НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Омутнинского районного суда (Кировская область) от 22.01.2024 № 2-6/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

43RS0026-01-2019-000578-34 Дело №2-6/2024

г. Омутнинск Кировской области 22 января 2024 г.

Омутнинский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Костина А.В.,

при секретаре Ситчихиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску министерства лесного хозяйства Кировской области к Ф.И.О.2 и федеральному казённому учреждению Исправительная колония *** Управления исполнения наказаний России по Кировской области о возмещении ущерба, причинённого лесному фонду в результате преступлений,

УСТАНОВИЛ:

министерство лесного хозяйства Кировской области обратилось в суд с иском, в основании которого указало, что в производстве СО МО МВД России «Омутнинский» находится уголовное дело, возбужденное по ч. 3 ст. 260, ч. 3 ст. 260, ч.3 ст. 260, п. «г» ч. 2 ст. 260, ч. 3 ст. 260, ч. 3 ст. 260, ч. 1 ст. 260, ч. 3 ст. 260, ч. 3 ст.260 УК РФ. В ходе предварительного следствия установлено, что в период с 03.07.2017 по 09.08.2019 неустановленное лицо совершило незаконную рубку лесных насаждений в лесах на территории Песковского участкового лесничества, в квартале 20 выделе 35 на сумму 1099272 руб., причинив лесному фонду РФ в лице лесного отдела Омутнинского лесничества министерства лесного хозяйства Кировской области материальный ущерб в особо крупном размере.

В период с 30.07.2017 по 01.08.2019 неустановленное лицо совершило незаконную рубку лесных насаждений в лесах на территории Песковского участкового лесничества, в квартале 38 выделе 8 на сумму 552872 руб., причинив лесному фонду РФ в лице лесного отдела Омутнинского лесничества министерства лесного хозяйства Кировской области материальный ущерб в особо крупном размере.

В период с 01.01.2017 по 09.08.2019 неустановленное лицо совершило незаконную рубку лесных насаждений в лесах на территории Песковского участкового лесничества, в квартале 56 выделе 43 на сумму 839834 руб., причинив лесному фонду РФ в лице лесного отдела Омутнинского лесничества министерства лесного хозяйства Кировской области материальный ущерб в особо крупном размере.

В период с 30.07.2017 по 09.08.2019 неустановленное лицо совершило незаконную рубку лесных насаждений в лесах на территории Песковского участкового лесничества, в квартале 57 выделе 24 на сумму 69809 руб., причинив лесному фонду РФ в лице лесного отдела Омутнинского лесничества министерства лесного хозяйства Кировской области материальный ущерб в крупном размере.

В период с 30.07.2017 по 15.08.2019 неустановленное лицо совершило незаконную рубку лесных насаждений в лесах на территории Песковского участкового лесничества, в квартале 60 выделе 19 на сумму 927531руб., причинив лесному фонду РФ в лице лесного отдела Омутнинского лесничества министерства лесного хозяйства Кировской области материальный ущерб в особо крупном размере.

В период с 01.01.2018 по 05.09.2019 неустановленное лицо совершило незаконную рубку лесных насаждений в лесах на территории Песковского участкового лесничества, в квартале 143 выделе 41 на сумму 1499366 руб., причинив лесному фонду РФ в лице лесного отдела Омутнинского лесничества министерства лесного хозяйства Кировской области материальный ущерб в особо крупном размере.

В период с 01.01.2018 по 30.07.2019 неустановленное лицо совершило незаконную рубку лесных насаждений в лесах на территории Песковского участкового лесничества, в квартале 143 выделе 53 на сумму 16069 руб., причинив лесному фонду РФ в лице лесного отдела Омутнинского лесничества министерства лесного хозяйства Кировской области материальный ущерб в крупном размере.

В период с 01.01.2018 по 15.09.2019 неустановленное лицо совершило незаконную рубку лесных насаждений в лесах на территории Песковского участкового лесничества, в квартале 144 выделе 26 на сумму 1120813 руб., причинив лесному фонду РФ в лице лесного отдела Омутнинского лесничества министерства лесного хозяйства Кировской области материальный ущерб в особо крупном размере.

В период с 01.01.2017 по 30.07.2019 неустановленное лицо совершило незаконную рубку лесных насаждений в лесах на территории Песковского участкового лесничества, в квартале 145 выделе 19 на сумму 2143812 руб., причинив лесному фонду РФ в лице лесного отдела Омутнинского лесничества министерства лесного хозяйства Кировской области материальный ущерб в особо крупном размере.

В ходе предварительного следствия установлено, что вышеуказанные незаконные рубки совершены Ф.И.О.2 В связи с изложенным истец просил взыскать с Ф.И.О.2 ущерб, причинённый лесному хозяйству РФ, в размере 8239378 руб.

В ходе рассмотрения дела истцом представлены дополнения к исковому заявлению, согласно которым Ф.И.О.2 совершены незаконные рубки лесных насаждений в период с 2017 по 2018 г. Несмотря на то, что Ф.И.О.2 приговором Омутнинского районного суда Кировской области от ДАТА ИЗЪЯТА признан невиновным по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК РФ (в квартале 143 выделе №53 лесосеки 1 Песковского участкового лесничества Омутнинского лесничества), гражданский иск по ущербу, причиненному лесным насаждениям в ходе совершения незаконной рубки в сумме 16069 руб., должен быть также рассмотрен.

К участию в деле в качестве ответчика привлечено ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ УФСИН России по Кировской области (далее ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, индивидуальный предприниматель Ф.И.О.13

В судебном заседании представитель истца по доверенности Ф.И.О.5 на исковых требованиях настаивал, уточнил, что ущерб подлежит взысканию в бюджет муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области, просил взыскать причинённый ущерб с виновного лица. По всем эпизодам нарушения лесного законодательства было установлено виновное лицо, которым оказался Ф.И.О.2 При текущем осмотре делянок лесничий осматривает лесосеку визуально, а при окончательном осмотре обходит границы лесосеки, выявляет нарушения, проверяет, соблюдены ли правила заготовки древесины, правила санитарной безопасности в лесах, правила пожарной безопасности. При осмотре лесничий берет за основу отчет лесопользователя - арендатора, который предоставляется ежемесячно в лесной отдел. Если выявляется факт незаконной рубки в небольших объемах, то лесничий сразу же определяет этот объем, если объем значительный, то привлекаются дополнительные работники для повторного осмотра лесосеки. Как правило, осмотр лесосеки производится непосредственно лесничим, либо извещается лесопользователь. Факт незаконных рубок был установлен при проведении сплошного учета пней на территории лесосеки. Ранее завизированные рубки, как незаконные рубки, не были выявлены лесничим. В ходе следственных действий было установлено лицо, виновное в совершении незаконных рубок, в отношении которого было подано исковое заявление. Все расчеты сделаны на основании данных проводимых проверок. Выезжали лесничие трех районов - Верхнекамского, Омутнинского и Афанасьевского, с привлечением сотрудников полиции и понятых. Были сосчитаны все пни на лесосеках. К ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ИП Ф.И.О.13 истец исковых требований не предъявляет. С последней министерство лесного хозяйства Кировской области никаких отношений не имело.

Ответчик Ф.И.О.2, его представитель Ф.И.О.6 исковые требования не признали, представив письменные возражения, согласно которым приговором Омутнинского районного суда Кировской области от ДАТА ИЗЪЯТА, измененным апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Кировского областного суда от ДАТА ИЗЪЯТА, по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК РФ (в квартале 143 выделе 53 лесосеки 1 Песковского участкового лесничества) Ф.И.О.2 признан невиновным и оправдан на основании п.1 ч.2 ст.302 УПК РФ в связи с неустановлением события преступления. Сумма ущерба по данной делянке составляла 16069 руб. Размер ущерба с применением предусмотренных такс, коэффициентов и методики составил 82233098 руб. В мотивировочной части приговора указано, что суд пришел к выводу о передаче гражданского иска на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства ввиду необходимости исследования обстоятельств, указывающих на виновное поведение лесопользователя ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ УФСИН России по Кировской области, возложенных на него распоряжениями Департамента лесного хозяйства Кировской области от ДАТА ИЗЪЯТА***, и при заключении государственных контрактов с ИП Ф.И.О.13 на оказание услуг по заготовке древесины и надлежащем исполнении обязанностей заказчика по осуществлению контроля за исполнением контрактов. Также указано, что доводы подсудимого и защиты о том, что вся вина за незаконные рубки лежит на лесопользователе ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, которая имела некачественные проекты освоения лесов, безответственно относилась к отводам лесосек, не снабжала подрядчика лесными декларациями, несвоевременно производила учёт заготовленной древесины и не предъявляла требований к попородному учёту, не исключают уголовную ответственность лица, осведомлённого об условиях технологических карт и производившего рубки деревьев посредством привлекаемых лесозаготовительных бригад вразрез с указанными условиями. При условии доказанности вины юридического лица речь может идти лишь о совместной гражданско-правовой ответственности за причинение материального ущерба лесному фонду. Заготовка древесины производилась на основании Государственных контрактов на лесных участках, предоставленных ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в постоянное пользование Департаментом лесного хозяйства Кировской области распоряжениями от ДАТА ИЗЪЯТА*** и *** (далее также распоряжения). Нет оснований для освобождения от исполнения обязательств, возложенных распоряжениями на ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ Считает, что ущерб причинен в результате нарушений ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ вышеуказанных распоряжений, выразившихся в неорганизации мероприятий использования лесов по назначению в соответствии с лесным законодательством и мероприятий, направленных на выявление незаконных вырубок леса. Ф.И.О.2 стороной обязательства с министерством лесного хозяйства Кировской области не является. Вся заготовленная в лесосеках ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ древесина завозилась на территорию учреждения автотранспортом ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ. Как следует из показаний свидетелей, положенных в основу приговора, актов приема-передачи выполненных работ, справок о заготовленной и вывезенной древесины ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, книги учета древесины на нижнем складе, учет заготовленной древесины по породам ни в лесосеках, ни на нижнем складе не велся. Согласно показаниям свидетелей, недостача не заготовленной в этих делянках древесины была покрыта поступившими ранее на нижний склад излишками заготовленной древесины в других лесосеках, разработанных Ф.И.О.2, и отнесенных на квартал 56 выдел 22 и квартал 144 выдел 42 Песковского участкового лесничества. В соответствии с контрактами и ст.715, 723 ГК РФ ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, требовать устранения выявленных недостатков. При этом на ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ лежит обязанность по организации приемки делянок с привлечением представителя лесного хозяйства. Возможность соблюдения правил и норм по предотвращению ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений, у ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ имелась, однако им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению. Ущерб лесному хозяйству причинен вследствие виновного поведения ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, т.к. именно лесопользователь, отвечающий за соблюдение лесного законодательства, организацию и контроль, не принял меры по соблюдению лесного законодательства, не организовал работу по устранению допущенных во время разработки лесосеки нарушений, не вел должного учета заготовленной древесины по породам ни в лесосеках, ни на нижнем складе. ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ знало об излишках заготовленной лесопродукции в одних кварталах и этими излишками закрывало недостачу незаготовленной лесопродукции в других, сознательно допускало нарушения и желало наступления неблагоприятных последствий в виде ущерба лесному хозяйству для того, чтобы выполнить план, закрыть выполнением государственные контракты и получить соответствующие вознаграждения. Лес из делянок поступал в ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, т.е. выгодоприобретателем от незаконных рубок являлось оно. Ссылается на пункты 2.4, 2.15 распоряжений. Обязанность недопущения незаконных рубок в пределах территории лесного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование, связана с обязанностью возвратить предоставленный участок в надлежащем состоянии, а при установленном факте незаконной рубки данная обязанность не может считаться исполненной. Исходя из условий предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, как пользователь лесного участка, имело возможность при должной степени заботливости и осмотрительности не допустить незаконную вырубку леса. ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ не представило доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих от него мер по соблюдению им требований лесного законодательства, включая охрану лесов от незаконных рубок, в связи с чем допустило незаконную рубку в границах используемых лесных участков.

В процессе отвода лесосеки изучаются материалы таксации и картографические материалы конкретного лесного участка. Если лесосека до 3 га, то проводят сплошной перечет деревьев, измеряется каждое дерево на высоте 1,3 м, составляются ведомости перечета деревьев и материально-денежная оценка. Это делается для определения объема заготовки древесины. Если площадь более 3 га, производят ленточный перечет. Именно в процессе отвода лесосеки на местности можно выявить несоответствие состава леса, благодаря таксационному описанию. Лесопользователь производил отводы лесосек по старым материалам лесоустройства, при отводе лесных участков лесопользователь не применил «Наставление по отводу и таксации лесосек» от 1993 г., а также «Правила заготовки древесины» от 2016 г. Лесопользователь ни на одной из делянок не производил перечет попородно, хотя в Правилах заготовки древесины сказано, что не допускается отвод и таксация лесосеки при визуальной оценке. Омутнинское лесничество, принимающее документы от лесопользователя, не проверяло их, а просто подписало и утвердило их. Ранее вопросов о неправильности отвода лесосек, как при подаче разрешающих документов, так и при приемке разработанных делянок, со стороны Омутнинского лесничества не возникало. В период с 2012 по 2018 от лесопользователя не поступало никаких претензий по факту разработки лесных участков. Контрактом предусмотрено, что учет заготовленной древесины ведет лесопользователь-заказчик. Согласно протоколам осмотра места происшествия участков, на которых вменяется незаконная рубка, технология заготовки в в данных делянках не нарушена, общие объемы, разрешенные к заготовке, не превышены, завизирных рубок нет, что подтверждено всеми участниками осмотров и членами лесозаготовительных бригад. В заключенных между ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ИП Ф.И.О.13 контрактах к заготовке указывался только общий объем древесины без разбивки по породам. С 2012 по 2016 лесопользователем составлялись акты выполненных работ по контрактам с ИП Ф.И.О.13, в которых указаны объемы заготовленной древесины, разграниченные по породам древесины. С 2016 г. составлялись акты выполненных работ с указанием только общего объема заготовленной древесины без разбивки по породам. Лесопользователь объяснял этом тем, что лес ему передан в бессрочное пользование, все делянки для рубки запланированы проектом освоения лесов. Кроме того, заказчик рассчитывался с подрядчиком за заготовленную древесину независимо от породы. Это все указывает об отсутствии умысла Ф.И.О.2 на заготовку какой-либо конкретной породы древесины. Это также подтверждается показаниями членов заготовительных бригад, которые поясняли, что он не давал указаний по заготовке конкретного вида древесины попородно. Лесопользователь осуществлял вывозку заготовленной древесины с разрабатываемых делянок, не производя ее учета на верхнем складе, а учитывал ее только после поступления на нижний склад, хотя для приемки древесины у заказчика была создана специальная комиссия по приемке, которая составляла акты приемки выполненных работ. На протяжении длительного времени, до 2020 г. у лесопользователя существовал искаженный учет древесины. Данные по объему и породе заготовленной древесины, завезенной на нижний склад, и данные, отраженные в отчетах лесопользователя, не совпадают. Согласно справке, представленной истцом при рассмотрении уголовного дела, лесопользователь за последние 3 года расчетную лесосеку не осваивал, т.е. не вырубал, лес заготавливался в меньшем объеме, соответственно, вмененный ему переруб по породам древесины отсутствовал. Вменяемый Ф.И.О.2 ущерб отсутствует, т.к. попородный объем не превышал незаготовленный объем за последние 3 года, является надуманным, причинен не по вине ответчика, а по вине лесопользователя. Кроме того, ущерб причинен ввиду бесконтрольного поведения со стороны Омутнинского лесничества, выразившегося в принятии и утверждении принимаемых от лесопользователя документов без проведения выборочных проверок, непроводимости осмотров отведенных лесных участков под рубку, приемкой отчетов об использовании лесов без надлежащей сверки с реальным объемом поступившей древесины на склад лесопользователя.

Представитель ответчика ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ УФСИН России по Кировской области Ф.И.О.7 исковые требования не признала, поддержав доводы письменного отзыва и дополнений к ним, согласно которым ДАТА ИЗЪЯТА Омутнинским районным судом Кировской области вынесен приговор по уголовному делу, согласно которого Ф.И.О.2 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 и ч. 3 ст. 159 УК РФ по нескольким эпизодам. Приговор вступил в законную силу. При рассмотрении уголовного дела гражданский иск в отношении ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ не заявлялся, Ф.И.О.2 был признан гражданским ответчиком. В ходе расследования и рассмотрения уголовного дела виновность ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в причинении ущерба не установлена. Возмещение причиненного преступлением ущерба возлагается на лицо, совершившее преступление.

На основании результатов электронных аукционов между ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ИП Ф.И.О.13 были заключены государственные контракты, по условиям которых ИП Ф.И.О.13 должна была выполнить работы в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, назначить лицу, ответственных по проведению рубок лесных насаждений, соблюдение правил заготовки древесины, обеспечить соблюдение требований лесного законодательства, возместить ущерб, причиненный лесному фонду при выполнении работ, а ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ следовало обеспечить приемку выполненных работ и их оплату.

ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ обладало правами: требовать от подрядчика надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, определять лиц, непосредственно участвующих в контроле за исполнением контракта и в приемке выполненных работ по объему и качеству. В процессе выполнения работ подрядчик обязуется обеспечить соответствие выполненных работ требованиям законодательства и иных нормативных документов, соблюдать все необходимые технологические требования, предъявляемые к выполнению работ такого рода, гарантирует качество всего объема выполненных работ, соблюдение Правил заготовки древесины. Приемка выполненных работ проводится ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ при участии подрядчика на лесном участке и оформляется актом сдачи-приемки. В случае выявления уполномоченными представителями лесного хозяйства нарушения лесного законодательства и ущерба, причиненного лесному фонду в месте выполнения работ подрядчиком, он несет ответственность в полном объеме и возмещает ущерб. Ни один из допрошенных свидетелей не подтвердил, что Ф.И.О.14 снабжал вальщиков технологической картой в полном объеме. Из приговора следует, что при сплошных рубках Ф.И.О.14 требовал рубить всю древесину любых пород, а при выборочных называл какое количество леса брать с пасек. Ф.И.О.14 не предъявлял требований по породному составу, поэтому рубили все подряд. Ответственность за нарушение Правил заготовки древесины по условиям госконтракта прямо возложена на подрядчика ИП Ф.И.О.13

Как следует из показаний Ф.И.О.8, он работал в составе лесозаготовительной бригады в феврале 2018 в квартиле 143 выделе 53 Песковского участкового лесничества. Перед началом работы Ф.И.О.14 показал Ф.И.О.15 только схему делянки, в которой были обозначены границы делянки. Другие документы не давал и не показывал, какую кубатуру надо было заготовить, в т.ч. по породам, не говорил, но сказал, что кубатуру будет контролировать сам. Вместе они обошли границы делянки, Ф.И.О.14 показал намеченные волока и место площадки, пояснил, что рубка выборочная, что с пасек надо брать деревьев немного, но каких пород и в каком количестве не говорил и больше в делянку не приезжал. Древесину заготавливали в хлыстах, её никто не точковал. По просьбе Ф.И.О.14 хорошие хвойные деревья кряжевали на сортименты, которые Ф.И.О.14 увозил на своей машине Урал с гидроманипулятором. Древесину в хлыстах вывозили в колонию. Это говорит о том, что лес вывозился не только автотранспортом колонии, но и транспортом Ф.И.О.14, т.к. в материалах дела говорится о том, что лес колонию вывозился только ее автотранспортом, то куда и на каком основании вывозился лес на автотранспорте Ф.И.О.14, непонятно. Из госконтракта видно, кто именно должен отвечать за соблюдение лесного законодательства, обеспечивать соответствие выполненных работ требованиям законодательства, нормативных и технических документов, выполнять работу по показателям, содержащимся в нормативных и технических документах, в объекте, предусмотренном контрактом, обеспечить за свой счет устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ, а также при использовании результатов выполненных работ и сдаче делянок контролирующим органам, возмещать ущерб, причиненный лесам при выполнении работ. Обязанности ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, как лесопользователя, предусмотрены распоряжениями Департамента лесного хозяйства Кировской области ***, *** от ДАТА ИЗЪЯТА. Контролируя процесс лесозаготовки и учитывая заготовленную древесину, Ф.И.О.2 в нарушение положений ч.2 ст.16.1, ч.1 ст.50.1 Лесного кодекса РФ, силами нанятой им бригады, введенной в заблуждение относительности законности его действий, умышленно совершил незаконную рубку, причинив лесному хозяйству материальный ущерб. Доводы того, что вина за незаконные рубки лежит на лесопользователе ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, которая имела некачественные проекты освоения лесов, безответственно относилась к отводам лесосек, не снабжала подрядчика лесными декларациями, не обоснованы.

Третье лицо Ф.И.О.13 в судебном заседании иск не признала, пояснила, что между ней и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ был заключен государственный контракт, как с подрядчиком на оказание услуг по заготовке древесины. Ф.И.О.2 работал у нее по доверенности. Оплата производилась за кубометр заготовленной древесины, а не по породам. Считает, что иск следует предъявлять к лесопользователю, т.е. к ФКУ ИК-1, которому лесные участки были переданы в бессрочное пользование.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, а также материалы уголовного дела №1-2/1/2023, суд пришёл к следующему.

По общему правилу п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Согласно ст. 29 Лесного Кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (ч.1). Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 11).

В соответствии с п. 2 ст. 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.

В соответствии со ст. 100 Лесного кодекса РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке (ч. 1).

Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ч. 3).

Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 4).

В соответствии с п. 1 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Омутнинским районным судом Кировской области рассмотрено уголовное дело по обвинению Ф.И.О.2 в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 260, ч. 3 ст. 260, ч. 3 ст. 260, п. «г» ч. 2 ст. 260, ч. 3 ст. 260, ч. 3 ст. 260, ч. 1 ст. 260, ч. 3 ст. 260, ч. 3 ст. 260, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159 УК РФ.

Приговором суда установлено, что Ф.И.О.2 в нарушение положений ч. 2 ст. 16.1 и ч. 1 ст. 50.1 Лесного кодекса РФ:

- в период с 20.09.2017 по 31.12.2017 силами нанятой им бригады, введённой в заблуждение относительно законности его действий, умышленно совершил незаконную рубку сосны путём спиливания в объёме 150,63 куб.м. в квартале 20 выделе 35 лесосеке 1 Песковского участкового лесничества Омутнинского лесничества Омутнинского района Кировской области, причинив материальный ущерб лесному хозяйству Российской Федерации в лице лесного отдела Омутнинского лесничества министерства лесного хозяйства Кировской области, исчисленный в соответствии с таксами и методикой, утверждёнными Постановлением Правительства РФ, в размере 1099272 руб.;

- в период с 20.09.2017 по 31.12.2017 силами нанятой им бригады, введённой в заблуждение относительно законности его действий, умышленно совершил незаконную рубку путём спиливания сосны в объёме 49,80 куб.м., ели в объёме 24,24 куб.м. в квартале 38 выделе 8 лесосеке 1 Песковского участкового лесничества Омутнинского лесничества Омутнинского района Кировской области, причинив материальный ущерб лесному хозяйству Российской Федерации в лице лесного отдела Омутнинского лесничества министерства лесного хозяйства Кировской области, исчисленный в соответствии с таксами и методикой, утверждёнными Постановлением Правительства РФ, в размере 522872 руб.;

- в период с 10.01.2017 по 31.12.2017 силами нанятой им бригады, введённой в заблуждение относительно законности его действий, умышленно совершил незаконную рубку сосны путём спиливания в объёме 115,08 куб.м. в квартале 56 выделе 43 лесосеке 2 Песковского участкового лесничества Омутнинского лесничества Омутнинского района Кировской области, причинив материальный ущерб лесному хозяйству Российской Федерации в лице лесного отдела Омутнинского лесничества министерства лесного хозяйства Кировской области, исчисленный в соответствии с таксами и методикой, утверждёнными Постановлением Правительства РФ, в размере 839834 руб.;

- в период с 20.09.2017 по 31.12.2017 силами нанятой им бригады, введённой в заблуждение относительно законности его действий, умышленно совершил незаконную рубку осины путём спиливания в объёме 96,92 куб.м. в квартале 57 выделе 24 лесосеке 1 Песковского участкового лесничества Омутнинского лесничества Омутнинского района Кировской области, причинив материальный ущерб лесному хозяйству Российской Федерации в лице лесного отдела Омутнинского лесничества министерства лесного хозяйства Кировской области, исчисленный в соответствии с таксами и методикой, утверждёнными Постановлением Правительства РФ, в размере 69809 руб.;

- в период с 20.09.2017 по 31.12.2017 силами нанятой им бригады ИП Ф.И.О.9, введённой в заблуждение относительно законности его действий, умышленно совершил незаконную рубку ели путём спиливания в объёме 140,56 куб.м. и осины в объёме 4,15 куб.м. в квартале 60 выделе 19 лесосеке 1 Песковского участкового лесничества Омутнинского лесничества Омутнинского района Кировской области, причинив материальный ущерб лесному хозяйству Российской Федерации в лице лесного отдела Омутнинского лесничества министерства лесного хозяйства Кировской области, исчисленный в соответствии с таксами и методикой, утверждёнными Постановлением Правительства РФ, в размере 927531 руб.;

- в период с 10.01.2018 по 30.04.2018 силами нанятой им бригады ИП Ф.И.О.9, введённой в заблуждение относительно законности его действий, умышленно совершил незаконную рубку ели путём спиливания в объёме 154,17 куб.м. и липы в объёме 13,38 куб.м. в квартале 143 выделе 41 лесосеке 1 Песковского участкового лесничества Омутнинского лесничества Омутнинского района Кировской области, причинив материальный ущерб лесному хозяйству Российской Федерации в лице лесного отдела Омутнинского лесничества министерства лесного хозяйства Кировской области, исчисленный в соответствии с таксами и методикой, утверждёнными Постановлением Правительства РФ, в размере 1499366 руб.;

- в период с 10.01.2018 по 30.04.2018 силами нанятой им бригады, введённой в заблуждение относительно законности его действий, умышленно совершил незаконную рубку ели путём спиливания в объёме 39,20 куб.м. и осины в объёме 724,84 куб.м. в квартале 144 выделе 26 лесосеке 2 Песковского участкового лесничества Омутнинского лесничества Омутнинского района Кировской области, причинив материальный ущерб лесному хозяйству Российской Федерации в лице лесного отдела Омутнинского лесничества министерства лесного хозяйства Кировской области, исчисленный в соответствии с таксами и методикой, утверждёнными Постановлением Правительства РФ, в размере 1120813 руб.;

- в период с 10.01.2017 по 10.06.2017 силами нанятой им бригады, введённой в заблуждение относительно законности его действий, умышленно совершил незаконную рубку сосны путём спиливания в объёме 291,57 куб.м. и ели в объёме 2,43 куб.м. в квартале 145 выделе 19 лесосеке 2 Песковского участкового лесничества Омутнинского лесничества Омутнинского района Кировской области, причинив материальный ущерб лесному хозяйству Российской Федерации в лице лесного отдела Омутнинского лесничества министерства лесного хозяйства Кировской области, исчисленный в соответствии с таксами и методикой, утверждёнными Постановлением Правительства РФ, в размере 2143812 руб.;

- в период с 10.01.2018 по 30.04.2018 силами нанятой им бригады, введённой в заблуждение относительно законности его действий, умышленно совершил незаконную рубку ели путём спиливания в объёме 1,7 куб.м. в квартале 143 выделе 53 лесосеке 1 Песковского участкового лесничества Омутнинского лесничества Омутнинского района Кировской области, причинив материальный ущерб лесному хозяйству Российской Федерации в лице лесного отдела Омутнинского лесничества министерства лесного хозяйства Кировской области, исчисленный в соответствии с таксами и методикой, утверждёнными Постановлением Правительства РФ, в размере 16069 руб.

Потерпевшим по уголовному делу признана Российская Федерация в лице министерства лесного хозяйства Кировской области.

Распоряжениями департамента лесного хозяйства Кировской области от ДАТА ИЗЪЯТА*** и *** ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен лесной участок, находящийся в государственной собственности, расположенный в кварталах 20, 38, 56, 57, 60, 143, 144, 145 Песковского участкового лесничества Омутнинского лесничества на территории Омутнинского района Кировской области. На ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ возложены обязанности по ежеквартальному представлению в департамент лесного хозяйства отчётов об использовании лесов, использованию лесного участка по назначению в соответствии с лесным законодательством, в том числе с Правилами заготовки древесины, лесохозяйственным регламентом Омутнинского лесничества, проектом освоения лесов, ежегодной подаче лесной декларации, обеспечению борьбы с незаконными рубками в пределах предоставленной территории лесного участка.

На основании результатов электронных аукционов в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» между ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ИП Ф.И.О.13 были заключены государственные контракты на выполнение работ по заготовке древесины, по условиям которых ИП Ф.И.О.13 должна была выполнить работы в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, назначить лиц, ответственных за организацию работ по проведению рубок лесных насаждений, соблюдать правила заготовки древесины, обеспечить соблюдение требований лесного законодательства, возместить ущерб, причинённый лесному фонду при выполнении работ, а ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ следовало обеспечить приёмку выполненных работ и их оплату.

ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ обладало правами: требовать от подрядчика надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, определять лиц, непосредственно участвующих в контроле за исполнением контракта и в приёмке выполненных работ по объёму и качеству.

Оплата выполненных работ производится ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ средствами дополнительного бюджетного финансирования путём перечисления денежных средств на расчётный счёт подрядчика после приёмки на лесном участке.

В процессе выполнения работ подрядчик обязуется обеспечить соответствие выполненных работ требованиям законодательства и иных нормативных и технических документов, соблюдать все необходимые технологические требования, предъявляемые к выполнению работ такого рода, гарантирует качество всего объёма выполненных работ, соблюдение Правил заготовки древесины.

Приёмка выполненных по контракту работ производится ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ при участии подрядчика на лесном участке и оформляется актом сдачи-приёмки выполненных работ, который подписывается представителями сторон.

В случае выявления уполномоченными представителями лесного хозяйства нарушений действующего лесного законодательства и ущерба, причинённого лесному фонду в месте выполнения работ подрядчиком, он несёт ответственность в полном объёме и возмещает ущерб, причинённый лесному фонду.

По государственному контракту *** от 10.01.2017 ИП Ф.И.О.13 следовало заготовить древесину в общем объёме 5958 куб.м., цена контракта 2740680 руб., в т.ч.:

- в квартале 145 выделе 19 делянке №2 в объёме 479 куб.м. в срок с 10.01.2017 по 31.01.2017;

- в квартале 56 выделе 22 делянке №1 в объёме 748 куб.м. в срок с 10.05.2017 по 10.06.2017;

- в квартале 56 выделе 43 делянке №2 в объёме 512 куб.м. в срок с 10.04.2017 по 30.04.2017.

По государственному контракту №59 от 12.09.2017 следовало заготовить древесину в общем объёме 7269 куб.м., цена контракта 3343740 руб.:

- в квартале 20 выделе 35 делянке №1 в объёме 703 куб.м. в срок с 20.09.2017 по 30.09.2017;

- в квартале 57 выделе 24 делянке №1 в объёме 1190 куб.м. в срок с 20.09.2017 по 30.09.2017;

- в квартале 38 выделе 8 делянке №1 в объёме 1000 куб.м. в срок с 01.10.2017 по 31.10.2017 и 2094 куб.м. в срок с 01.11.2017 по 30.11.2017;

- в квартале 60 выделе 19 делянке №1 в объёме 1275 куб.м. в срок с 01.12.2017 по 08.12.2017.

Из доверенности, выданной ИП Ф.И.О.13 09.01.2017, следует, что она уполномочила Ф.И.О.2 представлять её интересы в государственных и муниципальных органах, учреждениях и предприятиях по любым вопросам, связанным с осуществлением ею предпринимательской деятельности, для чего предоставила ему право собирать, подавать и получать необходимые документы, предоставлять от её имени отчёты, участвовать в выездных проверках, производить необходимые расчёты, получать выписки по счетам, предоставлять платёжные документы, платежи, подавать от её имени заявления и запросы, истребовать и получать информацию, участвовать в рассмотрении дел об административных правонарушениях с правом подписи в протоколах и постановлениях об административных правонарушениях, вести её дела во всех судебных учреждениях, заключать договоры гражданско-правового характера (купли-продажи, поставки и др.) с правом подписи договора и дополнительных соглашений к ним, расписываться за неё и совершать все действия, связанные с выполнением этого поручения. Доверенность выдана на 1 год без права передоверия.

Доверенность аналогичного содержания выдана ИП Ф.И.О.13Ф.И.О.2 04.01.2018 на срок 1 год без права передоверия.

Согласно актам приёма-передачи выполненных работ, подписанным членами комиссии ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и подрядчиком Ф.И.О.13, произведен прием делянки на соблюдение правил заготовки древесины:

- по государственному контракту *** от 10.01.2017 31.01.2017 в квартале 145 выделе 19 делянке 2 в объёме 479 куб.м.;

- по государственному контракту *** от 12.09.2017:

- 29.09.2017 в квартале 57 выделе 24 делянке 1 в объёме 650 куб.м. Комиссией в результате осмотра лесосеки установлено, что подрядчик не исполнил следующие пункты, предусмотренные контрактом: не произведена очистка лесосеки от порубочных остатков, нарушены п.12 к. Правил заготовки древесины в лесничествах, указанных в ст.23 Лесного кодекса РФ; оставлены завалы на лесосеке, срубленные зависшие деревья, не обеспечено сохранение подроста, нарушены п.12 г Правил заготовки древесины;

- 09.11.2017 в квартале 38 выделе 8 делянке 1 в объёме 462,30 куб.м.;

- 18.12.2017 в квартале 38 выделе 8 делянке 1 в объёме 2631,7 куб.м.;

- 27.11.2017 в квартале 60 выделе 19 делянке 1 в объёме 685,6 куб.м.;

- 18.12.2017 в квартале 60 выделе 19 делянке 1 в объёме 160,9 куб.м.

Согласно акту осмотра лесосеки от 11.10.2018 ***, составленному инженером по охране защите леса Омутнинского лесничества КОГКУ «Кировлесцентр» Ф.И.О.10 с участием начальника производственного отдела ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫФ.И.О.11, осмотрена лесосека 2 в квартале 145 выделе 19 Песковского участкового лесничества, выявлены следующие нарушения: оставлена древесина на п/п и в лесосеке у пня, неочистка мест рубки.

Согласно актам осмотра лесосеки от 22.10.2018 ***, от 22.10.2018 б/н, 22.10.2018 б/н, составленным лесничим Омутнинского лесничества КОГКУ «Кировлесцентр» с участием начальника производственного отдела ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫФ.И.О.11, осмотрены: лесосека 1 в квартале 38 выделе 8, лесосека 3 в квартале 57 выделе 24, лесосеке 1 в квартиле 60 выделе 19 Песковского участкового лесничества, в результате которых выявлены нарушения.

Согласно актам текущего осмотра лесосеки, осмотра лесосеки произведены осмотры осуществления лесосечных работ в Песковском участковом лесничестве Омутнинского лесничества:

- 02.04.2018 в лесосеке 1 квартале 143 выделе 53, нарушений не выявлено;

- 02.04.2018 в лесосеке 1 квартале 143 выделе 41, нарушений не выявлено;

- 29.06.2018 в лесосеке 2 квартале 56 выделе 43, выявлено нарушение: сдвигание порубочных остатков к стене леса;

- 08.08.2018 в лесосеке 3 квартале 57 выделе 24, выявлены нарушения: не проведена очистка мест рубок, сдвигание порубочных остатков к стене леса, оставление завалов на лесосеке;

- 08.08.2018 в лесосеке 1 квартиле 60 выделе 19, выявлены нарушения: повреждение подроста, подлежащего сохранению;

- 08.08.2018 в лесосеке 1 квартале 38 выделе 8, выявлены нарушения: захламление порубочными остатками прилегающей территории, оставление древесины на лесосеке;

- 11.10.2018 в лесосеке 2 квартале 145 выделе 19, выявлены нарушения: оставление древесины на п/п и в лесосеке у пня, неочистка мест рубки;

- 22.10.2018 в лесосеке 1 квартале 20 выделе 35, выявлены нарушения: сдвигание порубочных остатков к стене леса, оставление завалов на лесосеке;

- 08.10.2019 в лесосеке 2 квартале 144 выделе26, выявлены нарушения: оставление невывезенной в срок древесины, неочистка, сдвигание порубочных остатков к стене леса.

ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в Арбитражный суд Кировской области было подано исковое заявление к ИП Ф.И.О.13 о взыскании ущерба, выразившегося в уплате истцом штрафов в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по государственному контракту от 10.01.2017 ***_***. Решением Арбитражного суда Кировской области от 26.07.2020 иск удовлетворен частично. Постановлением Второго Арбитражного апелляционного суда от 12.10.2020 решение Арбитражного суда Кировской области изменено.

ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в Арбитражный суд Кировской области было подано исковое заявление к ИП Ф.И.О.13 о взыскании убытков, выразившихся в уплате истцом штрафов в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по государственному контракту от 12.09.2018 ***. Исковые требования основаны на положениях контракта, ч.1 ст. 8.25, ч.1 ст.8.31 КоАП РФ, Лесного кодекса РФ, Правил заготовки древесины и мотивированы возникновением у истца убытков ввиду уплаты административных штрафов за нарушение правил лесозаготовки, вызванных ненадлежащим выполнением ответчиком работ по заготовке древесины в рамках контракта. Решением Арбитражного суда Кировской области от 04.04.2021 иск удовлетворен частично. Постановлением Второго Арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021 решение Арбитражного суда Кировской области изменено.

Приговором Омутнинского районного суда Кировской области от ДАТА ИЗЪЯТА, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Кировского областного суда от ДАТА ИЗЪЯТА, Ф.И.О.2 признан виновным в семи преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 260 УК РФ, п. «г» ч. 2 ст. 260, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159 УК РФ, в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК РФ, признан невиновным и оправдан на основании п. 1 ч. 2 ст. 302 УПК РФ в связи с неустановлением события преступления (т.1 л.д.104-164, 165-175).

Разрешая вопрос о судьбе гражданского иска, заявленного к подсудимому в рамках рассмотрения уголовного дела, на основании исследованных в ходе судебного следствия доказательств, суд пришел к выводу о передаче его на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.

Определением судебной коллегии по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДАТА ИЗЪЯТА приговор Омутнинского районного суда Кировской области от ДАТА ИЗЪЯТА и апелляционное определение Кировского областного суда от ДАТА ИЗЪЯТА оставлены без изменения (т.2 л.д.24-28).

Приговором установлено, что своими умышленными преступными действиями Ф.И.О.2 причинил лесному хозяйству Российской Федерации в лице лесного отдела Омутнинского лесничества министерства лесного хозяйства Кировской области материальный ущерб в крупном и особо крупном размерах.

Приговор вступил в законную силу 14.06.2023.

Размер ущерба, причиненного лесным насаждениям, определен в соответствии с Постановлением Правительства РФ №310 от 22.05.2007 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», Приложением №1 к постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», которым утверждены Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, Приложением №3 к постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 №273, которым утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства.

Согласно перерасчётам, выполненным начальником лесного отдела Омутнинского лесничества, размер вреда, причинённого незаконной рубкой, в квартале 144 выделе 26 лесосеке 2 Песковского участкового лесничества составил 1120813 руб.; в квартале 60 выделе 19 лесосеке 1 Песковского участкового лесничества – 927531 руб.; в квартале 20 выделе 35 лесосеке 1 Песковского участкового лесничества – 1099272 руб.; в квартале 57 выделе 24 лесосеке 1 Песковского участкового лесничества – 69809 руб.; в квартале 56 выделе 43 лесосеке 2 Песковского участкового лесничества – 839834 руб.; в квартале 38 выделе 8 лесосеке 1 Песковского участкового лесничества – 522872 руб.; в квартале 143 выделе 41 лесосеке 1 Песковского участкового лесничества – 1499366 руб.; в квартале 143 выделе 53 лесосеке 1 Песковского участкового лесничества – 16069 руб.; в квартале 145 выделе 19 лесосеке 2 Песковского участкового лесничества – 2143812 руб. (л.д.202-228)

В силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом.

Исходя из этого суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения (пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении»).

В п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.

В соответствии с разъяснениями п. 16 указанного постановления незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Из приговора суда следует, что вред лесным насаждениям причинен действиями Ф.И.О.2 Как следует из показаний Ф.И.О.13, допрошенной в качестве свидетеля в рамках уголовного дела, в процессе заключения и исполнения госконтрактов она ни с кем, кроме Ф.И.О.2, не контактировала и наделила последнего широкими полномочиями по осуществлению своей предпринимательской деятельности. Поскольку доверенность ИП Ф.И.О.13 выдавалась ежегодно только Ф.И.О.2 и без права передоверия, суд пришел к выводу о том, что именно её представитель Ф.И.О.2 обязан был осуществлять контроль за ходом и качеством выполняемых лесозаготовительных работ и их соответствием требованиям закона, Правилам заготовки древесины и иным нормативным правовым актам в сфере лесозаготовки.

Ф.И.О.2, как представитель подрядчика, должен был обеспечить соответствие проводимых лесозаготовительных работ требованиям лесных деклараций и технологических карт. Имея на руках технологические карты, ознакомившись с их содержанием, и, ведя учёт заготовленной древесины на основании данных ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, которые заведомо для него подвергались корректировке, Ф.И.О.2 умышленно ввёл в заблуждение членов бригад относительно выполнения рубки деревьев без учёта их породного состава.

Доводы ответчика и его представителя о том, что вся вина за незаконные рубки лежит на лесопользователе ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, которая имела некачественные проекты освоения лесов, безответственно относилась к отводам лесосек, не снабжала подрядчика лесными декларациями, несвоевременно производила учёт заготовленной древесины и не предъявляла требований к попородному учёту, судом отклоняются.

Согласно п. 4 Правил заготовки древесины, утверждённых Приказом Минприроды России от 13.09.2016 №474, действовавших в период с 10.01.2017 по 31.12.2020, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.

Согласно ч. 1 ст. 26 Лесного кодекса РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

При составлении лесной декларации лесопользователь определяет объёмы заготовки древесины не произвольно, а с учётом данных материалов лесоустройства (проекта освоения лесов и таксационного описания) и данных отвода, после чего вносит в лесную декларацию им же самим установленные ограничения по объёмам пород деревьев, которые планирует срубить, о чём извещает уполномоченный государственный орган. Без последующего извещения и одобрения вносимых лесопользователем изменений в свою декларацию рубка деревьев в иных объёмах и иного породного состава не разрешается. На это указывают положения Лесного кодекса РФ, в котором понятие и значение лесной декларации сохраняется, а также положения п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», разъясняющего, что незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, в том числе с нарушением породного состава.

В соответствии с положениями ст.ст. 8, 71 и 84 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и могут быть предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование. Полномочия по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ, которые, в свою очередь, создают органы исполнительной власти для осуществления указанных полномочий в области лесных отношений.

Орган исполнительной власти субъекта РФ, которым в Кировской области является министерство лесного хозяйства Кировской области, вправе принимать решение о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Таким образом, министерство лесного хозяйства Кировской области и его территориальные органы – лесные отделы лесничеств – осуществляют полномочия собственника, Российской Федерации, по контролю за использованием лесных участков по назначению, следовательно, они вправе от имени собственника выступать в суде в качестве потерпевшего и гражданского истца, тогда как ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ является лишь владельцем (правообладателем) лесного участка, но не собственником.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, исходя из того, что совершение незаконных рубок лесных насаждений стало возможно вследствие виновных действий Ф.И.О.2, суд приходит к выводу о возложении на него обязанности по возмещению причинённого вреда.

Оснований для возложения данной обязанности на ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ УФСИН России по Кировской области суд не усматривает.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Истец не предъявляет требований к ФКУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, заявляя о взыскании ущерба только с Ф.И.О.2, и оснований для выхода за пределы заявленных требований суд не находит.

При этом, учитывая, что приговором суда от ДАТА ИЗЪЯТАФ.И.О.2 по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК РФ (по эпизоду незаконной рубки лесных насаждений в период с 01.01.2018 по 30.04.2018 квартале 143 выделе 53 лесосеке 1 Песковского участкового лесничества Омутнинского лесничества Омутнинского района Кировской области), признан невиновным и оправдан на основании п. 1 ч. 2 ст. 302 УПК РФ в связи с неустановлением события преступления, а истец не представил никаких иных доказательств вины Ф.И.О.2 в причинении ущерба в этой части, исковые требования о взыскании ущерба в размере 16069 руб. удовлетворению не подлежат.

Таким образом, исковые требования министерства лесного хозяйства Кировской области подлежат частичному удовлетворению в размере 8223309 рублей.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов (абзац второй пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец освобождён в силу закона, в размере 49316 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

иск министерства лесного хозяйства Кировской области удовлетворить частично.

Взыскать с Ф.И.О.2 в бюджет муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области 8 223 309 рублей в возмещение ущерба, причинённого лесным насаждениям, а также госпошлину в размере 49 316 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований, а также в иске к федеральному казённому учреждению Исправительная колония *** Управления исполнения наказаний России по Кировской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца после его вынесения в окончательной форме, через Омутнинский районный суд.

Судья А.В. Костин

Мотивированное решение вынесено 29.01.2024