НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Оленегорского городского суда (Мурманская область) от 05.06.2020 № 2-134/20

Дело № 2-134/2020

Решение в окончательной форме изготовлено 29 июня 2020г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 июня 2020г. город Оленегорск

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Барабановой Т.К.,

при помощнике судьи Малёваной Л.И.,

с участием

истцов Орловой Л.В., Бакаловой Е.Д., Заруба В.В., представителя истцов Колесниковой Е.Ф., представителей ответчика Фатеева А.В., Карбышева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орловой Любови Валентиновны, Морозовой Галины Анатольевны, Лаптева Алексея Владимировича, Парамона Александра Михайловича, Лаврова Ивана Васильевича, Олейникова Олега Андреевича, Власовой Александры Борисовны, Скольдовой Елены Михайловны, Борисевич Александра Николаевича, Жижкуна Олега Петровича, Свербейкиной Ирины Викторовны, Савина Сергея Анатольевича, Хапрова Сергея Викторовича, Григорьева Валерия Семеновича, Жаркова Евгения Юрьевича, Зайшлый Андрея Александровича, Власовой Ларисы Михайловны, Анихановой Елены Фёдоровны, Филонок Любови Евгеньевны, Холматова Рустама Маруфовича, Зайшлой Татьяны Владимировны, Бакаловой Екатерины Дмитриевны, Кирьяковой Людмилы Михайловны, Фёдоровой Жанны Николаевны, Заруба Василия Васильевича, Мастренковой Татьяны Аркадьевны, Новохатского Сергея Ивановича, Лаптева Владимира Алексеевича, Дувалина Евгения Борисовича, Кабак Татьяны Геннадьевны, Кучерявого Анатолия Анатольевича, Демьяненко Григория Васильевича, Жеку Галины Владимировны, Алешина Андрея Алексеевича, Мельниковой Светланы Николаевны, Зайшлого Александра Васильевича к войсковой части 36097 о взыскании недополученной заработной платы, денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к войсковой части 36097 о взыскании недополученной заработной платы, денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда.

Определением суда от 24 марта 2020г. гражданские дела № 2-134/2020 по иску Орловой Любови Валентиновны, № 2-153/2020 по иску Морозовой Галины Анатольевны, № 2-146/2020 по иску Лаптева Алексея Владимировича, № 2-129/2020 по иску Парамона Александра Михайловича, № 2-126/2020 по иску Лаврова Ивана Васильевича, № 2-105/2020 по иску Олейникова Олега Андреевича, № 2-104/2020 по иску Власовой Александры Борисовны, № 2-103/2020 по иску Скольдовой Елены Михайловны, № 2-165/2020 по иску Борисевич Александра Николаевича, № 2-163/2020 по иску Жижкуна Олега Петровича, № 2-150/2020 по иску Свербейкиной Ирины Викторовны, № 2-139/2020 по иску Савина Сергея Анатольевича, № 2-128/2020 по иску Хапрова Сергея Викторовича, № 2-127/2020 по иску Григорьева Валерия Семеновича, № 2-109/2020 по иску Жаркова Евгения Юрьевича, № 2-180/2020 по иску Зайшлый Андрея Александровича, № 2-164/2020 по иску Власовой Ларисы Михайловны, № 2-162/2020 по иску Анихановой Елены Фёдоровны, № 2-154/2020 по иску Филонок Любови Евгеньевны, № 2-137/2020 по иску Холматова Рустама Маруфовича, № 2-133/2020 по иску Зайшлой Татьяны Владимировны, № 2-132/2020 по иску Бакаловой Екатерины Дмитриевны, № 2-119/2020 по иску Кирьяковой Людмилы Михайловны, № 2-125/2020 по иску Фёдоровой Жанны Николаевны, № 2-122/2020 по иску Заруба Василия Васильевича, № 2-121/2020 по иску Мастренковой Татьяны Аркадьевны, № 2-115/2020 по иску Новохатского Сергея Ивановича, № 2-114/2020 по иску Лаптева Владимира Алексеевича, № 2-191/2020 по иску Дувалина Евгения Борисовича, № 2-157/2020 по иску Кабак Татьяны Геннадьевны, № 2-155/2020 по иску Кучерявого Анатолия Анатольевича, № 2-161/2020 по иску Демьяненко Григория Васильевича, № 2-158/2020 по иску Жеку Галины Владимировны, № 2-156/2020 по иску Алешина Андрея Алексеевича, № 2-183/2020 по иску Мельниковой Светланы Николаевны, № 2-185/2020 по иску Зайшлого Александра Васильевича к войсковой части 36097 о взыскании недополученной заработной платы, денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда, объединены в одно производство, объединенному делу присвоен № 2-134/2020.

В обоснование заявленных требований указано, что истцы являются работниками войсковой части № 36097 и им до апреля 2018 года к заработной плате выплачивалась надбавка за опасные и вредные условия труда в размере 24%. Однако после проведения специальной оценки условий труда (далее по тексту – СОУТ) на рабочих местах гражданского персонала, указанная надбавка уменьшена до 8%. Полагают, что действия работодателя являются незаконными, поскольку Комитетом по труду и занятости населения Мурманской области установлено, что результаты проведенной СОУТ получены с нарушениями требований Федерального закона «О социальной оценке условий труда», прокурором военной прокуратуры Оленегорского гарнизона в июле 2018 года принесен протест в части уменьшения спорной надбавки. Поскольку до настоящего времени нарушение трудового законодательства не устранены просят взыскать недополученную заработную плату за период с 01.04.2018 по день вынесения решения, компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы, предусмотренную ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) с 06.05.2018 по день вынесения решения; компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей; расходы, связанные с оплатой юридических услуг в размере 3 000 рублей, почтовые расходы, согласно представленным документам.

В судебном заседании истцы Орлова Л.В., Бакалова Е.Д., Заруба В.В., представитель истцов (Орловой Л.В., Жаркова Е.Ю., Олейникова О.А., Скольдовой Е.М.) Колесникова Е.Ф. на заявленных требованиях настаивали, привели обоснования и дали пояснения, аналогичные изложенным в иске. Указали, что приказом командира войсковой части № 36097 от 22.03.2018 частично снята надбавка к заработной плате истцов за опасные и вредные условия труда. Данные действия противоречат ст. 136 ТК РФ и ст. 15 Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Закона о специальной оценке условий труда, при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса», поскольку размер надбавки установлен трудовыми договорами, действующими по настоящее время, ухудшение материальных условий работы труда не допускается без наличия доказательств улучшения условий труда, подтвержденных проведенной СОУТ. Обратили внимание на то, что условия работы не изменились. Поскольку до настоящего времени приказ не отменен, в связи с чем продолжается нарушение трудовых прав истцов, просили удовлетворить требования в полном объеме.

Другие истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений и ходатайств об отложении судебного разбирательства не просили.

Представители ответчика Фатеев А.В., Карбышев А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, представили письменный отзыв, приобщенный к материалам дела (т. 1, л.д. 49-55). Указали, что со дня образования части - 2011 года до 25 декабря 2017 года аттестация рабочих мест не проводилась, надбавка за работу во вредных условиях устанавливалась исключительно на основании списков работ без определения фактических условий труда на рабочих местах истцов. Поэтому до проведения СОУТ в коллективном договоре и трудовых договорах истцов для категорий должностей, занимаемых последними, указанная надбавка составляла 24%. По результатам проведенной в декабре 2017 года СОУТ на указанных должностях установлен подкласс 3,2 (вредные условия труда 2 степени), в связи с чем в Коллективный договор и трудовые договоры истцов, в установленном законом порядке, были внесены изменения в части установления с февраля 2018г. надбавки за работу во вредных и/или опасных условиях труда в размере 8%. О результатах проведения СОУТ работники были уведомлены 29.01.2018. Полагали, что ст. 15 Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Закона о специальной оценке условий труда, при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса» применима быть не может, поскольку надбавка в размере 24% устанавливалась не по результатам проведенной до 31.12.2013 аттестации рабочих мест, а в результате применения Перечня работ с вредными и/или опасными условиями труда (приложение 1 к приложению 2 к приказу Министерства обороны Российской Федерации № 255 от 23.04.2014). После обращения истцов в Государственную инспекцию труда по вопросу не согласия с результатами СОУТ, в адрес ответчика в апреле 2019 года было вынесено представление о повторном проведении проверки, в связи с наличием нарушений порядка согласования указанных результатов, при этом, выводов о несоответствии проведенных в рамках СОУТ в 2017 году исследований (испытаний) и измерений, а также необоснованности установления подкласса 3,2, никем сделано не было. После вступления в законную силу указанного предписания – 13.11.2019, действие приказа об установлении надбавки в размере 8% было прекращено, на время проведения повторной проверки в период с 13.11.2019 по 09.12.2019 истцам установлена надбавка в прежнем размере - 24%. Обратили внимание, что результаты СОУТ за 2017 и 2019 годы являются одинаковыми. В связи с чем истцам с 10.12.2019 вновь установлена надбавка в размере 8%. Полагали, что поскольку нарушений трудовых прав истцов не допущено, оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме не имеется.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Филиал ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» УФК по Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представил. Ранее направил в адрес суда письменный отзыв, приобщенный к материалам дела (т. 1, л.д. 138-140), в котором указал, что не согласен с заявленными требованиями, привел возражения, аналогичные изложенным представителями ответчика, просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Дело в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы проверки военного прокурора Оленегорского гарнизона, суд приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан, в том числе соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

В соответствии со ст. 43 ТК РФ коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения.

В силу ст.72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Согласно ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

С 1 января 2014 года вступили в силу Федеральные законы от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливающие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В том числе, изменился подход к предоставлению гарантий и компенсаций работникам. Перечень гарантий и компенсаций стал зависеть от итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте, а определение конкретного вида гарантии и компенсации отнесено к компетенции сторон трудового договора.

Для возникновения обязанности у работодателя, связанной с дополнительной выплатой в связи с вредными условиями труда, в трудовой договор должны быть внесены соответствующие изменения.

Из толкования вышеуказанных норм права следует, что уменьшение гарантий и компенсаций возможно только при улучшении условий труда (уменьшении итогового класса (подкласса)) по результатам специальной оценки условий труда.

В соответствии с п. 93 Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33Н, итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте устанавливается по наиболее высокому классу (подклассу) вредности и (или) опасности одного из имеющихся на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов.

Исходя из этого, класс (подкласс) условий труда определяется по показателю, для которого определена наиболее высокая степень вредности.

Судом установлено, что истцы являются работниками войсковой части № 36097:

Орлова Любовь Валентиновна с 25 июня 2011 г. в должности авиационного техника по планеру и двигателям группы регламента и ремонта самолетов ТЭЧ (авиационной техники) (т.1, л.д. 10-17, 56-64);

Парамон Александр Михайлович с 25 июня 2011 г. в должности авиационного техника по планеру и двигателям группы регламента и ремонта самолетов ТЭЧ (авиационной техники) (т.2, л.д. 10, т. 38, л.д. 148-153);

Морозова Галина Анатольевна с 10 февраля 2014 г. в должности авиационного техника по планеру и двигателям группы регламента и ремонта (средств автоматизированного контроля) ТЭЧ (авиационной техники) (т.3, л.д. 10-11, 44-48);

Лаптев Алексей Владимирович с 21 ноября 2017 г. в должности авиационного техника по приборам и электрооборудования группы регламента и ремонта астоинерциальных и навигационных систем ТЭЧ (авиационной техники) (т.4, л.д. 10, 45-50);

Олейников Олег Андреевич с 1 июля 2011 г. в должности авиационного техника по приборам и электрооборудования группы регламента и ремонта астоинерциальных и навигационных систем ТЭЧ (авиационной техники) (т.5, л.д. 10-11, 114-118, 120, 130-132);

Скольдова Елена Михайловна с 25 июня 2011 г. в должности авиационного техника по приборам и электрооборудования группы регламента и ремонта астоинерциальных и навигационных систем ТЭЧ (авиационной техники) (т.6, л.д. 10, 117-121, 123, 133-135);

Власова Александра Борисовна с 17 апреля 2013 г. в должности авиационного техника по приборам и электрооборудования группы регламента и ремонта астоинерциальных и навигационных систем ТЭЧ (авиационной техники) (т.7, л.д. 10-11, 115-119, 121, 131-133);

Лавров Иван Васильевич с 25 июня 2011 г. в должности авиационного техника по приборам и электрооборудования группы регламента и ремонта радионавигационного оборудования ТЭЧ (авиационной техники) (т.8, л.д. 10-11, т. 38, л.д. 30-35);

Свербейкина Ирина Викторовна с 4 июля 2011 г. в должности авиационного техника по приборам и электрооборудования группы регламента и ремонта электронных систем силовых установок ТЭЧ (авиационной техники) (т.9, л.д. 10-11, 61-66);

Жарков Евгений Юрьевич с 13 мая 2013 г. в должности авиационного техника по приборам и электрооборудования группы регламента и ремонта электронных систем силовых установок ТЭЧ (авиационной техники) (т.10, л.д. 20-23, 58-62, 64, 74-76);

Жижкун Олег Петрович с 25 июня 2011 г. в должности авиационного техника по планеру и двигателям группы регламента и ремонта (средств наземного оборудования и планера) ТЭЧ (авиационной техники) (т.11, л.д. 10-11, 45-53);

Григорьев Валерий Семенович с 5 июля 2011 г. в должности авиационного техника по приборам и электрооборудованию группы регламента и ремонта приборного, кислородного фотооборудования и средств объективного контроля ТЭЧ (авиационной техники) (т.12, л.д. 10-12, т. 38, л.д. 132-137);

Савин Сергей Анатольевич с 19 февраля 2014 г. в должности авиационного техника по приборам и электрооборудования группы регламента и ремонта электронных систем силовых установок ТЭЧ (авиационной техники) (т.13, л.д. 10-14, т. 38, л.д. 226-230);

Борисевич Александр Николаевич с 19 октября 2011 г. в должности авиационного техника по приборам и электрооборудования группы регламента и ремонта радиосвязного оборудования и бортовых средств ЗАС ТЭЧ (авиационной техники) (т.14, л.д. 10-12, 53-61);

Хапров Сергей Викторович с 25 июня 2011 г. в должности слесаря по ремонту летательных аппаратов группы регламента и ремонта (средств наземного оборудования и планера) ТЭЧ (авиационной техники) (т.15, л.д. 10-12, т. 38, л.д. 2-6);

Зайшлый Андрей Александрович с 1 марта 2012 г. в должности авиационного техника по приборам и электрооборудования группы регламента и ремонта (прицельных систем) ТЭЧ (авиационной техники) (т.16, л.д. 10-11, т. 38, л.д. 100-105);

Зайшлая Татьяна Владимировна с 10 февраля 2012 г. в должности слесаря по ремонту летательных аппаратов группы регламента и ремонта (средств наземного оборудования и планера) ТЭЧ (авиационной техники) (т.17, л.д. 10-11, т. 38, л.д. 78-80, 83-89);

Холматов Рустам Маруфович с 19 октября 2011 г. в должности авиационного техника по приборам и электрооборудования группы регламента и ремонта радиотехнического оборудования ТЭЧ (авиационной техники) (т.18, л.д. 10-11, т. 38, л.д. 46-51);

Филонок Любовь Евгеньевна с 1 июля 2011 г. в должности авиационного техника по приборам и электрооборудованию группы регламента и ремонта приборного, кислородного фотооборудования и средств объективного контроля ТЭЧ (авиационной техники) (т.19, л.д. 10-11, 44-49);

Власова Лариса Михайловна с 1 июля 2011г. в должности авиационного техника по планеру и двигателям группы регламента и ремонта (средств автоматизированного контроля) ТЭЧ (авиационной техники) (т.20, л.д. 10-11, 53-61);

Аниханова Елена Фёдоровна с 25 июня 2011 г. в должности авиационного техника по приборам и электрооборудованию группы регламента и ремонта приборного, кислородного фотооборудования и средств объективного контроля ТЭЧ (авиационной техники) (т.21, л.д. 10-11, 52-60);

Бакалова Екатерина Дмитриевна с 25 июня 2011 г. по 7 февраля 2020г. в должности авиационного техника по приборам и электрооборудования группы регламента и ремонта ракетно-бомбардировочного вооружения ТЭЧ (авиационной техники) (т.22, л.д. 10-11, т. 38, л.д. 182, 210-215);

Кирьякова Людмила Михайловна с 1 июля 2011 г. в должности авиационного техника по приборам и электрооборудования группы регламента и ремонта бортового комплекса обороны и разведки ТЭЧ (авиационной техники) (т.23, л.д. 10-13, 52-57, 63-65);

Фёдорова Жанна Николаевна с 1 марта 2012г. в должности авиационного техника по планеру и двигателям группы регламента и ремонта (двигателей) ТЭЧ (авиационной техники) (т.24, л.д. 10-12, т. 38, л.д. 116-121);

Новохатский Сергей Иванович с 27 сентября 2013г. в должности авиационного техника по планеру и двигателям группы регламента и ремонта (двигателей) ТЭЧ (авиационной техники) (т.25, л.д. 10-12, 74-82);

Заруба Василий Васильевич с 3 сентября 2012г. в должности авиационного техника по планеру и двигателям группы регламента и ремонта (двигателей) ТЭЧ (авиационной техники) (т.26, л.д. 9-10, 97-101, 103, 107-109);

Мастренкова Татьяна Аркадьевна с 18 июля 2011г. в должности авиационного техника по планеру и двигателям группы регламента и ремонта (двигателей) ТЭЧ (авиационной техники) (т.27, л.д. 10-11, 135-139, 144-146);

Лаптев Владимир Алексеевич с 24 июня 2011г. в должности авиационного техника по планеру и двигателям группы регламента и ремонта (двигателей) ТЭЧ (авиационной техники) (т.28, л.д. 10-12, 75-83);

Дувалин Евгений Борисович с 25 июня 2011 г. в должности авиационного техника по приборам и электрооборудования группы регламента и ремонта бортового комплекса обороны и разведки ТЭЧ (авиационной техники) (т.29, л.д. 10-11, т. 38, л.д. 62-67);

Кабак Татьяна Геннадьевна с 6 октября 2011 г. по 31 мая 2019г. в должности авиационного техника по планеру и двигателям группы регламента и ремонта (средств наземного оборудования и планера) ТЭЧ (авиационной техники) (т.30, л.д. 11-14, 56-61);

Кучерявый Анатолий Анатольевич с 25 июня 2011г. в должности авиационного техника по планеру и двигателям группы регламента и ремонта (авиадвигателей) ТЭЧ (авиационной техники) (т.31, л.д. 10, 55-60 );

Демьяненко Григорий Васильевич с 1 декабря 2015 г. в должности авиационного техника по приборам и электрооборудования группы регламента и ремонта ракетно-бомбардировочного вооружения ТЭЧ (авиационной техники) (т.32, л.д. 10, т. 38, л.д. 14-19);

Жеку Галина Владимировна с 7 июля 2011 г. в должности авиационного техника по приборам и электрооборудования группы регламента и ремонта ракетно-бомбардировочного вооружения ТЭЧ (авиационной техники) (т.33, л.д. 10-11, 54-59);

Зайшлый Александр Васильевич с 25 июня 2011 г. в должности слесаря по ремонту летательных аппаратов группы регламента и ремонта (средств наземного оборудования и планера) ТЭЧ (авиационной техники) (т.34, л.д. 10-12, т. 38, л.д. 164-167, 169-176);

Мельникова Светлана Николаевна с 13 июля 2011 г. в должности авиационного техника по планеру и двигателям группы регламента и ремонта самолетов ТЭЧ (авиационной техники) (т.35, л.д. 11-12, т. 38, л.д. 241-246);

Алешин Андрей Алексеевич с 1 декабря 2015 г. в должности авиационного техника по приборам и электрооборудования группы регламента и ремонта ракетно-бомбардировочного вооружения ТЭЧ (авиационной техники) (т.36, л.д. 10, 54-59).

В период с 20.09.2016 по 09.12.2019 начисление заработной платы истцам производилось в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583», утвердившим Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации и Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации (далее - Приказ Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255).

После окончания действия Приказа Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255, с 01.10.2019 начисление заработной платы производилось в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», утвердившим Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545).

Как следует из раздела 7 пункта 7.1 трудовых договоров «Условия оплаты труда», заключенных с Орловой Л.В., Морозовой Г.А., Парамон А.М., Лавровым И.В., Олейниковым О.А., Власовой А.Б., Скольдовой Е.М., Борисевич А.Н., Жижкуном О.П., Свербейкиной И.В., Савиным С.А., Хапровым С.В., Григорьевым В.С., Жарковым Е.Ю., Зайшлым А.А., Власовой Л.М., Анихановой Е.Ф., Филонок Л.Е., Холматовым Р.М., Зайшлым А.А., Бакаловой Е.Д., Кирьяковой Л.М., Фёдоровой Ж.Н., Заруба В.В., Мастренковой Т.А., Новохатским С.И., Лаптевым В.А., Дувалиным Е.Б., Кабак Т.Г., Кучерявым А.А., Демьяненко Г.В., Жеку Г.В., Алешиным А.А., Мельниковой С.Н., за работу, связанную с вредными условиями труда установлена надбавка – 24 % (т. 1, л.д. 56-58, т. 38, л.д. 1-3, 14-16, 30-32,46-48,62-64, 84-86, 100-102, 116-118, 132-134, 148-150, 210-212, 215, 226-228, 241-243, т. 31, л.д. 55-57, т. 33, л.д. 54-56, т. 36, л.д. 54-56, т. 3, л.д. 44-46, т. 5, л.д. 114-116, т. 6, л.д. 117-119, т. 7, л.д. 115-117, т. 9, л.д. 61-63, т. 10, л.д. 58-60, т. 21, л.д. 52-57, т. 23, л.д. 52-54, т. 25, л.д. 74-76, т. 26, л.д. 97-99, т. 27, л.д. 135-137, т. 28, л.д. 75-77, т. 30, л.д. 56-58, т. 11, л.д. 45-47, т. 14, л.д. 53-55, т. 19, л.д. 44-46, т. 20, л.д. 53-55).

Как следует из раздела 7 пункта 7.1 трудового договора «Условия оплаты труда», заключенного с Зайшлым А.В. за работу, связанную с вредными условиями труда установлена надбавка – 12 % (т. 38, л.д. 168, 172-174), в разделе 5 пункта 5.4 трудового договора «Условия оплаты труда», заключенного с Лаптевым А.В., установлено, что за работу, связанную с вредными условиями труда установлена надбавка – 24 % (т. 4, л.д. 45-47).

Согласно Положению об оплате труда гражданского персонала, являющегося приложением к Коллективному договору войсковой части 36097 на период 2016-2019 годы, зарегистрированного под номером 142/2016 от 18.05.2016, предусмотрено дополнительно к должностным окладам (тарифным ставкам) работникам войсковой части 36097 производить выплаты компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных приложением № 2 к приказу Министерства обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255. К компенсационным выплатам относятся доплаты и надбавки выплачиваемые за работу в особых условиях и условиях отклоняющихся от нормальных. Основанием для осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера является приказ командира войсковой части (учреждения) (п. 2.5).

В соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007г. № 822, гражданскому персоналу войсковой части (учреждения) устанавливаются выплаты компенсационного характера, в том числе, за работу с тяжелыми, вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда (п. 3.1).

Должностные оклады (тарифные ставки) гражданского персонала, отработавших в расчетном периоде не менее половины установленной нормы рабочего времени в тяжелых и вредных условиях повышаются на 12 процентов, в особо тяжелых и особо вредных условий труда – на 24 процента. Перечень профессий, должностей и работ, для которых повышаются должностные оклады (тарифные ставки) в зависимости от условий труда определен приложением № 2 к настоящему Положению (п. 3.1.1).

Согласно указанному Перечню, должности, которые занимают истцы, за исключением Зайшлым А.В., относятся к должностям, исполнение обязанностей по которым дает право на выплату процентной надбавки в размере 24%, у Зайшлого А.В. – 12%. В качестве основания указан п. 299 Главы 11 (работа с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда) приложения № 1 к Положению (п. 16), Приказ Министерства обороны Российской Федерации № 255 (т. 1, л.д. 76-87).

В дальнейшем в указанный Коллективный договор внесены изменения (дополнения), вступившие в силу 1 февраля 2018г., в том числе, п. 3.1.1 изложен в следующей редакции: «выплаты гражданскому персоналу, занятому на работах с вредными и/или опасными условиями труда должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени – на 4 процента: на работы с вредными условиями труда 2 степени – на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и/или 4 степени – на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда – на 24 процента.

Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным либо опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени.

Перечень должностей исполнения обязанностей по которым дает право на повышение должностного оклада (тарифной ставки) за работу во вредных и/или опасных условиях труда определен Приложением № 2 к положению об оплате труда гражданского персонала.

До проведения СОУТ должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении № 1 к «Положению о системе оплаты труда гражданского персонала войсковой части и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», приказа МО РФ о 23.04.2014 № 255, повышаются в следующих размерах: на работах с вредными условиями труда – на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда – на 24 процента».

Как следует из Приложения № 2 к Положению об оплате труда, должности, которые занимают все истцы, относятся к должностям, исполнение обязанностей по которым дает право на выплату процентной надбавки в размере 8%. В качестве основания указан п. 16 положения о системе оплаты труда гражданского персонала войсковой части и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», приказ Министерства обороны Российской Федерации 2014 года № 255 (т. 1, л.д. 88-90).

Аналогичный порядок начисления, условия выплаты и размер спорой надбавки - 8 %, предусмотрен Коллективным договором войсковой части 36097 на период 2019-2022 годы.

В указанный договор также были внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2020, в том числе, п. 5.7 раздела 5 «Оплата труда» изложен в следующей редакции: «Выплаты компенсационного характера осуществляются работникам на условиях в размерах и порядке, установленном п. 4-21 приложения № 2 к приказу Министерства обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 (т. 1, л.д. 91-103).

Основанием для внесения изменений в Коллективный договор явилась организация проведения СОУТ в воинских частях и организациях, организованной в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и указание командующего Северным флотом от 18.05.2017 № 76/248.

Во исполнение указанных требований, приказом командира войсковой части 36097 № 412 от 22.05.2017 создана постоянно действующая комиссия по проведению СОУТ (т. 24, л.д. 39-54).

В процессе проведения СОУТ были получены следующие результаты:

Согласно картам специальной оценки условий труда по должности авиационный техник по планеру и двигателям № 1299 от 19.12.2017, № 1317 от 19.12.2017, № 1309 от 19.12.2017, № 1308 от 19.12.2017, № 1312 от 19.12.2017, № 1310 от 19.12.2017, № 1310 от 19.12.2017, № 1323 от 19.12.2017, № 1307 от 19.12.2017, № 1300 от 19.12.2017, № 1311 от 19.12.2017 установлен класс (подкласс) условий труда – 3,2.

С результатами ознакомлены: Орлова А.В. 29.01.2018 (т. 1, л.д. 65-66); Морозова Г.А., 29.01.2018 (т. 3, л.д. 51-52); Мельникова С.Н., 29.01.2018 (т. 38, л.д. 252-253); Кучерявый А.А., 29.01.2018 (т. 31, л.д. 63-64), Фёдорова Ж.Н., 29.01.2018 (т. 38, л.д. 130-131); Новохатский С.И., 29.01.2018 (т. 25, л.д. 83-85); Власова Л.М., 31.01.2018 (т. 20, л.д. 65-66), Жижкун О.П., 30.01.2018 (т. 11, л.д. 57-58), Лаптев В.А., 29.01.2018 (т. 28, л.д. 84-86); Мастренкова Т.А., 30.01.2018 (т. 27, л.д. 140-142), Заруба В.В., 29.01.2018 (т. 26, л.д. 104-105).

Согласно карте специальной оценки условий труда по должности электрогазосварщик № 1399 от 19.12.2017 установлен класс (подкласс) условий труда – 3,2. С результатами ознакомлен Зайшлый А.В., 29.01.2018 (т. 38, л.д. 205-206).

Согласно карте специальной оценки условий труда по должности слесарь по ремонту летательных аппаратов № 1396 от 19.12.2017, № 1397 от 19.12.2017 установлен класс (подкласс) условий труда – 3,2.

С результатами ознакомлены: Хапров С.В., 30.01.2018 (т. 38, л.д. 12-13); Зайшлая Т.В., 29.01.2018 (т. 38, л.д. 95-96);

Согласно карте специальной оценки условий труда по должности авиационный техник по приборам и электрооборудованию № 1351 от 19.12.2017, № 1353 от 19.12.2017, № 1334 от 19.12.2017, № 1324 от 19.12.2017, № 1369 от 19.12.2017, № 1349 от 19.12.2017, № 1356 от 19.12.2017, № 1355 от 19.12.2017, № 1352 от 19.12.2017, № 1347 от 19.12.2017, № 1329 от 19.12.2017, № 1359 от 19.12.2017, № 1363 от 19.12.2017, № 1346 от 19.12.2017, № 1326 от 19.12.2017, № 1365 от 19.12.2017, № 1357 от 19.12.2017, № 1367 от 19.12.2017, № 1364 от 19.12.2017, № 1364 от 19.12.2017, № 1360 от 19.12.2017 установлен класс (подкласс) условий труда – 3,2.

С результатами ознакомлены: Скольдова Е.М., 29.01.2018 (т. 6, л.д. 124-126); Лаптев А.В.,29.01.2018 (т. 4, л.д. 51-52);, Алешин А.А., 30.01.2018 (т. 36, л.д. 62-63); Жеку Г.В., 29.01.2018 (т. 33, л.д. 62-63); Кирьякова Л.М., 29.01.2018 (т. 23, л.д. 58-60); Жарков Е.Ю., 29.01.2018 (т. 10, л.д. 65-67); Аниханова Е.Ф., 29.01.2018 (т. 21, л.д. 64-65); Власова А.Б.,29.01.2018 (т. 33, л.д. 62-63); Кабак Т.Г., 29.01.2018 (т. 30, л.д. 64-65); Савин С.А., 30.04.2018 (т. 38, л.д. 236-237); Бакалова Е.Д., 29.01.2018 (т. 38, л.д. 221-222); Григорьев В.С., 29.01.2018 (т. 38, л.д. 146-147); Борисевич А.Н., 29.01.2018 (т. 14, л.д. 65-66); Свербейкина И.В., 29.01.2018 (т. 9, л.д. 72-73); Демьяненко Г.В., 29.01.2018 (т. 38, л.д. 28-29); Лавров И.В., 29.01.2018 (т. 38, л.д. 41-42); Филонок Л.Е., 29.01.2018 (т. 19, л.д. 53-54); Дувалин Е.Б., 30.01.2018 (т. 38, л.д. 76-77); Парамон А.М., 29.01.2018 (т. 38, л.д. 159-160); Олейников О.А., 29.01.2018 (т. 5, л.д. 121-123); Холматов Р.М., 29.01.2017 (т. 38, л.д. 41-42, 43-45).

Отчет о проведении СОУТ утвержден 15.12.2017 (т. 37, л.д. 36-57).

Уведомлением от 29 января 2018г. работодатель в соответствии со ст. 74 ТК РФ в связи с проведением СОУТ и по ее результатам уведомил истцов об изменении условий трудового договора в части размера установленной процентной надбавки к должностному окладу за работу с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда в размере 8 процентов с 01.04.2018 в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583.

С указанным уведомлением истцы ознакомлены в период с 29.01.2018 по 31.01.2018 (т. 1, л.д. 72, т. 38, л.д. 7, 20, 36, 52, 68, 91, 106,123, 138, 154, 177, 218, 231, 247, т. 31, л.д. 69, т. 33, л.д. 68, т. 36, л.д. 68, т. 3, л.д. 53, т. 4, л.д. 59, т. 5, л.д. 72, т. 6, л.д. 75, т. 7, л.д. 73, т. 9, л.д. 75, т. 10, л.д. 89, т. 21, л.д. 61, т. 23, л.д. 76, т. 25, л.д. 42, т. 26, л.д. 54, т. 27, л.д. 57, т. 28, л.д. 87, т. 30, л.д. 66, т. 11, л.д. 54, т. 14, л.д. 62, т. 19, л.д. 51, т. 20, л.д. 62).

Дополнительными соглашениями к трудовым договорам, заключенными с истцами от 01.11.2018, 12.02.2018, 02.02.2018, 14.02.2018, 01.02.2018, 19.03.2018 вступившими в силу с 01.04.2018, подписанными сторонами, внесены изменения в пункт 7.1, который изложен в следующей редакции: «работнику устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда в размере – 8 процентов» (т. 1, л.д. 67, т. 38, л.д. 8, 21, 37, 53, 69, 90, 107, 122, 139, 155, 178, 216, 232, 248, т. 31, л.д. 61, т. 33, л.д. 60, т. 36, л.д. 60, т. 3, л.д. 49, т. 4, л.д. 53, т. 5, л.д. 119, т. 6, л.д. 122, т. 7, л.д. 120, т. 9, л.д. 67, т. 10, л.д. 63, т. 21, л.д. 62, т. 23, л.д. 61, т. 25, л.д. 86, т. 26, л.д. 102, т. 27, л.д. 150, т. 28, л.д. 88, т. 30, л.д. 62, т. 11, л.д. 55, т. 14, л.д. 63, т. 19, л.д. 50, т. 20, л.д. 63).

Приказом командира войсковой части 36097 от 22 марта 2018г. № 261 «Об установлении процентной надбавки к должностному окладу за работу с тяжелыми и/или вредными условиями труда гражданскому персоналу войсковой части 36097» истцам с 1 апреля 2018г. установлен размер доплаты – 8% (т. 1, л.д. 67, т. 38, л.д. 9, 22, 38, 54, 70, 92,108, 124, 140, 156, 179, 217, 233, 249, т. 31, л.д. 62, т. 33, л.д. 61, т. 36, л.д. 61, т. 3, л.д. 50, т. 4, л.д. 54, т. 5, л.д. 124, т. 6, л.д. 127, т. 7, л.д. 125, т. 9, л.д. 68, т. 10, л.д. 68, т. 21, л.д. 63, т. 23, л.д. 62, т. 24, л.д. 97-101, т. 25, л.д. 87, т. 26, л.д. 106, т. 28, л.д. 89, т. 30, л.д. 63, т. 11, л.д. 56, т. 14, л.д. 64, т. 19, л.д. 52, т. 20, л.д. 64).

Приказом командира войсковой части 36097 от 25.10.2018 № 204 Мастренковой Т.А. с 01.11.2018 установлен размер доплаты – 8% (т. 27, л.д. 143).

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что порядок внесения изменений (дополнений) в трудовые договора, согласование Коллективных договоров, установленный трудовым законодательством, ответчиком соблюдены. Доказательств, опровергающих данные выводы, стороной истцов не представлено.

На основании акта проверки Государственной инспекции труда Мурманской области от 12.03.2018 № 51/12-140-18-И/1 результаты проведения СОУТ в 2017 году направлены в Комитет по труду и занятости населения для проведения экспертизы качества СОУТ на рабочих местах гражданского персонала подразделения ТЭЧ (техническо-эксплуатационной части) (т. 1, л.д. 104-105).

Согласно заключению Комитета по труду и занятости населения Мурманской области № 26-06-ГЭ-4/2018-СОУТ от 08.06.2018 по результатам государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения СОУТ в отношении рабочих мест гражданского персонала подразделения технико-эксплуатационной части (авиационной техники) войсковой части 36097 не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда:

- в нарушение части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель не обеспечил проведение СОУТ в соответствии с законодательством;

- в нарушение части 5 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» комиссия, сформированная работодателем, не принимала участие в проведении СОУТ;

- в нарушение части 2 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» результаты проведения СОУТ не утверждены (т. 1, л.д. 115-122).

Государственной инспекцией труда Мурманской области проведена проверка 05.04.2019, по результатам которой, главным государственным инспектором составлен акт проверки № 51/12-1900-19-И о выявленных нарушениях при проведении СОУТ в Войсковой части 36097 и несоблюдении при проведении специальной оценки требований Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а именно: отчет о проведении СОУТ, включая карты гражданского персонала ТЭЧ войсковой части и иные результаты проведения СОУТ, подписаны комиссией, утвержденной приказом начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» № 163 от 15.06.2017, то есть не комиссией, созданной работодателем (командиром войсковой части 36097) (т. 1, л.д. 107-108).

Государственной инспекции труда в Мурманской области в отношении войсковой части 36097 выдано предписание 51/12-1901-19-И от 05.04.2019, которым на командира войсковой части возложена обязанность: в срок до 05.10.2019 провести внеплановую специальную оценку условий труда на рабочих местах гражданского персонала подразделения техническо-эксплуатационной части; обеспечить недопущение ухудшения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда (далее по тексту – СОУТ), в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и/или опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения СОУТ, результаты которых получены с нарушениями требований Федерального закона «О социальной оценке условий труда» (т. 1, л.д. 109).

Решением Оленегорского городского суда Мурманской области от 02.08.2019, административные исковые требования войсковой части 36097 Министерства обороны Российской Федерации к Государственной инспекции труда в Мурманской области Федеральной службы по труду и занятости, начальнику отдела – главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Мурманской области Дмитриеву Ю.П. об оспаривании предписания оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 13.11.2019 решение оставлено без изменения (т. 6, л.д. 177-189).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.

Во исполнении требований указанной нормы права, приказом командира войсковой части 36097 от 20 декабря 2019г. № 1775 «Об установлении процентной надбавки к должностному окладу за работу с тяжелыми и/или вредными условиями труда гражданскому персоналу войсковой части 36097» истцам с 13 ноября 2019г. установлен размер спорной доплаты – 24% (т. 1, л.д. 110, т. 38, л.д. 10, 23, 39, 55, 71, 93, 109, 125, 141, 157, 180, 219, 234, 250, т. 31, л.д. 90, т. 33, л.д. 89, т. 36, л.д. 89, т. 3, л.д. 58, т. 4, л.д. 89, т. 5, л.д. 101, т. 6, л.д. 104, т. 7, л.д. 102, т. 9, л.д. 96, т. 10, л.д. 118, т. 21, л.д. 92, т. 23, л.д. 108, т. 25, л.д. 132, т. 26, л.д. 92, т. 27, л.д. 89, т. 28, л.д. 138, т. 11, л.д. 90, т. 14, л.д. 90, т. 19, л.д. 82, т. 20, л.д. 91).

В процессе проведения повторной СОУТ были получены следующие результаты:

Согласно карте специальной оценки условий труда по должности авиационный техник по планеру и двигателям № 10 от 05.12.2019, № 2 от 05.12.2019, № 5 от 05.12.2019, № 1 от 05.12.2019, № 6 от 05.12.2019 установлен класс (подкласс) условий труда – 3,2.

С результатами ознакомлены: Морозова Г.А., 23.12.2019, Власова Л.М., 23.12.2019 (т. 3, л.д. 55-57); Орлова А.В., 25.12.2019, Мельникова С.Н., 23.12.2019 (т. 1, л.д. 69-70); Заруба В.В., 23.12.2019, Новохатский С.И., 23.12.2019, Лаптев В.А., 23.12.2019, Кучерявый А.А., 25.12.2019 (т. 31, л.д. 66-68); Зайшлый А.А., 23.12.2019 (т. 38, л.д. 113-115); Фёдорова Ж.Н., 29.12.2019, Мастренкова Т.А., 10.01.2020 (т. 38, л.д. 127-129).

Согласно карте специальной оценки условий труда по должности электрогазосварщик № 39 от 05.12.2019 установлен класс (подкласс) условий труда – 3,2. С результатами ознакомлены: Зайшлый А.В., 26.12.2019 (т. 38, л.д. 207-209).

Согласно карте специальной оценки условий труда по должности авиационный техник по приборам и электрооборудованию № 14 от 05.12.2019, № 15 от 05.12.2019, № 26 от 05.12.2019, № 25 от 05.12.2019, № 23 от 05.12.2019, № 34 от 05.12.2019, № 27 от 05.12.2019, № 22 от 05.12.2019, № 30А от 05.12.2019, № 32А от 05.12.2019, № 28А от 05.12.2019, № 24 от 05.12.2019 установлен класс (подкласс) условий труда – 3,2.

С результатами ознакомлены: Демьяненко Г.В., 23.12.2019, Алешин А.А., 23.12.2019 (т. 38, л.д. 25-27); Бакалова Е.Д., 14.01.2020, Жеку Г.В., 23.12.2019 (т. 38, л.д. 223-225); Григорьев В.С., 13.01.2020 (т. 38, л.д. 143-145); Власова А.Б., 23.12.2019, Скольдова Е.М., 23.12.2019, Кабак Т.Г., 23.12.2019 (т. 6, л.д. 136-138); Свербейкина И.В., 23.12.2019 (т. 9, л.д. 69-71); Кирьякова Л.М., 23.12.2019 (т. 23, л.д. 66-68); Аниханова Е.Ф., 23.12.2019, Филонок Л.Е., 23.12.2019 (т. 21, л.д. 67-69); Савин С.А., 23.12.2019, Жарков Е.Ю., 23.12.2019 (т. 10, л.д. 77-79); Борисевич А.Н., 23.12.2019 (т. 14, л.д. 68-70); Парамон А.М., 23.12.2019, Лавров И.В., 23.12.2019 (т. 38, л.д. 41-42, 43-45); Холматов Р.М., 23.12.2019 (т. 38, л.д. 73-75); Лаптев А.В., 23.12.2019, Олейников О.А., 23.12.2019 (т. 4, л.д. 55-57).

Согласно карте специальной оценки условий труда по должности слесарь по ремонту летательных аппаратов № 37 от 05.12.2019, № 12А от 05.12.2019 установлен класс (подкласс) условий труда – 3,2.

С результатами ознакомлены: Хапров С.В., 24.12.2019 (т. 38, л.д. 57-59); Жижкун О.П., 24.12.2019 (т. 11, л.д. 60-62).

Таким образом, по результатам проведения первоначального и внеплановой СОУТ, истцам был установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3,2, то есть условия труда не изменились.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545 при установлении итогового класса (подкласса) условий труда – 3,2, должностной оклад (тарифная ставка) истцов подлежал повышению в связи с выполнением работ с вредными условиями труда 2 степени – на 8 %.

Приказом командира войсковой части 36097 от 20 декабря 2019г. № 1776 «Об установлении процентной надбавки к должностному окладу за работу с тяжелыми и/или вредными условиями труда гражданскому персоналу войсковой части 36097» истцам с 10 декабря 2019г. установлен размер доплаты – 8% (т. 1, л.д. 71, т. 38, л.д. 11, 24,40, 56, 72, 94, 110, 126, 142, 158, 181, 220, 235, 251, т. 31, л.д. 65, т. 33, л.д. 64, т. 36, л.д. 64, т. 3, л.д. 54, т. 4, л.д. 58, т. 5, л.д. 136, т. 6, л.д. 139, т. 7, л.д. 137, т. 9, л.д. 74, т. 10, л.д. 80, т. 21, л.д. 66, т. 23, л.д. 69, т. 25, л.д. 91, т. 26, л.д. 113, т. 27, л.д. 151, т. 28, л.д. 93, т. 11, л.д. 59, т. 14, л.д. 67, т. 19, л.д. 55, т. 20, л.д. 67).

Принимая во внимание, что истцы в установленном порядке были уведомлены о результатах специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест и предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, которыми данные изменения были обусловлены, подписали дополнительное соглашение к трудовому договору, с его условиями согласились, итоговый класс (подкласс) вредности и (или) опасности производственных факторов на рабочем месте не изменился (2 степень 3,2 класса), суд приходит к выводу, что, изменение установленной ранее надбавки за работу во вредных условиях и снижение ее с 24 процентов до 8 процентов является законным.

Проанализировав доводы стороны истцов о том, что переходными положениями ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер, суд приходит к выводу, что ответчиком не были нарушены требований указанной нормы, поскольку до декабря 2017 года надбавка за опасные и вредные условия труда производились не на основании ранее проведенной аттестации рабочих мест, а в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255 и Коллективным договором, действующим в учреждении.

Учитывая, что по результатам СОУТ от 15.12.2017 и 09.12.2019 условия труда на рабочих местах истцов не изменились, результаты СОУТ судом недействительными не признаны, истцами добровольно заключено дополнительное соглашение к трудовому договору и не оспаривались положения Коллективного договора, суд находит действия работодателя по снижению спорной надбавки законными и обоснованными.

Являются также несостоятельными доводы истцов о том, что поскольку они ранее имели право на спорную компенсацию, то их положение не может быть ухудшено, так как локальными документами предусмотрен иной порядок начисления указанных надбавок.

Ссылки на то, что размер надбавки подлежал восстановлению после вынесения Государственной инспекцией труда Мурманской области заключения и предписания об устранении нарушений, допущенных при проведении в 2017 году СОУТ, суд не может принять во внимание, поскольку предписание, вынесенное указанным контролирующим органом подлежало исполнению после признания его судом законным и обоснованным.

Кроме того, никаких выводов о несоответствии проведенных в рамках СОУТ в 2017 году исследований (испытаний) и измерений, их неполноте, а также недостоверности отнесения условий труда истцов по классу(подклассу) экспертное заключение № 26-06-ГЭ-4/2018-СОУТ от 08.07.2018 Комитета по труду и занятости населения Мурманской области не содержит.

При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательств, опровергающих установленные в судебном заседании факты, истцами не представлено, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований в части взыскании недополученной заработной платы, не имеется.

Также не подлежат удовлетворению требования о взыскании денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы и компенсации морального вреда, поскольку они производны от первоначального требования.

В силу ст. 98, 100 ГПК РФ судебных расходов, связанных с оплатой юридических услуг не возмещаются истцам в связи с отказом в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых заявлений Орловой Любови Валентиновны, Морозовой Галины Анатольевны, Лаптева Алексея Владимировича, Парамона Александра Михайловича, Лаврова Ивана Васильевича, Олейникова Олега Андреевича, Власовой Александры Борисовны, Скольдовой Елены Михайловны, Борисевич Александра Николаевича, Жижкуна Олега Петровича, Свербейкиной Ирины Викторовны, Савина Сергея Анатольевича, Хапрова Сергея Викторовича, Григорьева Валерия Семеновича, Жаркова Евгения Юрьевича, Зайшлый Андрея Александровича, Власовой Ларисы Михайловны, Анихановой Елены Фёдоровны, Филонок Любови Евгеньевны, Холматова Рустама Маруфовича, Зайшлой Татьяны Владимировны, Бакаловой Екатерины Дмитриевны, Кирьяковой Людмилы Михайловны, Фёдоровой Жанны Николаевны, Заруба Василия Васильевича, Мастренковой Татьяны Аркадьевны, Новохатского Сергея Ивановича, Лаптева Владимира Алексеевича, Дувалина Евгения Борисовича, Кабак Татьяны Геннадьевны, Кучерявого Анатолия Анатольевича, Демьяненко Григория Васильевича, Жеку Галины Владимировны, Алешина Андрея Алексеевича, Мельниковой Светланы Николаевны, Зайшлого Александра Васильевича к войсковой части 36097 о взыскании недополученной заработной платы, денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.К. Барабанова