Дело № 2 - 2676/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июня 2019 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гибадатова У.И..
при секретаре : Камаловой Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черновой И.А. к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности признать нуждающимися в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Чернова И.А. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование указала, что она зарегистрирована по адресу: <адрес>. Ранее фактически проживала по указанному адресу.
В указанном доме также зарегистрированы:
- муж ФИО4
- ФИО5
Индивидуальный жилой дом, назначение: жилое, 1-этажный, общая площадь 34,8 кв.м., инв. №, адрес объекта: <адрес>, принадлежит на праве собственности Черновой И.А. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ№, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации №.
ДД.ММ.ГГГГ в семье истца произошло несчастье, в жилое доме № расположенном по адресу: <адрес>, произошел пожар, в результате которого дом и находящееся в нем имущество сгорело.
Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела № от ДД.ММ.ГГГГ, экспертом ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по РБ установлено, что очаг возгорания находился во внутреннем объеме юго-западной стороны жилого дома, преимущественно в южной части, вблизи АОГВ. Возникновение данного пожара могло произойти от вспышки паров растворителя, выделяющегося из свеженанесенной пены, с последующем горением самой пены и сгораемых внутри конструкций стен.
Причиненный истцу материальный ущерб оценен в размере 1 000 000 руб.. Дом и имущество не застраховано.
Затем, каждому, кто был прописан в указанном доме была выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ, отделом ГПН г. Уфы МЧС России, для оказания материальной помощи.
Ответчиком была предоставлена материальная помощь в размере 10 000 руб. на каждого прописанного жильца, в общей сумме семья истца получила 30 000 руб. компенсации при пожаре. Указанная сумма мала для покупки собственного жилья или строительства нового дома.
Кроме того, ответчиком также было предложено жилое помещение в виде комнаты в общежитии как временное жилье, но с предоставленным жильем семья истца не согласились.
Семья истца по прежнему вынуждены проживать у родственников в стесненных условиях. Самостоятельно улучшить свои жилищные условия за счет собственных сил и средств, в силу материальных трудностей, семья истца не имеет возможности.
Семья истца, оказавшись в крайне трудной жизненной ситуации вследствие пожара, уничтожившего единственное жилище и все имущество вправе рассчитывать на оказание материальной помощи в максимально возможном размере.
На основании изложенного просит:
1. возложить обязанность на Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан признать Чернову И.А. и членов ее семьи ФИО5, ФИО4, нуждающимися в улучшении жилищных условий путем предоставления субсидии для строительства дома.
2. возложить обязанность на Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан поставить Чернову И.А. и членов ее семьи ФИО5, ФИО4, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования, просила удовлетворить.
Представитель ответчика на судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать.
Третье лицо Муравьев В.А. на судебном заседании просил удовлетворить иск.
Третье лица Мельникова М.Г. на судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, в пределах заявленных исковых требований и представленных доказательств, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерации провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.
Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.
В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление N 20-П, Определение N 17-О и др.).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В судебном заседании установлено, что Индивидуальный жилой дом, назначение: жилое, 1-этажный, общая площадь 34,8 кв.м., инв. №, адрес объекта: <адрес>, принадлежит на праве собственности Черновой И.А. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ№, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации №
В указанном доме на регистрационном учете состоят:
- Чернова И.А.
- муж ФИО4
- ФИО5
ДД.ММ.ГГГГ.в жилое доме №, расположенном по адресу: <адрес>, произошел пожар, в результате которого дом и находящееся в нем имущество сгорело.
Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела № от ДД.ММ.ГГГГ, осмотрев место происшествия и изучив материал проверки, эксперт ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по РБ сделал вывод:
1. очаг пожара произошедшего ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, находился во внутреннем объеме юго-западной стороны жилого дома, преимущественно в южной части, вблизи АОГВ.
2. возникновение данного пожара могло произойти от вспышки паров растворителя, выделяющегося из свеженанесенной пены, с последующим горением самой пены и сгораемых внутренних конструкций стен.
К РФ предусмотрен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и определен орган, осуществляющий принятие на учет. Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина на основании норм статей 49, 51 - 52 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (п. 1).
Согласно части ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (п. 2).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет) (п. 3).
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (п. 1).
Согласно пункту 1 части 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Истица обратилась в Администрацию Октябрьского района ГО г. Уфа РБ с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация Октябрьского района ГО г. Уфа РБ отказала Черновой И.А. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в настоящее время, поскольку она не признана в установленном порядке малоимущими и не представлены соответствующие документы.
Порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определяется в соответствии с положениями ст.51 ЖК РФ. Статьями 31 и 69 ЖК РФ определяется понятие членов семьи собственника и нанимателя жилого помещения.
Одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является обеспеченность общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.06.2006 г. №12/22 установлена учетная норма, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Сведений о том, что органом местного самоуправления принято решение (заключение) о том, что дом № по ул. <адрес> непригоден для проживания (аварийный) не имеется и суду не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Черновой И.А. к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности признать нуждающимися в жилых помещениях у суда не имеется.
Не подлежат удовлетворению и требования о возложении обязанности на Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан признать Чернову И.А. и членов ее семьи ФИО5, ФИО4, нуждающимися в улучшении жилищных условий путем предоставления субсидии для строительства дома, поскольку они производны от основных требований о возложении обязанности признать нуждающимися в жилых помещениях, в удовлетворении которых отказано.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении исковых требований Черновой И.А. к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности признать нуждающимися в жилых помещениях.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Председательствующий судья Гибадатов У.И.