НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область) от 22.01.2021 № 330

Дело ###а-216/2021(2а-3868/2020)

33RS0###-86

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 января 2021 года

Октябрьский районный суд <...> в составе:

председательствующего судьи Хижняк Н.Б.,

при секретаре ФИО2,

с участием:

представителей административного истца ФИО4, ФИО5,

представителя административного ответчика ФИО6,

представителя заинтересованных лиц

Управления образования <...>, администрации

<...>ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> административное дело по административному исковому заявлению Муниципального автономного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения <...> «<данные изъяты>###» к Департаменту образования Владимирской области о признании недействующими приказа и распоряжения Департамента образования, обязать устранить нарушения, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л:

МАВСОУ <...> «<данные изъяты>###» обратилось в Октябрьский районный суд <...> с административным иском к Департаменту образования Владимирской области о признании не действующим приказа Департамента образования Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ### «<данные изъяты>»; признании не действующим распоряжение Департамента образования Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ### «Об <данные изъяты>»; обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов <данные изъяты>###» путем разработки примерных недельных учебных планов для обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования в заочной форме обучения, разработки примерных годовых учебных планов для экстернов, получающих основное общее и среднее общее образование, расчета нормативов финансового обеспечения обучающихся в заочной форме обучения и экстернов на уровне не ниже уровня 2019 года, с учетом трудоемкости работы с данными категориями обучающихся и уровня инфляции; взыскании судебных расходов в сумме 2000 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что <данные изъяты>###» не согласно с Приказом ###, так как в данном приказе приведены примерные учебные планы для различных уровней общего образования, получаемого в очно-заочной и заочной формах обучения. При этом примерные годовые учебные планы для очной формы обучения и экстернов основного общего и среднего общего образования в нем не приводятся. Количество часов по примерным учебным планам не соответствует требованиям федеральных государственных стандартов. Кроме того, по мнению административного истца, приказ ### не соответствует также положениям статей 2, 3, 8, 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Также истец не согласен с Распоряжением ###, так как в нем использована методика расчета нормативов финансирования, которая на тот момент не была утверждена органами государственной власти <данные изъяты>; в нем используются необоснованные понижающие коэффициенты для нормативов экстернов; в нем не учтена трудоемкость работы с экстернами; принятые за основу часы для заочной формы обучения ничем не обоснованы и не соответствуют требованиям ФГОС, в расчетах не учтены особенности работы с экстернами.

С подачи Департамента образования <данные изъяты><данные изъяты> в год, а с ДД.ММ.ГГГГ - они же уменьшены в 10 раз и составляют: для основного общего образования - <данные изъяты>. в год, для среднего общего образования - <данные изъяты><данные изъяты>. в год. Норматив для экстерна поставлен в зависимость от норматива очной формы обучения с применением понижающего коэффициента 0,1 (<данные изъяты> в год - для среднего общего образования). При этом средняя стоимость одного часа работы общеобразовательного учреждения с обучающимся не может зависеть от форм обучения или форм получения образования. Она должна быть одинаковой.

Административный истец считает, что административный ответчик своими действиями создал <данные изъяты>###» препятствия к нормальному осуществлению образовательной деятельности, предусмотренной частью 1 статьи 21 Федерального закона № 273-ФЗ, в том числе по видам деятельности, предусмотренными пунктами 2.3 и 2.4 Устава <данные изъяты>###»; в реализации прав родителей (законных представители) несовершеннолетних обучающихся, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ, на выбор форм получения образования и форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность; в реализации основных прав обучающихся, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ, на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, форм получения образования и форм обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет; для использования заочной формы обучения, т.е. нарушила автономию образовательного учреждения, предусмотренную частью 1 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ; к соблюдению предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий прав работников на заработную плату, в том числе на ее индексацию; к зачислению в учреждение лиц для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации (экстернов), что является нарушением пункта 8 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ; для проведения в соответствии с годовым учебным планом промежуточной аттестации экстерна, предусмотренной статьей 58 Федерального закона № 273-ФЗ; для проведения государственной итоговой аттестации экстерна, предусмотренной статьей 59 Федерального закона № 273-ФЗ; в получении лицами, успешно прошедшими государственную итоговую аттестацию, документа об образовании; в выполнении муниципального задания, установленного учредителем на 2020 финансовый год, поскольку для этого не хватает объема финансового обеспечения, что является нарушением части 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители административного истца ФИО4 (директор) и ФИО5 (по доверенности) заявленные требования поддержали по изложенным в иске и дополнениях к нему основаниям, просили административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика (по доверенности) ФИО6 полагала заявленные требования необоснованными и просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме, пояснив, что административное исковое заявление подано ненадлежащим лицом. Приказ Департамента образования администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ### «О расчете объема единой субвенции муниципальным образованиям <данные изъяты> для организации получения общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях для проекта областного бюджета на 2020 год<данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении нормативов, предусмотренных пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ» приняты для формирования проекта областного бюджета и не затрагивают права, свободы и законные интересы административного истца. Истцом не предоставлены доказательств нарушения Департаментом образования <данные изъяты> его прав, свобод и законных интересов. Приказ и Распоряжение изданы для обоснования нормативов, установленных постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ###, и не являются нормативными правовыми актами. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился во <данные изъяты> суд с иском к администрации Владимирской области о признании недействующим частично постановления администрации <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ###. В удовлетворении исковых требований судом отказано. В рамках рассмотрения дела судом проанализированы оспариваемые в настоящем деле акты, им дана правовая оценка. Установление норматива относится к исключительной компетенции органа государственной власти субъектов Российской Федерации. Требования административного истца о возложении обязанности разработать примерные недельные учебные планы и примерные годовые учебные планы, а также установления норматива на уровне 2019 года, является не законным.

Представитель заинтересованных лиц Управления образования администрации <...>, администрации <...>ФИО7 (по доверенности) поддержал требования административного истца.

Заинтересованное лицо представитель Департамента финансов бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Согласно 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ устанавливает, что для признания постановления, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий — несоответствие действий (бездействия) закону и нарушение таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Аналогичные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования закреплены в пунктах 3 и 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке (пункт 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 307-ФЗ названная статья дополнена пунктом 2.1, согласно которому законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок определения общего объема субвенций для осуществления переданных полномочий и показатели (критерии) распределения между муниципальными образованиями общего объема таких субвенций.

Таким образом, распределение субвенций, предоставляемых за счет средств бюджета субъекта на исполнение полномочий, делегированных органам местного самоуправления Российской Федерации, должно производиться по единой, утвержденной законом субъекта Российской Федерации, методике.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1).

В силу части 2 статьи 99 названного Закона, нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Федеральные стандарты основного общего образования, среднего общего образования, утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1897, от ДД.ММ.ГГГГ N 413 соответственно, содержат требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые состоят из требований к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым и иным условиям (IV раздел федеральных стандартов).

Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды как совокупности условий, обеспечивающих достижение целей образовательной программы, высокое качество образования, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, воспитание и социализацию обучающихся; гарантирующих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья и социального благополучия обучающихся.

Финансирование реализации образовательной программы того или иного типа, в свою очередь, должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования. Указанные нормативы определяются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, с учетом типа организации, специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности образовательной программы, категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности и должны быть достаточными и необходимыми для осуществления образовательной организацией, в том числе и расходов на оплату труда работников, реализующих образовательную программу.

Согласно ч.7 статьи 4 Закона Владимирской области 86-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании во Владимирской области и признании утратившими силу отдельных Законов <данные изъяты> области в сфере образования», к полномочиям Законодательного Собрания Владимирской области в сфере образования относится утверждение методик распределения субвенций местным бюджетам из областного бюджета.

Частью 2 статьи 7 указанного Закона установлено, что размер субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), определяется в соответствии с методикой, являющейся приложением 1 к настоящему Закону.

Названной Методикой определено, что при расчете объема единой субвенции используется численность обучающихся и детей дошкольного возраста на 1 сентября года, предшествующего планируемому периоду, по категориям обучающихся, особенностям осуществления образовательной деятельности и формам обучения, уровням общего образования.

Согласно пункту 5 статьи 5 Закона Владимирской области 86-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ, к полномочиям органов исполнительной власти <данные изъяты> области в сфере образования относится: принятие нормативных правовых актов в сфере образования; определение нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Из анализа приведенных правовых норм следует, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях составляет предмет полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

При этом определение нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях относится к полномочиям органов исполнительной власти.

С учетом установленных нормативов осуществляется финансирование муниципальных районов и городских округов. Конкретные образовательные организации финансируются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

В свою очередь органы местного самоуправления издают нормативный документ, устанавливающий размер нормативных затрат на оказание муниципальных услуг.

После формирования муниципального бюджета из всех источников финансирования органы местного самоуправления готовят муниципальные задания для своих подведомственных образовательных организаций.

Согласно статье 2 закона <данные изъяты>###-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О системе исполнительных органов государственной власти <данные изъяты>, систему исполнительных органов государственной власти области составляют:

а) высший исполнительный орган государственной власти области - администрация <данные изъяты>;

б) иные органы исполнительной власти области - представительства, департаменты, инспекции.

Согласно постановлению Губернатора Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о Департаменте образования <данные изъяты>» к полномочиям Департамента относятся:

- в сфере государственного управления образованием - обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми администрацией области.

- разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области образования;

- осуществление расчета объема субвенций из областного бюджета муниципальным образованиям, в том числе на реализацию государственных полномочий в сфере образования, и контроль за целевым расходованием указанных средств, перечисляемых через Департамент;

- принимает распоряжения и нормативные правовые акты - постановления Департамента по осуществлению полномочий и функций, предусмотренных пунктами настоящего Положения, и в случаях, установленных федеральными законами, законами Владимирской области, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Владимирской области.

В соответствии с п.5.1. Постановления Департамента образования администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ### «Об утверждении Регламента организации деятельности Департамента образования администрации Владимирской области», Департамент образования в целях реализации полномочий, установленных федеральными и областными правовыми актами, принимает:

- нормативные правовые акты - постановления;

- правовые акты - распоряжения;

- индивидуальные (локальные) правовые акты - приказы директора департамента образования по организационно-штатным мероприятиям департамента образования.

Согласно п.6.1. Регламента, Департамент образования в установленной сфере деятельности разрабатывает проекты законов области, указов и распоряжений <...>, распоряжений и постановлений администрации области во исполнение нормативных правовых актов Российской Федерации и Владимирской области, а также по собственной инициативе.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение <...> «Открытая (сменная) общеобразовательная школа###» является образовательным учреждением города, имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности общего образования (основное общее и среднее общее образование), а также дополнительного образования детей и взрослых.

Согласно Уставу, образовательное учреждение не имеет закрепленной территории и обеспечивает прием на обучение по основным общеобразовательным программам граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Департаментом образования <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ принят правовой акт распоряжение ### «Об утверждении обоснования расчета размера норматива к проекту постановления администрации Владимирской области «Об утверждении нормативов, предусмотренных пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ», которым утверждены обоснования расчета размера норматива к проекту постановления администрации <данные изъяты> «Об утверждении нормативов, предусмотренных п.2 ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №272-ФЗ.

Заявляя требование о признании недействующим распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ###, административный истец ссылался на то, что оспариваемые положения регулируют вопросы обоснованности расчета размеров нормативов по неутвержденной методике расчета нормативов финансирования, с использованием необоснованных понижающих коэффициентов w=2,19 (для основного общего образования), w=2,05 (для среднего общего образования), без учета трудоемкости и работы с экстернами.

Между тем, из содержания оспариваемого распоряжения следует, что указанный правовой акт подготовлен в целях обоснования расчета размера норматива к проекту постановления администрации <данные изъяты> области.

Непосредственно сами нормативы обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях утверждены постановлением администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ###.

Согласно оспариваемому правовому акту норматив расходов на оплату труда с начислениями работников общеобразовательных организаций на одного обучающегося по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования в общеобразовательных организациях в год определяется по формуле:

<данные изъяты>

<данные изъяты>. - норматив расходов на оплату труда с начислениями педагогических работников общеобразовательных организаций;

<данные изъяты>. - норматив расходов на оплату труда с начислениями административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала общеобразовательных организаций.

Норматив расходов на оплату труда с начислениями педагогических работников общеобразовательных организаций определяется по формуле:

<данные изъяты>a*w*sl*c*i*v1/m*f*p1*g,

где: a - ставка заработной платы педагогического работника общеобразовательной организации, определяемая на 01 января очередного финансового года;

w - коэффициент удорожания стоимости педагогической услуги по уровням общего образования.

Для среднего общего образования данный коэффициент установлен равным - 2, 05 (37 / 18), где

37 – часы по учебному плану, исходя из максимальной 6-ти дневной учебной недели (п.10.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10);

18 – норма часов учебной (преподавательской) работы в неделю за ставку заработной платы (п.2.8.1 приложения ### к приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014### «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемых в трудовом договоре»).

Для основного общего образования данный коэффициент установлен равным - 2, 19 (39, 5 / 18), где

39, 5 – часы по учебному плану, исходя из максимальной 6-ти дневной учебной недели (п.10.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10);

18 – норма часов учебной (преподавательской) работы в неделю за ставку заработной платы (п.2.8.1 приложения ### к приказу Минобрнауки РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемых в трудовом договоре»).

Коэффициент с – коэффициент удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от деления классов на группы.

Для основного общего образования данный коэффициент установлен равным -1, 16 (34, 5 + 5, 5) / 34, 5, где 34, 5 – часы по учебному плану, исходя из максимальной 6-ти дневной учебной недели (п.10.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10);

5,5 –дополнительные часы в зависимости от деления классов на группы (при изучении иностранного языка, уроков физкультуры и др.).

Для среднего общего образования данный коэффициент установлен равным - 1, 127 (37 + 10) / 37, где 37 – часы по учебному плану, исходя из максимальной 6-ти дневной учебной недели (п.10.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10);

10 –дополнительные часы в зависимости от деления классов на группы (при изучении иностранного языка, уроков физкультуры и др.).

Коэффициент m (наполняемость класса) принят равным 25.

<данные изъяты>), где

- <данные изъяты> – (кв.м.) учебная площадь по целям использования в городской местности по данным статистической отчетности ОО-2 2018 года раздела 1.5 «Наличие и использование площадей»;

- <данные изъяты> – количество классов по данным статистической отчетности ОО-1 2018 года раздела «Распределение обучающихся по классам»;

- <данные изъяты> – численность обучающихся по данным статистической отчетности ОО-1 2018 года раздела 2.3.1 «Численность обучающихся с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Обучение по индивидуальным учебным планам, на дому и в медицинской организации»;

не менее 2,5 м. – норма площади на одного обучающегося (пункт 4.9 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10).

Для расчета норматива по очно-заочной и заочной форме получения образования к размеру норматива по очной форме обучения, взятого за базовую величину, применены коэффициенты 0,25 и 0,1для очно-заочной и заочной формы обучения соответственно с учетом утвержденных Министерством просвещения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №АН-22/11вн итоговых значений и величин составляющих базовые нормативные затраты по государственным услугам по реализации основных общеобразовательных программ начального, основного и среднего общего образования, отраслевым корректирующим коэффициентам и порядком их применения.

Формулы расчетов нормативов и их переменные, приведенные в распоряжении, являются определенными, не приводят к произвольному их применению, воспроизводят формулы, приведенные в постановлении администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ###, соответствуют вышеприведенным нормам закона.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом образования <данные изъяты><данные изъяты>, в целях реализации распоряжения администрации области от ДД.ММ.ГГГГ###-р «<данные изъяты>

При этом, «<данные изъяты>

Оспариваемые истцом правовые акты не утверждают методику расчета единой субвенции местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение образования, не определяют норматив, поскольку методика определения норматива и расчет объема субвенций местным бюджетам осуществляется в соответствии с Законом Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ N 86-ОЗ, а также постановлением администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ###.

В связи с чем, доводы административного истца о несоответствии оспариваемых правовых актов Федеральным государственным образовательным стандартам несостоятельны.

Из буквального толкования оспариваемых правовых актов следует, что они регулируют вопросы взаимодействия между Департаментом образования и другими органами исполнительной власти Владимирской области.

Доводы истца о незаконности оспариваемых актов в связи с тем, что они не были опубликованы, судом отклоняются.

Согласно ст.48 Устава <данные изъяты> области нормативными правовыми актами области являются: <...>; законы области; постановления Законодательного Собрания; указы Губернатора; постановления администрации области; постановления департаментов; постановления инспекций.

Постановлением администрации <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ### определен перечень нормативных правовых актов законов <данные изъяты> области, указов и распоряжений <...>, постановлений и распоряжений администрации области, постановлений органов исполнительной власти области, а также соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемых органами государственной власти <данные изъяты> области, подлежащих официальному опубликованию.

Оспариваемые истцом правовые акты Департамента образования <данные изъяты> названным постановлением к вышеуказанному перечню не отнесены.

Доводы административного истца о нарушении его прав, поскольку оспариваемые правовые акты предусматривают сокращенное финансирование экстерната, не указывают на несоответствие указанных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу на основании вышеизложенного.

Исследуя вопрос о соблюдении административным истцом предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ срока обращения в суд с административным иском в рамках публичных правоотношений, суд учитывает, что оспариваемые правовые акты не опубликовывались, о наличии указанных актов истцу стало известно в ходе судебного заседания во Владимирском областном суде ДД.ММ.ГГГГ, доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.

С настоящим иском в суд истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с соблюдением установленного законом срока.

Разрешая вопрос о соблюдении органом или должностным лицом компетенции при издании оспариваемого правового акта, суд учитывает, что воспроизведение в оспариваемых актах положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует об их незаконности. Оспариваемые истцом распоряжение и приказ приняты Департаментом образования <данные изъяты> области в пределах предоставленных ему полномочий, и не нарушают прав и законных интересов административных истцов.

Довод административного истца об отсутствии в оспариваемом приказе ### от ДД.ММ.ГГГГ примерного учебного плана для экстерната не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с пунктом 22 статьи 2 Закона об образовании учебный план - это документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.

В силу пункта 9 статьи 2 Закона об образовании учебный план является частью образовательной программы, под которой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного графика, рабочих программ, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Согласно разделу 3 Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 373, от ДД.ММ.ГГГГ N 1897, от ДД.ММ.ГГГГ N 413, учебный план является составной частью организационного раздела основной образовательной программы общего образования, подлежащей реализации образовательными учреждениями.

Пунктом 6 ч. 2 ст. 28 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что к компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ - комплекса основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Таким образом, разработка и утверждение учебного плана, в том числе для экстернов относится к компетенции образовательной организации.

Доводы истца о незаконности оспариваемых правовых актов со ссылкой на Приказ Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ###, приказ Министерства просвещения СССР от ДД.ММ.ГГГГ### подлежат отклонению, поскольку приведенные нормативные правовые акты отменены в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Суд также признает несостоятельными доводы административного истца о несоответствии оспариваемых актов требованиям законодательства, ФГОС в части отсутствия учета трудоемкости работы с экстернами и необоснованном снижении норматива финансирования для них.

Согласно статье 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Согласно Приказу Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" рабочее время педагогических работников определяется на основе нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы. В трудовом договоре с работником работодатель должен указать количество часов педагогической работы за ставку заработной платы, а также условия выплаты компенсационных и стимулирующих выплат (ст. 57 ТК РФ).

Следовательно, если аттестация обучающегося в форме семейного образования, проводится совместно с аттестацией других учеников и количество часов работы не увеличивается, то проведение данной аттестации не подлежит дополнительной оплате. Если же аттестация обучающегося в форме семейного образования проводится отдельно, то при исчислении заработной платы должны учитываться затраченные педагогом часы.

Согласно письму Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ № НТ-1139/08 "Об организации получения образования в семейной форме" образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. Организация при зачислении экстерна несет ответственность за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося (ч. 1 ст. 34 Закона N 273-ФЗ; Письмо Минобрнауки России N НТ-1139/08).

Следовательно, трудозатраты образовательной организации на экстернов состоят из приема промежуточной и государственной итоговой аттестации, проведения консультаций перед принятием аттестации, соответственно, размер норматива на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение экстерна отличается от норматива обеспечения государственных гарантий при получении очного образования.

По вышеизложенным основаниям подлежат отклонению производные от основного требования истца о возложении обязанности на административного ответчика разработать примерные недельные учебные планы для обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования в заочной форме обучения; примерные годовые учебные планов для экстернов, получающих основное общее и среднее общее образование, поскольку разработка и утверждение учебных планов относится к компетенции образовательной организации, а также производные требования истца произвести расчет нормативов финансового обеспечения обучающихся в заочной форме обучения и экстернов на уровне не ниже уровня 2019 года, с учетом трудоемкости работы с данными категориями обучающихся и уровня инфляции, свидетельствующие о вмешательстве в деятельность исполнительного органа власти и нарушении принципа разделения властей, установленного статьей 10 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы стороне, в пользу которой состоялось решение суда. Поскольку в удовлетворении заявленных требований административному истцу отказано, то судебные расходы взысканию в его пользу не подлежат.

Таким образом, административное исковое заявление не подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования Муниципального автономного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения <...> «<данные изъяты>###» к Департаменту образования <данные изъяты> области о признании не действующими приказа Департамента образования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ### «<данные изъяты> обязать устранить нарушения путем: разработки примерных недельных учебных планов для обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования в заочной форме обучения; разработки примерных годовых учебных планов для экстернов, получающих основное общее и среднее общее образование; расчета нормативов финансового обеспечения обучающихся в заочной форме обучения и экстернов на уровне не ниже уровня 2019 года, с учетом трудоемкости работы с данными категориями обучающихся и уровня инфляции; взыскании расходов по оплате госпошлины в сумме 2000 руб. – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.Б. Хижняк

Мотивированное решение изготовлено 01.02.2021

Судья Н.Б. Хижняк