НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия) от 27.01.2016 № 2-841/2016

РЕШЕНИЕименем Российской Федерации27 января 2016 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Брянской О.Е., при секретаре Габаеве Ч.Д-Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Чагдуровой Т. М. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об обязании провести обследование и выдать заключение о степени утраты профессиональной трудоспособности,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ в результате наезда автомобиля на препятствие она получила телесные повреждения, а ДД.ММ.ГГГГ ей установлена <данные изъяты>.

Для получения страховой выплаты на основании Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» истцу необходимо представить заключение судебно-медицинской экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - о степени утраты общей трудоспособности.

По обращению истца к ответчику последний отказался провести обследование в целях установления степени утраты профессиональной трудоспособности. Отказ ответчика истец считает незаконным в связи со следующим.

Конвенция о правах инвалидов (принята ДД.ММ.ГГГГ Резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН) налагает на государства-участников, к которым относится Россия, обязательства по принятию мер к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые ДД.ММ.ГГГГ Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН, предписывают государствам обеспечить поддержание надлежащих доходов инвалидов, которые в силу нетрудоспособности или по причинам, связанным с нетрудоспособностью, временно утратили возможность зарабатывать средства к существованию, или заработок которых уменьшился, или которые не имеют возможности найти работу (правило 8).

Декларация о правах инвалидов, принятая ДД.ММ.ГГГГ Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, предусматривает, что инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность (ст. 5).

Из содержания международных норм о правах инвалидов, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что инвалиду как лицу, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное, в том числе последствиями травм, приводящими к ограничению жизнедеятельности, гарантируются государством наряду с иными и экономические меры, обеспечивающие инвалидам условия для преодоления, компенсации этих ограничений в целях создания им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. При этом экономические меры социальной защиты инвалидов реализуются и в создании учреждений медико-социальной экспертизы, на которые государство возлагает функции по установлению инвалидности и потребностей инвалида в различных видах социальной защиты, разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов, а также определению степени утраты профессиональной трудоспособности. При этом относящееся к полномочиям учреждений медико­-социальной экспертизы установление степени утраты профессиональной трудоспособности направлено на обеспечение реализации права инвалидов на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и не ограничивается исполнением данными лицами обязанностей по трудовому договору при его причинении.

Нормативного правого акта, устанавливающего порядок определения медико-социальной экспертизой степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья не на производстве, в настоящее время не имеется, что не может ограничивать право заявителя на получение государственной услуги, результатом которой является определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, без которого невозможно получение страхового возмещения в связи с повреждением здоровья в результате дорожно-транспортного происшествия.

Истец просила суд поручить ответчику провести ее обследование и выдать заключение о степени утраты ею профессиональной трудоспособности с указанием периода и процента утраты в порядке, установленном Правилами установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ), без предоставления документов, подтверждающих факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Истец Чагдурова Т.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще. В материалах дела имеется заявление истца о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истца Цыбиков А.А. в судебном заседании исковые требования уточнил и просил обязать ответчика провести обследование истца и выдать заключение о степени утраты ею профессиональной трудоспособности с указанием периода и процента утраты без предоставления документов, подтверждающих факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Иск поддержал по изложенным в нем основаниям. Дополнил, что истец вправе требовать определения степени утраты профессиональной трудоспособности, поскольку ранее осуществила трудовую деятельность.

Представитель ответчика Бидогаева Д.К. иск не признала, представила письменный отзыв на иск, согласно которому нормативного правового акта, устанавливающего порядок определения медико­-социальной экспертизой степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья не на производстве, в настоящее время не имеется. Пунктом 6.12 Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» закреплено, что степень утраты профессиональной трудоспособности определяется врачом - судебно-медицинским экспертом либо индивидуальным предпринимателем, обладающим специальными знаниями и имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по судебно-медицинской экспертизе в соответствии с Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, функция по установлению процента утраты профессиональной трудоспособности в результате происшествий, не связанных с несчастными случаями на производстве, не входит в компетенцию медико-социальной экспертизы, ее осуществление производится судебно-медицинской экспертизой. Просила в иске отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец Чагдурова Т.М. получила телесные повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия ДД.ММ.ГГГГ. Истцу ДД.ММ.ГГГГ установлена <данные изъяты>. Согласно трудовой книжке Чагдурова Т.М. осуществляла трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ год.

Чагдурова Т.М. обратилась в суд с иском к Российскому союзу автостраховщиков о взыскании компенсационной выплаты в счет возмещения утраченного заработка (дохода) в связи с причинением вреда здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия. Исковое заявление было возвращено определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения судом вышестоящей инстанции, в связи с несоблюдением досудебного порядка разрешения спора, поскольку до предъявления иска истец не обратилась к профессиональному объединению страховщиков с заявлением о компенсационной выплате с привоженными к нему документами согласно перечня, определенного правилами обязательного страхования.

Истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>») с заявлением о выдаче заключения о степени утраты ею профессиональной трудоспособности, наступившей в результате случая, не связанного с производством, ссылаясь на Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, согласно которым для получения страховой выплаты в связи с причинением вреда здоровью потерпевшего к заявлению о страховой выплате прилагается заключение судебно-медицинской экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности – о степени утраты общей трудоспособности.

ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» услуга не была оказана. В письме ДД.ММ.ГГГГ истцу было предложено предоставить документы, подтверждающих связь несчастного случая с производством, либо обратиться в учреждение судебно-медицинской экспертизы, рекомендовано обратиться в суд для проведения судебно-медицинской экспертизы об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности.

При обращении в ГБУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» истцу было разъяснено, что экспертизы по вопросу установления степени утраты трудоспособности производятся только по определению суда или следственных органов. Стоимость проведения экспертизы по гражданскому делу составляет <данные изъяты> руб.

При таких обстоятельствах, истец полагая отказ ответчика в проведении экспертизы незаконным, обратилась в суд с настоящим иском.

Суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.

Согласно ст. 58, ст. 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медико­-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико­-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Согласно ст. 2, ч. 1 ст. 7, ст. 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, а медико-социальная экспертиза определяет в установленном порядке потребности свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, на которые возлагается определение степени утраты профессиональной трудоспособности.

Порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 789.

При этом нормативного правого акта, устанавливающего порядок определения медико-социальной экспертизой степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья не на производстве, в настоящее время не имеется.

Из Обзора судебной практики Верховного Суда РФ №1 (2015) (утв. Президиумом ВС РФ 04.03.2015) следует, что отсутствие предписанного нормативным правовым актом механизма проведения учреждениями медико-социальной экспертизы исследования не может препятствовать осуществлению права инвалидов на возмещение вреда в виде утраченного заработка (дохода) и реализации вытекающих из положений п. 5 части третьей ст. 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прав на гарантируемые государством экономические меры, обеспечивающие инвалидам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности в виде определения утраты профессиональной трудоспособности учреждениями медико-социальной экспертизы.

При этом отсутствие специально разработанных правил освидетельствования указанными учреждениями пострадавших не на производстве не может ограничивать право заявителя на получение государственной услуги, результатом которой является определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, без которого невозможно получение им страхового возмещения в связи с повреждением здоровья в результате дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 ГПК РФ в данном случае подлежит применению ст. 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и нормы международного права о правах инвалидов, с учетом разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», согласно которым определение степени утраты профессиональной трудоспособности производится учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, а степени утраты общей трудоспособности - судебно-медицинской экспертизой в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения.

Ссылка ответчика на Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 №194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» не может быть принята судом. Указанный Приказ определяет медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека при производстве судебно-медицинской экспертизы в бюро судебно-медицинской экспертизы, на основании постановления лица, производящего дознание, следователя или определения суда (ст. 52 Федерального закона от 22 июля 1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»), что не соотносится с рассматриваемыми требованиями.

Исходя из изложенного, учитывая обстоятельства, в связи с которыми у истца возникла необходимость определения степени утраты профессиональной трудоспособности, суд находит, что исковые требования об обязании ответчика провести обследование истца Чагдуровой Т.М. и выдать заключение о степени утраты ею профессиональной трудоспособности с указанием периода и проценты утраты, без предоставления документов, подтверждающих факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чагдуровой Т. М. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации удовлетворить.

Обязать ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации провести обследование Чагдуровой Т. М. и выдать заключение о степени утраты ею профессиональной трудоспособности с указанием периода и процента утраты, без предоставления документов, подтверждающих факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья О.Е. Брянская