Председательствующий: Щеглаков Г.Г. Дело № 77-1352(812)/50(21)/2022
Р Е Ш Е Н И Е
25 января 2022 года г. Омск
Судья Омского областного суда Круглов В.В., при секретаре Даниловой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе защитника первого заместителя Мэра города Омска, директора департамента городского хозяйства Администрации города Омска Фомина Е.В. - Арцер О.В. на решение судьи Центрального районного суда города Омска от <...>, которым постановлено:
«Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Омской № <...> от <...> в отношении первого заместителя Мэра г. Омска, директора Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска Фомина Е. В. по ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу Фомина Е.В. – без удовлетворения»,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области от 08 сентября 2021 года первый заместитель Мэра города Омска, директор департамента городского хозяйства Администрации города Омска Фомин Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 0.
Как следует из постановления, в соответствии с Государственной программой Омской области, постановлением Правительства Омской области от 18.03.2020 №86-п «О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований Омской области из областного бюджета в 2020, 2021 годах в сфере формирования комфортной городской среды» между Министерством энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Администрацией города Омска заключено Соглашение от <...> о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету на сумму <...> рублей.
Согласно п. 6.1.1. Соглашения от 30.04.2020 уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с Министерством энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области, на который со стороны Администрации города Омска возлагаются функции по исполнению (координацию исполнения) Соглашения и представлению отчетности, является Департамент городского хозяйства Администрации города Омска.
В 2020 году на выполнение благоустройства общественных территорий Департаментом предоставлена субсидия бюджетному учреждению города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» (далее – БУ г. Омска «УДХБ»), которое осуществляло свою деятельность в соответствии с муниципальным заданием.
Согласно Приложению № <...> к Государственной программе Омской области «Адресный перечень общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в 2019 - 2021 годах» в 2020 году, подлежат благоустройству 8 общественных территорий: 1. Территория сквера «Молодоженов» в САО г. Омска; 2. <...> в ЦАО г. Омска (2-я очередь); 3. Особо охраняемая природная территория местного значения – природный рекреационный комплекс «Восточная роща» в ОАО г. Омска (2-я очередь); 4. <...> в ЦАО (2-я очередь); 5. Парк культуры и отдыха «Советский» в САО (2-я очередь); 6. Территория «Городской поляны» 1 микрорайона в КАО г. Омска; 7. Территория сквера «Юбилейный» в ЛАО г. Омска; 8. <...>, в том числе территория, прилегающая к зданию бюджетного учреждения культуры Омской области «Межрегиональное национальное культурно-спортивное объединение «Сибирь» (Дом дружбы)», расположенному по адресу: г. Омск, <...> ОАО.
Фактически в 2020 году БУ г. Омска «УДХБ» с привлечением средств субсидии произведены работы на 10 общественных территориях, в том числе 8 вышеуказанных общественных территорий и дополнительно благоустройство 2 общественных территорий на общую сумму 0, в том числе: 1. благоустройство общественной территории «Памятный знак воинских формирований в парке имени 30-летия Победы» в КАО на сумму 0 (в том числе средства федерального бюджета в сумме 0); 2. благоустройство парка культуры и отдыха «Зеленый остров» (вырубка деревьев) силами Учреждения на сумму 0, в том числе средства федерального бюджета в сумме 0.
Согласно постановлению Администрации города Омска от 30.12.2020 №808-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 05.10.2017 №1099-п» дополнения в Адресный перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2020 году, Муниципальной программы внесены лишь <...>, тогда как контракт заключен <...> (парк 30-летия Победы), работы выполнены в срок <...>; договор – <...> (парк культуры и отдыха «Зеленый остров») и оплата по двум объектам Департаментом произведена <...>.
Следовательно, на момент выполнения и оплаты дополнительных работ по благоустройству 2 общественных территорий (Парк 30-летия Победы, парк культуры и отдыха «Зеленый остров»), изменения (дополнения) в Муниципальной программе и Государственной программе Омской области отсутствовали.
Кроме того, в Государственной программе Омской области дополнения в Адресный перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2020 году, по состоянию на <...> отсутствуют.
В соответствии с паспортом благоустройства общественной территории «<...>», предоставленным Администрацией ЦАО Администрации г. Омска, адрес местонахождения: г. Омск, ЦАО, <...>; вид общественной территории: набережная; кадастровый номер земельного участка (земельных участков) общественной территории: № <...>. По схеме расположения общественной территории – <...> в паспорте благоустройства, в модуле «Формирование современной городской среды» государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, общественная территория располагается по левой стороне реки Омь, в границах улиц Бударина, Щербанева и Чехова.
Вместе с тем, в соответствии с контрактами от <...> № Ф.2020.000723, от <...> № Ф.2020.001938, договором от <...>№ <...>, справками о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), актами о приемке выполненных работ (форма КС-2) ООО СК «Лидер» выполнены работы по благоустройству и озеленению общественной территории <...> в ЦАО на общую сумму 0 (в том числе средства федерального бюджета в сумме 0), из них: - выполнение работ по благоустройству и озеленению общественной территории <...> моста до <...> (правая сторона реки Омь) на сумму 0 (в том числе средства федерального бюджета в сумме 0); выполнение работ по благоустройству и озеленению общественной территории <...> моста до <...> (левая сторона реки Омь) на сумму 0 (в том числе средства федерального бюджета в сумме 0).
В соответствии со схемой расположения общественной территории – <...> в паспорте благоустройства общественной территории «<...>», предоставленной Администрацией ЦАО Администрации <...>, общественная территория <...> моста до <...> и не входит в границы территории под кадастровыми номерами № <...>.
Следовательно, данная территория (<...> моста до <...>) не относится к общественной территории «<...>».
Также, в Приложении № <...> к Муниципальной программе «Адресный перечень общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в период с 2018 по 2024 годы» в ЦАО г. Омска планировалось выполнение работ по благоустройству общественной территории Набережная реки Омь (правая сторона) (п. 30) и <...> (п. 50), а в Приложении № <...> к Муниципальной программе «Адресный перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2018 - 2021 годах» в 2020 году благоустройство общественной территории Набережная реки Омь (правая сторона) отсутствует.
Таким образом, в нарушение требований пп. а п. 2, п. 4, пп. ж п. 9, пп. б п. 11 Правил № <...> (Приложения № <...>), Приложения № <...> к Государственной программе Омской области, Приложения № <...> к Муниципальной программе, ст. 309 Гражданского кодекса РФ, п. 2 Положения о порядке финансового обеспечения выполнения муниципального задания, утвержденного постановлением Администрации г. Омска от <...>№ <...>-п (Приложение № <...>), п. 2 разд. 2 Муниципального задания (с изменениями к нему от <...>№ <...>), п. 1.1. Соглашения № <...>, паспорта благоустройства общественной территории «<...>», п. 3.2 и п. 4.3.1 Соглашения № <...> Департаментом выданы средства субсидии в общей сумме 0, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 0, для оплаты работ по благоустройству общественных территорий, не включенных в адресный перечень территорий, подлежащих благоустройству в 2020 году в Муниципальном задании, Муниципальной и Государственной программах (парк им. 30-летия Победы и <...> моста до <...> (набережная реки Омь – правая сторона)), а также приняты и оплачены работы по благоустройству одного объекта (парк культуры и отдыха «Зеленый остров»), не включенного в адресный перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2020 году, в Муниципальной и Государственной программах, в сумме 0, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 0.
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением Фомин Е.В. в лице своего представителя Арцер О.В. обжаловал его в районный суд.
Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.
В настоящей жалобе защитник первого заместителя Мэра города Омска, директора департамента городского хозяйства Администрации города Омска Фомина Е.В. - Арцер О.В. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить. Не соглашается с выводом суда о невозможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ. Указывает, что допущенные нарушения не повлияли на итог выполнения работ по благоустройству общественных территорий, а также на освоение субсидии в предоставленном объеме. Отмечает, что были приняты меры по устранению вменяемого административного правонарушения. Ссылается, что судом не было учтено также, что в случае преждевременного внесения изменений в адресный перечень Администрацией города Омска могли быть нарушены обязательства по соглашению, выразившиеся в недостижении показателя результативности предоставления субсидии.
В отзыве на жалобу заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области Привалов А.Н. просит в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Согласно пп. «а» п. 2. (приложения №15) указанного Постановления Правительства субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях: софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий и мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий (далее - строительство объектов капитального строительства, объекты капитального строительства), а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства;
Согласно п. 4 приложения №15 к Постановлению Правительства РФ № 1710, субсидии из федерального бюджета предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
Из пункта б п. 11 приложения №15 к Постановлению Правительства РФ №1710 следует, что муниципальная программа должна предусматривать адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния общественной территории) и подлежащих благоустройству в указанный период. Физическое состояние общественной территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации общественной территории, проведенной в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2. Положения о порядке финансового обеспечения выполнения муниципального задания, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 26.05.2016 № 651-п муниципальное задание формируется структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим функции и полномочия учредителя муниципального учреждения, в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными уставами подведомственных муниципальных учреждений.
Согласно п. 2.1 Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета субъекта РФ местному бюджету от 30.04.2020 общий объем бюджетных ассигнований, в 2020 году составляет <...><...>.
Пунктом 3.2. указанного Соглашения предусмотрено, что субсидии предоставляются при выполнении следующих условий: наличие правового акта Муниципалитета об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ перечня мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, указанного в п.1.2 настоящего соглашения; наличие в бюджете городского округа г. Омска бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, в объеме, предусмотренном п.2.1. соглашения; выполнение иных условий п.21 раздела 10 подпрограммы; выполнение обязательств, предусмотренных соглашением.
В соответствии с п. 4.3.1 Соглашения муниципалитет обязуется обеспечивать выполнение условий представления субсидии, установленных п. 3.2. Соглашения.
Как следует из п. 6.1.1. Соглашения <...> уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с Министерством энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области, на который со стороны Администрации города Омска возлагаются функции по исполнению (координацию исполнения) Соглашения от <...> и представлению отчетности, является Департамент городского хозяйства Администрации города Омска.
Согласно распоряжению Администрации города Омска от 22.01.2018 №16-к Фомин Е.В. назначен первым заместителем Мэра города Омска, директором Департамента городского хозяйства Администрации города Омска.
Согласно пункту 21 Положения о Департаменте, утвержденного решением Омского городского Совета от 28.09.2011 № 443, всю полноту ответственность за результаты деятельности Департамента, своевременность и качество выполняемых задач и функций, возложенных на Департамент настоящим Положением, несет директор Департамента.
Вина Фомина Е.В. в совершении административного правонарушения, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении; приказом УФК по Омской области от 23.03.2021 № 20-кд «О назначении плановой выездной проверки Департамента городского хозяйства Администрации города Омска»; актом проверки; копиями справок о стоимости выполненных работ и другими материалами дела.
Из материалов дела следует, что к выводу о виновности Фомина Е.В. должностное лицо и судья районного суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения. Достоверность и допустимость перечисленных выше доказательств, а также доводы заявителя жалобы проверены, им дана надлежащая и мотивированная оценка по правилам, предусмотренным ст. 26.11 КоАП РФ, которую подвергать сомнению оснований не имеется.
Доводы жалобы о том, что правонарушение может быть признано малозначительным ввиду отсутствия негативных последствий и причиненного вреда общественным отношениям, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.15.3 КоАП РФ, заключается в нарушении условий предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета. Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения, которое является формальным по своему составу.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Характер совершенного правонарушения сопряжен с нарушением управленческой дисциплины, что, в конечном итоге, влечет негативные оценки результатов деятельности Администрации города и, как следствие, снижение авторитета власти.
При таком положении оснований для прекращения производства по настоящему делу ввиду малозначительности административного правонарушения не имеется.
Фактически жалоба не содержит каких-либо новых данных и обстоятельств, не учтенных при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судьей районного суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, в ходе производства по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Центрального районного суда города Омска от 08 декабря 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника первого заместителя Мэра города Омска, директора департамента городского хозяйства Администрации города Омска Фомина Е.В. - Арцер О.В. - без удовлетворения.
Судья В.В. Круглов