Дело № 2а-1404/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Полоцкой Е.С., при секретаре судебного заседания Беловой А.Н., рассмотрев 27 июня 2019 года в открытом судебном заседании в городе Омске административное исковое заявление Касимовой Альбины Абдрахимовны к Отделу Омского лесничества Омской области Главного управления лесного хозяйства Омской области, Главному управлению лесного хозяйства Омской области, о признании требования об устранении нарушений лесного законодательства незаконным, УСТАНОВИЛ: Административный истец Касимова А.А. обратилась в Омской районный суд Омской области с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным требование об устранении нарушений лесного законодательства № 20/016п от 29.03.2019, а также о признании незаконным протокола от 29.03.2019 № 20/30. Определением Омского районного суда Омской области от 24.05.2019 Касимовой А.А. в принятии административного искового заявления к Отделу Омского лесничества Омской области Главного управления лесного хозяйства Омской области в части требований о признании незаконным протокола от 29.03.2019 за № 20/030 было отказано. В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 29.03.2019 Отделом Омского лесничества Омской области Главного управления лесного хозяйства Омской области было вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении административного истца, предусмотренное ст. 7.9 КоАП РФ. Ранее 29.03.2019 в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении за № 20/030, в соответствии с которым 28.03.2019 в 15 часов 00 минут при проведении патрулирования на территории квартала 38 лесотакционных выделов 28,30 Усть-Заостровского участкового лесничества Омского лесничества выявлено нарушение лесного законодательства, выразившееся в самовольном занятии Касимовой А.А. лесных участков без специальных разрешений на использование указанных участков путем размещения на территории лесного фонда ограждения из металлического профиля 3 метра с деревянными воротами и металлиескими столбами, протяженность ограждения, расположенного на землях лесного фонда составляет 183 метра. Кроме того, 29.03.2019 Касимовой А.А. со стороны административного ответчика было вручено требование об устранении нарушений лесного законодательства № 20/012т, в содержательной части которого было указано на необходимость «демонтировать ограждения, расположенные на землях лесного фонда в квартале 38 лесотакционных выделах 28,30 Усть-Заостровского участкового лесничества Омского лесничества. Заявитель считает требование необоснованным в виду отсутствия пропуска срока. Указывает, что забор на земельном участке был возведен тогда, когда не были четко определены границы лесного фонда. Таким образом, не представлялось возможным определить границы, которые находились в пользовании заявителя. Забор был установлен более двух лет назад. Необходимость возведения забора была вызвана тем, что на частную территорию, находящуюся в пользовании заявителя проникали неустановленные личности, а также происходили поджоги. Установленный забор имеет необходимые въезды на огороженную территорию, и не препятствует проезду техники при возникновении непредвиденных ситуаций. Просит признать требование об устранении нарушений лесного законодательства № 20/012т от 29.03.2019 незаконным. Административный истец Касимова А.А. в судебном заедании просила признать требования незаконными, указала, что раннее подобное требование уже выдавалось, однако не было исполнено. В настоящее время устранить нарушения лесного законодательства не представляется возможным, поскольку с ней договор аренды расторгнут, и находиться на данном участке она не может, тем более осуществлять какие-либо демонтажные работы. Забор расположен таким образом, что он находится на землях лесного фонда, которые, фактически, окружены землями, принадлежащие физическим лицам, это земли сельхозназначения и получается ситуация, если снести забор, то земельные участки сельхозназначения останутся без присмотра. Поскольку данный участок был предоставлен под дачное использование и был возведен дачный домик, право на него зарегистрировано, документы представлены, и демонтаж забора может привести к неблагоприятным последствиям. Исполнение данного требования, в настоящий момент, невозможно, в силу объективных причин. Забор возводился ею 2-3 года назад. Представитель административного ответчика – Главного управления лесного хозяйства - Патрахин А.А., действующий на основании доверенности исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве. Дополнительно указал, что требования должны были быть заявлены Касимовой А.А. к конкретному должностному лицу. Отдел Омское лесничество Омской области ГУ лесного хозяйства Омской области Правительства Омской области является самостоятельным подразделением. На основании Лесного кодекса все участки лесного фонда предоставляются гражданам для использования. Перечень и виды использования установлены лесным кодексом, не могут быть, расширены, приняты к действию граждан самостоятельно, участки предоставляются на основании договора аренды, договора безвозмездного пользования и т.д., в данном случае размещение забора на участках лесного фонда являются незаконным, в связи с чем истцу было выдано данное требование. Забор был установлен Касимовой А.А. По этой причине считает, что Касимова А.А. должна устранить данные нарушения согласно законодательству, не смотря на то, что в настоящее время Касимова А.А. не использует участок по договору аренды. Административный ответчик - Отдел Омское лесничество Омской области ГУ лесного хозяйства Омской области Правительства Омской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен. Заинтересованные лица Микушина Т.Н., Ефремова Е.В. в судебное заседание не явились, извещены. Выслушав пояснения сторон, исследовав представленный суду доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу пункта 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. Из материалов дела следует, что собственностью Российской Федерации является земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу <адрес> Категория земель: земли лесного фонда. Граница земельного участка состоит из 425 контуров. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН от 18.01.2019 №. 28.03.2019 сотрудниками отдела Омское лесничество Главного управления лесного хозяйства Омской области совместно с Касимовой А.А. проведен осмотр лесного участка в квартале 38 лесотаксационных выделов 28,30 Усть-Заостровского участкового лесничества Омского лесничества. В ходе осмотра установлено, что земельный участок в составе земель лесного фонда расположен восточнее села Усть-Заостровка Омского района Омской области в лесотасационном выделе 28,30 квартала 38 Усть-Заостровского участкового лесничества Омского лесничества, согласно таксационного описания категория земель - зеленые зоны, площадь выдела 28 составляет 0,5 га. 10Б культуры под пологом 10 С, площадь выдела 30 составляет 1,5 га, 10 Ь культуры под пологом 10С. На осматриваемых участках лесного фонда расположено ограждение из металлического профиля серого цвета высотой 3 метра с деревянными воротами и металлическими столбами, протяженность ограждения расположенного на землях лесного фонда в выделе 28 составляет 48 метров, в выделе 30 составляет 135 метров, доступ ограничен. Лесные выдела граничат с земельным участком с кадастровым номером №, на котором располагаются капитальные строения. По факту выявленного правонарушения главным специалистом отдела Омское лесничество Главного управления лесного хозяйства Омской области 29.03.2019 в отношении Касимовой А.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ и 29.03.2019 вынесено постановление. На момент рассмотрения настоящего дела постановление в законную силу не вступило. В целях устранения указанных выше нарушений лесного законодательства, заместитель начальника отдела Омское лесничество заместитель старшего государственного лесного инспектора Омской области Купрейкин Ф.В. предъявил Касимовой А.А. требование № 20/012т от 29.03.2019 об устранении выявленных нарушений лесного законодательства, которым Касимовой А.А. в срок до 15.06.2019 предписано демонтировать ограждения, расположенные на землях лесного фонда в квартале 38 лесотаксационных выделах 28,30 Усть-Заостровского участкового лесничества. Касимова А.А. не согласилась с указанным требованием, обратилась в суд с иском о признании требования незаконным. На основании ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 утверждено Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора. На основании п. 12 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 г. № 394 - к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Форма и содержание задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Согласно п. 8 Положения должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанных в абзацах первом и втором пункта 3 настоящего Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять гражданам и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений. Таким образом, выявление и пресечение нарушений лесного законодательства, а также предъявление требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений, возможно не только в рамках осуществления проверок, проводимых в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ, но и в рамках проведения мероприятий по контролю (патрулированию) лесов. В рассматриваемом деле оспариваемое требование вынесено уполномоченным органом и в пределах его компетенции, предусмотренной законодательством. Как следует из материалов дела, основанием для предъявления требования послужили выводы заместителя начальника отдела Омское лесничество заместитель старшего государственного лесного инспектора Омской области Купрейкина Ф.В. о том, что лесной участок протяженностью 48 метров, и лесной участок протяженностью 135 метров, расположенные в выделах № 28 и № 30 соответственно квартала 38 Усть-Заостровского участкового лесничества Омского лесничества занят (используется) Касимовой А.А. самовольно для размещения ограждения из металлического профиля. Согласно ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Согласно п. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава лесного фонда. Основания признания права федеральной собственности на землю установлены ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в целях разграничения государственной собственности на землю - ст. 3.1 Вводного закона. Одним из оснований для отнесения территории к собственности Российской Федерации (федеральной собственности) является принадлежность участка к определенной категории земель. Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации к федеральной собственности отнесены все земельные участки из земель лесного фонда. Только для территорий лесного фонда предусмотрено деление на лесные кварталы (часть лесного фонда, являющаяся постоянной учетной и организационно - хозяйственной единицей в лесу). В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Частями 1, 2 статьи 71 названного Кодекса предусмотрено, что в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное пользование - гражданам. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав недвижимости на земельный участок с кадастровым номером №, земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Микушиной Т.Н. Границы земельного участка Микушиной Т.Н. установлены в соответствии с действующим законодательством. Из материалов кадастрового дела на земельный участок № следует, что границы земельного участка были установлены в 2012 году. Из пояснений Касимовой А.А. следует, что в настоящее время земельный участок продан Ефремовой Е.В. На момент рассмотрения настоящего дела информация о регистрации сделки отсутствовала. Касимовой А.А. в ходе рассмотрения дела не оспаривался факт нахождения у нее в пользовании земельного участка с кадастровым номером № на основании соглашения о порядке владения и пользования земельным участком и дачным домиком, заключенным между нею и собственником участка Микушиной Т.Н. до 29.04.2019, а также возведения забора, который в том числе расположен на землях лесного фонда. Соглашение о порядке владения и пользования земельным участком и дачным домиком было между сторонами расторгнуто 29.04.2019 года. Таким образом, на момент обнаружения нарушения, земельный участок находился в пользовании Касимовой А.А., забор также был возведен ею. В судебном заседании Касимова А.А. поясняла, что забор был возведен 2-3 года назад, то есть когда границы земельного участка, находящегося в ее пользовании уже были установлены. Каких-либо разрешений для использования лесных участков для размещения забора Касимова А.А. не получала. Более того, как следует из материалов дела, ранее Касимова А.А. привлекалась к административной ответственности по ст. 7.9. КоАП РФ за самовольное занятие лесных участков в квартале 38 лесотаксационных выделов 28, 30 Усть-Заостровского участкового лесничества Омского лесничества без специальных разрешений на использование указанного участков путем размещения металлического профиля шириной 3 метра с деревянными воротами и металлическими столбами, протяженность ограждения расположенного на землях лесного фонда составляет 183 метра. Постановлением о назначении административного наказания от 29.09.2017 № 20/091п Касимовой А.А. был назначен штраф в размере 20000 рублей. Также 29.09.2017 Касимовой А.А. было выдано требование об устранении нарушений лесного законодательства № 20/041Т, в соответствии с которым Касимова А.А. должна была убрать металлические ограждения, ворота и столбы, размещенные на территории лесного фонда в квартале 38 лесотакционных выделах 28, 30 Усть-Заостровского участкового лесничества Омского лесничества до 25.10.2017. Однако, указанное требование Касимовой А.А. исполнено не было. На основании изложенного суд приходит к выводу, что Касимова А.А. неправомерно использует лесные участки в квартале 38 лесотаксационных выделов 28,30 Усть-Заостровского участкового лесничества Омского лесничества без специальных разрешений на использование указанного участков для размещения металлического профиля шириной 3 метра с деревянными воротами и металлическими столбами. При этом тот факт, что нарушения лесного законодательства были совершены именно Касимовой А.А., а также, что у нее нет прав на размещение забора на земельном участке лесного фонда, на котором они расположены, не оспаривался самой Касимовой А.А. Принимая указанные обстоятельства во внимание, суд, руководствуясь приведенными положениями закона, приходит к выводу о том, что обжалуемое требование № 20/012т от 28.03.2019 об устранении выявленных нарушений лесного законодательства Российской Федерации является законным и обоснованными, принятыми в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Положением о государственном лесном контроле и надзоре. В судебном заседании административным истцом не оспаривалось, что в государственный орган с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения требования Касимова А.А. не обращалась, таким образом, оснований для разрешения вопроса о предоставлении отсрочки в судебном порядке не имеется. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, РЕШИЛ: Требования Касимовой Альбины Абдрахимовны к Отделу Омского лесничества Омской области Главного управления лесного хозяйства Омской области, Главному управлению лесного хозяйства Омской области, о признании требования об устранении нарушений лесного законодательства незаконным оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения. Судья Е.С. Полоцкая Решение в окончательной форме изготовлено 02 июля 2019 года |