НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Омского областного суда (Омская область) от 08.09.2021 № 3А-214/2021

Дело № 3а-214/2021

УИД 55OS0000-01-2021-000222-06

Строка стат. отчета 3.010

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Кондратенко Е.В.

с участием прокурора Сосковец И.В.

при секретаре Зварич Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 8 сентября 2021 года в Омске административное дело по административному исковому заявлению Главного управления лесного хозяйства Омской области к Совету Исилькульского муниципального района Омской области о признании недействующими пункта 28 части 1, пункта 21 части 2 статьи 7 Устава Исилькульского муниципального района, утвержденного Решением Совета Исилькульского муниципального района Омской области от 30 июня 2005 года № 42,

у с т а н о в и л:

решением Совета Исилькульского муниципального района Омской области (далее по тексту также - Совет) от 30 июня 2005 года № 42 утвержден Устав Исилькульского муниципального района Омской области. Устав зарегистрирован в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу 3 ноября 2005 под государственным регистрационным № RU555060002005005 (том 3 л.д. 11-52).

Первоначальный текст документа опубликован в издании "Знамя" N 73 от 09.09.2005. При этом в Устав неоднократно вносились изменения решениями Совета, и в настоящее время Устав действует в редакции решения Совета от 19 июня 2019 года № 58.

Статьей 7 Устава к вопросам местного значения Исилькульского муниципального района отнесено осуществление муниципального лесного контроля (пункт 28 части 1); а к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления Исилькульского муниципального района на территориях сельских поселений Исилькульского муниципального района, отнесено осуществление муниципального лесного контроля (пункт 21 части 2) (т.3 л.д.63-68).

Главное управление лесного хозяйства Омской области обратилось в Омский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта 28 части 1 статьи 7 Устава Исилькульского муниципального района Омской области, принятого решением Совета Исилькульского муниципального района Омской области от 30 июня 2005 года № 42, в дальнейшем дополнило требования, также просило признать недействующими положения пункта 21 части 2 статьи 7 Устава (том 1 л.д.5-8, том 2 л.д.219-220).

В обоснование требований административный истец ссылался на противоречие Устава в названной части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно статьям 7, 23, 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции от 9 ноября 2020 года, Федеральному закону от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ. Полагал необоснованными полномочия Исилькульского муниципального района по осуществлению муниципального лесного контроля, в том числе, на территориях сельских поселений, где имеются лесные участки, находящиеся в федеральной собственности (лесной контроль на которых осуществляет административный истец) и отсутствуют участки, находящиеся в муниципальной собственности.

В судебном заседании представитель административного истца Денисюк Д.Г. заявленные требования поддержал (том 1 л.д. 5-8, 107-108, том 2 л.д. 219-220).

Представитель Совета Исилькульского муниципального района Омской области и Администрации Исилькульского муниципального района Омской области Тарасов С.М. возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку Устав в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом Устав полностью соответствует требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который имеет основополагающее значение в системе нормативных правовых актов, регулирующих вопросы функционирования местного самоуправления (письменный отзыв - том 2 л.д. 102-106, 208-210).

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области Скандакова В.О. возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что Управлением в соответствии с предоставленными полномочиями была проведена проверка соответствия Устава действующему законодательству (том 3 л.д.60-62).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

В систему муниципальных правовых актов входит, в том числе устав муниципального образования, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования (части 1 и 2 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ).

При этом, согласно положениям части 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Из содержания пункта 1 части 1 статьи 17, пункта 1 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования регулируются вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 2).

Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, - населением непосредственно на сходе граждан (часть 3).

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (часть 5).

В соответствии со статьей 22 Устава Исилькульского муниципального района Омской области структуру органов местного самоуправления данного муниципального образования составляет, в том числе Совет муниципального района, в компетенцию которого входит принятие Устава соответствующего района и внесение в него изменений и дополнений (пункт 1 части 1 статьи 25 Устава).

Пунктами 1, 4 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» установлено, что государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом, который проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации на дату государственной регистрации данного устава муниципального образования; проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования; проводит антикоррупционную экспертизу устава муниципального образования; присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер; включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Устав Исилькульского муниципального района Омской области принят в соответствии с вышеуказанными требованиями закона и 3 ноября 2005 года зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу, о чём на титульном листе документа произведена отметка, в том числе о присвоении государственного регистрационного № RU555060002005005 (том 3 л.д. 11-52).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением правил принятия, что административным истцом не оспаривается.

Пунктом 28 части 1 и пунктом 21 части 2 статьи 7 Устава к вопросам местного значения Исилькульского муниципального района, а также к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления Исилькульского муниципального района на территориях сельских поселений Исилькульского муниципального района, отнесено осуществление муниципального лесного контроля.

Вместе с тем, по мнению представителя административного истца, названные положения в части отнесения к вопросам местного значения муниципального района приведенных выше полномочий нарушают права административного истца и противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Оценивая соответствие оспариваемых административным истцом положений Устава Исилькульского муниципального района Омской области нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 11 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации от Российской Федерации переданы, в том числе, полномочия по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда.

В соответствии с Положением о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 26 декабря 2007 года № 143, Главное управление лесного хозяйства Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации и полномочия органа исполнительной власти Омской области в области лесных отношений, в том числе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области.

Таким образом, полномочиями в области федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда наделено Главное управление лесного хозяйства Омской области.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальный правовой акт не должен противоречить, в том числе, настоящему Федеральному закону.

Пунктом 32 части 1 статьи 14, пунктом 29 части 1 статьи 15 названного закона, к вопросам местного значения городского поселения, муниципального района относится, в том числе осуществление муниципального лесного контроля.

О закреплении названных полномочий за органами местного самоуправления соответствующего муниципального района отражено также и в части 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, из которой следует, что вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Аналогичные положения, регламентирующие полномочия муниципального образования в области лесного контроля, содержатся в пункте 5 статьи 84 Лесного кодекса РФ.

При этом статьей 98 Лесного кодекса РФ установлено, что муниципальный лесной контроль осуществляется органами местного самоуправления в рамках полномочий, установленных статьей 84 настоящего Кодекса. С указанной целью представительным органом муниципального образования утверждается положение о муниципальном лесном контроле (пункты 1, 4). Предметом муниципального лесного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, требований, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, в том числе в области семеноводства в отношении семян лесных растений (пункт 2).

Таким образом, оспариваемые административным истцом положения пункта 28 части 1 статьи 7 Устава Исилькульского муниципального района Омской области воспроизводят приводимые выше положения пункта 29 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ. Положения пункта 21 части 2 статьи 7 соответствуют положениям, содержащимся в части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

Отсутствие в настоящее время на территории Исилькульского муниципального района Омской области объектов муниципального лесного контроля не свидетельствует о противоречии оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом установлено соответствие пункта 28 части 1 и пункта 21 части 2 статьи 7 Устава приведенным выше положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», административный иск Главного управления лесного хозяйства Омской области о признании недействующим в указанной части Устава Исилькульского муниципального района Омской области удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

Административное исковое заявление Главного управления лесного хозяйства Омской области к Совету Исилькульского муниципального района Омской области о признании недействующим Устава Исилькульского муниципального района, утвержденного Решением Совета Исилькульского муниципального района Омской области в части пункта 28 части 1, пункта 21 части 2 статьи 7, в соответствии с которыми к вопросам местного значения отнесено осуществление муниципального лесного контроля, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Омского областного суда Е.В. Кондратенко

Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2021 года.