Дело № 2-1649/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суда Омской области в составе председательствующего судьи Бессчетновой Е.Л. при секретаре судебного заседании Лидер Л.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 02 сентября 2013 года гражданское дело по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства к Баратову М.А. о возмещении вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства обратилось в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к Баратову М.А. о возмещении вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге, судебных расходов, указав, что ДД.ММ.ГГГГ на стационарном пункте весового контроля СПВК-46, расположенном на км 259 автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-51 «Байкал», при измерении в автоматическом режиме весовых параметров, было выявлено превышение предельной допустимой максимальной массы и осевых нагрузок транспортного средства тягач <данные изъяты>, регистрационный номер №, с прицепом (полуприцепом) <данные изъяты>, регистрационный номер №, принадлежащего ответчику. По данному факту государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, при участии водителя транспортного средства Постнова Д.Н. был составлен соответствующий Акт № от ДД.ММ.ГГГГ о превышении транспортным средством ограничений по общей массе и (или) нагрузкам на оси, подписанный водителем указанного ранее транспортного средства без замечаний. Государственным инспектором был составлен Рапорт об обнаружении признаков административного правонарушения за № от 25.04.2012, оформлен расчетный лист разового сбора № от 25.04.2012. Результаты взвешивания транспортного средства зафиксированы в указанном ранее акте о нарушении правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Измерение весовых параметров транспортного средства в автоматическом режиме произведено на весовом оборудовании марки <данные изъяты>, прошедшего метрологическую проверку и имеющим соответствующее свидетельство о проверке № №, выданное 31.05.2011. В соответствии с пунктом 16 Акта № от ДД.ММ.ГГГГ размер нанесенного федеральной автомобильной дороге ущерба составил 333 483 рубля 91 копейка. Порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловестных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиненного автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда установлены Правилами возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловестных грузов. На основании пункта 2 Правил вред, причиненный автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств. В силу пункта 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374, Федеральное дорожное агентства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте. Истец образован на основании приказа Российского дорожного агентства от 22.10.1999 № 158 и распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2002 № ИС-965-р. Полномочия учредителя в отношении истца осуществляет Федеральной дорожное агентство (Росавтодор). Согласно положений Устава ФКУ Упрдор «Южный Урал, истец является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в судах Российской Федерации. Автомобильная дорога М-51 «Байкал» закреплена за истцом на праве оперативного управления, что подтверждается выпиской из Реестра Федерального имущества № от 27.04.2009, распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации № 3161-р от 10.09.2002, распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации № 367-р от 30.01.2003. С целью досудебного урегулирования возникшего спора, истец обратился к ответчику путем направления соответствующей претензии. При направлении претензии в адрес ответчика понесены почтовые расходы в сумме 29 рублей 65 копеек, что подтверждается почтовой квитанцией. Уточнив требования, просит взыскать с Баратова М.А. в пользу бюджета Российской Федерации в возмещении ущерба нанесенного дорогам общего пользования федерального назначения сумму в размере 214 227 рублей 75 копеек, взыскать расходы по уплате государственной пошлины и судебные расходы за почтовые отправления в сумме 29 рублей 65 копеек в пользу бюджета Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства участия не принимал, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещены надлежаще, просил рассмотреть дело без участия представителя.
Ответчик Баратов М.А. в судебном заседании требования в части возмещения ущерба, причиненного транспортным средством, не признал, в части взыскания расходов на почтовые отправления считал возможным удовлетворить.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Постнов Д.Н. в судебном заседании подтвердил факт составления акта № от 25.04.2012, который им был подписан, как и расчетный лист разового сбора №.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебном заседании участия не принимало, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещено надлежаще, просили рассмотреть дело без участия представителя, считали требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» использование автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Статьей 29 Закона об автомобильных дорогах пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
Согласно статье 31 Закона об автомобильных дорогах движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Порядок возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании с достоверностью установлено, что 25 апреля 2012 года на пункте весового контроля СПВК – 46 автодороги федерального подчинения Челябинск-Курган, при измерении в автоматическом режиме весовых параметров, было выявлено превышение предельной допустимой максимальной массы и осевых нагрузок транспортного средства тягач <данные изъяты> с прицепом <данные изъяты>, принадлежащего Баратову М.А. Маршрут движения: Новосибирск-Челябинск, по федеральной дороге протяженностью 410 км. Транспортным средством тягач <данные изъяты>, регистрационный номер № управлял Постнов Д.Н., о чем составлен Акт № от 25.04.2012, на основании которого ФКУ «Упрдор «Южный Урал» произведен расчет ущерба, причиненного ответчиком федеральной автомобильной дороге. Транспортное средство не оборудовано пневматической или эквивалентной ей подвеской, что подтвердил ответчик в судебном заседании. При взвешивании в движении установлены осевые нагрузки, которые составили, по оси № 1 перегруза нет; по оси № 2 при норме 5.000, фактически - 7.450, где перегруз составил 1.705; по оси № 3 при норма 5.000, фактически – 7.350, где перегруз составил 1.615; по оси № 4 при норме 4.000, фактически – 5.450, где перегруз составил 0.750; по оси № 5 при норме 4.000, фактически – 5.650, где перегруз составил 0.950; по оси № 6 при норме 4.000, фактически – 5.700, где перегруз составил – 1.000.
Порядок возмещения вреда владельцами автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, регулируется Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934.
Пунктом 3 Правил № 934 от 16.11.2009 предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. Порядок взаимодействия указанных органов и лиц по вопросам расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации при определении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства (пункт 4 Правил от 16.11.2009 № 934).
Согласно пункту 6 Правил от 16.11.2009 № 934 размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по следующей формуле:
,
где:
- размер платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги (рублей);
- размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);
,, - размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);
- количество осей транспортного средства, по которым имеется превышение предельно допустимых осевых нагрузок;
- протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров);
- базовый компенсационный индекс текущего года, рассчитываемый по следующей формуле:
,
где:
- базовый компенсационный индекс предыдущего года (базовый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1, Т2008 = 1);
- индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в части капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог на очередной финансовый год, разработанный для прогноза социально-экономического развития и учитываемый при формировании федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.
Таким образом, превышение на вторую ось составило 29, 68% ((7458-5745)/5745х100); превышение на третью ось составило 28, 16% ((7350-5735)/5735х100; превышение на четвертую ось составило 15, 96% ((5450-4700)/4700х100); превышение на пятую ось составило 20, 21% ((5650-4700)/4700х100; превышение на шестую ось составило 21, 28% ((5700-4700)/4700х100). Указанный расчет представлен истцом, судом проверен, иного ответчиком не представлено.
Согласно части 1 статьи 30 Закона № 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог; в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения; в иных случая, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено, что в период перемещения транспортного средства <данные изъяты>, регистрационный номер № по федеральной дороге Новосибирск-Челябинск, действовали ограничения, установленные Приказом Федерального дорожного агентства от 24.10.2012 № 3 «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2012 году», где утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения (участков автомобильных дорог), включая автомобильные дороги, переданные в доверительное управление государственной компании «Российские автомобильные дороги», на которых вводится временное ограничение движения в весенний период, и сроки начала и окончания временного ограничения движения с указанием подведомственных федеральному дорожному агентству федеральных казенных учреждений (федеральных управлений автомобильных дорог, управлений автомобильных магистралей, дирекций строящихся дорог), а также Государственной компании «Российские автомобильные дороги», обеспечивающих временное ограничение движения в весенний период, где на федеральной дороге М-51 «Байкал» - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы в Челябинской области установлено ограничение движения в период с 15 апреля по 14 мая 2012 года.
Таблицей № 2 Правил № 934 от 16.11.2009 установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, где при превышении предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства (процентов) размер вреда в период временных ограничений в связи с неблагоприятным и природно-климатическими условиями составляет: от 10 до 20 - 7 710 рублей, от 20 до 30 – 7 710 рублей. Таким образом, Рпом2, Рпом 3, Рпом 4, Рпом5, Р пом6 составило по 7 710 (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 № 282, таблица № 2).
Продолжительность автомобильной дороги, находящейся в оперативном управлении истца составляет 410 км.
Базовый компенсационный индекс рассчитывают по формуле:, где Тпг – базовый компенсационный индекс предыдущего года (базовый компенсационный Т индекс 2008 года принимается равным 1, Т2008 =1).
Базовый компенсационный индекс 2009 года составлен по формуле: Т2009=Т2008хI2009. Т2008 равен 1. В соответствии с приложением 1 к письму Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 21.08.2007 «Об индексах дефляторах до 2015 года» № 12529-ТТ/Д03 I2009. Таким образом, Т 2009=1х108, 0=108, 0.
Базовый компенсационный индекс 2010 года составлен по формуле: Т2010=Т2009хI2010. В соответствии с приложением 1 к письму Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 21.08.2007 «Об индексах дефляторах до 2015 года» № 12529-ТТ/Д03 I2010=108, 0. Таким образом, Т2010= 108, 0х108, 0=11664, что в процентном соотношении составляет 1, 1664%.
Базовый компенсационный индекс 2011 года рассчитывается по формуле:
Т2011=Т2010хI2011. В соответствии с приложением 1 к письму Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 21.08.2007 «Об индексах дефляторах до 2015 года» № 12529-ТТ/Д03 I2011=107, 6. Таким образом, Т2011= 1, 1664х107, 6=125, 50464, что в процентном соотношении составляет 1, 255%.
Базовый компенсационный индекс 2012 года рассчитывается по формуле:
Т2012=Т2011хI2012. В соответствии с приложением 1 к письму Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 21.08.2007 «Об индексах дефляторах до 2015 года» № 12529-ТТ/Д03 I2012=107, 3. Таким образом, Т2012= 1, 255х107, 3=134, 6615, что в процентном соотношении составляет 1, 3466%, а не 1, 3554% как указано в расчете, представленном истцом, поскольку Ттг округляется до тысячных долей, что составляет от 134, 6615 – 1, 3466%.
Таким образом, размер вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам федерального значения составляет: Пр=(0 (масса транспортного средства)+0 (1 ось)+7710 (2 0сь)_7710 (3 ось) + 7710 (4 ось)+ 7710 (5 ось) + 7710 (6 ось)/100=410 км(протяженность дороги)х1, 3466 (базовый компенсационный индекс)=212 836 рублей 86 копеек.
В соответствии с Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374, Росавтодор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функций по оказанию государственных услуг и на городском наземном электрическом транспорте. Истец образован на основании приказа Российского дорожного агентства от 22 октября 1999 3 158 и распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2002 № ИС-965-р. Устав ФКУ Упрдор «Южный Урал» утвержден приказом Федерального дорожного агентства от 01.06.2011 № 90.
Согласно пунктов 1.2., 1.3 Устава ФКУ Упрдор «Южный Урал», истец является федеральным казенным учреждением, наделенным имуществом на праве оперативного управления, находящимся в федеральной собственности уполномоченным для осуществления функций оперативного управления.
Согласно выписки из Реестра федерального имущества, Федеральное государственное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства является правообладателем автомобильной дороги М-51 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы. Таким образом, истец обладает полномочиями по взысканию суммы ущерба по акту № от 25.04.2012.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинении не по его вине.
В силу части 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном праве.
При таких обстоятельствах, суд находит требования истца о взыскании с Баратова М.А. 212 836 рублей 86 копеек в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, подлежащими удовлетворении.
05.09.2012 представителем истца по доверенности <данные изъяты> направлена Баратову М.А. претензия об оплате суммы в счет возмещения заявленного ущерба, которая оставлена ответчиком без внимания.
В соответствии со статьёй 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьёй 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы. В связи с чем, расходы, связанные с почтовым отправлением в сумме 29 рублей 65 копеек подлежат взысканию с Баратова М.А. в пользу бюджета Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось судебное решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, а ответчику, пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Определением Омского районного суда Омской области от 03.07.2013 отсрочена уплата государственной пошлины при подаче искового заявления до момента вынесения решения по настоящему делу.
Таким образом, с Баратова М.А. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 328 рублей 36 копеек.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Взыскать с Баратова М.А. в пользу бюджета Российской Федерации 212 836 рублей 86 копеек в счет возмещения ущерба, причиненного дорогам общего пользования федерального значения.
Взыскать с Баратова М.А. в пользу бюджета Российской Федерации 29 рублей 65 копеек в счет возмещения судебных расходов.
Взыскать с Баратова М.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 5 328 рублей 36 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Л. Бессчетнова
Мотивированное решение изготовлено 02 сентября 2013 года.