НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Оловяннинского районного суда (Забайкальский край) от 12.10.2023 № 2-534/2023

Гражданское дело

УИД 75RS0-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Оловяннинский районный суд <адрес> в составе судьи Н.В. Набережневой,

при секретаре ФИО3,

с участием старшего помощника прокурора района ФИО9,

ответчика ФИО1, представителя ответчика ФИО24,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах муниципального района «<адрес>» к администрации муниципального района «<адрес>», ФИО1 о признании приказа о наложении дисциплинарного взыскания незаконным, признании бездействия, обязании изменить формулировку увольнения,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах муниципального района «<адрес>» к администрации муниципального района «<адрес>», ФИО1 о признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ о наложении дисциплинарного взыскания заместителю главы муниципального района по образованию, дополнительному образованию и спорту ФИО1 в виде выговора незаконным, признании бездействия администрации муниципального района «<адрес>» в лице главы муниципального района незаконным и обязании администрации муниципального района «<адрес>» привлечь муниципального служащего ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.

В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции на территории муниципального района «<адрес>», в ходе которой выявлено следующее.

Распоряжением администрации муниципального района «<адрес>» ЛС от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначен на должность председателя МКУ РКО и ДМ администрации муниципального района «<адрес>».

Мать ФИО1Свидетель №1 является директором <адрес> Следовательно, они состоят в близких родственных отношениях.

Заседанием комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО1 является председателем МКУ РКО и ДМ с ДД.ММ.ГГГГ. Свидетель №1 занимает должность директора <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ г.р., которая не относится к должностям муниципальной службы, является руководителем самостоятельного бюджетного учреждения. Факт наличия между ними родственных отношений не свидетельствует о конфликте интересов, так как личной заинтересованности не имеется. В соответствии с. п. 4 ст. 123.21 ГК РФ руководитель учреждения назначается учредителем. Учредителем МБОУ <данные изъяты> является муниципальное образование в лице администрации муниципального района, финансирование осуществляется в пределах выявленных лимитов, оплата труда директора школы производится согласно положению об оплате труда. Директор школы в штате МКУ РКО и ДМ не состоит, начисление заработной платы производится МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» начальником, которая в родственных отношениях с директором не состоит. Учредителем МКУ ЦБ СО является администрация муниципального района «<адрес>», размер премий определяет управляющий совет.

Поскольку директор <данные изъяты> не является муниципальным служащим, конфликт интересов отсутствует.

Вместе с тем, данные выводы комиссии являются необоснованными по следующим обстоятельствам.

Положением о МКУ РКО и ДМ, утвержденным решением Совета муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что Комитет по образованию осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении образовательных учреждений.

Распоряжением администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена должностная инструкция заместителя руководителя администрации муниципального района по образованию, дополнительному образованию и спорту, председателя МКУ «Районный комитет по образованию и делам молодежи администрации муниципального района «<адрес>», согласно которой заместитель руководителя обязан издавать приказы в пределах компетенции МКУ РКО и ДМ, обязательные для выполнения работниками МКУ РКО и ДМ и всеми образовательными учреждениями муниципального района, устанавливать порядок материального стимулирования работников сферы образования в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и действующим законодательством, подписывать приказы о назначении (утверждении) руководителей муниципальных подведомственных учреждений и прекращении их полномочий, применении мер поощрения, мер дисциплинарного и материального взыскания, направлением на учебу и в командировки, о материальном стимулировании и т.п., определять порядок премирования и установления надбавок стимулирующего характера к должностным окладам руководителей образовательных учреждений.

Правом заместителя руководителя администрации в соответствии с данной должностной инструкцией является применение мер поощрения и привлечение к дисциплинарной ответственности работников Комитета, руководителей образовательных учреждений.

Согласно должностной инструкции директора общеобразовательного учреждения, утвержденной председателем МКУ РКО и ДМ ФИО1, директор общеобразовательного учреждения назначается и освобождается от должности председателем МКУ РКО и ДМ в порядке, предусмотренном законодательством и Уставом учреждения.

Таким образом, ФИО1, являясь председателем МКУ РКО и ДМ обладает организационно-распорядительными полномочиями в отношении директора образовательного учреждения, в том числе, в отношении своей матери Свидетель №1, являющейся директором <данные изъяты> является работодателем, принимает решения о применении мер поощрения, издает приказы, обязательные для исполнения в отношении образовательных учреждений. В частности, с председателем МКУ РКО и ДМ согласовывается совмещение директором <данные изъяты> иных должностей на период отсутствия основного работника, что уже свидетельствует о получении дополнительного дохода.

Довод о том, что конфликт интересов между председателем МКУ РКО и ДМ района ФИО1 и директором <данные изъяты>Свидетель №1-С. отсутствует ввиду того, что последняя не является муниципальным служащим, является несостоятельным.

Факт того, что председатель МКУ РКО и ДМ обладает организационно-распорядительными полномочиями в отношении директоров образовательных учреждений, свидетельствует о возможности возникновения конфликта интересов между ФИО1 и Свидетель №1-С. Кроме того, ФИО1 принимает решения об увеличении учебной нагрузки директору МБОУ «Единенская СОШ» в лице Свидетель №1-С. на период отсутствия основного работника, что влечет получение ею дополнительного дохода.

О принятии подобных решений комиссия по урегулированию конфликта интересов администрации района уведомлена единожды ДД.ММ.ГГГГ при установлении Свидетель №1-С. учебной нагрузки на 2022-2023 гг. в количестве 0,5 ставки педагога дополнительного образования. Комиссией принято решение об отсутствие коррупционной составляющей.

Мер со стороны председателя МКУ РКО и ДМ ФИО1, либо администрации муниципального района в лице главы по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не принималось.

Решение комиссии об отсутствии конфликта интересов не освобождает от обязанности принимать меры, направленные на недопущение конфликта интересов, исключения фактов действий (либо же бездействие), направленных на покровительство при исполнении должностных обязанностей, возможности получения доходов лицами, состоящими с ним в близком родстве или свойстве.

В апреле 2023 г. в ходе проверки установлено, что Свидетель №2 состоит в близком родстве (супруга) с ФИО1 (председатель МКУ РКО и ДМ администрации муниципального района «<адрес>»), матерью которого является Свидетель №1-С. (директор <данные изъяты>

Свидетель №2 трудоустроена в МБУ ДО «<адрес> дом творчества «Палитра» на должность <данные изъяты> (приказ о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ), данная организация является для нее основным местом работы, трудовой договор не расторгался и действует в настоящее время.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГСвидетель №2 предоставлен очередной отпуск. Согласно табелю учета рабочего времени за июль 2022 г. ею фактически отработан 1 день, согласно табелю учета рабочего времени за август 2022 г. ею фактически отработано 7 дней.

Вместе с тем, приказом от ДД.ММ.ГГГГСвидетель №2 принята на должность воспитателя на 1 ставку в <данные изъяты> директором Свидетель №1 по внешнему совместительству на основании срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ.

Также приказом от ДД.ММ.ГГГГСвидетель №2 принята на должность мастера производственного обучения на 0,5 ставки в <данные изъяты> директором Свидетель №1 по внешнему совместительству на основании срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные трудовые договоры прекращены с Свидетель №2ДД.ММ.ГГГГ приказами и .

Согласно табелю учета рабочего времени за июль 2022 г. Свидетель №2 в должности воспитателя отработала фактически 136,8 часов (19 дней), в должности мастера производственного обучения фактически отработала 68,4 часов (19 дней). Согласно табелю учета рабочего времени за август 2022 г. Свидетель №2 в должности воспитателя фактически отработала 115,2 часа (16 дней), в должности мастера производственного обучения фактически отработала 57,6 часов (16 дней).

На основании выписки ПФР установлено, что в июле 2022 г. Свидетель №2<данные изъяты>» выплачено <данные изъяты> руб., в августе 2022 г. <данные изъяты> руб.

Подпунктом «г» пункта 7 раздела II дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору Свидетель №1 закреплено право руководителя осуществлять в установленном порядке прием на работу работников учреждения, а также заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с ними. Одновременно правам руководителя корреспондирует обязанность, предусмотренная подпунктом «а» пункта 8 раздела II дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что руководитель обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устава учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и настоящего трудового договора.

В <данные изъяты> разработано положение об антикоррупционной политике, кодекс этики и служебного поведения работников образовательной организации, одной из целей которых является урегулирование и предотвращение конфликта интересов в деятельности работников школы в ходе выполнения ими трудовых обязанностей и возможных негативных последствий конфликта интересов для самой школы.

Свидетель №1, являясь директором <данные изъяты>», обладая организационно-распорядительными полномочиями в образовательном учреждении, приняла на работу супругу своего сына, то есть между ними имеется свойство.

В силу ст. 284 ТК РФ продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Ограничения продолжительности рабочего времени при работе по совместительству, установленные частью первой настоящей статьи, не применяются в случаях, когда по основному месту работы работник приостановил работу в соответствии с частью второй статьи 142 настоящего Кодекса или отстранен от работы в соответствии с частью второй или четвертой статьи 73 настоящего Кодекса. Таким образом, принять совместителя на работу на полную ставку формально нельзя, законом прямо запрещено работать более половины месячной нормы рабочего времени.

Указанное свидетельствует о том, что действия директора <данные изъяты>» Свидетель №1, направленные на трудоустройство Свидетель №2 (приходящейся супругой сына ФИО1) на 1 ставку на должность воспитателя и ее табелирование по 7,2 часа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, противоречат действующему законодательству и повлекли за собой необоснованное расходование бюджетных средств.

Кроме того, в ходе проверки проанализированы внутренние документы, устанавливающие продолжительность учебного периода, деятельность летних лагерей при образовательном учреждении, муниципальное задание, чтобы оценить целесообразность и необходимость в трудоустройстве Свидетель №2 на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Так, согласно приказу директора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организованном начале 2021-2022 учебного года» дата начала учебного года ДД.ММ.ГГГГ, продолжительность учебного года по основным образовательным программам дошкольного общего, начального общего (2, 3, 4 классы), основного общего и среднего общего образования 34 недели, в первых классах – 33 недели, учебный год оканчивается ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ летние каникулы.

Приказом директора <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ при образовательном учреждении открыт лагерь дневного пребывания «Агроэкос» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на базе учебно-опытного участка <данные изъяты>» трудоустроены 11 человек в возрасте от 14 до 18 лет, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ трудоустроено 2 человека.

Приказом директора <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ учебный год завершается ДД.ММ.ГГГГ.

Разделом 6 (профессиональное обучение) муниципального задания на 2022 г. и плановый период 2023 г. и 2024 г. от ДД.ММ.ГГГГ значение показателя объема муниципальной услуги (рабочая программа профессиональной подготовки по профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного производства) равно «0». Согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении муниципального задания на 2022 г. и на плановый период 2023 г. и 2024 г. (п. 3.2) – сведения о фактическом достижении показателей, характеризующих объем работы по рабочей программе профессиональной подготовки по профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного производства равно «0» при утвержденном в муниципальном задании значении – «0».

Согласно Положению о структурном подразделении «<данные изъяты>» в обязанности воспитателя интерната входит проведение с детьми во внеурочное время образовательно-воспитательной работы, организация самостоятельных занятий воспитанников интерната по выполнению домашних заданий, наблюдение за занятиями и оказание воспитанникам необходимой помощи.

Исходя из взаимосвязанных положений локальных актов, воспитанники пребывают в пришкольном интернате в течение учебного года (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в связи с отдаленностью проживания. Таким образом, учитывая, что учебный год окончен ДД.ММ.ГГГГ, летний лагерь при образовательном учреждении создан до ДД.ММ.ГГГГ, нахождение в отпуске воспитателя пришкольного интерната ФИО4 до ДД.ММ.ГГГГ, трудоустройство Свидетель №2, с которой руководитель образовательного учреждения состоит в свойстве, на должность воспитателя пришкольного интерната на 1 ставку на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период нахождения воспитанников на летних каникулах, подвергается обоснованному сомнению и полагается нецелесообразным, ведущим к неэффективному использованию бюджетных средств.

<данные изъяты>» имеет лицензию на осуществление профессиональных образовательных программ: - рабочая учебная программа профессионального обучения по профессии «швея»; - образовательная программа профессионального обучения по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

Приложением к коллективному договору установлено, что мастер производственного обучения - это учитель труда, преподаватель, ведущий преподавательскую работу по аналогичной специальности, инструктор по труду, педагог дополнительного образования (по аналогичному профилю).

Указанные выше профессиональные образовательные программы реализуются в период с сентября по май, то есть в течение учебного года. При этом муниципальным заданием установлено только достижение значений по рабочей программе профессиональной подготовки по профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, которое равно «0», отчет о реализации муниципального задания, как указано выше, также содержит нулевые показатели реализации программы.

В связи с этим, трудоустройство Свидетель №2 на 0,5 ставки на должность мастера производственного обучения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период летних каникул, также подвергается обоснованному сомнению и полагается нецелесообразным, ведущим к неэффективному использованию бюджетных средств.

Изложенное свидетельствует о том, что Свидетель №1, являясь директором <данные изъяты>», обладая организационно-распорядительными полномочиями, имея обязанность принимать меры по урегулированию конфликта интересов, допустила его возникновение, что повлекло за собой, в том числе, необоснованные выплаты за счет средств бюджета района. Аналогичные нарушения, связанные с неуведомлением работодателя о возможном возникновении конфликта интересов, допущены директором МБОУ <данные изъяты>» Свидетель №1 при трудоустройстве своего сына ФИО5 (2015-2018 гг., 2021-2022 гг.), сына ФИО6 (2020 г.).

ФИО1, являясь председателем МКУ РКО и ДМ администрации района, работодателем для руководителей образовательных учреждений района, в том числе для директора <данные изъяты>», являясь супругом Свидетель №2 и сыном Свидетель №1, зная о том, что между ними заключен трудовой договор, в результате которого возникает личная заинтересованность, исходя из свойственных отношений Свидетель №2 и Свидетель №1, а также близких родственных отношений между ним и Свидетель №2, которая может привести в возможности возникновения конфликта интересов, как работодатель мер по предотвращению конфликта интересов не принял.

Аналогичные нарушения допущены при трудоустройстве Свидетель №1 в <данные изъяты>» сына ФИО5, сына ФИО6 приходящихся родными братьями ФИО1, и получении ими дохода за счет средств бюджета района.

Кроме того, в личном деле Свидетель №2, трудоустроенной в доме творчества <данные изъяты>», подведомственном МКУ РКО и ДМ администрации района, имеются благодарственные письма и грамоты от имени председателя ФИО1, что свидетельствует о его возможности поощрять работников образовательных учреждений, которое может иметь и материальное выражение, в том числе в виде премий. Учитывая близкое родство и возможность возникновения конфликта интересов, ФИО1 мер, направленных на уведомление представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов, не предпринял.

Таким образом, бездействие председателя МКУ РКО и ДМ администрации муниципального района «<адрес>» ФИО1 в отношении подчиненных ему лиц, в том числе в отношении матери ФИО1, фактически выражается в получении доходов его близкими родственниками (трудоустройство в <данные изъяты> супруги Свидетель №2 с нарушением норм Трудового кодекса РФ, родных братьев ФИО5, ФИО6, принятие решений о дополнительной нагрузке директору <данные изъяты>» в лице Свидетель №1), что, безусловно, свидетельствует о наличии личной заинтересованности, являющейся составляющей конфликта интересов.

В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес администрации муниципального района «<адрес>» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по урегулированию конфликта интересов, на котором принято решение о наличии конфликта интересов в действиях ФИО1, наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора. Иных мер, связанных с урегулированием конфликта интересов не принято.

Коррупционные правонарушения, связанные с неурегулированием конфликта интересов, председателем МКУ РКО и ДМ администрации муниципального района «<адрес>» ФИО1 допущены неоднократно, что свидетельствует о ненадлежащем исполнения своих обязанностей. В январе 2023 г. на ФИО1 также наложено дисциплинарное взыскание в виде замечание за нарушение антикоррупционного законодательства.

Совершение коррупционного правонарушения при прохождении муниципальной службы, когда ставятся под угрозу интересы Российской Федерации, а закон безальтернативно устанавливает в качестве меры ответственности (при отсутствии малозначительности) увольнение с муниципальной службы, у нанимателя (работодателя) возможность такого произвольного усмотрения отсутствует, что дает основания для увольнения ФИО1 в связи с утратой доверия по части 6 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «О противодействии коррупции" и пункту 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела установлено, что распоряжением -ЛС от ДД.ММ.ГГГГФИО1 уволен на основании п. 3 ст. 77 ТК РФ по собственному желанию.

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> требования уточнены, просит признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ о наложении дисциплинарного взыскания заместителю главы муниципального района по образованию, дополнительному образованию и спорту ФИО1 в виде выговора незаконным; признать бездействие администрации муниципального района «<адрес>» в лице главы администрации муниципального района незаконным и обязать администрацию муниципального района «<адрес>» привлечь муниципального служащего ФИО7 к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия, изменив формулировку увольнения муниципального служащего ФИО8 – заместителя главы муниципального района по образованию, дополнительному образованию и спорту, председателя комитета, указанную в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС «О прекращении действия трудового договора с работником», на досрочное прекращение полномочий в связи с утратой доверия на основаниями ч.6 ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и п. 7.1 ст. 81ТК РФ, решение суда обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО9 заявленные требования, с учетом уточнений поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МР «<адрес>» ФИО10 в судебном заседании участия не принимал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в ходе рассмотрения дела с требованиями не согласился, указав, что при рассмотрении комиссией был установлен конфликт интересов, и наложено дисциплинарное взыскание, в виде выговора.

Ответчик ФИО1 и допущенный под протокол судебного заседания его представитель ФИО24 в судебном заседании с требованиями не согласились, просили отказать.

Ранее представлен отзыв и дополнение к отзыву на исковое заявление, согласно которому, что Свидетель №1 работает в должности директора <данные изъяты> года, т.е до его назначения на должность председателя МКУ РКО и ДМ в 2013г. По факту изложенному в исковом заявлении прокурора, что он не урегулировал конфликтную ситуацию, считает, что данная информация не состоятельная потому что в 2018 году он подавал заявление по данному вопросу, ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, под председательством главы МР «<адрес>» ФИО10, который является его руководителем. Повлиять на решение комиссии не мог, данной комиссией установлено, что в рассматриваемом случае не содержится признаков личной заинтересованности муниципального служащего Председателя МКУ РКО и ДМ ФИО1, которая может привести к конфликту интересов.

По факту изложенному в исковом заявление, что мог повлиять на комиссию поясняет, что ежегодно приказом МКУ РКО и ДМ администрации МР «<адрес>» создается тарификационная комиссия. В данную комиссию входят председатели МКУ РКО и ДМ, Централизованная бухгалтерия системы образования МР «<адрес>», начальник МКУ ЦБСО и начальник планово-экономического отдела МКУ ЦБСО, данные специалисты не являются работниками МКУ РКО и ДМ, начальник МКУ ЦБСО и начальник планово-экономического отдела МКУ ЦБСО в штате МКУ РКО и ДМ не состоят, начальник МКУ ЦСБО является руководителем самостоятельного муниципального казенного учреждения. Учредителем МКУ ЦСБО является администрация МР «<адрес>». Отношение по нагрузке директоров рассматривалось на тарификационной комиссии в связи с производственной необходимостью, так как не хватает кадров в образовательных учреждениях района. Тарификационная комиссия принимает решение, далее данная информация направляется в МКУ ЦСБО администрации МР «<адрес>». По факту нагрузки 0,5 ставки педагога дополнительного образования было направлено уведомление в комиссию при администрации района, данная нагрузка была согласована на тарификационной комиссии в связи с производственной необходимостью. Комиссией было принято решение об отсутствии коррупционной составляющей.

По факту изложенному в исковом заявлении проверки в апреле 2023г. о приеме Свидетель №2 поясняет, что это не соответствует действительности, так как Свидетель №1 приказ о приеме на работу и трудовой договор с ней не заключала, находилась в это время в очередном отпуске, приказ МКУ РКО и ДМ от ДД.ММ.ГГГГ, а трудовые договора и приказы были подписаны и.о. директора школа ФИО11

По вопросу о целесообразности принятия на работу к нему никакого отношения не имеет в связи с тем, что МБОУ Единенская СОШ является самостоятельным юридическим лицом и является просто школой.

По факту принятого решения комиссией от ДД.ММ.ГГГГ поясняет, что комиссия состоялась ДД.ММ.ГГГГ, о данных комиссии стало известно только ДД.ММ.ГГГГ в конце рабочего дня, после того как получил письмо от администрации муниципального района с приглашением на данную комиссию.

Согласно протоколу 3 члена комиссии из 9 не усмотрели конфликта интересов и коррупционной составляющей. Решение принято неоднозначно, так как на тот период была доведена информация, что Свидетель №1 приняла на работу Свидетель №2, но по данным образовательного учреждения Свидетель №2 принял на тот период исполняющий обязанности директора школы ФИО11, Свидетель №1 была на тот период в очередном отпуске.

Из представления прокуратуры следует, что Свидетель №1 приняла на работу Свидетель №2 свою невестку, (жену ФИО1, который является председателем МКУ РКО и ДМ), и не уведомила своего работодателя, МКУ РКО и ДМ о возможном конфликте интересе.

Свидетель №2 принимал исполняющий обязанности директора школы ФИО11, то заявленные требования не состоятельны.

Комиссия при данных вновь открывшихся обстоятельствах при рассмотрении ДД.ММ.ГГГГ приняла бы совсем бы другое решение. После этой комиссии он заболел, ушел на больничный с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сроки оспаривания не истекли, но в связи с тем, что в данном случае именно это решение комиссии оспаривает прокурор считает необходимым рассмотреть именно решение этой комиссии в рамках настоящего спора.

По факту, изложенному в исковых требованиях прокурора о неоднократности привлечения к ответственности по коррупционной составляющей может пояснить, что согласно протоколу комиссии от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена объяснительная. Комиссией было принято решение о том, что конфликта интересов, а также личной заинтересованности муниципального служащего ФИО1 заместителя главы муниципального района не усматривается.

ДД.ММ.ГГГГ от ответчика поступило дополнение к возражениям на исковое заявление, где указал, что ограничения связанные с принятием на работу Свидетель №1 являющейся директором учреждения, школы и близким родственником Свидетель №2 данные нормы закона не распространяются в связи с чем Свидетель №1 никакого конфликта интересов не допустила. Также конфликт интересов между ним и директором учреждения МБОУ Единенская СОШ не существует, так как он является муниципальным служащим, а Свидетель №1 не является муниципальным служащим. С ней заключается договор и она является самостоятельным руководителем учреждения, она руководит образовательным учреждением, а как указано в постановлении письма Министерства труда РФ от ДД.ММ.ГГГГ/В-297 «О применении отдельных положений Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ» не образовательные учреждения данный закон не распространяется.

Свидетель №2 была принята на должность воспитателя пришкольного интерната согласно приказа и срочного трудового договора (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ), срочный трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ в связи с производственной необходимостью, так как ранее работавшая воспитатель пришкольного интерната ФИО12 была уволена по собственному желанию в связи с переездом на новое место жительства в г, Чита с ДД.ММ.ГГГГ приказ от ДД.ММ.ГГГГ.

В 2022 году с ДД.ММ.ГГГГ по 26,08.2022 весь педагогический коллектив <данные изъяты> находился в очередном отпуске, также большая часть технического персонала школы, интерната, детского сада. В период подготовки школы к новому учебному году требовалось провести текущий ремонт в пришкольном интернате в связи с переводом детского сада «Малыш» в здание пришкольного интерната.

Свидетель №2, как воспитатель пришкольного интерната принимала активное участие в ремонте помещения пришкольного интерната штукатурила, шпаклевала стены потолок, белила в комнатах и коридор, красила полы и панели, так как согласно должностной инструкции и трудового договора время работы в летний период не совпадающие с очередным отпуском считается рабочим временем и педагогические работники привлекаются к другой работе по подготовке школы, интерната, детского сада к новому учебному году.

Должностная инструкция воспитателя пришкольного интерната имеется, в соответствии с должностной инструкцией воспитатель пришкольного интернат непосредственно подчиняется заместителю директора по учебно- воспитательной работе, (завучу). Свидетель №2 была уволена в связи с прекращением срока срочного трудового договора с ДД.ММ.ГГГГ. Приказ увольнение от ДД.ММ.ГГГГСвидетель №2 была принята мастером производственного обучения 0,5 ставки по внешнему совместительству с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказ от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ

Должностная инструкция мастера производственного обучения 0,5 ставки имеется, в соответствии с должностной инструкцией мастер производственного обучения непосредственно подчиняется заместителю директора по учебно-воспитательной работе (завучу).

Свидетель №2 была принята мастером производственного обучения 0,5 ставки в связи с производственной необходимостью, на период очередного отпуска и отпуска без сохранения заработной платы ФИО13, которая была принята на должность мастера производственного обучения 0,5 ставки с ДД.ММ.ГГГГ и находилась в очередном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске без сохранения заработной платы как мастер производственного обучения 0,5 ставки, так как ФИО14 находилась в очередном отпуске как учитель технологии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Свидетель №2 как мастер производственного обучения 0,5 ставки была назначена ответственной за безопасность, жизнь и здоровье несовершеннолетних, временно трудоустроенных по Договору с центром занятости населения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 человека)

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГСвидетель №2, мастер производственного обучения 0,5 ставки была назначена ответственной за безопасность, жизнь и здоровье детей, проходящих учебную производственную практику по технологии, биологии, на учебноопытном участке школы согласно графика, утвержденного директором школы. Свидетель №2 вместе с детьми занималась поливом, прополкой овощей, сбором урожая и сдачей на склад, уход за саженцами в саду Победы, которые были посажены на средства Фонда Президентских Грантов Российской Федерации.

Свидетель №2 получила заработную плату за фактически отработанное время, почетные грамоты, ценные подарки не получала.

Запрещающих работу согласно письма Министерства труда Российской Федерации должности главного бухгалтера, или иные должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий не выполняла согласно штатного расписания образовательного учреждения работала, воспитателем и мастером производственного обучения. Из чего следуют выводы, что согласно распоряжению данного письма какого-либо конфликта интересов допущено не было.

В ходе рассмотрения дела были допрошены свидетели.

Свидетель ФИО15 пояснила, что является членом комиссии администрации района по урегулированию конфликтов интересов. ДД.ММ.ГГГГ присутствовала на заседании комиссии, где рассматривался конфликт интересов в отношении ФИО1, где комиссия установила в его действиях конфликт интересов. Комиссия проголосовала по вопросу дисциплинарного взыскания ФИО1 На протяжении долгих лет Свидетель №1-С. была директором школы, ФИО1 председателем РКО и ДМ, а его жена работала в школе к Свидетель №1-С., еще работали родственники в школе на протяжении долгих лет, то есть там прямой конфликт интересов есть. Также документами установлено, что директор <данные изъяты>» находится в прямом подчинении у председателя.

Свидетель ФИО16 пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ было заседание по вопросу конфликта интересов по поводу того, что Свидетель №1-С. устроила на работу жену ФИО1, она вела протокол. Вину вменили председателю РКО и ДМ, за то что Свидетель №1-З не уведомила ФИО1 по поводу трудоустройства его жены.

Свидетель ФИО17 пояснила, что было представление прокуратуры по поводу конфликта интересов ФИО1 и была назначена комиссия на июнь 2023. На комиссии заслушивали Свидетель №1-С. и ФИО1 выявили конфликт интересов и ФИО1 дали выговор. На комиссии ставился вопрос о прямом подчинении матери сыну. ФИО27 поставили вину, что он никого не уведомил, что его жена работа в школе под подчинением его матери.

Свидетель ФИО18 пояснила, что рассматривали ситуацию о том, что в свой отпуск в <данные изъяты> супруга ФИО1 работала в <данные изъяты>. Не может быть, что ФИО1 не знал о том, что его жена работает в отпуске в Единенской <данные изъяты>. Она проработала там полтора месяца. Директор школы Свидетель №1-С. пояснила, что у них была безвыходная ситуация, некому было работать и она приняла на время невестку.

Свидетель Свидетель №1-С. пояснила, что конфликта интереса нет, потому что личной выгоды нет и Свидетель №2 принималась на должность воспитателя и мастера производственного обучения в связи с производственной необходимостью. В школе директором работает с 1979 года, а сын с 2013 года работает председателем РКО и ДМ. Когда его приняли на работу, она уже работала 34 года директором в <данные изъяты>». Она никогда не смотрела на то, родственник или нет, когда принимала на работу. В школе большая коллективная нехватка кадров. С 24 июня по 28 августа все педагоги в отпусках Она находилась в отпуске с ДД.ММ.ГГГГ, исполнял обязанности директора школы Данзанов. О том что невестка работает в школе знала, это было ее решение. Она приехала к ней с дочерью, чтобы помочь. Работала в интернате воспитателем и как мастер производственного обучения на 1,5 ставке на пришкольном участке. ФИО1 не был летом в отпуске, работал, не приезжал в <адрес>, по телефону общались, невестка жила у нее. Сыну не сообщала о том, что невестка работает в школе.

Свидетель Свидетель №2 пояснила, что ФИО1 является ее супругом, Свидетель №1-С свекровью. В отпуск уехала к свекрови в <адрес> помогать по дому. Данзанов позвал на работу, так как все были в отпуске. Мужу об этом не сообщила и не разговаривали о том, что она работала и получила зарплату. Понимает, что у мужа из-за этого проблемы. В <данные изъяты> с детьми занимались прополкой огорода, поливали, а в интернате красили полы, белили стены. Работала с 8 утра до 5 вечера, восьмичасовой рабочий день. Супруг в <адрес> за время ее отпуска не приезжал.

Свидетель ФИО19 суду показал, что является членом комиссии администрации района по урегулированию конфликтов интересов. ДД.ММ.ГГГГ присутствовала на заседании комиссии, где рассматривалось представление прокурора в отношении ФИО1, где комиссия установила в его действиях конфликт интересов. Поскольку шесть человек проголосовало за наличие конфликта, то других не просили против или воздержались, но он за наличие конфликта не проголосовал, поскольку было им выдвинуто предложение провести проверку по школе и только после этого вернуться к данному вопросу. При этом тот факт, что со стороны ФИО20 не было контроля за действиями директора школы, он соглашался.

Суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав участников процесса, пришел к следующему.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц.

На основании статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" прокуроры от имени Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением антикоррупционного закона.

Положениями статей 3, 15 Конституции Российской Федерации народ реализует свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Неприменение мер ответственности к должностному лицу, совершившему коррупционное правонарушение, нарушает гарантированное государством право граждан на законное поведение должностных лиц органов власти, нарушает установленный статьей 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом.

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Одной из важнейших мер по противодействию коррупции является недопущение конфликта интересов на муниципальной гражданской службе.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью, указанной в части 1 настоящей статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.

Согласно статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Данным нормам корреспондируют положения частей 1, 2, 2.1, 2.3, 3 статьи 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ).

Пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Обязанность муниципального служащего уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в части 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

В соответствии с частью 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Согласно части 1 статьи 27.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ за несоблюдение муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания предусмотренные статьей 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ, в частности, в виде увольнения.

В соответствии с пунктом 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия, (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Таким образом, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) связанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом, на которое возложена соответствующая обязанность являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (статья 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции")).

Исполнение должностными лицами органов местного самоуправление, законодательно установленного запрета, реализует законность, как принцип противодействия коррупции, что исключает коррупционную составляющую при приеме на работу на должности муниципальной службы.

Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ муниципальная служба профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В силу статьи 14.2 указанного Федерального закона, муниципальный служащий обязан: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам и организациям, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и граждан; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

В соответствии со статьей 14.1 этого же Федерального закона, для целей настоящего Федерального закона используется понятие "конфликт интересов", установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что на основании распоряжения администрации муниципального района «<адрес>» ЛС от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначен на должность председателя муниципального казенного учреждения Районного комитета по образованию и делам молодежи администрации муниципального района «<адрес>» (далее МКУ РКО И ДМ), который является самостоятельным функциональным структурным органом администрации муниципального района «<адрес>».

Распоряжением администрации МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС председатель МКУ РКО и ДМ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность заместителя главы муниципального района по образованию, дополнительному образованию и спорту, председатель комитета.

Положением о МКУ РКО и ДМ, утвержденным решением Совета муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что Комитет по образованию осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении образовательных учреждений.

Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГФИО1 обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства РФ, законодательство субъекта РФ, нормативно правовых акты органов местного самоуправления, устава учреждения. Обеспечивать эффективную деятельность учреждения и его структурных подразделений, организацию административно-хозяйственной деятельности, финансовой и иной деятельности ( пп. «а,б» ст. 9)

Распоряжением администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена должностная инструкция заместителя руководителя администрации муниципального района по образованию, дополнительному образованию и спорту, председателя МКУ «Районный комитет по образованию и делам молодежи администрации муниципального района «<адрес>», согласно которой заместитель руководителя обязан издавать приказы в пределах компетенции МКУ РКО и ДМ, обязательные для выполнения работниками МКУ РКО и ДМ и всеми образовательными учреждениями муниципального района, устанавливать порядок материального стимулирования работников сферы образования в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и действующим законодательством, подписывать приказы о назначении (утверждении) руководителей муниципальных подведомственных учреждений и прекращении их полномочий, применении мер поощрения, мер дисциплинарного и материального взыскания, направлением на учебу и в командировки, о материальном стимулировании и т.п., определять порядок премирования и установления надбавок стимулирующего характера к должностным окладам руководителей образовательных учреждений.

Правом заместителя руководителя администрации в соответствии с данной должностной инструкцией является применение мер поощрения и привлечение к дисциплинарной ответственности работников Комитета, руководителей образовательных учреждений.

Также установлено, что мать ФИО1 - Свидетель №1-С. на основании трудового договора занимает должность директора МБОУ «Единенская СОШ».

Согласно должностной инструкции директора общеобразовательного учреждения, утвержденной председателем МКУ РКО и ДМ ФИО1, директор общеобразовательного учреждения назначается и освобождается от должности председателем МКУ РКО и ДМ в порядке, предусмотренном законодательством и Уставом учреждения.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации МР «<адрес>» установлено, что ФИО1 является председателем МКУ РКО и ДМ с ДД.ММ.ГГГГ. Свидетель №1 занимает должность директора <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ г.р., которая не относится к должностям муниципальной службы, является руководителем самостоятельного бюджетного учреждения. Факт наличия между ними родственных отношений не свидетельствует о конфликте интересов, так как личной заинтересованности не имеется. В соответствии с. п. 4 ст. 123.21 ГК РФ руководитель учреждения назначается учредителем. Учредителем МБОУ «Единенская СОШ» является муниципальное образование в лице администрации муниципального района, финансирование осуществляется в пределах выявленных лимитов, оплата труда директора школы производится согласно положению об оплате труда. Директор школы в штате МКУ РКО и ДМ не состоит, начисление заработной платы производится МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» начальником, которая в родственных отношениях с директором не состоит. Учредителем МКУ ЦБ СО является администрация муниципального района «<адрес>», размер премий определяет управляющий совет. Поскольку директор <данные изъяты> не является муниципальным служащим, конфликт интересов отсутствует. Главе муниципального района «<адрес>» предложено рассмотреть вопрос о привлечении председателя МКУ РКО и ДМ ФИО27 к дисциплинарной ответственности в связи с несвоевременным уведомление комиссии о наличии вышеизложенных обстоятельств.

По результатам ФИО1 был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации МР «<адрес>» рассмотрено уведомление председателя МКУ РКО и ДМ ФИО1 с целью исключения коррупционных факторов и конфликта интересов при принятии приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учебной нагрузки» в отношении директора <данные изъяты>Свидетель №1-С., являющейся близким родственником (матерью). Решением комиссии коррупционные составляющие при подписании приказа не установлены.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в рамках проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрацию МР «<адрес>» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. Установлено, что заместитель руководителя администрации МР «<адрес>» по образования, дополнительному образования и спорту, председатель МКУ РКО и ДМ ФИО1 издал приказы о начислении себе премии как председателю комитета. Возникший в данном случае конфликт интересов не урегулирован руководителем. О результатах рассмотрения необходимо сообщить в установленный законом срок.

Распоряжением администрации муниципального района «<адрес>» от 03.02.2023 к заместителю главы муниципального района по образованию, дополнительному образованию и спорту ФИО1 применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Также в период работы директору <данные изъяты>» Свидетель №1-С. Устанавливалась временно дополнительная учебная нагрузка, с указанием в связи с производственной необходимостью, в связи с чем заключались дополнительные соглашения к трудовому договору:ДД.ММ.ГГГГ- 16 часов в неделю учителя английского языка; ДД.ММ.ГГГГ- 9 часов учителя ОБЖ, 2 часа учителя истории в неделю; ДД.ММ.ГГГГ- 6 часов информатики и 3 часа в неделю учителя экологии; ДД.ММ.ГГГГ- 13 часов учителя русского и литературы; ДД.ММ.ГГГГ - 7 недельных часов за ведение уроков ОБЖ; ДД.ММ.ГГГГ – 0,25 ставки по интернату и 0,25 ставки детскому саду «Малыш», ДД.ММ.ГГГГ- 0,5 ставки преподавателя ОБЖ.

Приказом председателя МКУ РКО и ДМ ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ установлена учебная нагрузка директору школы Свидетель №1-С. 0,5 ставки педагога дополнительного образования.

Приказом председателя МКУ РКО и ДМ ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГа установлена учебная нагрузка директору школы Свидетель №1-С. На 2023-2024 учебный год в количестве 8 часов учителя географии.

При этом только единожды ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в комиссию с заявлением об исключении возникновения конфликта интересов. На вопрос суда в связи, с чем он не обращался с подобными заявлениями в комиссию, в связи с установлением учебной нагрузки и по другим приказам, ФИО1 пояснил, что не знает.

Таким образом, установление дополнительной учебной нагрузки, привело к тому, что Свидетель №1-С. получала дополнительный доход.

Кроме того, приказами от ДД.ММ.ГГГГ и Свидетель №2 (являющаяся супругой ФИО1) трудоустроена в МБУ ДО «<адрес> дом творчества «Палитра» на должность педагога дополнительного образования на 1 ставку и должность педагога дополнительного образования 0,5 ставки, данная организация является основным местом работы, трудовой договор 11 от ДД.ММ.ГГГГ не расторгался и действует в настоящее время.

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГСвидетель №2 предоставлен очередной отпуск.

Согласно табелям учета рабочего времени МБУ ДО «<адрес> дом творчества <данные изъяты>» Свидетель №2 в июле 2022 г. фактически отработан 1 день, в августе 2022 г. - 7 дней.

В тоже время, приказом директора <данные изъяты> С.Б-С. от ДД.ММ.ГГГГСвидетель №2 принята на должность воспитателя <данные изъяты>» на 1 ставку по внешнему совместительству, на основании срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом директора Свидетель №1-С. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГСвидетель №2 принята на должность мастера производственного обучения МБОУ «Единенская СОШ» на 0,5 ставки по внешнему совместительству, на основании срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Вышеуказанные трудовые договоры и от ДД.ММ.ГГГГ прекращены с Свидетель №2 приказами директора школы Свидетель №1-С. и от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения дела суду были представлены приказы директора <данные изъяты>» Свидетель №1 от ДД.ММ.ГГГГ об отмене трудовых договоров и от ДД.ММ.ГГГГ и об отмене приказов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на работу Свидетель №2 в связи с дублированием приказов подписанных как директором школы ФИО27, так и и.о. директора ФИО11. При этом суд учитывает, что указанные приказы вынесены уже после прокурорской проверки и рассмотрения протеста прокурора ДД.ММ.ГГГГ. Также в ходе рассмотрения дела ФИО21-С. не отрицала, что ходила в летней период в школу и подписала приказы о приеме на работу Свидетель №2, и не посчитала нужным сообщать сыну о том, что она приняла ее на работу.

Согласно табелям учета рабочего времени МБОУ Единенская СОШ за июль 2022 г. Свидетель №2 фактически отработала: в должности воспитателя - 136,8 часов (19 дней), в должности мастера производственного обучения - 68,4 часов (19 дней); за август 2022 г. в должности воспитателя - 115,2 часа (16 дней), в должности мастера производственного обучения - 57,6 часов (16 дней).

Из выписки ПФР установлено, что в июле 2022 г. Свидетель №2 МБОУ «Единенская СОШ» выплачено 35 250,84 руб., в августе 2022 г. 39 535,30 руб.

Кроме того, согласно приказу директора МБОУ «Единенская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ «Об организованном начале 2021-2022 учебного года» дата начала учебного года ДД.ММ.ГГГГ, продолжительность учебного года по основным образовательным программам дошкольного общего, начального общего (2, 3, 4 классы), основного общего и среднего общего образования 34 недели, в первых классах – 33 недели, учебный год оканчивается ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ летние каникулы.

Приказом директора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ учебный год завершен ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом директора <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ при образовательном учреждении открыт лагерь дневного пребывания «Агроэкос» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По сведениям директора <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на базе учебно-опытного участка <данные изъяты>» трудоустроены 11 человек в возрасте от 14 до 18 лет, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ трудоустроено 2 человека.

Разделом 6 (профессиональное обучение) муниципального задания на 2022 г. и плановый период 2023 г. и 2024 г. от ДД.ММ.ГГГГ значение показателя объема муниципальной услуги (рабочая программа профессиональной подготовки по профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного производства) равно «0». Согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении муниципального задания на 2022 г. и на плановый период 2023 г. и 2024 г. (п. 3.2) – сведения о фактическом достижении показателей, характеризующих объем работы по рабочей программе профессиональной подготовки по профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного производства равно «0» при утвержденном в муниципальном задании значении – «0».

Согласно Положению о структурном подразделении «Единенский пришкольный интернат МБОУ «Единенская СОШ» в обязанности воспитателя интерната входит проведение с детьми во внеурочное время образовательно-воспитательной работы, организация самостоятельных занятий воспитанников интерната по выполнению домашних заданий, наблюдение за занятиями и оказание воспитанникам необходимой помощи.

<данные изъяты>» имеет лицензию на осуществление профессиональных образовательных программ: - рабочая учебная программа профессионального обучения по профессии «швея»; - образовательная программа профессионального обучения по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

Приложением к коллективному договору установлено, что мастер производственного обучения - это учитель труда, преподаватель, ведущий преподавательскую работу по аналогичной специальности, инструктор по труду, педагог дополнительного образования (по аналогичному профилю).

Профессиональные образовательные программы реализуются в период с сентября по май в течение учебного года.

Из показаний свидетеля Свидетель №2 в период трудоустройства в <данные изъяты>» она занималась прополкой овощей, поливала огород, саженцы, красила полы, стены белила, то есть не выполняла те функциональные обязанности, которые положены по должности.

В связи с изложенным, суд соглашается с доводами прокурора о нецелесообразности трудоустройства Свидетель №2, на должность воспитателя пришкольного интерната на 1 ставку и на 0,5 ставки на должность мастера производственного обучения на период нахождения воспитанников на летних каникулах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанное привело к неэффективному использованию бюджетных средств. При этом со стороны ФИО1 отсутствовал контроль за эффективностью расходования денежных средств.

В <данные изъяты>» разработано Положение об антикоррупционной политике, Кодекс этики и служебного поведения работников образовательной организации, одной из целей которых является урегулирование и предотвращение конфликта интересов в деятельности работников школы в ходе выполнения ими трудовых обязанностей и возможных негативных последствий конфликта интересов для самой школы.

Таким образом, установлено, что Свидетель №1-С., являясь директором <данные изъяты>», обладая организационно-распорядительными полномочиями, имея обязанность принимать меры по урегулированию конфликта интересов, допустила его возникновение, приняв на работу супругу своего сына – Свидетель №2, что повлекло за собой, в том числе, необоснованные выплаты за счет средств бюджета района. При этом семья ФИО27 получила доход, за счет средств бюджета.

Судом не принимается довод ФИО1 о том, что он не знал о трудоустройстве супруги в <данные изъяты>», поскольку как показал ответчик, он узнал о трудоустройстве ДД.ММ.ГГГГ, при этом свидетель Свидетель №2 не смогла пояснить, когда она ему об этом сообщила. Данное расценено судом как попытка избежать ответственности за нарушение требований антикоррупционного законодательства.

Таким образом, ФИО1, являясь председателем МКУ РКО и ДМ администрации района, работодателем для руководителей образовательных учреждений района, в том числе для директора <данные изъяты> являясь супругом Свидетель №2 и сыном Свидетель №1-С., зная о том, что между ними заключен трудовой договор, в результате которого возникает личная заинтересованность, которая может привести в возможности возникновения конфликта интересов, мер по предотвращению конфликта интересов не принял, комиссию по соблюдению требований к служебному поведению в известность не поставил, тем самым требования об урегулировании конфликта интересов не соблюдал.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района, по результатам проведенной проверки, в адрес администрации муниципального района «<адрес>» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, по вышеуказанным фактам.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации МР «<адрес>» и урегулированию конфликта интересов, на котором комиссия пришла к выводу о признании муниципальным служащим ФИО22 не соблюдения требования об урегулировании конфликта интересов (п. в ст.16.7 Положения), не смотря на то, что в письменном протоколе от ДД.ММ.ГГГГ имеется краткая информация по рассматриваемому представлению прокурора, суд принимает аудиопротокол заседания комиссии, как надлежащее доказательство, которое было исследовано в ходе рассмотрения дела. Данные выводы комиссии ответчиком ФИО1 не оспорены.

У суда не имеется оснований для переоценки протоколов заседания комиссии и показаний свидетелей, которые давали объяснения по всем фактическим обстоятельствам заседания комиссии, более того свои пояснения также давал ФИО1

Распоряжением администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ к заместителю главы муниципального района по образованию, дополнительному образованию и спорту ФИО1 применено дисциплинарное взыскание в виде выговора, указанное распоряжение не оспорено.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Трудового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что все указанные обстоятельства дела свидетельствуют о совершении заместителем главы муниципального района по образованию, дополнительному образованию и спорту ФИО1 коррупционного правонарушения при прохождении муниципальной службы, однако, администрацией муниципального района «<адрес>» вопрос об увольнении ФИО1 в связи с утратой доверия в установленном порядке не был рассмотрен, фактически он привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. При этом также суд учитывает, что ранее ФИО1 неоднократно был привлечен к дисциплинарной ответственности, должных выводов для себя не сделал.

Постановлением администрации МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации МР «<адрес>» и урегулированию конфликта интересов.

В силу пункта 16.7 Положения по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце пятом пп. «г» п.1 раздела 3, комиссия принимает одно из решений: а) признать, что при исполнении муниципальным служащим должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует; б) признать, что при исполнении муниципальным служащим должностных обязанностей личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае комиссия рекомендует муниципальному служащему и (или) руководителю муниципального органа принять меры по урегулированию конфликта интересов или по недопущению его возникновения; в) признать, что муниципальный служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю муниципального органа применить к муниципальному служащему конкретную меру ответственности.

В то же время п. 5.6 Положения указывает на то, что непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Такое же указано в части 6 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", что непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктами 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с частью 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Таким образом, исходя из совокупного смысла приведенных норм права, суд приходит к выводу, что нормы права об увольнении работника при нарушении антикоррупционного законодательства являются императивными, основополагающими, отклонение от которых недопустимо, потому не предоставляют работодателю возможности применить иную меру ответственности, кроме как увольнения работника по основанию, установленному специальным законом.

В данном случае, свобода сторон трудового договора ограничивается специальным законодательством и не содержат правил о прекращении трудового договора по основаниям на усмотрение работодателя, напротив однозначно обязывают работодателя прекращать трудовой договор при нарушении работником норм антикоррупционного законодательства по инициативе работодателя в связи с утратой доверия.

При таких обстоятельствах, учитывая специфику возникших в данном споре правоотношений, принимая во внимание императивность норм антикоррупционного законодательства о расторжении трудового договора при установленных обстоятельствах исключительно по основанию "утрата доверия", права выбора на увольнение работника, имеющего особый публичный статус, замещающего муниципальную должность - по инициативе работника или по утрате доверия, у работодателя не имелось.

Поскольку ФИО1 как лицо, замещающее муниципальную должность, допустил нарушение требований приведенных законов, но уволен по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по собственному желанию), то в данном случае суд находит обоснованным требования прокурора о признании незаконным распоряжение администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора заместителю главы муниципального района по образованию, дополнительному образованию и спорту ФИО1 и обязании изменить формулировку увольнения по п.3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации по собственному желанию, на досрочное прекращение полномочий в связи с утратой доверия на основании ч.6 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п. 7.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, а бездействие администрации муниципального района «<адрес>» в части непринятия мер к привлечению муниципального служащего ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия незаконными.

На основании изложенного требования прокурора с учетом уточнений подлежат удовлетворению в полном объеме.

В связи с фактическим увольнением ФИО1 с занимаемой должности, оснований для принятия решения к немедленному исполнению суд не находит.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> с учетом уточнений удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора заместителю главы муниципального района по образованию, дополнительному образованию и спорту ФИО1.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «<адрес>» в части непринятия мер к привлечению муниципального служащего ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.

Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» (<данные изъяты>) изменить формулировку увольнения муниципального служащего ФИО1 (паспорт <данные изъяты>)-заместителя главы муниципального района по образованию, дополнительному образованию и спорту, председателя комитета, указанную в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС «О прекращении действия трудового договора с работником» по п.3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации по собственному желанию, на досрочное прекращение полномочий в связи с утратой доверия на основании ч.6 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п. 7.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Оловяннинский районный суд.

Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Н.В. Набережнева