НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Оленегорского городского суда (Мурманская область) от 28.10.2016 № 2А-777/2016

Дело № 2а-777/2016

Решение в окончательной форме составлено 28.10.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2016 года

г. Оленегорск

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Черной М.А.,

при секретаре Востриковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оленегорске Мурманской области к К.С. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,

установил:

Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оленегорске Мурманской области (далее – ГУ УПФ РФ в г. Оленегорске) обратилось в суд с административным иском к К.С. о взыскании задолженности по страховым взносам в сумме 98907 руб. 84 коп. и пени в сумме 16646 руб. 19 коп., мотивируя свои требования тем, что К.С., являясь индивидуальным предпринимателем в период с 24.05.2010 по 26.02.2015, несвоевременно уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2014 год, в связи с чем ему были начислены пени в размере 16646 руб. 19 коп. на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии, а всего в общей сумме 115554 руб. 03 коп. Административным истцом 02.04.2016 К.С. было выставлено требование и уточненное требование от 29.08.2016, оставленное без исполнения. 13.07.2016 мировым судьей судебного участка № 1 Оленегорского судебного района был вынесен судебный приказ о взыскании с К.С. задолженности по страховым взносам и пени, на основании заявления административного ответчика данный судебный приказ отменен. До настоящего времени задолженность не уплачена.

Административный истец просит взыскать с К.С. задолженность по страховым взносам в сумме 98907 руб. 84 коп. и пени в сумме 16646 руб. 19 коп.

В судебном заседании представитель административного истца не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении административного дела в его отсутствие (л.д. 25).

Административный ответчик К.С. до судебного заседания обратился с заявлением о рассмотрении административного дела в его отсутствие, указывает, что с исковыми требованиями не согласен, поскольку, страховые взносы исчисляются из суммы годового дохода, который согласно налоговой декларации за 2014 год составил 10285,01 рублей (валовый доход-расход), в связи, с чем Пенсионный фонд неправомерно исчислил размер страхового взноса из валового дохода.

В соответствии со ст. 150, ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Изучив представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

В силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в числе прочих, индивидуальные предприниматели.

По смыслу статьи 14 ФЗ №212 от 24.07.2009 г. индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированных размерах.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлен статьёй 16 ФЗ № 212 от 24.07.2009, частью 8 которой предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Как следует из статьи 12 ФЗ № 212 от 24.07.2009, тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов (ч. 1). Применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: 1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов (ч. 2).

Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ № 212 от 24.07.2009, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи (часть 1 в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 243-ФЗ)

В силу ч. 1.1. ст. 14 ФЗ № 212 от 24.07.2009, размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В соответствии со статьёй 25 ФЗ №212 от 24.07.2009 г., пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Судом установлено и подтверждается представленной выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, что К.С. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 24.05.2010 по 26.02.2015 (л.д. 9).

О необходимости уплаты задолженности по страховым взносам и пени К.С. 08.04.2016 направлялось требование № ... от 02.04.2016, что подтверждается представленными суду копиями указанного требования и списка почтовых отправлений от 08.05.2016.

Как следует из представленного суду требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № ... от 29.08.2016, а также из таблиц расчетов пени по страховым взносам, административному ответчику направлялось указанное уточненное требование со сроком уплаты до 16.09.2016, где задолженность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии составила 98907 руб. 84 коп. – 1 % от суммы превышения дохода свыше 300 тыс.руб., на которую были начислены пени за период с 13.03.2015 по 29.08.2016 в сумме 16646 руб. 19 коп. Данное требование до настоящего времени не исполнено.

Требование о взыскании пени основано на положениях статьи 25 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, представленный расчёт размера пени сомнений у суда не вызывает и не опровергнут административным ответчиком.

К.С. был выдан патент на право применения патентной системы налогообложения со сроком действия с 01.01.2014 по 31.12.2014 на сумму 36000 рублей, при этом по сообщению налогового органа К.С. в 2014 году утратил право на применение патентной системы налогообложения и отчитывался по общей системе налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент с 01.01.2014 по 31.12.2014, что подтверждается сообщением о несоответствии требованиям применения патентной системы налогообложения от 15.05.2014 № 18 (л.д. 51-53).

Как указано в данном сообщении налогового органа, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) К.С. должен был произвести уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе с учетом его получения 27.12.2013 на календарный год: в размере одной трети суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента – 12000 руб. в срок не позднее 27.01.2014; в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента – 24000 руб. в срок не позднее 01.12.2014.

Однако К.С. оплата 1/3 части патента в сумме 12000 рублей произведена 15.02.2014, в связи с чем, в силу п. 6 ст. 346.45 НК РФ он утратил право на применение патентной системы налогообложения.

Межрайонной ИФНС России № 5 по Мурманской области представлена копия налоговой декларации К.С. за 2014 год, которой подтвержден доход административного ответчика за указанный период в размере 10190784 (разница суммы дохода 10201069 руб. и дохода от ООО «РОСГОССТРАХ» 10285,01 в силу ст. 251 НК РФ), из которого исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 98907 руб. 84 коп. (л.д. 38-43).

Пунктом 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, доход учитывается в соответствии со ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой под доходом индивидуального предпринимателя, являющегося плательщиком НДФЛ, понимается сумма фактически полученного им совокупного дохода от осуществления предпринимательской деятельности.

В силу изложенных обстоятельств доводы К.С. об исчислении страхового взноса на обязательное пенсионное страхование с учетом «валового дохода» в размере 10285,01 руб., то есть дохода меньше 300000 рублей, суд находит не состоятельными и ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Административное исковое заявление подано уполномоченным органом (должностным лицом), срок обращения в суд соблюден.

Таким образом, административные исковые требования о взыскании с К.С. задолженности по страховым взносам и пени подлежат удовлетворению.

Кроме того, в силу ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобождён.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оленегорске Мурманской области к К.С. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени удовлетворить.

Взыскать с К.С., проживающего по адресу: 184530, Мурманская область, г. Оленегорск, ул. ..., д. ..., кв. ..., с перечислением в соответствующий бюджет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в размере 98907 руб. 84 коп., пени на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в размере 16646 руб. 19 коп., а всего в общей сумме 115554 руб. 03 коп.

Взыскать с К.С. государственную пошлину в доход бюджета Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области в сумме 3511 руб. 08 коп.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд Мурманской области в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий:

М.А. Черная