Председательствующий: Диких О.М. Дело № 77-174(137)/2019
Р Е Ш Е Н И Е
26 марта 2019 года г. Омск
Судья Омского областного суда Круглов В.В., при секретаре Бердовой А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе представителя ФИО1ФИО2 на решение судьи Октябрьского районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:
«Постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Омской области ФИО3, № <...> от <...>, согласно которому главный бухгалтер АО «Омскэлектро» ФИО1, признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, изменить в части назначенного наказания, назначив его в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей, в остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Омской области от <...>лавный бухгалтер АО «Омскэлектро» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Как следует из постановления, в ходе плановой выездной проверки деятельности АО «Омскэлектро» за период с 01 января 2017 года по 30 сентября 2018 года, проведенной Региональной энергетической комиссией Омской области, было установлено нарушение порядка ценообразования, выразившееся в отсутствии раздельного учета в части дифференциации расходов по статье затрат «Налог на прибыль» при осуществлении регулируемого вида деятельности в сфере электроэнергетики в 2017 году.
Таким образом, ФИО1, являясь главным бухгалтером АО «Омскэлектро», допустила нарушения установленного порядка ценообразования, нарушения требований п. 4 ст. 8 Федерального закона «О естественных монополиях», п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 43 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», постановления Правительства РФ от 22 сентября 2008 года № 707, п. п. 5, 6 «Основ ценообразования», пунктов 6. 7.2 Порядка ведения раздельного учета.
Не согласившись с указанным постановлением ФИО1 обжаловала его в районный суд.
Судьёй районного суда постановлено изложенное выше решение.
В жалобе представитель ФИО1ФИО2 просит решение отменить. Указывает, что ни в одном из нормативных правовых актов не содержится требование о ведении раздельного учета по налогу на прибыль именно в регистрах бухгалтерского учета. Выражает несогласие с выводом суда о том, что Таблица 1.3 не соответствует данным регистров бухгалтерского учета (счет 68.04), поскольку показатели раздельного учета, содержащиеся в таблице 1.3 совпадают с общей суммой налога, содержащейся в регистрах. Настаивает, что должностное лицо РЭК Омской области изначально не было лишено возможности проверить принцип формирования раздельного учета по налогу на прибыль. Ссылается, что ФИО1 не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку перечисленные в должностной инструкции функциональные обязанности главного бухгалтера не содержат конкретных обязанностей, нарушение которых вменяется ей в вину.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены постановленного решения.
В соответствии с пунктом 4 Приказа Минфина России от 06 октября 2008 года № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (ПБУ 1/2008)», учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Пунктом 6 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, предусмотрено, что субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов, в том числе при осуществлению вида деятельности в сфере электроэнергетики - реализация (сбыт) электрической энергии, с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации, а также с выделением расходов на обеспечение реализации (сбыта) в объемах потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей в рамках и сверх социальной нормы потребления, а также иными категориями потребителей (подпункт 5).
Нормами статьи 43 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», пунктами 5 и 6 Основ ценообразования также предусмотрено обязательное ведение раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 декабря 2011 года № 585 утвержден Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно - диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о доходах и расходах, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым видам деятельности.
Пунктом 3 Порядка установлено, что раздельный учет ведется по следующим видам деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее - субъекты естественных монополий):
3.1 передача электрической энергии (мощности) по единой национальной (общероссийской) электрической сети;
3.2 передача электрической энергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям;
3.3. технологическое присоединение к электрическим сетям;
3.4. оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, включая раздельный учет по следующим услугам: управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также обеспечение функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков; обеспечение надежности функционирования электроэнергетики путем организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций и услуг по формированию технологического резерва мощностей;
3.5. прочая деятельность.
Порядком определен перечень показателей, по которым должен вестись раздельный учет, принципы раздельного учета и формы отчетности, содержащие данные раздельного учета.
Как следует из пункта 14 Порядка, принципы раздельного учета показателей, применяемые субъектом естественных монополий, детализированный порядок раздельного учета, а также состав прямых и косвенных расходов субъекта естественных монополий закрепляются в учетной политике (в приложениях к учетной политике) субъекта естественных монополий либо в ином организационно-распорядительном документе.
Пунктом 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34н определено, что регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
В соответствии со ст. ст. 13, 14 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
В силу пункта 6 Порядка показатели раздельного учета должны соответствовать показателям, содержащимся в формах бухгалтерской и статистической отчетности.
Порядок отражения в бухгалтерском учете информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций установлен в ПБУ 18/02.
Положение предусматривает отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет, или суммы излишне уплаченного и (или) взысканного налога, причитающейся организации, либо суммы произведенного зачета по налогу в отчетном периоде, но и отражение в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения в бухгалтерском учете могут быть отражены не только суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет по данным бухгалтерского учета текущего периода, но и суммы, способные оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 20 ПБУ 18/02 сумма налога на прибыль, определяемая исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и отраженная в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка), является условным расходом (условным доходом) по налогу на прибыль.
Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль равняется величине, определяемой как произведение бухгалтерской прибыли, сформированной в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.
Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль учитывается в бухгалтерском учете на обособленном субсчете по учету условных расходов (условных доходов) по налогу на прибыль к счету по учету прибылей и убытков.
Для целей Положения текущим налогом на прибыль признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства (актива), увеличения или уменьшения отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода. При отсутствии постоянных разниц, вычитаемых временных разниц и налогооблагаемых временных разниц, которые влекут за собой возникновение постоянных налоговых обязательств (активов), отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, условный расход по налогу на прибыль будет равен текущему налогу на прибыль (п. 21 Положения).
Способ определения величины текущего налога на прибыль выбирается организацией самостоятельно из двух вариантов – на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете, либо на основе налоговой декларации по налогу на прибыль (п. 22 ПБУ 18/02). При этом величина текущего налога на прибыль должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.
Положением об учетной политики АО «Омскэлектро» для целей бухгалтерского учета, утвержденной приказом директора общества № <...> от <...> предусмотрено, что учет расчетов по налогу на прибыль ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утверждённым приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 года № 114н.
Согласно пункту 5.5. раздела 5 «Налог на прибыль» учетной политики АО «Омскэлектро», для целей бухгалтерского учета и налогового учета, утвержденной приказом директора Общества №301 от 30 декабря 2016 года для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение раздельного учета доходов и расходов предусмотрено только по следующим видам деятельности и хозяйственным операциям, в том числе: оказание услуг, выполнение работ, основного и вспомогательных производств; оказание услуг, выполнение работ, обслуживающими производствами и хозяйствами.
Таким образом, вышеуказанный раздел учетной политики АО «Омскэлектро» на 2017 год не предусматривает ведение раздельного учета статьи «Налог на прибыль» в разрезе регулируемых и нерегулируемых видов деятельности, в связи с чем отсутствует возможность определения сумм налога на прибыль, начисленных обществом дифференцированно по видам деятельности и достоверного отражения в регистре бухгалтерского учета.
Судом установлено, что по данным налоговой декларации по налогу на прибыль за 2017 год налоговая база составила – 220 896,5 тыс. руб. Сумма исчисленного налога составила – 22 090,00 тыс. руб.
Из представленной в рамках проведенной административным органом проверки таблицы № 1.3 Приложения № 1 к Порядку ведения раздельного учета следует, что обществом произведен расчет распределения суммы налога на прибыль по видам деятельности, а именно:
- передача по распределительным сетям - 19 730 тыс. руб.;
- технологическое присоединение - 0 руб.;
- прочие виды деятельности - 2 360,00 тыс. руб.
Согласно представленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности - отчету о финансовых результатах за январь» декабрь 2017 года, а также регистрам бухгалтерского учета (карточка и анализ счета 68.04) АО «Омскэлектро» начислен налог на прибыль в целом по Обществу в размере 22 090 тыс. руб. При этом в указанном регистре бухгалтерского учета не отражена дифференциация расходов по статье налог на прибыль по видам деятельности (счет 68.04 ведется без выделения субсчетов или номенклатурных групп).
Кроме того, в рабочем плане счетов бухгалтерского учета АО «Омскэлектро» на 2017 год в части отражения операций по счету 68.04 «Налог на прибыль» не выделены ни субсчета третьего порядка, ни номенклатурные группы.
Вопреки доводам жалобы, содержащиеся в таблице № 1.3 Приложения № 1 к Порядку ведения раздельного учета данные также не позволяют дать оценку достоверности размера налога на прибыль, отнесенного ФИО1 на регулируемый вид деятельности «Услуги по передаче электроэнергии».
Следовательно, оценить в соответствии требованиями п. п. 7 и 20 Основ ценообразования экономическую обоснованность расходов организаций по налогу на прибыль, на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов дела у РЭК Омской области отсутствовала.
Указанные обстоятельства и вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; должностной инструкцией главного бухгалтера АО «Омскэлектро»; справкой по корректировке затрат; приказом о приеме на работу ФИО1 на должность главного бухгалтера; трудовым договором; должностной инструкцией главного бухгалтера; анализом счета 36.04.2; оборотно-сальдовой ведомостью по счету 99.01; приказом № 301 «Об утверждении «Положения об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета на 2017 год» и иными документами, имеющимися в материалах дела.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях должностного лица - главного бухгалтера АО «Омскэлектро» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что ФИО1 не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку перечисленные в должностной инструкции функциональные обязанности главного бухгалтера не содержат конкретных обязанностей, нарушение которых вменяется ей в вину, не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неверном толковании норм права, содержащих критерии отнесения нарушителя к должностному лицу.
Согласно пункту 1.5 должностной инструкции в подчинении главного бухгалтера находятся все работники бухгалтерии. Главный бухгалтер осуществляет руководство деятельностью и контроль за результатами работы бухгалтерии. При этом, согласно разделу 5 инструкции, главный бухгалтер несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязанностей, предусмотренных данной инструкции, нарушение правил ведения бухгалтерского и налогового учета.
Из материалов дела следует, что главный бухгалтер АО «Омскэлектро» ФИО1, не приняла всех зависящих от нее мер для контроля, как руководитель, за правильностью порядка ценообразования в АО «Омскэлектро».
Доводы жалобы о том, что ни в одном из нормативных правовых актов не содержится требование о ведении раздельного учета по налогу на прибыль именно в регистрах бухгалтерского учета, также подлежат отклонению, как основанные на неверном толкования положений действующего законодательства.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» совокупность всех способов ведения бухгалтерского учета на предприятии отражается в ее учетной политике.
Пунктом 2 вышеуказанного Приказа Минфина России от 06 октября 2008 года № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)»), к способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
В соответствии с пунктом 6 названного Приказа учетная политика организации должна обеспечивать отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой).
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и пунктом 7 приказа №106н предусмотрено, что в случае отсутствия в нормативных правовых актах (в том числе федеральных стандартах) способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу предприятие при формировании учетной политики самостоятельно осуществляет разработку соответствующего способа исходя из требований, установленных федеральными и (или) отраслевыми стандартами, а также Международными стандартами финансовой отчётности.
Из данных положений законодательства следует, что ведение раздельного учета затрат по видам деятельности организации является способом ведения бухгалтерского учета, вновь разработанные способы ведения бухгалтерского отчета должны быть отражены в учетной политике в полном объеме.
С учетом того, что в формировании суммы налога на прибыль участвуют постоянные и временные разницы, постоянные налоговые обязательства (активы), отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства, оценить сумму расходов по налогу на прибыль, имеющую отношение к услугам по передаче электрической энергии из представленных обществом регистров бухгалтерского учета не представляется возможным.
Какие-либо иные организационно-распорядительные документы, закрепляющие порядок ведения раздельного учёта по регулируемым видам деятельности в 2017 году административному органу и суду обществом не представлены.
В целом доводы жалобы не опровергают выводы судьи и должностного лица, содержащиеся в оспариваемых актах, сводятся к переоценке исследованных доказательств и установленных обстоятельств.
Административное наказание главному бухгалтеру АО «Омскэлектро» ФИО1 назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено, установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения к административной ответственности соблюден.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
решение судьи Октябрьского районного суда г. Омска от <...> оставить без изменения, жалобу представителя ФИО1ФИО2 – без удовлетворения.
Судья В.В. Круглов