Дело №12-75/2017
РЕШЕНИЕ
г. Омутнинск Кировской области 11 декабря 2017 года
Судья Омутнинского районного суда Кировской области Костин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Песковский коммунальник» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Кировской области ФИО1 №08-35/10-17 от 07.09.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении МУП ЖКХ «Песковский коммунальник», находящегося по адресу: <...>, а также на представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу №02-13/244-17, от 07.09.2017,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Кировской области ФИО1 №13-35/10-17 от 07.09.2017 МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей., по следующим основаниям.
Указано, что 03.07.2017 года в 15 час. 00 мин. при проведении плановой выездной проверки по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования в отношении МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» (акт проверки от 03.07.2017 № 10/15 КИР-17) установлено, что МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» не внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 г. МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» осуществляет хозяйственную и производственную деятельность, в результате которой образуются отходы производства и потребления, а также деятельность, связанную с размещением отходов. С октября 2016 года по 29.05.2017 предприятие осуществляло деятельность по размещению отходов IV класса опасности на полигоне промышленных отходов, расположенном в ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ Согласно журналу учета за 4 квартал 2016 года и статистическому отчету по форме №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2016 год МУП ЖКХ «Песковский коммунальник»:
- поступило отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) (IV класс опасности) от других организаций – 518,0 т, из них 307,5 т отходов размещены на эксплуатируемом объекте (для захоронения);
- поступило мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный (IV класс опасности) от других организаций – 91,5 т, из них 27,8 т отходов размещены на эксплуатируемом объекте (для захоронения).
При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду внесена лишь за размещение отходов, образованных от деятельности предприятия.
Кроме того, вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
На указанное постановление директором МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» ФИО2 подана жалоба, в которой она просит его отменить. В обосновании доводов жалобы указывает, что у МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» отсутствует обязанность по внесению платы за НВОС, поскольку оно не обладает статусом оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, а является исполнителем по договору возмездного оказания услуг. К исполнителю услуг не может быть предъявлено требование об исполнении обязанности, установленной законом для оператора по обращению с ТКО. Плата за НВОС должна быть включена в утверждаемый Региональной службой по тарифам тариф на оказываемую МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» услугу по утилизации, обезвреживанию, захоронению ТБО, но она в тариф, утверждённый РСТ за период с 27.10.2016 по 31.12.2019, не включена. Указывает на крайне тяжелое финансовое положение предприятия. Также считает незаконным требование административного органа о размере исчисления и оплате за НВОС за размещение 335,3 тонн отходов, в связи с тем, что заявителем внесена плата за за размещение отходов в размере 1602,47 руб.
В судебном заседании директор МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» ФИО2 и защитник лица, привлечённого к административной ответственности, ФИО3, поддержали доводы жалобы.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, заместитель начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Кировской области ФИО1 возражала против удовлетворения жалобы.
Выслушав участвующих лиц, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ административным правонарушением является невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ №89-ФЗ), отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 1 и 5 ст. 23 ФЗ №89-ФЗ, при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ №7-ФЗ), плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно положениям ст. 16.2 ФЗ №7-ФЗ, платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база). Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение. Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В силу п. 2 ст. 16.3 ФЗ №7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
В соответствии с приказом Минприроды России от 09.01.2017 №3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» в указанной декларации предусмотрены разделы:
Раздел 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
Раздел 2 «Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»;
Раздел 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления»;
Раздел 3.1 «Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов».
Как установлено из акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя №10/15 КИР-17 от 03.07.2017, с октября 2016 года по 29.05.2017 МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» осуществляло деятельность по размещению твердых коммунальных отходов IV класса опасности на полигоне промышленных отходов, расположенном в ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ Оно своевременно внесло квартальные авансовые платежи за НВОС. При этом в МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» поступило отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) (IV класс опасности) от других организаций – 518,0 т, из них 307,5 т отходов размещены на эксплуатируемом объекте (для захоронения); поступило мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный (IV класс опасности) от других организаций – 91,5 т, из них 27,8 т отходов размещены на эксплуатируемом объекте (для захоронения).
Им была представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, в которой не произведён расчёт платы за НВОС за размещение отходов в 2016 г. от сторонних организаций, а также не учтена сумма платы за размещение и не внесена указанная плата.
Доводы юридического лица о том, что предприятие не является оператором по обращению с ТКО, подлежат отклонению, поскольку его деятельность по размещению ТКО соответствует понятию оператора, данному в ст. 1 ФЗ №89-ФЗ.
В связи с изложенным у него имеется обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку оно принимает на размещение твёрдые коммунальные отходы IV класса опасности.
Поскольку указанная обязанность не была исполнена, то выводы должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление, о том, что юридическим лицом допущено нарушение требований федерального законодательства об охране окружающей среды, подтверждены материалами дела.
Доводы юридического лица об его тяжёлом финансовом положении не могут быть учтены при рассмотрении жалобы, поскольку законодательством не предусмотрена возможность снижения юридическому лицу административного штрафа, размер которого не превышает ста тысяч рублей. Наказание назначено в минимальном размере.
В связи с изложенным постановление является законным и обоснованным, жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Кировской области ФИО1 №08-35/10-17 от 07.09.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении МУП ЖКХ «Песковский коммунальник», и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу №02-13/244-17, от 07.09.2017, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в десятидневный срок со дня вручения или получения его копии, путем подачи жалобы через Омутнинский районный суд.
Судья А.В. Костин