43RS0026-01-2021-001822-20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Омутнинск 10 марта 2022 г.
Омутнинский районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Костина А.В.,
при секретаре Ситчихиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-129/2022 по иску Косолаповой Ларисы Сергеевны к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт. Песковка Омутнинского района Кировской области о внесении дополнений и изменений в трудовой договор и дополнительное соглашение к трудовому договору, взыскании денежных средств, компенсации за задержку выплаты денежных средств и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Косолапова Л.С. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт. Песковка Омутнинского района Кировской области (далее также МБУ ДО ДШИ-3), указав в его основании, что она работает в данном учреждении в должности преподавателя с 2003 года по трудовому договору от 25.11.2003 №1. На основании дополнительного соглашения №08 от 08.08.2016 к трудовому договору ей производились стимулирующие выплаты постоянного характера: за стаж непрерывной работы в МБУ ДО ДШИ-3 более 10 лет – 15%, за наличие высшей квалификационной категории – в виде повышающего коэффициента 1,20, путем умножения размера заработной платы, исчисленного за фактический объем учебной нагрузки из размеров ставок заработной платы, предусмотренных по 4 квалификационному уровню по профессиональной квалификационной группе, на величину процентов и на величину повышающего коэффициента соответственно.
ДАТА ИЗЪЯТА в трудовой договор от ДАТА ИЗЪЯТА*** работодателем на основании дополнительного соглашения *** внесены изменения, согласно которым стимулирующие выплаты были снижены и составили: за стаж непрерывной работы 5%, за наличие высшей квалификационной категории 1,3. На основании дополнительного соглашения от ДАТА ИЗЪЯТА*** к трудовому договору стимулирующие выплаты составили: за стаж непрерывной работы 5%, за наличие высшей квалификационной категории – повышающий коэффициент 0,03. С ДАТА ИЗЪЯТА указанные выплаты стали производиться только на одну ставку (18 часов), а на остальные 27 часов её учебной нагрузки выплаты были отменены и производились без учета размера заработной платы, исчисленного за фактический объем учебной нагрузки 45 часов, что являлось нарушением трудовых прав истца. С приказом об изменении условий трудового договора по снижению стимулирующих выплат работодатель её не знакомил, в соответствующем приказе она не расписывалась.
25.08.2020 между истцом и ответчиком заключён трудовой договор №109, в котором были установлены стимулирующие выплаты в вышеуказанных размерах. 30.12.2020 администрация школы на основании постановления администрации АДРЕС ИЗЪЯТ*** от ДАТА ИЗЪЯТА уведомила истца о том, что с ДАТА ИЗЪЯТА будут снижены стимулирующие выплаты постоянного характера за стаж с 5% до 0,15%, высшую квалификационную категорию с 3% до 0,015%, однако в связи с обращением преподавателей ДШИ г. Омутнинска и пгт. Песковка в прокуратуру Омутнинского района указанное постановление было признано утратившим силу. При этом начисления заработной платы в части стимулирующих выплат продолжались с нарушением трудового законодательства без учёта Единых рекомендаций, утверждённых решением Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол №13. В марте 2021 г. истец и другие преподаватели обращались в прокуратуру Кировской области с просьбой устранить нарушения трудового законодательства: восстановить стимулирующие выплаты постоянного характера за стаж непрерывной работы с 5% до 15%, за высшую квалификационную категорию с 3% до 15% (до 20%) на весь фактический объем учебной нагрузки преподавателей из размеров ставок заработной платы. В июле 2021 года преподаватели получили ответ из районной прокуратуры, в котором сообщалось, что педагогическая нагрузка преподавателей, превышающая установленную норму часов за ставку, в срок до 01.09.2021 будет оформлена в соответствии с требованиями трудового законодательства. У истца возникли правомерные ожидания, что её права будут восстановлены во внесудебном порядке. Отработав сентябрь - ноябрь 2021 года, она была уверена, что выплаты за стаж и высшую квалификационную категорию будут исчисляться и выплачиваться на весь фактический объем учебной нагрузки 42 часа, однако при получении зарплаты за указанные месяцы она увидела, что стимулирующие выплаты снова были начислены только на одну ставку заработной платы (18 часов) и в прежних минимальных размерах. Длительное нарушение трудовых прав поставило истца в затруднительное материальное положение, причинило ей моральные страдания.
Истец просила: обязать ответчика восстановить ей стимулирующие выплаты постоянного характера за стаж непрерывной работы в размере 15%, за наличие высшей квалификационной категории в виде повышающего коэффициента 1,20, и обязать производить их исчисление на весь фактический объем учебной нагрузки; взыскать с ответчика недоначисленные и не выплаченные денежные средства за периоды: с 01.04.2019 по 31.08.2019 в размере *** руб. 00 коп., с 01.09.2019 по 31.08.2020 в размере *** руб. *** коп.,с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА в размере *** руб. *** коп.; с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА в размере *** руб. *** коп., а также взыскать компенсацию морального вреда в размере *** руб.
В ходе судебного разбирательства истец уточнила и дополнила исковые требования, и просила обязать ответчика:
- внести дополнения и изменения в трудовой договор *** от ДАТА ИЗЪЯТА: дополнить пункт 5.2 раздела 5 «Рабочее время и время отдыха» словом «Фактический», изложить в следующей редакции: «5.2. Фактический объем учебной нагрузки – 45 часов в неделю.»; дополнить подпункт 7.1.1 пункта 7.1 раздела 7 «Оплата труда» подпунктами 7.1.1.1, 7.1.1.2, изложив их в следующей редакции: «7.1.1.1. Заработная плата в месяц за фактический объем учебной нагрузки в неделю 45 часов – *** руб.00 коп.», «7.1.1.2. Исчисление размеров стимулирующих выплат осуществляется путем умножения размера заработной платы, исчисленного за фактический объем учебной нагрузки в неделю, на величину повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах.»; изложить подпункт 7.1.2 пункта 7.1 раздела 7 «Оплата труда» в следующей редакции: «7.1.2. Выплата за стаж – 15% в размере *** руб. 00 коп.»; изложить подпункт 7.1.3 пункта 7.1 раздела 7 «Оплата труда» в следующей редакции: «7.1.3. Выплата за наличие высшей квалификационной категории – 20% в размере *** руб. 00 коп.»;
- внести дополнения и изменения в дополнительное соглашение *** от ДАТА ИЗЪЯТА к трудовому договору *** от ДАТА ИЗЪЯТА: изложить пункт 5.2 раздела 5 «Рабочее время и время отдыха» трудового договора *** от ДАТА ИЗЪЯТА в следующей редакции: «5.2. Фактический объем учебной нагрузки –42 часа в неделю.»; подпункт 1.1 пункта 1 раздела 1 «Предмет дополнительного соглашения» считать подпунктом 2.1; изложить подпункт 7.1.1.1 подпункта 7.1.1 пункта 7.1 раздела 7 «Оплата труда» трудового договора *** от ДАТА ИЗЪЯТА в следующей редакции: «7.1.1.1. Заработная плата в месяц за фактический объем учебной нагрузки в неделю 42 часа – *** руб. 67 коп.»; изложить подпункт 7.1.2 пункта 7.1 раздела 7 «Оплата труда» трудового договора *** от ДАТА ИЗЪЯТА в следующей редакции: «7.1.2. Выплата за стаж – 15% в размере *** руб. 00 коп.»; изложить подпункт 7.1.3 пункта 7.1 раздела 7 «Оплата труда» трудового договора *** от ДАТА ИЗЪЯТА в следующей редакции: «7.1.3. Выплата за наличие высшей квалификационной категории – 20% в размере *** руб. 33 коп.»;
- взыскать с ответчика недоначисленные и не выплаченные денежные средства в связи с нарушением трудовых прав, за периоды: с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА в размере *** руб.00 коп.; с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА в размере 98114 руб.28 коп.;с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА в размере 93538 руб. 80 коп.; с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА в размере *** руб. 48 коп.; с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА в размере *** руб. 32 коп., итого *** руб. 88 коп.; взыскать компенсацию за задержку выплаты денежных средств за периоды: с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА размере *** руб.78 коп.; с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА в размере *** руб. 69 коп.; с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА в размере *** руб. 86 коп.; с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА в размере *** руб. 69 коп.; с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА в размере 91 руб. 22 коп., итого *** руб. 24 коп.
Истец Косолапова Л.С. в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании пояснила, что увольнялась в 2020 году, так как был нужен перерасчёт пенсии, перерыв составил два с небольшим месяца, педагогический стаж не прерывался, невыплата спорных сумм является длящимся нарушением, а с иском о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы можно обращаться и за пределами годичного срока, поэтому срок для обращения в суд ею не пропущен. Её представитель по доверенности Перминова Н.Н. на исковых требованиях настаивала, пояснив, что ставка заработной платы не является окладом, она является исходной величиной для исчисления одного часа, но зарплата начисляется на всю учебную нагрузку. Стимулирующие выплаты следует начислять с учётом фактического объёма нагрузки, что и выполнялось до апреля 2019 года. Трудовой договор не может содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работника, установленных трудовым законодательством. Снижение стимулирующих выплат противоречит федеральным законам и ущемляет права истца. Изменения в трудовой договор истец была вынуждены подписать, поскольку ей сказали, что если она не согласна, то может увольняться. Это не было угрозой. По заработной плате, исключая стимулирующие выплаты, спора не имеется. Истец не вникала, что было указано в расчётных листках в 2019 году, а в 2020 году узнала, что стимулирующие выплаты начисляются на ставку.
Представитель ответчика Шихалеева В.С. исковые требования не признала, просила отказать в иске в связи с тем, что заработная плата начислялась как по расторгнутому, так и по действующему трудовым договорам в срок и в соответствии с нормативными документами, регламентирующими начисление труда, претензий от истца по суммам или срокам выплаты не поступало. Она добровольно подписала трудовой договор №109 от 25.08.2020, где были отражены условия по начислению стимулирующих выплат, срок их обжалования истёк в ноябре 2020 г. Срок исковой давности по трудовым отношениям до момента увольнения (29.06.2020) истёк в августе 2020 года. Уважительных причин пропуска срока обращения в суд не имеется. Истцом заявлены требования о взыскании не начисленных сумм заработной платы. Вне зависимости от снижения стимулирующих выплат уровень заработной платы у работников повышался за счёт повышения окладов. Последнее изменение, которое касалось порядка начисления, было в марте 2021 года, трёхмесячный срок на момент обращения в суд истёк. Со всеми нормативными документа, в том числе и относительно изменения трудовых отношений, истец была ознакомлена. С требованиями о внесении изменений в трудовой договор истец не обращалась, это можно было урегулировать во внесудебном порядке. Она не указывает, на основании каких положений Трудового кодекса РФ должны быть внесены эти изменения.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (далее также администрация Омутнинского района) Долгих О.Н. возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав письменные объяснения, согласно которым положение об оплате труда МБУ ДО ДШИ-3 принято в соответствии с Примерным положением об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, подведомственных Управлению культуры Омутнинского района Кировской области, утверждённого постановлением администрации Омутнинскогорайона от 14.06.2019 №482. Данным Примерным положением рекомендованы размеры выплат стимулирующего характера в диапазоне от 0 до 15, а конкретные размеры выплат МБУ ДО ДШИ-3 установило самостоятельно с учётом мнения Отраслевого совета профсоюзов Омутнинского района, и исходя из фонда оплаты труда. В действиях работодателя отсутствуют нарушения трудового законодательства.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришёл к следующему.
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса РФ).
Этому праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Между Управлением культуры (работодателем) и Косолаповой Л.С. (работником) был заключён трудовой договор *** от ДАТА ИЗЪЯТА (л. 20-21), согласно п. 1.2 которого работник принимается на должность преподавателя в п. Песковка, дет. муз. школа (так в тексте) с 01.09.2003. Согласно разделу 5 «Оплата труда», заработная плата состоит из фиксированной (оклада) и переменной (премий) частей.
Согласно дополнительному соглашению *** от ДАТА ИЗЪЯТА к трудовому договору от ДАТА ИЗЪЯТА***, заключённому между МБУ ДО ДШИ-3 и Косолаповой Л.С., установлено, что работнику производятся стимулирующие выплаты постоянного характера: за стаж непрерывной работы, со дня достижения работником соответствующего стажа в образовательных учреждениях сферы культуры, в том числе при стаже свыше 10 лет – 15%,; за наличие квалификационной категории (в виде повышающего коэффициента), по результатам аттестации, в том числе за высшую категорию – 1,20 (л. 22-23).
Согласно выписке из приказа департамента образования Кировской области от 31.10.2013 №5-1251, Косолаповой Л.С. установлена высшая квалификационная категория (л. 24).
Приказом директора МБУ ДО ДШИ-3 от ДАТА ИЗЪЯТА***-а утверждено в новой редакции Положение о порядке, условиях и размерах осуществления выплат стимулирующего характера работникам учреждения (далее также положение от 10.04.2019). Размеры стимулирующих выплат установлены: за стаж непрерывной работы – 5% к окладу при стаже непрерывной работы свыше 10 лет; за наличие квалификационной категории – при наличии высшей квалификационной категории повышающий коэффициент к окладу 1,03.
Дополнительным соглашением *** к трудовому договору от 25.11.2003 №1, заключённым между МБУ ДО ДШИ-3 и Косолаповой Л.С. 10.04.2019, установлено, что работнику производятся стимулирующие выплаты постоянного характера: за стаж непрерывной работы, в том числе при стаже свыше 10 лет – 5%,; за наличие квалификационной категории (в виде повышающего коэффициента), в том числе за высшую категорию – 1,03 (л. 25).
19.07.2019 работодатель уведомил Косолапову Л.С., что в соответствии с постановлениями администрации Омутнинского района от ДАТА ИЗЪЯТА*** «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, подведомственных Управлению культуры администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области», от ДАТА ИЗЪЯТА*** «О внесении изменений в постановление администрации Омутнинского района от ДАТА ИЗЪЯТА***», письмом управления культуры Омутнинского района от ДАТА ИЗЪЯТА*** «Об утверждении положения», с ДАТА ИЗЪЯТА произойдут изменения определённых сторонами условий трудового договора, в том числе: выплата за стаж работы будет производиться в виде стимулирующей процентной надбавки к окладу, на который принят работник, в размере 5% к окладу; выплата за наличие категории будет производиться в виде повышающего коэффициента к окладу, на который принят работник, в размере 0,03. Указано, что другой работы, соответствующей квалификации Косолаповой Л.С., а равно иной оплачиваемой работы администрация предложить не может. Косолапова Л.С. расписалась в том, что с уведомлением ознакомлена, на продолжение работы в новых условиях согласна, один экземпляр уведомления получила (л. 29-30).
Дополнительным соглашением *** к трудовому договору от ДАТА ИЗЪЯТА***, заключённым между МБУ ДО ДШИ-3 и Косолаповой Л.С. ДАТА ИЗЪЯТА, установлено, что работнику производятся стимулирующие выплаты постоянного характера: за стаж непрерывной работы, в том числе при стаже свыше 10 лет – 5%,; за наличие квалификационной категории (в виде повышающего коэффициента), в том числе за высшую категорию – 0,03 (л. 27-28).
Дополнительные соглашения *** от ДАТА ИЗЪЯТА и *** от ДАТА ИЗЪЯТА подписаны Косолаповой Л.С. и получены их копии.
В соответствии с положениями ст. 77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является, в том числе, его расторжение по инициативе работника или работодателя.
Как установлено судом из объяснений сторон, Косолапова Л.С. была уволена с работы ДАТА ИЗЪЯТА, в связи с чем трудовой договор от ДАТА ИЗЪЯТА*** был прекращён.
ДАТА ИЗЪЯТА между МБУ ДО ДШИ-3 (работодателем) и Косолаповой Л.С. (работником) был заключён трудовой договор *** (л. 33-36), согласно которому работник принимается на должность преподавателя с ДАТА ИЗЪЯТА. Согласно разделу 5 «Рабочее время и время отдыха», работнику устанавливается норма часов за ставку заработной платы 18 часов в неделю (п. 5.1), объём учебной нагрузки составляет 45 часов в неделю (п. 5.2).
Согласно разделу 7 «Оплата труда», работнику устанавливается заработная плата (п. 7.1): ставка заработной платы – 9800 руб. в месяц (пп. 7.1.1), выплата за стаж – 5% (пп. 7.1.2), выплата за наличие квалификационной категории – 0,03 (пп. 7.1.3). Также установлены выплаты компенсационного характера и стимулирующие выплаты переменного характера. В соответствии с п. 7.4 трудового договора заработная плата выплачивается работнику не реже, чем каждые полмесяца, а именно: первая часть выплачивается 27 числа месяца, за который она начисляется, вторая часть – 12 числа месяца, следующего за отработанным. Трудовой договор подписан работником и получена его копия, в чём имеется соответствующая роспись.
ДАТА ИЗЪЯТА между МБУ ДО ДШИ-3 и Косолаповой Л.С. заключено дополнительное соглашение *** к трудовому договору *** от ДАТА ИЗЪЯТА, согласно которому пп. 7.1.1 п. 7 изложен в новой редакции – ставка заработной платы составила *** руб. в месяц (л. 96).
Постановлением администрации Омутнинского района от ДАТА ИЗЪЯТА*** утверждено Примерное положение об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, подведомственных Управлению культуры администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (далее – Примерное положение), которым предусмотрены единые принципы формирования оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры (п. 1.2).
В соответствии с п.1.3 оно включило в себя, в том числе, рекомендуемые минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы (далее – оклады) работников учреждений культуры по профессиональным квалификационным группам; рекомендуемые виды и размеры выплат стимулирующего характера, порядок и условия их установления; другие вопросы оплаты труда работников учреждений.
Разделом 6.2 Примерного положения установлены выплаты стимулирующего характера работникам муниципальных учреждений культуры по виду экономической деятельности «Образование в области культуры». Указано, что данные выплаты устанавливаются в процентах и (или) в виде повышающего коэффициента к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, приказами руководителей учреждений в пределах фонда оплаты труда. Выплата за стаж непрерывной работы производится в виде стимулирующей процентной надбавки к окладу, на который принят работник, в зависимости от стажа работы в организациях культуры. Выплата за наличие квалификационной категории устанавливается в виде повышающего коэффициента к окладу, на который принят работник. Рекомендуемые размеры стимулирующей выплаты за стаж непрерывной работы в процентах к окладу: свыше 10 лет – до 15%; за наличие квалификационной категории: при наличии высшей квалификационной категории – до 0,15.
Приказом директора МБУ ДО ДШИ-3 от ДАТА ИЗЪЯТА*** утверждено и введено в действие с ДАТА ИЗЪЯТА новое Положение о порядке, условиях и размерах осуществления выплат стимулирующего характера работникам учреждения (далее также положение от ДАТА ИЗЪЯТА). Установлено, что выплаты стимулирующего характера устанавливаются в процентах и (или) в виде повышающего коэффициента к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы (п. 1.3). Указанные выплаты устанавливаются приказом руководителя учреждения в пределах фонда оплаты труда (п. 1.4).
Размеры постоянных стимулирующих выплат установлены: за стаж непрерывной работы – 5% к окладу при стаже непрерывной работы свыше 10 лет (пп. 2.1.1.1); за наличие квалификационной категории – при наличии высшей квалификационной категории повышающий коэффициент к окладу 1,03 (п. 2.1.2).
Вышеуказанные стимулирующие выплаты предусмотрены и положением об оплате труда работников МБУ ДО ДШИ-3, утверждённым приказом директора учреждения от ДАТА ИЗЪЯТА***.
Согласно листкам ознакомления, приложенным к положениям от ДАТА ИЗЪЯТА и от ДАТА ИЗЪЯТА, а также с положением об оплате труда, Косолапова Л.С. и другие работники учреждения ознакомлены с ними 16.08.2021.
Вместе с тем, сведения об ознакомлении с локальными актами учреждения, в том числе и с положением о стимулирующих выплатах, Косолапова Л.С. ознакомлена до подписания трудового договора №109 от 25.08.2020, о чём свидетельствует её роспись.
Как следует из объяснений представителя истца, Косолапова Л.С. и другие преподаватели учреждений дополнительного образования Управления культуры Омутнинского района в 2021 году обращались в прокуратуры Омутнинского района и Кировской области с жалобами на нарушение их трудовых прав в связи с установлением стимулирующих выплат в указанном размере и их начислением только на ставку заработной платы без учёта фактического объёма учебной нагрузки.
Согласно ответу заместителя прокурора Омутнинского района от 15.04.2021, в ходе рассмотрения обращения вх. №ВО-101-21 от 10.02.2021, прокуратурой внесено представление в адрес администрации Омутнинского района об устранении нарушений трудового законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено, постановление администрации Омутнинского района от ДАТА ИЗЪЯТА*** «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области от ДАТА ИЗЪЯТА***» признано утратившим силу (л. 41).
Письмом от 28.05.2021 прокурор района сообщил Косолаповой Л.С., что в ходе проверки установлено, что начисление заработной платы работникам производится с нарушением требований ст. ст. 135 и 144 ТК РФ, Приказа минобразования РФ от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – Приказ №1601), Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год (далее - Единые рекомендации), утверждённых решением Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол №13. 28.05.2021 прокуратурой внесено представление об устранении нарушений требований трудового законодательства (л. 43-45).
Письмом от 23.07.2021 на обращение вх. №ВО-292-21 от 30.04.2021 и.о. прокурора района сообщил Косолаповой Л.С., что вышеуказанное представление рассмотрено и удовлетворено, согласно поступившему в прокуратуру ответу, после составления и утверждения тарификационного списка педагогических работников МБУ ДО ДШИ-1 и МБУ ДО ДШИ-ДАТА ИЗЪЯТА-2022 учебный год педагогическая нагрузка сотрудников, превышающая установленную норму часов за ставку, в срок до ДАТА ИЗЪЯТА будет оформлена в соответствии с требованиями трудового законодательства (л. 46).
Вышеуказанные представление и ответ на него представлены в материалы дела.
В соответствии с положениями ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Особенности формирования оплаты труда работникам учреждений образования изложены в п. 36 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год (далее – Единые рекомендации) утверждённых решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол №13.
В системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу №1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусматривать следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы:
применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) при оплате труда педагогических работников, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, и по другим основаниям, следует осуществлять путем умножения размера заработной платы, исчисленного за фактический объем учебной нагрузки и (или) фактический объем педагогической работы из размеров ставок заработной платы, предусмотренных по каждому квалификационному уровню ПКГ, на величину повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах).
Обсудив заявление представителя ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд, суд пришёл к следующему.
Согласно ст. ст. 195, 196, п. 1 ст. 197 Гражданского кодекса РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращённые или более длительные по сравнению с общим сроком.
Согласно ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с частями 1-3 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. При наличии спора о компенсации морального вреда, причиненного работнику вследствие нарушения его трудовых прав, требование о такой компенсации может быть заявлено в суд одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав либо в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично.
Истец обратилась в суд 22.12.2021 (л. 48).
Таким образом, суд приходит к выводу, что Косолапова Л.С. пропустила установленный ст. 392 ТК РФ трёхмесячный срок для обращения в суд по трудовому спору по требованиям относительно заработной платы по трудовому договору *** от ДАТА ИЗЪЯТА со всеми дополнительными соглашениями, о чём было заявлено ответчиком.
Доводы стороны истца о том, что срок обращения в суд не пропущен, со ссылкой на разъяснения, данные в п. 56 постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДАТА ИЗЪЯТА N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», судом отклоняются в силу следующего.
Действительно, в соответствии с указанными разъяснениями, при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Однако в данном случае спор заявлен о взыскании сумм, которые работодателем работнику не начислялись, и право на их начисление и выплату оспаривается ответчиком.
При этом обращение в прокуратуру, на которое ссылается истец, как на основание надеяться на восстановление нарушенных прав, последовало в 2021 году, то есть спустя значительное время после увольнения ДАТА ИЗЪЯТА, уже после истечения срока исковой давности.
Довод о том, что срок не пропущен в связи с тем, что перерыв между увольнением и приёмом на работу составил менее трёх месяцев, в связи с чем педагогический стаж не прервался, и отношения являются длящимися, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании закона. Педагогический стаж и срок исковой давности не являются тождественными понятиями.
О восстановлении пропущенного срока истец не заявляла, суд не находит уважительных причин пропуска срока.
В связи с этим требования, вытекающие из условий трудового договора №1 от 25.11.2003 с дополнительными соглашениями (о взыскании денежных средств за период с 01.04.2019 по 29.06.2020, а также производных от них требований о взыскании компенсации за задержку выплаты денежных средств) удовлетворению не подлежат.
При этом истец была ознакомлена с дополнительными соглашениями к трудовому договору, добровольно согласилась работать в указанных условиях. Надбавки стимулирующего характера, установленные трудовым договором, были приведены в соответствие с локальным актом работодателя – положением от 10.04.2019, и впоследствии также устанавливались в соответствии с локальными нормативными актами работодателя – положением об оплате труда, положением от 21.09.2020.
Кроме того, истец не работала в период с 30.06.2020 по 24.08.2020, однако неосновательно заявляет требования о начислении и выплате денежных средств за указанный период.
Вышеуказанное относится и к требованиям, вытекающим из условий трудового договора №109 от 25.08.2020, за период с 25.08.2020 по 31.08.2021. Поскольку спор заявлен относительно неначисленных денежных сумм, срок исковой давности исчисляется отдельно по каждому месяцу, и начинает течь 13 числа месяца, следующего за отработанным, исходя из условий п. 7.4 трудового договора (например, за август 2021 года - с 13.09.2021). Таким образом, срок обращения в суд по требованиям за вышеуказанный период пропущен.
Довод истца о том, что она надеялась на устранение нарушения её прав после обращения в прокуратуру, судом отклоняется, поскольку ответ прокурора был дан 23.07.2021, после чего истец продолжила получать заработную плату в прежнем размере, что она не могла не замечать. Утверждение представителя истца о том, что истец не обращала на это внимания, не свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока исковой давности.
При этом не имеется оснований для взыскания денежных средств и за последующий период – с 01.09.2021 по 31.01.2022.
Право работодателя устанавливать и изменять размеры стимулирующих выплат, входящих в систему оплаты труда, предусмотрено положениями статей 135 и 144 ТК РФ. При этом локальные нормативные акты работодателя МБУ ДО ДШИ-3, устанавливающие систему оплату труда работников учреждения, являются действующими, и суд не вправе вмешиваться в вопросы регулирования оплаты труда работодателем, фактически изменяя вышеуказанные локальные нормативные акты в пользу отдельного работника.
В связи с этим исковые требования о внесении изменений в трудовой договор и дополнительное соглашение к нему об установлении размеров стимулирующих выплат в размере 15% за непрерывный стаж и 20% за наличие высшей квалификационной категории, а также об исчислении размеров стимулирующих выплат путем умножения размера заработной платы, исчисленного за фактический объем учебной нагрузки в неделю, на величину повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах, о взыскании денежных средств в виде стимулирующих выплат исходя из вышеуказанных размеров, удовлетворению не подлежат.
Исковые требования о внесении изменений в трудовой договор №109 от 25.08.2020 и дополнительное соглашение №4 от 05.10.2021 к нему в части определения фактического объёма учебной нагрузки 45 (42) часов в неделю, а также размера заработной платы, исходя из этого фактического объёма (соответственно 24500 руб. и 24266 руб. 67 коп.), также не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные права, принадлежащие заинтересованным лицам. В чём состоит нарушение прав истца в данном случае, представитель истца не пояснила, напротив, сообщив, что вышеуказанные суммы заработной платы истец получила. Истец фактически работает указанное время, получая соответствующую заработную плату. Кроме того, смысла в изменении вышеуказанных условий трудового договора в его первоначальной редакции не имеется, поскольку эти условия изменены дополнительным соглашением.
Поскольку исковые требования о восстановлении трудовых прав истца, в том числе о взыскании заработной платы, не подлежат удовлетворению, то производные от них требования о взыскании компенсации за задержку выплаты денежных средств и компенсации морального вреда также не подлежит удовлетворению
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать Косолаповой Л.С. в удовлетворении иска о внесении дополнений и изменений в трудовой договор и дополнительное соглашение к трудовому договору, взыскании денежных средств, компенсации за задержку выплаты денежных средств и компенсации морального вреда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд в течение месяца после его вынесения в окончательной форме, через Омутнинский районный суд.
Судья А.В. Костин
Мотивированное решение вынесено 17.03.2022
Решение28.03.2022