НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Омского областного суда (Омская область) от 20.06.2011 № 3-18/11

                                                                                          Дело №3-18/2011 г.

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

         Омский областной суд в составе

председательствующего судьи              Ершовой Л.А.

при секретаре                                          Покричук О.Г.

с участием прокурора                           Сторчак О.А. 

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июня 2011 г. гражданское дело по заявлениям прокурора Омской области и Перменева А.А. о признании недействующими пункта 6, подпункта 5 пункта 8,  подпунктов 6,7 пункта 18, подпунктов 1,3 пункта 21  приложения «Порядок организации содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в 2011 году» к приказу Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 31 января 2011 г. № 8-п «Об организации содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в 2011 году» (в ред. приказа Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 31 мая 2011 г. № 27-п),

у с т а н о в и л:

приказом Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 31 января 2011 № 8-п утвержден «Порядок организациисодействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в 2011 году», который регламентирует организацию содействия самозанятости безработных граждан, взаимодействие бюджетных учреждений службы занятости населения Омской области с органами местного самоуправления Омской области, государственным учреждением Омской области «Омский региональный бизнес-инкубатор», безработными гражданами (том 1 л.д.148-194).

Данный приказ опубликован в газете «Омская правда» № 13 от 18 февраля 2011 г. (том 2 л.д.150-153).

Приказ Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 31 мая 2011 г. № 27-п «Об изменении и признании утратившими силу отдельных приказов Главного управления государственной службы занятости населения Омской области», которым внесены изменения в «Порядок организации содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в 2011 году», утвержденный приказом Главного управления от 31 января 2011 г. № 8-п, опубликован в газете «Омский вестник» № 23 от  03 июня 2011 г. (том 1 л.д.206-213).

В соответствии с пунктом 5 «Порядка организации содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в 2011 году» содействие самозанятости осуществляется в виде выплаты на открытие собственного дела в качестве субъекта малого предпринимательства и создание дополнительных постоянных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Пунктом 6 «Порядка организации содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в 2011 году» предусмотрено, что содействие самозанятости не оказывается безработным гражданам:

1)прекратившим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства либо учредителя (участника) коммерческой организации ранее одного года до дня обращения безработного гражданина в центр занятости с заявлением на предоставление выплаты;

2)состоящим в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети) с работниками:

- центра занятости;

- Главного управления;

3)в отношении которых возбуждено исполнительное производство.

В оспариваемом нормативном правовом акте, кроме того, закреплены производные от пункта 6 положения, в соответствии с которыми:

-содействие самозанятости осуществляется при наличии сведений от Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области об отсутствии в отношении безработного гражданина


возбужденного исполнительного производства (подпункт 5 пункта 8);

-основаниями для выдачи Главным управлением рекомендации о нецелесообразности предоставления выплаты безработному гражданину являются наличие близкого родства (родители, супруги, братья, сестры, дети) безработного гражданина с работниками центра занятости или Главного управления, наличие в отношении безработного гражданина возбужденного исполнительного производства (подпункты 6,7 пункта 18);

-Центр занятости отказывает безработному гражданину в предоставлении выплаты и заключении договора в случае выявления центром занятости факта прекращения безработным гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства либо учредителя (участника) коммерческой организации ранее одного года до дня обращения безработного гражданина в центр занятости с заявлением на предоставление выплаты, наличия близкого родства (родители, супруги, братья, сестры, дети) безработного гражданина с работниками центра занятости;  наличия в отношении безработного гражданина возбужденного исполнительного производства (подпункты 1,3 пункта 21).

Прокурор Омской области обратился в суд с  заявлением о признании недействующим пункта 6 «Порядка организации содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в 2011 году», утв. приказом Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 31 января 2011 г. № 8-п. В обоснование требований ссылался на то, что пунктом 6 «Порядка организации содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в 2011 году» установлен запрет на получение содействия самозанятости определенным категориям безработных граждан, что противоречит положениям п.2 ст.5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, «Правилам предоставления в 2011 г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1011.

По мнению прокурора, федеральным законодательством органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделены полномочиями по изданию нормативных правовых актов, устанавливающих ограничения категорий безработных граждан, которым предоставляются меры в поиске подходящей работы, в том числе по содействию самозанятости.

Полагал, что оспариваемые положения Порядка содержат дискриминацию, нарушают права неопределенного круга лиц, на которых рассчитано их действие.

Указал, что прокурором принесен протест на оспариваемый нормативный правовой акт, который Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области оставлен без удовлетворения  (том 2 л.д. 3-8).

В дополнении к заявлению прокурор Омской области просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 5 пункта 8, подпункты 6,7 пункта 18, подпункты 1,3 пункта 21  «Порядка организации содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в 2011 году», указывая, что оспариваемые пункты производны от пункта 6 и по приведенным выше основаниям противоречат нормативным правовым актам, обладающим высшей юридической силой  (том 2 л.д. 206-208).

Перменев А.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 6 «Порядка организации содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в 2011 году», указывая, что на основании норм оспариваемого пункта Порядка он лишен права участвовать в государственной программе содействия самозанятости безработных граждан, поскольку является … директора Бюджетного учреждения Омской области …

Полагал, что оспариваемые положения дискриминируют его права, противоречат положениям ст.ст.5, 12 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1,  «Административному регламенту предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 16 июня 2008 г. № 281-н (том 1 л.д. 10, 40).

Определением Омского областного суда от 07 июня 2011 г.  гражданские дела соединены в одно производство для совместного рассмотрения (том 2 л.д. 1-2).

В судебном заседании представитель прокуратуры Омской области Сторчак О.А. требования поддержала.

Перменев А.А. в судебном заседании не участвовал, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил. В предшествующих судебных заседаниях заявленные им требования поддержал.

Представители Главного управления государственной службы занятости населения Омской области Макейкин Н.А., Лубянов К.В. против удовлетворения заявленных требований возражали, пояснив, что процедура принятия нормативного правового акта соблюдена, оспариваемые заявителями положения каким-либо нормативным правовым актам, обладающим высшей юридической силой, не противоречат.

Ссылаясь на положения ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пояснили, что субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование порядка реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе, в части содействия самозанятости, и в силу указанных положений законаобязаны устанавливать не только критерии отбора, но иопределять конкретные категории граждан, имеющих право принимать участие в соответствующих мероприятиях.

Основывая соответствующие доводы на положениях Федеральных законов «Об исполнительном производстве», «О противодействии коррупции», утверждали, что оспариваемые пункты  Порядка направлены на обеспечение целевого использования бюджетных средств, противодействие коррупции, исключение случаев растраты; закрепленный законодательством запрет дискриминации одновременно не исключает правовую дифференциацию статуса отдельных категорий безработных граждан, что предполагает возможность установления соответствующих запретов и ограничений.  Оспариваемые положения Порядка, связанные с ограничением права отдельных категорий безработных граждан на участие в содействии самозанятости, объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели (том 2 л.д. 161-170, 235-241).

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Сторчак О.А., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению,  суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится трудовое законодательство.

По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Пунктом  1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 27 июля 2010 г.) предусмотрено, что законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в частности, на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду, обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости (п. 2 ст.5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Безработным гражданам гарантируются социальная поддержка, осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости (п.2 ст.12 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами (п.1 ст.13 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Согласно положениям пункта 1 статьи 7.1 названного Закона оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан относится к числу полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет средств, предусмотренных в виде субвенций из федерального бюджета.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 июня 2008 г. №281н утвержден «Административный регламент предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан», который  определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения при осуществлении ими полномочий по содействию самозанятости граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Кроме того, пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов Российской Федерации.  Для реализации указанных мероприятий Правительство Российской Федерации вправе осуществлять резервирование в составе федерального бюджета бюджетных ассигнований, используемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Одновременно пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1011 утверждены «Правила предоставления в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам  субъектов  Российской  Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»(в ред. Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1143).


Согласно подпункту «з» пункта 2 Правил субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, в том числе посодействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Пунктами 5, 6, 7 указанных Правил определено, что региональная программа должна отвечать следующим основным требованиям:

а)наличие обоснования необходимости реализации дополнительных мероприятий;

б)наличие установленных сроков и этапов реализации региональной программы;

в)наличие системы дополнительных мероприятий региональной программы;

г)наличие мероприятий по содействию занятости инвалидов;

д)наличие мероприятий по опережающему профессиональному обучению, включая мероприятия в сфере инновационной деятельности;

е)наличие мероприятий, предусматривающих участие градообразующих (системообразующих) предприятий и монопрофильных населенных пунктов, работники которых находятся под угрозой увольнения;

ж)наличие мероприятий по замещению иностранной рабочей силы российскими трудовыми ресурсами;

з)наличие мероприятий по перераспределению трудовых ресурсов в другие виды экономической деятельности, в которых создаются новые рабочие места;

и)наличие перечня организаций, в которых будет


реализовываться региональная программа, с указанием количества участников дополнительных мероприятий;

к)наличие сведений о размере средств, необходимых для реализации региональной программы, с обоснованием и расчетом по каждому дополнительному мероприятию;

л)наличие заключения антикризисной комиссии субъекта Российской Федерации о целесообразности участия предприятий в региональной программе.

В региональной программе устанавливаются механизм реализации дополнительных мероприятий и значения целевых показателей эффективности их реализации; субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации, принявшего в установленном порядке нормативные правовые акты, устанавливающие расходное обязательство субъекта Российской Федерации по реализации дополнительных мероприятий, и определившего уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости на основании соглашения, заключенного между указанной Службой и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 названного Постановления Правительства Российской Федерации высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовано представить до 15 января 2011 г. в Минздравсоцразвития России региональные программы, утвержденные в установленном порядке и предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации в 2011 году.

В соответствии с пунктом 1 «Положения о Главном управлении государственной службы занятости населения Омской области», утв.Указом Губернатора Омской области от 28 декабря 2006 г. № 177 (в редакции  от 09 ноября 2009 г.), Главное управление государственной службы занятости населения Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения. Главное управление в соответствии с возложенными на него задачами, в частности, обеспечивает оказание на территории Омской области в соответствии с законодательством о занятости населения государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, осуществляет разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения (пп.3,4  пункта 8 Положения), издает приказы и распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральным и областным законодательством (п.4 Положения).

Приказом Главного управления государственной службы


занятости населения Омской области от 28 января 2011 г. № 4-п утверждена ведомственная целевая программа «Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на 2011 год» (том 1 л.д.94-147).

Одним из основных мероприятий Программы является содействие самозанятости безработных.  

Пунктом 29 Программы определено, что содействие самозанятости осуществляется в виде выплаты на самозанятость.

 Из подпункта 9 пункта 18 Программы следует, что указанное  содействие будет организовано Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области и центрами занятости во взаимодействии с органами местного самоуправления Омской области, государственным учреждением Омской области «Омский региональный бизнес-инкубатор», региональной общественной организацией Омской


области «Ассоциация развития малого и среднего


предпринимательства», Управлением Федеральной службы судебных приставов по Омской области.

Во исполнение подпункта 9 пункта 18 ведомственной целевой программы «Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на 2011 год» и принят оспариваемый приказ.

Из содержания приведенных выше положений «Правил предоставления в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1011 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1143),  каких-либо ограничений в субсидировании дополнительных мероприятий, направленных на содействие самозанятости безработных граждан, в зависимости от  категории безработных граждан, не следует; одновременно не содержится требований к региональным программам вводить такого рода ограничения.

Проанализировав приведенные выше нормы права, суд приходит к выводу о том, что Главное управление государственной службы занятости населения Омской области как орган исполнительной власти Омской области, осуществляющий переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, вправе определять механизм реализации дополнительных мероприятий, направленных на оказание содействия самозанятости безработным  гражданам, но не ограничивать произвольно доступ тех или иных категорий указанных граждан к реализации их права на добровольный труд и свободный выбор занятости, поскольку введение таких норм при отсутствии их в федеральном законодательстве прямо противоречит положениям пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Приводимые представителями Главного управления государственной службы занятости населения Омской области доводы о том, что вводимые пунктом 6 и производными от него пунктами оспариваемого приказа запреты и ограничения являются объективно оправданными, обоснованными и преследуют конституционно значимые цели,  не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2 Трудового кодекса Российской Федерации исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности запрещение дискриминации в сфере труда, защита от безработицы и содействие в трудоустройстве, равенство прав и возможностей работников.

В силу положений ст.3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи,


национальности, языка, происхождения, имущественного,


семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (ч.2 ст.3 Трудового кодекса Российской Федерации).

Оспариваемый приказ содержит положения, позволяющие произвести оценку наличия у безработного гражданина склонности к организации собственной занятости, осуществлению предпринимательской деятельности, в том числе оценить эффективность его бизнес-плана, востребованность работ, услуг, которые он намерен оказывать, а также отказать в предоставлении выплаты на самозанятость в случае неэффективности бизнес-плана либо невостребованности планируемых заявителем работ (услуг). Такого рода положения  и являются разрешенным законодателем способом установления различий, исключений, предпочтений, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями.

Установленные в пункте 6 Порядка ограничения не связаны с деловыми качествами лица, зарегистрированного в качестве безработного, поэтому не могут расцениваться в качестве объективно оправданной дифференциации претендентов на  получение рассматриваемых выплат.

Данный вывод применим и в отношении лиц, предусмотренных  подпунктом 1 пункта 6 Порядка, поскольку сам факт прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства либо учредителя (участника) коммерческой организации ранее одного года до дня обращения безработного гражданина в центр занятости с заявлением на предоставление выплаты без оценки иных обстоятельств не свидетельствует ни об отсутствии у такого лица склонности к предпринимательской деятельности, ни о намеренном прекращении предпринимательской деятельности с целью получения рассматриваемых выплат.

Ссылки представителей заинтересованного лица на  предотвращение коррупции посредством установления запрета предоставлять выплаты безработным гражданам, состоящим в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети) с работниками  центра занятости, Главного управления, не могут быть признаны состоятельными.

В соответствии со ст.3    Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.  В силу ст. 7 указанного Федерального закона к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относится унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

При этом пунктом 13 ст.7 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности.

В нарушение приведенных норм положения подпункта 2 пункта 6 оспариваемого Порядка содержат ограничения для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и особо защищаемых государством.

Наличие возбужденного исполнительного производства в отношении лица, имеющего статус безработного, не изменяет правового положения такого лица, соответственно, не является препятствием для получения содействия самозанятости. Предположение о нецелевом использовании выплаты на самозанятость правового значения не имеет; кроме того, «Порядок организациисодействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в 2011 году»  содержит механизм осуществления контроля за содействием самозанятости (раздел 6), а также предусматривает порядок возвращения гражданином выплаты, использованной  не в соответствии с целевым назначением (пункты 68, 71, 73, 74,75).

Возражения представителей заинтересованного лица со ссылкой на положения ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не учитывают, что оспариваемым нормативным правовым актом регулируются иные правоотношения.

Доводы заинтересованного лица относительного мотивов обращения Перменева А.А. с требованием об оспаривании «Порядка организации содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в 2011 году» правового значения для разрешения спора не имеют.

В соответствии с ч.2 ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, в связи с чем пункт 6 «Порядка организации содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в 2011 году», утв.  приказом Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 31 января 2011 г. № 8-п  (в ред. приказа  Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 31 мая 2011 г. № 27-п), признает  недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Одновременно подлежат признанию недействующими подпункт 5 пункта 8, подпункты 6,7 пункта 18, подпункты 1,3 пункта 21, поскольку содержащиеся в них положения производны от пункта 6 и направлены на реализацию установленных в пункте 6 ограничений для получения содействия самозанятости безработными гражданами.

При определении момента, с которого следует признать недействующим нормативный правовой акт, суд исходит как из заявленных требований, так и из положений п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 13),  и учитывает, что до вынесения решения суда нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся.

 Исходя из  положений ч.3 ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сообщение о решении подлежит опубликованию в газете «Омский вестник» после вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.

Руководствуясь  ст.ст. 194-199, 251-253  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

признать пункт 6, подпункт 5 пункта 8, подпункты 6,7 пункта 18, подпункты 1,3 пункта 21  приложения «Порядок организации содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в 2011 году» к приказу Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 31 января 2011 г. № 8-п «Об организации содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в 2011 году»  (в ред. приказа Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 31 мая 2011 г. № 27-п) недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о решении подлежит опубликованию в газете «Омский вестник» после вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана кассационная жалоба, кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации  в 10-дневный срок.

Судья Омского областного суда                             Л.А. Ершова