НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область) от 25.10.2018 № 2А-3397/18

Дело № 2а-3397/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

25 октября 2018 года

Октябрьский районный суд <...> в составе:

председательствующего судьи Игнатовича М.С.,

при секретаре Барсановой Т.Е.,

с участием

административного истца ФИО1

представителя административного ответчика Владимирской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, Прокуратуры Владимирской области – ФИО2,

представителя административного ответчика ФКУ ### УФСИН России по Владимирской области, ФСИН России – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> путем использования системы видеоконференц-связи административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконными действий (бездействий) ФКУ ### УФСИН России по Владимирской области, Владимирской прокуратуры за соблюдением законов в исправительных учреждениях, обязании совершить определенные действии, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, отбывающий наказание в ФКУ ### УФСИН России по Удмуртской Республике обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к ответчикам, в котором просит с учетом изменений в порядке ст. 45 КАС РФ:

признать незаконными действия (бездействия) ФКУ ### УФСИН России по Владимирской области (далее также Учреждение, ФКУ ###), выразившиеся в ненаправлении почтовой корреспонденции;

признать незаконным ответ Владимирской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ДД.ММ.ГГГГ;

признать факт нарушения его конституционных и конвенционных прав;

признать, что кассационные жалобы на решения ### районного суда <...> от 01.07.2015г. и от 02.03.2016г., а также апелляционные определения Верховного суда <...> Республики от 03.10.2016г. были переданы сотрудникам ФКУ <...> УФСИН России по Владимирской области 22.03.2017г., 31.03.2017г. и дополнение к ним от 27.04.2017г. в сроки, установленные ГПК РФ для кассационного обжалования;

обязать ФКУ <...> УФСИН России по Владимирской области и Владимирскую прокуратуру за соблюдением законов в исправительных учреждениях отыскать конверт с кассационными жалобами и судебными документами, поданный истцом 31.03.2017г. и затерянный ФКУ ### УФСИН России по Владимирской области;

обязать ФКУ ### УФСИН России по Владимирской области и Владимирскую прокуратуру за соблюдением законов в исправительных учреждениях инициировать перед Верховным судом <...> Республики кассационное производство по гражданскому делу ### в производстве ### районного суда <...> и для этих целей устранить все имеющиеся препятствия, в том числе процессуальные, с предоставлением заявителю полной информации о выполнении возложенных на них обязательств;

возместить причиненный моральный вред в размере ### рублей.

Требования мотивированы следующим.

ДД.ММ.ГГГГ истцом в Верховный суд <...> Республики поданы кассационные жалобы на решение Первомайского районного суда <...> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, однако документы не были отправлены. Обратившись к Учреждению с требованием об ознакомлении с исходящей документацией от ДД.ММ.ГГГГ, получил ответ отдела спецучета ФКУ <...> об отсутствии в указанный день корреспонденции от истца.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 повторно направил кассационные жалобы на судебные акты, информацию об отправке которых истец вновь не получил. ДД.ММ.ГГГГ подано дополнение к жалобе.

ДД.ММ.ГГГГ отдел спецучета ФКУ ### УФСИН России по ### Республике предоставил информацию о регистрации корреспонденции после отбытия из ФКУ <...>

Определениями Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ###г-601, 4г-628 жалобы истца возвращены без рассмотрения ввиду пропуска процессуального срока на их подачу. Судьба остальных направленных жалоб истцу не известна.

Истец полагает, что срок на подачу кассационных жалоб пропущен им по вине ФКУ ### в связи с утратой последним процессуальных документов.

В защиту своих прав ФИО1 обратился во Владимирскую прокуратуру за соблюдением законов в исправительных учреждениях для проведения надзорным органом проверки по данному факту.

Письмом Владимирской прокуратуры за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ДД.ММ.ГГГГ истец поставлен в известность о том, что жалобы, адресованные в Верховный суд <...>ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ не поступали, часть была без конверта.

С действиями ФКУ Т-2 и письмом Владимирской прокуратуры за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ДД.ММ.ГГГГ истец не согласен, полагает их незаконными, ссылаясь на обязанности направлять почтовую корреспонденцию осужденных.

Прокурорская проверка по обращению истца не проведена должным образом, ответ не мотивирован, отсутствуют сведения в части требований об установлении дат регистрации жалоб.

В действительности комплект документов по поданным в установленные сроки жалобам был сформирован надлежащим образом, принят сотрудником ФКУ ### В числе документов значилось заявление на изготовление копий жалобы и приложения, однако этого сделано не было ввиду отсутствия копировальной краски.

Ответчиками нарушены нормы действующего законодательства РФ и международного права, ограничен доступ к правосудию, что повлекло нарушение прав ФИО1, и причинение морального вреда.

Кроме того, ответ на поданное ДД.ММ.ГГГГ обращение во Владимирскую прокуратуру за соблюдением законов в исправительных учреждениях датирован ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушенным сроком.

Ссылаясь в качестве правового обоснования на нормы постановлений ЕСПЧ, Конституции РФ, ст.ст. 16, 1069 ГК РФ просит иск удовлетворить.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Прокуратуры Владимирской области, Минфин РФ, ФСИН России.

ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, указав на необходимость восстановления нарушенных прав.

Представитель ФКУ ### ФСИН России в суде иск не признавала, указав на пропуск истцом срока на обжалование действий Учреждения (ст. 219 КАС РФ), пояснив также, что в дежурную службу Учреждения от осужденного ФИО1 поступали: жалоба в Верховный Суд РФ (регистрация от ДД.ММ.ГГГГ № П-380), жалоба (регистрация от ДД.ММ.ГГГГ) возвращена ввиду отсутствия конверта, жалоба в Верховный Суд РФ (ДД.ММ.ГГГГ № П-513, возвращена для доплаты марок, направлена адресату ДД.ММ.ГГГГ), жалоба (без номера, ввиду отбытия осужденного) направлена в Верховный Суд РФ ДД.ММ.ГГГГ. Просит в иске отказать в полном объеме ввиду отсутствия правовых оснований.

Представитель административного ответчика прокуратуры Владимирской области, Владимирской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в суде просил в удовлетворении административного искового заявления отказать ввиду отсутствия нарушения прав и свобод административного истца. Пояснил, что в ходе рассмотрения обращения проведена проверка по доводам истца, было установлено, что в указанные ФИО1 даты жалобы в спецотдел не поступали. Жалоба от ДД.ММ.ГГГГ возвращена ввиду отсутствия конверта, на лицевом счете истца на спорный период имелись денежные средства 9 251,90 рублей.

Остальные участники процесса в суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Согласно части 4 статьи 12, части 3 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Направление таких обращений осужденных к лишению свободы осуществляется через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания.

В силу положений статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи.

Предусмотренное Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации право осужденных на ведение переписки, получение и отправление посылок и бандеролей не предполагает возможность произвольного выбора осужденным средств и способов его реализации, - оно может осуществляться в специально установленном как названным Кодексом, так и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими Правила оказания услуг почтовой связи, порядке. Само по себе установление такого порядка не исключает для заявителя возможность получения и отправления письменной корреспонденции, бандеролей и посылок в пределах, установленных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации применительно к условиям отбывания им наказания, и не может расцениваться как нарушающее его конституционные права (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 534-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 423-О).

Положениями пункта 23 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ N 234, предусмотрено, что плата за оказание услуг почтовой связи взимается с отправителя при приеме почтовых отправлений и почтовых переводов в соответствии с тарифами, действующими на дату приема, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.

Почтовые отправления принимаются в упакованном виде. Упаковка почтовых отправлений должна соответствовать характеру вложения, условиям пересылки, исключать возможность повреждения вложения при обработке и пересылке, доступа к нему без нарушения оболочки, порчи других отправлений и причинения какого-либо вреда имуществу и работникам почтовой связи (пункт 19 Правил).

Из дела следует, что осужденный ФИО1 отбывал наказание в ФКУ ### с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.75).

Согласно журналу учета жалоб и заявлений подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в ФКУ ### УФСИН России по Владимирской области (корпусное отделение ###) ФИО1 в адрес Верховного Суда РФ (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), Верховного суда УР (ДД.ММ.ГГГГ) направлялась почтовая корреспонденция (л.д.76-83).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ###ТО/54/1-111 жалоба от истца, поступившая ДД.ММ.ГГГГ возвращена ввиду отсутствия конверта.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ###ТО/54/1-110 следует, что жалоба от осужденного зарегистрирована под № П-513, возвращена почтой ДД.ММ.ГГГГ для доплаты, повторно поданная жалоба в Верховный суд РФ направлена ДД.ММ.ГГГГ (под прежним номером) – л.д.166-167.

Аналогичные сведения содержит Журнал регистрации жалоб и заявлений осужденных, в котором направленная истцом почтовая корреспонденция значится под №№ П-380, П-382, П-513.

Таким образом, ФКУ ### надлежащим образом выполнили обязанность по направлению направленных истцом жалоб, в связи с чем, судом не усматривается оснований для признания их действий незаконными.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно ст. 10 названного закона, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Ответ на обращение в соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

На основании со ст. 12 закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Владимирской прокуратуры за соблюдением законов в исправительных учреждениях поступило обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, с требованием провести проверку по фактам ненаправления (утраты) ФКУ ### почтовой корреспонденции (л.д.108-112).

В рамках проверки по обращению прокурором в адрес руководства ФКУ ### направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений по указанным выше жалобам (л.д.116).

Ответ из Учреждения ###/ТО/54/5-1309 о возврате жалобы ДД.ММ.ГГГГ без конверта поступил в прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ (л.д.117).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ в отдел спецучета в дни ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ жалобы в Верховный суд <...> не поступали (л.д.118).

По справке ФКУ <...> на ДД.ММ.ГГГГ на лицевом счете истца имелись денежные средства 9 251,90 рублей (л.д.119).

ДД.ММ.ГГГГ на жалобу осужденного от ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях дан ответ, в котором изложены результаты проверки по существу содержания обращения, вывод сделан об отсутствии необходимости применения мер прокурорского реагирования (л.д.123).

В соответствии с ч. ч. 1 - 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Согласно п. п. 1.1, 2.1 Инструкции "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 45, настоящая Инструкция разработана в соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иным федеральным законодательством.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.

Положения Инструкции распространяются на обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования.

В соответствии с п. п. 3.1. и 3.2. Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.

Согласно п. 5.1 указанной Инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

В соответствии с п. 6.5 Инструкции при отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

На основании п. 4.2 вышеприведенной Инструкции поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением копий судебных решений, материалов прокурорских проверок и иных материалов. При необходимости обращения могут быть разрешены с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, истребованием нормативных документов, получением объяснений от граждан, а также должностных и иных лиц, действия которых обжалуются.

Ответ ###ж-2018 от ДД.ММ.ГГГГ дан по существу обращения, по всем указанным истцом вопросам.

Содержание ответа прокурора не противоречит требованиям действующего законодательства. Сроки рассмотрения обращения прокурором не нарушены. Обращение административного истца рассмотрено по существу и дан ответ в установленные сроки в соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Ответ на обращение истца был дан надлежащим должностным лицом в пределах своей компетенции, содержит разъяснения по названным вопросам. Несогласие истца с содержанием ответа на его обращение, не может являться основанием для признания его незаконным, равно как и действия должностного лица по проведенной проверке.

С учетом изложенного, ввиду отсутствия правовых оснований, иск в части обязать ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области и Владимирскую прокуратуру за соблюдением законов в исправительных учреждениях отыскать конверт с кассационными жалобами и судебными документами, поданный истцом 31.03.2017г. и затерянный ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области удовлетворению не подлежит.

Требования истца - обязать ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области и Владимирскую прокуратуру за соблюдением законов в исправительных учреждениях инициировать перед Верховным судом <...> Республики кассационное производство по гражданскому делу ### в производстве <...> районного суда <...> и для этих целей устранить все имеющиеся препятствия, в том числе процессуальные, с предоставлением заявителю полной информации о выполнении возложенных на них обязательств удовлетворению не подлежат, поскольку законом такая обязанность на данные органы не возложена.

Иск в части признания, что кассационные жалобы на решения <...> районного суда <...> от 01.07.2015г. и от 02.03.2016г., а также апелляционные определения Верховного суда <...> Республики от 03.10.2016г. были переданы сотрудникам ФКУ <...> УФСИН России по Владимирской области 22.03.2017г., 31.03.2017г. и дополнение к ним от 27.04.2017г. в сроки, установленные ГПК РФ для кассационного обжалования так не подлежит удовлетворению ввиду отсутствия названного способа защиты нарушенного права.

При этом административным истцом не представлены доказательства нарушенных прав на доступ к правосудию.

Административным истцом доказательства нарушения его прав оспариваемыми действиями (бездействием) суду не представлено. Вместе с тем, обязанность доказывания факта нарушения прав возлагается в силу пункта 1 части 9, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного истца и отсутствие нарушения которых является основанием для отказа в удовлетворении требований административного иска.

Статья 151 ГК РФ вправе ставить перед судом вопрос о возложении на нарушителя обязанности денежной компенсации морального вреда в случае причинения физических или нравственных страданий.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная ### и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Согласно ч. 2 ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В силу п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При этом, в силу требований ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:

вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;

в иных случаях, предусмотренных законом.

Причиненные незаконными действиями государственного органа, органа местного самоуправления гражданину или юридическому лицу убытки подлежат возмещению в объеме, предусмотренном нормами статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По смыслу приведенных выше норм гражданского права для наступления деликтной ответственности за причинение вреда необходимо одновременное наличие нескольких условий: противоправность действий ответчика, наличие ущерба, вина причинителя вреда и причинная связь между противоправными действиями и наступившими последствиями.

При рассмотрении настоящего дела обстоятельств, дающих основания для возмещения в пользу истца компенсации морального вреда не установлено.

Кроме того, суд принимает во внимание доводы ответчика о пропуске срока давности по требованиям о признании незаконными действий ответчиков и ответа от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 219 КАС РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Доводы ответчика истцом не опровергнуты.

Иск в суд поступил ДД.ММ.ГГГГ, то есть за сроком давности (по требованиям об оспаривании действия должностного лица и ответа).

С учетом изложенного, иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконными действий (бездействий) ФКУ <...> УФСИН России по Владимирской области, Владимирской прокуратуры за соблюдением законов в исправительных учреждениях, обязании совершить определенные действии, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.С.Игнатович

Решение в окончательном виде изготовлено 30 октября 2018 года

Судья М.С.Игнатович