НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Омского областного суда (Омская область) от 17.06.2022 № 3А-210/2022

3а-210/2022

55OS0000-01-2022-000075-75

Строка стат. отчета 3.011

Омский областной суд

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Кондратенко Е.В.

с участием прокурора Чердаковой Е.П.,

при ведении протокола помощником судьи Еськовой Ю.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июня 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Омскгоргаз» к Региональной энергетической комиссии Омской области об оспаривании приказа № 637/94 от 20 декабря 2021 «Об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый акционерным обществом «Омскгоргаз» населению для бытовых нужд, на 2022 год»,

установил:

приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 20 декабря 2021 года № 637/94 установлены и введены в действие с календарной разбивкой розничные цены на сжиженный газ, реализуемый акционерным обществом «Омскгоргаз» населению для бытовых нужд, на 2022 год.

Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 21 декабря 2021 года, номер опубликования 5501202112210079 (л.д. 89, 90).

Акционерное общество «Омскгоргаз» в лице генерального директора обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия приказа РЭК Омской области от 20 декабря 2021 года № 637/94, ссылаясь на его несоответствие Основным положениям формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 N 1021, Методическим указаниям по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденным приказом ФАС России от 7 августа 2019 года N 1072/19.

В обоснование требований административный истец указал, что установленный тариф не отвечает принципу экономической обоснованности. При принятии экономически обоснованных затрат Общества на регулируемый вид деятельности, регулирующим органом установлен суммарный объем выручки в значительно меньшем размере, то есть тариф установлен с убытком, и расходы, признанные регулирующим органом в качестве обоснованных, не покрываются заложенной валовой выручкой. Принятый тариф не позволяет в полной мере компенсировать затраты на себестоимость продукции, а также возместить затраты, понесенные в 2020 году и принятые регулирующим органом в качестве экономически обоснованных. Отмечают, что законодательство в сфере тарифного регулирования не содержит положений, позволяющих исключить принятые регулирующим органом экономически обоснованные затраты из необходимой валовой выручки отдельной ресурсоснабжающей организации по причине необходимости соблюдения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Считают, что должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, обусловленных установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного (л.д. 5-10).

Уточнив в последующем заявленные требования, административный истец указал, что в рамках тарифного регулирования регулирующим органом приняты экономически необоснованные величины плановых объемов поставки ресурса, а именно, при установлении тарифа не учтена в полном объеме недополученная Обществом выручка по реализации сжиженного газа за 2020 год. Кроме того, при утверждении тарифа на соответствующий период регулирования в расчет приняты завышенные объемы реализации сжиженного газа без учета статистики снижения объемов потребления названного ресурса (л.д. 233-234).

В судебном заседании представители АО «Омскгоргаз» Яковенко И.А., Жаворонкова О.А. заявленные требования поддержали в полном объеме, с учетом поданных уточнений. Доводы административного ответчика полагали необоснованными по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 128-132, 209-211, 220-221, 248-250).

Представители РЭК Омской области Яжемчук Л.В., Николаева С.А. заявленные требования не признали в полном объеме, ссылаясь на принятие приказа в пределах компетенции, с соблюдением установленного порядка и отсутствие нарушений при установлении оспариваемого тарифа. Представлены письменные отзывы (л.д. 103-104, 203-204, 216-217, 224-225, 235-238, 245-247).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, суд приходит к следующему.

Законодательство Российской Федерации в области газоснабжения состоит из Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 N 1021 (далее - Основные положения), и Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд,

утвержденных Приказом ФАС России от 07 августа 2019 N 1072/19.

Согласно статье 8 Закона о газоснабжении к полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения относится федеральный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения.

Государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункт "е"(1) пункта 4 и пункт 8 Основных положений).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 02 ноября 2011 г. N 212-п Региональная энергетическая комиссия Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области.

К полномочиям Региональной энергетической комиссии в области газоснабжения относится, в том числе, утверждение розничных цен на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств) (подпункт 1 пункта 11 указанного Положения).

Комиссия издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством (пункт 3 Положения).

Таким образом, оспариваемый приказ принят РЭК Омской области в пределах предоставленных полномочий и в предусмотренной форме, опубликование произведено в установленном порядке в соответствии с пунктом 3 указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области" и по этим основаниям не обжалуется.

Как установлено судом, акционерное общество «Омскгоргаз» является организацией, реализующей сжиженный углеводородный газ в баллонах и из групповых резервуарных установок на территории города Омска. Основными видами деятельности Общества являются: реализация сжиженного углеводородного газа физическим и юридическим лицам из групповых резервуарных установок и в баллонах для обеспечения коммунально – бытовых нужд, транспортировка природного газа конечным потребителям и технологическое присоединение абонентов к газораспределительным сетям.

5 мая 2021 года (ВХ-21/РЭК - 3970) в РЭК Омской области поступили заявление и материалы АО «Омскгоргаз» от 30 апреля 2021 года № 12/2702 с предложением об установлении розничных цен на сжиженный газ населению для бытовых нужд на 2022 год, и оформлено тарифное дело.

Приказом РЭК Омской области от 20 декабря 2021 года № 637/94 «Об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый акционерным обществом «Омскгоргаз» населению для бытовых нужд, на 2022 год» установлены и введены в действие с календарной разбивкой розничные цены на сжиженный газ, реализуемый акционерным обществом «Омскгоргаз» населению для бытовых нужд.

Кроме того, приняты финансовый результат работы предприятия за 2020 год – недополученный доход в размере 41 026, 50 тыс. рублей, на 2022 год размер экономически обоснованных расходов за оказание услуг по газоснабжению населения по категориям регулируемого вида деятельности – 819 463, 50 тыс. рублей и необходимая валовая выручка на 2022 год в размере 542 935, 90 тыс. рублей, в том числе на первое полугодие - 264 456, 40 тыс. рублей, на второе полугодие – 278 479, 50 тыс. рублей.

Согласно пункту 10 Основных положений регулирование розничных цен на газ осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

При этом в силу положений части 1 статьи 157. 1 Жилищного кодекса РФ, не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (часть 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса РФ).

Из положений пункта 11 Методических указаний следует, что, в случае возникновения у регулируемой организации недополученных доходов, обусловленных снижением объемов реализации сжиженного газа населению, связанных с применением розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, установленных в рамках предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, возмещение таких доходов осуществляется с учетом положений пункта 10 настоящих Методических указаний.

Так, в соответствии с пунктом 10 Методических указаний, в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с ростом цен на оплату газа поставщику, то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении цен (тарифов) начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, с учетом ограничения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (абзац 1).

Расчет, утверждение и применение предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации производится в порядке, установленном Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 года № 400.

Согласно пункту 10 Основ формирования индексов, применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации.

Пунктом 59 Основ формирования индексов регламентировано, что изменение (прирост) размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по всем муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации не может превышать индекс по субъекту Российской Федерации (абзац 1).

В случае выявления превышения фактического роста платы граждан за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации над индексом по субъекту Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений (абзац 4).

При этом Методические указания содержат корреспондирующую норму на необходимость соблюдения установленных пунктом 59 Основ формирования индексов ограничений.

Так, подпункт «б» пункта 23 Методических указаний в качестве основания для досрочного пересмотра установленных цен на сжиженный газ предусмотрено исполнение предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов.

Индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Омской области на 2022 год установлен распоряжением Правительства РФ от 30 октября 2021 года № 3073 – р по Омской области в размере 5, 3%.

При установлении тарифов в сфере газоснабжения РЭК Омской области руководствовалась именно указанными индексами.

Таким образом, с учетом приведенного правового регулирования, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое тарифное решение принято в полном соответствии с требованиями федерального законодательства, которым предусмотрен запрет на повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов, и установление розничных цен на сжиженный газ на уровне, превышающем индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не допустимо, что является гарантом исключения случаев резкого роста платы граждан за коммунальные услуги и механизмом для принятия сбалансированных решений в сфере регулирования тарифов ресурсоснабжающих организаций.

Вместе с тем, положения пункта 10 Методических указаний предусматривают возможность покрытия незапланированного экономически обоснованного убытка прошлых лет по согласованному с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации графику (абзац 2).

Как установлено судом и не отрицается стороной административного истца, АО «Омскгоргаз» с соответствующими заявлениями по согласованию указанного выше графика в РЭК Омской области не обращалось, в связи с чем, формирование оспариваемой необходимой валовой выручки в размере 542 935, 90 тыс. рублей обусловлено совокупностью таких факторов, как необходимость соблюдения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, так и непринятием предусмотренных мер самим административным истцом.

Также представители административного ответчика пояснили в судебном заседании, что во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Омской области Ушакова Д.В., РЭК Омской области был подготовлен и направлен в адрес Министерства энергетики и жилищно – коммунального комплекса Омской области проект постановления Правительства Омской области «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией газа населению и передачей электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам)».

В соответствии с положениями пункта 15 Методических указаний, в целях расчета розничных цен на период регулирования объемы реализации сжиженного газа населению принимаются на уровне прогнозных на период регулирования, прогноза газопотребления с учетом фактической динамики реализации газа населению по категориям, в соответствии с пунктом 12 настоящих Методических указаний, за последние три года, а также с учетом проводимых работ по газификации субъекта Российской Федерации.

При установлении розничных цен на сжиженный углеводородный газ, реализуемый АО «Омскгоргаз» на 2022 год, Общество направило плановый объём реализации газа в размере 13 973, 03 тонн, и предложение предприятия отражено в таблицах «Объёмы потребления газа населением по АО «Омскгоргаз» и «Баланс потребления сжиженного газа населением (тонн) АО «Омскгоргаз» (том 1 тарифного дела стр. 14-15).

В пояснительной записке к расчету цен реализации сжиженного газа населению на 2022 год (том 1 тарифного дела стр. 1) в части «Расчет планируемых расходов на 2022 год» (стр.3) АО «Омскгоргаз» указывает, что при расчете цен на 2022 год ожидаемые объёмы реализации сжиженного газа для жителей определены в соответствии с пунктом 15 Методических указаний с учётом фактической динамики реализации газа населению по категориям за последние три года (абзац 3 стр. 3 пояснительной записки).

Регулятор установил плановый объем реализации сжиженного газа населению АО «Омскгоргаз» в размере 14 214, 33 тонн.

Регулируемая организация не согласна с решением РЭК Омской области, ссылаясь на то, что при расчете планового объема реализации сжиженного газа регулятор не учитывает динамику ежегодного снижения объемов потребления ввиду установления приборов учёта и естественной убыли населения.

Вместе с тем, суд полагает, что действия регулятора законны и обоснованы, и принятый РЭК Омской области на основании динамики реализации населению сжиженного газа за последние три года прогнозный объем реализации сжиженного газа населению соответствует положениям пункта 15 Методических указаний.

Утверждение АО «Омскгоргаз» о том, что РЭК Омкой области принимает в расчет заведомо недостоверные данные, ошибочно. Данных о количестве вновь установленных приборов учета у потребителей организацией не приведено, как и не приведено расчетов, подтверждающих влияние названных факторов на снижение объемов потребления.

При этом судом достоверно установлено, что планируемые объемы реализации газа принимались РЭК Омской области на 2022 год исходя из фактической динамики реализации газа населению по категориям за 2018, 2019 и 2020 годы, подтвержденных данными бухгалтерского учёта за указанные периоды. Объем реализации газа по категориям «реализация сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок» и «реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя» приняты регулятором с учётом средней динамики снижения реализации за 2018 – 2020 годы, плановые объемы реализации газа по категории «реализация сжиженного газа в баллонах с места промежуточного хранения (склада)» приняты по предложению АО «Омскгоргаз», так как при анализе фактических объемов реализации сжиженного газа (СУГ) АО «Омскгоргаз» невозможно проследить динамику.

В ходе судебного разбирательства сторона административного ответчика пояснила, что по итогам анализа фактической деятельности АО «Омскгоргаз» за 2018, 2019 и 2020 год установлено снижение реализуемых объемов газа по причине перевода потребителей на природный газ и расторжения договора аренды на установки РУСУГ, и объемы газа к приобретению принимались РЭК Омской области на 2022 год исходя из плановых объемов реализации с учетом расхода газа на собственные нужды и технологические потери. Принятые к расчету объемы потребления сжиженного газа населением на 2022 год приведены в приложении № 10 экспертного заключения по рассмотрению дела № 03-09/44 «Об установлении предельных уровней розничных цен на сжиженный газ, реализуемый АО «Омскгоргаз» населению для бытовых нужд, 2022 год».

Так, для формирования розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд на 2022 год, регулятором приняты следующие объемы реализации с календарной разбивкой:

из категории «из групповых газовых резервуарных установок» с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря по 6 938, 82 тонны, итого за год - 13 877, 64 тонны,

из категории «в баллонах с доставкой до потребителя» - с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря по 161, 37 тонн, итого за год - 322, 74 тонны,

из категории «в баллонах с места промежуточного хранения (склада)» - с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря по 6, 975 тонн, итого за год - 13, 95 тонны.

Согласно пункту 15 Методических указаний, при формировании прогнозного объема реализации газа учёту необходимо учитывать только работы, проводимые в рамках программы газификации. На момент утверждения розничных цен на сжиженный газ, реализуемый АО «Омскгоргаз» населению для бытовых нужд, на 2022 год, программа газификации Омской области не содержала мероприятий по переводу жилых домов на природный газ, в связи с чем, заявленные предприятием темпы снижения объема реализации не обоснованы.

В Особом мнении по результатам рассмотрения проекта тарифного решения по установлению розничных цен на сжиженный газ, реализуемый АО «Омскгоргаз» населению для бытовых нужд на 2022 год, направленном письмом от 17 декабря 2021 года № 12/8484, регулируемая организация, в том числе, приводит статистику ежегодного снижения объема реализации сжиженного газа населению, где среди прочего отражены данные за 2021 год (2021/2020 – 11, 2%), тогда как на момент утверждения указанных розничных цен на 2022 год, принимая во внимание, что заседание правления РЭК Омской области состоялось 20 декабря 2021 года, данные за 2021 год, как верно отмечено стороной административного ответчика, не могли быть сформированы в полном объеме, как и не могли быть предоставлены документы в РЭК Омской области, подтверждающие объем реализации газа населению в 2021 году.

Кроме того, административный истец считает, что при утверждении результата деятельности Общества за 2020 год регулятором нарушен принцип пунктов 10 и 11 Методических указаний, то есть не учтен размер недополученной выручки в размере 66 458, 3 тыс. рублей, установленной РЭК Омской области при утверждении тарифа на 2020 год. При этом, вопреки утверждениям регулятора, указанная сумма не могла быть отражена в бухгалтерском учете Общества, поскольку заведомо была утверждена регулирующим органом значительно выше заявленной организацией, у которой, в свою очередь, не было объективной возможности данную выручку обеспечить, что при планировании на 2020 год было доведено до сведения регулятора.

Учитывая результаты рассмотрения дела об установлении розничных цен на сжиженный газ реализуемый населению для бытовых нужд, на 2022 год по заявлению АО «Омскгоргаз», открытого на основании заявления и представленных материалов, правлением РЭК Омской области был принят финансовый результат работы предприятия за 2020 год - недополученный доход в размере 41 026, 50 тыс. рублей.

Проанализировав решение РЭК Омской области в названной части, суд соглашается с ним в силу следующего.

Согласно положений пункта 15 Методических указаний, в расчет розничных цен принимается прогнозный объем реализации газа, и, как следствие, он будет отличаться от фактически сложившегося и, соответственно, принимаемая исходя из данных объемов выручка тоже является плановой.

Расчет розничных цен предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с производством, приобретением, транспортировкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа (подпункт «а» пункта 3 Методических указаний).

Как пояснили в ходе судебного заседания представители РЭК Омской области, именно вышеназванным принципом руководствовался регулятор при подведении итогов деятельности АО «Омскгоргаз» за прошедший период регулирования.

На основании данных бухгалтерского учёта за 2020 год экономически обоснованные расходы АО «Омскгоргаз» за 2020 год составили 557 890, 5 тыс. рублей, размер полученной Обществом выручки – 516 863, 3 тыс. рублей, следовательно, недополученные доходы или финансовый результат организации за 2020 год составил 41 026, 5 тыс. рублей (557 890, 5 – 516 863, 3). Подробно общие расходы АО «Омскгоргаз» по виду деятельности – реализация сжиженного газа населению за 2020 год приведены в приложении № 12 к экспертному заключению РЭК Омской области по рассмотрению тарифного дела № 03-09/44 об установлении предельных уровней цен на сжиженный газ, реализуемый АО «Омскгоргаз» на 2022 год.

Так, согласно приложению № 12 к экспертному заключению РЭК Омской области, при формировании тарифов на 2020 год приняты экономически обоснованные расходы в сумме 655 762, 9 тыс. рублей, тарифная выручка (необходимая валовая выручка) – 583 322, 3 тыс. рублей и объем реализации газа за год – 17 038, 20 тонн.

Фактические показатели за 2020 год составили экономически обоснованные расходы - 557 890, 5 тыс. рублей, тарифную выручку (необходимую валовую выручку) – 516 864, 0 тыс. рублей и объем реализации газа за год – 15 094, 07 тонн.

Таким образом, с учётом установленного положениями пункта 3 Методических указаний порядка расчета розничных цен на газ, произведенный расчет регулирующего органа верен, и фактические расходы административного истца за 2020 год меньше учтенной регулятором тарифной выручки на 25 431, 8 тыс. рублей (583 322, 3 тыс. рублей – 557 890, 5 тыс. рублей).

В свою очередь, заявленная АО «Омскгоргаз» недополученная выручка в размере 66, 458, 3 тыс. рублей является расчетной, не подтверждается данными бухгалтерского учета, и не направлена на покрытие экономически обоснованных расходов, связанных с реализацией газа населению.

Расчет Обществом фактического размера недополученной им выручки, как разность между суммой необходимой валовой выручки, принятой при формировании тарифов на 2020 год и суммой необходимой валовой выручки, составившей фактические показатели за 2020 год, является ошибочным, противоречащим приведенному выше пункту Методических указаний, из содержания которого следует, что должны учитываться фактические показатели экономически обоснованных расходов.

При этом АО «Омскгоргаз» розничные цены, утвержденные на 2020 год, не оспаривались, как и принятый объем реализации газа населению, в связи с чем, довод о принятии РЭК Омской области завышенных объемов реализации газа населению на 2020 год не обоснован.

На основании оспариваемого приказа розничные цены на сжиженный газ, реализуемый акционерным обществом «Омскгоргаз» населению для бытовых нужд, на 2022 год приняты в полном соответствии с требованиями федерального законодательства и с соблюдением установленного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Омской области на 2022 год. Формирование же иного размера необходимой валовой выручки для АО «Омскгоргаз» неизбежно повлечёт превышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов, что недопустимо.

Законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрена возможность установления льготных тарифов, являющихся механизмом соблюдения ограничений платы граждан в случае влияния экономически обоснованного тарифа на превышение установленных индексов. Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" возможность установления льготного тарифа не предусмотрена.

Вместе с тем, в настоящее время Правительством Омской области подготовлен и направлен в адрес Министерства энергетики и жилищно – коммунального комплекса Омской области проект постановления «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией газа населению и передачей электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам)».

С учетом изложенных обстоятельств и учитывая предусмотренные действующим федеральным законодательством ограничения роста розничных цен на сжиженный газ предельными индексами размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, и рассматриваемый приказ является законным и обоснованным, принят регулятором в пределах предоставленных законом полномочий, в предусмотренных законом порядке и форме, надлежащим образом опубликован. Положения оспариваемого административным истцом приказа не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с положениями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Акционерного общества «Омскгоргаз» к Региональной энергетической комиссии Омской области об оспаривании приказа № 637/94 от 20 декабря 2021 «Об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый акционерным обществом «Омскгоргаз» населению для бытовых нужд, на 2022 год» оставить без удовлетворения.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Омского областного суда Е.В. Кондратенко

Мотивированное решение изготовлено 1 июля 2022 года.