НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ольского районного суда (Магаданская область) от 05.05.2011 № 2-631

                                                                                    Ольский районный суд Магаданской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ольский районный суд Магаданской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-631/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Пос. Ола 05 мая 2011 г.

Ольский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Сасова В.В.,

при секретаре Сенцовой Н.А.,

с участием прокурора - помощника прокурора Ольского района Магаданской области Петухова Д.В.,

представителя муниципального образования (Главы) «пос. Армань» Шахурдиной Т.И. действующей по доверенности от 11.01.2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ольского района Магаданской области о признании противоречащим действующему законодательству положений ( частично) Устава муниципального образования «п. Армань»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ольского района Магаданской области обратился с заявлением о признании противоречащими действующему законодательству и недействующими с 05 мая 2009 г. пункты «г», «е», «ж» и «з» ч. 2 ст. 106 Устава муниципального образования (далее МО) «поселок Армань» мотивируя свои требования следующим.

Решением представительного органа муниципального образования «поселок Армань» 29 июля 2005 г. принят Устав данного муниципального образования, а 05.05.2009 г. в ч. 2 ст. 106 Устава внесены изменения, согласно которым, лицам, замещающим муниципальные должности, помимо гарантий, федеральным и областным законодательством, предоставлены следующие гарантии:

- страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением полномочий;

- страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий;

- выплаты единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий ( за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36, пунктами 1, 4, 5 и 8 ч. 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а так же случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Федерального закона) в размере, установленном муниципальным правовым актом;

- выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее должность Секретаря Собрания представителей, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий ( за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36 пунктами 1, 4, 5 и 8 ч. 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» а так же случая роспуска Собрания представителей в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Федерального закона).

По мнению прокурора, упомянутые положения противоречат Трудовому кодексу РФ, в частности ст. 6, которой установлено, что вопросы установления гарантий относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегулированы Трудовым кодексом РФ и установление каких либо гарантий муниципальным образованием выходит за пределы полномочий органов местного самоуправления.

Помимо этого выплата денежного вознаграждения после освобождения от должности, выходит за рамки трудовых правоотношений и создает преимущества лицам, замещавшим муниципальные должности данного муниципального образования.

Вопросы страхования урегулированы нормами Гражданского кодекса РФ ( в частности ст.ст. 3 и 927) и иными, принятыми в соответствии федеральными законами регулирующими гражданские правоотношения, а действующими на настоящее время указанными законодательными актами не предусмотрено обязательное государственное страхование жизни и здоровья лиц замещающих муниципальные должности.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а так же конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Заинтересованные лица - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, Собрание представителей муниципального образования «поселок Армань», о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного разбирательства не просили.

Глава муниципального образования «поселок Армань» о времени и месте судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, об отложении судебного разбирательства не просила.

Суд, с учетом надлежащего уведомления заинтересованных лиц, мнения прокурора и представителя Шахурдиной Т.И., нашел возможным рассмотреть дело в отсутствии Главы муниципального образования «поселок Армань» и представителей Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу и Собрания представителей муниципального образования «поселок Армань».

Прокурор заявленные требовании поддержал в полном объеме и по их существу дал пояснения аналогичные изложенным в заявлении, просил признать противоречащими действующему законодательству и недействующими с 05 мая 2009 г. пункты «г», «е», «ж» и «з» ч. 2 ст. 106 Устава муниципального образования (далее МО) «поселок Армань», уточнив, что гарантия предусмотренная п. «ж» ч. 2 ст. 106 Устава, распространяет свое действие не только на секретаря Собрания представителей, как это указано в иске, но и на всех лиц замещающих муниципальные должности.

Из отзыва Главы муниципального образования «поселок Армань» Шарифулиной И.А. следует, что она согласна с требованиями прокурора в части признания противоречащим действующему законодательству и недействующим пункт «з» ч. 2 ст. 106 Устава МО «п. Армань» и полагает возможным признать недействующим указного положения с момента вступления в силу Закона Магаданской области от 11.03.2011 г. № 1373-ОЗ - с 26 марта 2011 г.

В удовлетворении требований о признании противоречащими действующему законодательству и недействующими пунктов «г», «е» и «ж» ч. 2 ст. 106 Устава МО «п. Армань» просила отказать, поскольку данные положения приняты на основании ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 3 Закона Магаданской области от 24.11.2008 г. № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», т.е. в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством и не противоречат ему.

Представитель муниципального образования (главы) «поселок Армань» Шахурдина Т. И. в судебном заседании поддержала позицию Главы данного муниципального образования и согласилась с требованием прокурора о признании противоречащим действующему законодательству и не действующим «з» ч. 2 ст. 106 Устава МО «п. Армань». Просила признать недействующим указное положение с момента вступления в силу Закона Магаданской области от 11.03.2011 г. № 1373-ОЗ - с 26 марта 2011 г.

В удовлетворении требований о признании противоречащими действующему законодательству и недействующими пункты «г», «е» и «ж» ч. 2 ст. 106 Устава МО «п. Армань» просила отказать.

В обосновании высказанной позиции, представитель Шахурдина Т.И. дала пояснения, аналогичные сведениям, изложенным в отзыве Главы муниципального образования «пос. Армань», дополнив, что в соответствии с п. «н» ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции РФ вопрос установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Оспариваемые прокурором гарантии приняты на основании Закона Магаданской области № 1061-ОЗ который в свою очередь принят в соответствии с указанными положениями Конституции РФ, статьи 40 ( п. 5.1) Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в настоящее время действует и не отменен.

Право предоставлять гарантии работникам, освобожденным от работы вследствии избрания их на выборные должности в органам местного самоуправления, законами субъекта предоставляется и ст. 172 ТК РФ.

С учетом изложенного полагает, что оспариваемые положения Устава приняты в соответствии с предоставленными действующим законодательством полномочиями.

Выслушав прокурора, представителя и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 34 и 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган местного самоуправления входит в структуру органов местного самоуправления и обладает исключительной компетенцией по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

Согласно ст.ст. 8, 23 и 41 Устава муниципального образования «поселок Армань» представительным органом данного муниципального образования является Собрание представителей, которое обладает исключительной компетенцией по принятию Устава муниципального образования «поселок Армань» и внесению в него изменений, а так же правом по принятию нормативных и иных правовых актов в форме Решений.

Согласно Уставу муниципального образования «поселок Армань» и свидетельству о государственной регистрации, указанный устав принят решением представительного органа муниципального образования № 8 от 29.07.2005 г., зарегистрирован в установленном порядке и опубликован в газете «Рассвет Севера» 23.12.2005 г.

Решением № 12 от 05.05.2009 г. Собрания представителей муниципального образования «поселок Армань» в упомянутый Устав, внесены изменения, которые прошли государственную регистрацию в установленном порядке, обнародованы ( акт от 05.05.2009 г.) и вступили в действие с 05.05.2009 г. Данным решением статья 106 Устава изложена в новой редакции и ее частью 2-й депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе ( далее лица, замещающие муниципальные должности), мимо гарантий, предусмотренных федеральным и областным законодательством предоставлены следующие гарантии:

п. «г» - страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением полномочий;

п. «е» - страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий;

п. «ж» - выплаты единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36, пунктами 1, 4, 5 и 8 ч. 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а так же случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Федерального закона) в размере, установленном муниципальным правовым актом;

п. «з» - выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее муниципальную должность, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий ( за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36 пунктами 1, 4, 5 и 8 ч. 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» а так же случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Федерального закона).

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а так же конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Вопросы страхования относятся к сфере гражданско-правового регулирования Главы 48 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно статьям 927 и 935 данного кодекса, законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета ( обязательное государственное страхование).

Согласно положениям ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство состоит из названного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, именуемых в тексте Гражданского кодекса - законы.

Таким образом, приведенные выше положения статей 3, 927 и 935 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствуют о том, что обязательное государственное страхование должно устанавливаться только федеральным законодательством.

Действующим в настоящее время федеральным законодательством, обязательного государственного страхования жизни, здоровья и имущества лиц, замещающих муниципальные должности органов местного самоуправления, не предусмотрено, а право издавать акты, содержащие нормы гражданского права, субъектам Российской Федерации не предоставлено.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что возможность предоставления гарантий связанных со страхованием здоровья и имущества депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе (п. «г» и «е» ч. 2 ст. 106 Устава) установлена Уставом данного муниципального образования вопреки указанным выше положениям, т.е. с превышением компетенции органов местного самоуправления, а следовательно в нарушении действующего федерального законодательства и требовании в части признания недействующими пунктов «г» и «е» Устава МО «поселок Армань» подлежат удовлетворению.

Замещение гражданами выборных должностей органов местного самоуправления является реализацией их трудовых прав и охватывается сферой трудового законодательства.

Как следует из ст. ст. 164 и 165 ТК РФ, гарантии выплаты единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, а так же выплата им в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получали лицо, замещающее муниципальную должность, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий данными статьями не предусмотрены.

В соответствии со ст. 172 ТК РФ, гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Как следует из Устава муниципального образования «поселок Армань», оспариваемые положения приняты на основании Закона Магаданской области от 24.11.2008 г. № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», которым для лиц замещающим муниципальные должности установлены гарантии, которые могут предусматриваться Уставом муниципального образования:

- в целях обеспечения условий для беспрепятственного осуществления ими своих полномочий ( ст. 2);

- предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 3 ч. 1).

А так же предоставлено право в Уставе муниципального образования предусматривать иные гарантии, помимо гарантий предусмотренных федеральным и областным законодательством ( ст. 3 ч. 2). В частности:

- выплата единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1, 3, 5, 6, 9 части 6 статьи 36, пунктами 1, 4, 5, 8 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 указанного Федерального закона) в размере, установленном муниципальным правовым актом ( п. «ж»).

Как следует из приведенных положений, частью 2-й ст. 3 Закона Магаданской области № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» гарантия предусмотренные п. «ж», упомянутым законом как таковая не установлена, а органам местного самоуправления представлена только возможность предусмотреть данную гарантию в уставе муниципального образования, помимо гарантий, предусмотренных федеральным и областным законодательством.

Гарантия о возможности выплаты в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее муниципальную должность в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий 11.03.2011 г. исключена из Закона Магаданской области № 1061-ОЗ (законом № 1373-ОЗ).

Таким образом, гарантии предусмотренные п.п. «ж» и «з» упомянутым законом Магаданской области не установлены и в этой связи они приняты органом местного самоуправления с превышением своей компетенции, а следовательно противоречат действующему федеральному законодательству (ст.ст. 164, 165 и 172 Трудового кодекса Российской Федерации), поэтому требованная прокурора и в этой части подлежат удовлетворению.

Рассматривая позицию Главы муниципального образования «поселок Армань» и представителя Шахурдиной Т.И. обоснованной ссылками на положения Конституции Российской Федерации, закона № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», суд не принимает ее во внимание, поскольку:

- Рассматриваемые правоотношения не относятся к сфере организации системы органов местного самоуправления, а относятся к сфере трудовых и гражданско-правовых правоотношений;

- оспоренные гарантии не установлены ни федеральным, ни областным законодательством, не направлены на осуществление лицами, замещающими муниципальные должности своих полномочий, не определяют их статус и в этой связи не могли быть приняты в соответствии со ст. 40 (п. 5.1) Федерального закона № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления».

Ссылка представителя Шахурдиной Т.И. на то обстоятельство, что положения закона № 1061-ОЗ в настоящее время действуют и не отменены, не может служить основанием, для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку оспоренные положения Устава не соответствуют положениям федеральных законов и в силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не могут действовать, поскольку противоречат закону, имеющему большую юридическую силу.

Согласно сообщению Главы администрации муниципального образования «Поселок Армань», по указанным гарантиям в связи с окончание полномочий Бузинову Л.А. в 2010-2011 - м годах выплачивалось однократное денежное вознаграждение, а так же проводились ежемесячные выплаты до устройства на новое место работы.

Принимая во внимание, что оспариваемые гарантии были уже реализованы, то требования прокурора Ольского района о признании п. «г», «е», «ж» и «з» ч. 2 ст. 106 Устава муниципального образования «Поселок Армань» с 05.05.2009 г. не могут быть удовлетворены в этой части.

По этой же причине суд не принимает во внимание позицию представителя Шахурдиной и Главы муниципального образования «поселок Армань» о признании недействующим положения предусмотренного п. «з» ч. 2 ст. 106 Устава, момента вступления в законную силу закона Магаданской области № 1373-ОЗ, т.е. с 26 марта 2011 г..

Суд считает, что в данном случае указанные положения Устава должны быть признаны противоречащими действующему федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные прокурором требования удовлетворить частично.

Признать противоречащими действующему (федеральному) законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты «г», «е», «ж» и «з» части 2 ст. 106 Устава муниципального образования «поселок Армань».

В удовлетворении требования о признании противоречащими действующему законодательству указанных положений Устава муниципального образования «поселок Армань» с 05 мая 2009 г. отказать.

Опубликовать сообщение о решении суда в средствах массовой информации.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в десятидневный срок с момента изготовления мотивированного решения, т.е. с 11 мая 2011 г., с подачей кассационной жалобы через Ольский районный суд.

Судья В.В. Сасов

в