НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Омского районного суда (Омская область) от 26.07.2022 № 2022-001514

Дело № 2- 1428/2022

УИД: 55RS0026-01- 2022-001514-78

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе судьи Дьяченко Т.А.,

при секретаре Конопелько Р.И.

рассмотрел в г. Омске в открытом судебном заседании 26 июля 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Доставалова С.П. (ИНН ) к Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН ) о взыскании денежной премии,

УСТАНОВИЛ:

Доставалов С.П. обратился в Омский районный суд Омской области с требованиями к администрации Омского муниципального района Омской области об обязании осуществить юридически значимые мероприятия по исключению из распоряжения администрации Омского муниципального района Омской области от 15.03.2022 № 36 «О восстановлении на работе Доставалова С.П.» пункта 2; обязании произвести начисление и выплату Доставалову С.П. заработной платы за 09.03.2022 по занимаемой должности главного специалиста отдела правового контроля и судебной защиты; взыскании денежной премии за март 2022 года в размере денежного содержания - 33.23,40 рублей по занимаемой должности главного специалиста отдела правового контроля и судебной защиты; взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 рублей.

В ходе судебного разбирательства истец Доставалов С.П. уточнил исковые требования, просил об обязании Администрации Омского района Омской области осуществить юридически значимые мероприятия по исключению из распоряжения администрации Омского муниципального района Омской области от 15.03.2022 № 36 «О восстановлении на работе Доставалова С.П.» пункта 2; взыскании денежной премии за март 2022 года в размере денежного содержания - 33.23,40 рублей по занимаемой должности главного специалиста отдела правового контроля и судебной защиты; взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что Распоряжением Администрации Омского муниципального района Омской области № 182 от 20.10.2016 Доставалов С.Н. был принят на работу в Администрацию на должность начальника отдела правового контроля и судебной защиты Комитета по правовой политике Администрации с 20.10.2016. При приеме на работу между ним и Администрацией был заключен трудовой договор № 26 от 20.10.2016, согласно условиям которого, муниципальному служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из должностного оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, иных дополнительных выплат, предусмотренных действующим законодательством (п. 4.1.). Распоряжением Администрации № 113 от 04.05.2017 он был переведен с должности начальника отдела правового контроля и судебной защиты Комитета по правовой политике Администрации, которая в этот же день была сокращена, на должность главного специалиста отдела правового контроля и судебной защиты Комитета по правовой политике Администрации. В период с 01.01.2022 по 01.02.2022 денежное содержание Доставалова С.П. состояло из: должностного оклада в размере 10 560,0 руб.; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 65 %от должностного оклада; ежемесячного денежного поощрения в размере 65 % от должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу в размере 30 % должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин в размере 1 260,0 руб.; иных дополнительных выплат, предусмотренных действующим законодательством. 01.02.2022 распоряжением Администрации № 17 от 28.01.2022 трудовой договор № 26 от 20.10.2016 был прекращен, Доставалов С.П. был уволен с должности главного специалиста отдела правового контроля и судебной защиты Комитета по правовой политике Администрации в связи с сокращением штата работников организации по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Решением Омского районного суда Омской области от 09.03.2022по гражданскому делу № 2-666/2022 по иску Доставалова С.П. к Администрации Омского муниципального района Омской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда я восстановлен на работе в администрации Омского муниципального района Омской области в должности главного специалиста отдела правового контроля и судебной защиты Комитета по правовой политике, т.е. в прежней должности. Распоряжением Администрации от 15.03.2022 № 36 «О восстановлении на работе Доставалова С.П.», во исполнение указанного судебного акта отменено распоряжение Администрации от 28.01.2022 № 17 «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)» (п. 1); я допущен к исполнению трудовых обязанностей по должности главного специалиста отдела правового контроля и судебной защиты Комитета по правовой политике с 10.03.2022(п. 2). Из резолютивной части указанного судебного акта, исполнительного листа серия ФС № 041658519, выданного Омским районным судом Омской области 09.03.2022, следует, что решение о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению, то есть 09 марта 2022 года. Соответственно, в п. 2 распоряжения Администрации от 15.03.2022 № 36 неверно указана дата допуска Доставалова С.П. к работе с 10.03.2022. В распоряжении Администрации от 15.03.2022 № 36 не указан нормативно-правой акт, на основании которого в п.. 2 данного распоряжения дата допуска Доставалова С.П. к исполнению трудовых обязанностей по должности главного специалиста отдела правового контроля и судебной защиты Комитета по правовой политике указана с 10.03.2022, при этом, распоряжение Администрации № 36 издано 15.03.2022. Пункт 2 указанного распоряжения в связи с восстановлением на работе по решению суда является излишним, ничем необоснованным. Исполнительный лист серия ФС № 041658519, выданный Омским районным судом Омской области 09.03.2022, в службу судебных приставов для принудительного исполнения не передавался, а был направлен ответчику для исполнения. После восстановления Доставалова С.П. на работе в должности главного специалиста отдела правового контроля и судебной защиты Комитета по правовой политике 15.03.2022 от работников Администрации он узнал о том, что 02 марта 2022 года работники Администрации (в т.ч. все работники Комитета по правовой политике) были премированы в размере денежного содержания. Письмом Администрации от 22.03.2022 исх. № исх-22/омс-2253 в выплате премии в размере денежного содержания ему было отказано по мотивам того, что в день выплаты премии работникам Администрации 02.03.2022 он не являлся муниципальным служащим Омского муниципального района Омской области. В связи с незаконным увольнением решением Омского районного суда Омской области от 09.03.2022 по гражданскому делу № 2-666/2022 Доставалова С.П. был восстановлен на работе в Администрации в должности главного специалиста отдела правового контроля и судебной защиты Комитета по правовой политике, то есть в прежней должности. По вине незаконных действий ответчика при расторжении 01.02.2022 с истцом трудового договора в связи с сокращением штата работников организации по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ Доставалов С.П. был лишен возможности получить премиальное вознаграждение в размере денежного содержания 02.03.2022, т.е. в период моего вынужденного прогула по вине ответчика. При этом, на момент издания распоряжения Администрации № 17 от 28.01.2022, которое во исполнение поименованного выше судебного акта Администрация отменила распоряжением № 36 от 15.03.2022, Доставалов С.П. не имел дисциплинарного взыскания, в отношении него не проводились служебные расследования. Отсутствие у Администрации документов, содержащих ненадлежащее исполнение им по состоянию на 01.02.2022 трудовых обязанностей, подтверждающих применение к Доставалову С.П. дисциплинарного взыскания, указывают на основания выплаты ему премиального вознаграждения в размере денежного содержания, которое было выплачено работникам Невыплата ему премии после восстановления Доставалова С.П. на работе по решению суда при отсутствии объективных доказательств тому, что это связано с его деловыми качествами и объемом фактически выполненной работы в соответствующий период, поставила его в неравное положение по сравнению с иными работниками Администрации (в т.ч. с работниками Комитета по правовой политике), что является признаком дискриминации. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Согласно п. 63 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 в соответствии с ч. 4 ст. 3 и ч. 9 ст. 394 Трудового кодекса РФ суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Поскольку Администрацией в отношении истца грубо нарушены трудовые права, полагает, что взыскание с Администрации в пользу Доставалова С.П. подлежит моральный вред в размере 100000 рублей.

В судебном заседании истец Доставалов С. П. поддержал уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить, дополнительно пояснил, что премия была выплачена всем сотрудникам отдела правовой политики Администрации Омского муниципального района Омской области до его восстановления на работе. В суде он доказал, что был уволен незаконно, его трудовые права были нарушены, в связи с чем он был восстановлен на работе, однако на его обращение о выплате премии получил отказ, поскольку не состоял в трудовых отношениях с ответчиком. Расчет премии выполняется произвольно, какие-либо критерии по ее расчету отсутствуют, премия выплачивается с учетом районного коэффициента.

Представитель ответчика Администрации Омского муниципального района Омской области по доверенности Гальцов В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, в материалы дела представлен письменный отзыв, в котором указано, что размер премии муниципальному служащему устанавливается руководителем органа местного самоуправления в зависимости от личного вклада муниципального служащего в общие результаты работы органа местного самоуправления Омского муниципального района Омской области либо его структурного подразделения с учетом обеспечения задач и функций органа местного самоуправления Омского муниципального района Омской области. Учитывая изложенное, трудовым договором, локальными правовыми актами не предусмотрено безусловной обязанности Администрации осуществлять стимулирующие выплаты сотрудникам в виде премии. Таким образом, у ответчика возникает право по выплате истцу премии только по результатам работы истца, то есть после качественной оценки работодателем работы истца как работника, а также при наличии фактов выполнения муниципальным служащим особо важных и сложных служебных заданий. Премия относится к выплатам стимулирующего характера, применяется работодателем самостоятельно, не является гарантированной частью заработной платы, ее выплата зависит от достижения определенных условий (успешное выполнение поручений особой сложности и в других случаях в соответствии с личным вкладом муниципального служащего в общие результаты работы) и не является его обязанностью. Истцом не обоснован размер выплачиваемой премии, вместе с тем сам факт признания увольнения истца незаконным не влечет автоматического исчисления премии, исходя из максимального возможного размера премии в соотношении с иными работниками, получившими такое поощрение. Сам факт признания увольнения незаконным не влечет обязанности выплаты премии в указанном размере, размер премии, исходя из нормативных документов, определяется исключительно работодателем исходя из наличия тех или иных критериев для премирования сотрудника. восстановление истца на работе на основании вынесенного судебного акта должно быть осуществлено 10.03.2022, что и было сделано Администрацией. При этом, исполнительный документ был представлен истцом значительно позднее, что исходя из норм законодательства и судебной практики однозначно препятствует восстановлению работника в день вынесения решения суда. Кроме того, 09.03.2022 истец присутствовал на рабочем месте фактически только половину рабочего времени с 14.00 до 17.45. Сам факт издания распоряжения, восстанавливающего истца, на прежней должности 15.03.2022 не является фактом ненадлежащего исполнения обязанностей либо допущенных нарушений. Фактически 10.03.2022 истец допущен к работе, что не отрицается ответчиком, распоряжением закреплены уже сложившиеся правоотношения.

Дополнительно пояснил, что премия выплачивается по итогам работы, однако в спорный период истец фактически не осуществлял трудовой функции. Размер премии определяется согласно личному вкладу работника, на усмотрение руководителя. При расчете премии районный коэффициент не подлежит учету.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные сторонами, доказательства и оценив их в совокупности суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 20.10.2016 года Распоряжением Главы Омского муниципального района Омской области № 182 Доставалов С.П. принят в отдел правового контроля и судебной защиты Комитета по правовой политике в должность начальника отдела с окладом и установленными надбавками (л.д. 12).

20 октября 2016 года между Главой Омского муниципального района Омской области Д.Г.Г. и Доставаловым С.П. заключен трудовой договор № 26 на замещение должности муниципальной службы в администрации Омского муниципального района Омской области по должности начальника отдела правового контроля и судебной защиты Комитета по правовой политике администрации Омского муниципального района Омской области в соответствии с должностной инструкцией, где последний обязуется исполнять должностные обязанности по названной муниципальной службы и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязуется своевременно и в полном объеме выплачивать муниципальному служащему денежное содержание и предоставить ему гарантии в соответствии с действующим законодательством и настоящим трудовым договором (л.д. 11-16).

Дополнительными соглашениями к трудовому договору от 20.10.2016 № 26 на замещение должности муниципальной службы в администрации Омского муниципального района Омской области от 04 мая 2017 года в пункте 1.3 трудового договора от 20.10.2016 № 26 на замещение должности муниципальной службы в администрации Омского муниципального района Омской области слова: начальника отдела правового контроля и судебной защиты Комитета по правовой политике администрации Омского муниципального района Омской области заменены словами: главного специалиста отдела правового контроля и судебной защиты Комитета по правовой политике администрации Омского муниципального района Омской области. Пункт 4.1 трудового договора от 20.10.2016 № 26 на замещение должности муниципальной службы в администрации Омского муниципального района Омской области изложен в новой редакции: 4.1. муниципальному служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: 4.1.1. должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в размере 10056 рублей в месяц; 4.1.2 ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 65 процентов от должностного оклада; 4.1.3. ежемесячного денежного поощрения в размере 65 процентов от должностного оклада; 4.1.4. ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере 30 процентов должностного оклада; 4.1.5. ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин в размере 1 260 рублей; 4.1.6. иных дополнительных выплат, предусмотрены действующим законодательством; 4.1.7. муниципальному служащему к денежному содержанию устанавливается районный коэффициент в размере 15 процентов» (л.д. 17-24).

Распоряжением Главы Омского муниципального района Омской области № 113 от 04.05.2017 Доставалов С.П. переведен на другую должность - новое место работы - главный специалист отдела правового контроля и судебной защиты Комитета по правовой политике администрации Омского муниципального района Омской области, 04.05.2017 о чем Доставалов С.П. извещён (л.д. 13).

Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

09.03.2022 Омским районный судом Омской области вынесено решение по гражданскому делу по иску Доставалова С.П. к Администрации Омского муниципального района Омской области о признании незаконным увольнения, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, которым постановил: «Признать незаконным постановление администрации Омского муниципального района Омской области от 29.10.2021 года № П-21/ОМС-160 «Об организационно -штатных преобразованиях и штатной численности в Администрации ОМР Омской области».

Признать незаконным постановление администрации Омского муниципального района Омской области от 28.12.2021 года № П-21/ОМС-203 «О внесении изменений в постановление Администрации Омского муниципального района Омской области от 29.10.2021 года № П-21/ОМС-160 «Об организационно -штатных преобразованиях и штатной численности в Администрации Омского муниципального района Омской области»»

Признать незаконным распоряжение о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) Администрации Омского муниципального района Омской области № 17 от 28.01.2022 года.

Восстановить Доставалова С.П. на работе в Администрации Омского муниципального района Омской области в должности главного специалиста отдела правового контроля и судебной защиты Комитета по правовой политике.

Взыскать с Администрации Омского муниципального района Омской области в пользу Доставалова С.П. компенсацию за время вынужденного прогула в размере 29166 рублей 50 копеек, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Доставалову С.П. отказать» (л.д. 25-32).

В ходе судебного разбирательства суд установил, что постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 29.10.2021 № П-21/ОМС-160 «Об организационно - штатных преобразованиях и штатной численности в Администрации Омского муниципального района Омской области» производится 31.12.2021 организационно -штатное мероприятие в структуре Администрации Омского муниципального района Омской области - сократить 1 штатную единицу главного специалиста отдела правового контроля и судебной защиты Комитета по правовой политике администрации Омского муниципального района Омской области.

Постановлением администрации Омского муниципального района Омской области от 28.12.2021 № П-21/ОМС- 203 «О внесении изменений в постановление администрации Омского муниципального района Омской области от 29.10.2021 № П-21/ОМС-160 «Об организационно - штатных преобразованиях и штатной численности в Администрации Омского муниципального района Омской области» в тексте постановления цифры 31.12.2021 заменены на 01.02.2022.

Распоряжением № 17 от 28.01.2022 прекращено действий трудового договора от 20.10.2016 № 26 с 01.02.2022 с Доставаловым С.П. - главным специалистом отдела правового контроля и судебной защиты Комитета по правовой политике администрации Омского муниципального района Омской области, основание - сокращение численности и штата работников организации, пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

Однако, работодателем процедура увольнения Доставалова С.П. не была соблюдена, основания для увольнения работника по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя) нельзя признать правомерными.

Распоряжением Администрации Омского муниципального района Омской области от 15.03.2022 № 36 «О восстановлении на работе Доставалова С.П.» во исполнение решения Омского районного суда Омской области от 09.03.2022 по делу № 2-666/2022 о восстановлении на работе Доставалова С.П., распоряжение от 28.01.2022 № 17 «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)»; Доставалов С.П. допущен к исполнению трудовых обязанностей в должности главного специалиста отдела правового контроля и судебной защиты Комитета по правовой политике с 10.03.2022 (л.д. 42).

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда вынесла апелляционное определение от 15.06.2022, которым определила: «решение Омского районного суда Омской области от 09 марта 2022 года отменить в части признания незаконным постановления Администрации Омского муниципального района Омской области от 29.10.2021 года «Об организационно - штатных преобразованиях и штатной численности в Администрации ОМР Омской области», в части признания незаконным постановления Администрации Омского муниципального района Омской области от 28.12.2021 года «О внесении изменений в постановление Администрации Омского муниципального района Омской области от 29.10.2021 года № П-21/ОМС-160 «Об организационно - штатных преобразованиях и штатной численности в Администрации Омского муниципального района Омской области» и в части взыскания с Администрации Омского муниципального района Омской области в пользу Доставалова С.П. компенсации за время вынужденного прогула.

Принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требовании о признания незаконным постановления Администрации Омского муниципального района Омской области от 29.10.2021 года «Об организационно - штатных преобразованиях и штатной численности в Администрации ОМР Омской области», признании незаконным постановления Администрации Омского муниципального района Омской области от 28.12.2021 года «О внесении изменений в постановление Администрации Омского муниципального района Омской области от 29.10.2021 года № П-21/ОМС-160 «Об организационно - штатных преобразованиях и штатной численности в Администрации Омского муниципального района Омской области» отказать.

Взыскать с Администрации Омского муниципального района Омской области в пользу Доставалова С.П. компенсацию за время вынужденного прогула 31 095 рублей 38 копеек.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционное представление прокурора, апелляционную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области - без удовлетворения» (л.д.150-158).

Апелляционное определение вступило в законную силу 15.06.2022.

Апелляционным определением от 15.06.2022 установлено, что денежная компенсация за время вынужденного прогула рассчитывается за период с 02.02.2022 по 09.03.2022 (24 рабочих дня), составляет 31095,38руб.

В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что первоначальные исковые требования Доставалова С.П. об обязании произвести начисление и выплату Доставалову С.П. заработной платы за 09.03.2022 по занимаемой должности главного специалиста отдела правового контроля и судебной защиты были рассмотрены по существу и удовлетворены судом апелляционной инстанции, что истец не оспаривает.

Исковые требования об обязании осуществить юридически значимые мероприятия по исключению из распоряжения администрации Омского муниципального района Омской области от 15.03.2022 № 36 «О восстановлении на работе Доставалова С.П.» пункта 2, по сути направлены на установление 09.03.2022 днем вынужденного прогула.

Кроме того, распоряжение от 15.03.2022 № 36 было вынесено на основании решения Омского районного суда Омской области от 09.03.2022, которое в силу статьи 396 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в части восстановления Доставалова С.П. на работе подлежало немедленному исполнению.

Указанное распоряжение было издано работодателем в рамках его полномочий в целях исполнения решения суда, в связи с чем, требования об обязании осуществить юридически значимые мероприятия по исключению из распоряжения администрации Омского муниципального района Омской области от 15.03.2022 № 36 «О восстановлении на работе Доставалова С.П.» пункта 2, не подлежат удовлетворению.

В числе основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, - равенство прав и возможностей работников, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту, обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В силу части 1 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации (запрещение дискриминации в сфере труда) каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Согласно статье 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

В силу ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 ТК РФ включает фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 ТК РФ); доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст. 146 ТК РФ - оплата труда в особых условиях; ст. 147 ТК РФ - оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 ТК РФ - оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; ст. 149 ТК РФ - оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных); доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 ТК РФ - поощрения за труд).

Согласно положениям ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Решением Совета Омского муниципального района Омской области от 29.12.2007 № 111 утверждено Положение об оплате труда муниципального служащего Омского муниципального района Омской области (л.д. 75-82).

Согласно п. 3.1. Положения к иным дополнительным выплатам относятся премии за выполнение особо важных и сложных служебных заданий.

Согласно п. 14 Положения муниципальному служащему могут выплачиваться премии за выполнение особо важных и сложных служебных заданий.

Согласно п. 14.1 п. 14 Положения выплата премий муниципальному служащему производится в целях усиления их материальной заинтересованности, повышения уровня ответственности.

Согласно п. 14.3 Положения размер премии муниципальному служащему устанавливается руководителем органа местного самоуправления в зависимости от личного вклада муниципального служащего в общие результаты работы органа местного самоуправления Омского муниципального района Омской области либо его структурного подразделения с учетом обеспечения задач и функций органа местного самоуправления Омского муниципального района Омской области.

В силу п. 14.5 Положения муниципальному служащему, имеющему неснятые дисциплинарные взыскания за дисциплинарные поступки, совершенные в период, за который производится премирование, выплата премии не производится.

Установлено, что Доставалов С.П. был восстановлен на работе в Администрации Омского муниципального района Омской области в прежней должности - главного специалиста отдела правового контроля и судебной защиты Комитета по правовой политике, также в его пользу взыскан средний заработок за все время вынужденного прогула (02.02.2022 по 09.03.2022) в размере, определенном судом апелляционной инстанции, что сторонами не оспаривалось.

Согласно ответу Администрации Омского муниципального района Омской области от 22.03.2022 № ИСХ-22/ОМС-2253 на обращение Доставалова С.П., выплата премии является правом работодателя, имеет характер переменной части заработной платы, не является ее обязательной частью. В день выплаты премии 02.03.2022 Доставалов С.П. не являлся муниципальным служащим Омского муниципального района Омской области, в связи с чем, правовых оснований для выплаты ему премии не имеется (л.д. 46).

Однако восстановление работника на работе влечет за собой и восстановление всех его трудовых прав, в том числе права на получение поощрения за труд. В качестве основания для не выплаты Доставалову С.П. премии ответчиком указано на то, что в момент ее выплаты истец не являлся муниципальным служащим, что не соответствует действительности, поскольку период с 02.02.2022 по 09.03.2022 решением суда, вступившим в законную силу, был признан временем вынужденного прогула, в связи с чем, по состоянию на 02.03.2022 Доставалов С.П. фактически являлся муниципальным служащим Администрации Омского муниципального района Омской области.

Кроме этого, в Положении об оплате труда в качестве единственного основания для не выплаты работнику премии указано на наличие неснятых дисциплинарных взысканий за дисциплинарные поступки, совершенные в период премирования, однако в спорный период Доставалов С.П. не был привлечен к дисциплинарной ответственности. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у ответчика отсутствовали основания для не выплаты Доставалову С.П. премии за март 2022 наравне с другими сотрудниками Комитета по правовой политики Администрации Омского муниципального района Омской области.

Согласно распоряжению Администрации Омского муниципального района Омской области от 01.03.2022 № 67 «О премировании» премия за выполнение особо важных и сложных служебных заданий муниципальным служащим Администрации Омского муниципального района Омской области не была выплачена Доставалову С.П., в то время как сотрудниками Комитета по правовой политики Администрации Омского муниципального района Омской области она была получена в размере денежного содержания (л.д. 132-133).

Из пояснений Доставалова С.П., доводов искового заявления также следует, что он был лишен возможности получить премиальное вознаграждение в размере денежного содержания в период его вынужденного прогула, поскольку был незаконно уволен с 01.02.2022, т.е. лишен возможности трудиться, выполнять свои должностные функции.

Установлено, что размер денежного содержания Доставалова С.П. состоял из должностного оклада в размере 10056 рублей, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 6864 рублей, ежемесячного денежного поощрения в размере 6864 рублей, ежемесячной надбавки к должностному окладу в размере 3168 рублей, а также ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чик в размере 1260 рублей, районного коэффициэнта в размере 4307,40 рублей.

Таким образом, за вычетом налога на доход физических лиц в размере 13% - 4293 рублей, размер денежного содержания истца составляет 28730,40 рублей.

На основании изложенного, с администрации Омского муниципального района Омской области в пользу Доставалова С.П. подлежит взысканию денежная премия за март 2022 в размере 28730,40 рублей.

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, моральный вред, причинённый действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Нарушением трудовых прав истца, которые выразились в незаконной не выплате Доставалову С.П. премии, ему причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, связанных с нарушением работодателем его трудовых прав, что дает основания для взыскания в его пользу компенсации морального вреда.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, объем и характер причиненных истцу нравственных страданий незаконными действиями работодателя, степень вины последнего, требования разумности и справедливости, суд определяет компенсацию морального вреда, подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца в размере 5000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требовании Доставалова С.П. удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации Омского муниципального района Омской области в пользу Доставалова С.П. денежную премию за март 2022 года в размере 28730 рублей 36коп., компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Исковые требования об исключении из распоряжения Администрации Омского муниципального района Омской области № 36 от 15.03.2022 года «О восстановлении на работе Доставалова С.П.» пункта 2, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 1 месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.А. Дьяченко

Решение в окончательной форме изготовлено 02.08.2022 года.