НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Омского областного суда (Омская область) от 17.06.2021 № 3А-121/2021

Дело № <...>а-121/2021

55OS0№ <...>-87

Строка стат. отчета 3.011

О. областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

О. областной суд в составе

председательствующего судьи Ланцовой М.В.

при секретаре Курдюмовой К.В.

с участием прокурора Бородич А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании <...> в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению кооператива по строительству и эксплуатации капитальных гаражей для транспортных средств индивидуальных владельцев «Восток-61» к П. О. области о признании не действующим пункта 3 Приложения «Значение коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы» к Порядку определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности О. области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденному постановлением П. О. области от <...>№ <...>-п «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности О. области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, и внесении изменений в постановление П. О. области от <...>№ <...>-п»,

у с т а н о в и л:

постановлением П. О. области от <...>№ <...>-п утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности О. области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов (далее - Порядок), и внесены изменения в постановление П. О. области от <...>№ <...>-п. (т. 1 л.д. 143-154)

Кооператив по строительству и эксплуатации капитальных гаражей для транспортных средств индивидуальных владельцев «Восток-61» (далее - ГСК «Восток-61») на основании договора аренды земельного участка № <...> (зарегистрирован <...>), заключенного с Департаментом недвижимости Администрации <...>, является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, адрес (местоположение) установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир 2-этажное кирпичное здание, почтовый адрес ориентира: <...>. Целевое назначение аренды земельного участка – для общественно-деловых целей под строительство боксовых гаражей. (т. 1 л.д. 21-23, 68-71)

С <...> расчет арендной платы за земельные участки осуществляется в соответствии с постановлением П. О. области от <...>№ <...>-п; пункт 3 Порядка предусматривает, что расчет размера арендной платы за использование земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 9 настоящего Порядка, осуществляется на основании кадастровой стоимости земельного участка по формуле:

Ап = Кс x Кф, где: Ап - размер годовой арендной платы; Кс - кадастровая стоимость земельного участка; Кф - экономически обоснованный коэффициент.

Значение Кф определяется в соответствии с приложением к настоящему Порядку.

Пунктом 3 Приложения «Значение коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы» к Порядку установлен коэффициент в размере 2,5 %, применяемый для расчета размера арендной платы в отношении земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок, в том числе:

- размещения отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан, с возможностью размещения автомобильных моек (2.7.1);

- размещения постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1 (4.9).

Департаментом имущественных отношений Администрации <...> в адрес ГСК «Восток-61» направлено уведомление № <...> от <...> об изменении размера арендной платы в связи с утверждением органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории О. области (Приказ Министерства имущественных отношений О. области от <...>№ <...>-п), расчет которой произведен с применением указанного Порядка. (т. 1 л.д. 24)

ГСК «Восток-61» обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании пункта 3 Приложения «Значение коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы» к Порядку.

В обоснование заявленных требований административный истец, ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от <...>№ <...> «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», Приказ Минэкономразвития России от <...>№ <...> «Об утверждении Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <...>№ <...>», указал, что спорный коэффициент определен без учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога (принцип № <...>), а также методических рекомендаций по применению основных принципов. Поскольку решением О. городского Совета от <...>№ <...> «О земельном налоге на территории <...>» налоговая ставка в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, занятых индивидуальными гаражами граждан и образованными гражданами потребительскими гаражными кооперативами, установлена в размере 0,3 процента, размер коэффициента арендной платы не должен превышать указанное значение.

Кроме того, нарушен установленный указанным постановлением Правительства Российской Федерации принцип экономической обоснованности (принцип № <...>); при определении спорного коэффициента в отчете № <...> от <...>, выполненном обществом с ограниченной ответственностью «ОМЭКС» (далее также - ООО «ОМЭКС»), не проведен анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на доходность земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности, отсутствует многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Установление ставки арендной платы, превышающей размер земельного налога, также свидетельствует о нарушении принципа запрета необоснованных предпочтений (принцип № <...>). (т. 1 л.д. 5-15)

В судебном заседании представитель административного истца Дмитренко А.В. поддержали заявленные требования по указанным в административном иске и дополнениях к нему основаниям, а также представленные в материалы дела дополнительные доводы и возражения. (т. 1 л.д. 5-15, т. 2 л.д. 151-153, 154-156, т. 3 л.д. 11, 12-15, 33-35, 63-65, 67-70).

Представитель П. О. области Сенокосова Е.К. возражала против заявленных административных исковых требований по изложенным в письменных возражениях основаниям. Указала, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят административным ответчиком в пределах своей компетенции с соблюдением процедуры его принятия и опубликования. Оснований для признания его не действующим не имеется. (возражения на иск - т. 1 л.д. 127-136, 165-166, т. 3 л.д. 23-25, 59-62).

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений О. области Степанова Т.А. также возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменных отзывах и возражениях, представленных в материалы дела. (отзыв - т. 1 л.д. 167-171, т. 2 л.д. 215-217).

Представитель заинтересованного лица Администрации <...>Окишев К.В. полагал административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, пояснил, что гаражная деятельность не относиться к социально значимому виду деятельности; налоговая ставка 0,3% не является налоговой льготой. (отзыв - т. 2 л.д. 188-191).

Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Администрации <...>Ермолаева Е.В. считала необходимым в требованиях отказать. (отзыв - т. 2 л.д. 192-198).

Руководитель (директор) заинтересованного лица ООО «ОМЭКС» Репин М.А., представительРепина Л.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований. (письменные пояснения - т. 3 л.д. 26-31, 40-45, 55-58, 97-98).

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Бородич А.С., полагавшей, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права административного истца в части установления значения коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок. (т. 1 л.д. 21-23, 24)

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от <...> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в пункте 5 статьи 7 Закона О. области от <...>№ <...>-ОЗ «Об управлении собственностью О. области».

Статьей 4 Закона О. области от <...>№ <...>-ОЗ «О регулировании земельных отношений в О. области» к полномочиям П. О. области отнесено утверждение порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности О. области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии со статьей 17 Закона О. области от <...>№ <...>-ОЗ «О П. О. области» нормативные правовые акты П. О. области издаются в форме постановлений П. О. области и подписываются Председателем П. О. области или лицом, его замещающим.

В целях реализации вышеназванного полномочия П. О. области <...> принято постановление № <...>-п; текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) <...>. (т. 1 л.д. 143-154, 164)

В настоящее время указанное постановление действует в редакции постановления П. О. области от <...>№ <...>-п.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят П. О. области в пределах предоставленных законом полномочий и опубликован в установленном порядке, что административным истцом не оспаривается.

Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от <...>№ <...> «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

К основным принципам определения арендной платы отнесен, в том числе, принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога (принцип № <...>).

Приказом Минэкономразвития России от <...>№ <...> утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <...>№ <...> (далее – также Методические рекомендации).

Согласно пунктам 24 – 28 указанных Методических рекомендаций в целях применения Принципа № <...> целесообразно исходить из необходимости учета интересов лиц, осуществляющих деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также лиц, освобожденных от уплаты земельного налога в соответствии с положениями статей 388, 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

При применении Принципа № <...> рекомендуется исходить из возможности отнесения видов деятельности к социально значимым в случае, если осуществляемая деятельность, например:

направлена на реализацию социально значимой функции;

относится к деятельности, в отношении которой предусмотрены налоговые льготы;

имеет в соответствии с государственными программами соответствующую поддержку.

При реализации Принципа № <...> рекомендуется в том числе исходить из целей, обусловленных приоритетами социально-экономического развития субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В порядке определения размера арендной платы рекомендуется предусматривать, что при установлении размера арендной платы за земельные участки, предоставляемые лицам, осуществляющим социально значимую деятельность, размер арендной платы устанавливается в пределах размера земельного налога, исчисляемого в отношении таких земельных участков.

В порядок определения размера арендной платы рекомендуется включать положения, в соответствии с которыми при установлении размера арендной платы за земельные участки, предоставляемые лицам, освобожденным от уплаты земельного налога в соответствии с положениями статей 388, 389 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривается льготная ставка арендной платы, в соответствии с которой рассчитывается размер арендной платы за такие земельные участки, который может быть меньше размера земельного налога, исчисляемого в отношении соответствующего земельного участка.

В соответствии с решением О. городского Совета от <...>№ <...> «О земельном налоге на территории <...>» налоговая ставка земельного налога установлена в размере 0,3 процента, в том числе, в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, занятых индивидуальными гаражами граждан и образованными гражданами потребительскими гаражными кооперативами; 0,75 процента в отношении земельных участков, занятых парками, городскими лесами, садами и скверами; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. (пункт 2 решения).

Полагая, что поскольку в отношении земельных участков, занятых индивидуальными гаражами граждан и образованными гражданами потребительскими гаражными кооперативами, решением представительного органа местного самоуправления предусмотрена льготная налоговая ставка (0,3 процента в сравнении с общей ставкой 1,5 процента), административный истец считал, что указанная деятельность в силу Методических рекомендаций относится к деятельности, в отношении которой предусмотрены налоговые льготы, и должна квалифицироваться как социально значимая деятельность. В свою очередь указанное обстоятельство влечет за собой установление размера арендной платы в пределах размера земельного налога, исчисляемого в отношении таких земельных участков, т.е. коэффициент, применяемый для расчета размера арендной платы не должен превышать 0,3 процента, вместо утвержденного 2,5 процента.

Указанные доводы административного истца судом отклоняются по следующим основаниям.

Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно пункту 1 статьи 17 НК РФ налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения.

В силу пункта 1 статьи 52 НК РФ налоговая ставка, на которую ссылается административный истец применительно к решению О. городского Совета от <...>№ <...> «О земельном налоге на территории <...>» (0,3 процента), представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые льготы по земельному налогу установлены пунктом 4 решения О. городского Совета от <...>№ <...> «О земельном налоге на территории <...>», и предусматривают случаи полного, частичного освобождения от уплаты земельного налога, а также случаи уменьшения налоговой базы.

С учетом изложенного, ставка земельного налога 0,3 процента является установленной налоговой ставкой, а не налоговой льготой.

По смыслу действующего законодательства налоговая ставка и налоговая льгота являются разными элементами налогообложения.

При таком положении суждение представителя административного истца о том, что осуществляемая ГСК «Восток-61» деятельность относится к деятельности, в отношении которой предусмотрены налоговые льготы, и должна квалифицироваться как социально значимая деятельность, несостоятельно.

Кроме того, из анализа оспариваемого нормативного правового акта следует, что принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности реализуется в нем посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога. Так, согласно пункту 7 Порядка в случаях заключения договоров аренды земельных участков, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется в размере земельного налога, рассчитанного в отношении таких земельных участков.

Реализация указанного принципа посредством защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, имеет место в пункте 8 Порядка, согласно которому арендная плата устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости земельного участка при передаче в аренду земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Порядок установления льготных ставок арендной платы по договорам аренды объектов, находящихся в собственности О. области, утвержден постановлением П. О. области от <...>№ <...>-п.

В приложении к указанному порядку определен перечень социально значимых видов деятельности, осуществляемых субъектами малого и среднего предпринимательства, к которым деятельность по размещению многоэтажных гаражей, деятельность гаражно-строительных кооперативов не отнесены.

Следует отметить, что в силу пункта 1 статьи 123.2 Гражданского Кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

В соответствии с пунктом 2 Устава ГСК «Восток-61» кооператив по строительству и эксплуатации капитальных гаражей для транспортных средств индивидуальных владельцев организуется с целью удовлетворения членов кооператива гаражами для индивидуальных транспортных средств в г. Омске, путем строительства капитальных гаражей на собственные средства членов кооператива, а также для последующей эксплуатации и управления этими гаражами. (т. 1 л.д. 46-49)

Поскольку ГСК является некоммерческой организацией, созданной для удовлетворения материальных потребностей членов кооператива, то основания для вывода о том, что осуществляемая кооперативом деятельность является социально значимой, отсутствуют.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что при установлении оспариваемого административным истцом коэффициента П. О. области не нарушило принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а доводы представителей административного истца об обратном подлежат отклонению.

Постановлением П. РФ № <...> к основным принципам определения арендной платы отнесен, в том числе, принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (принцип № <...>).

Согласно пункту 2 указанных Методических рекомендаций в целях применения Принципа № <...> рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Принятию оспариваемого нормативного правового акта предшествовало выполнение работ по экономическому обоснованию коэффициентов, применяемых для расчета годового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности О. области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов. Основанием для выполнения указанных работ являлся государственный контракт № <...> от <...>, заказчик работ - Министерство имущественных отношений О. области, исполнитель работ – ООО «ОМЭКС». (т. 1 л.д. 180-185).

Результаты выполнения работ изложены в отчете ООО «ОМЭКС» № <...> от <...>; итоговая величина коэффициента, применяемого для расчета размера арендой платы за земельные участки для размещения гаражей и автостоянок, определена в размере 2,5 процентов. (т. 2 л.д. 1-113)

Приводимые административным истцом доводы о несогласии с выводами, изложенными в отчете ООО «ОМЭКС», судом отклоняются.

При расчете экономического обоснования коэффициента аренды применительно к земельным участкам, занятым гаражами, оценщиком Репиным М.А. были использованы три методики: метод экспертно-аналитического исследования (метод № <...>), метод расчета на основании действующих договоров аренды земельных участков на территории <...> (метод № <...>); метод капитализации по расчетным моделям (метод № <...>). (п. 13 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке» (ФСО № <...>), утв. приказом Минэкономразвития России от <...>№ <...>, п. 22 и 23 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № <...>), утв. приказом Минэкономразвития России от <...>№ <...>).

Метод экспертно-аналитического исследования состоял в сборе экспертных оценок (мнений) и их последующей математической обработке. При применении метода также были использованы результаты плановых исследований, проводимых НП «О. коллегия оценщиков». Величина коэффициента определена в размере 2,5 %.

Метод расчета на основании действующих договоров аренды земельных участков на территории <...> (метод № <...>) заключался в анализе оценщиком данных по 52 договорам аренды земельных участков. Величина коэффициента определена в размере 2,18 %.

При расчете коэффициента методом капитализации по расчетным моделям (метод № <...>) оценщиком с равным весовым коэффициентом использованы ставка доходности по государственным облигациям федерального займа (ОФЗ-ПД) и ставка доходности по облигациям федерального займа с индексируемым номиналом (ОФЗ-ИН). Коэффициент аренды, рассчитанный указанным методом, составил 2,93 %.

Отметив высокую сопоставимость результатов расчетов во всех применяемых методиках, оценщик определил согласованную итоговую величину коэффициента путем расчета среднего значения результатов каждого из примененных методов. В результате размер коэффициента получился равным 2,5 %.

Директор ООО «ОМЭКС» Репин М.А. в судебном заседании дал подробные пояснения относительно примененных при определении величины оспариваемого коэффициента методик, и расчета итогового значения. (письменные пояснения – т. 3 л.д. 26-31, 40-45, 55-58).

По смыслу закона ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным органом государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Отчет ООО «ОМЭКС» № <...> от <...> принимается судом в качестве доказательства экономического обоснования коэффициента арендной платы. Оценщик Репин М.А. обладает достаточным опытом и необходимой квалификацией. Выводы оценщика основаны на согласованном применении трех описанных выше методов, заключающих в себе различные и всесторонние подходы к определению искомых коэффициентов, итоговое суждение о величине коэффициента не является произвольным.

Утверждения представителя административного истца, не обладающего специальными познаниями в области оценочной деятельности, о том, что при расчете коэффициентов не проводился всесторонний многофакторный анализ, не учитывались местоположение и градостроительная ценность земельных участков, подлежат отклонению, поскольку допустимых и достоверных доказательств, опровергающих выводы, изложенные в указанном отчете, суду не представлено.

В ходе рассмотрения административного дела сторонам разъяснялось право на заявление ходатайства о проведении по делу экспертного исследования для проверки соответствия отчета № <...> от <...> требования действующего законодательства. Соответствующее ходатайство лицами, участвующими в деле, в том числе стороной административного истца, оспаривающего правильность изложенных в отчете выводов, не заявлено.

Кроме того, формула, применяемая для расчета размера арендной платы, предусматривает использование не только оспариваемого коэффициента, но и величины кадастровой стоимости земельного участка. Соответственно, при оценке соблюдения принципа экономической обоснованности следует учитывать правовую природу кадастровой стоимости, а также установленные федеральным законодателем правила ее определения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от <...> № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» под кадастровой стоимостью объекта недвижимости понимается полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Пунктом 1.19 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от <...>№ <...>, предусмотрено, что определение кадастровой стоимости включает в себя, в частности, определение ценообразующих факторов объектов недвижимости, первичную группировку объектов недвижимости на основе сегментации объектов недвижимости, сбор сведений о значениях ценообразующих факторов, сбор рыночной информации, т.е. совокупность мероприятий, направленных на определение кадастровой стоимости объекта в экономически обоснованном размере. При этом определение кадастровой стоимости земельных участков в силу совокупности положений Методических указаний учитывает вид разрешенного использования земельного участка (пункты 1.2, 1.8, 1.10, 3.2, 6.8.2, 6.8.3 и т.д.).

Аналогичные принципы определения кадастровой стоимости установлены Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № <...>)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от <...>№ <...>.

Из приведенных выше положений следует, что кадастровая стоимость земельного участка является величиной, характеризующей его экономическую ценность и доходность. Использование для расчета арендной платы указанного показателя в совокупности с экономически обоснованным коэффициентом подтверждает соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении арендной платы за земельный участок.

Также одним из принципов определения размера арендной платы, закрепленным в постановлении П. РФ № <...>, является принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться. (Принцип № <...>).

Исходя из пункта 29 Методических указаний в целях применения Принципа № <...> положениями порядка определения размера арендной платы рекомендуется исключить возможность создания дискриминационных условий в отношении арендаторов земельных участков (в том числе в зависимости от организационно-правовой формы арендаторов) при определении размера арендной платы за земельные участки, предоставляемые по одним и тем же основаниям, принадлежащие одному публично-правовому образованию, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности.

Статьей 15 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации установлен запрет принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий, к которым статьей 4 этого же закона относятся условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Нормативный правовой акт П. О. области в оспариваемой части не предусматривает одновременное действие различных методик определения регулируемой арендной платы за земли, находящиеся в собственности О. области, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, приводящее к установлению различного размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, в зависимости от времени предоставления участка. Соответственно оспариваемая норма не свидетельствует о создании дискриминационных условий и не нарушает принцип запрета необоснованных предпочтений.

Доводы стороны административного истца о том, что нарушение указанного принципа выражается в установлении ставки арендной платы, превышающей размер земельного налога, является несостоятельным.

Разрешая заявленные требования, суд исходит и из того, что федеральным законодателем закреплен принцип самостоятельного установления субъектами земельных правоотношений размера арендной платы договором аренды (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации). Соответствующим органам государственной власти или органам местного самоуправления предоставлены полномочия по правовому регулированию вопроса о порядке определения размера арендной платы; при этом права субъектов Российской Федерации в этом вопросе не ограничены посредством установления на федеральном уровне единой методики расчета ставок арендной платы.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом положение не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

В силу статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление кооператива по строительству и эксплуатации капитальных гаражей для транспортных средств индивидуальных владельцев «Восток-61» к П. О. области о признании не действующим пункта 3 Приложения «Значение коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы» к Порядку определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности О. области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденному постановлением П. О. области от <...>№ <...>-п «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности О. области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, и внесении изменений в постановление П. О. области от <...>№ <...>-п», оставить без удовлетворения.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через О. областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О. областного суда М.В. Ланцова

Мотивированное решение изготовлено <...>.