НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан) от 18.05.2022 № 2-2223/2022

УИД 03RS0005-01-2022-002574-87

дело № 2-2223/2022

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

18 мая 2022 года город Уфа

Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Проскуряковой Ю.В.,

при секретаре Аиткужиной Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трухачёва ФИО1, Трухачёвой ФИО2 к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о предоставлении жилья взамен аварийного,

установил:

Трухачёв Д.Г., Трухачёва О.В. обратились в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа РБ о предоставлении жилья взамен аварийного.

В обоснование исковых требований указано, что 26 октября 2018 года истцы на основании договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств приобрели в собственность двухкомнатную квартиру общей площадью 49,5 кв.м. (53,7 кв.м. с учетом летних помещений), расположенную в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, ул.<адрес>. 25 октября 2018 года истцы заключили кредитный договор с банком ПАО «ВТБ». Для целей ипотечной сделки на приобретаемую квартиру составлен отчет ООО «Консалт» от 17 октября 2018 года об оценке квартиры для определения ее рыночной и ликвидационной стоимостей, согласно которому в описании здания, подъезда указано: здание не является аварийным/ветхим; дом не значится в списках на снос, реконструкцию, капитальный ремонт, - в связи с чем истцам выдан ипотечный кредит для приобретения предмета ипотеки. 1 октября 2018 года постановлением Администрации городского округа г. Уфа РБ № «О признании многоквартирного <адрес> по ул.<адрес> в части подъездов в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан аварийным и подлежащим сносу», жилое помещение истца находится в указанных подъездах. 11 ноября 2019 года Администрацией городского округа г. Уфа РБ вынесено распоряжение № «В целях обеспечения мероприятий по переселению граждан из жилого дома по ул.<адрес> (подъезды , ) во исполнение Республиканской адресной инвестиционной программы на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной Правительством Республики Башкортостан от 28.12.2018 -р». 10 июля 2020 года Администрация городского округа г. Уфа РБ известила жильцов подъездов вышеуказанного дома о принятом решении «Об изъятии земельного участка и жилых помещений у землепользователей, проживающих в жилом <адрес> по ул.<адрес> в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан», и выселении граждан из жилого помещения в установленном законом порядке, проживающих по договорам социального найма в жилом <адрес> по ул.<адрес> с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма и переданных в муниципальную собственность. Во исполнение постановлений Администрации городского округа г. Уфа РБ от 1 октября 2018 года , от 20 июня 2019 года , решения Октябрьского районного суда г.Уфы РБ от 14 ноября 2018 года, вступившего в законную силу 25 марта 2019 года по делу №2а-6134/2018, распоряжения Правительства РБ от 18 марта 2019 года -р «О внесении изменений в Республиканскую адресную инвестиционную программу на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», в соответствии с ч.8 ст.32 ЖК РФ стороны производят мену жилых помещений, в связи с изъятием жилого помещения признанного непригодным для проживания. В связи с чем, начиная с 7 февраля 2022 года МБУ «Служба сноса и расселения городского округа город Уфа» приступила к приглашениям жильцов аварийного дома для оформления документов и осмотра жильцами приобретаемых квартир в целях последующего их переселения из аварийного дома в благоустроенные равноценные жилые помещения по адресу: г.Уфа, ул.<адрес>. 8 февраля 2022 года в ходе телефонного разговора с представителем МБУ «Служба сноса и расселения городского округа город Уфа» истцам сообщено о том, что в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», обеспечение жилищных прав истцом может быть произведено путем выкупа аварийного жилого помещения в размере возмещения за изымаемое жилое помещение, не превышающем стоимости данного жилого помещения, за которую оно приобретено, на основании ст.32 ЖК РФ с учетом дополнения частью 8.2. В связи с чем 10 февраля 2022 года истцами в адрес МБУ «Служба сноса и расселения городского округа город Уфа» направлено заявление о предоставлении альтернативного благоустроенного жилого помещения взамен аварийного. 22 февраля 2022 года получен письменный отказ МБУ «Служба сноса и расселения городского округа город Уфа» в предоставлении истцам другого благоустроенного равноценного жилого помещения взамен аварийного. Истцы считают отказ незаконным, поскольку нуждаются в предоставлении альтернативного благоустроенного жилого помещения взамен аварийного, так как данная квартира является для них единственным жильем; в квартире прописан несовершеннолетний ребенок Трухачёва Е.Д., 23 сентября 2010 года рождения; начиная с ноября 2018 года по настоящее время истцы исправно оплачивают коммунальные услуги за квартиру; ввиду того, что реестр аварийного жилья в открытом доступе у региональных и муниципальных властей не ведется, истцы не обладали сведениями об аварийности дома при приобретении квартиры; истцы приобрели квартиру, действуя добросовестно и были праве рассчитывать на защиту своего права; Республиканская адресная инвестиционная программа утверждена 28 декабря 2018 года; положения ч.8.2 ст.32 ЖК РФ введена 27 декабря 2019 года и не распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Просит суд: обязать Администрацию городского округа г. Уфа РБ в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, предоставить истцам по договору социального найма альтернативное благоустроенное жилое помещение не менее 49,5 кв. (53,7 кв.м. с учетом летних помещений) взамен аварийного.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО Банк «ВТБ», Отдел опеки, попечительства и взаимодействия с медицинскими учреждениями Администрации городского округа г.Уфа РБ.

Истцы Трухачёв Д.Г. и Трухачёва Е.Д. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просила удовлетворить по приведенным в иске доводам и основаниям.

Представитель ответчика Администрации ГО г.Уфа РБ Ягудина А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, в удовлетворении просила отказать ввиду необоснованности.

Представители третьих лиц МБУ «Служба сноса и расселения» ГО г.Уфа РБ, ПАО Банк «ВТБ», Отдела опеки, попечительства и взаимодействия с медицинскими учреждениями Администрации городского округа г.Уфа РБ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дне, времени и месте слушания дела. На основании положений ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что 26 октября 2018 года истцы на основании договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств приобрели в собственность двухкомнатную квартиру общей площадью 49,5 кв.м. (53,7 кв.м. с учетом летних помещений), расположенную в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, ул.<адрес>.

25 октября 2018 года истцы заключили кредитный договор с банком ПАО «ВТБ».

Для целей ипотечной сделки на приобретаемую квартиру составлен отчет ООО «Консалт» от 17 октября 2018 года об оценке квартиры для определения ее рыночной и ликвидационной стоимостей, согласно которому в описании здания, подъезда указано: здание не является аварийным/ветхим; дом не значится в списках на снос, реконструкцию, капитальный ремонт, - в связи с чем истцам выдан ипотечный кредит для приобретения предмета ипотеки.

Согласно справке МУП ЕРКЦ ГО г.Уфа РБ от 10 февраля 2022 года Трухачёв Д.Г., Трухачёва О.В. и несовершеннолетняя Трухачёва Е.Д. зарегистрированы по адресу: <адрес>, ул.<адрес>, с 13 ноября 2018 года.

1 октября 2018 года постановлением Администрации городского округа г. Уфа РБ «О признании многоквартирного <адрес> по ул.<адрес> в части подъездов в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан аварийным и подлежащим сносу», жилое помещение истца находится в указанных подъездах.

11 ноября 2019 года Администрацией городского округа г. Уфа РБ вынесено распоряжение -р «В целях обеспечения мероприятий по переселению граждан из жилого дома по ул.<адрес> (подъезды , ) во исполнение Республиканской адресной инвестиционной программы на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной Правительством Республики Башкортостан от 28.12.2018 -р».

10 июля 2020 года Администрация городского округа г. Уфа РБ известила жильцов подъездов вышеуказанного дома о принятом решении «Об изъятии земельного участка и жилых помещений у землепользователей, проживающих в жилом <адрес> по ул.<адрес> в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан», и выселении граждан из жилого помещения в установленном законом порядке, проживающих по договорам социального найма в жилом <адрес> по ул.<адрес> с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма и переданных в муниципальную собственность.

10 февраля 2022 года Трухачёв Д.Г. обратился в МБУ «Служба сноса и расселения» ГО г.Уфа РБ с заявлением о предоставлении ему и его семье альтернативного жилого помещения взамен признанного аварийным по адресу: <адрес>, ул.<адрес>.

Письмом от 7 марта 2022 года МБУ «Служба сноса и расселения» ГО г.Уфа РБ отказано в обеспечении жилым помещением, поскольку положения ч.8 ст.32 ЖК РФ в данном случае не применяются ввиду того, что жилое помещение находится в собственности (ч.8.2 ст.32 ЖК РФ).

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на 7 выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 г.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность). При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми 8 правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. № 11-П, от 27 июня 2013 г. № 15-П, от 23 декабря 2013 г. № 29-П, от 22 апреля 2014 г. № 12-П и др.).

Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени в том числе предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.

Как усматривается из материалов дела, право собственности на спорное жилое помещение у истцов возникло до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 г., в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору.

Принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, право на получение истцом возмещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, без учета ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, истец как собственник жилого помещения вправе был рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.

Частью 7 ст.32 ЖК РФ предусмотрено, что при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Трухачёвых о возложении на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязанности предоставить Трухачёву Д.Г., Трухачёвой О.В. благоустроенного жилого помещения в пределах г.Уфы по договору социального найма общей площадью не менее 49,5 кв.м., подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание длящийся характер мероприятий, необходимых для восстановления жилищных прав истцом, оснований для установления срока исполнения судебного решения один месяц суд не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

удовлетворить частично исковые требования Трухачёва ФИО1, Трухачёвой ФИО2 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилья взамен аварийного.

Возложить на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН: 0276097173, ОГРН: 1050204343474) предоставить Трухачёву ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии , выданный ДД.ММ.ГГГГ Кушнаренковским РОВД Республики Башкортостан, Трухачёвой ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ МВД по РБ, благоустроенное жилое помещение в пределах г.Уфы по договору социального найма общей площадью не менее 49,5 кв.м..

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.

Судья Ю.В. Проскурякова

Решение в окончательной форме изготовлено 25.05.2022 г. Ю.В. Проскурякова