УИД 25RS0023-01-2021-000401-42 дело № 2-137/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2021 года пгт. Ольга
Ольгинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Н.А. Филатовой,
при секретаре судебного заседания Литвиненко Т.Н.,
с участием прокурора Ольгинского района Приморского края Носова А.Н., помощника прокурора Ольгинского района Ли А.В.,
представителя истца по ордеру № от 05.10.2021, удостоверение № – адвоката Мац В.А.,
представителей ответчика - администрации Ольгинского муниципального района Приморского края по доверенности ФИО26 и ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации Ольгинского муниципального района о разрешении индивидуального трудового спора,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к администрации Ольгинского муниципального района Приморского края, в котором просит признать незаконными и необоснованными приказы главы администрации Ольгинского муниципального района от 08.06.2021 № 354 и от 26.07.2021 № 442, которыми он был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания и выговора; признать его увольнение согласно приказа и.о.главы администрации Ольгинского муниципального района от 20.08.2021 № 505 незаконным и восстановить его на прежней работе; взыскать среднюю заработную плату за время вынужденного прогула; возместить компенсацию морального вреда за незаконные приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора и увольнения, в размере 100 000 рублей. Истец, дополнив и уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ обоснование заявленных им исковых требований, указал, что на оригиналах приказов № № 354 и 442 проставлена печать организационного отдела администрации Ольгинского муниципального района, а на копиях данных приказов, предоставленных ответчиком в суд, проставлена печать администрации Ольгинского муниципального района (документы исправлены). Вместе с тем, в соответствии с инструкцией по делопроизводству, утв. постановлением администрации Ольгинского муниципального района от 12.05.2021 № 192 печать администрации ставится на подлинниках постановлений и распоряжений. На оригинале приказа № 505 отсутствует печать администрации, на его копии, предоставленной ответчиком в суд проставлена печать администрации Ольгинского муниципального района (документ исправлен). В приказе от 08.06.2021 № 354, который выдан ему, указана, в т.ч. объяснительная записка ФИО2 от 24.02.2021, а в копии этого приказа, предоставленной ответчиком в суд, указана его объяснительная записка от 24.05.2021 (документ исправлен). В оригинале приказа от 26.07.2021 № 442 указана, в т.ч. объяснительная записка ФИО2 от 02.07.2021 № 176-ЖКХ, но данный документ является не объяснительной запиской, а письмом Отдела ЖКХ имущественных отношений и градостроительства. Представление прокуратуры Ольгинского района от 19.04.2021 поступило в администрацию Ольгинского муниципального района 23.04.2021, т.о. последней 23.04.2021 стало известно о совершении проступка, вместе с тем, приказ № 354 был принят 08.06.2021, т.е. по истечении одного месяца со дня обнаружения проступка. Согласно требованию о предоставлении работником письменного объяснения, направленное в его адрес 20.05.2021, приложением к нему является представление прокуратуры от 19.04.2021, вместе с тем, к требованию приложено письмо администрации от 15.05.2021 № 1679-1/7, в соответствии с п. 3 которого принято решение об усилении контроля за своевременностью исполнения специалистами отдела обращений граждан и юридических лиц начальником отдела, а не о привлечении его к дисциплинарной ответственности, т.о. требование противоречит п. 3 решения, а также п. 4 решения, указанного в письме администрации, направленного в адрес прокуратуры. В соответствии с должностным регламентом начальника Отдела ЖКХ, имущественных отношений и градостроительства от 02.03.2015 и согласно Положения в Отделе, утв. постановлением администрации Ольгинского муниципального района от 17.03.2016 № 42, предоставление гражданам в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в рамках ФЗ № 119 посредством федеральной информационной системы не входит в должностные обязанности начальника Отдела и не является полномочием Отдела. ФЗ О дальневосточном гектаре был принят 01.05.2016, т.е. утверждения положения об Отделе, изменения в положение по настоящее время не вносились. Решения администрации на специалистов Отдела возложены дополнительные функции для исполнения в рамках ФЗ № 119 посредством федеральной информационной системы, не входящие в полномочия Отдела и без внесения изменений в положение об Отделе. Доступ к информации, содержащейся в федеральной информационной системе начальнику Отдела не предоставлен. В приказах №№ 354, 442 и 505 не отражены: даты совершения нарушений; в чем выражались допущенные нарушения; нет ссылки на документы, послужившие основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности в виде увольнения: положений трудового договора, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции или локальных нормативных актов работодателя, непосредственно связанных с деятельностью работника; не указан период времени, в течение которого было допущено неоднократное неисполнение без уважительных причин должностных обязанностей и ссылок на документы, послужившие основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности в виде увольнения; при наложении взыскания не учитывались тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен; не указаны обстоятельства совершения вменяемого проступка. Из представления прокуратуры от 19.04.2021 следует, что был нарушен 20-тидневный срок рассмотрения заявлений граждан по предоставлению земельных участков, предусмотренный ч. 5 ст. ст. 5, 6 Закона о Дальневосточном гектаре, крайним сроком подачи которых является заявление ФИО3 от 02.10.2020 и днем совершения нарушения является 23.10.2020, в соответствии с ч. 3 ст. 193 ТК РФ дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, т.е. не позднее 23.04.2021, к дисциплинарной ответственности он был привлечен за установленным законом сроком 08.06.2021. В соответствии с письмом ответчика от 27.07.2021 № 2626-1/7, направленном в адрес прокуратуры, по результатам рассмотрения приняты решения, в т.ч. «3. Привлечь начальника Отдела ЖКХИОиГ администрации района ФИО2 к дисциплинарной ответственности в виде выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в ненадлежащем контроле за выполнением возложенных на отдел задач и осуществления им своих полномочий и функций» Вместе с тем, приказ № 442 принят 26.07.2021, т.е. за 1 день до принятия решения. В нарушение ст. 193 ТК РФ администрация не направляла требование о предоставлении письменного объяснения в его адрес. Из представления прокуратуры от 25.06.2021 следует, что был нарушен 20-тидневный срок рассмотрения заявлений граждан по предоставлению земельных участков, предусмотренный ч. 5 ст. ст. 5, 6 Закона о Дальневосточном гектаре, крайним сроком подачи которых являются заявления ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11 от 28.12.2020 и днем совершения нарушения является 18.01.2021, в соответствии с ч. 3 ст. 193 ТК РФ дисциплинарное взыскание не может быть позднее 18.07.2021, к дисциплинарной ответственности он был привлечен за установленным законом сроком 26.07.2021. Письмом Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23.07.2021 не предусмотрено предоставление информации по пункту 1 протокола от 20.04.2021 № 16. Согласно должностного регламента начальника Отдела ЖКХИОиГ и Положения в Отделе, предоставление информации, указанной в письме министерства, не входит в его должностные обязанности и не является полномочием отдела. Ответчиком принято распоряжение от 06.08.2021 № 251-р «О создании комиссии по проведению служебного расследования по факту неисполнения п. 1 протокола совещания от 20.04.2021 № 16», которое противоречит ТК РФ, которым не предусмотрено создание комиссии по проведению служебного расследования по факту неисполнения пунктов протоколов совещаний. Работодатель имеет право создать комиссию по проведению служебного расследования только в случаях, установленных ст. 247 ТК РФ. В акте служебного расследования от 19.08.2021 указано, что объяснения ФИО2 в комиссию не представлены, вместе с тем 3 письменных объяснения были направлены им главе администрации, вручены под роспись главному специалисту организационного отдела, члену комиссии ФИО12 При принятии решения его объяснения не учитывались. Протокол совещания по вопросу реализации ФЗ от 05.04.2021 № 79-ФЗ, в котором п. 1 главам муниципальных образований Приморского края было предписано направить информацию по перечню документов к 17.05.2021, поступил в администрацию 27.04.2021, в этот же день глава администрации с ним ознакомился, т.о. ему 18.05.2021 было известно о совершении проступка, т.к. к нему на подпись ответ на п. 1 протокола не поступил. Приказ № 505 составлен 20.08.2021, т.е. по истечении одного месяца со дня обнаружения проступка. В акте служебного расследования от 19.08.2021 указано: «В администрацию поступило Письмо Министерства, которым сообщалось о неисполнении п. 1 Протокола совещания и необходимости предоставления информации по п. 2 Протокола совещания, срок исполнения по которому 01.08.2021». Данная информация не соответствует действительности, т.к. в Письме Министерства нет ни слова о том, что п. 1 Протокола не исполнен, только напоминание о необходимости предоставления информации по п. 2 протокола совещания, срок исполнения по которому 01.08.2021. Данное искажение смысла Письма Министерства сделано намеренно, чтобы придать законность проведения служебного расследования за 1 месячным сроком, отведенным законом на привлечение к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения не отвечает принципу соразмерности, а также отсутствие каких-либо неблагоприятных последствий для работодателя. По акту служебного расследования дополнительно указывает, что Инструкция по делопроизводству, утв. 12.05.2021 № 192 и Регламент администрации Ольгинского муниципального района, не опубликованы, в соответствии с Положением об организационном отделе, утв. постановлением администрации Ольгинского муниципального района от 25.02.2015 № 127: обеспечение своевременной обработки поступающей и отправляемой корреспонденции, организация контроля за деятельностью отделов по своевременному исполнению распорядительных документов, нормативных правовых актов Администрации Приморского края, главы администрации Ольгинского муниципального района (п. 2.6); обеспечение соблюдения установленного порядка рассмотрения обращений, заявлений и жалоб граждан, контроля за их исполнением (п. 2.7).
В дополнениях к мотивировочной части искового заявления, истец указал следующее. Представления прокуратуры за 2020 год: от 13.03.2020, от 06.04.2020, от 16.04.2020, от 26.04.2020, от 06.08.2020 – находился в отпуске: от 28.05.2020 – находился на больничном, более того, оплата взносов на кап. ремонт общего имущества МКД не относится к полномочиям отдела ЖКХ; от 09.11.2020 – был дан ответ Отдела ЖКХ на юротдел о несоответствии представления законодательству РФ: от 20.11.2020 – проводилась работа по постановке муниципальных зданий и земельных участков на кадастровый учет на сумму выделенных денежных средств администрацией района. Представления прокуратуры за 2021 год: от 22.03.2021 - находился в отпуске; от 24.06.2021 - находился на больничном; от 21.07.2021 - проводилась работа по постановке муниципальных зданий и земельных участков на кадастровый учет, приведение в безопасное состояние на сумму выделенных денежных средств администрацией района; от 27.05.2021 – не является полномочием отдела ЖКХ. По заявлениям ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО18 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО20 от ДД.ММ.ГГГГ, а также по заявлениям ФИО21 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО22 от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ не исполнены действия, указанные в ч. 4 ст. 5 ФЗ № 119-ФЗ в течение семи рабочих дней со дня поступления заявлений, а также не исполнены в срок не более, чем двадцать рабочих дней указанные в ч. 5 ст. 5 ФЗ № 119-ФЗ действия, а приказы о наложении дисциплинарного взыскания от 08.06.2021 и от 26.07.2021 вынесены по истечении шести месяцев со дня совершения проступка. Подпункты 7, 8, 9 пункта 3.1.16 Положения об отделе противоречат законодательству РФ, т.к. отдел не может выполнять указанные действия в силу того, что отдел не является юридическим лицом, данные действия может выполнять только администрация Ольгинского муниципального района.
Ответчик в своих письменных возражениях просит отказать в удовлетворении исковых требований, считая их необоснованными в силу следующего. За период трудовых отношений ФИО2 систематически допускались нарушения трудовой дисциплины, за что он привлекался к дисциплинарной ответственности: 1) приказом от 07.06.2016 №155 наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащую работу, связанную с соблюдением требований жилищного законодательства; 2) приказом от 22.07.2016 №225 наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания за нарушение Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», выразившееся в непредоставлении ответа заявителю в установленный срок; 3) приказом от 18.05.2020 № 217 наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, выразившееся в неисполнении поручения главы Ольгинского муниципального района; 4) приказом от 25.01.2021 №24 наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в предоставлении недостоверных и (или) неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Подтверждением недобросовестного отношения начальника отдела ЖКХИОиГ ФИО2 к своим должностным обязанностям исходя из трудовых функций могут также являться внесенные в администрацию представления прокуратуры Ольгинского района об утранении нарушений требований законодательства по вопросам, входящим в компетенцию отдела ЖКХИОиГ, которые занимают более 50% от всех поступивших представлений. За 2020 год: представление от 13.03.2020 №7-12-2020/276 об устранении нарушений земельного и градостроительного законодательства; представление от 06.04.2020 №7-12-2020/305 об устранении нарушений требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления; представление от 16.04.2020 №7-12-2020/349 об устранении нарушений требований земельного законодательства при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков; представление от 20.04.2020 №7-12-2020/354 об устранении нарушений требований земельного законодательства при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; представление от 20.04.2020 №7-12-2020/359 об устранении нарушений законодательства в сфере использования муниципального имущества; представление от 28.05.2020 №7-12-2020/477 об устранении нарушений жилищного законодательства; представление от 06.08.2020 №7-12-2020/707 об устранении нарушений действующего законодательства в сфере соблюдения законодательства при разработке и эксплуатации государственной системы жилищно-коммунального хозяйства и иных аналогичных цифровых ресурсов; представление от 09.11.2020 № 7-12-2020/1055 об устранении нарушений требований законодательства об обращении с твердыми бытовыми отходами; представление от 20.11.2020 № 7-12-2020/1110 об устранении нарушений законодательства в сфере использования муниципального имущества. За 2021 год: представление от 18.01.2021 №7-12-2021/19 об устранении нарушений земельного законодательства; представление от 11.02.2021 №7-12-2021/118 об устранении нарушений Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»; представление от 22.03.2021 №7-12-2021/241 об устранении нарушений требований Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; представление от 19.04.2021 №7-12/Прдп20-21-20050001/315 об устранении нарушений земельного законодательства; представление от 27.05.2021 №7-12-2021/434 об устранении нарушений действующего законодательства в рамках реализации государственной программы «Развитие физической культуры и спорта»; представление от 24.06.2021 №7-12/Прдп146-21-20050001/488 об устранении нарушений действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; представление от 25.06.2021 №7-12/Прдп157-21-20050001/489 об устранении нарушений земельного законодательства; представление от 21.07.2021 №7-12-2021/587 об устранении нарушений законодательства, регламентирующего использование и приватизацию муниципального имущества. Дата объяснительной записки от 24.02.2021 в приказе от 08.06.2021 № 354 указана ошибочно, приказ исправлен в тот же день, истец с ним ознакомлен, исправленный экземпляр ему вручен под подпись, в личном деле хранится исправленный экземпляр. Согласно инструкции по делопроизводству, утв. постановлением администрации Ольгинского муниципального района от 12.05.2021 № 192 копией документа следует считать документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника и все его внешние признаки или части, заверенный печатью организационного отдела администрации муниципального района (п. 2.4.13); - документы органа местного самоуправления заверяют печатью с воспроизведением герба (геральдического знака) органа местного самоуправления (п.2.3.6). Подлинник приказа хранится в личном деле, копия (экземпляр с печатью организационного отдела) предоставляется работнику. Ответчиком была предоставлена в суд копия приказа от 08.06.2021 №354 с печатью организационного отдела, взятого из материалов рассмотрения представления прокуратуры. В ходе рассмотрения 14.05.2021 представления прокуратуры Ольгинского района от 19.04.2021 был установлен факт ненадлежащего контроля начальника отдела ЖКХИОиГ ФИО2 за исполнением специалистом ФИО4 своих должностных обязанностей, что не могло остаться без принятия мер дисциплинарного воздействия в отношении начальника отдела ЖКХИОиГ, в связи с чем, главой района затребована объяснительная. В данном случае днем выявления (обнаружения) проступка в виде ненадлежащего контроля является день принятия решения по результатам рассмотрения представления прокуратуры, т.е. 14.05.2021 г., что входит в пределы сроков применения взыскания в соответствии со ст. 193 абз.3 ТК РФ. Решения указанных в пунктах 2.1, 3.1.1, 3.1.16 Положения об отделе жилищно-коммунального хозяйства, имущественных отношений и градостроительства, утв. постановлением администрации Ольгинского муниципального района от 17.03.2016 № 42 регулируется земельным законодательством Российской Федерации в совокупности с другими федеральными законами, которыми устанавливаются особенности исполнения полномочий по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности и в ведении муниципального района. Работа в рамках Федерального закона №119-ФЗ не является отдельным полномочием. Довод о незакреплении в должностном регламенте начальника отдела прямой обязанности по предоставлению земельных участков в рамках Федерального закона №119-ФЗ посредством федеральной информационной системы ничтожен. Если начальник отдела считает необходимым уточнить или изменить отдельные функции в деятельности отдела и закрепить их в Положении об отделе и должностных регламентах специалистов, в таком случае согласно п.5.5, п.5.6 Положения об отделе, начальник должен подать представление (ходатайство) о таких изменениях на имя главы администрации муниципального района, о чем начальником отдела ЖКХИОиГ ФИО2 за период со дня принятия Федерального закона №119-ФЗ до дня увольнения заявлено не было. Распоряжением администрации Ольгинского муниципального района от 22.01.2020 №7-рл специалистам отдела ЖКХИОиГ ФИО24 и ФИО25 установлена доплата за выполнение дополнительного объема работы в рамках реализации Федерального закона №119-ФЗ, а не за отдельное полномочие. Принятие указанного распоряжения не снимает с начальника отдела ЖКХИОиГ ответственности за выполнение возложенных на отдел задач и осуществление им своих полномочий и функций. Довод об отсутвии у начальника отдела ЖКХИОиГ ФИО2 доступа к информации, содержащейся в федеральной информационной системе не основан на фактических данных. Доступ в систему для исполнения функции по работе с заявлениями по предоставлению земельных участков в безвозмездное пользование в рамках Федерального закона №119-ФЗ предоставлен сотрудникам, зарегистрированным в данной системе как исполнитель. Доступ для контроля исполнения (логин и пароль для входа в систему) были предоставлены начальнику отдела ЖКХИОиГ ФИО2 Из представления прокуратуры от 19.04.2021 следует, что были нарушены следующие этапы и сроки рассмотрения заявлений граждан: при рассмотрении заявления ФИО3 от 02.10.2020 г. (заявление с крайней датой из выявленных): 1) семидневный срок со дня поступления в заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование; 1.1) подготовка на публичной кадастровой карте в форме электронного документа с использованием информационной системы схемы размещения земельного участка – согласно пп.1 ч.4 ст.5 ФЗ №119 должно было состояться не позднее 13.10.2020, фактически произведено 10.11.2020 (постановление администрации Ольгинского муниципального района от 10.11.2020 № 449), что повлекло нарушение сроков на 19 рабочих дней; 1.2) размещение в информационной системе информации о поступлении заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование – согласно пп. 2 ч.4 ст.5 ФЗ №119-ФЗ должно было состояться не позднее 13.10.2020, фактически произведено 28.10.2020, что повлекло нарушение сроков на 11 рабочих дней; 2) двадцатидневный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган обеспечивает подготовку проекта договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и направляет их для подписания заявителю, если сведения об испрашиваемом земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости – согласно ч.5 ст.5 ФЗ №119 должно было состояться не позднее 30.10.2020, фактически произведено 09.12.2020, что повлекло нарушение сроков на 27 рабочих дней; 3) пятидневный срок со дня поступления подписанного гражданином проекта договора безвозмездного пользования земельным участком уполномоченным органом обеспечивается его подписание и обращение с заявлением о государственной регистрации договора безвозмездного пользования земельным участком – согласно ч. 12 ст.5 ФЗ №119 должно было состояться не позднее 18.12.2020, фактически договор подписан 26.12.2020 и направлен на регистрацию 08.02.2021, что повлекло нарушение сроков в первом случае на 6 рабочих дней, во втором случае – на 30 рабочих дней. Следовательно, в данном случае днем совершения проступка является 19.12.2020, шестимесячный срок привлечения к дисциплинарной ответственности истекает 19.06.2021, приказ о привлечении вынесен 08.06.2021, что входит в пределы сроков применения взыскания в соответствии со ст.193 абз.4 ТК РФ. Довод о принятии приказа от 26.07.2021 до принятия решения не основан на фактических данных. Ответ (решение) по результатам рассмотрения представления №489 подготовлен 27.07.2021, рассмотрение представления №489 состоялось 14.07.2021, на котором и было принято решение о привлечении начальника отдела ЖКХИОиГ администрации района ФИО2 к дисциплинарной ответственности в виде выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в ненадлежащем контроле за выполнением возложенных на отдел задач и осуществление им своих полномочий и функций. На основании решения подготовлен приказ от 26.07.2021. Довод о незатребовании у истца объяснений по существу нарушений, указанных в представлении от 25.06.2021не основан на фактических данных. В рамках рассмотрения представления начальнику отдела ЖКХИОиГ ФИО2 был направлен запрос от 30.06.2021 №2213-1/7 о предоставлении объяснений по существу нарушений, указанных в представлении. Ответ на запрос с объяснениями по фактам нарушений, указанных в представлении с подписью начальника отдела ЖКХИОиГ ФИО2 получен и учтен при применении дисциплинарного взыскания. Письмо (ответ на запрос) отдела ЖКХИОиГ от 02.07.2021 №176-жкх не имеет наименования, содержит объяснения по существу нарушений, подписано начальником отдела ЖКХИОиГ, приравнено к объяснительной записке. Из представления прокуратуры от 25.06.2021 следует, что были нарушены следующие этапы и сроки рассмотрения заявлений ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 от 28.12.2020: 1) семидневный срок со дня поступления заявления; 1.1) подготовка на публичной кадастровой карте в форме электронного документа с использованием информационной системы схемы размещения земельного участка – согласно пп.1 ч.4 ст.5 Федерального закона №119-ФЗ должно было состояться не позднее 15.01.2021, фактически произведено 05.03.2021 (постановление администрации от 05.03.2021 №91), что повлекло нарушение сроков на 33 рабочих дней; 1.2) размещение в информационной системе информации о поступлении заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование – согласно пп.2 ч.4 ст.5 должно было состояться не позднее 15.01.2021, фактически произведено 03.03.2021, что повлекло нарушение сроков на 31 рабочих дней; 2) двадцатидневный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган обеспечивает подготовку проекта договора безвозмездного пользования участком в трех экземплярах и направляет их для подписания заявителю, если сведения об испрашиваемом земельном участке внесены в ЕГРН – согласно ч.5 ст.5 должно было состояться не позднее 03.02.2021, фактически произведено 16.03.2021, что повлекло нарушение сроков на 26 рабочих дней; 3) пятидневный срок со дня поступления подписанного гражданином проекта договора безвозмездного пользования земельным участком уполномоченным органом обеспечивается его подписание и обращение с заявлением о государственной регистрации договора безвозмездного пользования земельным участком – согласно ч.12 ст.5 должно было состояться не позднее 17.05.2021, фактически договор подписан и направлен на регистрацию 11.06.2021, что повлекло нарушение сроков на 19 рабочих дней. Следовательно, днем совершения проступка является 18.05.2021, шестимесячный срок привлечения к дисциплинарной ответственности истекает 18.10.2021, приказ о привлечении вынесен 26.07.2021, что входит в пределы сроков применения взыскания. Протоколом совещания от 20.04.2021 №16 (вх.№2519-1/6 от 27.04.2021) установлена необходимость предоставления в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края перечня указанных в нем документов (с приложением образцов документов). Срок исполнения п. 1 согласно протоколу совещания установлен 17.05.2021. Однако, запрашиваемая информация не предоставлена в установленный срок, что подтверждается карточкой регистрации документа. Ответ по п. 1 протокола совещания подготовлен и направлен с нарушением сроков лишь 09.08.2021, что подтверждает сам истец. Согласование указанного ответа начальником отдела ЖКХИОиГ ФИО2 подтверждает необходимость предоставления информации по пункту 1 протокола совещания. Порядок проведения служебного расследования не установлен ТК РФ, но и не должен противоречить требованиям трудового законодательства. По факту непредоставления ответа в срок необходимо было установить лиц, по вине которых допущено нарушение сроков предоставления информации по п. 1 протокола совещания. Служебное расследование проведено в сроки и с соблюдением требований, установленных ТК РФ. 26.07.2021 в администрацию района поступило письмо от 23.07.2021 министерства имущественных и земельных отношений Приморского края о необходимости предоставления информации по п. 2 протокола совещания в установленный срок. К нему прилагался указанный протокол совещания. При установлении исполнения протокола совещания выявлено отсутствие в ГИС РСМЭД отметки об исполнении пункта 1 протокола совещания, срок исполнения которого установлен – 17.05.2021, что послужило поводом для проведения служебного расследования в совокупности с письмом от 23.07.2021. Также эти документы указаны в Акте служебного расследований от 19.08.2021 в качестве повода для установления обстоятельств (причин) непредоставления информации по пункту 1 протокола совещания, для чего была сначала запрошена объяснительная (требование о предоставлении работником письменного объяснения от 02.08.2021), в том числе у специалиста ФИО25, так как согласно резолюции к документу (протоколу совещания) в ГИС РСМЭД ответственным исполнителем указан начальник отдела ЖКХИОиГ ФИО2, который в свою очередь отписал на исполнение главному специалисту отдела ЖКХИОиГ ФИО25, что подтверждается карточкой регистрации документа. Затем согласно резолюции на поступившей объяснительной ФИО2 от 05.08.2021 г. глава района распорядился провести служебную проверку для установления виновных лиц, допустивших дисциплинарный проступок. В рамках проведения служебного расследования комиссией по проведению расследования предложено ФИО2 в течение двух рабочих дней с момента получения уведомления предоставить письменные объяснения по факту неисполнения пункта 1 Протокола совещания от 20.04.2021 №16. На указанное уведомление объяснения от ФИО2 в адрес комиссии по проведению служебного расследования ни в предлагаемый срок, ни после не поступили. Комиссией был составлен Акт от 11.08.2021 г. о непредоставлении письменных объяснений. Кроме этого, т.к. в объяснительной от 05.08.2021 не содержалось информации о причинах неисполнения п. 1 протокола совещания, от имени главы района ФИО2 повторно направлено требование о предоставлении письменного объяснения (требование от 11.08.2021 по факту неисполнения пункта 1 протокола совещания. Со слов ФИО2 (представителя по доверенности Мац В.А.), ФИО2 на указанное требование работодателя была представлена объяснительная от 13.08.2021, которая также в комиссию не поступала. При рассмотрении объяснительных от 09.08.2021 и от 11.08.2021 следует отметить, что в них также не содержится требуемая информация о причинах неисполнения пункта 1 протокола совещания. Факт неисполнения п. 1 протокола совещания комиссией установлен, подтвержден специалистом ФИО25, составлен Акт служебного расследования от 19.08.2021 г., виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Довод истца о принятии приказа от 20.08.2021за пределами установленного ст. 193 ТК РФ срока применения взыскания основан на неправильном толковании норм права и имеющихся фактических данных. Факт неисполнения выявлен при поступлении письма министерства от 23.07.2021 (вх. № 4489-1/6 от 26.07.2021) и выявлении неисполнения пункта 1 протокола совещания. Таким образом, днем, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, является 26.07.2021. При принятии решения о применени дисциплинарного взыскания в виде увольнения начальника отдела ЖКХИОиГ ФИО2 учтены тяжесть совершенного проступка и предшествующее поведение работника, выразившиеся в систематических нарушениях трудовой дисциплины, что подтверждается неоднократным привлечением к дисциплинарной ответственности в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания в виде выговора за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, выразившееся в нарушении порядка рассмотрения обращений граждан, установленного Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ (приказ от 10.03.2021 №128), неснятые и непогашенные дисциплинарные взыскания в виде замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей муниципальным служащим, находящимся в подчинении, выразившийся в нарушении сроков рассмотрения обращений граждан, поданных в рамках Федерального закона от 01.05.2016 №119-ФЗ (приказ от 08.06.2021 №354) и выговора за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, выразившееся в ненадлежащем контроле за выполнением возложенных на отдел задач и осуществление им своих полномочий и функций (приказ от 26.07.2021 №442).
Кроме того, регулярное внесение представлений прокуратуры Ольгинского района по фактам нарушений требований законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции отдела ЖКХИОиГ, свидетельствует о формальном отношении к исполнению своих должностных обязанностей начальника отдела ЖКХИОиГ ФИО2 и нежелании принятия мер по устранению выявленных недостатков.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, с учетом мнения участников процесса и в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного разбирательства и направившего в суд для представления своих интересов представителя – адвоката Мац В.А., который исковые требования и доводы истца поддержал в полном объеме, настаивая на их удовлетворении, указал, что Положение об Отделе ЖКХ утверждено до издания ФЗ № 119, после выхода которого администрацией никакие изменения в Положение не вносились, она ограничилась лишь тем, что издала распоряжение о производстве доплат сотрудникам Отдела за оформление земельных участков по этому Закону, что свидетельствует о том, что на данных исполнителей были возложены дополнительные трудовые обязанности, не обусловленные обязанностями, предусмотренными Положением об Отделе. Как пояснила свидетель Лисняк, заявления граждан по этому Закону в информационной системе напрямую попадали ей на исполнение, т.е. о том, что заявления поступали на исполнение конкретным работникам Отдела, истец не знал, в связи с чем, ответчик не может утверждать о том, что истец не исполнял свои обязанности. Причинный истцу моральный вред обосновывает тем, что в течение непродолжительного времени тот трижды был привлечен к дисциплинарной ответственности, что явилось психотравмирующей ситуацией, истец сильно переживал по этому поводу, впоследствии его ещё и уволили, чем ему причинен моральный вред на указанную в иске сумму.
В судебном заседании представители ответчика ФИО26 и ФИО6 (каждый в отдельности) с исковыми требованиями не согласились по изложенным в письменных возражениях на иск доводам, пояснив, что, несмотря на то, что Положение об Отделе утверждено до принятия ФЗ № 119, однако в Положении указано, что изменения в него вносятся начальником Отдела самостоятельно. За увеличение по данному Закону объема работ специалистов Отдела в рамках тех обязанностей, которые они исполняют, ответчик установил доплату за увеличение объема работ по основным обязанностям, а именно за ведение федеральной информационной системы, а не за предоставление участков по указанному Закону. Показания свидетеля Лисняк о том, что заявления граждан о предоставлении земельного участка по ФЗ-119 поступают ей на исполнение не означают, что они поступают ей лично, поскольку она является специалистом администрации района и заявления поступают в информационную систему, доступ к которой через гос. услуги имелся у специалистов администрации и истца.
Выслушав стороны, показания свидетеля ФИО25, заключение помощника прокурора района Ли А.В., полагавшего исковое заявление не подлежащим удовлетворению, изучив и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) муниципального служащего регулируются Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
По правилам статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о муниципальной службе.
Аналогичная норма предусмотрена частью 2 статьи 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Согласно статье 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя (работодатель) имеет право применять следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям (ч. 1). Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством (ч. 3).
Положения, аналогичные ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» содержатся в ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации, которой также предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основанию, предусмотренному пунктом 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (ч. 3 ст. 192 ТК РФ).
Пунктом 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2, при разрешении споров лиц, уволенных по пункту 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, следует учитывать, что работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по данному основанию при условии, что к работнику ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено. Применение к работнику нового дисциплинарного взыскания, в том числе и увольнение по пункту 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, допустимо также, если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжалось, несмотря на наложение дисциплинарного взыскания.
Из приведенных положений следует, что за совершение работником дисциплинарного проступка работодатель вправе применить к нему дисциплинарное взыскание. Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, выразившееся в нарушении трудового законодательства, положений трудового договора, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции или локальных нормативных актов работодателя, непосредственно связанных с деятельностью работника.
Работник может быть уволен на основании пункта 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в случае неоднократного нарушения трудовых обязанностей без уважительных причин. Нарушение трудовых обязанностей признается неоднократным, если, несмотря на дисциплинарное взыскание, которое не снято и не погашено, со стороны работника продолжается или вновь допускается виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей. В этом случае к работнику возможно применение нового дисциплинарного взыскания, в том числе в виде увольнения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02.02.2015 ФИО2 был принят в администрацию Ольгинского муниципального района на должность муниципальной службы начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и жизнеобеспечения района и с ним заключен трудовой договор от 29.01.2015 № 153, 01.06.2015 он переведен на должность начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства, имущественных отношений и градостроительства, с 28.10.2015 на него возложено исполнение обязанностей заместителя главы администрации района, с 01.01.2018 ФИО2 переведен на должность заместителя главы администрации муниципального района – начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства, имущественных отношений и градостроительства, 17.04.2020 переведен на должность начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства, имущественных отношений и градостроительства.
Согласно разделу 5 Положения об отделе жилищно-коммунального хозяйства, имущественных отношений и градостроительства, утв. постановлением администрации Ольгинского муниципального района от 17.03.2016 № 42 (далее – Положение об отделе) Отдел возглавляет начальник, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел задач и осуществление им своих полномочий и функций. Начальник отдела осуществляет общее руководство деятельностью отдела. Должностным регламентом начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства, имущественных отношений и градостроительства администрации Ольгинского муниципального района (далее – должностной регламент начальника отдела) предусмотрено, что в должностные обязанности начальника отдела входит: осуществление общего руководства и контроля за деятельностью специалистов отдела; осуществление контроля и организация исполнения мероприятий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности района (п. 3.1.3). Начальник отдела несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан (п. 3.3).
В соответствии с п. 7.12 Регламента администрации Ольгинского муниципального района, утв. постановлением главы района от 01.06.2010 № 205 ответственный исполнитель обязан организовать исполнение документов в установленный срок. Ответственность за организацию и состояние делопроизводства, соблюдение установленных Регламентом правил и порядка работы с документами в структурных подразделениях Администрации района возлагается на их руководителей (п. 1.10).
Частью 2 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник обязан, в частности, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда.
На основании ч. 1 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
Приказом главы администрации от 10.03.2021 № 128 на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, выразившееся в нарушении порядка рассмотрения обращений граждан, установленного Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ. Основание: представление прокуратуры от 11.02.2021, объяснительная записка ФИО2 от 24.02.2021.
В ходе проверки доводов представления прокуратуры Ольгинского района от 11.02.2021 об устранении нарушений Федерального закона №59-ФЗ «О порядке расссмотрения обращений граждан РФ» было проведено служебное расследование, затребованы объяснения от истца, специалистов возглавляемого им отдела, специалиста организационного отдела, исследованы журнал регистрации обращений граждан и журнал входящей корреспонденции отдела ЖКХ, имущественных отношений и градостроительства, копии самих обращений, по результатам рассмотрения которых установлен факт нарушения сроков перенправления заявления (обращения) ФИО27 от 02.11.2020 о проведении незаконной перепланировки в квартирах с инициативой проведения проверки по данному факту; не обеспечения объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения ФИО27, проверка доводов которого проведена не была, письменный ответ по существу поставленных вопросов не дан, вопреки положениям главы 4 ЖК РФ, в соответствии с которыми полномочия по согласованию процедуры переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, а также контроль за соблюдением порядка переустройства и (или) перепланировки возложены на органы местного самоуправления, обращение ФИО27 трижды перенаправлялось в Государственную жилищную инспекцию Приморского края (10.11.2020, 18.11.2020 и 14.12.2020), что и послужило основанием для обращения заместителя руководителя ГЖИ ПК в прокуратуру района с заявлением о нарушении порядка рассмотрения обращения должностными лицами администрации Ольгинского муниципального района. При этом, обращение ФИО27 дважды возвращалось ГЖИ ПК (12.11.2020 и 24.11.2020) в администрацию района с указанием о том, что полномочия по согласованию процедуры переустройства и (или) перепланировки жилого помещения возложены на орган местного самоуправления.
Обращение ФИО27 от 02.11.2020 было отписано для исполнения начальнику отдела ЖКХ, имущественных отношений и градостроительства ФИО1 Г.Е., последний признан ответственным за допущенные нарушения при рассмотрении обращения ФИО27
С приказом от 10.03.2021 № 128 о вынесении дисциплинарного взыскания истец ознакомлен 11.03.2021.
Приказом главы администрации от 08.06.2021 № 354 истец привлечен к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей муниципальными служащими, находящимся в подчинении, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения обращений граждан, поданных в рамках Федерального закона от 01.05.2016 №119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», за что наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Основание: представление прокуратуры от 19.04.2021, объяснительная записка ФИО2 от 24.05.2021.
23.04.2021 в администрацию Ольгинского муниципального района поступило представление прокуратуры Ольгинского района от 19.04.2021 об устранений нарушений земельного законодательства при рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков, предусмотренных ч. 5 ст. 5, ст. 6 Закона о Дальневосточном гектаре по заявлениям ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО18 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО20 от ДД.ММ.ГГГГ.
14.05.2021 данное представление было рассмотрено администрацией района, установлено нарушение сроков и порядка рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, предусмотренных ч. 5 ст. 5, ст. 6 Федерального закона №119-ФЗ по заявлениям указанных граждан, принято решение о привлечении ст. специалиста отдела ЖКХИОиГ к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей; начальнику отдела ЖКХИОиГ ФИО2 усилить контроль за своевременностью исполнения специалистами отдела обращений граждан и юридических лиц, в связи с чем, 20.05.2021 истец был письменно уведомлен о необходимости предоставления письменных объяснений по данному факту (требование главы администрации от 19.05.2021 о предоставлении работником письменного объяснения), запрашиваемые объяснения ФИО2 предоставил 24.05.2021, с приказом от 08.06.2021 о вынесении дисциплинарного взыскания ознакомлен 28.06.2021.
Приказом главы администрации района от 26.07.2021 № 442 на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в ненадлежащем контроле за выполнением возложенных на отдел задач и осуществление им своих полномочий и функций. Основание: представление прокуратуры от 25.06.2021 об устранений нарушений земельного законодательства, объяснительная записка ФИО2 от 02.07.2021.
28.06.2021 в администрацию района поступило представление прокуратуры Ольгинского района от 25.06.2021 об устранений нарушений земельного законодательства при рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков, предусмотренных ч. 5 ст. 5, ст. 6 Закона о Дальневосточном гектаре по заявлениям ФИО21 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО22 от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 от 28.12.2020.
30.06.2021 главой района у истца запрошены объяснения по существу указанных в представлении прокуратуры от 25.06.2021 нарушений, а также указано на необходимость предоставить информацию о принятых мерах по устранению указанных нарушений, в т.ч. подтверждающие документы.
02.07.2021 ФИО2 на имя главы района дан ответ о том, что отдел ЖКХИОиГ рассмотрел представление прокуратуры от 25.06.2021 и в рамках своей компетенции сообщает, что нарушены сроки и порядок рассмотрения заявлений предоставления муниципальной услуги вследствие неопытности и загруженности специалиста. В настоящее время специалист, допустивший указанное нарушение, в администрации района не работает.
14.07.2021 представление прокуратуры от 25.06.2021 было рассмотрено администрацией района, указанные в представлении нарушения нашли свое подтверждение, установлено нарушение сроков и порядка рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, предусмотренных ч. 5 ст. 5, ст. 6 Закона о Дальневосточном гектаре по заявлениям названных граждан, принято решение начальнику отдела ЖКХИОиГ ФИО2 усилить контроль за своевременностью исполнения специалистами отдела обращений граждан и юридических лиц; привлечь начальника отдела ЖКХИОиГ ФИО2 к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в ненадлежащем контроле за выполнением возложенных на отдел задач и осуществление им своих полномочий и функций; учесть указанные в представлении нарушения и указать на их недопущение в дальнейшей работе.
С приказом от 26.07.2021 о вынесении дисциплинарного взыскания истец ознакомлен под свою подпись 27.07.2021.
Приказом и.о. главы администрации от 20.08.2021 № 505 трудовой договор с работником ФИО2 прекращен на основании пункта 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с неоднократным неисполнением без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания. Основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения послужили распоряжение администрации района от 06.08.2021 № 251-р «О проведении служебного расследования по факту неисполнения п. 1 протокола совещания от 20.04.2021 № 16», материалы служебной проверки, акт служебного расследования от 19.08.2021 ранее изданные приказы №№ 128, 254 и 442.
Неисполнение истцом трудовых обязанностей выразилось в непредоставлении в установленный срок - 17 мая 2021 года в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края перечня документов, указанных в пункте 1 Протокола совещания от 20.04.2021 № 16 (далеее – Протокол совещания), поступившего в администрацию района 27.04.2021, тогда же переданному на исполнение ФИО2, отписавшему в свою очередь Протокол совещания подчиненному ему работнику отдела ФИО25 для исполнения. Согласно карточке регистрации документа, требуемая информация направлена в министерство лишь 09.08.2021.
03.08.2021 истец ознакомлен с требованием главы района о предоставлении работником письменного объяснения по данному нарушению.
По факту допущенного нарушения распоряжением главы администрации от 06.08.2021 № 251 создана комиссия по проведению служебного расследования по факту неисполнения п. 1 протокола совещания от 20.04.2021 № 16, предложившая истцу в течение двух рабочих дней предоставить письменные объяснения по данному факту.Уведомление председателя комиссии о предоставлении письменного объяснения получено ФИО2 06.08.2021.
09.08.2021 в организационный отдел на имя главы администрации поступило письмо истца от той же даты, в котором он, указав о рассмотрении уведомления комиссии от 06.08.2021, помимо прочего сообщает, что письмом администрации Ольгинского муниципального района от 09.08.2021 № 2815-1/6, инициатор согласования ФИО25, согласовано ФИО2, подписано ФИО28 направлен официальный ответ об отсутствии таких предложений.
Таким образом, в данном письме истцом не дано ответа о причинах, по которым п. 1 Протокола совещания не был исполнен в установленный срок (17.05.2021).
10.08.2021 на имя истца составлено повторное требование главы администрации о предоставлении работником письменного объяснения по тому же обстоятельству (неисполнение п. 1 Протокола совещания), с которым ФИО2 ознакомлен 11.08.2021.
11.08.2021 комиссией по проведению служебного расследования составлен акт о непредоставлении начальником отдела ЖКХИОиГ ФИО2 письменных объяснений по уведомлению от 06.08.2021.
13.08.2021 в организационный отдел поступило адресованное главе администрации письмо истца, аналогичное по своему содержанию его письму от 09.08.2021.
19.08.2021 составлен акт служебного расследования, согласно которому комиссией по проведению служебного расследования установлено, что пункт 1 Протокола совещания не исполнен в установленный срок. Ответственным за исполнение пункта 1 Протокола совещания является начальника отдела ЖКХИОиГ администрации района. Информация (ответ) по пункту 1 Протокола совещания не подготовлена главным специалистом отдела ЖКХИОиГ ФИО25
Допрошенная по ходатайству представителя истца свидетель ФИО25 суду показала, что с декабря 2014 года она работает специалистом в Отделе ЖКХ, имущественных отношений и градостроительства администрации Ольгинского муниципального района, под руководством ФИО2 – с 2016 года. По роду своей деятельности она, в том числе, занималась оформлением земельных участков в соответствии с Федеральным законом «О Дальневосточном гектаре», поскольку это непосредственно входит в полномочия Отдела, что регламентировано Положением об Отделе, предусматривающим распоряжение земельными участками, без конкретного указания в рамках какого ФЗ участки предоставляются. Заявления граждан поступали ей напрямую через федеральную информационную систему На Дальний Восток.рф. Начальник Отдела ФИО2 участвовал в рассмотрении таких заявлений на этапе образования земельного участка, им изучалось постановление на утверждение схемы участка и подписывался лист согласования. Второй этап – подписание самого договора, до 2020 года договоры безвозмездного пользования земельным участком подписывал ФИО2
Пункт 1 Протокола совещания от 20.04.2021 отписывался ей на исполнение, ответ нужно было дать до 17.05.2021, но он не был дан в срок, так как она упустила это из-за большого количества бумажной работы и на тот момент у неё не было никаких предложений по списку дополнительных документов. Не помнит, ходила ли она к ФИО2 с этим вопросом, кажется с ним этот разговор был, но однозначно утверждать этого она не может. Обычно по всем возникающим вопросам она обращалась к начальнику ФИО2.
Дополнительно допрошенная по ходатайству представителей ответчика свидетель ФИО5 показала, что доступ в федеральную информационную систему На Дальний Восток.рф. осуществляется посредством логина и пароля гос.услуг администрации района, где отображаются все специалисты и ФИО2, у которого была возможность зайти в данную информационную систему и курировать процесс предоставления участков по Закону «О Дальневосточном гектаре». Бывало, что она предоставляла ФИО2 свои логин и пароль для входа в систему, в которой фиксируются даты поступления заявления и истечения срока работы с ним. Процесс работы с заявлениями о предоставлении Дальневосточного гектара следующий: поступившее в администрацию района заявление распечатывается вместе с приложениями к нему, изучается архитектором, каждый специалист «отрабатывает» заявление в своей области, затем составляется постановление на утверждение схемы земельного участка на публичной кадастровой карте и все это вместе с листом согласования относится на подпись начальнику ФИО2
При установленных судом обстоятельствах, факты неоднократного неисполнения истцом без уважительных причин трудовых обязанностей нашли свое подтверждение, в связи с чем, основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации у работодателя имелись, поскольку ФИО2, будучи привлеченным к дисциплинарной ответственности приказами от 10.03.2021, от 08.06.2021 и от 26.07.2021 за совершение ряда проступков, вновь совершил дисциплинарный проступок, связанный с ненадлежащим выполнением возложенных на него должностных обязанностей. При наложении дисциплинарных взысканий, в том числе и в виде увольнения ФИО2, работодателем были учтены все имеющие значение обстоятельства, в том числе тяжесть совершенных проступков, обстоятельства и систематичность их совершения, а также предшествующее поведение и отношение работника к труду, в подтверждение чего ответчиком в материалы дела представлены копии представлений прокуратуры Ольгинского района за 2020 и 2021 г.г. об устранении нарушений требований законодательства по вопросам, входящим в компетенцию отдела ЖКХ, имущественных отношений и градостроительства администрации Ольгинского муниципального района. Допущенное истцом нарушение малозначительным не является и при наличии у него наложенных ранее неснятых и непогашенных дисциплинарных взысканий давало ответчику право применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения. Предусмотренная статьями 192-193 Трудового кодекса Российской Федерации процедура привлечения ФИО2 к дисциплинарной ответственности работодателем соблюдена – от работника затребованы объяснения, меры дисциплинарного взыскания соответствуют тяжести проступков и применены в установленный срок, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых истцом приказов о применении дисциплинарных взысканий.
Обстоятельство того, что в приложенной к иску копии приказа от 08.06.2021 № 354 датой объяснительной записки ФИО2 значится 24.02.2021, а в представленной ответчиком копии этого приказа указана объяснительная записка ФИО2 от 24.05.2021 не ставит под сомнение законность данного приказа, поскольку является очевидным, что первоначально была указана не верная дата объяснительной записки, исправленная на соответствующую действительности (24.05.2021), с чем истец был ознакомлен под личную подпись 28.06.2021.
Доводы истца о проставлении в оригиналах приказов от 08.06.2021 и от 26.07.2021 печати организационного отдела администрации района и об отсутствии на оригинале приказа от 20.08.2021 печати администрации с изображением герба района, противоречат истребованным судом копиям материалов личного дела истца, в которых содержатся подлинники данных приказов, заверенные в соответствии с требованиями п. 2.3.6 Инструкции по делопроизводству в администрации Ольгинского муниципального района Приморского края, утв. постановлением от 12.05.2021 №192 печатью с воспроизведением герба органа местного самоуправления.
Утверждение истца о том, что приказ от 08.06.2021 был принят по истечении одного месяца со дня обнаружения проступка, которым, как полагает истец является день поступления представления прокуратуры в администрацию района, т.е. 23.04.2021, является неверным.
Так, представление прокуратуры района от 19.04.2021 было рассмотрено 14 мая 2021 года (протокол рассмотрения представления от 14.05.2021). Именно в ходе рассмотрения данного представления был установлен факт ненадлежащего исполнения ст. специалистом отдела ЖКХ, имущественных отношений и градостроительства должностных обязанностей при рассмотрении находящихся у неё на исполнении обращений граждан, следовательно, дату обнаружения проступка следует исчислять с 14.05.2021.
Довод истца о том, что требование главы администрации о предоставлении работником письменного объяснения противоречит п. 4 решения, указанного в письме, направленном в адрес прокуратуры, является несостоятельным, поскольку, как обоснованно указано ответчиком в письменных возражениях на иск, в ходе рассмотрения представления от 19.04.2021 был установлен факт ненадлежащего контроля начальника отдела ЖКХ, имущественных отношений и градостроительства ФИО2 за исполнением должностных обязанностей муниципальными служащими, находящимися в его подчинении, это не могло остаться без принятия мер реагирования на выявленные нарушения, в связи с чем, у истца были затребованы объяснения.
Доводы истца о том, что предоставление гражданам в безвозмездное пользование земельных участков в рамках Федерального закона № 119-ФЗ посредством федеральной информационной системы не входит в его должностные обязанности и не является полномочием отдела прямо противоречит разделу 3 Положения об отделе, устанавливающему полномочия отдела, среди которых: - владение, пользование и распоряжение имуществом, находящемся в муниципальной собственности муниципального района (п.3.1.1); распоряжение земельными участками, находящимися в собственности и в ведении муниципального района (п. 3.1.16): распоряжается земельными участками, находящимися в собственности и в ведении муниципального района, в том числе предоставляет земельные участки на торгах и без проведения торгов (п.п.3); принимает решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности и (или) в ведении муниципального района, в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, о предварительном согласовании предоставления указанных земельных участков (п.п.7); заключает договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в собственности и в ведении муниципального района, и контролирует исполнение их условий (п.п.8). При этом, основной задачей отдела является владение, пользование и распоряжение имуществом, находящемся в муниципальной собственности муниципального района (п.п. 1 п. 2.1). Аналогичное полномочие закреплено в должностном регламенте начальника отдела (п. 3.1.3). Работа в рамках Федерального закона № 119-ФЗ относится к вопросам местного значения муниципального района по распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности и не является отдельным полномочием. Доплата работникам отдела ЖКХ, имущественных отношений и градостроительства установлена за выполнение дополнительного объема работы, а не за расширение их должностных обязанностей.
Утверждение истца о том, что ему не был предоставлен доступ к информации, содержащейся в федеральной информационной системе для предоставления гражданам земельных участков, опровергнут показаниями свидетеля ФИО25 и представленными в материалы дела скриншотом и распечаткой из программы Гектар на Дальнем Востоке и Арктике.
Доводы истца о его привлечении к дисциплинарной ответственности по истечении шестимесячного срока со дня совершения проступка являются несостоятельными.
Так, в представлении прокуратуры от 19.04.2021 указано об установлении нарушения сроков и порядка рассмотрения заявлений ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО18 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО20 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельных участков в соответствии с положениями Федерального закона № 119. По результатам рассмотрения администрацией района представления прокуратуры указанные в нём нарушения нашли свое подтверждение. Приказом от 08.06.2021 истец привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение сроков рассмотрения обращений, поданных в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ.
Поскольку крайней датой подачи заявлений является обращение ФИО7 от 02.10.2020, то исходя из установленного статьей 5 Федерального закона № 119-ФЗ порядка предоставления земельного участка гражданину в безвозмездное пользование, заявление ФИО7 подлежало рассмотрению в следующие этапы и сроки: в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления подготовка на публичной кадастровой карте в форме электронного документа с использованием информационной системы схемы размещения земельного участка должна была состояться не позднее 13.10.2020, фактически произведена 10.11.2020 (постановление администрации района от 10.11.2020 №449 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на публичной кадастровой карте»); размещение в информационной системе информации о поступлении заявления должно было состояться не позднее 13.10.2020, фактически произведено 28.10.2020; в срок не более, чем двадцать рабочих дней со дня поступления заявления должна быть осуществлена подготовка проекта договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и направлены для подписания заявителю, если сведения об испрашиваемом земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости, т.е. не позднее 30.10.2020, фактически же выполнена 09.12.2020; в течение пяти рабочих дней со дня поступления подписанного гражданином проекта договора безвозмездного пользования земельным участком, обеспечивается его подписание и обращение с заявлением о государственной регистрации договора безвозмездного пользования земельным участком, что должно было состояться не позднее 18.12.2020, фактически договор подписан 26.12.2020 и направлен на регистрацию 08.02.2021, следовательно, днем совершения проступка является 19.12.2020, дисциплинарное взыскание применено не позднее шести месяцев со дня его совершения.
Нарушение сроков рассмотрения заявления ФИО7 нашло свое бесспорное подтверждение представленной ответчиком распечаткой из программы Гектар на Дальнем Востоке и Арктике.
Довод истца о том, что в приказе от 26.07.2021 неверно указано основание наложения дисциплинарного взыскания, а именно объяснительная записка ФИО2 от 02.07.2021, поскольку данный документ является письмом отдела, является надуманным, поскольку данный ответ дан на запрошенные у истца 30.06.2021 главой района объяснения по существу указанных в представлении прокуратуры от 25.06.2021 нарушений, а потому совершенно обоснованно приравнен к объяснительной записке.
Утверждение истца о том, что приказ от 26.07.2021 был принят за один день до принятия решения опровегнут протоколом рассмотрения 14 июля 2021 года представления прокуратуры Ольгинского района от 25.06.2021.
Вопреки утверждению ФИО2, по существу указанных в представлении прокуратуры от 25.06.2021 нарушений, у последнего главой района 30.06.2021 № 2213-1/7 запрашивались объяснения, на что получен ответ от 02.07.2021.
По вышеизложенным основаниям, исходя из многоэтапности работы с заявлением граждан о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, шестимесячный срок применения дисциплинарного взыскания в виде выговора по приказу от 26.07.2021 также не нарушен, поскольку датой совершения дисциплинарного проступка при рассмотрении поданных в рамках Федерального закона № 119-ФЗ заявлений ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 от 28.12.2020, является 18 мая 2021 года.
Доводы истца о необоснованности создания комиссии по проведению служебного расследования, являются несостоятельными. Нарушений трудового законодательства при формировании комиссии допущено не было, проведенное служебное расследование позволило наиболее полно и подробно выяснить все значимые обстоятельства.
Утверждение истца о том, что три его письменных объяснения при принятии 19.08.2021 решения не учитывались, обоснованным не является, поскольку истец в своих письменных сообщениях настойчиво не указывает причины, по которым п. 1 Протокола совещания не был исполнен в установленный срок, в связи с чем, такие сообщения объяснениями не являются.
Довод ФИО2 о том, что о совершенном проступке главе администрации было известно 18.05.2021 противоречит обстоятельствам дела, а также акту служебного расследования от 19.08.2021. Факт неисполнения пункта 1 Протокола совещания был выявлен в ходе работы с письмом министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23.07.2021 и установлен по результатам проведенного служебного расследования.
Ссылки истца о не опубликовании Инструкции по делопроизводству и Регламента администрации не являются юридически значимыми, кроме того, данные акты не являются нормативно-правовыми, а потому не подлежат официальному опубликованию.
Суд не дает оценки доводам истца относительно представленных ответчиком копий представлений прокуратуры за 2020 и 2021 г.г., поскольку данные представления не входят в предмет рассмотрения настоящего спора.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что нарушения ФИО2 должностных обязанностей имели место, обстоятельств, исключающих вину работника, исходя из представленных сторонами доказательств не имеется, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО2 к администрации Ольгинского муниципального района о разрешении индивидуального трудового спора – полностью отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ольгинский районный суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Судья Н.А. Филатова