55RS0026-01-2021-001233-32
Дело № 2а-1077/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Степановой Е.В., при секретаре судебного заседания Тихонове Д.С., помощнике судьи Чуевой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 17 мая 2021 года дело по административному исковому прокурора Омского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Омского муниципального района Омской области о возложении обязанности организовать газоснабжение п. Хвойный Омского района Омской области путем направления в Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области предложений о включении в программу газификации Омской области на 2021-2025 гг. п. Хвойный Омского района Омской области в соответствии с требованиями Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 № 903,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец и.о. прокурора Омского района Омской области, обратился в Омский районный суд Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Омского муниципального района Омской области с вышеназванным иском, указав, что в ходе поведения проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, законодательства о газоснабжении, в результате которой установлено следующее.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах муниципального района газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, отнесена к вопросам местного значения муниципального района.
Абзацем 4 ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» также предусмотрено, что организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
При этом на основании ст. 17 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании принятых в установленном порядке региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
В силу требований п. 3 Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 № 903, разработку и реализацию программ газификации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Омской области таким органом является Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области, на которое в соответствии с п/п. 3 п. 12 Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 18.04.2019 № 57, возложены функции по осуществлению разработки, реализации региональной программы газификации и контроля за ее исполнением в соответствии с законодательством.
В соответствии с п/п. «е» п. 6 Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 № 903, разработка программ газификации осуществляется на основе сбора предложений по формированию программ газификации с указанием ориентировочной стоимости строительства объектов газоснабжения и газификации и мероприятий по подключению потребителей.
По информации администрации Омского муниципального района от 12.03.2021, газификация населенных пунктов муниципальных районов Омской области осуществляется на основании утвержденной Губернатором Омской области и генеральным директором ООО «Газпром Межрегионгаз» перспективной схемы газоснабжения и газификации Омской области с учетом фактического состояния газотранспортной системы. Согласно перспективной схеме обеспечение газоснабжения п. Хвойный Омского района предусмотрено от ГРС-2 в г. Омске с финансированием работ из средств ПАО «Газпром».
Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в адрес администрации района направлялось письмо от 17.06.2019 № МСЖК-7218 о согласовании схемы газоснабжения и газификации потребителей Омского района Омской области, разработанной АО «Газпром промгаз», в соответствии с которой обеспечение перспективного газоснабжения п. Хвойный предусмотрено от ГРС-2 в г. Омске с финансированием работ из средств ПАО «Газпром».
Схема газоснабжения и газификации согласована Главой Омского муниципального района Омской области.
Как следует из информации администрации Омского муниципального района Омской области от 12.03.2021, схемой территориального планирования Омской области предусмотрен перечень планируемых объектов. В составе перечня предусмотрено строительство объекта «Сеть газораспределения от существующего газопровода к котельной пос. Загородный ООО «КСМ «Сибирский железобетон» до п. Хвойный с отводом на д. 18 Партсъезд (строительство)».
По сведениям, представленным администрацией Омского муниципального района Омской области в прокуратуру района, также установлено, что Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области письмом от 18.08.2020 в соответствии с обращением АО «Газпром промгаз» по вопросу разработки технико-экономических показателей развития газоснабжения и газификации регионов Российской Федерации до 2020 года от 07.08.2020 № 02705, запрашивало у администрации района информацию о приоритетных объектах газификации (включая газификацию населенных пунктов) с ранжированием по социальной значимости реализации. По результатам рассмотрения указанного письма администрацией района направлена информация, в которой также указывался п. Хвойный Омского района Омской области.
Вместе с тем анализ содержания информации, направленной администрацией района, показал, что, кроме сведений о населенном пункте, муниципальном образовании, сельском поселении и оценке социальной значимости по шкале от 1 до 3, в ней иные данные, касающиеся стоимости строительства объектов газоснабжения и газификации и мероприятий по подключению потребителей, в том числе в отношении п. Хвойный Омского района Омской области, не указывались.
В результате проверки прокуратурой района не установлено инициирование администрацией Омского муниципального района Омской области иным образом (кроме указанных выше) разрешения вопроса об организации газоснабжения в п. Хвойный Омского района Омской области путем направления в уполномоченные органы власти, в том числе в Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области, предложений о включении в программу газификации Омской области.
Указом Губернатора Омской области от 14.11.2016 № 196 утверждена региональная программа газификации Омской области на 2016-2020 гг.
Программа газификации Омской области на 2021-2025 гг. утверждена указом Губернатора Омской области от 01.12.2020 № 187.
Поселок Хвойный Омского района Омской области в указанные программы не включен и до настоящего времени не газифицирован.
В то же время, по данным администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, на территории п. Хвойный проживает 231 человек.
Таким образом, администрацией Омского муниципального района меры к организации газоснабжения п. Хвойный и включению мероприятий по газификации указанного населенного пункта в программу газификации Омской области до настоящего времени не приняты. Предложения о включении в программу газификации Омской области на 2021-2025 гг. п. Хвойный Омского района Омской области с указанием ориентировочной стоимости строительства объектов газоснабжения и газификации и мероприятий по подключению потребителей администрацией Омского муниципального района Омской области в Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области, в том числе после утверждения программ газификации Омской области, не направлялись.
Невыполнение администрацией Омского муниципального района Омской области обязанности по организации газоснабжения в п. Хвойный Омского района Омской области влечет нарушение не только прав жителей п. Хвойный на получение газоснабжения, но и неопределенного круга лиц, имеющих намерение проживать в данном населенном пункте либо желающих в будущем проживать в п. Хвойный, что является основанием для обращения прокурора в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Просит: Обязать администрацию Омского муниципального района Омской области организовать газоснабжение в п. Хвойный Омского района Омской области путем направления в Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области предложений о включении в программу газификации Омской области на 2021-2025 годы п. Хвойный Омского района Омской области в соответствии с требованиями Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 № 903.
Представитель прокуратуры Омского района Омской области Банковская М.Л., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что обращения Администрации Омского муниципального района Омской области в Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области о рассмотрении вопроса включения п. Хвойный в Программу развития газоснабжения газификации Омской области, направленные 17.03.2021 и 18.03.2021 не соответствуют требованиям Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 № 903.
Представитель административного ответчика Администрации Омского муниципального района Омской области Дмитриева Ю.В., действующая на основании доверенности (представлен диплом о высшем юридическом образовании), в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что ответчиком предприняты все меры для включения п. Хвойный в программу газификации. Так, первоначально в Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области ходатайство было направлено 17.03.2021, в котором было указано о рассмотрении вопроса о включении п. Хвойный в Программу развития газоснабжения и газификации Омской области на период 2021-2025 годы, утвержденной Указом Губернатором Омской области от 01.12.2020. По устной рекомендации Минэнерго о корректировании ходатайства, 18.03.2021 было направлено ходатайство о рассмотрении возможности включения в Программу газификации ООО «Газпром межрегионгаз» (с финансированием работ из средств ПАО «Газпром»). Указанное ходатайство было принято Минэнерго и проведены мероприятия по включению в Программу газификации. Просит в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области, в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежаще. Представил отзыв в котором указал, что в рамках межведомственного сотрудничества в Министерство поступило письмо администрации Омского муниципального района Омской области от 18.03.2021 № ИСХ-21/ОМС-2535 о рассмотрении возможности включения в программу газификации мероприятия по строительству межпоселкового и внутрипоселкового газопровода в п. Хвойный Омского муниципального района Омской области.
На основании данного письма Администрации в адрес ООО «Газпром Межрегионгаз», а также в газораспределительные организации дополнительно направлены запросы о рассмотрении вопроса о реализации указанного мероприятия в рамках инвестиционных программ организаций.
В Министерство поступили письма из АО «Омскгазстройэксплуатация», АО «Омскоблгаз», АО «Омскгоргаз» о невозможности реализации указанного мероприятия по строительству газопровода в п. Хвойный ввиду объективных причин, а именно: отсутствие свободных средств и экономической заинтересованности, отсутствие сетей газораспределения организации в указанном районе. Ответ от ООО «Газпром Межрегионгаз» до настоящего времени в Министерство не поступил.
От ООО «Межоблгаз» поступил ответ от 06.04.2021 № МЭ-123/Х о возможности реализации указанного мероприятия при условии комплексного включения в программу газификации п. Хвойный, д. 18 Партсъезд, п. Андреевский, с. Троицкое, п. Новоомский с источниками финансирования - собственные средства ООО «ЮЗА-Инвест», а также средствами, привлекаемыми из внебюджетных источников. Однако, к ответу ООО «Межоблгаз» не были приложены сведения необходимые в соответствии с Правилами № 903.
В целях рассмотрения указанного предложения по газификации <адрес>, Министерством в адрес ООО «Межоблгаз» направлено письмо от 12.04.2021 № ИСХ-21/МЭЖК-3260 о необходимости предоставления информации в соответствии с п. 4-6 Правил № 903.
По поступлении от ООО «Межоблгаз» необходимой информации, Министерством будет подготовлен проект Указа Губернатора Омской области о внесении изменений в Программу газификации, включающих мероприятия по газификации п. Хвойный Омского муниципального района Омской области.
Представитель заинтересованного лица ООО «Газпром межрегионгаз» в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежаще, представил письменный отзыв в котором указано, что согласно Концепции участия ОАО «Газпром» в газификации регионов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правления ОАО «Газпром» от 30.11.2009 №57, одним из основных этапов участия в газификации является разработка Генеральной схемы газоснабжения и газификации региона или субъекта Российской Федерации (пункт 6.1.3). Материалы корректировки (актуализации) Генеральной схемы газоснабжения и газификации Омской области (далее - Генеральная схема) по заказу ООО «Газпром Межрегионгаз» разработаны в 2019 году. Генеральной схемой предусмотрены мероприятия по газификации п. Хвойный Омской области от ГРС-2 г. Омска (Схема, Приложение № 1).
В 2020 году разработана и утверждена Губернатором Омской области А.Л. Бурковым и Председателем Правления ПАО «Газпром» А.Б. Миллером Программа развития газоснабжения и газификации регионов Российской Федерации на период 2021-2025 годов (далее - Программа). Формирование Программы осуществлено на основании предложений органов исполнительной власти Омской области по объектам, включенным в утвержденную Генеральную схему (Приложение № 2). В представленных Омской областью предложениях в Программу (Приложение № 3) потребность в газификации п. Хвойный Омской области не заявлялась.
Соответственно, в утвержденном Губернатором Омской области А.Л. Бурковым и Председателем Правления ПАО «Газпром» А.Б. Миллером Плане- графике синхронизации выполнения Программ газификации регионов Российской Федерации на 2021 год (Приложение № 4), сформированном на базе Программы, мероприятия по газификации п. Хвойный Омской области также не предусмотрены.
Представители заинтересованных лиц Пушкинское сельское поселение Омского района Омской области, ПАО «Газпром», АО «Омскоблгаз», ООО «Газпром межрегионгаз Омск» в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства и их совокупности, суд приходит к следующему.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 17 Закона N 69-ФЗ развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятых в установленном порядке межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций. Порядок разработки и реализации указанных программ устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 N 903 утверждены Правила разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
Пунктом 6 указанного Постановления установлено, что разработка программ газификации осуществляется на основе: а) прогнозирования объемов производства и потребления природного газа на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации; б) оценки основных показателей газоснабжения потребителей, включая уровень развития их инфраструктуры; в) оценки планов развития газотранспортной системы; г) формирования основных направлений развития в области газоснабжения и газификации субъекта (субъектов) Российской Федерации; д) разработки прогноза газификации и определения основных прогнозных показателей программ газификации; е) сбора предложений по формированию программ газификации с указанием ориентировочной стоимости строительства объектов газоснабжения и газификации и мероприятий по подключению потребителей; ж) оценки соответствия мероприятий программы газификации и результатов ее выполнения целям документов стратегического планирования; з) подготовки финансово-экономического обоснования программ газификации; и) разработки мер государственной поддержки организаций, осуществляющих газификацию удаленных населенных пунктов и социально значимых объектов; к) организации сбора информации и расчета показателей (индикаторов) программ газификации; л) подготовки плана мероприятий по реализации программ газификации и определения ответственных участников программ газификации; м) согласования проектов программ газификации с соисполнителями программ газификации; н) утверждения программ газификации.
В соответствии с пунктом 3 упомянутого Постановления разработку и реализацию программ газификации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области, в соответствии с п. 12 Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 18.04.2019 № 57, возложены функции по осуществлению разработки, реализации региональной программы газификации и контроля за ее исполнением в соответствии с законодательством.
Указом Губернатора Омской области от 14 ноября 2016 года № 196 утверждена региональная программа газификации Омской области на 2016-2020 года
Указом Губернатора Омской области от 1 декабря 2020 года № 187 утверждена региональная программа газификации Омской области на 2021-2025 года.
Из материалов дела следует, что 25.07.2019 состоялось совещание по вопросу согласования Схемы газоснабжения и газификации потребителей Омского района Омской области, на котором присутствовали представители Минэнерго Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области, АО «Газпром промгаз». На совещание принято решение Администрации Омского муниципального района Омской области направить в адрес АО «Газпром промгаз» откорректированный перечень населенных пунктов, подлежащих газификации, в срок до 30 июля 2019 года(л.д.11-13).
18.08.2020 Минэнерго Омской области в адрес Главам муниципальных районов Омской области, в том числе и Главе Омского муниципального района Омской области направлен запрос о предоставлении информации о приоритетных объектах газификации (включая газификацию населенных пунктов) с ранжированием по социальной значимости реализации (л.д.15).
Рассмотрев обращение Минэнерго Омской области от 18.08.2020, Администрация Омского муниципального района Омской области направило информацию (список) планируемых к газификации населенных пунктов, в который включен п. Хвойный (л.д.17-19).
В материалы дела представлена Программа развития газоснабжения и газификации Омской области на период 2021-2025, утвержденная Губернатором Омской области А.Л. Бурковым и Председателем Правления ПАО «Газпром» А.Б. Миллером, формирование которой осуществлено на основании предложений органов исполнительной власти Омской области по объектам, включенным в утвержденную Генеральную схему (Приложение № 2). В Генеральную схему газификация п. Хвойный не включен.
Вместе с тем, стороной административного ответчика в материал дела представлено ходатайство Администрации Омского муниципального района Омской области направленное в адрес Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее Минэнерго Омской области) 17 марта 2020 года ИСХ-21/ОМС-2513, в котором Администрация ОМР просит рассмотреть возможность включения п. Хвойный в Программу развития газоснабжения и газификации Омской области на период 2021-2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 01.12.2020 № 187 (л.д.231).
18 марта 2021 года Администрацией Омского муниципального района Омской области направлено в адрес Минэнерго Омской области ходатайство о рассмотрении возможности включения в Программу газификации ООО «Газпром межрегионгаз» (с финансированием работ из средств ПАО «Газпром») мероприятия по строительству межпоселкового и внутрипоселкового газопровода в п. Хвойный Омского муниципального района Омской области (численность населения 231 человек, количество дворов – 69), н стоимость строительства межпоселкового и внутрипоселкового газопровода составляет 20 млн. рублей (л.д.133).
23 марта 2021 года в адрес Минэнерго Омской области административным ответчиком вновь направлено ходатайство о рассмотрении возможности включения в Программу газификации ООО «Газпром межрегионгаз» (с финансированием работ из средств ПАО «Газпром») мероприятия по строительству межпоселкового и внутрипоселкового газопровода в п. Хвойный Омского муниципального района Омской области (численность населения 231 человек, количество дворов – 69, протяженность внутрипоселкового газопровода – 3,6 км.), а также указаны населенные пункт <адрес>. Протяженность межпоселкового газопровода – 22,8 км. Ориетировочная стоимость строительства межпоселкового и внутрипоселкового газопровода составляет 110 млн. рублей (л.д. 234).
Из ответа Минэнерго Омской области от 30.04.2021 на запрос суда, следует, что рамках межведомственного сотрудничества в Министерство поступило письмо Администрации Омского муниципального района Омской области от 18.03.2021 № ИСХ-21/ОМС-2535 о рассмотрении возможности включения в программу газификации мероприятия по строительству межпоселкового и внутрипоселкового газопровода в п. Хвойный Омского муниципального района Омской области.
На основании данного письма Администрации в адрес ООО «Газпром Межрегионгаз», а также в газораспределительные организации дополнительно направлены запросы о рассмотрении вопроса о реализации указанного мероприятия в рамках инвестиционных программ организаций.
В Министерство поступили письма из АО «Омскгазстройэксплуатация», АО «Омскоблгаз», АО «Омскгоргаз» о невозможности реализации указанного мероприятия по строительству газопровода в п. Хвойный ввиду объективных причин, а именно: отсутствие свободных средств и экономической заинтересованности, отсутствие свободных средств и экономической заинтересованности, отсутствие сетей газораспределения организации в указанном районе. Ответ от ООО «Газпром Межрегионгаз» до настоящего времени в Министерство не поступил.
От ООО «Межоблгаз» поступил ответ от 06.04.2021 № МЭ-123/Х о возможности реализации указанного мероприятия при условии комплексного включения в программу газификации <адрес> с источниками финансирования - собственные средства ООО «ЮЗА-Инвест», а также средствами, привлекаемыми из внебюджетных источников. Однако, к ответу ООО «Межоблгаз» не были приложены сведения необходимые в соответствии с Правилами № 903.
В целях рассмотрения указанного предложения по газификации <адрес>, Министерством в адрес ООО «Межоблгаз» направлено письмо от 12.04.2021 № ИСХ-21/МЭЖК-3260 о необходимости предоставления информации в соответствии с п. 4-6 Правил № 903.
ООО «Межоблгаз» проинформировало о том, что мероприятия по газификации с. Троицкое и п. Новоомский Омского муниципального района Омской области уже включены в Программу газификации, с источником финансирования за счет средств ООО «Газпром межрегионгаз».
При поступлении от ООО «Межоблгаз» необходимой информации, Минэнерго Омской области будет подготовлен проект Указа Губернатора Омской области о внесении изменений в Программу газификации, включающих мероприятия по газификации п. Хвойный Омского муниципального района (л.д.210-212).
Кроме того, 26 апреля 2021 года состоялось совещание по вопросам газификации с. Троицкое. П. Новоомский, п. Хвойный, д. 18 Партсъезда, п. Андреевский, д. Березянка, д. Зеленовка Омского муниципального района Омской области, на котором присутствовали Министр энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области Гаак А.В., Глава Омского муниципального района Омской области Долматов Г.Г., заместитель Главы Омского муниципального района Омской области Дементьев А.С., директор ООО «ЭЗА-Инвест», главный специалист отдела газификации департамента энергетики и коммунального комплекса Минэнерго Омской области, на котором принято решение ООО «ЮЗА-Инвест» совместно с ООО «Межоблгаз» подготовить согласованные с Администрацией Омского муниципального района Омской области предложения по внесению изменений в региональную программу газификации Омской области на 2021-2025 годы, направленных на подключение к сетям газораспределения потребителей <адрес> (л.д. 236-236).
04.05.2021 ООО «Межоблгаз направило в адрес Администрации Омского муниципального района Омской области на согласование Предложение по внесению изменений в Региональную программу газификации Омской области на 2021-2025 годы (л.д.237-240).
Во исполнение п.2.1 протокола совещания по вопросу газификации <адрес>, 11.05.2021 Администрация Омского муниципального района Омской области направила в адрес Минэнерго Омской области согласованные Администрацией Омского муниципального района Омской области с ООО «ЮЗА-Инвест», ООО «Межоблгаз» предложения по внесению изменений в региональную программу газификации Омской области на 2021-2025 год (л.д. 241-242).
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании, в частности, действий (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием, бездействием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Под бездействием следует понимать неисполнение государственным органом (должностным лицом) обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этого лица (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав истца. Требования истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Вместе с тем, совокупности оснований для признания незаконными действий (бездействий) Администрации Омского муниципального района Омской области, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Из материалов дела видно, что Администрацией Омского муниципального района Омской области приняты меры к организации газоснабжения в п. Хвойный Омского района Омской области путем направления в Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области ходатайства о рассмотрении возможности включения в Программу газификации мероприятия по строительству межпоселкового и внутрипоселкового газопровода в п. Хвойный от 18.03.2021.
Доводы представителя административного истца, о том, что направленное 18.03.2021 Администрацией Омского муниципального района Омской области ходатайство по своей форме не соответствует требованиями Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 № 903 суд находит несостоятельными.
Обращение Администрации Омского муниципального района Омской области от 18.03.2021 было принято и рассмотрено Минэнерго Омской области. На основании указанного обращения, со стороны Минэнерго Омской области совершены действия направленные на включение в Программу газификации п. Хвойный и по подготовке проекта Указа Губернатора Омской области о внесении изменений в Программу газификации, включающих мероприятия по газификации п. Хвойный Омского района Омской области.
Учитывая отсутствие правовых оснований для признания незаконными действий Администрации Омского муниципального района Омской области, принимая во внимание, что административный истец не представил в соответствии с требованиями п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ доказательства нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых заявлен иск, действиями (бездействиями) административного ответчика, а административный ответчик до подачи настоящего иска совершил все действия, необходимые для включения п. Хвойный в Программу газификации, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 218 - 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Омского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Омского муниципального района Омской области о возложении обязанности организовать газоснабжение п. Хвойный Омского района Омской области путем направления в Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области предложений о включении в программу газификации Омской области на 2021-2025 гг. п. Хвойный Омского района Омской области в соответствии с требованиями Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 № 903 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Степанова Е.В.
Мотивированный текст решения изготовлен 31 мая 2021 года