НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Омского областного суда (Омская область) от 31.08.2021 № 3А-220/2021

Дело № 3а-220/2021

УИД 55OS0000-01-2021-000221-09

Строка стат. отчета 3.010

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Ершовой Л.А.

при секретаре Зварич Н.И.

с участием прокурора Сосковец И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 31 августа 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Главного управления лесного хозяйства Омской области к Совету Москаленского муниципального района Омской области о признании недействующими пункта 35 части 1 статьи 4, пунктов 10, 14 статьи 4.2 Устава Москаленского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета Москаленского муниципального района Омской области от 3 апреля 2017 года № 26/6,

у с т а н о в и л:

решением Совета Москаленского муниципального района Омской области (далее также - Совет) «О принятии Устава Москаленского муниципального района Омской области в новой редакции» от 3 апреля 2017 года № 26/6 утвержден Устав Москаленского муниципального района Омской области (далее - Устав) (том 3 л.д.32-84). Решение зарегистрировано в Управлении Минюста России по Омской области 11 апреля 2017 № RU555130002017001.

Первоначальный текст Устава опубликован в издании «Москаленский вестник» (от 13 апреля 2017 года, № 14), что соответствовало требованиям части 3 статьи 35 ранее действовавшего Устава Москаленского муниципального района Омской области, принятого в новой редакции решением Районного Совета Москаленского муниципального образования Омской области от 23 июня 2005 года № 29 (в редакции от 25 мая 2015 года).

В Устав вносились изменения решениями Совета, в настоящее время Устав действует в редакции решения Совета от 26 мая 2021 года №69 (том 3 л.д.85-86).

Пунктом 35 части 1 статьи 4 Устава к вопросам местного значения муниципального района отнесено осуществление муниципального лесного контроля (том 3 л.д.64 оборот).

Статьей 4.2 Устава предусмотрено, что к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления Москаленского муниципального района на территориях сельских поселений, относятся:

-организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселений (пункт 10) (том 3 л.д.65 оборот);

-осуществление муниципального лесного контроля (пункт 14) (том 3 л.д.66).

Главное управление лесного хозяйства Омской области обратилось в Омский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта 35 части 1 статьи 4 Устава, в дальнейшем дополнило требования, также просило признать недействующими положения пунктов 10, 14 статьи 4.2 Устава (том 1 л.д.5-8, том 3 л.д.91). В обоснование требований административный истец ссылался на противоречие Устава в названной части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно статьям 7, 23, 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 9 ноября 2020 года), Федеральному закону от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установленные полномочия полагал избыточными.

В судебном заседании представитель административного истца Денисюк Д.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель Совета Москаленского муниципального района Омской области Прошивалко Д.В., одновременно представляющий интересы Администрации Москаленского муниципального района Омской области, возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на принятие оспариваемого нормативного правового акта в пределах компетенции Совета и с соблюдением установленной процедуры, воспроизведение в оспариваемых положениях Устава положений, содержащихся в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (письменный отзыв - том 3 л.д.99-102).

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области Скандакова В.О. против удовлетворения заявленных требований возражала, указала, что Управлением в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» проведена проверка соответствия Устава действующему законодательству, в том числе Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (том 3 л.д.129-131).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

В систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования (части 1 и 2 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ).

Из содержания пункта 1 части 1 статьи 17, пункта 1 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования регулируются вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 2).

Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, - населением непосредственно на сходе граждан (часть 3).

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (часть 5).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18 Устава принятие устава муниципального района и внесение в него изменений и дополнений относятся к исключительной компетенции Совета Москаленского муниципального района.

Пунктами 1, 4 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» установлено, что государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом, который проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации на дату государственной регистрации данного устава муниципального образования; проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования; проводит антикоррупционную экспертизу устава муниципального образования; присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер; включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Указанные действия осуществлены Управлением Министерства юстиции по Омской области, на титульном листе Устава имеются сведения о его регистрации 11 апреля 2017 года и присвоении государственного регистрационного № RU555130002017001 (том 3 л.д.62).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования; доводы о нарушении порядка принятия Устава административным истцом не приводятся.

Пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации от Российской Федерации переданы, в том числе, полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

В соответствии с Положением о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 26 декабря 2007 года № 143, Главное управление лесного хозяйства Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации и полномочия органа исполнительной власти Омской области в области лесных отношений, в том числе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области.

Оценивая соответствие оспариваемых административным истцом положений пункта 35 части 1 статьи 4, пунктов 10, 14 статьи 4.2 Устава Москаленского муниципального района Омской области нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 29 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление муниципального лесного контроля.

Аналогичная норма содержится в пункте 5 части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Статьей 98 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальный лесной контроль осуществляется органами местного самоуправления в рамках полномочий в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса; муниципальный лесной контроль может осуществляться муниципальными учреждениями, подведомственными органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов. Предметом муниципального лесного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, требований, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, в том числе в области семеноводства в отношении семян лесных растений. Организация и осуществление муниципального лесного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Положение о муниципальном лесном контроле утверждается представительным органом муниципального образования.

В силу положений части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (пункт 19 части 1), осуществление муниципального лесного контроля (пункт 32 части 1).

К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (часть 3 статьи 14).

Частью 4 рассматриваемой статьи установлено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов; в этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Статьей 2 Закона Омской области от 24 сентября 2015 года № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» за сельскими поселениями Омской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 8, 13, 15, 22, 26, 31, 38 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ.

Таким образом, оспариваемые административным истцом положения пункта 35 части 1 статьи 4 Устава Москаленского муниципального района Омской области воспроизводят приводимые выше положения пункта 29 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ. Положения пунктов 10, 14 статьи 4.2 Устава, в свою очередь, соответствуют положениям, содержащимся в части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

Отсутствие на территории муниципального района на данный момент объектов муниципального лесного контроля не свидетельствует о противоречии оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом установлено соответствие пункта 35 части 1 статьи 4, пунктов 10, 14 статьи 4.2 Устава приведенным выше положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», административный иск Главного управления лесного хозяйства Омской области о признании недействующим в указанной части Устава Москаленского муниципального района Омской области удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

административное исковое заявление Главного управления лесного хозяйства Омской области к Совету Москаленского муниципального района Омской области о признании недействующими пункта 35 части 1 статьи 4, пунктов 10, 14 статьи 4.2 Устава Москаленского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета Москаленского муниципального района Омской области от 3 апреля 2017 года № 26/6, оставить без удовлетворения.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Омского областного суда Л.А. Ершова

Мотивированное решение изготовлено 9 сентября 2021 года.