доплата к государственной пенсии, не должен был превышать 1,8 должностного оклада по замещавшимся должностям федеральной службы.
Вместе с тем приведенный выше Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 был принят в целях обеспечения социальных гарантий лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы.
В соответствии с постановлением главы Администрации ... района Республики Хакасия от 21.06.1999 № 177 «О реестре государственных должностей и размерах должностных окладов государственных служащих администрации ... района и ее отделов» должность заместителя главы Администрации района – председателя комитета по управлению государственным имуществом была отнесена к высшим государственным должностям государственной службы Республики Хакасия категории «Б».
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что Ананьин В.Н. до увольнения замещал государственную должность государственной гражданской службы Республики Хакасия, то есть не являлся лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации либо государственную должность федеральной государственной службы, вследствие чего, социальные гарантии, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации № 854 на него не распространялись.
Вместе с тем, пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.1995 № 854 (в редакции от 16.08.1995), а затем пунктом 10 названного Указа (в редакции от 15 июня 1999 года) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано за счет собственных средств установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений данного Указа Президента Российской Федерации.
14 февраля 1996 года был принят Закон Республики Хакасия N 55 «О государственной службе Республики Хакасия», который предусматривал пенсионное обеспечение лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия, должности государственных служащих и членов их семей.
В соответствии со статьей 19 Закона Республики Хакасия от 14.02.1996 № 55 «О государственной службе Республики Хакасия» лица, замещающие государственные должности Республики Хакасия, имели право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, которая производилась за счет бюджета Республики Хакасия.
При этом частью 2 указанной статьи было предусмотрено, что сумма пенсии и доплаты к ней не могла превышать 80 процентов месячного денежного содержания.
22 мая 1996 года на основании Закона Республики Хакасия № 64 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Хакасия «О государственной службе Республики Хакасия» статья 19 Закона Республики Хакасия от 14.02.1996 № 55 «О государственной службе Республики Хакасия» была изложена в другой редакции.
Частью 2 статьи 19 Закона Республики Хакасия от 14.02.1996 № 55 (ред. от 22.05.1996 № 64) «О государственной службе Республики Хакасия» было предусмотрено право лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия и государственные должности государственной службы Республики Хакасия, на получение доплаты к государственной пенсии, которая производилась за счет бюджета Республики Хакасия.
В соответствии с частью 3 статьи 19 названного Закона было утверждено Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия и государственные должности государственной службы Республики Хакасия.
Пункт 4 указанного Положения предусматривал право лиц, замещавших высшие государственные должности государственной службы Республики Хакасия категории «Б» на ежемесячную доплату к пенсии. При этом размер ежемесячной доплаты к пенсии определялся с таким расчетом, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты составляла 80 процентов месячного денежного содержания указанных лиц.
Таким образом, со дня утверждения указанного Положения размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии подлежал расчету исходя из месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Хакасия, а не из должностного оклада.
Однако Законом Республики Хакасия от 20.02.1997 № 2 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Хакасия «О государственной службе Республики Хакасия» в приведенное выше Положение были внесены изменения, в соответствии с которыми из части первой пункта 4 упомянутого Положения были исключены лица, замещавшие высшие государственные должности государственной службы Республики Хакасия категории «Б», а в пунктах 4, 5 и 7 денежное содержание было заменено должностным окладом.
Следовательно, со дня вступления в силу Закона Республики Хакасия от 20.02.1997 № 2 сумма пенсии и ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Республики Хакасия, в том числе высшие государственные должности государственной службы Республики Хакасия категории «Б», не могла превышать 80 процентов месячного должностного оклада государственного служащего.
Таким образом, к моменту установления Ананьину В.Н. ежемесячной доплаты к государственной пенсии законодательством Республики Хакасия было предусмотрено, что сумма пенсии и ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Республики Хакасия, не могла превышать 80 процентов месячного должностного оклада государственного служащего, а не месячного денежного содержания, как утверждал истец.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания незаконным постановления Администрации ... района Республики Хакасия от 20 декабря 1999 года № 404 «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии Ананьину В.Н.».
Законом Республики Хакасия от 21.11.2000 N 132 «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О государственной службе Республики Хакасия» были внесены изменения, в соответствии с которыми было утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия и государственные должности государственной службы Республики Хакасия, а Приложение N 2 к Закону Республики Хакасия от 14 февраля 1996 года N 55 «О государственной службе Республики Хакасия» было изложено в новой редакции.
Пунктом 4 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия и государственные должности государственной службы Республики Хакасия, было предусмотрено право лиц, замещавших государственные должности государственной службы Республики Хакасия, предусмотренные Реестром государственных должностей государственной службы Республики Хакасия (должности государственной службы Республики Хакасия - категории "Б" и "В") на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенную в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
При этом в соответствии с пунктами 5 и 6 названного Положения ежемесячная доплата к пенсии при наличии соответствующего стажа государственной службы устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней не превышала 75 процентов месячного денежного содержания государственного служащего Республики Хакасия, а размер месячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется ежемесячная доплата к пенсии, не должен был превышать 1,8 должностного оклада по замещавшейся государственной должности государственной службы Республики Хакасия.
Таким образом, в связи с принятием Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия и государственные должности государственной службы Республики Хакасия, изменился порядок расчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Согласно статье 2 Закона Республики Хакасия от 21.11.2000 № 132 «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О государственной службе Республики Хакасия» ранее установленные ежемесячные доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия и государственные должности государственной службы Республики Хакасия, подлежали перерасчету согласно приложению к данному Закону.
Как указано в пункте 26 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия и государственные должности государственной службы Республики Хакасия, которое является приложением к указанному Закону, если размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии при перерасчете уменьшается по сравнению с ранее установленным, ежемесячная доплата к государственной пенсии сохраняется в ранее установленном размере.
Согласно приобщенной к делу справке (расчету) размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии Ананьина В.Н. при перерасчете указанной доплаты в связи с утверждением Положения не уменьшался и составлял ....
При таких обстоятельствах оснований для сохранения ежемесячной доплаты к государственной пенсии в ранее установленном Ананьину В.Н. размере не имелось, поскольку при перерасчете размер ежемесячной доплаты к пенсии не уменьшался.
Установленный названным Положением порядок исчисления ежемесячной доплаты к государственной пенсии, не смотря на вносимые в данное Положение изменения, до признания его 28 февраля 2006 года утратившим силу не изменился.
Утвержденный Законом Республики Хакасия от 28.02.2006 № 9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия» Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия и должности государственной гражданской службы Республики Хакасия также предусматривал, что сумма государственной или страховой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания гражданского служащего Республики Хакасия.
Таким образом, доводы истца Ананьина В.Н. относительно того, что ежемесячная доплата к государственной пенсии должна была быть произведена из расчета 80 процентов его месячного денежного содержания, не соответствуют положениям действующего законодательства.
Между тем, постановлением Совета Министров Республики Хакасия от 16.08.1996 № 213 «О реализации Закона Республики Хакасия «О государственной службе Республики Хакасия» по установлению ежемесячных доплат к государственной пенсии», которое было принято в соответствии с пунктом 5 Указа Президента РФ «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» и статьей 19 Закона Республики Хакасия «О государственной службе Республики Хакасия», был утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Республики Хакасия (приложение N 1).
Пунктом 6 указанного Порядка было предусмотрено, что сумма пенсии (с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты пенсионерам) и доплаты не должна превышать 80 процентов денежного содержания государственного служащего.
Данный нормативно-правовой акт утратил силу 23 мая 2001 года в связи с изданием постановления Правительства Республики Хакасия № 112.
Вместе с тем доводы истца относительно того, что при установлении ему ежемесячной доплаты к государственной пенсии в октябре 1999 года подлежали применению положения данного постановления, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с внесенными Законом Республики Хакасия от 20.02.1997 № 2 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Хакасия «О государственной службе Республики Хакасия» изменениями сумма пенсии и ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Республики Хакасия, в том числе высшие государственные должности государственной службы Республики Хакасия категории «Б», не могла превышать 80 процентов месячного должностного оклада государственного служащего.
В силу части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Поскольку положения постановления Совета Министров Республики Хакасия от 16.08.1996 № 213 «О реализации Закона Республики Хакасия «О государственной службе Республики Хакасия» не соответствовали требованиям Закона Республики Хакасия от 20.02.1997 № 2 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Хакасия «О государственной службе Республики Хакасия», который имеет большую юридическую силу, следовательно, положения упомянутого постановления применению при разрешении настоящего спора не подлежат.
Между тем доводы представителя ответчика относительно истечения срока исковой давности по требованиям истца суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие исковую давность, к рассматриваемым правоотношениям не применимы.
В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который подлежал применению до 01 января 2015 года, и в силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», подлежащего применению с 01 января 2015 года, пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ананьина В.Н. к Администрации ... района Республики Хакасия о признании постановления об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии незаконным и о взыскании недоплаченной ежемесячной доплаты к государственной пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия.
Решение в окончательной форме в соответствии с положениями части 2 статьи 108 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принято 11 января 2016 года.
Судья
Орджоникидзевского районного суда
Республики Хакасия
Гладких Р.А.