Дело № 2а - 1010/2018
Поступило в суд 22.11.2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2018 года р.п. Ордынское
Ордынский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Отт С.А.,
при секретаре Кузьминой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административное исковое заявление Никитиной З. В. к УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска об обязании выдать свидетельство о праве на наследство по закону, признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Никитина З.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование заявленных требований указала следующее. При обращении ДД.ММ.ГГГГ в УПФР в Заельцовском районе города Новосибирска (с 01 августа УПФР в Дзержинском районе города Новосибирска (межрайонное) за получением недополученной пенсии на основании свидетельства о праве на наследство по закону № № выданного ДД.ММ.ГГГГ, данное свидетельство было изъято у административного истца с грубым нарушением закона, выразившемся в отсутствии веских причин для изъятия, не оформлено актом изъятия в присутствии не менее 2-х свидетелей (понятых), не выдана заверенная копия в нарушение ст. ст. 27, 28 КоАП РФ.
Свидетельство является правоустанавливающим документом, не подлежащим изъятию у правообладателя без законных на то оснований, входящее в Справочник "Правоустанавливающие документы" 558.4.1.3.1, код 558401030100 согласно Приказу ФНС России от 13.01.2011 № ММВ-7-11/11 (Приложения № 2). УПФР в Заельцовском районе города Новосибирска оснащён копировальным и сканирующим оборудованием для изготовления копий с документов - оригиналов, не подлежащих изъятию. На неоднократные устные и письменные обращения Никитиной З.В. за выдачей принадлежащего ей свидетельства в УПФР в Заельцовском районе и жалобы в ОПФР Новосибирской области, до настоящего времени свидетельство о праве на наследство по закону № №, выданное ДД.ММ.ГГГГ на имя Никитиной З. В. ей не возвращено, ссылка на норму закона не приведена. Основание для удержания свидетельства ответчиком заключаются в том, что оно выдано только на получение недополученной пенсии наследодателя, а если бы оно состояло из нескольких наследственных частей, УПФР бы его не изъял. То есть, по сути выполнению одной и той же операции по выплате недополученной наследодателем пенсии (в одном случае свидетельство возвращается, в другом изымается), даётся двойное толкование закона, что не допускается. Просит обязать УПФР в Дзержинском районе города Новосибирска (межрайонное) выдать принадлежащее административному истцу свидетельство о праве на наследство по закону № № от ДД.ММ.ГГГГ, при личном посещении в руки истца, признав действия УПФР в Дзержинском районе города Новосибирска (межрайонное) по его изъятию и удержанию не отвечающим нормам закона.
В судебном заседании административный истец Никитина З.В. исковые требования поддержала, пояснила, что право на получение недополученной пенсии умершего пенсионера, подтверждением которого является свидетельство о праве на наследство по закону № №, ею реализовано, деньги перечислены на указанные ею банковский счет (карту) в установленный срок и получены ею, однако, поскольку данное свидетельство о праве на наследство по закону является правоустанавливающим документом, оно должно быть погашено, и с этой отметкой должно храниться только у нее, удержанием данного свидетельства административным ответчиком ее конституционные права не нарушаются.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил письменный отзыв, в удовлетворении административного иска просил отказать, поскольку административному истцу стало известно о нарушенном праве ДД.ММ.ГГГГ при подаче заявления о выплате недополученной пенсии умершего пенсионера, истица обратилась первично в суд Заельцовского района г. Новосибирска ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении трех месяцев.
Заслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решения органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, однако суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и в полном объеме выясняет следующие обстоятельства: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
- соблюдены ли сроки обращения в суд; - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, б) порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения; - обстоятельства, указанные в ч. 10 данной статьи.
Исходя из вышеуказанных положений КАС РФ суд приходит к выводу, что оспариваемый Никитиной З.В. отказ УПФР в Дзержинском районе города Новосибирска (межрайонное) выдать принадлежащее административному истцу свидетельство о праве на наследство по закону № № от ДД.ММ.ГГГГ может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону и нарушения таким решением прав и законных интересов Никитиной З.В.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий административное исковое заявление не может быть удовлетворено.
Статьей 35 Конституции Российской Федерации гарантировано право частной собственности (ч.1) и право наследования (ч.3).
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ нотариусом нотариального округа <адрес> на имя Никитиной З.В. выдано свидетельство о праве на наследство по закону № № которое состоит из права на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм страховой пенсии по старости в размере <данные изъяты> рублей (л.д.11).
Как утверждает административный истец, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в УПФР в Заельцовском районе г. Новосибирска (впоследствии УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о выдаче недополученной пенсии, предъявив указанное свидетельство о праве на наследство, дата ее обращения не оспаривается административным ответчиком.
Порядок получения родственниками умершего пенсионера недополученной им пенсии, которая ему полагалась, но не получена по причине смерти установлен частями 3 - 4 статьи 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) и пунктами 43 - 45 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н (далее - Правила № 885н).
В соответствии с ч. 3 ст. 26 Закона № 400-ФЗ начисленные суммы страховой пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, выплачиваются тем членам его семьи, которые относятся к лицам, указанным в части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и проживали совместно с этим пенсионером на день его смерти, если обращение за неполученными суммами указанной пенсии последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера. При обращении нескольких членов семьи за указанными суммами страховой пенсии причитающиеся им суммы страховой пенсии делятся между ними поровну.
При отсутствии лиц, имеющих на основании части 3 настоящей статьи право на начисленные суммы страховой пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы наследуются на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (ч. 4 ст. 26 Закона № 400-ФЗ).
Согласно п. 43 Правил № 885н начисленные суммы пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце, в том числе и за прошедшее время, и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, выплачиваются в порядке, определенном частью 3 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях", с учетом сумм пенсии, неполученных пенсионером своевременно по вине территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации за прошедшее время, без ограничения каким-либо сроком, а также излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением им обязательств, предусмотренных частью 5 статьи 26 и частью 1 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 44 Правил № 885н при отсутствии лиц, предусмотренных частью 3 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях", и истечении шести месяцев со дня смерти пенсионера указанные в пункте 43 настоящих Правил суммы пенсии выплачиваются наследникам в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 Административного регламента, утвержденного приказом
Минтруда России от 01.11.2016 N 600н (ред. от 13.02.2018) "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению", установлен порядок предоставления ПФР через свои территориальные органы государственной услуги, сроки и последовательность административных процедур при предоставлении территориальными органами ПФР государственной услуги.
Пунктом 21 указанного Административного регламента установлено, что выплата сумм пенсии, причитавшихся пенсионеру и оставшихся не полученными в связи с его смертью, членам семьи умершего, проживавшим с ним на день его смерти, либо наследникам умершего по свидетельству о праве на наследство, производится в течение 5 рабочих дней после получения территориальным органом ПФР заявления о выплате начисленных сумм пенсии, причитавшихся пенсионеру и оставшихся не полученными в связи с его смертью, документов, предусмотренных пунктом 42 Административного регламента, и информации организации, занимающейся доставкой пенсии, о недоставленных суммах пенсии.
В соответствии с п. 42 Административного регламента к заявлению о выплате начисленных сумм пенсии, причитавшихся пенсионеру и оставшихся неполученными в связи с его смертью, прилагаются, в числе прочих, документы, подтверждающие смерть пенсионера и свидетельство о праве на наследство - для подтверждения права наследования начисленных сумм пенсии, причитавшихся гражданину и оставшихся не полученными в связи с его смертью.
Административным ответчиком не оспаривается, что именно эти документы были представлены Никитиной З.В. в УПФР по Заельцовскому району г. Новосибирска.
Однако, указанный Административный регламент, являющийся подзаконным правовым актом, не содержит положения, обязывающего территориальный орган ПФР при предоставлении государственной услуги возвратить заявителю свидетельство о праве на наследство по закону, состоящее только из права на получение подлежащей выплате наследнику недополученной пенсии умершим пенсионером.
Данное свидетельство о праве на наследство по закону, является документом, подтверждающим наличие права собственности Никитиной З.В. на наследственное имущество - недополученную пенсию умершего пенсионера, предъявление которого уполномоченному лицу создает для такого лица, в данном случае для территориального органа ПФР, обязанность выплатить эту пенсию, передав ее в собственность наследнику Никитиной З.В.
Исполнением обязанности по выплате недополученной пенсии УПФР в Заельцовском районе г. Новосибирска прекращается право требования Никитиной З.В. передачи ей наследственного имущества (денежных средств), удостоверенное вышеуказанным свидетельством, которое обоснованно приобщено к выплатному пенсионному делу в соответствии с вышеуказанным Административным регламентом и не подлежит возврату, поскольку повторно данное право на получение пенсии реализоваться не может.
Ссылка административного истца на Приказ ФНС России от 13.01.2011 N ММВ-7-11/11 (ред. от 10.04.2017) «Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата Сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества» не может быть принята судом, поскольку действие данного приказал, также являющегося подзаконным нормативным актом, не распространяется на движимое имущество, которым является денежные средства.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ УПФР по Заельцовскому району г. Новосибирска в возврате Никитиной З.В. свидетельства о праве на наследство по закону № № от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административным ответчиком заявлено о пропуске Никитиной З.В. срока обращения в суд.
В судебном заседании Никитина З.В. представила доказательства того, что она принимала попытки восстановить ее право во внесудебном порядке начиная с ДД.ММ.ГГГГ, обращаясь с письменными заявлениями в УПФР по Заельцовскому району г. Новосибирска, а впоследствии в ОПФР по Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-10).
При таких обстоятельствах суд признает причину пропуска срока обращения в суд Никитиной З.В. уважительной и восстанавливает его.
Оценивая в совокупности исследованные доказательства, суд считает установленным, что административным ответчиком не допущено нарушений закона при предоставлении государственной услуги Никитиной З.В. при ее обращении УПФР по Заельцовскому району г. Новосибирска.
В ходе рассмотрении настоящего дела административного истцом не указывается, какие именно ее права, свободы, законные интересы были нарушены оспариваемыми действиями УПФР по Заельцовскому району г. Новосибирска.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных Никитиной З.В. требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать Никитиной З. В. в удовлетворении административного иска.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ордынский районный суд Новосибирской области.
Судья С.А. Отт
Решение в окончательной форме принято 25.12.2018.