НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан) от 20.05.2021 № 2-2676/2021

2-2676/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2021 года город Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Гибадатова У.И.,

при секретаре Шевченко Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании незаконным приказа о привлечении к материальной ответственности и удержании из заработной платы денежных средств, признании незаконным заключения проверки по определению размера ущерба,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании незаконным приказа о привлечении к материальной ответственности и удержании из заработной платы денежных средств, признании незаконным заключения проверки по определению размера ущерба.

В обоснование указал, что на основании приказа министра внутренних дел от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 привлечен к материальной ответственности в размере одного среднемесячного денежного довольствия - 72 628,00 рублей. Обозначенную сумму этим же приказом постановлено удерживать ежемесячно, с заработной платы, в размере, не превышающем 20% (приложение 2).

Приказ вынесен в соответствии с заключением служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (приложение 3).

Истец с приказом ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

С приказом от ДД.ММ.ГГГГ не согласен, полагает его подлежащим отмене, так же не согласен с заключением служебной проверки, считает, что оно вынесено с нарушениями действующего законодательства.

Нарушение трудового законодательства (в отношении приказа )

Согласно заключению служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ размер ущерба, причиненного МВД по РБ составляет 5 805 492,00 рубля.

Как усматривается из заключения от ДД.ММ.ГГГГ, сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию, превышает его среднемесячный заработок (72 628,00 рублей) и составляет 5 805 492,00 рубля. ФИО2 не давал добровольного согласия возместить причиненный работодателю ущерб.

Таким образом, приказ о взыскании и удержании с заработной платы ФИО2 ущерба, является незаконным.

Нарушение законодательства при вынесении заключения № от ДД.ММ.ГГГГ.

Осуществление служебных проверок в системе МВД РФ регламентируется ст. 52 ФЗ от 30.11.2011 года № 342-ФЭ «О службе в органах внутренних дел РФ..» и Приказом МВД РФ от 26.03.2013 года № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД РФ» (далее по тексту - Порядок).

Указанными актами установлены сроки проведения служебных проверок и оформления их результатов.

Так, согласно п. 15 Порядка, решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения руководителем информации, являющейся основанием для ее проведения. Служебная проверка должна быть завершена не позднее, чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении - ч.4 ст. 52 ФЗ №342, п. 16 Порядка.

Распоряжение о создании комиссии для проведения проверки по определению размера ущерба было издано министром МВД по РБ ДД.ММ.ГГГГ (приложение 4).

ДД.ММ.ГГГГ министром МВД по РБ было утверждено заключение служебной проверки по определению ущерба, причиненного МВД по РБ (приложение 5), согласно которого размер ущерба был определен 6 193 308,00 рублей, так же установлены лица, виновные в причинении ущерба, в том числе истец ФИО2

ДД.ММ.ГГГГ министром МВД по РБ было утверждено заключение служебной проверки по определению ущерба, причиненного МВД по РБ (приложение 5), согласно которого размер ущерба был определен в 5 988 048,00 рублей, среди установленных данным заключением лиц, виновных в причинении ущерба, ФИО2 отсутствовал.

ДД.ММ.ГГГГ министром МВД по РБ было утверждено заключение служебной проверки по определению ущерба, причиненного МВД по РБ (обжалуемое, приложение 3), согласно которого размер ущерба составил 5 805 492,00 рубля, ФИО2 признан в качестве одного из лиц, виновных в причинении ущерба.

Все три заключения подписаны одним и тем же составом комиссии.

Приведенные выше законодательные акты о проведении служебных проверок в системе МВД не содержат положений, предусматривающих проведение дополнительных, повторных или уточняющих служебных проверок по одному и тому же основанию, и в нарушение срока, установленного п. 16 Порядка, ст. 52 ФЗ №342.

На основании изложенного просит

- признать незаконным приказ министра МВД по РБ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к материальной ответственности ФИО1 и удержании из его заработной платы денежных средств.

- признать незаконным заключение проверки по определению размера ущерба, причиненного МВД по РБ , утвержденного министром МВД по РБ ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца поддержал иск полностью и просил удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился и просил отказать в удовлетворении.

Истец на судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса и с учетом требований статьи 154 названного Закона – сроков рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Сведения о времени и месте судебного разбирательства заблаговременно были размещены на официальном сайте Октябрьского районного суда Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материальны настоящего гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ( далее - Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 47 ФЗ РФ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона N 342-ФЗ, нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Статьей 50 указанного Федерального закона, предусмотрено наложение дисциплинарного взыскания на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе, в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

Порядок проведения служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел предусмотрен в ст. 52 Федерального закона N 342-ФЗ.

В силу п. 40 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года N 1377, дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства.

Исходя из бремени доказывания именно на ответчике лежит обязанность доказать наличие законного основания для применения к истцу дисциплинарного взыскания и соблюдения установленного порядка привлечения к дисциплинарной ответственности. Работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

Установлено и подтверждается материалами дела, что в 2019 году по вине сотрудников УВМ МВД по РБ были выданы паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, сроком действия на 5 лет с нарушением действующего законодательства.

Выданные с нарушением заграничные паспорта были признаны недействительными и подлежали замене, что повлекло причинение ущерба МВД по РБ.

По результатам проверки МВД по РБ было принято решение о привлечении бывшего начальника УВМ МВД по РБ подполковника полиции ФИО3, заместителя начальника УВМ МВД по РБ полковника полиции ФИО4, бывшего начальника ОРГ РФ УВМ МВД по РБ подполковника полиции ФИО5 к материальной ответственности в размере одного среднего месячного заработка в соответствии со ст. 241 ТК РФ.

Заместитель начальника ОРГ РФ УВМ МВД по РБ подполковник полиции ФИО2 к материальной ответственности привлечен не был, так как приказ о привлечении его к дисциплинарной ответственности обжалован им в <данные изъяты> районный суд г. Уфы.

ДД.ММ.ГГГГ решением <данные изъяты> районного суда г. Уфы в удовлетворении исковых требований о признании заключения служебной проверки незаконным и отмене приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания ФИО2 было отказано (апелляционным определением Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ решение <данные изъяты> районного суда г. Уфы оставлено без изменения, определением Шестого кассационного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение <данные изъяты> районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменения).

Решением <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ были установлены следующие обстоятельства.

Согласно пунктов 3.22, 3.30 должностной инструкции заместителя начальника отдела по работе с гражданами Российской Федерации УВМ МВД по Республике Башкортостан ФИО2, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ врио начальника УВМ МВД по Республике Башкортостан, с которым он был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, следует, что он обязан оказывать практическую и методическую помощь отделам (отделениям) по вопросам миграции территориальных органов внутренних дел Республики Башкортостан по линии оформления паспортно-визовых документов и осуществлять контроль за своевременным и качественным исполнением сотрудниками, оказывающими государственные услуги, возложенных на них обязанностей.

В соответствии с пунктом 4.1 вышеуказанной должностной инструкции ФИО2 несет персональную ответственность за качество предоставления государственных услуг и обеспечение их доступности, за нарушение показателей по сокращению времени ожидания в очереди при обращении в соответствующее структурное подразделение до 15 минут, установленных подпунктом «д» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07,05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы управления».

Распоряжение МВД Республики Башкортостан от 29.12.2018 № 6/17850 «Об организации предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации сроком действия 5 лет», которым указанные полномочия были возложены на ряд территориальных органов внутренних дел республики, было принято до назначения ФИО2 на должность заместителя начальника отдела по работе с гражданами Российской Федерации УВМ МВД по Республике Башкортостан.

Однако, распоряжение МВД Республики Башкортостан от 07.05.2019 №6/3-7818 «Об организации предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации сроком действия на 5 лет» было принято в период исполнения ФИО2 обязанностей по должности заместителя начальника отдела по работе с гражданами Российской Федерации УВМ МВД по <адрес>.

В соответствии с требованиями приказа МВД России от 01.12.2016 №783дсп «О порядке использования и выведения из обращения печати для основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и печати для паспортно- визовых документов» приказами руководителей территориальных органов МВД России на региональном уровне за подразделениями по вопросам миграции закрепляются номера печатей для основного документа и для паспортно-визовых документов. Приложениями к приказу установлены описания изображений оттисков вышеуказанных печатей.

Пунктом 156.9 Административного регламента, утверждённого приказом МВД России от 16.11.2017 № 864, установлено, что в реквизите «Орган, выдавший документ» на русском языке указывается «МВД» и номер печати «Для паспортно-визовых документов», например: «МВД 6789».

Приказ МВД по Республике Башкортостан о закреплении номеров печатей для паспортно-визовых документов за территориальными ОВД не издавался, в ГУВМ МВД России не направлялся, необходимые печати для оформления паспортно-визовых документов изготовлены не были.

В связи с чем, после наделения полномочиями территориальных органов внутренних дел республики, в том числе и в период исполнения ФИО2 обязанностей по должности заместителя начальника отдела по работе с гражданами Российской Федерации УВМ МВД по Республике Башкортостан, территориальными органами внутренних дел республики в паспортах граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, проставлялись номера печатей, предназначенных для проставления в паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Указанные обстоятельства также подтверждены показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО4, ФИО6, ФИО7

Таким образом, довод ФИО2 о том, что он не является прямым руководителем территориальных органов внутренних дел республики и не осуществляет контроль за исполнением их функций, опровергнут судом.

Доводы ФИО2 о его не ознакомлении под роспись с Приказом МВД России от 01.12.2016 №783дсп, а также с распоряжением МВД по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, судом отклонены, поскольку сам по себе указанный факт не является основанием для неисполнения возложенных на него должностных обязанностей.

О наделении полномочиями территориальных органов внутренних дел республики по оформлению и выдаче загранпаспортов ФИО2 было известно, что им не отрицается.

Требования к оформлению указанных паспортов, установленных нормативными документами ему были также известны, что подтверждается в том числе и его доводами о том, что в отделе по работе с гражданами Российской Федерации УВМ МВД по Республике Башкортостан, где ФИО2 является одним из руководителей, работа по оформлению и выдаче загранпаспортов сроком на 5 лет велась по 4-х значному коду, присвоенному ГУВМ МВД России, без каких-либо нарушений в их оформлении.

Кроме того, осуществляя выездные проверки территориальных органов внутренних дел республики по вопросам миграции по линии оказания государственных услуг по оформлению и выдаче заграничных паспортов ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела по работе с гражданами Российской Федерации УВМ МВД по Республике Башкортостан подполковником полиции ФИО2 о нарушениях в части проставления территориальными органами внутренних дел республики номеров печатей, предназначенных для проставления в паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации не было сообщено.

Указанные в судебном решении обстоятельства в ходе проведения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ и служебной проверки по определению вреда (ущерба) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 не признавались и отрицались.

Опрошенный в ходе настоящей проверки бывший заместитель начальника отдела по работе с гражданами РФ УВМ МВД по РБ подполковник полиции ФИО2 пояснил, что ранее он давал объяснение в рамках служебной проверки по определению размера вреда (ущерба) от ДД.ММ.ГГГГг. Дополнений к ранее данному объяснению он не имеет. ФИО2 отрицает свое участие в работе по передаче территориальным органам МВД по РБ полномочий по предоставлению государственной услуги по выдаче заграничных паспортов гражданам РФ сроком действия 5 лет.

В соответствии с п.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В связи с тем, что в ходе рассмотрения иска ФИО2 в <данные изъяты> районном суде дело установлены дополнительные обстоятельства, свидетельствующие о причастности ФИО2 в причинении МВД по РБ материального ущерба, подполковник полиции ФИО2 за причинение МВД по РБ материального ущерба был привлечен к материальной ответственности в пределах среднего месячного денежного довольствия (приказ МВД по РБ от 30.12.2020 №904).

В соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 30.11.2011 г.№342- ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством

Частью первой статьи 238 Трудового кодекса РФ установлена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (часть вторая статьи 238 Трудового кодекса РФ)

В соответствии со ст. 241 Трудового кодекса РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

ДД.ММ.ГГГГ МВД по РБ была создана комиссия для проведения проверки по определению ущерба, причиненного МВД по РБ в результате нарушений в оформлении заграничных паспортов.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 по факту причинения МВД по РБ ущерба было дано объяснение.

ДД.ММ.ГГГГ Министром внутренних дел по Республике Башкортостан утверждено заключение проверки по определению размера вреда, причиненного в результате оформления заграничных паспортов с нарушениями.

Приказом МВД по РБ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 привлечен к материальной ответственности в счет частичного возмещения материального ущерба, причиненного МВД по РБ в размере среднемесячного денежного довольствия в сумме 72 628,00 руб.

Анализируя имеющееся в материалах дела доказательства, а также приведенные положения законодательства, суд разрешая дело по существу, и отказывая в удовлетворении исковых требований, исходит из того, что привлечение ФИО1 к материальной ответственности в соответствии с приказом МВД по РБ от ДД.ММ.ГГГГ в размере среднего месячного заработка произведено в соответствии с действующим законодательством, процедура привлечения не нарушена.

Руководствуясь ст.ст. 194,197,198 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении исковые требования ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании незаконным приказа о привлечении к материальной ответственности и удержании из заработной платы денежных.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме, через Октябрьский районный суд г. Уфы.

Председательствующий судья Гибадатов У.И.