Дело №2а-3491/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 июля 2018г. У фа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сунгатуллина А.Ю.,
при секретаре Миграновой Р.К.,
с участием заведующей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №55 городского округа г.Уфа РБ Мануиловой Т.И., представителя заинтересованного лица Управления образования Администрации ГО г. Уфа – Аминевой Г.М. по доверенности № 01- 19/ 03 от 09.01.2018г., заинтересованного лица Гасан О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №55 городского округа г.Уфа РБ к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан, Главному государственному инспектору труда Фамутдиновой М.Э. о признании незаконным и отмене предписания Главного государственного инспектора труда
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №55 городского округа г.Уфа РБ обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан, указав, что по результатам проверки (на основании письма коллектива), проводимой Главным государственным инспектором труда Фамутдиновой М.Э. Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан был составлен Акт проверки и выдано предписание №2/12-217 – 18 – И / 71 / 3128 от 08 февраля 2018 года об устранении выявленных нарушений, а именно: п.1 «начислить и произвести работникам доплату за перенаполняемость групп в 2017г., ч. 1 ст. 151 ТК РФ».
С данным предписанием она не согласна, так как: проектная мощность МБДОУ Детский сад №55 составляет 8 групп в количестве 228 детей, списочная численность детей (согласно отчету 85-к) в 2017 году составила 399 человек. Фактическая среднегодовая посещаемость детей без учета летних месяцев составила 245 человек. То есть процент посещаемости воспитанников от списочного состава составил – 61, 5 %. Таким образом, факт переполнения детей в группах за проверяемый период был не обоснован и не подтвержден (справка о посещаемости детей прилагается).
Оплата труда педагогического персонала МВДОУ Детский сад №55 городского округа город Уфа РБ производится за счет средств республиканского бюджета по разделу 0701» Дошкольное образование», по главе 775 «Управление образования Администрации ГО город Уфа РБ». Оплата груда педагогических работников начисляется согласно всех действующих нормативных документов.
Начисление и выплата заработной платы педагогическим работникам производится согласно утвержденного штатного расписания, на основании приказов заведующего и данных табелей учёта рабочего времени.
В 2017 году на оплату труда педагогическим работникам по статье 211 «Оплата труда» произведены кассовые расходы в сумме 4 830 524, 83 рублей, по статье 213 «Начисление на оплату труда» произведены расходы в сумме 1 559 713, 80 руб.
В фонд заработной платы педагогического персонала входят следующие выплаты: оклад: компенсационные выплаты (районный коэффициент); стимулирующие выплаты (категория, стаж, высшее образование, звание); иные стимулирующие выплаты, предусмотренные из экономии фонда заработной платы.
Иные стимулирующие выплаты подразумевают под собой доплату к заработной плате за выполнение критериев результативности, качества профессиональной деятельности, увеличение объемов работы педагогического персонала. Критерии определены протоколом, в котором предусмотрена бальная система оплаты труда. За проверяемый период, т.е. за 2017 год, от сотрудников МАДОУ Детский сад №55 не поступало заявлений о доплате за превышение фактического количества воспитанников в группе, следовательно, эта доплата не вошла в стимулирующую выплату.
Согласно приказов №54-ф/х-д от 25.08.2017г., №88-ф/х-д от 22.12.2017г. педагогическим работникам были выплачены иные выплаты стимулирующего характера. Таким образом, субсидии, предусмотренные на выплату заработной платы и отчислений педагогических работников МАДОУ Детский сад №55 в 2017 году использованы по целевому назначению и в полном объеме. Возможность дополнительных выплат за 2017 год не предусмотрена. Вопрос является спорным.
Постановление Республики Башкортостан от 05.05.2015 года №148 «О нормативах финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях Республики Башкортостан» представляет собой гарантированную стандартную стоимость образовательной услуги, предоставляемой за счет бюджета Республики Башкортостан, данное постановление не устанавливает оклад сотрудника, следовательно этот норматив никак не должен влиять на заработную плату отдельного сотрудника. Согласно трудовым договорам 1 ставка подразумевает под собой занятость работника 36 часов в неделю и оплату заработной платы в полном объеме.
Государственная инспекция труда выставляет требование произвести доплату воспитателям за увеличение объема работ (перенаполняемость). Таким образом, если учреждение дошкольного образования будет доплачивать за «перенаполняемость» групп, то соответственно за уменьшение детей в группах должно быть произведено удержание из заработной платы работников. Исходя из вышеизложенного, выводы инспектора труда являются незаконными и необоснованными.
Административный истец просит: признать незаконным и отменить пункт 1 Предписания №2/12-217 – 18 – И / 71 / 3128 от 08 февраля 2018 года, вынесенного Главным государственным инспектором труда Фамутдиновой М.Э. «произвести доплату воспитателям за увеличение объема работы («перенаполняемость») с января 2017 года в соответствии с ч.1 ст.60.2, ст. 151 ТК РФ.
В ходе судебного разбирательства определениями суда к участию в деле привлечены: в качестве административного ответчика – Главный государственный инспектор труда Фамутдинова Маргарита Эдуардовна в качества заинтересованных лиц - воспитатели Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №55 городского округа г.Уфа РБ: Могильникова Д.Р., Семенова Н.В., Фаткуллина О.А., Нафикова И.Ф., Гайнутдинова Д.Р., Давлетшина Э.Р., Локтионова И.В., Хисматуллина К.А., Фархутдинова Л.Р., Сафина Р.Х., Тимиршина А.К., Ахтямова А.Р., Сайфуллина А.Р., Муртазина Н.Х., Вагапова Л.И., Смольникова О.Н., Шарипова Н.Н., Ажбиева Ж.Г., Протасова О.А., М., Куркуш Е.В., Хасанова Г.Д. надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела по существу в судебное заседание не явились.
Представитель административного истца - заведующая Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №55 городского округа г.Уфа РБ Мануилова Т.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, просит их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления образования Администрации ГО г. Уфа – Аминева Г.М. в удовлетворении исковых требований не возражала.
Заинтересованное лица Гасан О.М. просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель административного ответчика государственной инспекции труда в Республике Башкортостан, главный государственный инспектор труда Фамутдинова М.Э. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании Фамутдинова М.Э. возражала, просила в иске отказать в полном объеме.
Информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда города Уфы РБ (www.oktiabrsky.bkr.sudrf.ru.) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд в соответствии с ст. 150, ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96, принимая во внимание, что в деле имеются доказательства о получении уведомления на судебные заседания, а также размещение на сайте суда и отсутствии ходатайства об отсутствии возможности использования информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства обладающие юридической силой, суд приходит к следующему.
На основании ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица., государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу абз.6 ч. ст.357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового закона, нормативных правовых актов, содержащих трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям с предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
Судом в судебном заседании установлено, что на оснований обращения воспитателей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №55 городского округа г.Уфа РБ Государственной инспекцией труда в Республике Башкортостан проведена проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой 22.01.2018 выдано предписание №7-5703-17-ОБ/3231 /16/3 об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Пунктом 1 предписания на работодателя возложена обязанность в срок до 05.02.2018г. произвести доплату воспитателям за увеличение объема работу («перенаполняемость») с января 2017 года в соответствии ст.60.2, ст. 151 ТК РФ.
В соответствии со ст.381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В силу ст.382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
Как следует из содержания заявления педагогического коллектива МБДОУ детский сад №55, заявители просили провести проверку по факту недоплаты заработной платы.
Возражая против этих требований, в судебном заседании представитель МБДОУ детский сад №55 ссылался на отсутствие экономии фонда оплаты труда, несоблюдение условий для доплаты за совмещение.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии индивидуального трудового спора по вопросу оплаты за выполнение дополнительной работы, подлежащего рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.
Обязав работодателя произвести работникам выплаты, инспекция труда не имея на то полномочий, оспариваемым пунктом 1 предписания фактически разрешила индивидуальный трудовой спор, что противоречит приведенным нормам трудового законодательства.
В этой связи предписание №7-5703-17-ОБ/3231/16/3 от 27 71 - подлежит признанию незаконным и отмене, как вынесенное за пределами полномочий Государственной инспекции труда.
Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №55 городского округа г.Уфа РБ к государственной инспекции труда в Республике Башкортостан, главному государственному инспектору труда Фамутдиновой Маргарите Эдуардовне о признании незаконным и отмене предписания Главного государственного инспектора труда удовлетворить.
Признать незаконным и отменить пункт 1 Предписания №2/12-217 – 18 – И/71/3128 от 08 февраля 2018 года об устранении выявленных нарушений, а именно: п. 1 «начислить и произвести работникам доплату за перенаполняемость групп в 2017г., ч. 1 ст. 151 ТК РФ», вынесенного главным государственным инспектором труда Фамутдиновой М.Э..
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Сунгатуллин А.Ю.