Омсукчанский районный суд Магаданской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Омсукчанский районный суд Магаданской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№ 2-4441
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 сентября 2011 года пос.Омсукчан
Омсукчанский районный суд в составе председательствующего
Судьи Беляевой
При секретаре Мотрошиловой Р.И.
С участием пом. прокурора Омсукчанского района Галсандашиевой Д.
Представителя ответчика Дунаевой Н.И., Кулакова Д.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Омсукчанского районного суда гражданское дело по иску прокурора Омсукчанского района к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств п. Омсукчан» о признании незаконным бездействия Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств п. Омсукчан».О возложении обязанности на муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств п. Омсукчан обеспечить наличие второго эвакуационного выхода.
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Омсукчанского района обратился в Омсукчанский районный суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств п. Омсукчан» о признании незаконным бездействие Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств п. Омсукчан».О возложении обязанности на муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств п. Омсукчан обеспечить наличие второго эвакуационного выхода, разработать и утвердить план эвакуации из здания.
В судебном заседании представитель прокуратуры отказалась от части заявленных требований « разработать и утвердить план эвакуации из здания». Судом вынесено отдельное определение в части отказа прокурора от заявленных требований.
Остальные доводы помощник прокурора поддержала в полном объеме.
Согласно доводов, изложенных в исковом заявлении установлено, что Прокуратурой Омсукчанского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств п. Омсукчан».
Отношения, возникающие в области обеспечения пожарной безопасности, регулируются Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, принятым в соответствии с ним государственными стандартами, правилами пожарной безопасности.
Статьёй 37 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ (в ред. От 02.02.2006г.) установлена обязанность руководителя предприятия, организации, учреждения по соблюдению требований пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Статья 1 Правил пожарной безопасности, утверждённых приказом Министерства Российской Федерации по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.03 № 313 (ППБ-01-03), определяет, что эти Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с п. п. 2, 4 ППБ 01-03 организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
В соответствии с п. 42 ППБ 01-03, в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание 50 и более человек не допускается.
Пунктом 6.13 СНиП 21-01-97 предусмотрено, что учебные заведения, научные и проектные организации, учреждения управления (школы, внешкольные учебные заведения, средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, высшие учебные заведения, учреждения повышения квалификации) должны иметь не менее двух эвакуационных выходов на этаже.
Согласно п.п. г п. 1.4 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89, руководитель детского учреждения обязан обеспечить разработку и утвердить план эвакуации и порядок оповещения людей, устанавливающие обязанности и действия работников детского учреждения на случай возникновения пожара. План эвакуации и порядок эвакуации должны своевременно пересматриваться с учетом изменяющихся условий.
Указанные нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регулирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожарной сигнализации.
Согласно Уставу МБОУ ДОД «ДШИ п. Омсукчан», утверждённому постановлением администрации Омсукчанского района от 29.06.2011 г. № 376, основным предметом деятельности является художественно-эстетическое образование детей и подростков в сфере дополнительного начального музыкального, хореографического, художественного образования и эстетического воспитания.
В своей деятельности школа должна руководствоваться Конституцией Российской Федерации, и другими законодательными и нормативными актами, направленными на защиту прав и законных интересов ребенка.
Отделением государственного пожарного надзора по Омсукчанскому району 26 февраля 2009 года МБОУ ДОД «ДШИ п. Омсукчан» выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в которых одним из мероприятий числилось обеспечение второго эвакуационного выхода.
Однако до настоящего времени здание МБОУ ДОД «ДШИ п. Омсукчан» не оборудовано вторым эвакуационным выходом, что подтверждается актом проверки от 09 августа 2011 года.
Бездействие руководителя МБОУ ДОД «ДШИ п. Омсукчан», выражающееся в нарушении правил пожарной безопасности, в неисполнении установленной законом обязанности по установке второго эвакуационного выхода, разработке и утверждении плана эвакуации, нарушает конституционное право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, а также создает угрозу жизни и здоровью детей.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, доводы своего заявления поддержала в полном объеме, полагает, что действиями руководителя нарушены права неопределенного круга лиц, в частности учащихся, обучающихся в детской школе искусств, а также педагогов.Просит суд признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств п. Омсукчан». И обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств п. Омсукчан обеспечить наличие второго эвакуационного выхода.
Представитель МБОУ ДОД «ДШИ п. Омсукчан» Дунаева Н.И. требования прокурора не признала, представив письменный отзыв, и согласно пояснений, которой
при реконструкции здания, в котором располагается в настоящее время МБОУ ДОД «ДШИ п. Омсукчан» были учтены нормы п.6.13. СНиП 21-01-97*, о том, что не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса.
Однако, в целях рационального использования площадей здания, в связи с невостребованностью всего здания МБОУ ДОД «ДШИ п. Омсукчан», здание было разделено на две части, между которыми имеется сообщение через двери, где находится музей.
В МБОУ ДОД «ДШИ п. Омсукчан» в рамках предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 26 февраля 2009 года был оборудован эвакуационный выход в соседнее помещение, из которого непосредственно и осуществляется выход наружу, что не противоречит СНиП 21-01 -97*.
В соответствии со ст. 42 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание 50 и более человек не допускается. Однако, согласно прилагаемого расписания занятий в МБОУ ДОД «ДШИ п. Омсукчан» и количественного состава учеников, количество одновременно пребывающих людей в помещении МБОУ ДОД «ДШИ п. Омсукчан» не превышает 50 человек.
На время проведения проверки (09.08.2011 года) план эвакуации здания находился в
г. Магадане в ВДПО (Всероссийское Добровольное Пожарное Общество) для внесения
коррективов и утверждения. В настоящий момент план эвакуации, инструкция по действиям персонала МБОУ ДОД «ДШИ п. Омсукчан» при угрозе возникновения пожара, действия рабочих и служащих при пожаре имеется в наличии в специально отведенных местах 1-го и П-го этажей здания.
После проведения проверки (09.08.2011 года) соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, администрации МБОУ ДОД «ДШИ п. Омсукчан» не был предоставлен акт проверки. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований прокурору в полном объеме.
Представитель соответчика Кулаков Д.А. поддержал доводы Дунаевой Н.И. в полном объеме.
Суд, заслушав стороны, представителя ГО МЧС проверив представленные доказательства и доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, пришел к следующему.
В соответствии со ст. 37 Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Статьёй 37 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ (в ред. От 02.02.2006г.) установлена обязанность руководителя предприятия, организации, учреждения по соблюдению требований пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Статья 1 Правил пожарной безопасности, утверждённых приказом Министерства Российской Федерации по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.03 № 313 (ППБ-01-03), определяет, что эти Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с п. п. 2, 4 ППБ 01-03 организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
В соответствии с п. 42 ППБ 01-03, в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание 50 и более человек не допускается.
Из исследованного в судебном заседании Устава МБОУ ДОД «ДШИ п. Омсукчан», утверждённого постановлением администрации Омсукчанского района от 29.06.2011 г. № 376, основным предметом деятельности является художественно-эстетическое образование детей и подростков в сфере дополнительного начального музыкального, хореографического, художественного образования и эстетического воспитания.
Согласно приказа № 1 от 11 января 2011 года МБОУ ДОД « ДШИ п.Омсукчан»
ответственным лицом за противопожарную безопасность назначена ФИО5
Согласно пункта 6.13 СНиП 21-01-97 предусмотрено, что учебные заведения, научные и проектные организации, учреждения управления (школы, внешкольные учебные заведения, средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, высшие учебные заведения, учреждения повышения квалификации) должны иметь не менее двух эвакуационных выходов на этаже.
Поэтому доводы представителя о том, что одновременно в МБОУ ДОД «ДШИ п. Омсукчан», не находится одновременно 50 учащихся являются необоснованными, так как согласно указанного Пункта 6.13 СНиП 21-01-97 предусмотрено, что учебные заведения, научные и проектные организации, учреждения управления (школы, внешкольные учебные заведения, средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, высшие учебные заведения, учреждения повышения квалификации) должны иметь не менее двух эвакуационных выходов на этаже. Данные требования о наличии двух эвакуационных выходов также подтвердил, допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста представитель ГО МЧС ФИО6
ФИО6 в судебном заседании пояснил, что эвакуационный выход, как полагает представитель МБОУ ДОД «ДШИ п. Омсукчан», таковым не является. Поскольку он не соответствует предъявляемым требованиям пожарной безопасности, поскольку закрывается с обратной стороны, и на момент проверки был закрыт, хотя по правилам защелка должна находится внутри помещения. Кроме этого у МБОУ ДОД «ДШИ п. Омсукчан» отсутствует договор с другой организацией - отделом образования, поскольку выход осуществляется в здание посторонней организации. Кроме этого дверь эвакуационного выхода должна открываться вовнутрь, а она открывается наружу. В совокупности по всем этим критериям нельзя отнести наличие второй двери к эвакуационному выходу. Поэтому им в предписание и указано, что отсутствует второй эвакуационный выход, поскольку в школах, учебных заведениях, необходимо наличие двух эвакуационных выходов, независимо от количества учащихся.
Доводы представителя ГО МЧС подтверждаются исследованным в судебном заседании актом проверки от 09 августа 2011 года, согласно которого в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности - в отсутствие второго эвакуационного выхода ( нарушение П.3, П 42 ППБ 01-03, П. 6.13 СНиП 21-01-97*).
Аналогичное предписание имелось в 2008 году 16 февраля, согласно которого также было установлено, что в учреждение отсутствует второй эвакуационный выход. Срок устранения предписания установлен был март 2009 года.
Из исследованного акта проведения проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 16 февраля 2009 года, установлено что отсутствует второй эвакуационный выход, что является нарушением п.42 ППБ 01-03.
9 декабря 2009 года представитель МОУ ДОД ДШИ п.Омсукчан была привлечена к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Как следует из постановления о наложении административного взыскания установлено, что к запорным устройствам двери эвакуационного выхода имеется доступ из смежного помещения другой организации ( помещение детского сада, не введенного в эксплуатацию), и в случае его закрытия создается препятствие к свободной эвакуации людей, находящихся в помещении детской школы искусств. На момент проверки открыть дверь эвакуационного выхода, по указанной причине не представилось возможным.
15 декабря 2010 года директору учреждения было выдано предписание № 43 об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Доводы представителя ответчика о том, что в указанном акте отсутствует требования об обеспечении второго эвакуационного выхода, не могут ставить под сомнение доводы представителя ГО МЧС ФИО6 и выводы предписания от 09 августа 2011 года, о том, что второй эвакуационный выход не соответствует требованиям правил пожарной безопасности.
Исследовав имеющиеся и представленные дополнительные доказательства, заслушав представителя ГО МЧС и пояснения сторон, суд пришел к убеждению, что требования прокурора являются законными и обоснованными, а исковые требования, подлежащими удовлетворению
Бездействие руководителя МБОУ ДОД «ДШИ п. Омсукчан», выражающееся в нарушении правил пожарной безопасности, в неисполнении установленной законом обязанности по установке второго эвакуационного выхода, нарушает конституционное право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, а также создает угрозу жизни и здоровью детей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Омсукчанского района к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств п. Омсукчан» о признании незаконным бездействие Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств п. Омсукчан»; о возложении обязанности на муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств п. Омсукчан обеспечить наличие второго эвакуационного выхода - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств », и возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств п. Омсукчан обеспечить наличие второго эвакуационного выхода, в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивировочной части решения 14 сентября 2011 года, путем подачи жалобы Омсукчанский районный суд.
Председательствующий И.И.Беляева