Дело № 2-185/2021
УИД 19RS0008-01-2021-000331-33
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Копьево 16 ноября 2021 года
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Южаковой М.Н.,
при секретаре Горбацевич Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному казенному предприятию «... ЖКХ» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к Муниципальному казенному предприятию «... ЖКХ» (МУП «... ЖКХ») о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
Требования мотивированы тем, что истец с ../../.. состоит в трудовых отношениях с Муниципальным казенным предприятием «... ЖКХ» (../../.. изменен тип Муниципального унитарного предприятия на Муниципальное казенное предприятие «... ЖКХ» на основании постановления Администрации ... поссовета №.. от ../../..), на должности электромонтера по ремонту электрооборудования, о чем имеется трудовой договор №.. от ../../... С ../../.. кроме основной ставки исполняет обязанности водителя легкового автомобиля <данные изъяты>% от ставки, согласно дополнительному соглашению от ../../... В соответствии с дополнительным соглашением от ../../.., он работает в должности электромонтера по ремонту электрооборудования 4 разряда с должностным окладом (тарифной ставкой) <данные изъяты> руб. за 1 час работы, с совмещением должности водителя легкового автомобиля 0,25 ставки. Согласно дополнительному соглашению от ../../.., истцу отменена доплата за совмещение 0,25 ставки водителя с ../../...
На основании Приложения №.. к Коллективному договору 2018-2020 гг. перечень тарифных ставок и тарифных коэффициентов, применяемых для оплаты труда работников МУП «... ЖКХ» на 2018 год тарифный коэффициент для 4 разряда установлен равным <данные изъяты>.
На основании п.1 Приказа №..А-П от ../../.. установлена тарифная ставка рабочего 1-го разряда в размере <данные изъяты> рубля в соответствии с Приложением №.. к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы (в редакции ../../..).
В соответствии с утвержденным Приложением №.. к Коллективному договору 2018- 2020 гг. перечень тарифных ставок и тарифных коэффициентов, применяемых для оплаты труда работников МУП «... ЖКХ» на 2019 год произведено уменьшение тарифных коэффициентов, что ухудшает социально-экономическое положение работников. Также с данными внесенными изменениями в Приложение №.. работники предприятия ознакомлены не были, собрания трудового коллектива предприятия не проводилось, то есть приняты в одностороннем порядке. В частности тарифный коэффициент для 4 разряда был уменьшен до <данные изъяты>.
В п. 1.6 Коллективного договора 2018-2020 гг. указано, что настоящий коллективный договор разработан и заключен равноправными сторонами добровольно на основе соблюдения норм законодательства, полномочности представителей сторон, свободы выбора, обсуждения и решения вопросов, составляющих его содержание, реальности обеспечения принятых обязательств. Коллективный договор заключен в соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Стороны подтверждают обязательность исполнения условий настоящего договора. Любой пересмотр пунктов обязательств договора не может приводить к ухудшению социально-экономического положения любого работника организации.
Согласно ст. 74 ТК РФ о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.
На основании Приказа №..-П от ../../.. установлены тарифные ставки с 1 по 6 разряды в соответствии с Приложением №.. к Коллективному договору 2018-2020 гг. перечень тарифных ставок и тарифных коэффициентов, применяемых для оплаты труда работников МУП «... ЖКХ» на 2019 год, а с 7 по 18 разряды произведено индексирование тарифных ставок с ростом <данные изъяты>%, без внесения изменений в Приложение №.. к Коллективному договору 2018-2020 гг. и ознакомления работников с приказом.
Кроме того в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно- коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы принятое Дополнительным соглашением ../../.., где в соответствии с п. 2.3.1 организации обеспечивают минимальную месячную тарифную ставку рабочих первого разряда (минимальный оклад), полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), в размере минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
Согласно ст. 135 ТК РФ условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно ст. 44 ТК РФ изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.
Согласно ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Соответственно Приложение №.. к Коллективному договору 2018-2020 гг. перечень тарифных ставок и тарифных коэффициентов, применяемых для оплаты -труда работников МУП «... ЖКХ» на 2019 год, а также приказ №..-П от ../../.. не соответствуют нормам трудового законодательства и не подлежат применению.
Также без собраний и ознакомления работников было принято Приложение №.. «Перечень тарифных ставок и тарифных коэффициентов, применяемых для оплаты труда работников МУП «... ЖКХ» на 2020-2023 год» к Коллективному договору МКП «... ЖКХ» на 2020-2023 гг. Данное Приложение №.. также не соответствует нормам трудового законодательства и не подлежит применению.
Исходя из вышеперечисленного, начисление заработной платы должно производиться исходя из тарифных коэффициентов согласно Приложения №.. к Коллективному договору 2018-2020 гг. перечень тарифных ставок и тарифных коэффициентов, применяемых для оплаты труда работников МУП «... ЖКХ» на 2018 год от ставки рабочего первого разряда в размере минимального размера оплаты труда (МРОТ), в соответствии с Дополнительным соглашением от ../../.. к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, с тарифным коэффициентом для 4 разряда равным <данные изъяты>.
Всего за период с 01.01.2019 по 01.08.2021 задолженность ответчика по недоначисленной и невыплаченной заработной плате составила <данные изъяты> руб.
В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального Банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Локальными актами работодателями, трудовым договором размер компенсации не урегулирован, поэтому действует общая норма - ст. 236 ТК РФ.
По состоянию на день расчета (../../..) ответчик обязан выплатить истцу денежную компенсацию за недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере <данные изъяты>,40 руб.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Указывает, что незаконными действиями работодателя ему причинен моральный вред, прокоторый оценивает в <данные изъяты> рублей.
Просит взыскать с МКП «... ЖКХ» недоначисленную и невыплаченную ответчиком заработную плату в размере <данные изъяты> рубля 40 копеек; обязать МКП «... ЖКХ» производить оплату труда с ../../.. от тарифной ставки рабочего 1-го разряда согласно п. 2.3.1 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации в размере не ниже <данные изъяты> рубля в месяц с применением тарифного коэффициента для должности электромонтера по ремонту электрооборудования 4 разряда - <данные изъяты>; взыскать денежную компенсацию за недоначисленную и невыплаченную заработную плату за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты в размере <данные изъяты> рублей 40 копеек; взыскать с МКП «... ЖКХ» в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.
Определением суда к участию в деле были привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство экономического развития Республики Хакасия, Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, Администрация Орджоникидзевского района Республики Хакасия, Администрация Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление, а именно, в соответствии с пунктами 58, 73 основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при расчете долгосрочных тарифов в необходимую валовую выручку регулируемых организацией включаются расходы по оплате труда.
Аналогичные нормы закреплены в пунктах 59, 76 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э.
Согласно пункту 42 основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 следует, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Из пункта 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 также следует, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Согласно п.1.9 Отраслевого тарифного соглашения, в случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжения, на иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов организации. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего на этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда не ниже размера минимальной заработной платы, установленной региональным соглашением о минимальной заработной плате.
МРОТ устанавливается государством, а все остальные элементы тарифной сетки принимаются отдельно для каждой организации и закрепляются в соответствующих локальных актах.
../../.. в МУП «... ЖКХ» был зарегистрирован коллективный договор, которым закреплено положение об оплате труда работникам предприятия.
Приказом по предприятию №..А-П от ../../.. была утверждена единая тарифная сетка по оплате труда работников МУП «... ЖКХ».
Приказом по предприятию №..А-П от ../../.. в соответствии с отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2017-2019 годы была установлена месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда в размере <данные изъяты> рублей.
Приказами Министерства экономического развития Республики Хакасия № №..-В от ../../.. и №..-Т от ../../.. были установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения и водоснабжения для МУП «... ЖКХ» на 2019-2023 годы.
Согласно этим приказам фонд оплаты труда общехозяйственного персонала, входящий в число затрат предприятия и заложенный в тарифы ЖКХ был уменьшен.
В этой связи в МУП «... ЖКХ» ../../.. вынесен приказ №..-П о внесении изменений в приказ №..А-П от ../../.. «Об установлении месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда» и изложить его в следующей редакции: установить тарифные ставки 1-6 разряда в соответствии с приложением, 7-18 в соответствии с основными параметрами социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов изложенных в Информации Министерства экономического развития Российской Федерации от ../../...
Приказом №..А-П от ../../.. на предприятии утверждена единая тарифная сетка по оплате труда, согласно которой 4 разряду оплаты труда соответствует тарифный коэффициент 1,3.
На основании этих приказов ../../.. с ФИО1 было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору №.. от ../../.., которым электромонтеру по ремонту электрооборудования 4 разряда установлена тарифная ставка в размере 81,57 рублей за 1 час.
С дополнительным соглашением ФИО1 ознакомлен, о чем имеется соответствующая подпись.
На основании указанных выше приказов было разработано штатное расписание, которое утверждается главой Копьевского поссовета.
Заработная плата ФИО1 выплачивалась в соответствии со штатным расписанием, размер должностного оклада указывается в расчетных листах, которые предоставляются работнику ежемесячно.
Не ознакомление ФИО1 с приказами №..А-П от ../../.., №..А-П от ../../.., а также №..-П от ../../.. не свидетельствует о незаконности их издания, дополнительное соглашение к трудовому договору, которое заключено с ФИО1 ../../.. свидетельствует, что стороны пришли к обоюдному, добровольному и полному согласию в возникшем вопросе.
В мае 2019 года ФИО1 обращался с жалобой в прокуратуру Орджоникидзевского района Республики Хакасия, в которой указал на нарушение его трудовых прав МУП «... ЖКХ» и ходатайствовал о проведении внеплановой документарной проверки на предприятии.
Указанная жалоба прокурором была направлена для рассмотрения в Государственную инспекцию труда в Республике Хакасия. Рассмотрев жалобу, государственный инспектор труда пришел к выводу о том, что в ходе проверки нарушений трудового законодательства не установлено.
Факт обращения ФИО1 с жалобой о нарушения трудовых прав свидетельствует о том, что ФИО1 следит за условиями труда на предприятии, а при их нарушении принимает меры для восстановления нарушенных прав.
Представитель администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия ДТС возражала против заявленных требований истца по следующим основаниям. В соответствии с пунктами 58, 73 основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 при расчете долгосрочных тарифов в необходимую валовую выручку регулируемых организацией включаются расходы по оплате труда.
Аналогичные нормы закреплены в пунктах 59, 76 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э.
Согласно пункту 42 основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 следует, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Из пункта 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 также следует, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В указанные в исковом заявлении периоды она (ДТС) работала в МКП «... ЖКХ» в должности главного экономиста.
Заявляясь на утверждение долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения и водоснабжения для МУП «... ЖКХ» на 2019-2023 г.г., расчеты расходов на заработную плату производились в соответствии с приложением №.. к коллективному договору на 2018-2020г.г. при этом заявляемые расходы по оплате труда составляли <данные изъяты> т.р.
Приказами Министерства экономического развития Республики Хакасия № №..-В от 29.11.2018 и №..Т от 16.12.2018 были установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения и водоснабжения для МУП «... ЖКХ» на 2019-2023 годы.
Согласно этим приказам фонд оплаты труда общехозяйственного персонала, входящий в число затрат предприятия и заложенный в тарифы ЖКХ был уменьшен и составил <данные изъяты> т.р.
В этой связи возникла необходимость корректировки заработной платы МУП «... ЖКХ» с учетом МРОТ.
Приказом по предприятию №..А-П от ../../.. была утверждена единая тарифная сетка по оплате труда работников МУП «... ЖКХ».
Приказом по предприятию №..А-П от ../../.. в соответствии с отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2017-2019 годы была установлена месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда в размере <данные изъяты> рублей.
В этой связи в МУП «... ЖКХ» ../../.. вынесен приказ №..-П о внесении изменений в приказ №..А-П от ../../.. «Об установлении месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда» и изложить его в следующей редакции: установить тарифные ставки 1-6 разряда в соответствии с приложением, 7-18 в соответствии с основными параметрами социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов изложенных в Информации Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2016 года.
Согласно п.1.9 Отраслевого тарифного соглашения в случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжения, на иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов организации. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего на этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда не ниже размера минимальной заработной платы, установленной региональным соглашением о минимальной заработной плате.
МРОТ устанавливается государством, а все остальные элементы тарифной сетки принимаются отдельно для каждой организации и закрепляются в соответствующих локальных актах.
На основании указанных выше приказов было разработано штатное расписание, которое утверждается главой Копьевского поссовета.
Заработная плата ФИО1 выплачивалась в соответствии со штатным расписанием, размер должностного оклада указывается в расчетных листах, которые предоставляются работнику ежемесячно.
Представители Министерства экономического развития Республики Хакасия, Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.
В соответствии с положениями частями 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Частью первой статьи 8 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть четвертая статьи 8 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть первая статьи 9 Трудового кодекса РФ).
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть вторая статьи 9 Трудового кодекса РФ).
В силу части третьей статьи 11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть первая статьи 15 Трудового кодекса РФ).
Частью второй статьи 57 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе следующие условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с абзацем 5 ст.21 Трудового кодекса РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Статьей 22 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, трудовыми договорами.
Из статьи 129 Трудового кодекса РФ, следует, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определённые трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определённые коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 45 Трудового кодекса РФ, общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей) могут устанавливаться отраслевым (межотраслевым) соглашением. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнёрства.
Вопросы действия соглашений, в том числе отраслевых, регламентированы ст.48 Трудового кодекса РФ, согласно которой срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трёх лет.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространённым на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса РФ, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, могут устанавливаться системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий (тарифные системы оплаты труда).
Поскольку мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению ответчиком в установленном порядке не представлен, что не оспаривается ответчиком, условия данных соглашений в силу ч.8 ст.48 Трудового кодекса РФ распространялись и на МКП «... ЖКХ».
../../.. изменен тип предприятия муниципального унитарного на муниципальное казенное предприятие «... ЖКХ» на основании постановления администрации ... поссовет №.. от ../../...
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ФИО1 с 14.01.2010 состоит в трудовых отношениях с МКП (ранее МУП) «... ЖКХ». Трудовой договор №.. заключен ../../...
Согласно Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденному Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения ../../.., минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности устанавливается согласно приложению 1 к данному соглашению и не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством.
Согласно приложению №.. ОТС ЖКХ РФ заработная плата по минимальной тарифной ставке рабочих первого разряда установлена на ../../.. – <данные изъяты> рублей, на ../../.. – <данные изъяты> рублей, на ../../.. – <данные изъяты> рубля.
Согласно Дополнительному соглашению о внесении изменений в Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения ../../..) (пролонгированного на период 2020 - 2022 годы) минимальные месячные тарифные ставки по оплате труда рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе устанавливаются не ниже следующих размеров: заработная плата по минимальной тарифной ставке рабочих первого разряда установлена на ../../.. – <данные изъяты> рублей, на ../../.. – <данные изъяты> рублей, на ../../.. – <данные изъяты> рублей.
Согласно пункту 1.9 Отраслевого тарифного соглашения ЖКХ РФ на 2017-2019 годы в случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую и тепловую энергию, и иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных актов организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимальной заработной платы, установленного региональным соглашением о минимальной заработной плате.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно пункту 1.4 Отраслевого тарифного соглашения организации жилищно-коммунального хозяйства - юридические лица, осуществляющие виды экономической деятельности, услуги, работы, приведенные в Приложениях №.., №.. и №.. к настоящему Соглашению. На данные Организации жилищно-коммунального хозяйства распространяется действие Соглашения, в случае их присоединения к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим Соглашением.
По виду и роду своей деятельности МКП «... ЖКХ» относится к работодателям отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда (МРОТ) и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2.3.1. Отраслевого тарифного соглашения от ../../.. установлено, что организации обеспечивают минимальную месячную тарифную ставку рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), в размере МРОТ, установленного федеральным законом (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
Согласно ч. 11 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Из разъяснений ФАС России от ../../.. на обращение Министерства экономического развития Республики Хакасия по вопросу пересмотра тарифов на коммунальные услуги в связи с доведением заработной платы работников до минимального размера оплаты труда, отмечено, что минимальный размер оплаты труда не тождественен показателю минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, в связи с чем, неприменение установленного минимального размера оплаты труда в качестве минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда не противоречит требованиям действующего законодательства в области тарифного регулирования.
При регулировании досрочных тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения расходы на оплату труда включаются в состав операционных расходов – расходов регулируемой организации, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, величина которых зависит от деятельности регулируемой организации и в отношении которых регулируемая организация должна принимать меры по их снижению.
В соответствии с пунктами 58, 73 основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 при расчете долгосрочных тарифов в необходимую валовую выручку регулируемых организацией включаются расходы по оплате труда.
Аналогичные нормы закреплены в пунктах 59, 76 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э.
Согласно пункту 42 основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 следует, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Из пункта 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 также следует, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Согласно п.1.9 Отраслевого тарифного соглашения в случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжения, на иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов организации. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего на этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда не ниже размера минимальной заработной платы, установленной региональным соглашением о минимальной заработной плате.
МРОТ устанавливается государством, а все остальные элементы тарифной сетки принимаются отдельно для каждой организации и закрепляются в соответствующих локальных актах.
Как установлено судом, регулирование оплаты труда в МУП «... ЖКХ» осуществляется коллективным договором, которым закреплено положение об оплате труда работникам предприятия.
Пункт 2.2 договора предусматривает, что оплата труда руководителей, специалистов, служащих производится на основе должностных окладов. Выплаты производятся одновременно со всеми работниками организации.
Должностные оклады устанавливаются работодателем в соответствии с квалификацией и должностью работника.
Эти же нормы содержит п. 2.10 Отраслевое тарифное соглашение.
В судебном заседании предоставлены доказательства тому, что, заявляясь на утверждение долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения и водоснабжения для МУП «... ЖКХ» на 2019-2023г.г. расчеты расходов на заработную плату АУП производились в соответствии с приложением №.. к коллективному договору на 2018-2020г.г., при этом заявляемые расходы по оплате труда составляли <данные изъяты><данные изъяты> т.р.
Приказами Министерства экономического развития Республики Хакасия № №..-В от ../../.. и №..-Т от ../../.. были установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения и водоснабжения для МУП «... ЖКХ» на 2019-2023 годы, при этом, фонд оплаты труда общехозяйственного персонала, входящий в число затрат предприятия и заложенный в тарифы ЖКХ был уменьшен и составил <данные изъяты> т.р.
В этой связи возникла необходимость корректировки заработной платы общехозяйственного персонала МУП «... ЖКХ» с учетом МРОТ.
Приказом по предприятию №..А-П от ../../.. была утверждена единая тарифная сетка по оплате труда работников МУП «... ЖКХ», согласно которой 4 разряду оплаты труда соответствует коэффициент 1,3.
Приказом по предприятию №..А-П от ../../.. в соответствии с отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2017-2019 годы была установлена месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда в размере <данные изъяты> рублей.
../../.. руководителем МУП «... ЖКХ» вынесен приказ №..-П о внесении изменений в приказ №..А-П от ../../.. «Об установлении месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда» и изложить его в следующей редакции: установить тарифные ставки 1-6 разряда в соответствии с приложением, 7-18 в соответствии с основными параметрами социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов изложенных в Информации Министерства экономического развития Российской Федерации от ../../...
Указанные приказы не оспорены в установленном порядке, являются действующими.
На основании указанных выше приказов было разработано штатное расписание, которое утверждается главой ... поссовета.
Также на основании указанных приказов 9.01.20219 с ФИО1 было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору №.. от ../../.., которым электромонтеру по ремонту электрооборудования 4 разряда установлена тарифная ставка в размере <данные изъяты> рублей за 1 час.
С дополнительным соглашением ФИО1 ознакомлен в день его заключения, о чем свидетельствует его подпись, соответственно, стороны пришли к обоюдному, добровольному и полному согласию в возникшем вопросе, размер заработной платы истца увеличился.
Заработная плата ФИО1 выплачивалась в соответствии со штатным расписанием, условия оплаты его труда не были ухудшены.
Из материалов дела следует, что размер выплачиваемой истцу ежемесячно заработной платы в спорный период превышал установленный минимальный размер оплаты труда.
../../.. года прокуратурой Орджоникидзевского района была проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в МКП «... ЖКХ».
По итогам проверки прокурором было вынесено представление об устранении выявленных нарушений, а именно несоответствие тарифных ставок установленных коллективным договором и указанных в штатном расписании.
На указанное представление заместителю прокурора Чистанову В.С. был дан ответ о том, что изложенные в таблице разряды являются рекомендуемыми и назначены работникам без нарушения ЕТКС, а размеры должностных окладов назначены в соответствии с теми, которые включены в долгосрочные тарифы и утверждены Минстроем РХ.
Доводы истца и его представителя о неправильном начислении заработной платы основаны на неправильном толковании норм материального права.
Размер выплаченной истцу работодателем в спорный период ежемесячной заработной платы отвечает требованиям Отраслевого тарифного соглашения организации жилищно-коммунального хозяйств, ч. 3. ст. 133 и ч. 11 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ.
Согласно ст. 236 Трудового кодекса РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Согласно статье 237 Трудового кодекса РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Поскольку факт нарушения трудовых прав истца не нашел своего подтверждения при рассмотрении дела, правовые основания для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации и компенсации морального вреда отсутствуют.
При таком положении оснований для удовлетворения иска не имеется в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194, 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования ФИО1 к Муниципальному казенному предприятию «... ЖКХ» оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Верховного Суда Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 23 ноября 2021 года.
Председательствующий: М.Н.Южакова