НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ононского районного суда (Забайкальский край) от 15.02.2016 № 2-27/2016

Дело № 2-27/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Нижний Цасучей 15 февраля 2016 года

Ононский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Недзельского А.А., при секретаре Лукашевич Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ононского района в интересах Томских О.И. к МБОУ «Верхнецасучейская СОШ», Администрации МР «Ононский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ононского района обратился в суд с вышеназванным иском в интересах Томских О.И. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Верхнецасучейская средняя общеобразовательная школа», указывая, что она работает у ответчика с 27.04.2015 г. в должности старшего повара по настоящее время. Согласно расчетных листов заработная плата работника состоит из оклада, районного и «северного» коэффициентов. Сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы Томских О.И. за период с 01 августа 2015 г. по 31 октября 2015 г. составила <данные изъяты> рублей – районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях рассчитывался от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда. Указывают, что доплаты за совмещение и районные коэффициенты должны начисляться сверх установленной зарплаты, которая не должна быть менее МРОТ. Прокурор просит взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату, полагая, что включение компенсационных выплат, а именно районного и процентной надбавки в размер его заработной платы, общая сумма которой не превышает минимальный размер оплаты труда, нарушает его трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и Российскому трудовому законодательству. Компенсационные выплаты и доплаты должны выплачиваться сверх вознаграждения за труд, равный МРОТ, а не применяться как средство доведения заработной платы до МРОТ, поскольку являются одним из видов государственных гарантий. В связи с изложенным, истец просит взыскать с МБОУ «Верхнецасучейская СОШ» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01 августа 2015 г. по 31 октября 2015 г. в размере <данные изъяты> рублей. Обязать администрацию муниципального района «Ононский район» профинансировать МБОУ «Верхнецасучейская СОШ» денежными средствами для выплаты Томских О.И. в размере <данные изъяты> руб., в случае их недостаточности у МБОУ «Верхнецасучейская СОШ», за счет средств бюджета муниципального района «Ононский район». Обязать МБОУ «Верхнецасучейская СОШ» с 01 ноября 2015 г. производить начисление заработной платы Томских О.И., полностью отработавшей норму рабочего времени и выполнившей норму труда (трудовые обязанности) в месяц, не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда с начислением на данную сумму районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы.

В судебном заседании процессуальный истец – заместитель прокурора Ононского района Аюров С.Д. требования поддержал в полном объёме по доводам изложенным в заявлении.

Томских О.И. требования прокурора поддержала, пояснив, что в расчётном периоде отработала все смены, в отпуске и на больничном не находилась.

Представитель администрации МР «Ононский район» Сухих В.Н. исковые требования не признал, суду показал, что должность повара в Верхнецасучейской СОШ финансируется за счёт субвенций из краевого бюджета, поэтому Администрация района является ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика МБОУ «Верхнецасучейская СОШ» Гамбуев Ю.В. суду показал, что заработная плата поварам начисляется в рамках установленных окладов. Финансирование осуществляется из районного бюджета, собственных источников дохода школа не имеет.

Определением суда от 13.01.2015г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, которые просили рассмотреть дело в их отсутствие и представили суду отзыв на исковые требования, согласно которого с исковыми требованиями не согласны, указывают, что финансирование своих обязательств ими осуществлено в полном объёме. Указывают, что оплата труда вспомогательного персонала образовательных учреждений, является расходным обязательством бюджета муниципального района.

Суд в силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав прокурора, стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, истец находится в трудовых отношениях с МБОУ «Верхнецасучейская СОШ» - согласно трудового договора от 27.04.2015 г. Томских О.И. принята на должность старшего повара с 27.04.2015 г.

Её заработная плата при полностью отработанной норме рабочего времени за август 2015 года составила <данные изъяты> рублей, состояла из оклада <данные изъяты> руб., районный коэффициент 40% - <данные изъяты> руб., доплаты за выслугу лет 15% – <данные изъяты> руб., выслуга – <данные изъяты> руб. Заработная плата при полностью отработанной норме рабочего времени за сентябрь 2015 года составила <данные изъяты> рублей, состояла из оклада <данные изъяты> руб., районный коэффициент 40% - <данные изъяты> руб., доплаты за выслугу лет 15% – <данные изъяты> руб., выслуга – <данные изъяты> руб. Заработная плата при полностью отработанной норме рабочего времени за октябрь 2015 года составила <данные изъяты> рублей, состояла из оклада <данные изъяты> руб., районный коэффициент 40% - <данные изъяты> руб., доплаты за выслугу лет 15% – <данные изъяты> руб., выслуга – <данные изъяты> руб.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Однако действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 133.1 ТК РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, размер которого не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (с 1 января 2015 года – 5965 рублей).

Так как истец работает в Забайкальском крае, который законодательно отнесён к районам с особыми климатическими условиями, истец имеет право на получение ежемесячной заработной платы в повышенном размере. Гарантированный истцу законом повышенный размер месячной заработной платы рассчитывается путём начисления районного коэффициента (40%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае (30%) на минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом

Согласно п. 1.3 Устава МБОУ «Верхнецасучейская СОШ» функции учредителя и собственника имущества учреждения от имени муниципального района «Ононский район» осуществляет администрация муниципального района «Ононский район», на которую возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом. В соответствии со ст.158 БК Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств полномочен отвечать от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (пп.12.1 п.1); осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, составлять обоснования бюджетных ассигнований; составлять, утверждать и вести бюджетную роспись, распределять бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнять соответствующую часть бюджета (пп.4, 5 п.1 ст.158).

В соответствии с п. 9.3.3 Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 26.03.2014 N 123, Министерство обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми законами Забайкальского края.

Следовательно, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края – главный распорядитель бюджетных средств, направленных для реализации основных общеобразовательных программ, в том числе, в части финансирования расходов на оплату труда работников образовательных учреждений.

В силу п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В статье 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 12 Закона Забайкальского края от 20 декабря 2011 года №608-ЗЗК «О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае» под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Статьей 4 Закона Забайкальского края от 22.07.2014 N 1017-ЗЗК "О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях" установлены нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций в части обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося согласно приложению 2 к настоящему Закону края.

Из вышеизложенного следует, что Министерство образования, науки и молодежной политики края является ответчиком в рассматриваемых правоотношениях, как главный распорядитель средств бюджета и уполномоченный орган исполнительной власти, участвующий в осуществлении мероприятий по формированию фонда оплаты труда работников общеобразовательных учреждений и финансированию в этой части.

Принимая во внимание изложенные нормы, администрация муниципального района «Ононский район» несет обязанность по финансированию бюджетного образовательного учреждения денежными средствами для выплаты взысканных сумм в случае их недостаточности за счет и в пределах выделяемых на эти цели субвенций.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Обязанность доказывания распространяется на стороны. Основу распределения обязанности по доказыванию составляет предмет доказывания, поскольку именно основания требований и возражений сторон влияют на его формирование. Невыполнение обязанности доказывания истцом оснований своих требований и возражений влечет вынесение решения об отказе в иске или его части.

В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд не вправе выйти за пределы заявленных требований, так как в данном случае это не предусмотрено федеральным законом.

Согласно представленному расчету, заработная плата Томских О.И. в месяц при полностью отработанной норме рабочего времени должна была составить в августе 2015 г. – <данные изъяты>, в сентябре 2015 г. – <данные изъяты> в октябре 2015 г. – <данные изъяты>

Указанный расчет суд считает верным, соответствующим действующему законодательству.

Поскольку размер начисленной истцу Томских О.И. заработной платы был ниже указанной суммы, следовательно, работодателем ей недоначислялась заработная плата.

Истцом соблюден трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно расчету, размер недоначисленной Томских О.И. заработной платы за август, сентябрь и октябрь 2015г. составил <данные изъяты>, в том числе за август 2015г. – 4 <данные изъяты> за сентябрь 2015г. – <данные изъяты> за октябрь 2015г. – <данные изъяты>

Указанные расчеты суд считает арифметически верными, и считает возможным согласиться с ними.

Поскольку действиями ответчика по начислению и выплате истцу заработной платы в суммах, указанных истцом, нарушает его право на гарантированный каждому работнику определенный размер заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, суд считает необходимым обязать МБОУ «Верхнецасучейская СОШ» начиная с 01 ноября 2015 года производить начисление заработной платы истцу при полностью отработанной норме рабочего времени и выполнившей нормы труда (трудовые обязанности) в месяц не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы.

Согласно п. 8 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ононского района удовлетворить.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхнецасучейская средняя общеобразовательная школа» в пользу Томских О.И. недоначисленную и невыплаченную заработную плату с учетом НДФЛ за период с 01 августа 2015г. по 31 октября 2015 года в размере <данные изъяты>

Обязать администрацию муниципального района «Ононский район», Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края профинансировать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнецасучейская средняя общеобразовательная школа» денежными средствами для выплаты вышеуказанных сумм в случае их недостаточности у муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхнецасучейская средняя общеобразовательная школа», в соответствии с установленным порядком финансирования и в пределах субвенций, выделяемых на эти цели.

Обязать МБОУ «Верхнецасучейская СОШ» начиная с 01 ноября 2015 г. производить начисление заработной платы Томских О.И. при полностью отработанной норме рабочего времени и выполнившей нормы труда (трудовые обязанности) в месяц не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате свыше минимального размера оплаты труда.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхнецасучейская средняя общеобразовательная школа» в доход бюджета муниципального района «Ононский район» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ононский районный суд.

Судья А.А. Недзельский