Дело № 3а-87 (2019)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 сентября 2019 г.
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Харламовой О.А.,
при секретаре Шевелевой А.С.,
с участием прокурора Свита М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Омскэлектро» к Региональной энергетической комиссии Омской области об оспаривании в части приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 27 декабря 2018 г. № 669/95 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2019 год»,
установил:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 27 декабря 2018 г. № 669/95 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2019 год», опубликованным 29 декабря 2018 г. на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), установлены и введены в действие тарифы в соответствии с приложениями.
Акционерное общество «Омскэлектро» (далее - АО «Омскэлектро») обратилось с заявлением о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2019 год» в части установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2019 год (раздел 1 приложения № 1), установления для АО «Омскэлектро» необходимой валовой выручки в размере <...> (пункт 21 Таблицы № 1 к приказу), ссылаясь на установление экономически необоснованных (заниженных) тарифов.
В обоснование требований административный истец указал, что региональный регулятор необоснованно отказал во включении в состав необходимой валовой выручки величины расходов по оплате налога на прибыль за 2017 год в сумме <...>, а также плановых расходов АО «Омскэлектро» по оплате налога на прибыль в 2019 году в сумме <...>, всего на сумму <...> Действия регионального регулятора мотивированы отсутствием у АО «Омскэлектро» ведения раздельного учета в части налога на прибыль.
По мнению административного истца, действия РЭК Омской области по уменьшению размера необходимой валовой выручки, не соответствуют Федеральному закону «Об электроэнергетике», пунктам 7, 12, 16, 19, 38 Основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, Порядку ведения раздельного учета доходов и расходов субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденному приказом Минэнерго России от 13 декабря 2011 г. № 585.
АО «Омскэлектро» полагает, что ведение раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основе данных бухгалтерского учета (первичных бухгалтерских документов), в обществе имеется приказ от 30 декабря 2016 г. № 298, которым утверждена форма регистра раздельного учета статьи «Налог на прибыль», документы, представленные в составе тарифной заявки, позволяли региональному регулятору проверить порядок и правильность расчета налога на прибыль по регулируемому виду деятельности (т.1 л.д.4-9, т.2 л.д.8-12).
В судебном заседании представитель АО «Омскэлектро» ФИО1, действующая на основании доверенности от <...> (т.2 л.д.156), заявленные требования поддержала.
Представитель РЭК Омской области ФИО2, действующая на основании доверенности от <...> (т.1 л.д.215), поддержав доводы письменных отзывов (т.2 л.д.164-165, 173-176), возражала относительно удовлетворения административного иска, ссылаясь на принятие оспариваемого приказа компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, в установленной форме, при соблюдении правил принятия, введения в действие и опубликования, отсутствие нарушений при установлении единого (котлового) тарифа, определении величины необходимой валовой выручки АО «Омскэлектро». Указала, что в АО «Омскэлектро» отсутствует раздельный учет расходов по налогу на прибыль по регулируемым видам деятельности, в части отражения операций по счету 68.04 «Налог на прибыль» не выделены ни субсчета третьего порядка, ни номенклатурные группы. Представленные обществом документы не позволяют оценить сумму расходов по налогу на прибыль, имеющую отношение к услугам по передаче электрической энергии.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив нормативный правовой акт на соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Свита М.Н., полагавшей, что основания к удовлетворению административного иска АО «Омскэлектро» имеются, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
В силу пункта 3 статьи 24 Федерального закона «Об электроэнергетике» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в ст. 23.1 данного Закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
РЭК Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, коммунального комплекса и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области (пункт 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 02 ноября 2011 г. № 212-п).
Основными задачами комиссии являются, в частности, установление подлежащих государственному регулированию цен, тарифов, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги (пункт 8 Положения).
РЭК Омской области 27 декабря 2018 г. принят приказ № 669/95 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2019 год» (далее – Приказ № 669/95), которым, помимо прочего, установлена необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В пункте 21 Таблицы № 1 к приказу № 669/95 установлена необходимая валовая выручка АО «Омскэлектро» в размере <...> на 2019 год. Разделом 1 приложения № 1 к приказу № 669/95 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2019 год (т.2 л.д.177-183).
Текст приказа в соответствии с положениями Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 г. № 74 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области» опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2018 г. номер опубликования 5501201812290041 (т.2 л.д.252).
Таким образом, оспариваемый приказ принят полномочным органом исполнительной власти Омской области в пределах компетенции субъекта Российской Федерации.
Данный приказ является нормативным правовым актом, так как обязателен для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим приказом.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом «Об электроэнергетике».
К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, применяются также Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам России от 17 февраля 2012 г. № 98-э, Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2).
Котловой метод формирования тарифа на услуги по передаче электрической энергии предусматривает расчет ставок тарифов на каждом уровне напряжения на основе суммы необходимой валовой выручки всех сетевых организаций, находящихся в соответствующем субъекте Российской Федерации (пункт 49 Методических указаний № 20-э/2).
Суммарная необходимая валовая выручка всех сетевых организаций является делимым в формуле расчета ставки на содержание электрических сетей. Данная ставка входит в состав двухставочных единых (котловых) тарифов и используется при расчете одноставочных единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии (пункты 50, 51 Методических указаний № 20-э/2).
Таким образом, необходимая валовая выручка каждой территориальной сетевой организации является одной из базовых величин для расчета единых (котловых) тарифов на передачу электроэнергии и непосредственно влияет на конечный размер соответствующих тарифных ставок.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего административного дела, АО «Омскэлектро» оказывает, помимо прочего, услуги по передаче электрической энергии (подпункт 1 пункта 2.3 Устава АО «Омскэлектро»).
27 апреля 2018 г. АО «Омскэлектро» обратилось с заявлением об открытии дела об установлении платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Омскэлектро» на 2019 год; к заявлению прилагались документы, обосновывающие, по мнению общества, размер необходимой валовой выручки (т.2 л.д.17-28).
05 декабря 2018 г. обществом в адрес регионального регулятора были дополнительно направлены Регистр раздельного учета статьи «Налог на прибыль» за 2017 год (в соответствии с Отчетом о финансовых результатах за 2017 год) и приказ от 30 декабря 2016 г. № 298 «Об утверждении первичной учетной документации и форм регистров бухгалтерского и налогового учета на 2017 год» (т.2 л.д.71 об.-74).
По результатам экспертизы представленных материалов орган регулирования уменьшил величину необходимой валовой выручки АО «Омскэлектро», снизив её на 2019 год до <...>
Из экспертного заключения РЭК Омской области, акта проверки от 26 октября 2018 г. следует, что региональный регулятор на основании пункта 20 Основ ценообразования не принял представленные обществом сведения о размере налога на прибыль, признав его экономически необоснованным, и учел в расчете необходимой валовой выручки АО «Омскэлектро» на 2019 год в составе неподконтрольных расходов налог на прибыль в размере <...>, сославшись на отсутствие в организации раздельного учета расходов по налогу на прибыль, субсчетов по номенклатурным группам (т.1 л.д.126; т.2 л.д.211).
С указанными выводами регионального регулятора суд согласиться не может ввиду следующего.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который помимо прочего включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15-34 Основ ценообразования).
Согласно пункту 20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.
При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.
В силу пункта 5 Основ ценообразования, регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии
В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Федерального закона «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики обязаны вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат по следующим видам деятельности: производство электрической энергии; передача электрической энергии (в том числе, эксплуатация объектов электросетевого хозяйства); реализация (сбыт) электрической энергии; оперативно-диспетчерское управление.
Методические указания по ведению раздельного учета по видам деятельности в сфере электроэнергетики устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 43 Федерального закона «Об электроэнергетике», пункт 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).
Вместе с тем, указанный нормативный правовой акт Правительством Российской Федерации до настоящего времени не принят.
Пунктом 14 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденного приказом Минэнерго России от 13 декабря 2011 г. № 585, субъекту электроэнергетики предоставлено право на свой выбор предусмотреть порядок раздельного учета показателей в учетной политике или ином организационно-распорядительном документе.
В соответствии с приказом от 30 декабря 2017 г. № 301 «Об утверждении Положения об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета на 2017 год» АО «Омскэлектро» ведется раздельный учет доходов, расходов и прибыли по регулируемым видам деятельности. Согласно пункту 4.6 Учетной политики, группировка произведенных расходов осуществляется по подразделениям и номенклатурным группам; прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль) (стр.2300 отчета о финансовых результатах) в бухгалтерском учете отличается от налогооблагаемой прибыли, для целей установления тарифов на услуги по регулируемым видам деятельности учитывается налог на прибыль, исчисленный от налогооблагаемой прибыли по данному виду деятельности.
Для целей формирования регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии и ставок технологического присоединения АО «Омскэлектро» предусмотрен Регистр раздельного учета статьи «Налог на прибыль», утвержденный приказом от 30 декабря 2016 г. № 298 «Об утверждении первичной учетной документации и форм регистров бухгалтерского и налогового учета на 2017 год», также предоставленный региональному регулятору в составе тарифной заявки.
Положение по учетной политике на 2017 год, утвержденный АО «Омскэлектро» регистр раздельного учета статьи «Налог на прибыль», в каком показан принцип его ведения и распределения по регулируемому и нерегулируемым видам деятельности налога на прибыль, не противоречат требованиям Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, позволяют, вопреки возражениям РЭК Омской области, выявить механизм расчёта (распределения) налога на прибыль по видам деятельности.
Указанное установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 02 апреля 2019 г. (т.1 л.д.183-187), в связи с чем, доводы регионального регулятора относительно наличия у АО «Омскэлектро» обязанности по выделению аналитических счетов (субсчетов и (или) иных объектов аналитического учета к субсчетам по налогу на прибыль являются несостоятельными.
В ходе рассмотрения административного дела установлено и РЭК Омской области не оспаривалось, что представленные АО «Омскэлектро»: таблица расходов по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования на 2019 год; таблица «Необходимая валовая выручка за 2017 год АО «Омскэлектро» (расчет выпадающих доходов за 2017 год); таблица «Расчет балансовой прибыли, принимаемой при установлении тарифов на передачу электрической энергии АО «Омскэлектро» №П 1.21.3; Бухгалтерский баланс Ф-1 за 2017 год; отчет о финансовых результатах ф-2 за 2017 год; налоговая декларация по налогу на прибыль; анализ счета 68.04.2 за 2017 год; оборотно-сальдовая ведомость по счету 99.01 за 2017 год; отчеты по проводкам за 2017 год содержали информацию о расходах регулируемой организации по налогу на прибыль по регулируемому виду деятельности за 2017 год в размере <...>
Кроме того, указанная информация в апреле 2018 года была опубликована на официальном сайте АО «Омскэлектро» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии», приказа ФСТ России от 24 октября 2014 г. № 1831-э «Об утверждении форм раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии и мощности, являющимися субъектами естественных монополий» (т.2 л.д.131-134).
Из обозревавшихся в судебном заседании платежных поручений также усматривается уплата АО «Омскэлектро» налога на прибыль по регулируемому виду деятельности с учетом отложенных обязательств в сумме <...> (т.2 л.д.93-130).
Доказательств того, что налог на прибыль по регулируемому виду деятельности подлежал уплате в иной сумме, в ходе настоящего разбирательства не представлено. Из совокупного анализа нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере ценообразования на услуги по передаче электрической энергии следует, что в расчет устанавливаемых тарифов регулирующим органом подлежат включению обязательные в соответствии с требованиями действующего законодательства для регулируемой организации затраты, необходимые для осуществления регулируемой деятельности, а также иные документально подтвержденные расходы.
Отказ регионального регулятора во включении в необходимую валовую выручку неподконтрольных расходов – налога на прибыль мотивирован исключительно отсутствием, по мнению РЭК Омской области, раздельного учета расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности. Из пояснений главного специалиста отдела регулирования коммунальной энергетики РЭК Омской области ФИО3, опрошенной в ходе рассмотрения дела в качестве специалиста, следует, что самостоятельный расчет фактического значения величины налога на прибыль в ходе плановой выездной проверки не производился ввиду значительного объема первичной бухгалтерской документации. Какие-либо дополнительные материалы для осуществления расчета налога на прибыль по регулируемому виду деятельности у АО «Омскэлектро» не истребовались.
В то же время, данное обстоятельство не может являться препятствием для расчета тарифа в экономически обоснованном размере, а также для реализации регулируемой организацией обязательных и необходимых для осуществления регулируемой деятельности мероприятий в очередном году и, соответственно, не освобождает тарифный орган от обязанности определить фактическое значение каждого из таких обязательных расходов в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования.
Ссылки административного ответчика на вступившее в законную силу решение Октябрьского районного суда г. Омска от 13 февраля 2018 г., которым постановление РЭК Омкой области о привлечении главного бухгалтера АО «Омскэлектро» к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ по факту нарушения порядка ценообразования при организации услуг в сфере электроэнергетики (отсутствие раздельного учета) изменено только в части назначенного наказания, не могут быть приняты во внимание, поскольку в рамках указанного административного дела судом устанавливалось исключительно наличие либо отсутствие состава административного правонарушения. Оценка действий РЭК Омской области при установлении необходимой валовой выручки АО «Омскэлектро», установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2019 год, судом не давалась.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», учитывая, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт до вынесения настоящего судебного постановления применялся, суд приходит к выводу о том, что приказ РЭК Омской области № 669/95 в части установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2019 год (раздел 1 приложения № 1), установления для АО «Омскэлектро» необходимой валовой выручки в размере <...> (пункт 21 Таблицы № 1 к приказу) подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд, с учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, полагает возможным ограничиться указанием на опубликование сообщения о принятии настоящего решения в официальном печатном издании органов исполнительной власти Омской области, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Также суд полагает возможным возложить на РЭК Омской области обязанность по принятию нового нормативного правового акта.
Из материалов административного дела усматривается, что при обращении в суд с административным иском АО «Омскэлектро» уплачена государственная пошлина в размере <...>, что подтверждается платежным поручением от 28 июня 2019 г. (т.1 л.д.10). Указанные расходы административного истца в силу положений части 1 статьи 103, части 1 статьи 111, статьи 112, статьи 215, пункта 4 части 6 статьи 180 КАС РФ подлежат возмещению РЭК Омской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Акционерного общества «Омскэлектро» удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 27 декабря 2018 г. № 669/95 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2019 год» в части установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2019 год (раздел 1 приложения № 1), установления для Акционерного общества «Омскэлектро» необходимой валовой выручки в размере <...> (пункт 21 Таблицы № 1 к приказу).
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном печатном издании органов исполнительной власти Омской области, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Региональную энергетическую комиссию Омской области обязанность по принятию нового нормативного правового акта.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Омской области в пользу Акционерного общества «Омскэлектро» судебные расходы в сумме <...>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А. Харламова