Дело № 2а-3-2/2023
УИД: 82RS0003-01-2021-000192-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Оссора Карагинского района Камчатского края 27 ноября 2023 года
Олюторский районный суд Камчатского края (постоянное судебное присутствие в п. Оссора Карагинского района Камчатского края) в составе:
председательствующего – судьи Кошевой Н.Н.,
при помощнике судьи, ведущим протокол судебного заседания, Антоновой Т.А.,
с участием представителя административных ответчиков - прокуратуры Карагинского района Камчатского края и прокуратуры Камчатского края – прокурора Карагинского района Камчатского края Супруненко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Харина Д.Н. к прокуратуре Карагинского района Камчатского края, прокуратуре Камчатского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Харин Д.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Карагинского района Камчатского края, прокуратуре Камчатского края, в котором, с учетом уточнения исковых требования, просил: признать незаконным бездействие, выразившееся в ненадлежащем проведении проверки по его обращениям, возложении обязанности на прокуратуру Карагинского района Камчатского края в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу: дать оценку в части полноты начисления и выплаты ему заработной платы, в том числе, установить сумму заработной платы за каждый проработанный месяц, установить компенсационные, командировочные выплаты и выплаты, связанные с переменой места жительства, с работой в ночное время либо за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, произвести окончательный расчет, установить данные выплаты с учетом северных надбавок, обязать изучить бухгалтерскую документацию ООО «<данные изъяты>»; провести почерковедческую экспертизу заявления об увольнении; возбудить уголовное дело по статье 145 Уголовного кодекса РФ; установить лиц, осуществлявших передачу ему трудовой книжки и предпринять меры к получению ее им; привлечь ООО «<данные изъяты>» к ответственности за нарушение трудовых прав работника; ознакомить его с результатами проведенной проверки; взыскать компенсацию морального вреда в размере 250 000 рублей.
В обоснование требований указал, что 22 июля 2021 года он обратился в прокуратуру Карагинского района Камчатского края через прокуратуру Камчатского края с жалобой на нарушения ООО «<данные изъяты>» трудового законодательства, невыплате ему заработной платы, в которой просил провести проверку, почерковедческую экспертизу подписи, сделанной от его имени, в приказе об увольнении и заявлении об увольнении, а также запросить копию ввода в эксплуатацию пристройки к зданию аэронавигации в п. Оссора. Прокуратурой Карагинского района Камчатского края по его жалобе проведена проверка, с результатами которой он не согласен, считает, что проверка проведена не должным образом, его не ознакомили с результатами проверки, без внимания оставлены вопросы полноты начисления и выплаты ему заработной платы, компенсации командировочных расходов и неиспользованного отпуска, невыдачи ему трудовой книжки, при этом бухгалтерская документация не изучалась, заинтересованные лица не опрашивались. Также прокуратурой Карагинского района Камчатского края не обеспечен контроль за устранением ООО «<данные изъяты>» допущенных нарушений, указанных в акте прокурорского реагирования.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Российская Федерация в лице финансового органа, выступающего от имени казны Российской Федерации, - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства <адрес>.
В судебном заседании административный истец Харин Д.Н. участия не принимал, о дате и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом; посредством телефонограммы просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что на удовлетворении требований настаивает.
В судебном заседании представитель административных ответчиков – прокуратуры Карагинского района Камчатского края, прокуратуры Камчатского края – прокурор Карагинского района Камчатского края Супруненко И.В., действующий, в том числе, на основании доверенности, полагал административный иск не подлежащим удовлетворению по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление (том 1, л.д. 14 – 17). Дополнительно указал, что обращения Харина Д.Н. рассмотрены, по возникшим вопросам опрошен генеральный директор ООО «<данные изъяты>», изучена представленная работодателем документация, административному истцу копии запрашиваемых им документов выданы, кроме того, Харину Д.Н., являющемуся дееспособным лицом, неоднократно разъяснялось право на его самостоятельное обращение в суд с исковым заявлением по факту нарушения трудовых прав со стороны ООО «<данные изъяты>», что им и было реализовано. При этом, указал, что прокуратура не наделана полномочиями по назначению экспертиз, в том числе, почерковедческих, по возбуждению уголовных дел; по результатам проведенных проверок по обращениям Харина Д.Н. подключены компетентные и контролирующие органы.
Административный ответчик Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю в судебное заседание своего представителя не направил, о дате и месте рассмотрения административного дела извещен.
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца, представителей Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю, надлежащим образом извещенных о дате и месте рассмотрения административного дела.
Выслушав представителя административных ответчиков – прокуратуры Карагинского района Камчатского края и прокуратуру Камчатского края, исследовав материалы административного дела, материалы надзорных производств, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 210 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец обжалует бездействие административных ответчиков, выразившееся в ненадлежащем проведении проверки по его обращениям, по результатам которой ему 31 августа 2021 года направлен ответ, с административным исковым заявлением истец обратился в суд 29 ноября 2021 года, что подтверждается штампом на исковом заявлении, в связи с чем установленный срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
Обязанность органов прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешать заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, предусмотрена Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (статья 10).
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 10 Федерального «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», статьей 10 которого регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Аналогичные положения содержатся в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45 (далее по тексту - Инструкция).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3.3 Инструкции поступившие в органы прокуратуры обращения, адресованные в органы следствия и дознания, а также обращения, адресованные прокурорам, но содержащие вопросы, относящиеся к компетенции органов следствия и дознания, ходатайства в порядке статей 119 и 120 УПК РФ, разрешение которых отнесено к компетенции органов предварительного расследования, после их регистрации и предварительного рассмотрения направляются в соответствующие органы с одновременным извещением заявителей о принятом решении.
Согласно пункту 3.4 Инструкции обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Пунктом 3.5 Инструкции установлено, что обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
Частью 1 статьи 9 указанного Федерального закона установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В силу пункта 5.1 Инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
При этом на государственный орган возложена обязанность после рассмотрения заявления дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (пункт 4 части 1 статьи 10 названного Закона).
Пунктом 6.1 Инструкции установлено, что обращения, в том числе взятые на контроль (особый контроль), считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Как следует из статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.
Согласно статье 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу части 2 статьи 26 указанного Федерального закона органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2 – 15 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 4.1 Инструкции порядок проверки обращений и запросов, обеспечивающий наиболее объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется руководителями соответствующих прокуратур.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Частью 1 статьи 62 КАС РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что приказом ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ№-П Харин Д.Н. принят на работу в Общество на строительный участок на должность производителя работ (прораб) (том 1, л.д. 34; том 3, л.д. 9), основанием указан трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 28 – 31; том 3, л.д. 7, 8).
ДД.ММ.ГГГГ Харин Д.Н. обратился в прокуратуру Камчатского края с жалобой на бездействие прокуратуры Карагинского района Камчатского края, в которой указал, что 1 марта 2021 года он обратился в прокуратуру Карагинского района Камчатского края с жалобой на ООО «<данные изъяты>» в части предоставления в Карагинский районный суд сфальсифицированных документов о его увольнении по собственному желанию и невыплате задолженности по заработной плате; в апреле 2021 года он обратился в прокуратуру г. Петропавловска-Камчатского с жалобой на бездействие прокуратуры Карагинского района, однако, ответов на жалобы из Карагинской прокуратуры и прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского не получил. Просил признать бездействие прокуратуры Карагинского района Камчатского края и прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского незаконным и обязать провести прокурорскую проверку по его жалобе (том 1, л.д. 21; том 3, л.д. 3).
28 июня 2021 года указанная жалоба Харина Д.Н. из прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского направлена по поднадзорности в прокуратуру Карагинского района Камчатского края; Харину Д.Н. сообщено, что его обращение от 30 апреля 2021 года направлено по поднадзорности в прокуратуру Карагинского района Камчатского края, о чем ему сообщено письмом от 6 мая 2021 года № 7/8-1р-21 (том 1, л.д. 19, 140; том 3, л.д. 2). 29 июля 2021 года прокурором Карагинского района Камчатского края принято решение №76-р/3 о проведении проверки в отношении ООО «<данные изъяты>» с целью проверки исполнения требований трудового законодательства (том 1, л.д. 22; том 3, л.д. 4).
Сведений об обращении Харина Д.Н. 1 марта 2021 года с жалобой в прокуратуру Карагинского района Камчатского края материалы дела не содержат.
28 июня 2021 года Хариным Д.Н. в прокуратуру г. Петропавловска-Камчатского направлена жалоба с просьбой провести проверку по факту фальсификации трудовых документов о незаконном увольнении из ООО «<данные изъяты>» и невыплате заработной платы в период с августа по декабрь 2020 года, а также обращении от его имени в Петропавловск-Камчатский городской суд в поддержку жалобы; к жалобе заявитель приложил копию заявления об увольнении с 12 октября 2020 года, копию приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником от 12 октября 2020 года № 3-П, копию письма ООО «<данные изъяты>» от 29 октября 2020 года, копию телефонограммы старшего следователя СО Корякского МО МВД России от 29 октября 2020 года об осуществлении разговора с генеральным директором ООО «<данные изъяты>» ФИО4 (том 1, л.д. 53 – 59; том 3, л.д. 80 - 84), которое 22 июля 2021 года направлено в прокуратуру Карагинского района Камчатского края (том 3, л.д. 79).
29 июля 2021 года прокурором Карагинского района Камчатского края в адрес генерального директора ООО «<данные изъяты>» направлено требование о предоставлении информации в порядке статей 6, 22 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а именно: копии паспорта и трудовой книжки Харина Д.Н.; копии трудового договора (гражданско-правового договора), приказа о приеме на работу и увольнении, актов приема-передачи выполненных работ и оказанных услуг, распорядительных документов о командировании Харина Д.Н. в п. Оссора; сведений о том, выдавалась ли Харину Д.Н. копия приказа об увольнении, о порядке и способе выдаче работнику трудовой книжки; копии табелей учета рабочего времени за период работы Харина Д.Н. в Обществе, сведения о перечислении работнику заработной платы с приложением копий расчетных листков, банковских документов; сведений о способе получения заявления Харина Д.Н. об увольнении; сведений о том, кем и при каких обстоятельствах Харин Д.Н. ознакомлен с приказом об увольнении, выражал ли несогласие с приказом; сведения о предоставлении Харину Д.Н. жилья на период осуществления трудовой деятельности в п. Оссора; копии акта ввода в эксплуатацию «пристройки к <данные изъяты>» (том 1, л.д. 23, 24; том 3, л.д. 4, 5).
2 августа 2021 года в ответ на указанное требование ООО «<данные изъяты>» представлены в прокуратуру Карагинского района Камчатского края: копия паспорта Харина Д.Н., копия трудового договора, копия трудовой книжки, копия приказа о приеме на работу, копия приказа об увольнении, копия документа о направлении в командировку, копии чеков о переводе заработной платы. Указано, что приказ об увольнении и трудовая книжка выдавались непосредственно Харину Д.Н. лично в руки в п. Оссора; табели учета рабочего времени велись Хариным Д.Н. по месту производства работ, после увольнения директору ООО «<данные изъяты>» переданы не были; заработная плата Харина Д.Н. по его устной просьбе переводилась на банковскую карту его супруги ФИО5.; заявление об увольнении получено через третье лицо – человека, прилетевшего на вертолете из п. Оссора, иные данные не известны; с приказом об увольнении Харин Д.Н. ознакомлен путем передачи ему заявления через третьих лиц; проживал Харин Д.Н. в п. Оссора <адрес> по устному соглашению; акты по формам КС-2, КС-3 подписываются исключительно директором организации и заказчиком, подпись прораба в таких документах не предусмотрена (том 1, л.д. 25 – 39; том 3, л.д. 5 - 12).
6 августа 2021 года прокуратурой Карагинского района Камчатского края в адрес УФНС России по Камчатскому краю направлено обращение Харина Д.Н. для проведения проверки в части исполнения налогового законодательства, указано, что в ходе проверки установлено, что сумма заработной платы, выплаченной работнику, не соответствует условиям трудового договора и приказу о приеме на работу, с учетом пояснений заявителя это может свидетельствовать о занижении работодателем ООО «<данные изъяты>» налоговой базы, неполной уплате налогов (сборов, страховых взносов) (том 3, л.д. 12). 6 сентября 2021 года УФНС России по Камчатскому краю направило в адрес Харина Д.Н. сообщение, в котором указало, что Управлением проведен анализ сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов Камчатского края в отношении ООО «<данные изъяты>», в ходе проверки установлено, что сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ, представленные налоговым агентом за период с 2020 года в отношении Харина Д.Н., соответствуют сведениям, содержащимся в расчетах по страховым взносам и в расчетах сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ, данные выплаты произведены ниже величины прожиточного минимума, установленного в Камчатском крае. Представитель ООО «<данные изъяты>» представила пояснения и документы, уточненные расчеты по страховым взносам и по расчетам по форме 6-НДФЛ за 2020 год; проводятся камеральные налоговые проверки, представленной налоговой отчетности (том 3, л.д. 13).
6 августа 2021 года исполняющим обязанности прокурора Карагинского района Камчатского края генеральному директору ООО «<данные изъяты> внесено представление об устранении нарушений закона. В представлении указано, что приказ о приеме Харина Д.Н. на работу не соответствует условиям трудового договора в части оплаты труда, обязанность по учету рабочего времени необоснованно возложена на работника, заработная плата выплачивалась трижды – 14 августа, 19 сентября, 12 октября 2020 года, при этом расчетные листы не выдавались, денежная компенсация за несвоевременное начисление заработной платы не выплачивалась, приказ о командировании работника с 7 июля по 7 сентября 2020 года издан после даты окончания командировки – 8 сентября 2020 года, работник с приказом не ознакомлен, после истечения сроков командировки Харин Д.Н. продолжил находиться в п. Оссора Карагинского района Камчатского края, при этом отпуск или отгул ему не предоставлялись, данных о продлении командировки не представлено, командировочные не выплачивались, при увольнении работника работодателем не обеспечена выдача работнику трудовой книжки, уведомление о необходимости явиться за ней или дать согласие направить ее по почте не направлялось, что свидетельствует о нарушении норм трудового законодательства, конституционного права Харина Д.Н. на своевременное получение вознаграждения за труд; причинами и условиями, способствовавшими совершению данных нарушений, послужили ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностными лицами ООО «<данные изъяты>» при отсутствии контроля со стороны руководства; указано на необходимость безотлагательно рассмотреть представление, принять меры по устранению нарушений федерального законодательства, причин и условий им способствующих, о результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру Карагинского района Камчатского края в течение месяца со дня внесения представления (том 1, л.д. 40 – 43; том 3, л.д. 14, 15).
Также 6 августа 2021 года прокуратурой Карагинского района Камчатского края Харину Д.Н. направлен ответ № 3/24ж-2021 о рассмотрении его обращения и выявленных в ходе проверки нарушений трудового законодательства, внесении представления генеральному директору ООО «<данные изъяты>», о результатах рассмотрения которого он будет уведомлен; указано, что обращение о нарушении трудовых прав от 1 марта 2021 года в прокуратуру Карагинского района Камчатского края не поступало; Харину Д.Н. разъяснено право обратиться самостоятельно в суд с требованиями о восстановлении на работе, изменении даты и формулировки причины увольнения, о перевода на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника, а также необходимость ходатайствовать перед судом о восстановлении срока исковой давности и проведении почерковедческой экспертизы документов (том 1, л.д. 44 – 47; том 3, л.д. 16, 17).
16 августа 2021 года прокуратурой Карагинского района Камчатского края в адрес Харина Д.Н. направлен ответ за номером 3/26ж-2021, в котором разъяснено, что по результатам ранее проведенной проверки в деятельности ООО «<данные изъяты>» выявлены нарушения трудового законодательства, связанные, в том числе, с учетом рабочего времени, выплатой заработной платы, несоблюдением порядка увольнения, генеральному директору внесено представление, которое не рассмотрено последним, указано, что подробная информация о выявленных нарушениях и принятых мерах указана в ответе от 6 августа 2021 года № 3/24ж-2021, повторно разъяснено право на обращение в суд с заявлением о восстановлении на работе, возвращены документы, приложенные к обращению (том 1, л.д. 60, 61; том 3, л.д. 83, 84).
18 августа 2021 года Харин Д.Н. направил в прокурору Карагинского района Камчатского края обращение об информировании его о том, из каких источников получена информация о выплате ООО «<данные изъяты>» ему заработной платы 14 августа, 19 сентября, 12 октября 2020 года, с указанием, что в период с июля по декабрь 2020 года он заработную плату от ООО «<данные изъяты>» и расчетные листки не получал (том 1, л.д. 67; том 3, л.д. 87).
19 августа 2021 года Харин Д.Н. направил прокурору Карагинского района Камчатского края ходатайство о вызове его для личной беседы по вопросам ответа на его жалобы, а также предоставлении копий ответов от 6 августа 2021 года № 3/24ж-2021, от 16 августа 2021 года № 3/25ж-2021, от 16 августа 2021 года № 3/26ж-2021, от 16 августа 2021 года № 3/27ж-2021, от 16 августа 2021 года № 3/28ж-2021, от 16 августа 2021 года № 3/32ж-2021, для обжалования в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре» (том 1, л.д. 63; том 3, л.д. 85).
30 августа 2021 года в адрес Харина Д.Н. прокуратурой Карагинского района Камчатского края направлено сообщение № 2/31ж-2021, в котором указано, что по результатам проведенной проверки установлено, что согласно журналу регистрации поступивших обращений граждан в прокуратуру района поступили его обращения от 26, 28, 29 июля, 6 августа 2021 года, которые зарегистрированы в установленном порядке, по результатам рассмотрения указанных обращений в его адрес направлены мотивированные ответы 6 августа 2021 года № 3/25ж-2021, 16 августа 2021 года № 3/27ж-2021, 16 августа 2021 № 3/28ж-2021, 16 августа 2021 года № 3/32ж-2021, которые вручены нарочно согласно журналам входящей корреспонденции ОП № 18 Корякского МО МВД России; исходя из доводов обращения направлены копии указанных ответов прокуратуры Карагинского района Камчатского края; указано, что 23 августа 2021 года он принят прокурором Карагинского района Камчатского края на личном приеме, по результатам которого ему даны разъяснения по доводами ранее рассмотренных прокуратурой района обращений, в связи с чем оснований для принятия мер прокурорского реагирования в настоящее время не имеется (том 3, л.д. 33).
Также 30 августа 2021 года в ответ на заявление Харина Д.Н. от 19 августа 2021 года направлено сообщение, из которого следует, что копии ответов на его обращения направлялись в его адрес, предоставление копий ответов на ранее направленные обращения Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45, не предусмотрено; 30 августа 2021 года ему направлен мотивированный ответ за исходящим номером 2/31ж-2021 с приложением копий ответов на обращения от 27, 28, 29 июля, 6 августа 2021 года; повторно указано, что 23 августа 2021 года он принят прокурором Карагинского района Камчатского края на личном приеме, по результатам которого ему даны разъяснения по доводами ранее рассмотренных прокуратурой района обращений, в связи с чем оснований для принятия мер прокурорского реагирования в настоящее время не имеется (том 1, л.д. 64, 65; том 3, л.д. 32, 86).
31 августа 2021 года копии документов, полученных в ходе проведенной проверки по обращениям Харина Д.Н. с учетом его содержания в ИВС ОП № 18 Корякского МО МВД России направлены прокуратурой Карагинского района Камчатского края в адрес Харина Д.Н. по месту его содержания (том 1, л.д. 68; том 3, л.д. 88).
3 сентября 2021 года Харин Д.Н. вновь обратился в прокуратуру Карагинского района Камчатского края с ходатайством о предоставлении ему копий документов: трудового договора, трудовой книжки, приказа об увольнении, приказа о направлении в командировку, приказа о приеме на работу (том 1, л.д. 59; том 3, л.д. 75).
6 сентября 2021 года ООО «<данные изъяты>» направлено в адрес прокуратуры Карагинского района Камчатского края во исполнение предписания сообщение, из которого следует, что в трудовом договоре, заключенном с Хариным Д.Н., допущена опечатка в части размера тарифной ставки, действительная тарифная ставка, установленная работнику – 0,25, изменения в трудовой договор внесены дополнительным соглашением, с указанием на распространение его действия на начало трудовой деятельности, направлено стороне договора; Общество согласно с необоснованным возложением на работника дополнительных обязанностей в части ведения учета рабочего времени, не связанных с его основной работой, указало, что обязуется не совершать таких нарушений впоследствии; по вопросы выплаты заработной платы один раз в месяц и перевод денежных средств на банковскую карту супруги работника указало, что все замечания учтут в дальнейшей работе, указало, что заработная плата работнику выплачена в полном объеме, задолженности нет; приказ об увольнении и трудовая книжка выданы непосредственно Харину Д.Н. лично в руки в п. Оссора Карагинского района Камчатского края, переданы через знакомого, Харин Д.Н. от подписи в получении трудовой книжки отказался, все замечания по данному вопросу обязались учесть в дальнейшей работе (том 1, л.д. 48; том 3, л.д. 19).
В дополнение к сообщению от 6 сентября 2021 года ООО «<данные изъяты>» направило в прокуратуру Карагинского района Камчатского края сведения о том, что фактически работник принят на работу для осуществления трудовой деятельности в п. Оссора Карагинского района Камчатского края, в связи с чем за счет работодателя отправлен из г. Петропавловска-Камчатского в п. Оссора Карагинского района Камчатского края, указание в трудовом договоре на место работы: г. Петропавловск-Камчатский обусловлено тем, что в п. Оссора строился объект в рамках заключенного контракта и не имел точного адреса; проживал Харин Д.Н. по адресу: <адрес>, по устному соглашению; издание приказа от 8 сентября 2020 года связано с последующим возмещением при составлении налоговой отчетности к строке «расходы» для целей налогообложения; приказ от 8 сентября 2020 года после рассмотрения представления отменен; заработная плата переводилась по устной просьбе Харина Д.Н. на банковскую карту его супруги, никаких заявлений о перечислении ему заработной платы на его личные карты не было; в окончательном расчете при увольнении учтены все положенные в соответствии с трудовым законодательством выплаты; в декабре 2020 года Харин Д.Н. не привлекался к выполнению каких-либо работ в ООО «<данные изъяты>»; представило копию приказа от 23 августа 2021 года № 22 об отмене приказа от 8 сентября 2020 года № 2 о направлении работника в командировку (том 1, л.д. 49 – 51; том 3, л.д. 20, 21).
14 сентября 2021 года в адрес Харина Д.Н. по месту его содержания – ИВС ОП № 18 Корякского МО России по его заявлению от 3 сентября 2021 года прокуратурой Карагинского района Камчатского края направлены копии документов, предоставленных ООО «<данные изъяты>» в ходе проведенной проверки: копия трудового договора, копия трудовой книжки, копия приказа об увольнении, копия приказа о направлении в командировку, копия приказа о приеме на работу (том 1, л.д. 70; том 3, л.д. 77).
16 сентября 2021 года Харин Д.Н.обратился с жалобой в прокуратуру г. Петропавловска-Камчатского на нарушение его трудовых прав со стороны ООО «<данные изъяты>», в которой просил обязать прокуратуру Карагинского района Камчатского края провести почерковедческую экспертизу и истребовать копию акта ввода в эксплуатацию пристройки к зданию <данные изъяты>, провести проверку должным образом и возбудить уголовное дело на генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО4 по фальсификации представленных доказательств (том 3, л.д. 36, 37).
1 октября 2021 года из прокуратуры Камчатского края в адрес прокуратуры Карагинского района Камчатского края направлено поручение о проведении проверки по доводам обращения Харина Д.Н. о нарушении трудового законодательства (том 3, л.д. 36).
ДД.ММ.ГГГГ Харин Д.Н. вновь обратился в прокуратуру Карагинского района Камчатского края с требованием предоставить ему копии документов: трудового договора, трудовой книжки, приказа о приеме на работу, документов о направлении в командировку, приказа о командировании работника (том 3, л.д. 89).
21 октября 2021 года прокуратурой Карагинского района Камчатского края в адрес прокуратуры Камчатского края направлена информация о результатах рассмотрения обращений Харина Д.Н., из которой, в числе прочего, следует, что в ходе проверки установлено, что в нарушение требований статьи 68 Трудового кодекса РФ приказ о приеме на работу Харина Д.Н. не соответствует условиям трудового договора в части оплаты труда (по условиям договора – 0,25 тарифной ставки, в приказе – полная ставка); в нарушение требований статьи 136 Трудового кодекса РФ заработная плата заявителю выплачивалась трижды – 14 августа, 19 сентября, 12 октября 2020 года, при этом, расчетные листы не выдавались (не направлялись), денежная компенсация за несвоевременное начисление заработной платы не выплачивалась; обязанность по учету рабочего времени необоснованно возложена на работника; приказ о командировании Харина Д.Н. издан после даты окончания командировки, последний с приказом не ознакомлен; в нарушение статьи 84.1 Трудового кодекса РФ при увольнении Харина Д.Н. работодателем не обеспечена выдача работнику трудовой книжки и направления уведомления о необходимости явиться за ней или дать согласие на ее направление по почте; прокурором района 6 августа 2021 года генеральному директору ООО «<данные изъяты>» внесено представление об устранении нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих, которое удовлетворено, нарушения устранены; о результатах проведенной проверки, выявленных нарушениях и разъяснением положений статей 391, 392 Трудового кодекса РФ Харин Д.Н. проинформирован ответом от 6 августа 2021 года № 3/24ж-2021; для уточнения обстоятельств устранения нарушений 21 октября 2021 года осуществлен звонок юристу ООО «<данные изъяты>»; факт выплаты заработной платы за 2020 год и перечисления денежных средств на карту ФИО5 подтверждается информацией УФНС России по Камчатскому краю от 16 сентября 2021 года; установленные в ходе проверки обстоятельства свидетельствуют о наличии неурегулированных разногласий между работником и работодателем в части осуществления Хариным Д.Н. трудовых функций представителя интересов Общества до декабря 2020 года, которые подлежат разрешению в соответствии со статьей 381 Трудового кодекса РФ в установленном законом порядке; по доводу о фальсификации и проведении почерковедческой экспертизы установлено, что прокуратурой района рассмотрено обращение Харина Д.Н. от 5 апреля 2021 года (исходящий номер от 27 мая 2021 года № 1р-2021), которое 3 июня 2021 года направлено в ОП № 18 Корякского МО МВД России для рассмотрения по существу и принятия решения в порядке статей 144, 145 УПК РФ, сообщение зарегистрировано в дежурной части ОП № 18 Корякского МО МВД России за КУСП № 180 от 4 июня 2021 года, согласно резолюции 4 июня 2021 года ВрИО начальника ОП № 18 Корякского МО МВД России материал передан УУП ГУУП и ПДН ОП № 18 Корякского МО МВД России для проведения проверки в порядке статей 144, 145 УПК РФ до 7 июня 2021 года, усмотрев признаки преступления, предусмотренного статьей 145.1 Уголовного кодекса РФ ВрИО начальника 7 июня 2021 года принято решение (постановление) передать сообщение и материал проверки по подследственности в Олюторский межрайонный СО СУ СК России по Камчатскому краю; 25 июня 2021 года руководитель СО СУ СК России по Камчатскому краю, не согласившись с решением полиции, обжаловал решение в прокуратуру Карагинского района Камчатского края, в связи с нарушением инструкции, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 года № 736, вместе с тем, старшим помощником прокурора района во время его исполнения обязанностей прокурора района оценка принятого организацией дознания решения не дана, материал органа дознания находился в надзорном производстве по жалобе Харина Д.Н. № 24ж-2021. Прокуратурой района проведена проверка соблюдения должностными лицами органов внутренних дел требований правил подследственности при рассмотрении сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 151 Уголовного кодекса РФ, по результатам которой установлено, что обращение Харина Д.Н. в прокуратуру Карагинского района Камчатского края поступило по факту фальсификации документов, представленных ООО «<данные изъяты>» в Оссорский районный суд Карагинского района и в последующем направлена в ОП № 18 Корякского МО МВД России для проведения проверки и оценки действий по статье 327 Уголовного кодекса РФ, по результатам доследственной проверки 7 июня 2021 года ОП № 18 Корякского МО МВД России принято решение о передаче сообщения о преступлении по подследственности в Олюторский МСО СУ СК России по Камчатскому краю; при производстве проверки органом дознания не установлено сведений, указывающих на наличие признаков преступления, в том числе, предусмотренного статьей 145.1 Уголовного кодекса РФ, проверочные мероприятия доводов заявителя не проведены, материал проверки в отсутствие достаточных оснований передан по подследственности в Олюторский СО СУ СК России по Камчатскому краю; прокуратурой района 21 октября 2021 года решение органа дознания отменено, материал проверки КУСП № 180 от 4 июня 2021 года направлен в ОП № 18 Корякского МО МВД России для организации дополнительной проверки с конкретными указаниями, подлежащими обязательному исполнению, также 21 октября 2021 года начальнику Корякского МО МВД России по фактам указанных нарушений внесено представление, которое находится на рассмотрении. Указано, что доводы Харина Д.Н. о возложении обязанности на прокуратуру Карагинского района Камчатского края провести почерковедческую экспертизу, возбудить уголовное дело на генерального директора ООО «<данные изъяты>» по факту фальсификации документов не состоятельны, так как в силу положений федерального закона прокурор не уполномочен принимать решение о назначении экспертиз и возбуждении уголовных дел (том 3, л.д.37 – 39).
Исходя из положений пунктом 3.3, 3.4, 3.5 Инструкции решение о направлении обращения в другие органы является одним из решений, принимаемых по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению.
Направление прокуратурой Карагинского района Камчатского края обращения Харина Д.Н. по доводу о фальсификации документов в ОП № 18 Корякского МО МВД России для рассмотрения по существу и принятия решения в порядке статей 144, 145 УПК РФ, не противоречит приведенным требованиям закона и прав Харина Д.Н. на рассмотрение обращения не нарушает.
Из возражений прокуратуры Карагинского района Камчатского края на административное исковое заявление следует, что 25 октября 2021 года в ОП № 18 Корякского МО МВД России зарегистрирован материал проверки по заявлению Харина Д.Н. КУСП № № по результатам проверки, проведенной в порядке статей 144, 145 УПК РФ 4 ноября 2021 года УУП ГУУП и ПДН ОП № 18 Корякского МО МВД принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела на основании пункта 1 части 1 статьи 24 УПК РФ, в связи с отсутствие события преступления, предусмотренного частью 1 статьи 327 Уголовного кодекса РФ; прокуратурой Карагинского района Камчатского края 15 ноября 2021 года решение органа дознания отменено, материал проверки КУСП № № от 25 октября 2021 года направлен в ОП № 18 Корякского МО МВД России для организации проведения дополнительных проверочных мероприятий.
22 октября 2021 года в адрес Харина Д.Н. в очередной раз прокуратурой Карагинского района Камчатского края по его заявлению от 13 октября 2021 года направлены: копия трудового договора, копия трудовой книжки, копия приказа о приеме на работу, копия приказа о направлении в командировку сроком на 63 календарных дня (том 1, л.д. 72, 73; том 3, л.д. 90). 28 октября 2021 года по заявлению Харина Д.Н. от 26 октября 2021 года прокуратурой Карагинского района Камчатского края направлены копии приказа о прекращении трудового договора, заявления об увольнении (том 1, л.д. 75, 76).
22 октября 2021 года Харин Д.Н. обратился в прокуратуру Камчатского края с жалобой, в которой просил провести проверку по его обращениям должным образом с предоставлением копий документов и результатов проверки (том 3, л.д. 22).
25 октября 2021 года заместителем прокурора Камчатского края в адрес исполняющего обязанности прокурора Карагинского района Камчатского края направлено поручение о проведении поверки, в котором указано, что прокуратурой Карагинского района Камчатского края проверка по обращению Харина Д.Н. о нарушении трудового законодательства ООО «<данные изъяты>» надлежащим образом не проведена, оценка доводам заявителя в части полноты начисления и фактической выплаты заработной платы, компенсации командировочных расходов и неиспользованного отпуска, выдачи трудовой книжки не дана, бухгалтерская документация не изучалась, заинтересованные лица не опрашивались. Поручено проведение дополнительной проверки соблюдения ООО «<данные изъяты>» требований трудового законодательства, в ходе которой необходимо опросить Харина Д.Н. по доводам обращения, истребовать в ООО «<данные изъяты>» табели учета рабочего времени, документы, подтверждающие начисление и выплату заработной платы, установить сумму заработной платы за каждый проработанный месяц (компенсационные, командировочные выплаты, окончательный расчет), установить лиц, которые осуществляли передачу трудовой книжки, принять меры к ее получению заявителем, опросить супругу заявителя с целью выяснения обстоятельств и сумм получения ею заработной платы Харина Д.Н., о результатах уведомить заявителя в срок до 2 ноября 2021 года (том 1, л.д. 77; том 3, л.д. 40).
В рамках исполнения указанного поручения прокуратурой Карагинского района Камчатского края 21 октября 2021 года в адрес филиала «<данные изъяты>» ФГУП «<данные изъяты>» направлен запрос о предоставлении информации об осуществлении трудовой деятельности Хариным Д.Н. в декабре 2020 года, участвовавшего в подписании акта, также предоставлении заверенной копии акта ввода в эксплуатацию объекта (том 3, л.д. 56); 27 октября 2021 года в адрес генерального директора ООО «<данные изъяты>» направлено требование о предоставлении информации (том 1, л.д. 78 – 80; том 3, л.д. 40, 41); 1 ноября 2021 года помощником прокурора Карагинского района Камчатского края проведен опрос Харина Д.Н. (том 1, л.д. 82, 83; том 3, л.д. 47); 2 ноября 2021 года помощником прокурора Карагинского района Камчатского края проведена посредством телефонной связи беседа с супругой Харина Д.Н. – ФИО5 по обстоятельствам перечисления ей денежных средств в качестве заработной платы Харина Д.Н. (том 1, л.д. 84; том 3, л.д. 48); 2 ноября 2021 года в адрес Харина Д.Н. прокуратурой Карагинского района Камчатского края направлено сообщение о том, что ООО «<данные изъяты>» не представило необходимых для дополнительного анализа документов (том 1, л.д. 85; том 3, л.д. 48); 2 ноября 2021 года в адрес генерального директора ООО «<данные изъяты>» направлено требование о явке 12 ноября 2021 года для ознакомления с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, получении его копии и дачи объяснений по существу нарушений (том 1, л.д. 86 – 88; том 3, л.д. 49 - 50); 3 ноября 2021 года в адрес прокурора г. Петропавловска-Камчатского направлено сообщение о поручении подчиненным сотрудникам провести проверку доводов обращения Харина Д.Н. в связи с ненадлежащим исполнением ООО «<данные изъяты>» запросов (том 1, л.д. 96, 97); 15 ноября 2021 года в отношении генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО4 возбуждено дело об административном правонарушении о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (том 1, л.д. 91 – 95; том 3, л.д. 54 - 56); 22 ноября 2021 года помощником прокурора г. Петропавловска-Камчатского по запросу прокуратуры Карагинского района взято объяснение от генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО4 (том 1, л.д. 101, 102; том 3, л.д. 24), 24 ноября 2021 года прокуратурой г. Петропавловска-Камчатского направлены в прокуратуру Карагинского района истребованные документы, связанные с трудовой деятельностью Харина Д.Н. на 14 листах (том 1, л.д. 99).
22 октября 2021 года из ФГУП «<данные изъяты>» в адрес прокуратуры Карагинского района Камчатского края направлены сведения о том, что 2 июля 2020 года между ФГУП «<данные изъяты>» в лице филиала «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» заключен договор № № «Ремонт здания <данные изъяты>», работы выполнены Обществом 7 декабря 2020 года, акт о вводе в эксплуатацию пристройки в филиале отсутствует, ввод объекта осуществлялся на основании приказа филиала, подтвердил, что на объекте – здание <данные изъяты> находился Харин Д.Н. как представитель Общества, пропуск на его имя на объект не оформлялся, поскольку заявок на его оформление не поступало, направлены: копия приказа о направлении работника в командировку, копия акта освидетельствования скрытых работ, копия акта выполненных работ, копия акта о продлении срока исполнения договора (том 3, л.д. 57 – 59).
26 октября 2021 года Харин Д.Н. в очередной раз обратился в прокуратуру Карагинского района Камчатского края с заявлением о предоставлении копии приказа о прекращении трудового договора, копии его заявления об увольнении, для подачи искового заявления в Петропавловск-Камчатский городской суд (том 3, л.д. 91).
28 октября 2021 года испрашиваемые Хариным Д.Н. копии документов направлены в его адрес (том 3, л.д. 92).
3 ноября 2021 года ООО «<данные изъяты>» направило в адрес прокуратуры Карагинского района Камчатского края во исполнение требования о предоставлении информации от 27 октября 2021 года сообщение, согласно которому трудовая книжка передана непосредственно Харину Д.Н. лично в руки в п. Оссора Карагинского района Камчатского края через мужчину, который летел в п. Оссора Карагинского района Камчатского края через п. Козыревск, контактные данные не сохранились, причины отказа в получении трудовой книжки не озвучены, Харин Д.Н. от подписи в получении трудовой книжки отказался, трудовая книжка была оставлена в квартире по месту проживания бывшего работника; направлены копии платежных ведомостей и лицевого счета, составленного по форме Т-54, из которых видно все начисления заработной платы работнику за весь период работы, включая компенсацию за отпуск при увольнении; указано, что в отношении контрагента ООО «<данные изъяты>» филиала «<данные изъяты>», в документах которого в декабре 2020 года содержится подпись Харина Д.Н., ничего пояснить не могут, так как ООО «<данные изъяты>» не располагает такими сведениями и полномочия на подписание каких-либо документов Харину Д.Н. не давалось; указано, что фактически командировки не было, Харин Д.Н. был принят на работу непосредственно для осуществления своих функций в п. Оссора Карагинского района Камчатского края, приказ о командировке отменен, никаких доверенностей Харину Д.Н. не выдавалось; заявление на увольнение передано нарочно директору посредством третьего лица Хариным Д.Г. (том 1, л.д. 81; том 3, л.д. 43 - 46).
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Карагинского района Камчатского края в адрес прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского в рамках взаимодействия направлено поручение о проведении проверки по доводам Харина Д.Н., а именно: установить сведения о лице, которому поручено вручить либо организовать вручение документов Харину Д.Н., сведения о занимаемой в ООО «<данные изъяты>» должности, ФИО, контактный номер телефона, опросить по обстоятельствам передачи документов с отражением сведений о лице, непосредственно вручавшем документы Харину Д.Н.; выяснить причину отказа Харина Д.Н. в получении документов и принятых доверенным лицом, руководителем ООО «<данные изъяты>» мерах по дальнейшему распоряжению документами Харина Д.Н.; информирование доверенным лицом руководителя Общества о способе вручения и поступления Харину Д.Н. документов; установить обстоятельства составления и направления расчетных листов Харину Д.Н.; табелирование учета рабочего времени Харина Д.Н. за период с 30 июня по 12 октября 2020 года; истребовать документы, подтверждающие начисление и выплату заработной платы Харину Д.Н. с отражением суммы за каждый проработанный месяц, а также иных причитающихся выплат при увольнении (компенсационные, командировочные выплаты, окончательный расчет); отобрать объяснения руководителя ООО «<данные изъяты>» о способе поступления заявления Харина Д.Н. об увольнении (том 3, л.д. 60).
9 ноября 2021 года из прокуратуры Камчатского края в прокуратуру Карагинского района Камчатского края направлен запрос о предоставлении информации по доводам, изложенным Хариным Д.Н. в обращении. Аналогичный запрос направлен в декабре 2021 года (том 3, л.д. 21).
23 ноября 2021 года прокуратурой Карагинского района Камчатского края в адрес генерального директора ООО «<данные изъяты>» направлено требование о явке на рассмотрение вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (том 3, л.д. 74 – 76). В ответ на указанное требование генеральный директор Общества направил в адрес прокуратуры Карагинского района Камчатского края ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту его жительства в г. Петропавловске-Камчатском (том 3, л.д. 74).
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Петропавловска-Камчатского в адрес прокуратуры Карагинского района Камчатского края направлены истребованные документы, связанные с трудовой деятельностью Харина Д.Н.: выписка из табеля учета рабочего времени, копия лицевого счета по форме Т-54, расчетные листки за период работы Харина Д.Н., копии платежных ведомостей за период работы последнего, объяснения генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО4 от 22 ноября 2021 года (том 1, л.д. 99 – 102; том 3, л.д. 61 - 69).
29 ноября 2021 года из прокуратуры Камчатского края в адрес прокуратуры Карагинского района Камчатского края направлен запрос о предоставлении информации по доводам, изложенным Хариным Д.Н. в обращении (том 3, л.д. 71).
1 декабря 2021 года помощником прокурора Карагинского района Камчатского края с Харина Д.Н. взято объяснение по факту указанных в обращениях фактах (том 3, л.д. 25, 26).
1 декабря 2021 года прокуратурой Карагинского района Камчатского края в адрес прокуратуры Камчатского края направлена информация по доводам, изложенным в обращении Харина Д.Н. о несогласии с ответом прокуратуры района, аналогичное по содержанию информации от 21 октября 2021 года, при этом, дополнительно указано, что в рамках исполнения поручений прокуратуры Камчатского края о проведении дополнительной проверки доводов Харина Д.Н. установлено, что ООО «<данные изъяты>», несмотря на принятые прокуратурой района меры, не предоставило достоверных сведений о фактическом устранении ранее выявленных нарушений, в связи с чем в отношении генерального директора Общества возбуждено 2 ноября 2021 года дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; анализом полученных в ходе проверочных мероприятий документов, представленных, в том числе, ООО «ТЭМП», установлено, что отраженные в них сведения носят противоречивый характер, не позволяющий надлежаще дать правовую оценку соблюдения трудового законодательства; 2 декабря 2021 года прокуратурой района в отношении ООО «ТЭМП» и должностного лица Общества возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые направлены на рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае (том 3, л.д. 72 – 74).
Постановлением мирового судьи судебного участка № 16 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 16 декабря 2021 года генеральный директор ООО «<данные изъяты>» ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (по факту не выполнения законных требований прокурора Карагинского района Камчатского края), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
25 января 2022 года прокуратурой Камчатского края в адрес прокурора Карагинского района Камчатского края направлен запрос о предоставлении информации о результатах проведенной процессуальной проверки ОП № 18 Корякского МО МВД России о наличии признаков состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 145.1 Уголовного кодекса РФ, в действиях руководителя ООО «<данные изъяты>» по факту невыплаты заработной платы Харину Д.Н. (том 3, л.д. 30).
3 февраля 2022 года в адрес Харина Д.Н. прокуратурой Карагинского района Камчатского края направлена копия постановления прокурора Карагинского района Камчатского края по результатам рассмотрения его жалобы о несогласии с постановлением дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела по материалу № от 25 октября 2021 года и не проведении почерковедческой экспертизы, согласно которому жалоба удовлетворена (том 3, л.д. 97 – 98).
Также 3 февраля 2022 года в адрес начальника Корякского МО МВД России внесено представление об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства, в котором указано, что по результатам проверки законности процессуального решения по сообщению о преступлении от 25 октября 2021 года КУСП № № по факту незаконного увольнения Харина Д.Н. из ООО «<данные изъяты>» выявлены факты грубых нарушений, связанных с невыполнением ранее данных прокурором указаний, а также волокита при проведении доследственной проверки (том 3, л.д. 99, 100).
Иных обращений Харина Д.Н. в прокуратуру Карагинского района Камчатского края, прокуратуру Камчатского края материалы дела не содержат, суду не представлено.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 30 мая 2022 года с учетом определения суда от 15 июня 2022 года об исправлении описки, вступившим в законную силу 16 марта 2023 года, иск Харина Д.Н. удовлетворен частично: признаны незаконными увольнение Харина Д.Н. 12 октября 2020 года, приказ об увольнении от 12 октября 2020 года № 3-П по собственному желанию; изменена дата увольнения Харина Д.Н. из ООО «<данные изъяты>» на 31 декабря 2020 года без изменения формулировки увольнения; признана недействительной запись в трудовой книжке об увольнении из ООО «<данные изъяты>» по собственному желанию 12 октября 2020 года; на ООО «<данные изъяты>» возложена обязанность внести в трудовую книжку запись о дате увольнении Харина Д.Н. по собственному желанию 31 декабря 2020 года; на ООО «<данные изъяты>» возложена обязанность выдать Харину Д.Н. дубликат трудовой книжки; с ООО «<данные изъяты>» в пользу Харина Д.Н. взыскана задолженность по заработной плате за период с 1 июля по 31 декабря 2020 года в размере 171 165 рублей 64 копеек, компенсация отпускных за проработанное время в размере 25 265 рублей 58 копеек, компенсация за задержку выплаты заработной платы и компенсации отпускных за период с 1 августа 2020 года по 24 января 2022 года в размере 34 123 рублей 34 копеек, компенсация морального вреда в размере 20 000 рублей; в удовлетворении иска в остальной части отказано (том 2, л.д. 90 – 100).
Как приведено выше, из совокупности положений части 9 статьи 226, статьи 227 КАС РФ для признания незаконными действий (бездействия) должностных лиц необходимо наличие совокупности следующих условий – несоответствие оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам; отсутствие полномочий на принятие оспариваемого решения и совершения оспариваемого действия (бездействия); нарушение порядка принятия оспариваемого решения совершения оспариваемых действий (бездействия) и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) должностного лица не могут быть признаны незаконными.
Решение вопроса о признании незаконным действия (бездействия) должностного лица имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что прокуратурой Карагинского района Камчатского края выполнены все возможные меры, направленные на надлежащее рассмотрение обращений Харина Д.Н., а также исполнение поручений прокуратуры Камчатского края, а именно: письменные обращения административного истца рассмотрены в установленном законом порядке уполномоченным лицом; допрошен заявитель по доводам его обращений; опрошены заинтересованные лица – генеральный директор ООО «<данные изъяты>» ФИО4, юрист Общества; истребованы необходимые документы, связанные с осуществлением трудовой деятельности Харина Д.Н. в ООО «<данные изъяты>», в том числе, у работодателя, из ФГУП «<данные изъяты>»; по существу поставленных в обращениях вопросов даны мотивированные ответы, со ссылками на соответствующие нормы материального права, а также представлены запрашиваемые заявителем документы; в связи с неисполнением требований прокурора Карагинского района Камчатского края генеральный директор ООО «<данные изъяты>» привлечен к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; по факту фальсификации документов и подписи Харина Д.Н., проведении почерковедческой экспертизы обращение последнего направлено в ОП № 18 Корякского МО МВД России для проведения соответствующей проверки.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.
Доводы административного истца о том, что прокуратурой Карагинского района Камчатского края не в полном объеме проведена проверка по его обращениям, исходя из установленных по делу обстоятельств, не могут быть признаны обоснованными, при том, что прокурор в силу положений федерального законодательства самостоятельно определяет ход проведения проверки, истребует информацию и материалы, необходимые для правильной и всесторонней дачи ответа.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в абзаце втором пункта 17 постановления от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).
Все действия по обращениям Харина Д.Н. административными ответчиками выполнены в соответствии с положениями действующего законодательства, в пределах возложенных на них полномочий.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания того нарушены ли его права, свободы и законные интересы оспариваемым решением должностного лица.
Вместе с тем, административным истцом не представлено доказательств тому, что в связи с оспариваемым бездействием административных ответчиков нарушены его права, свободы и законные интересы, на него не возложены какие-либо обязанности, принимая во внимание, что решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 30 мая 2022 года с учетом определения суда от 15 июня 2022 года об исправлении описки, вступившим в законную силу 16 марта 2023 года, его исковые требования по факту нарушения трудовых прав рассмотрены и удовлетворены частично.
Несогласие административного истца с содержанием ответов прокуратуры само по себе не может служить основанием для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия, в рамках проведенной проверки по обращениям административного истца, поскольку, как указано выше, на основании статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения; орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным; какая-либо форма вмешательства в деятельность прокурора по осуществлению прокурорского надзора, в том числе понуждение прокурора к принятию мер прокурорского реагирования, в силу положений статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» запрещена.
Доводы о неполноте проведенных проверок направлены на оспаривание целесообразности принятых прокурором по обращениям Харина Д.Н. решений, что является недопустимым вмешательством в деятельность прокурора по осуществлению прокурорского надзора.
При этом, суд учитывает, что принятие мер прокурорского реагирования в силу положений статей 22 - 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» является правом и прерогативой прокурора.
Выбор конкретных мер прокурорского реагирования, в том случае, если имеются к тому основания, равно как и отказ в применении этих мер, относится к усмотрению органов прокуратуры, оценка которого не входит в компетенцию суда.
В противном случае, это означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов согласно положениям Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации».
Требование Харина Д.Н. о понуждении прокурора возбудить уголовное дело в отношении генерального директора ООО «ТЭМП», проведении почерковедческой экспертизы не основано на законе.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Для рассмотрения сообщений о преступлении, в том числе, поступивших в органы прокуратуры, статьями 144, 145 УПК РФ и подзаконными актами предусмотрен иной порядок рассмотрения.
В силу пункта 2.2 Инструкции поступившие в органы прокуратуры сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях подлежат учету и рассматриваются в порядке, установленном соответствующим приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 декабря 2007 года № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях» предписано организовать учет и рассмотрение поступающих в органы прокуратуры сообщений о преступлениях в строгом соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и названным приказом (пункт 1.1).
Согласно пункту 1.2 приведенного приказа при осуществлении этой деятельности исходить из того, что прокуроры не вправе разрешать сообщения о преступлениях. Поступающие в органы прокуратуры подобные сообщения по почте или иными средствами связи незамедлительно фиксировать в Книге учета сообщений о преступлениях согласно прилагаемому образцу, а сами сообщения безотлагательно передавать в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со статьями 144, 151 УПК РФ.
Судом по делу установлено, что указанные требования закона прокуратурой Карагинского района Камчатского края выполнены – обращение Харина Д.Н. о фальсификации документов, содержащее требование провести почерковедческую экспертизу и возбудить уголовное дело в отношении генерального директора ООО «ТЭМП» направлено прокуратурой Карагинского района Камчатского края в ОП № 18 Корякского МО МВД России для рассмотрения по существу и принятия решения в порядке статей 144, 145 УПК РФ.
На основании изложенного, исходя из обстоятельств дела, проанализировав представленные по делу доказательства, учитывая приведенную позицию Верховного Суда РФ, оснований для признания незаконным бездействия в рамках проведенной проверки по обращениям административного истца у суда не имеется, поскольку обращения заявителя рассмотрены уполномоченным лицом в установленном законом порядке, административный ответчик при рассмотрении обращений действовал в пределах полномочий, предоставленных ему законом, заявителю даны мотивированные ответы по существу поставленных в обращениях вопросов, какие-либо права и законные интересы административного истца не нарушены, препятствий к их осуществлению не создано.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Статьей 1069 Гражданского кодекса РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При этом ответственность государства за действия должностных лиц, предусмотренная статьей 1069 Гражданского кодекса РФ, наступает при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями. Аналогичная правовая позиция, определяющая основания наступления гражданско-правовой ответственности, закреплена в пункте 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, из которой следует, что ответственность наступает при совокупности условий, которая включает наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.
Отсутствие одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении вреда.
При этом следует учитывать, что наличие у гражданина установленного законом права на возмещение вреда, причиненного незаконным бездействием органов государственной власти, должностными лицами, не освобождает его от обязанности приводить в исковом заявлении либо при рассмотрении дела по существу обоснование тому, в чем конкретно выразилось нарушение его прав, свобод и законных интересов, а также представлять доказательства, подтверждающие нарушение такого права.
Факт причинения истцу нравственных страданий в результате действий либо (бездействия) ответчиков не доказан.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного иска Харина Д.Н. к прокуратуре Карагинского района Камчатского края, прокуратуре Камчатского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о признании незаконным бездействие, выразившееся в ненадлежащем проведении проверки по его обращениям, возложении обязанности на прокуратуру Карагинского района Камчатского края в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу: дать оценку в части полноты начисления и выплаты ему заработной платы, в том числе, установить сумму заработной платы за каждый проработанный месяц, установить компенсационные, командировочные выплаты и выплаты, связанные с переменой места жительства, с работой в ночное время либо за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, произвести окончательный расчет, установить данные выплаты с учетом северных надбавок, обязать изучить бухгалтерскую документацию ООО «<данные изъяты>»; провести почерковедческую экспертизу заявления об увольнении; возбудить уголовное дело по статье 145 Уголовного кодекса РФ; установить лиц, осуществлявших передачу ему трудовой книжки и предпринять меры к получению ее им; привлечь ООО «<данные изъяты>» к ответственности за нарушение трудовых прав работника; ознакомить его с результатами проведенной проверки; взыскании компенсации морального вреда в размере 250 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд путем принесения жалобы через Постоянное судебное присутствие Олюторского районного суда Камчатского края в п. Оссора в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 4 декабря 2023 года.
Судья