НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Омского областного суда (Омская область) от 30.04.2021 № 3А-272/20

Дело № <...>а-41/2021

55OS0№ <...>-56

Строка стат. отчета 3.011

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Ланцовой М.В.

при секретаре Курдюмовой К.В.

с участием прокурора Бородич А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании <...> года в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению гаражно-строительного кооператива «Восток-63» к Омскому городскому Совету о признании не действующим пункта 3 Приложения «Значение коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы» к решению Омского городского Совета от 10 апреля 2019 года № 138 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска и предоставленные в аренду без проведения торгов»,

у с т а н о в и л:

решением Омского городского Совета от 10 апреля 2019 года № 138 установлены способы определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска и предоставленные в аренду без торгов. (далее – Решение № 138) (т. 1 л.д. 78-100)

Члены гаражно-строительного кооператива «Восток-63» (далее - ГСК «Восток-63») являются участниками долевой собственности на здание с наименованием «линейка гаражных боксов № 1-26» с кадастровым номером <...> (т. 1 л.д. 54-60).

Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, с почтовым адресом: <...>, находящемся в муниципальной собственности. Договор аренды указанного земельного участка в настоящее время не заключен. (т. 1 л.д. 51-53)

С <...> года расчет арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска и предоставленные в аренду без торгов, осуществляется в соответствии с Решением № 138; пункт 3 Решения предусматривает, что расчет размера арендной платы за использование земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 10 настоящей статьи, осуществляется на основании кадастровой стоимости земельного участка по формуле:

Ап = Кс x Кф,

где: Ап - размер годовой арендной платы; Кс - кадастровая стоимость земельного участка; Кф - экономически обоснованный коэффициент.

Значение Кф определяется в соответствии с приложением к настоящему Решению.

Пунктом 3 Приложения к указанному Решению «Значение коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы» установлен коэффициент в размере 2,5 %, применяемый для расчета размера арендной платы в отношении земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок, в том числе:

- размещения отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан, с возможностью размещения автомобильных моек (2.7.1);

- размещения постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1 (4.9).

Администрацией Октябрьского административного округа города Омска в адрес ГСК «Восток-63» направлено требование № <...> от <...> года о возмещении стоимости неосновательного обогащения в связи с использованием земельного участка, расчет которого произведен с применением коэффициента 2,5 %, предусмотренного указанным Решением. (т. 1 л.д. 23, 205)

ГСК «Восток-63» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании пункта 3 Приложения «Значение коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы» к указанному Решению № 138.

Нарушение своих прав ГСК «Восток-63» обосновал необходимостью оплаты неосновательного обогащения, при расчете которого используется оспариваемый коэффициент, а также намерением заключить договор аренды земельного участка под зданиями гаражных боксов.

В обоснование заявленных требований административный истец, ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», приказ Минэкономразвития России от 29 декабря 2017 № 710 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582», указал, что спорный коэффициент определен без учета принципа необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога (принцип № 5). Поскольку решением Омского городского Совета от 16 ноября 2005 № 298 «О земельном налоге на территории города Омска» налоговая ставка в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, занятых индивидуальными гаражами граждан и образованными гражданами потребительскими гаражными кооперативами, установлена в размере 0,3 процента, размер коэффициента арендной платы не должен превышать указанное значение.

Кроме того, нарушен установленный указанным постановлением Правительства Российской Федерации принцип экономической обоснованности (принцип № 1); при определении спорного коэффициента в отчете № 81/18 от 26 декабря 2018 года, выполненном обществом с ограниченной ответственностью «<...>» (далее также - ООО «<...>»), не проведен анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на доходность земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности, отсутствует многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Установление ставки арендной платы, превышающей размер земельного налога, также свидетельствует о нарушении принципа запрета необоснованных предпочтений (принцип № 6). (т. 1 л.д. 3-5, 183-185, 222-223).

В судебном заседании представители административного истца Дмитренко А.В., Дмитренко Н.А. поддержали заявленные требования по указанным в административном иске и дополнениях к нему основаниям, а также представленные в материалы дела дополнительные доводы и возражения. (т. 1 л.д. 241-250, т. 3 л.д. 51-63, 74-80).

Представитель Омского городского Совета Тарасенко В.В. возражала против заявленных административных исковых требований по изложенным в письменных возражениях основаниям. Указала, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят административным ответчиком в пределах своей компетенции с соблюдением процедуры его принятия и опубликования. Оснований для признания его не действующим не имеется. (возражения на иск - т. 1 л.д. 74-77, 211-212, т. 2 л.д. 1-3).

Представитель заинтересованного лица Администрации города Омска Окишев К.В. полагал административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению. (отзыв, письменные пояснения – т. 1 л.д. 181, 213-215, т. 2 л.д. 4, т. 3 л.д. 72-73).

Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска Ермолаева Е.В. также возражала против удовлетворения заявленных требований. (отзыв - т. 2 л.д. 5-10).

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Бородич А.С., полагавшей, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права административных истцов в части установления значения коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. (пункт 4 статьи 2 ЗК РФ).

Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. (подпункт 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. (пункт 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Аналогичные положения закреплены в пункте 3 части 1 статьи 9, пункте 6 статьи 12 Устава города Омска (принят Решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 года № 92).

Омский городской Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Омской области, настоящим Уставом, принимает Решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования город Омск. (часть 2 статьи 14 Устава города Омска).

В целях реализации вышеназванного полномочия Омским городским Советом 10 апреля 2019 года принято Решение № 138; текст решения опубликован в печатном издании «Третья столица» 18 апреля 2019 года № 16 (1103). (т. 1 л.д. 101-111).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Омским городским Советом в пределах предоставленных законом полномочий и опубликован в установленном порядке, что административным истцом не оспаривается.

Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – постановление Правительства РФ № 582).

К основным принципам определения арендной платы отнесен, в том числе, принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога (принцип № 5).

Приказом Минэкономразвития России от 29 декабря 2017 года № 710 утверждены Методические рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 (далее – также Методические рекомендации).

Согласно пунктам 24 – 28 указанных Методических рекомендаций в целях применения Принципа № 5 целесообразно исходить из необходимости учета интересов лиц, осуществляющих деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также лиц, освобожденных от уплаты земельного налога в соответствии с положениями статей 388, 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

При применении Принципа № 5 рекомендуется исходить из возможности отнесения видов деятельности к социально значимым в случае, если осуществляемая деятельность, например:

направлена на реализацию социально значимой функции;

относится к деятельности, в отношении которой предусмотрены налоговые льготы;

имеет в соответствии с государственными программами соответствующую поддержку.

При реализации Принципа № 5 рекомендуется в том числе исходить из целей, обусловленных приоритетами социально-экономического развития субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В порядке определения размера арендной платы рекомендуется предусматривать, что при установлении размера арендной платы за земельные участки, предоставляемые лицам, осуществляющим социально значимую деятельность, размер арендной платы устанавливается в пределах размера земельного налога, исчисляемого в отношении таких земельных участков.

В порядок определения размера арендной платы рекомендуется включать положения, в соответствии с которыми при установлении размера арендной платы за земельные участки, предоставляемые лицам, освобожденным от уплаты земельного налога в соответствии с положениями статей 388, 389 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривается льготная ставка арендной платы, в соответствии с которой рассчитывается размер арендной платы за такие земельные участки, который может быть меньше размера земельного налога, исчисляемого в отношении соответствующего земельного участка.

В соответствии с решением Омского городского Совета от 16 ноября 2005 года № 298 «О земельном налоге на территории города Омска» налоговая ставка земельного налога установлена в размере 0,3 процента, в том числе, в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, занятых индивидуальными гаражами граждан и образованными гражданами потребительскими гаражными кооперативами; 0,75 процента в отношении земельных участков, занятых парками, городскими лесами, садами и скверами; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. (пункт 2 решения).

Полагая, что поскольку в отношении земельных участков, занятых индивидуальными гаражами граждан и образованными гражданами потребительскими гаражными кооперативами, решением представительного органа местного самоуправления предусмотрена льготная налоговая ставка (0,3 процента в сравнении с общей ставкой 1,5 процента), административный истец считал, что указанная деятельность в силу Методических рекомендаций относится к деятельности, в отношении которой предусмотрены налоговые льготы, и должна квалифицироваться как социально значимая деятельность. В свою очередь указанное обстоятельство влечет за собой установление размера арендной платы в пределах размера земельного налога, исчисляемого в отношении таких земельных участков, т.е. коэффициент, применяемый для расчета размера арендной платы не должен превышать 0,3 процента, вместо утвержденного 2,5 процента.

Указанные доводы административного истца судом отклоняются по следующим основаниям.

Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно пункту 1 статьи 17 НК РФ налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения.

В силу пункта 1 статьи 52 НК РФ налоговая ставка, на которую ссылаются административные истцы применительно к решению Омского городского Совета от 16 ноября 2005 № 298 «О земельном налоге на территории города Омска» (0,3 процента), представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые льготы по земельному налогу установлены пунктом 4 решения Омского городского Совета от 16 ноября 2005 № 298 «О земельном налоге на территории города Омска», и предусматривают случаи полного, частичного освобождения от уплаты земельного налога, а также случаи уменьшения налоговой базы.

С учетом изложенного, ставка земельного налога 0,3 процента является установленной налоговой ставкой, а не налоговой льготой.

По смыслу действующего законодательства налоговая ставка и налоговая льгота являются разными элементами налогообложения.

Кроме того, из анализа оспариваемого нормативного правового акта следует, что принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности реализуется в нем посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога. Так, согласно частям 4 и 5 статьи 1 Решения № 138 арендная плата устанавливается в размере 0,01 процента от кадастровой стоимости земельного участка при передаче в аренду лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, право на уменьшение налоговой базы; арендная плата устанавливается в размере 0,075 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельного участка, на которых расположенные многоквартирные дома, включенные в перечень «проблемных» многоквартирных домов.

Таким образом, суждение представителей административного истца о том, что осуществляемая ГСК «Восток-63» деятельность относится к деятельности, в отношении которой предусмотрены налоговые льготы, и должна квалифицироваться как социально значимая деятельность, несостоятельно.

Следует отметить, что в силу пункта 1 статьи 123.2 Гражданского Кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

В соответствии с пунктом 1.1 Устава ГСК «Восток-63» граждане добровольно объединяются в ГСК для организации, строительства и эксплуатации коллективного гаража-стоянки автомобилей членами кооператива.

Поскольку ГСК является некоммерческой организацией, созданной для удовлетворения материальных потребностей членов кооператива, то основания для вывода о том, что осуществляемая кооперативом деятельность является социально значимой, отсутствуют.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что при установлении оспариваемого административным истцом коэффициента Омским городским Советом не допущено нарушения принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а доводы представителей административного истца об обратном подлежат отклонению.

При этом дополнительные доводы представителя Администрации города Омска о том, что согласно решению Омского городского Совета от 16 ноября 2005 № 298 «О земельном налоге на территории города Омска» льготная налоговая ставка установлена в отношении участков, не используемых в предпринимательской деятельности, в то время как ГСК «Восток-63» включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку надлежащих доказательств осуществления административным истцом коммерческой деятельности в материалы дела не представлено. (т. 3 л.д. 73, 81, 85-118)

Постановлением Правительства РФ № 582 к основным принципам определения арендной платы отнесен, в том числе, принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (принцип № 1).

Согласно пункту 2 указанных Методических рекомендаций в целях применения Принципа № 1 рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Принятию оспариваемого нормативного правового акта предшествовало выполнение работ по экономическому обоснованию коэффициентов, применяемых для расчета годового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска и предоставленные в аренду без торгов. Основанием для выполнения указанных работ являлся договор № 50-2018 на оказание услуг для муниципальных нужд от 24 декабря 2018 года, заказчик работ – департамент имущественных отношений Администрации города Омска, исполнитель работ – ООО «<...>». (т. 1 л.д. 216-221).

Результаты выполнения работ изложены в отчете ООО «<...>» № <...> от <...>; итоговая величина коэффициента, применяемого для расчета размера арендой платы за земельные участки для размещения гаражей и автостоянок, определена в размере 2,5 процентов. (т. 2 л.д. 11-233)

Приводимые административным истцом доводы о несогласии с выводами, изложенными в отчете ООО «<...>», судом отклоняются.

При расчете экономического обоснования коэффициента аренды применительно к земельным участкам, занятым гаражами, оценщиком Репиным М.А. были использованы три методики: метод экспертно-аналитического исследования (метод № 1), метод расчета на основании действующих договоров аренды земельных участков на территории города Омска (метод № 2); метод капитализации по расчетным моделям (метод № 4). (п. 22 и 23 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утв. приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611.

Метод экспертно-аналитического исследования состоял в сборе экспертных оценок (мнений) и их последующей математической обработке. При применении метода также были использованы результаты плановых исследований, проводимых НП «Омская коллегия оценщиков». Величина коэффициента определена в размере 2,5 %.

Метод расчета на основании действующих договоров аренды земельных участков на территории города Омска (метод № 2) заключался в анализе оценщиком данных по 52 договорам аренды земельных участков. Величина коэффициента определена в размере 2,18 %.

При расчете коэффициента методом капитализации по расчетным моделям (метод № 4) оценщиком с равным весовым коэффициентом использованы ставка доходности по государственным облигациям федерального займа (ОФЗ-ПД) и ставка доходности по облигациям федерального займа с индексируемым номиналом (ОФЗ-ИН). Коэффициент аренды, рассчитанный указанным методом, составил 2,93 %.

Отметив высокую сопоставимость результатов расчетов во всех применяемых методиках, оценщик определил согласованную итоговую величину коэффициента путем расчета среднего значения результатов каждого из примененных методов. В результате размер коэффициента получился равным 2,5 %.

Оценщик Репин М.А. был допрошен судом в качестве свидетеля, дал подробные пояснения относительно примененных при определении величины оспариваемого коэффициента методик, и расчета итогового значения. (письменные пояснения – т. 3 л.д. 66-70).

По смыслу закона ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Отчет ООО «<...>» № <...> от <...> года принимается судом в качестве доказательства экономического обоснования коэффициента арендной платы. Оценщик Репин М.А. обладает достаточным опытом и необходимой квалификацией. Выводы оценщика основаны на согласованном применении трех описанных выше методов, заключающих в себе различные и всесторонние подходы к определению искомых коэффициентов, итоговое суждение о величине коэффициента не является произвольным.

Утверждение представителей административного истца о том, что при расчете коэффициентов не проводился всесторонний анализ, не учитывались местоположение и градостроительная ценность земельных участков, подлежит отклонению, поскольку допустимых и достоверных доказательств, опровергающих выводы, изложенные в указанном отчете, суду не представлено.

Кроме того, формула, применяемая для расчета размера арендной платы, предусматривает использование не только оспариваемого коэффициента, но и величины кадастровой стоимости земельного участка. Соответственно, при оценке соблюдения принципа экономической обоснованности следует учитывать правовую природу кадастровой стоимости, а также установленные федеральным законодателем правила ее определения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» под кадастровой стоимостью объекта недвижимости понимается полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Пунктом 1.19 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226, предусмотрено, что определение кадастровой стоимости включает в себя, в частности, определение ценообразующих факторов объектов недвижимости, первичную группировку объектов недвижимости на основе сегментации объектов недвижимости, сбор сведений о значениях ценообразующих факторов, сбор рыночной информации, т.е. совокупность мероприятий, направленных на определение кадастровой стоимости объекта в экономически обоснованном размере. При этом определение кадастровой стоимости земельных участков в силу совокупности положений Методических указаний учитывает вид разрешенного использования земельного участка (пункты 1.2, 1.8, 1.10, 3.2, 6.8.2, 6.8.3 и т.д.).

Аналогичные принципы определения кадастровой стоимости установлены Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508.

Из приведенных выше положений следует, что кадастровая стоимость земельного участка является величиной, характеризующей его экономическую ценность и доходность. Использование для расчета арендной платы указанного показателя в совокупности с экономически обоснованным коэффициентом подтверждает соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении арендной платы за земельный участок.

Также одним из принципов определения размера арендной платы, закрепленным в постановлении Правительства РФ № 582, является принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться. (Принцип № 6).

Исходя из пункта 29 Методических указаний в целях применения Принципа № 6 положениями порядка определения размера арендной платы рекомендуется исключить возможность создания дискриминационных условий в отношении арендаторов земельных участков (в том числе в зависимости от организационно-правовой формы арендаторов) при определении размера арендной платы за земельные участки, предоставляемые по одним и тем же основаниям, принадлежащие одному публично-правовому образованию, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности.

Статьей 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления установлен запрет принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий, к которым статьей 4 этого же закона относятся условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Нормативный правовой акт Омского городского Совета в оспариваемой части не предусматривает одновременное действие различных методик определения регулируемой арендной платы за муниципальные земли, приводящее к установлению различного размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, в зависимости от времени предоставления участка. Соответственно оспариваемая норма не свидетельствует о создании дискриминационных условий и не нарушает принцип запрета необоснованных предпочтений.

Доводы стороны административного истца о том, что нарушение указанного принципа выражается в установлении ставки арендной платы, превышающей размер земельного налога, является несостоятельным.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом положение не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

В силу статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление гаражно-строительного кооператива «Восток-63» к Омскому городскому Совету о признании не действующим пункта 3 Приложения «Значение коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы» к решению Омского городского Совета от 10 апреля 2019 года № 138 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска и предоставленные в аренду без проведения торгов» оставить без удовлетворения.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Омского областного суда М.В. Ланцова

Мотивированное решение изготовлено <...>