НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Омского областного суда (Омская область) от 20.06.2016 № 3А-30/16

Дело № 3а-30/16

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Ершовой Л.А.

при секретаре Батура Н.С.

с участием прокурора Даниловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июня 2016 г. в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области о признании недействующим в части решения Совета Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области от 25 июня 2013 г. № 254 «Об утверждении Генерального плана Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области»,

у с т а н о в и л:

решением Совета Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области от 25 июня 2013 г. № 254 утвержден Генеральный план Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области (том <...> л.д. <...>). Решение обнародовано 27 июня 2013 г. в соответствии со статьей 37 Устава Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области (том <...> л.д<...>).

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании данного решения в части, уточнив заявленные требования в ходе судебного разбирательства (том <...> л.д. <...>, том <...> л.д. <...>).

В обоснование требований (с учетом уточнения) административный истец указал, что названным нормативным правовым актом в границы Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области включены лесные участки земель лесного фонда:

-в границы населенного пункта районный поселок Крутинка - лесные участки Крутинского участкового лесничества в квартале 64 выделы 1, 2 часть, 3-6, 7 часть, 8-44, 45-52, 53 часть, 60,

-в границы населенного пункта районный поселок Крутинка - лесные участки Крутинского сельского участкового лесничества (урочище «бывший совхоз «Крутинский») в квартале 3 выделы 6 часть, 7 часть, 8 часть, 9-24, в квартале 4 выделы 12-15, 17 часть, 18 часть, 19-30, 33, в квартале 5 выделы 1 часть, 2-5, 6 часть, 7, 8, 10, 11 часть, 14, 16-19, в квартале 6 выдел 64 часть, в квартале 8 выделы 1-34, в квартале 10 выделы 1, 2, 5-26, 156, 178-180, в квартале 11 выделы 10, 12-14, 16 часть, 17, 74, в квартале 12 выделы 1-24, 99,

-в границы населенного пункта деревня Новгородцево - лесные участки Крутинского сельского участкового лесничества (урочище «Бывший совхоз «Оглухинский») в квартале 3 выделы 12 часть, 17 часть, 20, 23 часть, 24 часть, 45, 51 часть, 52, 53, 54 часть, 55, 56 часть, 57, 58.

Согласование проекта Генерального плана в части включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом не обеспечено, что является нарушением требований статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Ссылаясь на нарушение приведенных норм, а также положений Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации», Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», административный истец просил признать оспариваемое решение недействующим в части включения в границы Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области перечисленных земельных участков Крутинского сельского участкового лесничества и Крутинского участкового лесничества.

Одновременно заявил требование о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости и указании границ населенных пунктов Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района по границам соприкосновения с границами лесных участков Крутинского и Крутинского сельского участковых лесничеств.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования в уточненном виде поддержал.

Представители административного ответчика - Совета Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области ФИО2 и ФИО3 против удовлетворения требования возражали, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для согласования с Министерством регионального развития Российской Федерации и Рослесхозом проекта оспариваемого Генерального плана (письменный отзыв – том <...> л.д. <...>, том <...> л.д. <...>).

Представитель Главного управления лесного хозяйства Омской области ФИО4, представитель ООО НПЦ «Земельные ресурсы Сибири» ФИО5 требования административного истца поддержали (письменные отзывы – том <...> л.д. <...>).

Представитель Администрации Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области ФИО3 и Глава Администрации ФИО6 против удовлетворения заявленных требований возражали (письменный отзыв – том <...> л.д. <...>).

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» в лице Омского филиала в судебном заседании участия не принимал, в отзыве заявленные административным истцом требования поддержал (письменный отзыв – том <...> л.д. <...>).

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области ФИО7 просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддержал (том <...> л.д. <...>)

Представитель Управления Росреестра по Омской области ФИО8 в судебном заседании не участвовала, полагала требования подлежащими разрешению на усмотрение суда в зависимости от установленных юридически значимых обстоятельств (письменный отзыв – том <...> л.д. <...>).

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «ФКП Россрестра» по Омской области в судебном заседании участия не принимал.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, опросив специалистов, заслушав заключение прокурора Даниловой А.А., полагавшей требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения.

Муниципальное образование – Крутинское городское поселение Омской области имеет правовой статус городского поселения (статьи 1, 2 Устава Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области). Представительным органом местного самоуправления является Совет Крутинского городского поселения, к компетенции которого отнесено принятие предусмотренных настоящим Уставом решений, связанных с изменением границ городского поселения, а также с преобразованием городского поселения (статья 16, пункт 13 части 1 статьи 18 Устава).

В соответствии с положениями части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения является документом территориального планирования и содержит, в частности, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных, категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В силу статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Такой порядок утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» (далее - Порядок).

Согласно пункту 2.1 Порядка уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в Министерство регионального развития Российской Федерации в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1.2 Порядка срок для согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления в органы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - информационная система) и составляет 3 месяца в соответствии со статьями 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Результаты согласования проекта документа территориального планирования органами, указанными в пункте 2.1 настоящего Порядка, оформляются в виде заключения. Заключение содержит положения о согласии с представленным проектом документа территориального планирования или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений (далее - заключение).

По правилам пункта 2.2 Порядка Министерство регионального развития Российской Федерации в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - федеральные органы), о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе.

Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.

При поступлении в Министерство регионального развития Российской Федерации хотя бы от одного федерального органа заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования Министерство проводит согласительное совещание с представителями федеральных органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования (пункт 2.3 Порядка).

В случае если вопросы, содержащиеся в заключении о несогласии с проектом документа территориального планирования, не были урегулированы на согласительном совещании, Министерство регионального развития Российской Федерации готовит сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.

Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736).

Пунктом 4 указанного Постановления предусмотрено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 1 января 2015 г. согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).

Под лесным участком понимается земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 7, часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Оспариваемым Генеральным планом в границы Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области (населенные пункты районный поселок Крутинка и деревня Новгородцево) включены перечисленные административным истцом земельные участки Крутинского участкового лесничества, Крутинского сельского участкового лесничества.

Данное обстоятельство подтверждено заключением Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» от 21 марта 2016 г., основанным на результатах картографического наложения материалов лесоустройства на карту (схему) границ населенных пунктов, входящих в состав поселения (том <...> л.д.<...>).

В ходе судебного разбирательства специалистом указанного учреждения совместно со специалистом ООО НПЦ «Земельные ресурсы Сибири», являвшегося разработчиком проекта генерального плана, произведено совместное исследование по указанному вопросу. В результате перечень лесных участков, включенных в границы Крутинского городского поселения, уточнен (том <...> л.д.<...>), что, в свою очередь, и повлекло уточнение требований административного истца.

Право собственности Российской Федерации на спорные лесные участки подтверждено представленными свидетельствами о государственной регистрации права и выпиской из государственного лесного реестра (том <...> л.д. <...>, том <...> л.д. <...>).

Анализируя вышеназванные доказательства в совокупности, суд находит установленным факт включения лесных участков земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы населенных пунктов Крутинского городского поселения.

Министерство экономического развития Российской Федерации сообщило об отсутствии информации о поступлении в Минрегион России на согласование проекта генерального плана Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области (том <...> л.д. <...>).

Минстрой России проинформировал суд о непоступлении в период осуществления указанным министерством функций по согласованию проектов генеральных планов поселений (с 7 октября 2014 г. по 17 июня 2015 г.) обращений от муниципальных образований Омской области с просьбой о согласовании генеральных планов (том <...> л.д. <...>).

Возражая против удовлетворения иска, административный ответчик указал на то, что согласование проекта Генерального плана с Министерством регионального развития Российской Федерации и Рослесхозом не производилось, поскольку границы поселения сформированы при утверждении генеральных планов в 1995, 1996 годах. В указанный период Глава районной администрации, по мнению ответчика, обладал полномочиями по переводу лесных участков в нелесные в соответствии со статьей 22 Основ лесного законодательства от 6 марта 1993 г. В дальнейшем согласование границ населенных пунктов не осуществлялось, поскольку границы не изменялись, новые лесные участки в них не включались.

Данные доводы не могут быть признаны обоснованными.

Как следует из представленных материалов, 14 июля 1995 г. Глава администрации района принял постановление № 257 «О передаче земель государственного лесного фонда в ведение Крутинской поселковой администрации» в отношении земель государственного лесного фонда площадью 27 га (том <...> л.д<...>). 11 июля 1996 г. аналогичное постановление принято в отношении земельных участков, занятых лесом, площадью 60 га (том <...> л.д.<...>).

Из пояснительных записок к делам по предоставлению земельных участков Крутинской поселковой администрации из земель государственного лесного фонда для строительства зданий и сооружений рабочего поселка Крутинка Крутинского района Омской области следует, что данные проекты утверждены на уровне администрации района со ссылкой на положения статьи 22 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 г. о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы при расширении поселков для строительства жилья (том <...> л.д.<...>).

Между тем, статья 22 Основ лесного законодательства Российской Федерации (утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 6 марта 1993 года № 4613-1), Постановление Правительства Российской федерации от 23 октября 1993 г. № 1064 «О порядке перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом» (в редакции от 27 декабря 1994 г.) предусматривали следующий порядок:

- перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом государственной власти,

-в лесах первой группы многолесной зоны при расширении лесных поселков для строительства жилья перевод лесных земель в нелесные производится соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с государственными органами управления лесным хозяйством,

-перевод лесных земель в нелесные в лесах второй и третьей групп для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов Москвы и Санкт - Петербурга по представлению соответствующих комитетов по земельным ресурсам и землеустройству и государственных органов управления лесным хозяйством.

Приказом Рослесхоза от 29 марта 1994 г. № 69 во исполнение пункта 2 рассматриваемого Постановления было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.

Из системного анализа приведенных нормативных правовых актов следовало, что орган местного самоуправления при соблюдении процедуры согласования обладал правом перевести лесные участки в нелесные только в одном случае - при расширении лесных поселков для строительства жилья в лесах первой группы многолесной зоны.

Рабочий поселок Крутинка к лесным поселкам не относится и не относился, в связи с чем ссылки представителя административного ответчика на наличие полномочий органа местного самоуправления осуществить перевод лесных участков в нелесные не могут быть признаны состоятельными.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении в 1995, 1996 гг. установленной законодательством процедуры перевода лесных участков в нелесные.

Из материалов дела также усматривается, что при утверждении предшествующего Генерального плана 2007 г. органами местного самоуправления предпринимались попытки перевода земель лесного фонда в земли поселений, что подтверждается направленными в их адрес письмами ГУ Омской области Омское управление лесного хозяйства ОГУ «Омсклес» и Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области (том <...> л.д. <...>). Вместе с тем, каких-либо документов, свидетельствующих о соблюдении процедуры согласования в указанный период административным ответчиком также не представлено.

Доводы административного ответчика о том, что в границах лесных участков, включение которых в границы населенных пунктов оспаривает Рослесхоз, находятся земельные участки, принадлежащие на праве собственности гражданам, не изменяют существа спорного правоотношения.

Право собственности Российской Федерации на лесные участки, включенные в границы населенных пунктов Крутинского городского поселения, возникло в силу прямого указания в законе, в установленном порядке не оспорено, подтверждено представленными правоустанавливающими документами. С учетом приведенных выше норм включение указанных лесных участков в границы населенных пунктов в любом случае требовало согласования с Рослесхозом.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Несоблюдение установленной процедуры согласования перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства и недействующими.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что указанное требование административного истца подлежит удовлетворению.

Приводимый административным ответчиком довод о пропуске срока для оспаривания нормативного правового акта с учетом положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не может быть признан состоятельным.

В соответствии с абзацем 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку Генеральный план Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области фактически применялся, оспариваемое решение подлежит признанию недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.

Исходя из характера и существа спорного правоотношения, а также особенностей рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов, требование административного истца о внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости суд расценивает как составную часть доводов о необходимости восстановлении нарушенного права.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

признать недействующим со дня вступления настоящего решения в силу решение Совета Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области от 25 июня 2013 года № 254 «Об утверждении Генерального плана Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области» в части включения в границы Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области лесных участков земель лесного фонда:

-в границы населенного пункта районный поселок Крутинка - лесных участков Крутинского участкового лесничества в квартале 64 выделы 1, 2 часть, 3-6, 7 часть, 8-44, 45-52, 53 часть, 60,

-в границы населенного пункта районный поселок Крутинка - лесных участков Крутинского сельского участкового лесничества (урочище «бывший совхоз «Крутинский») в квартале 3 выделы 6 часть, 7 часть, 8 часть, 9-24, в квартале 4 выделы 12-15, 17 часть, 18 часть, 19-30, 33, в квартале 5 выделы 1 часть, 2-5, 6 часть, 7, 8, 10, 11 часть, 14, 16-19, в квартале 6 выдел 64 часть, в квартале 8 выделы 1-34, в квартале 10 выделы 1, 2, 5-26, 156, 178-180, в квартале 11 выделы 10, 12-14, 16 часть, 17, 74, в квартале 12 выделы 1-24, 99,

- в границы населенного пункта деревня Новгородцево лесных участков Крутинского сельского участкового лесничества (урочище «Бывший совхоз «Оглухинский») в квартале 3 выделы 12 часть, 17 часть, 20, 23 часть, 24 часть, 45, 51 часть, 52, 53, 54 часть, 55, 56 часть, 57, 58.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ершова Л.А.