НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Омского областного суда (Омская область) от 28.12.2021 № 77-1246(754

Председательствующий: Коробов И.Н. Дело № 77- 1246(754)/2021

Р Е Ш Е Н И Е

28 декабря 2021 года г. Омск

Судья Омского областного суда Филимонов Д.И., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе главы Почекуевского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области Сафонова И.Н. на решение судьи Большереченского районного суда Омской области от 20 октября 2021 года, которым постановлено:

«Жалобу <...> удовлетворить частично.

Постановление <...>Матуся В.Н. от 14.05.2021г. о наложении на <...> административного наказания по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ изменить.

Исключить из мотивировочной части постановления суждение о совершении <...> нарушения требований пожарной безопасности в виде не создания в д. <...> Омской области для целей пожаротушения в любое время года источников наружного противопожарного водоснабжения.

В соответствии со ст. 4.1 ч.3.2, 3.3 КоАП РФ, снизить администрации Почекуевского СП Большереченского МР Омской области административное наказание в виде административного штрафа до 75000 (семидесяти пяти тысяч) рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения»,

установил:

постановлением <...><...><...> от 30 сентября 2021 года <...> привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Как следует из постановления, в ходе проведенной плановой выездной проверки с 20 по 22 сентября 2021 года в отношении <...> были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности на территории Почекуевского СП Большереченского МР Омской области.

1) На территории Почечуевского сельского поселения Большереченского муниципального района в населенных пунктах: с. Почекуево, д. Казатово, д. Коршуново, д. Кошкуль, д. Яготово на земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов, принадлежащих Почекуевскому сельскому поселению, не производится уборка сухой травянистой растительности и покос травы за пределами земельных участков частных домовладений и иных объектов (вдоль автомобильных дорог, между автомобильными дорогами и объектами, за огородами домовладений и иных объектов, на пустырях, на открытых территориях между жилыми и нежилыми домами, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, на прилегающих в населённым пунктам территориях, и др.).

2) В населённых пунктах: с. Почекуево, д. Казатово, д. Коршуново, д. Кошкуль, д. Яготово (за исключением юго-восточной стороны д. Яготово) не были созданы до начала пожароопасного периода и не обновлялись противопожарные минерализованные полосы, шириной не менее 10 метров.

3) В населённых пунктах: с. Почекуево, д. Казатово, д. Коршуново, д. Кошкуль, д. Яготово не созданы для целей пожаротушения в любое время года источники наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (фактически: на территории населённых пунктов имеются водонапорные башни и высокочастотные глубинные насосы для бытовых нужд (не приспособленные для целей пожаротушения) и не обеспечивающие обслуживание всех объектов жилого и общественного назначения, расположенных в населенном пункте в радиусе 200 метров).

4) В населённом пункте д. Казатово, при наличии непосредственно примыкающего к населённому пункту естественного водоисточника (озера Казатово), к данному водоисточнику отсутствует подъезд с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием, размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

5) В населённых пунктах: с. Почекуево, д. Казатово, д. Коршуново, д. Кошкуль, д. Яготово не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, не организовано социально экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

6) В населённых пунктах: д. Казатово, д. Коршуново, д. Кошкуль, д. Яготово отсутствует система (средства) оповещения населения о пожаре.

7) В населённых пунктах: с. Почекуево, д. Казатово не организовано оснащение мест общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарём.

8-9) <...> не разработан и не утверждён паспорт населенного пункта д. Казатово и д. Кошкуль, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, с отражением достоверной информации, соответствующей фактической обстановке обеспечения пожарной безопасности на соответствующей территории.

Глава поселения Сафонов И.Н. обжаловал постановление в районный суд.

Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.

В жалобе <...>Сафонов И.Н. просит решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что акт проверки составлен с нарушением требований Федерального закона № 248-ФЗ. В случае неудовлетворения указанных требований просит решение изменить, дополнительно исключив из постановления должностного лица пункты 2-5,8,9, применить положения ст. 2.9 КоАП РФ. Ссылается на то, что в <...> Омской области не устанавливался пожароопасный период на 2021 год. Указывает, что в связи с малочисленностью населения в д. Казатово и д. Коршуново (5 и 32 человека соответственно) в этих населенных пунктах законодательство позволяет не предусматривать источники противопожарного водоснабжения. В остальных населенных пунктах поселения имеются в качестве источников пожарного водоснабжения 2 скважины, оборудованные пожарной полугайкой (д. Почекуево). В Почекуевском сельском поселении созданы условия для организации добровольной пожарной охраны и организовано социально экономическое стимулирование участия граждан в добровольной пожарной охране.

Заявитель, представитель органа административной юрисдикции в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании <...> глава Почекуевского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области Сафонов И.Н. поддержал доводы жалобы.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи.

В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Перечень первичных мер пожарной безопасности установлен ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту – Федеральный закон № 123-ФЗ).

В силу ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 (далее – Правила), правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.

Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Федерального закона № 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, требования к которым установлены ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ и СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности».

Согласно ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ, к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3)противопожарные резервуары.

Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом.

В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

Частью 5 статьи 68 Федерального закона № 123-ФЗ допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек.

Органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» (п. 75 Правил).

При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Пунктом 63 Правил установлено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.

Факт совершения <...> административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении; распоряжением органа государственного надзора о проведении плановой выездной проверки <...>; актом проверки органом государственного надзора органа местного самоуправления, фотоматериалами, оцененными с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Представленные доказательства являются допустимыми, достаточными для квалификации правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, опровергаются совокупностью указанных выше доказательств

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

<...> имела возможность для соблюдения норм, требований пожарной безопасности, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако администрацией не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.

Утверждение в жалобе о том, что на территории Большереченского муниципального района Омской области пожароопасный период в 2021 году не устанавливался, подлежит отклонению, поскольку с 27 апреля по <...> на территории Омской области был установлен особый противопожарный режим на основании постановления Правительства Омской области от 23 апреля 2021 года № 162-п.

Из материалов дела усматривается, что фактически плановая проверка в отношении юридического лица проводилась в период с 20 по 22 сентября 2021 года, что не оспаривалось законным представителем юридического лица, поэтому ссылки в жалобе на составление акта проверки 23 сентября 2021 года, не могут повлечь отмену постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалобы.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание <...> назначено ниже низшего предела административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, при этом судьей районного суда учитывались положения ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящей жалобы заявителем представлено мотивированное решение <...> от 15 ноября 2021 года № 97, вынесенное по жалобе заявителя на предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 23 сентября 2021 года № 80/1/1-9 (далее – предписание), выданное <...><...> по пожарному надзору.

Согласно резолютивной части указанного мотивированного решения, из формулировки пункта 3 предписания исключено наименование населенного пункта «д. Кошкуль», отменены пункты 4, 8 и 9 предписания, кроме того, в п. 6 предписания заменено словосочетание «отсутствует система (средства) оповещения» на словосочетание «не обеспечено оповещение».

Согласно ч. 5 ст. 68 вышеназванного Федерального закона от <...> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.

Поскольку из материалов дела следует, что в д. Казатово зарегистрировано 5 человек (л.д.29), а в соответствии с вышеуказанными положениями закона допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, то из мотивировочной части постановления подлежит исключению нарушение требований пожарной безопасности в виде не создания в д. Казатово для целей пожаротушения в любое время года источников наружного противопожарного водоснабжения.

Кроме того, согласно частям 2 и 3 ст. 62 указанного Федерального закона в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.

С учетом количества зарегистрированных в д. Казатово лиц, при наличии в данном населённом пункте непосредственно примыкающего к нему естественного водоисточника (озера Казатово), вменение юридическому лицу нарушения в виде отсутствия к данному водоисточнику подъезда с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием, размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, также является необоснованным, и подлежит исключению из объема вмененных нарушений.

В соответствии с п. 417 постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также перечень территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, и начало пожароопасного сезона ежегодно устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах.

В соответствии с п. 418 указанного постановления паспорт населенного пункта и паспорт территории оформляются в 3 экземплярах в течение 15 дней со дня принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также перечень территорий, подверженных угрозе лесных пожаров.

Приказом Министерства региональной безопасности Омской области от 26 марта 2021 года № 13-п (в редакции от 25 августа 2021 года) установлено, что населенные пункты д. Казатово и д. Кошкуль Большереченского района Омской области входят в перечень населенных пунктов подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.

Согласно доводам заявителя, на момент проведения должностным лицом проверки паспорта указанных населенных пунктов были разработаны и утверждены главой Почекуевского сельского поселения, однако администрация не было уведомлена о необходимости их предоставления инспектору, проводившему проверку.

При проверке жалобы <...> на предписание, вышестоящим должностным лицом установлено, что 14 сентября 2021 года паспорта населенных пунктов д. Казатово и д. Кошкуль Большереченского района разработаны и утверждены в соответствии с разделом XX Правил противопожарного режима в Российской Федерации, в связи с чем, нарушения в виде отсутствия разработанных и утвержденных паспортов указанных населенных пунктов с отражением достоверной информации, соответствующей фактической обстановке обеспечения пожарной безопасности на соответствующих территориях, также подлежат исключению и объема вменных юридическому лицу нарушений.

Оснований для освобождения <...> от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку допущенные нарушения требований пожарной безопасности могут повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей или причинение имущественного ущерба.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

жалобу <...>Сафонова И.Н. удовлетворить частично.

Постановление <...> района по пожарному надзору от 30 сентября 2021 года и решение судьи Большереченского районного суда Омской области от 20 октября 2021 года, вынесенные в отношении администрации Почекуевского СП Большереченского МР Омской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, изменить.

Исключить из названных актов указания на совершение <...> следующих нарушений: в населённом пункте д. Казатово, при наличии непосредственно примыкающего к населённому пункту естественного водоисточника (озера Казатово), к данному водоисточнику отсутствует подъезд с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием, размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; администрацией Почекуевского СП Большереченского МР Омской области не разработан и не утверждён паспорт населенного пункта д. Казатово и д. Кошкуль, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, с отражением достоверной информации, соответствующей фактической обстановке обеспечения пожарной безопасности на соответствующей территории. Исключить из указанных актов суждение о совершении администрацией нарушения требований пожарной безопасности в виде не создания в д. Казатово Большереченского района Омской области для целей пожаротушения в любое время года источников наружного противопожарного водоснабжения.

В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу <...>Сафонова И.Н. - без удовлетворения.

Судья Д.И. Филимонов