НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан) от 09.01.2017 № 2-7798/17

Дело №2-7798/17

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 декабря 2017 года город Уфа

Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе

судьи Сунгатуллина А.Ю.,

при секретаре Миграновой Р.К.,

с участием истца ФИО1 – ФИО2, действующего по доверенности от 17.11.2016г. за №15-6618, представителя ответчика ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г.Уфы ФИО4 по доверенности от 09 января 2017 года №05-05,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе г.Уфы РБ о признании незаконным решения об отказе в корректировке сведений о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе г.Уфы РБ о признании незаконным решения об отказе в корректировке сведений о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию. В обоснование иска указано, что 25.12.2014 года истцом в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее - Закон № 56-ФЗ) через филиал №106 Башкирского отделения № 8598 ПАО «Сбербанк России» оплачены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 12 000 руб. в ОПФ (копия чека-ордера прилагается).

Денежные средства в размере 12 000,00 руб. (наименование платежа: дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии) оператором (Башкирское отделение №8598 ПАО «Сбербанк России») перечислены получателю: УФК по РБ (ОПФР по Республике Башкортостан) платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой Башкирского отделения ПАО «Сбербанк России» от 07.10.2017г. (копия прилагается).

Договор об обязательном пенсионном страховании с негосударственным пенсионным фондом истцом заключен ДД.ММ.ГГГГ. с НПФ «РГС».

Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Законом № 56-ФЗ подано 23.12.2010г.

При обращении в НПФ «РГС» было установлено, что уплаченные 25.12.2014г. денежные средства на индивидуальный лицевой счет в ОПФ не поступали.

При анализе чека-ордера от 25.12.2014г. филиала №106 Башкирского отделения № 8598 ПАО «Сбербанк России» выявлена техническая ошибка оператора, выразившаяся в неверном указании кода бюджетной классификации (КБК). Вместо необходимого КБК 39, оператором был указан КБК 39 (индивидуальные предприниматели, главы крестьянских фермерских хозяйств, адвокаты, нотариусы и т.д.). ;

30.10.2017г. истцом в соответствии со ст. 15.1. Закона №56-ФЗ и Приказом Минтруда России от 27.03.2017г. № 310н «Об утверждении Правил корректировки сведений о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования» (далее - Приказ Минтруда № 31 Он) в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе в г.Уфы было подано (зарегистрировано должностным лицом ФИО8. вх. № б/н от 30.10.2017) заявление о корректировке сведений о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования (далее - Заявление о корректировке сведений) с приложением копий соответствующих документов подтверждающих уплату и намерений (справка Сбербанка от ДД.ММ.ГГГГ, чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ).

Ответчиком было принято Решение №1 об отказе в корректировке сведений о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования (далее - Решение от 02.11.2017 № 1 об отказе в корректировке сведений), с указанием всех оснований которые имеются в п.8 Приказа Минтруда № 310н.

Истец считает Решение от 02.11.2017г. №1 об отказе в корректировке сведений незаконным и нарушающим права и законные интересы по следующим основаниям.

Истец в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) является пенсионером и получает трудовую пенсию по старости.

Согласно п. 2 ст. 5 Закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей: страховой; накопительной.

В п. 1 ст. 6 Закона № 173-ФЗ указано, что порядок финансирования частей трудовых пенсий, а также порядок учета средств на индивидуальном лицевом счете определяются Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (далее - Закон № 111-ФЗ) суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в течение финансового года в Пенсионный фонд РФ, подлежат инвестированию.

Из положений пунктов 1, 4 ст. 14 Закона № 111-ФЗ следует, что средства пенсионных накоплений для передачи управляющим компаниям формируются из поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также поступивших сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, сумм взносов работодателя в пользу застрахованного лица, уплачиваемых в соответствии с Законом № 56-ФЗ, чистого финансового результата, который получен от их временного размещения Пенсионным фондом Российской Федерации, сумм взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Законом № 56-ФЗ, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также средств, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации от управляющих компаний по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и от негосударственных пенсионных фондов по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (п. 1).

Передача пенсионных накоплений, сформированных в порядке, установленном Законом об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации путем их перечисления в соответствии с заявлениями застрахованных лиц на отдельные банковские счета управляющих компаний (п. 4).

В ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» (далее - Закон № 360-ФЗ) установлено, что за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплат: 1) единовременная выплата средств пенсионных накоплений (далее - единовременная выплата); 2) срочная пенсионная выплата; 3) накопительная часть трудовой пенсии по старости; 4) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.

Застрахованное лицо имеет право обратиться за назначением первых трех названных выше выплат к тому страховщику, у которого застрахованное лицо на день обращения за назначением соответствующей выплаты формирует пенсионные накопления (ч. 1 ст. 3 Закона № 360-ФЗ). Размер этих выплат определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета либо на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица на день, с которого назначается соответствующий вид выплат (ч. 3 ст. 3 Закона № 360-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 10 Закона № 167-ФЗ суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона № 173-ФЗ установление накопительной части трудовой пенсии по старости осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

В ч.1 ст. 6 Закона 56-ФЗ предусмотрено, что уплата дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии осуществляется застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим указанный взнос, путем перечисления денежных средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации через кредитную организацию.

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона № 56-ФЗ, дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, взносы работодателя, а также доход от их инвестирования отражаются Пенсионным фондом Российской Федерации в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам по основаниям и в порядке, которые установлены Законом об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии и Федеральным законом от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Срок, в течение которого указанные средства должны быть отражены в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и переданы управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, не может превышать три месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации реестров застрахованных лиц за истекший квартал либо в случае самостоятельной уплаты застрахованным лицом дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии копий платежных документов за истекший квартал.

Из ч. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 12 Закона № 56-ФЗ (в редакции действовавшей в спорный период) следует, что право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, имеют застрахованные лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений предоставляется в текущем календарном году застрахованным лицам, уплатившим в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме не менее 2000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона № 56-ФЗ размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12000 рублей в год.

В статье 14 этого же Закона предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации до 20 апреля года, следующего за годом уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, направляет заявку о переводе из федерального бюджета необходимой суммы средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений. Форма и правила составления указанной заявки утверждаются Правительством Российской Федерации. Из приведенных норм Закона следует, что осуществление государственного софинансирования дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии связано с датой уплаты таких дополнительных страховых взносов.

Федеральным законом от 04.11.2014 № 345-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 345-ФЗ) предусмотрены корректировки сведений о средствах пенсионных накоплений (статья 15.1. Закона № 56-ФЗ), а Приказом Минтруда № 310н определен порядок корректировки этих сведений.

Пенсионный фонд в силу закона не удерживает поступающие на его счет денежные средства, уплаченные в счет дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, а переводит их на счет негосударственного пенсионного фонда, выполняя административные функции, что в рассматриваемом случае сделано не было.

В вышестоящий в порядке подчиненности орган - Государственное учреждение Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - ГУ ОПФ РФ по РБ) жалоба на Решение ответчика от 02.11.2017г. № 1 не подавалась, т.к. Законом № 56-ФЗ и Приказом Минтруда № 310н данный порядок не предусмотрен.

Истцом в ГУ ОПФ РФ по РБ было подано (вх.№ 9952 от 10.10.2017) Заявление № б/н от 10.10.2017г. о корректировке сведений (копия прилагается) с приложением копий соответствующих подтверждающих документов.

Письмом от 17.10.2017г. № 06-35/23-682 (копия прилагается) ГУ ОПФ РФ по РБ сообщило, что денежные средства продолжают находиться в статусе «ошибочных» в бюджете Пенсионного фонда, а также разъяснило, что территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации принимающим официальное решение по вышеуказанному заявлению о корректировке сведений является - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе в г.Уфы (чье решение об отказе, согласно письма, ГУ ОПФ РФ по РБ рекомендует обжаловать в судебном порядке).

Таким образом, подобные действия на стороне Пенсионного фонда (в лице его территориальных органов) приводят к неосновательному обогащению и введению граждан участвующих в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в заблуждение.

Более того, возврат денежных средств (о котором указывает ГУ ОПФ РФ по РБ в письме от 17.10.2017г. № 06-35/23-682) до наступления установленных законодательством случаев не предусмотрен (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 20.03.2012г. по делу № 33-1725/2012; Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от № 33-7415/2015 по делу № 2-1552/2015).

Истец просит признать незаконным и отменить решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Уфы от 02.11.2017г. №1 об отказе в корректировке сведений о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования, обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе в г.Уфы произвести корректировку сведений и результаты корректировки отразить в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица - на основании заявления от 30.10.2017г. и представленных документов.

В судебном заседании представитель истца ФИО1-ФИО2 поддержал исковые требования и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.

Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе г.Уфа - ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении.

Истец ФИО1, представитель заинтересованного лица Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела по существу в судебное заседание не явились.

Согласно ч. 2.1. ст.113 ГПК РФ - Судебные извещения и вызовы: Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в абзаце первом настоящей части, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

При отсутствии технической возможности у органов местного самоуправления, иных органов и организаций они вправе заявить ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Информация о времени и месте судебного разбирательства была размещена на сайте Октябрьского районного суда города Уфы РБ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, суд, принимая во внимание, что в деле имеются доказательства о получении судебного извещения на предварительное и основное судебное заседание, а также размещение на сайте суда и отсутствии ходатайства об отсутствии возможности использования информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», приходит к выводу о надлежащем извещении административного ответчика.

Суд в соответствии с ст. 113, 167 ГПК РФ приходит к выводу о рассмотрении дела без участия неявившихся участников процесса.

Выслушав объяснение участников процесса, исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства, обладающие юридической силой, суд приходит к следующему.

Истец в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) является пенсионером и получает трудовую пенсию по старости.

Согласно п. 2 ст. 5 Закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей: страховой; накопительной.

В п. 1 ст. 6 Закона № 173-ФЗ указано, что порядок финансирования частей трудовых пенсий, а также порядок учета средств на индивидуальном лицевом счете определяются Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (далее - Закон № 111-ФЗ) суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в течение финансового года в Пенсионный фонд РФ, подлежат инвестированию.

Из положений пунктов 1, 4 ст. 14 Закона № 111-ФЗ следует, что средства пенсионных накоплений для передачи управляющим компаниям формируются из поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также поступивших сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, сумм взносов работодателя в пользу застрахованного лица, уплачиваемых в соответствии с Законом № 56-ФЗ, чистого финансового результата, который получен от их временного размещения Пенсионным фондом Российской Федерации, сумм взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Законом № 56-ФЗ, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также средств, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации от управляющих компаний по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и от негосударственных пенсионных фондов по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (п. 1).

Передача пенсионных накоплений, сформированных в порядке, установленном Законом об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации путем их перечисления в соответствии с заявлениями застрахованных лиц на отдельные банковские счета управляющих компаний (п. 4).

В ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» (далее - Закон № 360-ФЗ) установлено, что за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплат: 1) единовременная выплата средств пенсионных накоплений (далее - единовременная выплата); 2) срочная пенсионная выплата; 3) накопительная часть трудовой пенсии по старости; 4) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.

Застрахованное лицо имеет право обратиться за назначением первых трех названных выше выплат к тому страховщику, у которого застрахованное лицо на день обращения за назначением соответствующей выплаты формирует пенсионные накопления (ч. 1 ст. 3 Закона № 360-ФЗ). Размер этих выплат определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета либо на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица на день, с которого назначается соответствующий вид выплат (ч. 3 ст. 3 Закона № 360-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 10 Закона № 167-ФЗ суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона № 173-ФЗ установление накопительной части трудовой пенсии по старости осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

В ч.1 ст. 6 Закона 56-ФЗ предусмотрено, что уплата дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии осуществляется застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим указанный взнос, путем перечисления денежных средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации через кредитную организацию.

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона № 56-ФЗ, дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, взносы работодателя, а также доход от их инвестирования отражаются Пенсионным фондом Российской Федерации в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам по основаниям и в порядке, которые установлены Законом об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии и Федеральным законом от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Срок, в течение которого указанные средства должны быть отражены в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и переданы управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, не может превышать три месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации реестров застрахованных лиц за истекший квартал либо в случае самостоятельной уплаты застрахованным лицом дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии копий платежных документов за истекший квартал.

Из ч. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 12 Закона № 56-ФЗ (в редакции действовавшей в спорный период) следует, что право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, имеют застрахованные лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений предоставляется в текущем календарном году застрахованным лицам, уплатившим в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме не менее 2000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона № 56-ФЗ размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12000 рублей в год.

В статье 14 этого же Закона предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации до 20 апреля года, следующего за годом уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, направляет заявку о переводе из федерального бюджета необходимой суммы средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений. Форма и правила составления указанной заявки утверждаются Правительством Российской Федерации. Из приведенных норм Закона следует, что осуществление государственного софинансирования дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии связано с датой уплаты таких дополнительных страховых взносов.

Федеральным законом от 04.11.2014 № 345-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 345-ФЗ) предусмотрены корректировки сведений о средствах пенсионных накоплений (статья 15.1. Закона № 56-ФЗ), а Приказом Минтруда № 310н определен порядок корректировки этих сведений.

Пенсионный фонд в силу закона не удерживает поступающие на его счет денежные средства, уплаченные в счет дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, а переводит их на счет негосударственного пенсионного фонда, выполняя административные функции, что в рассматриваемом случае сделано не было.

В вышестоящий в порядке подчиненности орган - Государственное учреждение Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - ГУ ОПФ РФ по РБ) жалоба на Решение ответчика от 02.11.2017г. № 1 не подавалась, т.к. Законом № 56-ФЗ и Приказом Минтруда № 310н данный порядок не предусмотрен.

В судебном заседании установлено, что истцом 25.12.2014 года в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее - Закон № 56-ФЗ) через филиал №106 Башкирского отделения № 8598 ПАО «Сбербанк России» оплачены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 12 000 руб. в ОПФ, копия чека-ордера от 25.12.2014г., денежные средства в размере 12 000,00 руб. (наименование платежа: дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии) оператором (Башкирское отделение №8598 ПАО «Сбербанк России») перечислены получателю: УФК по РБ (ОПФР по Республике Башкортостан) платежным поручением №666489 от 26.12.2014, что подтверждается справкой Башкирского отделения №8598 ПАО «Сбербанк России» от 07.10.2017г.

Договор об обязательном пенсионном страховании с негосударственным пенсионным фондом истцом заключен 19.12.2010г. с НПФ «РГС».

Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Законом № 56-ФЗ подано 23.12.2010г.

В соответствии с приказом от 27 марта 2017г. №310н «Об утверждении правил корректировки сведений о суммах дополнительных страховых взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования (п. 2, 3) корректировка сведений производиться в целях обеспечения достоверности и полноты сведений об уплаченных взносах и своевременного и обоснованного устранения выявленных ошибок, связанных с уплатой (перечислением) и учетом дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя.

Основанием для осуществления корректировки является дополнительно подтвержденные факты уплаты (неуплаты), переплаты (недоплаты), дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, приведшие к искажению и (или неправильному отражению информации о средствах пенсионных накоплений в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

3. Корректировка сведений осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации:

Самостоятельно в случае выявления в ходе текущей деятельности территориального органа ПФР, указанных в п. 2 настоящих правил оснований для осуществления корректировки;

По обращению застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную пению, работодателя, кредитной организации, осуществляющих прием платежей физических лиц по дополнительным страховым взносам на накопительную пенсию, или иного заинтересованного лица с заявлением о корректировке сведений о суммах дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от ин инвестирования.

Федеральным законом от 04.11.2014 № 345-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 345-ФЗ) предусмотрены корректировки сведений о средствах пенсионных накоплений (статья 15.1. Закона № 56-ФЗ), а Приказом Минтруда № 310н определен порядок корректировки этих сведений.

Пенсионный фонд в силу закона не удерживает поступающие на его счет денежные средства, уплаченные в счет дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, а переводит их на счет негосударственного пенсионного фонда, выполняя административные функции, что в рассматриваемом случае сделано не было.

Истцом в ГУ ОПФ РФ по РБ было подано (вх.№ 9952 от 10.10.2017) Заявление № б/н от 10.10.2017г. о корректировке сведений (копия прилагается) с приложением копий соответствующих подтверждающих документов.

Письмом от 17.10.2017г. № 06-35/23-682 (копия прилагается) ГУ ОПФ РФ по РБ сообщило, что денежные средства продолжают находиться в статусе «ошибочных» в бюджете Пенсионного фонда, а также разъяснило, что территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации принимающим официальное решение по вышеуказанному заявлению о корректировке сведений является - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе в г.Уфы (чье решение об отказе, согласно письма, ГУ ОПФ РФ по РБ рекомендует обжаловать в судебном порядке).

30.10.2017г. истцом в соответствии со ст. 15.1. Закона №56-ФЗ и Приказом Минтруда России от 27.03.2017г. № 310н «Об утверждении Правил корректировки сведений о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования» (далее - Приказ Минтруда № 31 Он) в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе в г.Уфы было подано (зарегистрировано должностным лицом ФИО3 вх. № б/н от 30.10.2017г.) заявление о корректировке сведений о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования (далее - Заявление о корректировке сведений) с приложением копий соответствующих документов подтверждающих уплату и намерений (справка Сбербанка от ДД.ММ.ГГГГ, чек-ордер от 25.12.2014г.).

Ответчиком было принято решение №1 об отказе в корректировке сведений о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования (далее - Решение от 02.11.2017 № 1 об отказе в корректировке сведений), с указанием всех оснований которые имеются в п.8 Приказа Минтруда №310н.

Пенсионный фонд в силу закона не удерживает поступающие на его счет денежные средства, уплаченные в счет дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, а переводит их на счет негосударственного пенсионного фонда, выполняя административные функции, что в рассматриваемом случае сделано не было.

Более того возврат денежных средств до наступления, установленных законодательством случаев не предусмотрен.

Таким образом, подобные действия на стороне Пенсионного фонда (в лице его территориальных органов) приводят к неосновательному обогащению и введению граждан участвующих в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в заблуждение.

Таким образом, суд приходит к выводу, что принятое решение является необоснованным, поскольку материалами дела доказан факт перечисления дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии и факт нахождения денежных средств в статусе «ошибочных» в бюджете Пенсионного фонда, что является основанием для корректировки сведений о суммах дополнительных страховых взносов.

Таким образом, пронализировав нормы права, оценив в совокупности все доказательства обладающие юридической силой, приходит к выводу - требование истца подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе г.Уфы РБ о признании незаконным решения об отказе в корректировке сведений о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию -удовлетворить.

Решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Уфы от 02.11.2017 №1 об отказе в корректировке сведений о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования признать незаконным и отменить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе в г.Уфы произвести корректировку сведений и результаты корректировки отразить в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица - на основании заявления от 30.10.2017г. и представленных документов.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца Октябрьский районный суд города Уфы.

Судья А.Ю.Сунгатуллин