УИД 10RS0010-01-2022-000580-03
Дело № 2а-255/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 сентября 2022 г. г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Забродиной Е.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Мерлиной Т.А., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по .... к ФИО1 о взыскании задолженности по пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № по РК обратилась с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу, налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с хх.хх.хх г. по тем основаниям, что налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Согласно ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание налогов. В адрес ответчика направлялось требование об уплате пени от хх.хх.хх г.№ со сроком исполнения до хх.хх.хх г.. Ответчик требование не исполнил. В связи с изложенным истец просит взыскать с ответчика пени по транспортному налогу в размере 16 520,96 руб., налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 2528,14 руб., по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений в размере 71,90 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с хх.хх.хх г. в размере 47,83 руб., всего на общую сумму 19 168,83 руб.
Определением суда от хх.хх.хх г. произведена замена административного истца Межрайонной ИФНС России № по .... его правопреемником УФНС России по .....
Определением суда от хх.хх.хх г. приняты уточненные и увеличенные требования административного истца, в соответствии с которыми истец просит взыскать с ответчика пени по транспортному налогу в размере 2757,07 руб., налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 629,80 руб., по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений в размере 47,11 руб., всего на общую сумму 3433,98 руб., признать безнадежной к взысканию недоимку по пени по требованию от хх.хх.хх г.№ на общую сумму 15 734,85 руб., в том числе: по транспортному налогу в размере 13 763,89 руб., налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 1898,34 руб., по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений в размере 24,79 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с хх.хх.хх г. в размере 47,83 руб.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
В судебное заседание административный ответчик не явился, извещался надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела. В письменных возражениях просил в удовлетворении иска отказать, указал, что налоговый орган утратил возможность взыскания задолженности по пени в связи с истечением установленного ст. 48 НК РФ, шестимесячного срока обращения в суд.
Суд, исследовав материалы дела, материалы административных дел №, исполнительное производство №-ИП приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных названным Кодексом.
Пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 72 НК РФ).
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).
Приведенные положения НК РФ, предусматривающие необходимость уплаты пени с сумм налога, уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. Приведенное толкование закона соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.02.2015 № 422-О.
Таким образом, взыскание пеней в отношении налога, который не был уплачен либо взыскан, не основано на законе, противоречит природе пеней как способу обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Судом установлено, что налоговым органом в налоговом уведомлении от хх.хх.хх г.№ в отношении ФИО1 (ФИО3) исчислен транспортный налог за 2016 год в размере 16 497 руб., в адрес ответчика направлено указанное налоговое уведомление. Ввиду неуплаты в установленный срок налога начислены пени, налогоплательщику направлено требование по состоянию на хх.хх.хх г.№ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, в котором ответчику предложено до хх.хх.хх г. уплатить транспортный налог в размере 16 497 руб. и пени в размере 49,90 руб. Требование ответчиком исполнено не было. По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка .... РК хх.хх.хх г. вынесен судебный приказ № о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу 16 497 руб., пени 1711,17 руб., который хх.хх.хх г. был отменен в связи с возражениями должника относительно его исполнения. В Олонецкий районный суд РК с административным иском о взыскании задолженности налоговый орган не обращался. Налоговым органом сделан перерасчет транспортного налога за 2016 год, сумма к уплате уменьшена на 540 руб. Согласно чеку по операции ПАО Сбербанк задолженность по транспортному налогу за 2016 год оплачена ответчиком хх.хх.хх г..
Налоговым органом в налоговом уведомлении от хх.хх.хх г.№ в отношении ФИО1 (ФИО3) исчислен транспортный налог за 2017 год в размере 16 656 руб., в адрес ответчика направлено указанное налоговое уведомление. Ввиду неуплаты в установленный срок налога начислены пени, налогоплательщику направлено требование по состоянию на хх.хх.хх г.№ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, в котором ответчику предложено до хх.хх.хх г. уплатить транспортный налог в размере 15 756 руб. и пени в размере 35,45 руб. Требование ответчиком исполнено не было. По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка .... РК хх.хх.хх г. вынесен судебный приказ № о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу 15 756 руб., пени 35,45 руб., который хх.хх.хх г. был отменен в связи с возражениями должника относительно его исполнения. Решением Олонецкого районного суда РК от хх.хх.хх г. по административному делу №а-462/2019 с административного ответчика в пользу налогового органа взыскан транспортный налог 15 756, пени 35,45 руб. Согласно сведениям истца оплата транспортного налога за 2017 год произведена ответчиком хх.хх.хх г. - 12 016,23 руб., хх.хх.хх г. - 3739,77 руб.
Налоговым органом в налоговом уведомлении от хх.хх.хх г.№ в отношении ФИО1 (ФИО3) исчислен транспортный налог за 2018 год в размере 15 800 руб., в адрес ответчика направлено указанное налоговое уведомление. Ввиду неуплаты в установленный срок налога начислены пени, налогоплательщику направлено требование по состоянию на хх.хх.хх г.№ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, в котором ответчику предложено до хх.хх.хх г. уплатить транспортный налог в размере 15 800 руб. и пени в размере 57,67 руб. Требование ответчиком исполнено не было. По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка .... РК хх.хх.хх г. вынесен судебный приказ №а-1496/2020 о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу 15 800 руб., пени 57,67 руб.
Налоговым органом в налоговом уведомлении от хх.хх.хх г.№ в отношении ФИО1 (ФИО3) исчислен транспортный налог за 2019 год в размере 11 958 руб., в адрес ответчика направлено указанное налоговое уведомление. Ввиду неуплаты в установленный срок налога начислены пени, налогоплательщику направлено требование по состоянию на хх.хх.хх г.№ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, в котором ответчику предложено до хх.хх.хх г. уплатить транспортный налог в размере 11 958 руб. и пени в размере 11,86 руб. Требование ответчиком исполнено не было. По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка .... РК хх.хх.хх г. вынесен судебный приказ № о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу 11 958 руб., пени 11,86 руб.
Таким образом, поскольку задолженность по транспортному налогу за 2016 - 2019 годы взыскана налоговым органом на основании судебных решений, оплачена ответчиком после отмены судебного приказа, то взыскание пеней за несвоевременную уплату транспортного налога за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. на сумму налога в размере 132 руб., с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. на сумму налога в размере 11 958 руб., с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. на сумму налога в размере 15 800 руб., с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. на сумму налога в размере 15 756, с учетом оплаты хх.хх.хх г., в общем размере 2757,07 руб. (31,11 руб. + 420,23 руб. + 753,66 руб. + 1552,07 руб.) является правомерным.
Налоговым органом в налоговом уведомлении от хх.хх.хх г.№ в отношении ФИО1 (ФИО3) исчислен земельный налог за 2017 год в размере 313 руб., в адрес ответчика направлено указанное налоговое уведомление. Ввиду неуплаты в установленный срок налога начислены пени, налогоплательщику направлено требование по состоянию на хх.хх.хх г.№ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, в котором ответчику предложено до хх.хх.хх г. уплатить земельный налог в размере 313 руб. и пени в размере 0,70 руб. Требование ответчиком исполнено не было. По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка .... РК хх.хх.хх г. вынесен судебный приказ № о взыскании с ответчика задолженности по земельному налогу 313 руб., пени 0,70 руб., который хх.хх.хх г. был отменен в связи с возражениями должника относительно его исполнения. Решением Олонецкого районного суда РК от хх.хх.хх г. по административному делу № с административного ответчика в пользу налогового органа взыскан земельный налог 313 руб. пени 0,70 руб.
Налоговый орган в налоговом уведомлении от хх.хх.хх г.№ в отношении ФИО1 (ФИО3) исчислен земельный налог за 2018 год в размере 313 руб., в адрес ответчика направлено указанное налоговое уведомление. Ввиду неуплаты в установленный срок налога начислены пени, налогоплательщику направлено требование по состоянию на хх.хх.хх г.№ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, в котором ответчику предложено до хх.хх.хх г. уплатить земельный налог в размере 313 руб. и пени в размере 1,14 руб. Требование ответчиком исполнено не было. По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка .... РК хх.хх.хх г. вынесен судебный приказ № о взыскании с ответчика задолженности по земельному налогу 313 руб., пени 1,14 руб.
Таким образом, поскольку задолженность по земельному налогу за 2017 - 2018 годы взыскана налоговым органом на основании судебных решений, то взыскание пеней за несвоевременную уплату земельного налога за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в размере 47,11 руб. (14,93 руб. + 32,18 руб.) является правомерным.
Налоговым органом в отношении ФИО1 (ФИО3) ввиду неуплаты в установленный срок налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы начислены пени, налогоплательщику направлены требования по состоянию на хх.хх.хх г.№, по состоянию на хх.хх.хх г.№ и по состоянию на хх.хх.хх г.№ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, в котором ответчику предложено до хх.хх.хх г., до хх.хх.хх г. и до хх.хх.хх г. уплатить указанный налог в размере 12 012 руб. и 46 руб. и пени в размере 101,21 руб., 70,84 руб. и 134,45 руб. Требования ответчиком исполнено не были. По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка .... РК хх.хх.хх г. вынесен судебный приказ № о взыскании с ответчика задолженности по указанному налогу в размере 12 058 руб., пени 306,50 руб., который хх.хх.хх г. был отменен в связи с возражениями должника относительно его исполнения. Решением Олонецкого районного суда РК от хх.хх.хх г. (дело №) производство по административному делу по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по .... к Шишкину (ФИО1) А.Э. о взыскании задолженности по налогу и пени, прекращено, в связи с отказом истца от заявленных требований к ответчику, по причине отсутствия задолженности. Согласно сведениям истца отказ от иска был не обоснованный, так как в карточке лицевого счета налогоплательщика сведения были отражены не корректно, оплата налога до настоящего времени ответчиком не произведена.
Налоговым органом в отношении ФИО1 (ФИО3) ввиду неуплаты в установленный срок налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы начислены пени, налогоплательщику направлены требование по состоянию на хх.хх.хх г.№ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, в котором ответчику предложено до хх.хх.хх г. уплатить указанный налог в размере 3396,27 руб. и пени в размере 1820,81 руб. Требования ответчиком исполнено не были. По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка .... РК хх.хх.хх г. вынесен судебный приказ № о взыскании с ответчика задолженности по указанному налогу в размере 3396,27 руб., пени 761,42 руб. Согласно сведениям истца оплата указанного налога произведена ответчиком хх.хх.хх г. размере 3396,27 руб.
Таким образом, поскольку задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы взыскана налоговым органом на основании судебных решений только в размере 3396,27 руб., и оплачена ответчиком, то взыскание пеней за несвоевременную уплату указанного налога за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. на сумму налога в размере 3396,27 руб. в размере 502,89 руб. является правомерным.
На основании изложенного в удовлетворении взыскания пени в размере 126,91 руб. за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. на сумму налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 12 058 руб., следует отказать.
Направление административному ответчику требования по состоянию на хх.хх.хх г.№ со сроком уплаты до хх.хх.хх г. подтверждается реестром почтовых отправлений.
До настоящего времени указанное требование административным ответчиком не исполнено в полном объеме, доказательств обратного в материалах дела не имеется, ответчиком в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
По общему правилу, установленному п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, ст. 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки налоговый орган обратился хх.хх.хх г., то есть с соблюдением срока, установленного абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ.
хх.хх.хх г. мировым судьей судебного участка .... РК был вынесен судебный приказ № о взыскании с административного ответчика задолженности по пени по указанным налогам на общую сумму 19 168,83 руб.
Определением мирового судьи судебного участка .... РК от хх.хх.хх г. указанный судебный приказ был отменен в связи с поступлением заявления от административного ответчика.
Административное исковое заявление административным истцом направлено в суд хх.хх.хх г., то есть в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований административного истца и взыскании с административного ответчика пени по транспортному налогу в размере 2757,07 руб., налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 502,89 руб., по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений в размере 47,11 руб., всего на общую сумму 3307,07 руб.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета Олонецкого национального муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 руб., от уплаты которой административный истец был освобожден.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
По смыслу положений ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп. 5 п. 3 ст. 44 и пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе, в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.
Из материалов дела следует, что, что налоговым органом в адрес ответчика было выставлено требование от хх.хх.хх г.№ об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 34 877 руб. и пени в размере 1090,20 руб., со сроком исполнения до хх.хх.хх г.. В связи с неисполнением ответчиком данного требования налоговый орган обратился в Олонецкий районный суд РК с административным исковым заявление о взыскании задолженности по налогу и пени.
Решением Олонецкого районного суда РК от хх.хх.хх г. (дело №) исковые требования налогового органа оставлены без удовлетворения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки по транспортному налогу за 2014 год, отраженной в требовании от хх.хх.хх г.№, то им также утрачена возможности взыскания пени по транспортному налогу в размере 13 763,89 руб., начисленных на указанную недоимку, поскольку обязанность по уплате пени является производной от основного обязательства.
Налоговым органом в адрес ответчика были выставлены требования от хх.хх.хх г.№ об уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы за 2017 год в размере 12 012 руб. и пени в размере 101,21 руб., со сроком исполнения до хх.хх.хх г., от хх.хх.хх г.№ об уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы за 2016 год в размере 46 руб. и пени в размере 70,84 руб., со сроком исполнения до хх.хх.хх г., от хх.хх.хх г.№ об уплате пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 134,45 руб., со сроком исполнения до хх.хх.хх г.. В связи с неисполнением ответчиком данного требования налоговый орган обратился в Олонецкий районный суд РК с исковым заявление о взыскании задолженности по налогу и пени. По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка .... РК хх.хх.хх г. вынесен судебный приказ № о взыскании с ответчика задолженности по указанному налогу в размере 12 058 руб., пени 306,50 руб., который хх.хх.хх г. был отменен в связи с возражениями должника относительно его исполнения. Решением Олонецкого районного суда РК от хх.хх.хх г. (дело №а-№ производство по административному делу по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по .... к Шишкину (ФИО1) А.Э. о взыскании задолженности по налогу и пени, прекращено, в связи с отказом истца от заявленных требований к ответчику, по причине отсутствия задолженности. Согласно сведениям истца отказ от иска был не обоснованный, так как в карточке лицевого счета налогоплательщика сведения были отражены не корректно, оплата налога до настоящего времени ответчиком не произведена.
Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы за 2016, 2017 год, отраженной в требованиях от хх.хх.хх г.№, от хх.хх.хх г.№, то им также утрачена возможности взыскания пени по указанному налогу в размере 1898,34 руб., начисленных на указанную недоимку, поскольку обязанность по уплате пени является производной от основного обязательства.
Налоговым органом в адрес ответчика было выставлено требование от хх.хх.хх г.№ об уплате земельного налога за 2019 год в размере 345 руб. и пени в размере 0,34 руб., со сроком исполнения до хх.хх.хх г.. Требование ответчиком исполнено не было. По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка .... РК хх.хх.хх г. вынесен судебный приказ № о взыскании с ответчика задолженности только по пени по земельному налогу 0,34 руб. Сведения об оплате земельного налога за 2019 год в размере 345 руб. в материалы дела налоговым органом не предоставлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки по земельному налогу за 2019 год, отраженной в требовании от хх.хх.хх г.№, то им также утрачена возможности взыскания пени по указанному налогу в размере 24,79 руб., начисленных на указанную недоимку, поскольку обязанность по уплате пени является производной от основного обязательства.
Поскольку налоговым органом в материалы дела не представлены доказательства выставления в отношении ответчика требований об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с хх.хх.хх г., наличия судебного акта о взыскании указанных взносов, суд приходит к выводу, что в отношении пени в размере 47,83 руб., начисленных на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с хх.хх.хх г. налоговый орган утратил возможность к взысканию недоимки по страховым взносам за 2017 года, а также пени по указанным страховым взносам в размере 47,83 руб., начисленных на указанную недоимку, поскольку обязанность по уплате пени является производной от основного обязательства.
С учетом анализа положений п.п. 1 - 3 ст. 48 НК РФ, суд приходит к выводу, что в отношении задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 34 877 руб., отраженной в требовании от хх.хх.хх г.№, налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 12 058 руб., отраженной в требованиях от хх.хх.хх г.№, от хх.хх.хх г.№, по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений в размере 345 руб., отраженной в требовании от хх.хх.хх г.№, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с хх.хх.хх г. в размере 4207,50 руб., истекли установленные законом сроки для принудительного взыскания. При этом обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с требованиями о взыскании указанной задолженности, не установлено, административным истцом не представлено, что позволяет сделать вывод об утрате налоговым органом возможности ее взыскания.
Утрата возможности взыскания основной недоимки по налогу влечет за собой утрату возможности взыскания пени, начисленных на указанную недоимку, в силу положений ст. 75 НК РФ, поскольку обязанность по уплате пени является производной от основного обязательства.
Поскольку возможность принудительного взыскания суммы транспортного налога за 2014 год, налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы за 2016, 2017 годы, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за 2019 год, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с хх.хх.хх г. за 2017 год утрачена, возможности принудительного взыскания сумм пеней, начисленных на указанную задолженность не возможна в силу НК РФ, пени подлежат признанию безнадежными к взысканию, а обязанность по их уплате является прекращенной.
Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания безнадежной к взысканию недоимки указанной в требовании от хх.хх.хх г.№ по пени на общую сумму 15 734,85 руб., в том числе: по транспортному налогу в размере 13 763,89 руб., налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 1898,34 руб., по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений в размере 24,79 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с хх.хх.хх г. в размере 47,83 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы России по .... к ФИО1 о взыскании задолженности по пени удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, ИНН №, в доход бюджета задолженность по пени по транспортному налогу в размере 2757,07 руб., налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 502,89 руб., по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений в размере 47,11 руб., всего на общую сумму 3307,07 руб.
Признать безнадежной к взысканию недоимку по пени по требованию от хх.хх.хх г.№ на общую сумму 15 734,85 руб., в том числе: по транспортному налогу в размере 13 763,89 руб., налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 1898,34 руб., по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений в размере 24,79 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с хх.хх.хх г. в размере 47,83 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Олонецкого национального муниципального района государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный Республики Карелия суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Забродина
Мотивированное решение в соответствии со ст. 177 КАС РФ
составлено 14 сентября 2022 г.