НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ононского районного суда (Забайкальский край) от 26.04.2022 № 2-108/2022

№ 2-108/2022

УИД 75RS0017-01-2022-000059-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2022 года с. Нижний Цасучей

Ононский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Булгакова А.В., при секретаре судебного заседания Цоктоевой А.Ц., с участием прокурора Ононского района Ванчугова И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Ононского района Арсентьева М.С. в интересах Степановой Надежды Афанасьевны к государственному учреждению здравоохранения «Ононская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края об обязании обеспечить Степанову Надежду Афанасьевну лекарственными средствами,

установил:

И.о. прокурора Ононского района Арсентьев М.С. обратился в суд с названным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, в обоснование указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении в части обеспечения лекарственными средствами и медицинскими изделиями лиц, имеющих право на льготное обеспечение. В результате проверки установлено, что Степанова Н.А. является пациентом государственного учреждения здравоохранения «Ононская центральная районная больница» (далее ГУЗ «Ононская ЦРБ») с уточненным диагнозом «<данные изъяты>» с 2013 года. 6 октября 2021 года Степанова Н.А. обратилась к врачу терапевту на прием, по результатам которого на основе уточненного диагноза выписаны лекарственные средства: <данные изъяты>. Согласно выписки из информационной системы «Выписки электронных рецептов» в нарушение норма законодательства лекарственное средство <данные изъяты> фактически не выдано в связи с их отсутствием в аптечной организации. Кроме того, Степанова Н.А. не обеспечена средствами диагностики, в том числе <данные изъяты> Просит обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края и ГУЗ «Ононская ЦРБ» в пределах выделенных бюджетных ассигнований на 2022 финансовый год организовать обеспечение лекарственными средствами для <данные изъяты> по заявкам ГУЗ «Ононская ЦРБ» с учетом рецепта Степановой Надежды Афанасьевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Определением Ононского районного суда от 17 марта 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное унитарное предприятие Забайкальского края «Аптечный склад» (далее ГУП «Аптечный склад»).

В судебном заседании процессуальный истец прокурор Ононского района Ванчугов И.С. исковые требования уточнил, просил возложить обязанность на Министерство здравоохранения Забайкальского края в пределах выделенных бюджетных ассигнований на 2022год осуществить закупку в 2022 году лекарственных средств <данные изъяты> в количестве не менее 250 таблеток и <данные изъяты> в количестве не менее 544 таблеток по рецепту Степановой Надежды Афанасьевны, ДД.ММ.ГГГГ.р;.

возложить обязанность на государственное учреждение здравоохранения «Ононская центральная районная больница» по выписке рецептов Степановой Надежде Афанасьевне, ДД.ММ.ГГГГ.р. на обеспечение в 2022 году лекарственными средствами <данные изъяты> в количестве не менее 250 таблеток и <данные изъяты> в количестве не менее 544 таблеток;

возложить обязанность на государственное унитарное предприятие Забайкальского края «Аптечный склад» по выдаче в 2022 году лекарственных средств <данные изъяты> в количестве не менее 250 таблеток и <данные изъяты> в количестве не менее 544 таблеток по обращению Степановой Надежды Афанасьевны, ДД.ММ.ГГГГ.р. по рецептам лечащего врача-терапевта

Материальный истец Степанова Н.А. просила иск удовлетворить.

Представители ответчиков: ГУЗ «Ононская ЦРБ», Министерства здравоохранения Забайкальского края, ГУП «Аптечный склад» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Суд в силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав истцов, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ гражданские права и законные интересы могут быть защищены путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Генеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ охрана коровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3).

Статьей 29 обозначенного закона определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 323-ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Разделом V постановления Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» обеспечение лекарственными средствами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и медицинские препараты отпускаются по рецептам врачей бесплатно, отнесено к расходным обязательствам Забайкальского края.

В соответствии с ст.2 Закон Забайкальского края от 25.11.2010 № 433-33K «О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, за исключением граждан, страдающих болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, предоставляется бесплатное лекарственное обеспечение по основному заболеванию при амбулаторном лечении в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края в области здравоохранения, и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в который включен <данные изъяты>).

Согласно регламенту взаимодействия участников реализации программ льготного лекарственного обеспечения на территории Забайкальского края, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края № 37-П от 18.12.2019, система обеспечения лекарственных препаратов имеет в качестве основных звеньев взаимодействия собственно медицинские организации, осуществляющие выписку рецептов пациентам, Министерство здравоохранения Забайкальского края, осуществляющее закуп и распространение согласно заявкам в рамках бюджетного финансирования лекарственных средств, участвующие в программе аптечные организации, непосредственно выдающие лекарственные средства.

Из материалов дела следует, что 25 января 2022 года и.о. прокурора Ононского района по указанию прокураты края принято решение о проведении проверки в ГУЗ «Ононская ЦРБ» на предмет соблюдения законодательства в сфере доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в условиях пандемии коронавирусной инфекции, порядка вакцинации, защиты трудовых прав медицинских работников, лекарственного обеспечения льготных категорий граждан.

Судом установлено, что Степанова Надежда Афанасьевна, ДД.ММ.ГГГГ.р., является пациентом ГУЗ «Ононская ЦРБ», имеет диагноз <данные изъяты> с 2013 года. При обращении к врачу- терапевту на прием в 6 октября 2021 года Степановой Н.А. выписаны лекарственные средства: <данные изъяты>.

Согласно выписки из информационной системы «Выписки электронных рецептов» за период с 01.10.2021 по 09.02.2022, 06.10.2021 Степановой Н.А. выдан <данные изъяты>. <данные изъяты> не выдан. Нуждаемость в лекарственных средствах составила не менее 250 таблеток <данные изъяты> и не менее 544 таблеток <данные изъяты>.

Исследованные доказательства суд считает достоверными, допустимыми, относящимися к рассматриваемому делу и достаточными для рассмотрения дела по существу.

В связи с изложенным, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 1 ст. 103 ГПК РФ, п. 8 ст. 333.20 НК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая требования п. 3 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика ГУЗ «Ононская ЦРБ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей. Вместе с тем, с учетом имущественного положения ответчика, суд считает возможным освободить его от уплаты госпошлины.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ Министерство здравоохранения Забайкальского края освобождено от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора Ононского района Арсентьева М.С. в интересах Степановой Надежды Афанасьевны к государственному учреждению здравоохранения «Ононская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края, ГУП «Аптечный склад» об обязании обеспечить Степанову Надежду Афанасьевну лекарственными средствами удовлетворить.

Возложить обязанность на Министерство здравоохранения Забайкальского края в пределах выделенных бюджетных ассигнований на 2022год осуществить закупку в 2022 году лекарственных средств <данные изъяты> в количестве не менее 250 таблеток и <данные изъяты> в количестве не менее 544 таблеток по рецепту Степановой Надежды Афанасьевны, ДД.ММ.ГГГГ.р..

Возложить обязанность на государственное учреждение здравоохранения «Ононская центральная районная больница» по выписке рецептов Степановой Надежде Афанасьевне, ДД.ММ.ГГГГ.р. на обеспечение в 2022 году лекарственными средствами <данные изъяты> в количестве не менее 250 таблеток и <данные изъяты> в количестве не менее 544 таблеток.

Возложить обязанность на государственное унитарное предприятие Забайкальского края «Аптечный склад» по выдаче в 2022 году лекарственных средств <данные изъяты> в количестве не менее 250 таблеток и <данные изъяты> в количестве не менее 544 таблеток по обращению Степановой Надежды Афанасьевны, ДД.ММ.ГГГГ.р. по рецептам лечащего врача-терапевта.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ононский районный суд.

Судья А.В. Булгаков

В окончательной форме решение принято 29 апреля 2022 года