№ 2- 1642/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 марта 2014 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нурисламовой Р.Р.
при секретаре Избещук Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 Ликвидационной комиссии ГУ «БИЦОР» о взыскании заработной платы, денежной компенсации за неиспользованный отпуск и выходного пособия,
по заявлению ФИО4 о признании действий Ликвидационной комиссии ГУ «БИЦОР» незаконными,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО3 обратился в суд с иском к Ликвидационной комиссии ГУ «БИЦОР» и просил взыскать:
- за период с 18 марта 2011 года по 15 января 2014 года заработную плату в размере 898191 руб.
- за период с 01 декабря 1996 года по 01 декабря 2013 года денежную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 763776 руб.
- выходное пособие при увольнении в размере 27427 руб.
- по условиям прекращения действия контракта пособие в размере 49287 руб.
В обоснование указал, что он является директором и главным конструктором ГУ «БИЦОР». Контракт с ним от 22 марта 1994 года от имени собственникам подписан министром сельского хозяйства.
Кабинетом Министров РБ было издано распоряжение от 13 мая 2004 года №383-р о ликвидации ГУ БИЦОР. Для ликвидации ГУ БИЦОР была создана ликвидационная комиссия.
В соответствии со справкой Ликвидационной комиссии ГУ «БИЦОР» о назначении ему заработной платы и другим за период с 01 февраля 2009 года по 31 ноября 2009 года, его заработная плата за должность директора по 18 разряду и 0,5 ставки главного конструктора по 15 разряду составляет 13518 руб.
Однако в справке данные о его зарплате в 13518 руб. не соответствуют действительности.
ГУ «БИЦОР» является не только государственным учреждением, но и финансируемым из бюджета.
В письме Минфина РБ от 05 ноября 2013 года №21-05-845 указано, что для погашения долгов перед кредиторами ГУ «БИЦОР», Министерством финансов 01 ноября 2013 года открыт для ГУ «БИЦОР» лицевой счет получателя бюджетных средств.
Кроме того, контракт директора с Минсельхоз РБ заключен от имени собственниками, т.е. от имени Правительства РБ и поэтому ему полагается заработная плата из бюджета РБ.
С 23 марта 2008 года указом Президента РБ №УП-94 введена новая система оплаты труда работников государственных учреждений РБ, а 13 марта 2009 года вступил в силу Закон РБ «97-з от 27 февраля 2009 года «Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан», который распространяет свое действие не правоотношения с 01 января 2009 года.
Из указанных законодательных норм установлено, что заработная плата руководителей учреждений состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Размер должностного оклада руководителя учреждения определяется трудовым договором за исполнение трудовых (должностных) обязанностей, определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (постановление Правительства РБ от 12 февраля 2013 года № 37).
По приказу № 159 от 05 ноября 1992 года Минсельхоза РБ он назначен директором и главным конструктором «БИЦОР»
По трудовому договору (контракту) с ним, утвержденного распоряжением СМ РБ от 15 апреля 1993 года № 527-р, в разделе 4 указано «Установление должностного оклада ФИО4 производится в соответствии с «Временным положением об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий, утвержденным постановлением Президиума ВС и Совета Министров РБ от 17 февраля 1993 года № 62 с утверждением коэффициента 10,07». Этот коэффициент соответствует высшему тарифному разряду 18.
По штатному расписанию должность главного конструктора соответствует 15 разряду, он работал на 0,5 ставки.
Считает, что в соответствии с действующим законодательством ему полагается заработная плата за период с 18 марта 2011 года по 15 января 2014 года в размере 898191 руб., денежная компенсация за неиспользованный отпуск 763,776 руб., выходное пособие в размере 27427 руб., пособие при увольнении по условиям контракта в размере 49287 руб., всего 1738681 руб.
ФИО4 обратился в суд с заявлением о признании действий Ликвидационной комиссии ГУ «БИЦОР» незаконными, ссылаясь на то, что она является директором и главным конструктором ГУ «БИЦОР».
Постановлением Совета Министров РБ №300 от 28 августа 1992 года был образован ГУ «БИЦОР» при Министерстве сельского хозяйства РБ. По приказу №159 от 05 ноября 1992 года Минсельхоза РБ он назначен директором и главным конструктором.
Контракт с ним от 22 марта 1994 года от имени работодателя подписан министром сельского хозяйства.
Постановлением КМ №128 от 26 июня 1998 года ГУ «БИЦОР» передано из ведения Минсельхоза РБ в ведение ГУП «Башводмелиорации». Однако это постановление не было выполнено. Отсюда следует, что полномочиями на расторжение трудовых отношений с ним обладает лишь собственник ГУ «БИЦОР».
Кабинетом Министров РБ было издано распоряжение от 13 мая 2004 года №383-р о ликвидации ГУ «БИЦОР» (причина ликвидации и средства для ликвидации не указаны).
Для ликвидации ГУ «БИЦОР» была создана Ликвидационная комиссия во главе с председателем ФИО1
После очередного незаконного увольнения его председателем ФИО1 он был восстановлен на работе кассационным определением ВС РБ от 17 марта 2011 года, в связи с тем, что ФИО1 не мог расторгать с ним контракт. В то же время, по условиям контракта он может быть расторгнут по инициативе собственника ГУ «БИЦОР» (в соответствии с п.10) ст. 98 Конституции РБ – по инициативе правительства РБ.
11 декабря 2013 года он запросил у ликвидационной комиссии (приказ Минземимущества РБ №1293 от 21 июня 2013 года) о судьбе причитающихся ему выплат.
Из ответа ликвидационной комиссии от 24 декабря 2013 года он узнал, что заработная плата ему была начислена лишь до 25 декабря 2012 года (приказ Минземимущества РБ № 3069 от 25 декабря 2012 года о его увольнении).
Однако, в соответствии с кассационным определением ВС РБ от 17 марта 2011 года ликвидационная комиссия, которой предписывается производить ликвидацию в соответствии с законами РФ, при расчете причитающейся ему зарплаты не должна была учитывать приказ Минземимущества РБ №3069 от 25 декабря 2012 года об его увольнении, как изданный организацией, с которой он не находится в трудовых отношениях, т.е. не являющейся его работодателем, в многочисленными нарушениями трудового законодательства (нет его визы, не произведены расчеты в денежном выражении на день увольнения и пр.).
Ликвидационная комиссия, из-за учета в расчетах причитающихся ему выплат юридически не состоятельного документа, допустила нарушающее его материальное право (занижены суммы в расчете из-за сокращения период начисления) и создавшее препятствие к осуществлению им права на получение причитающихся ему сумм.
На основании изложенного просит признать осуществление расчета ликвидационной комиссией ГУ «БИЦОР» (действие) причитающихся ему сумм с использованием приказа Минземимущества РБ №3069 от 25 декабря 2012 года об увольнении незаконным действием, как действием, приведшим к снижению величины причитающихся сумм из-за учета в расчете оснований из приказа, изданного с многочисленными нарушениями трудового законодательства не имеющим на то право органом.
Определением суда от 28 марта 2014 года указанные выше гражданские дела были объединены в одно производство.
В судебном заседании истец ФИО4, его представитель (по устному ходатайству) ФИО5 исковые требования поддержали и просили удовлетворить их по основаниям, указанным в исковых заявлениях.
Представитель ответчика- ФИО6 (доверенность № 2 от 01 марта 2014 года) исковые требования ФИО4 не признал по основаниям, указанным в отзыве.
Представители третьего лица- Министерства земельных и имущественных отношений РБ ФИО2. (доверенность № РИ-29/25761 от 18 декабря 2013 года), ФИО3 (доверенность № РЯ-09/168 от 13 января 2013 года) в судебном заседании считают требования ФИО4 не подлежащими удовлетворению.
Исследовав и оценив материалы дела, выслушав участников процесса, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования истцов подлежат частичному удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ - обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 декабря 2010 года, вступившим в законную силу 17 марта 2011 года, установлено, что ГУ «БИЦОР» создано Постановлением Совета Министров Республики Башкортостан от 28 августа 1992 года №300 при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РБ, как государственное научно-исследовательское и конструкторско-проектное учреждение.
Согласно Уставу, утвержденному в октябре 1992 года, учредителем ГУ «БИЦОР» является Госкомимущество.
22 марта 1994 года ФИО4 был принят на работу в ГУ «БИЦОР» на должность директора и главного конструктора. С ним был заключен контракт Министром сельского хозяйства и продовольствия РБ, действующим от имени собственника.
ФИО7 11 июля 1997 года был принят на работу в ГУ «БИЦОР» на должность старшего научного сотрудника. ФИО5 11 июля 1997 года принята в ГУ «БИЦОР» на должность ведущего научного сотрудника. С указанными лицами также были заключены контракты, которые от имени ГУ «БИЦОР» были подписаны ФИО4
В соответствии с постановлением Кабинета Министров РБ №128 от 26 июня 1998 года ГУ «БИЦОР» передано из ведения Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ в ведение ГУП «Проектно-строительная эксплуатационное объединение «Башводмелиорация»».
ГУП «Башводмелиорация» ликвидировано. В отношении ГУП ПСЭО «Башводмелиорация» введена процедура банкротства по заявлению должника 29 февраля 2004 года, конкурсное производство завершено, о чем 29 марта 2006 года в ЕГРЮЛ внесена запись о завершении ликвидации юридического лица по решению суда.
Постановлением Кабинета Министров РБ от 26 июня 1998 года №128 ГУ «БИЦОР» из ведения Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ передано в ведение государственного унитарного предприятия.
13 мая 2004 года Правительством РБ было издано распоряжение № 383-р о ликвидации ГУ «БИЦОР». На Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан возложена обязанность назначить ликвидационную комиссию и совместно с ГУП «Башводмелиорация» обеспечить в соответствии с законодательством выполнение мероприятий по ликвидации ГУ «БИЦОР».
На основании приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 1125 от 14 декабря 2004 года была создана ликвидационная комиссия ГУ «БИЦОР», на которую возложена обязанность по проведению ликвидационных мероприятий. Председателем ликвидационной комиссии назначен ФИО1.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 751 от 03 октября 2005 года пункт 3 приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 1125 от 14 декабря 2004 года признан утратившим силу. В единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица 16 марта 2005 года, что подтверждается свидетельством о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц серии 02 № 003111329.
Также установлено, не оспаривается истцами Т-выми, что они 22 сентября 2009 года были уведомлены о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией предприятия.
Приказом председателя ликвидационной комиссии ГУ «БИЦОР» № 1 от 30 ноября 2009 года ФИО4 уволен в связи с принятием решения о ликвидации ГУ «БИЦОР» на основании п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ.
Приказом председателя ликвидационной комиссии ГУ «БИЦОР» № 2 от 30 ноября 2009 года ФИО7 уволен в связи с принятием решения о ликвидации ГУ «БИЦОР» на основании п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ.
Приказом председателя ликвидационной комиссии ГУ «БИЦОР» № 3 от 30 ноября 2009 года ФИО5 уволена в связи с принятием решения о ликвидации ГУ «БИЦОР» на основании п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ.
Указанным решением Октябрьского районного суда г.Уфы постановлено:
«отказать в удовлетворении исковых требований ФИО5, ФИО7 к Ликвидационной комиссии государственного учреждения «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» о признании приказов об увольнении незаконными, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
Восстановить ФИО4 в должности директора и главного конструктора Государственного учреждения «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» с 01 декабря 2009 года. Решение в части восстановления на работе ФИО4 подлежит немедленному исполнению».
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 09 июня 2011 года, вступившим в законную силу 05 июня 2012 года, постановлено:
«Взыскать с Государственного учреждения «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» в пользу ФИО4 заработную плату за время вынужденного прогула с 01 декабря 2009 года по 17 марта 2011 года в размере 212 601 ( двести двенадцать тысяч шестьсот один) рубль 03 коп.
Взыскать с Государственного учреждения «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» в пользу ФИО7 денежную компенсацию за неиспользованный отпуск за период с 01 декабря 1996 года по 30 ноября 2009 года в размере 78 878,80 руб. и выходное пособие при увольнении в размере 5 977,12 руб., всего 84 855 ( восемьдесят четыре тысячи восемьсот пятьдесят пять) рублей 92 коп.
Взыскать с Государственного учреждения «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» в пользу ФИО5 денежную компенсацию за неиспользованный отпуск за период с 01 декабря 1996 года по 30 ноября 2009 года в размере 231 428 руб. и выходное пособие при увольнении в размере 11 791,45 руб., всего 243 219 (двести сорок три тысячи двести девятнадцать) рублей 45 коп.
В остальной части исковых требований Тархановым отказать за необоснованностью.
Взыскать с Государственного учреждения «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» в доход государства госпошлину в сумме 8606 рублей 76 копеек».
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 383-р от 13 мая 2004 года принято решение о ликвидации ГУ «БИЦОР».
На основании приказа Минимущества РБ № 1125 от 14 декабря 2004 года создана ликвидационная комиссия, на которую возложена обязанность по проведению ликвидационных мероприятий. Приказом Минимущества РБ № 751 от 03 октября 2005 года п.3 приказа №1125 от 14 декабря 2004 года признан утратившим силу.
Трудовые отношения с ФИО4 прекращены в соответствии приказом Минземимущества РБ от 25 декабря 2012 года № 3069 по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией.
В соответствии со ст.84.1 ТК РФ с приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. В случае когда приказ (распоряжением) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производиться соответствующая запись.
В связи с отсутствием ФИО4 на рабочем месте, составлен акт от 25 декабря 2012 года о невозможности ознакомлении его с приказом об увольнении. Приказ Минземимущества РБ от 25 декабря 2012 года № 3069 направлен истцу по почте заказным письмом с уведомлением.
Следовательно, в соответствии с действующим трудовым законодательством о принятом приказе, об увольнении истец надлежащим образом уведомлен.
Кроме того, о предстоящем увольнении в соответствии с п.1 ст.81 ТК РФ истец был уведомлен 21 октября 2012 года, о чем составлен соответствующий акт.
Приказ № 3069 от 25 октября 2012 года об увольнении ФИО4 до настоящего времени не обжалован, доказательств об отмене или признании данного приказа недействительным, не представлено.
Решение Октябрьского районного суда г. Уфы от 09 июня 2011 года, вступившим в законную силу, в пользу ФИО4 взыскана с ГУ «БИЦОР» заработная плата за время вынужденного прогула с 01 декабря 2009 года по 17 марта 2011 года в размере 212601 руб.
Поскольку, в судебном заседании установлено, что за период с 18 марта 2011 года по 25 декабря 2012 года ФИО4 заработная плата не выплачивалась, данный факт ответчиком не оспаривается, то с ГУ «БЦИОР» надлежит взыскать в пользу ФИО4 заработную плату за указанным период, исходя из следующего расчета:
- заработная плата за март 2011 года – 8602,36 руб.
- заработная плата с апреля 2011 года по ноябрь 2012 года (13518 руб. х 20 месяцев) = 270360 руб.
В соответствии с запиской-расчетом №1 от 25 декабря 2012 года к приказу №3069 от 25 декабря 2012 года об увольнении ФИО4, его должностной оклад составляет 13518 руб. Указанная сумма не оспаривалась сторонами в суде.
- заработная плата за декабрь 2012 года – 10 943,14 руб.
Сумма заработной платы за период с 18 марта 2011 года по 25 декабря 2012 года составляет:
8602,36 руб. + 270360 руб. + 10943,14 руб. = 289905,50 руб.
Учитывая вышеизложенное, сумма заработной платы за период с 18 марта 2011 года по 25 декабря 2012 года, подлежащая взысканию с ответчика в пользу ФИО4 составляет 289905,50 руб.
В соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В силу ст. 178 Трудового кодекса РФ - при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
На основании ст. 127 и ст. 139 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В силу ст. 56 ГПК РФ - каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что истцу, при увольнении в нарушении ст.ст. 127, 140, 178 ТК РФ, не были выплачены выходное пособие при увольнении и компенсация за неиспользованный отпуск. Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами в суде, поэтому суд приходит к выводу о том, что подлежат частичному удовлетворению исковые требования ФИО4 о возложении на ответчика обязанности соблюдать требования ст.ст. 127, 140, 178 ТК РФ при их увольнении.
В соответствии с. ч. 1. ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.
Частью 2 ст. 115 ТК РФ - предусмотрены отпуска продолжительностью более 28 календарных дней, так называемые удлиненные основные отпуска, которые предоставляются работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.
Научным работникам учреждений (организаций), финансируемых из федерального бюджета, имеющим звание доктора наук, предоставляется отпуск 48 рабочих дней, кандидата наук - 36 рабочих дней (Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 949 "О ежегодных отпусках научных работников, имеющих ученую степень").
Так, согласно вышеназванного постановления Правительства РФ постановлено: предоставить право научным учреждениям (организациям), финансируемым из федерального бюджета, устанавливать ежегодный оплачиваемый отпуск научным работникам, имеющим ученую степень: доктора наук- 48 рабочих дней, кандидата наук - 36 рабочих дней. Указанные отпуска предоставляются научным работника, занимающим штатные должности, ученые степени по которым предусмотрены тарифно-квалификационными требованиями, согласованными и утвержденными в установленном порядке.
Принимая во внимание наличие у ФИО4 научной степени, оплачиваемый период с 01 декабря 1996 года по 25 декабря 2012 года, исходя из продолжительности отпуска 36 дней, составил 576 дней.
В соответствии со ст. 139 ТК РФ средний дневной заработок для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).
Период с 01 декабря 2011 года по 30 ноября 2012 года составляет 352,8 дней.
Всего заработок за указанный период 162216 руб. (13518 руб. х 12 мес.) с декабря 2011 года по ноябрь 2012 года.
Средний заработок за указанный период составил 459,8 руб. (162216 руб. / 352,80 руб.)
Сумма денежной компенсации ФИО4 за 16 отпусков общей продолжительностью 576 календарных дня составляет: 459,80 руб. х 576 дн. = 264842,45 руб.
Как установлено ранее, ФИО4 был уволен на основании п.1.ч.1 ст.81 ТК РФ, то он в соответствии со ст. 178 ТК РФ имеет право на выходное пособие при увольнении в размере среднего месячного заработка.
Оплачиваемый период: январь, февраль 2013 года (59 дней)
Расчетный период с 01 декабря 2011 года по 30 ноября 2012 года.
Всего дней 250.
Всего заработка 162216 руб.
Среднедневной заработок составил 162216 руб. / 250 дн. = 648,86 руб.
Следовательно, ФИО4 подлежит выплате выходное пособие в размере 38282,98 руб. (648,86 руб. х 59 дн.).
Далее, п.6.5 раздела 6 трудового контракта от 22 марта 1994 года, заключенного Министром сельского хозяйства и продовольствия РБ, действующим от имени собственника, и ФИО4, предусмотрено, что при условии расторжении контракта по уважительным причинам и выполнении его условий наряду с выплатами, предусмотренными действующим законодательством и Положений, ФИО4 выплачивается единовременное пособие в размере трехмесячного должностного оклада.
Ранее установлено, что средне месячный заработок ФИО4 составил 13 518 руб.
Таким образом, ФИО4 подлежит выплате единовременное пособие в размере трехмесячного должностного оклада в сумме 40554 руб. (13518 руб. х 3 мес.).
В отношении требований, заявленных ФИО4 о признании действий Ликвидационной комиссии ГУ «БИЦОР» незаконными, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных органов или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения, действия (бездействие, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Под действиями и решениями понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащиеся государственно-властное повелевание, предписание в отношении заявителя, которыми нарушены права и свободы заявителя.
По делам, возникающим из публичных правоотношений, заявитель не освобождается от обязанности доказать определенные обстоятельства, на заявителя возложена обязанность доказывания факта нарушения прав, свобод в результате принятия оспариваемого решения или в результате совершения оспариваемых действий.
Установлено, что ГУ «БИЦОР» создано в соответствии с постановлением Совета Министров РЬ от 28 августа 1992 года №300 «Об освоении и утилизации отходов органического происхождения» как государственное научно-исследовательское и кострукторско-проектное учрждение.
В соответствии с распоряжением Совета Министров РБ от 23 июня 1993 года №833-р Министерству сельского хозяйства и продовольствия РБ было поручено заключать контракты с руководителями подведомственных предприятий, организаций и учреждений.
До 1998 года ГУ «БИЦОР» находилось в ведении Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ, которым 22 марта 1994 года был заключен контракт с руководителем ГУ «БИЦОР» ФИО4 сроком на 5 лет.
Постановлением Кабинета Министров РБ от 26 июня 1998 года №128 ГУ «БИЦОР» передано из ведения Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ в ведение ГУП «Проектно-строительно-эксплуатационное объединение «Башводмелиорация»».
В результате прекращения деятельности ГУ «БИЦОР» по освоению технологии переработки органики была прекращена, распоряжением Правительства РБ от 13 мая 2004 года №383-р в отношении ГУ «БИЦОР» принято решение о ликвидации. Проект указанного распоряжения Правительства РБ был подготовлен Министерством сельского хозяйства РБ.
Указанным распоряжением Минимуществу РБ поручено создание ликвидационной комиссии и обеспечение совместно с ГУП «Башводмелиорация» выполнения мероприятий по ликвидации ГУ «БИЦОР».
ГУП «Башводмелиорация» 29 февраля 2004 года признано несостоятельным (банкротом) и 29 марта 2006 года в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации юридического лица по решению суда.
Приказом Минимущества РБ от 14 декабря 2004 года №1125 создана ликвидационная комиссия ГУ «БИЦОР». Председателем комиссии назначен ФИО1
Ликвидационные мероприятия осуществляются в рамках положений действующего гражданского законодательства. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
В ходе ликвидационных мероприятий ликвидационной комиссии были вручены вступившие в законную силу неисполненные судебные решения о взыскании с ГУ «БИЦОР» задолженности по выплатам заработной платы.
Учитывая отсутствие какой-либо деятельности у предприятия, рост кредиторской задолженности ликвидационной комиссией дважды расторгались трудовые отношения с ФИО4
Основанием для увольнения работников п.1 ст. 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, т.е. решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном порядке (п.28 Постановления Пленума ВС РФ №2 от 17 марта 2004 года).
Решением Кировского районного суда г. Уфы от 16 января 2006 года и кассационным определением Верховного суда РБ от 17 марта 2011 года увольнение было признано незаконным, и ФИО4 был восстановлен на работе в должности директора ГУ «БИЦОР».
В числе причин послуживших основанием восстановления ФИО4 на работе, являлось отсутствие полномочий у ликвидационной комиссии по расторжению вышеназванного контракта.
В Министерство сельского хозяйства РБ было направлено обращение о принятии мер по расторжению заключенного контракта от 22 марта 1994 года. Минсельхоз РБ в своем ответе сообщило об отсутствии правовых оснований для понуждения министерства расторгнуть указанный контракт.
Согласно Уставу, утвержденному в октябре 1992 года, учредителем ГУ «БИЦОР» является Госкомимущество Республики Башкортостан.
Учредители или орган, принявшие решение о ликвидации, должны назначить ликвидационную комиссию и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с требованиями гражданского законодательства (п.2 ст. 62 ГК РФ). С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению юридическим лицом, в том числе вопросами высвобождения работников (п.3 ст. 62 ГК РФ).
В соответствии с п.2 ст. 278 ТК РФ трудовой договор с руководителем организации в любое время может быть расторгнут в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора.
В соответствии с положением «О Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан», утвержденным Указом Президента РБ от 12 июля 2007 года № УП-335, министерство является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства.
В соответствии с положением об осуществлении государственными органами Республики Башкортостан функций и полномочий учредителя государственного бюджетного учреждения РБ, утвержденного постановлением Правительства РБ от 12 августа 2011 года №280, функции и полномочия по назначению руководителя бюджетного учреждения и прекращение его полномочий от имени Республики Башкортостан осуществляются Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
С учетом указанной норм закона единственным учредителем ГУ «БИЦОР» - Минземимуществом РБ, как собственником имущества учреждения, после ознакомления с уведомлением о предстоящей увольнении от 15 октября 2012 года №РИ-29/19076, был издан приказ об освобождении ФИО4 от должности директора и главного конструктора учреждения от 25 декабря 2012 года №3069.
Кроме того, следует отметить, что истец ФИО4 приказ об увольнении №3069 от 25 декабря 2012 года в установленном законе порядке не обжаловал.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
Согласно п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Однако, в соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Способы защиты гражданских прав установлены ст. 12 Гражданского кодекса РФ, признание недействительным выставленного счета на оплату коммунальных платежей не входит в указанный перечень.
Таким образом, судебная защита прав допускается только в случае их нарушения. При таких обстоятельствах требование ФИО4 о признании осуществленного расчета ликвидационной комиссией ГУ «БИЦОР» (действие) причитающихся сумм с использованием приказа Минземимущества РБ №3069 от 25 декабря 2012 года об увольнении незаконным действием, как действием, приведшим к снижению величины причитающихся сумм из-за учета в расчете оснований из приказа, изданного с многочисленными нарушениями трудового законодательства не имеющим на то право органом, не может быть удовлетворено в судебном порядке, поскольку приказ №3069 от 25 декабря 2012 года никем не оспаривается, недействительным не признано.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО4 о признании действий Ликвидационной комиссии ГУ «БИЦОР» незаконными являются необоснованными и поэтому не подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Так как истец при подаче иска был освобожден от уплаты госпошлины, то с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 9835,85 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление ФИО4 к Ликвидационной комиссии ГУ «БИЦОР» о взыскании заработной платы, денежной компенсации за неиспользованный отпуск и выходного пособия,
заявлением ФИО4 о признании действий Ликвидационной комиссии ГУ «БИЦОР» незаконными, удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» в пользу ФИО4:
- заработную плату за период с 18 марта 2011 года по 25 декабря 2012 года в размере 289905,50 руб.
- денежную компенсацию за неиспользованных 16 отпусков общей продолжительностью 576 календарных дня в размере 264842,45 руб.
- выходное пособие при увольнении в размере 38282,98 руб.
- единовременное пособие в размере трехмесячного должностного оклада в размере 40554 руб.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» в доход государства госпошлину в размере 9835,85 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд города Уфы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Р.Р. Нурисламова