Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№12-634/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
13 октября 2011 года город Уфа
Судья Октябрьского районного суда г. Уфы РБ Хаматьянова Р.Ф.,
при участии заявителя Королевой И.Г.,
рассмотрев жалобу Королевой И.Г. на постановление ИФНС по Октябрьскому району г. Уфы № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которым директор ООО Королева И.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданка РФ, проживающая по адресу: , подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.,
У С Т А Н О В И Л :
Директор ООО Королева И.Г. привлечена к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ за то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники и порядка ведения кассовых операций за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО установлено, что предприятию на 2011 год обслуживающим банком установлен лимит остатка кассы в размере 20000 рублей. Согласно кассовой книги предприятия 2011г остаток наличных денежных средств в кассе предприятия на конец рабочего дня ДД.ММ.ГГГГ составил 22508 рублей 50 коп., т.е. был превышен лимит остатка кассы на 2508 руб. 50 коп., ДД.ММ.ГГГГ остаток наличных денежных средств в кассе на конец рабочего дня составил 22540 руб. 00 коп. т.е. превышение лимита остатка кассы составило 2540 руб. 00 коп., ДД.ММ.ГГГГ остаток наличных денежных средств в кассе на конец рабочего дня составил 20019 руб. 00 коп. т.е. превышение лимита остатка кассы составило 19 руб. 00 коп., ДД.ММ.ГГГГ остаток наличных денежных средств в кассе на конец рабочего дня составил 23976 руб. 50 коп., т.е. превышение лимита остатка кассы составило 3976 руб. 50 коп., ДД.ММ.ГГГГ остаток наличных денежных средств в кассе на конец рабочего дня составил 24605 руб. 50 коп. т.е. превышение лимита остатка кассы составило 4605 руб. 50 коп. ДД.ММ.ГГГГ остаток наличных денежных средств в кассе на конец рабочего дня составил 31542 руб. 50 коп. т.е. превышение лимита остатка кассы составило 11542 руб. 50 коп.. ДД.ММ.ГГГГ остаток наличных денежных средств в кассе на конец рабочего дня составил 39726 руб. 00 коп. т.е. превышение лимита остатка кассы составило 19726 руб. 00 коп., ДД.ММ.ГГГГ остаток наличных денежных средств в кассе на конец рабочего дня составил 27312 руб. 00 коп., т.е. превышение лимита остатка кассы составило 7312 руб. 00 коп. ДД.ММ.ГГГГ остаток наличных денежных средств в кассе на конец рабочего дня составил 26395 руб. 50 коп. т.е. превышение лимита остатка кассы составило 6395 руб. 50 коп.. ДД.ММ.ГГГГ составил 25911 рублей 90 коп. т.е. был превышен лимит остатка кассы на 5911 руб. 90 коп.. ДД.ММ.ГГГГ остаток наличных денежных средств в кассе на конец рабочего дня составил 23598 руб. 40 коп. т.е. превышение лимита остатка кассы составило 3598 руб. 40 коп.
За проверяемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ количество дней превышения лимита остатка кассы составило - 11 дней, общая сумма превышения лимита составила - 68 135 руб. 80 оп., средняя величина сверхлимитной кассовой наличности составила -6 194 руб. 16 коп.
Королева И.Г., не согласившись с постановлением, обратилась в суд с жалобой, просит обжалуемое постановление отменить, указывая на то, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку при образовании сверхлимитного остатка Обществом выручка сдается на следующий день, что согласовано и утверждено в расчете на установление лимита остатка кассы с обслуживающим банком. Кроме того, у налогового органа отсутствуют полномочия на проведение проверки лимита остатка кассы.
В судебном заседании заявитель Королева И.Г. поддержала жалобу, просила ее удовлетворить по изложенным основаниям.
Представитель ИФНС по Октябрьскому району г. Уфы в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен, суд считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив представленные материалы административного дела, выслушав участников процесса, суд находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии с положениями КоАП РФ при рассмотрении дела суд обязан проверить правильность действий должностного лица и установить, производится ли взыскание на основании закона и правомочным на то органом или должностным лицом, был ли соблюден установленный порядок привлечения лица, к которому предъявлено требование, к выполнению возложенной на него обязанности; совершил ли оштрафованный нарушение, за которое законодательством установлена ответственность в виде штрафа, и виновен ли он в совершении этого нарушения; не превышает ли наложенный штраф установленный предельный размер; учтены ли при определении размера штрафа тяжесть совершенного проступка, личность виновного и его имущественное положение; не истекли ли сроки давности для наложения и взыскания штрафа.
В соответствии с ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Осуществление контроля за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей возложено на налоговые органы в соответствии со ст.7 Федерального закона от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт», ст.7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».
Пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. № 506 также установлено, что Федеральная налоговая служба осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, осуществляет контроль и надзор за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.05.1998г. № 14-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года «О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» нормы данного закона в их взаимосвязи имеют многофункциональное значение и направлены на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя, а также на охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины. Данная правовая позиция сохраняет свою юридическую силу при толковании норм Федерального закона от 22.05.2003г. № 54-ФЗ.
Таким образом, проверка соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки относится к мероприятиям финансового контроля. Аналогичная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2010г. № 1130/10.
Порядок производства по делу об административном правонарушении на всех его стадиях регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.3 ст.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч.1 и 1.1 названной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами,
уполномоченными составлять протоколы об административных
правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса); фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи; 5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении
собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в
случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное
средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
В данном случае основанием для возбуждения дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, при проведении соответствующих проверочных мероприятий.
В силу ст.23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.1 КоАП РФ, относится к компетенции налоговых органов.
Учитывая изложенное, действия административного органа по выявлению и непосредственному обнаружению достаточных данных,
указывающих на наличие события административного правонарушения, являются правомерными.
В силу ст.34 Федерального закона от 10.07.2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определение порядка ведения кассовых операций отнесено к компетенции Банка России.
Кассовые операции на территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с требованиями, содержащимися в Порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденном решением совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 г. № 40 (далее Порядок).
В п.1 Порядка определено, что предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются (п. 5 Порядка).
Согласно п.6 Порядка предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.
В силу п.2.4 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденного Советом директоров Банка России 19.12.1997г., протокол № 47 порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.
Следовательно, порядок и сроки сдачи в банк сверхлимитной денежной наличности устанавливаются на основании соглашений между организациями и обслуживающими банками.
При этом для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, сроки сдачи наличных денежных средств переносятся на следующий день.
Заявитель Королева И.Г. указывает, что режим работы закусочной , принадлежащей ООО , - с 10.00 до 23.00. Режим работы кассы филиала ОАО «УРАЛСИБ» - ежедневно до 20.00час, соответственно, остаток выручки, образующейся на конец рабочего дня, может быть сдан в банк только на следующий день.
Согласно письму филиала ОАО «УРАЛСИБ» от ДД.ММ.ГГГГ Обществу обслуживающим банком определен лимит остатка наличных денег в кассе предприятия в размере 20 000 руб., срок сдачи выручки установлен на следующий день.
Судом установлено, что Обществом сверхлимитная выручка сдавалась в Банк на следующий день, что подтверждается ордерами № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ 1г., № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, остаток выручки до момента истечения срока (на следующий день), установленного расчетом лимита, не является превышением установленного лимита. В связи с чем, в действиях директора ООО Королевой И.Г. отсутствует событие вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с ч.1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 п.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Суду не представлены доказательства наличия в действиях директора ООО Королевой И.Г. административного правонарушения.
В соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события или состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, оспариваемое постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь ст.24.5 и п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.1 КоАП РФ, в отношении директора ООО Королевой И.Г. отменить, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении директора ООО Королевой И.Г. прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Судья Р.Ф. Хаматьянова